Контакты

Богородская игрушка кузнецы. Богородская игрушка «Кузнецы»: картонная версия. Символ промысла - движущиеся деревянные игрушки

Легенды села Богородское

Об истории возникновения богородской игрушки рассказывают разные предания и легенды.


По одному из преданий первые игрушки из дерева стал резать основатель Троице-Сергиева монастыря, Сергий Радонежский, оделявший ими приходивших к нему крестьянских детей.

А еще говорят, что в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись "игрушечным" ремеслом.

Традиционные Богородские игрушки

Именно неокрашенные игрушки, фигурки людей, животных и птиц из липы, декорированные лишь неглубокими быстрыми порезками, определили в лицо традиционной Богородской игрушки.

Среди произведений той поры пользовались большим спросом мужские и женские фигурки: грибников и дровосеков, охотников, плясунов, музыкантов.

Как правило, они устанавливались на высоком пьедестале и расписывались в яркие цвета. Головки таких фигур соединялись с туловищами при помощи небольшой пружинки. Таким образом, игрушки "оживлялись".


На игрушечном базаре перед покупателем развертывалась картина современной ему жизни. Здесь можно было увидеть гарцующего на коне гусара, щеголеватого офицера, толстого чванливого барина, жеманную барышню с гигантским цветком в руке. Характерным для богородцев был и образ всадника, постоянно варьировавшийся на промысле: седачки и казаки, полководцы и охотники. Часто вырезали и фигурки простых солдат, марширующих, бьющих в тарелки, или весело барабанящих.

Большое место занимало изображение животных, среди которых самым любимым был медведь. Волею богородских мастеров он наравне с человеком активно участвовал в различных работах - гнул дуги (правда неудачно), ковал металл, а в часы досуга играл на музыкальных инструментах.

Среди прочих игрушек были небольшие фигурки в виде солдата или барина, так называемые щелкуны. Они не только служили настольным украшением, но и имели определенное практическое назначение - щелкали орехи. Нижняя челюсть щелкуна была частью рычага, поднимая который в рот щелкуна вкладывали орех. При нажатии на рычаг орех легко раскалывался. Подобный щелкун (щелкунчик) стал героем знаменитой сказки Гофмана и балета Чайковского.

Как создают Богородскую игрушку.


Для богородской игрушки нужна хорошо просушенная на открытом воздухе древесина липы, дерева мягкого и податливого. Можно также использовать осину и ольху, отличающиеся такой же мягкой и однородной древесиной.

Игрушки бывают токарной и ручной обработки. С первой все проще - детали будущих игрушек вытачивают на станке, выпиливаются по шаблону, сборщики их соединяют, а живописцы делают роспись, если необходимо, и покрывают лаком.

А вот ручная работа гораздо сложней.

Отличить ручную работу от фабричной просто. Для ручной работы характерна проработка мельчайших деталей, точное соблюдение пропорций. Да и ценится такая игрушка значительно дороже.

Как "оживают" игрушки

Особенно интересны подвижные Богородские игрушки.

Некоторые фигурки укреплены на параллельно расположенных подвижных планках, скрепленных гвоздиками. Так сделана, например, игрушка "Кузнецы".

Когда известному французскому скульптору Огюсту Родену подарили популярную Богородскую игрушку "Кузнецы", он сказал: "Народ, который создал эту игрушку - великий народ".

Игрушке "Кузнецы" более 300 лет, это одна из старейших Богородских игрушек. Сегодня подвижная игрушка "Кузнецы" стала символом русской деревянной игрушки и является зарегистрированным товарным знаком предприятия "Богородский резчик".

И игрушка "Курочки" - тоже долгожитель. Ею играли дети еще во времена Пушкина и Лермонтова. Но и в наше время при всем изобилии игрушек незатейливая игра с расписными курочками по-прежнему радует и детей, и взрослых. Натягивается веревочка – наклоняется головка курочки. Стоит слегка покачать игрушку в руках, как курочки начнут клевать зернышки. Раскрутишь посильнее, и курочки стучат клювами дружнее. Чем сильнее качаешь игрушку - тем активнее курочки клюют.

Некоторые игрушки крепятся на подставках-тумбочках, а внутрь вставляется спиральная пружинка, она и приводит фигурку в действие ("Лыжники", "Как яблоньку сажают", "Мишка-дровосек").

У других с помощью вставленной внутрь пружинки "оживает" только определенная деталь. Качает головой "русская красавица", дрожат листья на березке и зонтики в руках "дам"...

В более сложных композиционных Богородских игрушках оживает и движется каждый персонаж.

Традиции и современность.

Созданные в середине и во второй половине XIX века деревянные игрушки Подмосковья - это целая галерея персонажей, будто пришедших в музейные витрины из эпохи дореформенной России. В изысканных сложных костюмах жеманно и глуповато улыбающиеся дамы и кавалеры, гусары и барыни стоят на треугольных подставках, сле гка выдвинув ногу и чуть склонив голову.

Сейчас появились новые сюжеты и новые игрушки. Сегодняшний медведь играет в футбол, катается на велосипеде, улетает в космос, работает на компьютере.


Литература:

  • http://www.bogorodskoe.ru/
  • http://mademaster.ru/istorija-remesel/bogorodskaja-rezba.html
  • http://www.bus-turs.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=56&Itemid=46

Материал подготовила Рощина Елизавета

Пестрые деревянные курочки на подставке, фигурки кузнецов, мужика и медведя, - потяни за планку, и они застучат молоточками по маленькой наковальне... Забавные игрушки, известные на Руси с незапамятных времен, стали основным народным промыслом для жителей подмосковного села Богородское.

Старинное село Богородское расположено в 25 км от Сергиева Посада, близ Москвы. Народный промысел зародился под влиянием Троице-Сергиева монастыря - одного из крупнейших центров художественных ремесел Московской Руси

Уже в XV - XVI веках богородские крестьяне, в то время монастырские крепостные, заложили основы развившегося впоследствии художественного промысла обработки дерева. Село стало одним из центров народного творчества в истории русского прикладного искусства.

История богородской игрушки начинается с легенды. Говорят, в маленькой деревеньке близ современного Сергиева Посада жила крестьянская семья. Людьми они были бедными и многодетными. Мать решила позабавить ребятишек и сделать им куклу. Сшила из ткани, но через несколько дней дети разорвали игрушку. Сплела из соломы, да уже к вечеру кукла рассыпалась. Тогда взяла женщина щепку и вырезала игрушку из дерева, а дети прозвали ее Аука. Долго забавлялась ребятня, а потом кукла им наскучила. И отец отвез ее на ярмарку. Там нашелся купец, которому игрушка показалась занятной, и заказал крестьянину целую партию. С тех пор, рассказывают, большинство жителей деревни Богородское и занялись “игрушечным” ремеслом.

Народными мастерами в селе Богородское Московской области создаются деревянные резные игрушки, которые так же, как и глиняные, относятся к народной пластике.

Традиционная богородская игрушка - это неокрашенные фигурки людей, животных и птиц из липы, композиции из жизни русского крестьянина.

Самый знаменитый богородский сюжет – кузнецы. Они повсюду – и на воротах фабрики и даже на фасадах домов.Игрушке "Кузнецы" более 300 лет. Стоит подвигать планками и тут же начинается бойкая работа. В четком ритме двигаются фигурки, в такт стучат по наковальне молотки.


Народные мастера, работая примитивным инструментом, сумели создать из дерева правдивые, реалистические образы окружающей действительности.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (маленькими кусочками отщипывается дерево).
Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Гладкие поверхности обрабатываются тонкой наждачной бумагой.

Большинство игрушек – движущиеся, а каждый тип движения имеет своё название.Особенно интересны игрушки с движением: на планках, с балансом, с кнопкой. Эти незамысловатые, но всегда остроумные по конструкции приспособления делают игрушку живой, выразительной и особо привлекательной.

Развод (разводятся планочки)

Баланс.Крутится шарик-баланс и игрушка совершает какие-то действия.

Кнопочная игрушка.Нажимаем на кнопочку – двигается.

Мастера резали из липы фигурки животных и людей из народной жизни, басен и сказок.

Самыми традиционными куклами, сделанными в Богородском, были барыни и гусары, няньки, кормилицы с детьми, солдаты, пастушки, мужики.

В игрушках отражены практически все этапы развития страны.


Богородские игрушки делаются не только для детской забавы, но и для украшения жилья, для уюта.

В 1923 году мастера объединились в артель "Богородский резчик" и была открыта профессионально-техническая школа, готовящая новые кадры мастеров художественной резьбы по дереву.

В 1960 году, в канун 300-летия зарождения народного промысла артель была преобразована в фабрику художественной резьбы.

Рассказывают, что во время Великой Отечественной войны знаменитых резчиков отзывали с фронта, потому что богородскую игрушку экспортировали в США в обмен на оружие.

Сейчас много игрушек вытачивается на токарных станках и раскрашивается вручную.

Деревянные игрушки считаются одними из самых полезных для развития мелкой моторики ребёнка. Кроме того, их можно грызть, даже раскрашенные, потому что покрывают их специальным масляным лаком. Надо сказать, что и многие взрослые «впадают в детство» при виде движущихся фигурок!

Богородские игрушки можно встретить в магазинах, музеях, на выставках, во многих домах не только наших городов, но и за рубежом.

Далеко за пределами Московской области известны православные мастера - чудодеи Н. И. Максимов, В. В. Юров, С. Бадаев, М. А. Пронин, А. Я. Чушкин, А. А. Рыжов, И. К. Стулов и другие.

Богородские мастера-художники - участники многочисленных выставок; их произведения отмечались золотыми медалями на всемирных выставках в Париже, Нью-Йорке, Брюсселе.

Игрушка "Крестьянин и курочка" находится в Историческом музее Москвы, композиция "Как мыши кота хоронили" - в музее народного искусства, игрушка "Кавалер и дама", "Царь Додон и звездочка" - в русском областном краеведческом музее. Есть игрушки и в Сергиево-Посадском музее-заповеднике.

Современная Богородская резьба - многообразна по сюжетам и формам художественного выражения. Она органически входит в художественную культуру, сохраняя древние традиции ремесла.

Богородская деревянная игрушка – это не только интересный сувенир, но и отличная игрушка для ребёнка: и руку развивает, и фантазию будит, и материал безопасный.

Французский скульптор Огюст Роден, увидев богородскую игрушку, сказал: Народ,который создал эту игрушку – великий народ.

Промысел по вырезанию различных забавных игрушек был основан в селе Богородское. Ключевые принципы вырезания фигурок из деревянных чурок в этом месте были заложены в 16-17 столетии Троице-Сергиевскими крестьянами-крепостными. Именно с этого периода богородская игрушка и ее родина становится известным по всему миру. В чем же характерные черты крестьянского ремесла?

Промысел по вырезанию различных забавных игрушек был основан в селе Богородское

Существует несколько преданий, рассказывающих уже на протяжении более чем 300 лет о появлении первой вырезанной из дерева фигурки. Одна из них повествует о крестьянской семье. Мать для своих детей вырезала из чурбачка веселую игрушку, которую прозвала «аукой». Дети недолго играли с ней, а затем бросили ее за печь. Из интереса муж решил прихватить с собой ауку на базар, чтобы показать торговцам. Народу так понравилась сделанная забавная игрушка, что они ее сразу купили, а, вдобавок, заказали и еще партию.

Существует и иное поверье. Согласно ему неизвестный житель Сергиева Посада вырезал из дерева куклу, которая была величиной в 9 вершков. Сделана она была из чурака липы. Взяв с собой свое творение, он отправился к Лавре, к купцу Ерофееву. Купец, не долго думая, согласился продать куклу и поместил ее в своей лавке в качестве украшения. Однако, спустя несколько минут к нему обратился покупатель, который сразу же приобрел куклу и заказал у купца еще партию.

Какое предание из представленных является правдой – не известно. Однако именно с этих пор и начало развиваться ремесло по вырезанию игрушек из дерева, которые в дальнейшем начали называться богородскими.

Как развивалось ремесло?

История возникновения этого промысла очень интересна. Большинство крестьянского населения, жившее в селе Богородское и в Сергиевом Посаде, занималось резьбой. Однако все резчики полностью зависели от скупщиков, промышлявших в Сергиевом Посаде. Именно для них крестьяне и выполняли заказы по вырезанию игрушек. Сергиевский промысел заключался в покупке у крестья необработанных игрушек. В дальнейшем полученный материал обрабатывался, расписывался и продавался.

История возникновения этого промысла очень интересна

Рассвет богородского ремесла датируется 19 столетием. Среди резчиков в это время наиболее прославился Ф. С. Балаев, А. Н. Зинин, А. Я. Чушкин. С этими людьми были связаны следующие важнейшие даты формирования рукоделия:

  • в 1913 году под предводительством перечисленных мастеров была основана артельная мастерская, в результате чего богородская игрушка получила полную самостоятельность и освободилась от скупщиков;
  • с 1923 года при артели организовывается школа, которая обучает детей с возраста 7 лет рукоделию вырезания из дерева забавных фигурок;
  • с 1960 году артель приобретает статус фабрики.

Интересно, что фабрика художественной резьбы была сформирована в год 300-летия основания богородской игрушки.

Галерея: Богородская игрушка (25 фото)




















Как делали на Руси резные фигурки: богородская игрушка (видео)

Богородская резьба по дереву

Народные промыслы села Богородское основываются на использовании мягких пород дерева. В основном для изготовления игрушек используют липу, ольху, осину. Такой выбор обусловлен тем, что мягкая структура дерева значительно облегчает работу мастера, а, значит, и ускоряет ее. Липовые бревна заготавливаются заранее и проходят 4-хлетнюю просушку, проводящуюся по особой технологии. Из-за такой длительной подготовки материалов, их заготовка производится непрерывно. Готовые бревна отправляются на зарубку, после чего в руки к мастерам попадают уже специальные заготовки.

Резчик с помощью лекала размечает рисунок, а затем приступает к вырезанию формы игрушки. В процессе резки используется специфический богородский нож, а также стамески. Мастер вырезает отдельные части игрушки, после чего они отправляются в специальный цех и собираются там. Окрашивание заготовок производится на заключительном этапе. Иногда резная игрушка не подвергается росписи. В этом случае ее просто покрывают лаком и дают тщательно просохнуть. Такие игрушки вполне возможно уже делать в старшей группе детского сада. Картинки для образца можно распечатать уже готовые.

Основные особенности

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку «Кузнецы». Она была придумана более 300 лет назад и представляет собой интересно вырезанные фигурки мужика и медведя, которые бью по очереди по наковальне. Игрушка приводится в действие при движении планок относительно друг друга.

Одним из символов богородского промысла считается игрушка, помещенная на движущуюся планку

Еще одной известной поделкой считаются «Курочки». Ее отличительной особенностью является планка и баланс, который приводит конструкцию в движение. В результате выполненных движений птицы по очереди начинают клевать зерно. Сюжеты таких игрушек неслучайны, ведь большинство из них крестьяне черпали из собственной жизни, а также народных сказок. Именно в них в качестве героев выступали: медведь, простой деревенский мужик, птицы.

Интересно, что по сей день, современные мастера сохраняют эти крестьянские традиции. За свое мастерство и традиции современные мастера не раз награждались золотыми медалями на выставках, проходивших в Париже, Брюсселе, Нью-Йорке.

Как сделать богородского медведя своими руками?

Одним из символов богородской игрушки является медведь.

Сделать его своими руками можно из следующих материалов:

  • липового бруска;
  • стамесок;
  • ножа;
  • топора.

Одним из символов богородской игрушки является медведь

Для того чтобы сделать богородского медведя, необходимо следовать инструкции:

  1. Первым делом необходимо найти кусочек липы, на которой располагается минимальное количество сучков. Эти элементы могут не только испортить внешний вид изделия, но и сделать его хрупким. Дерево следует срезать в зимний период, так как в это время в нем меньше всего сока.
  2. Бревно кладется на воздух под навес и просушивается на протяжении 2-3 лет. Кора оставляется в форме колец только на краях бревна. Это необходимо для того, чтобы дерево не растрескалось во время высыхания.
  3. Готовое бревно распиливается на чурки.
  4. Из чурки с помощью топора вырезается подходящий по размеру брусок.
  5. С помощью ножей изделию придают общий контур: намечается голова медведя, его туловище, направление лап.
  6. Затем с помощью стамески прорезается шерсть на лапах. Она должна быть направлена вниз.
  7. Затем по периметру лап делаются углубления для того, чтобы придать игрушке очертания зверя, сделать его объемным.
  8. Потом прорезается шерсть на теле. Делается это свободными движениями с помощью стамески в направлении сверху вниз.
  9. Последним этапом формирования медведя считаемся вырезание его морды. Для этого прямым горизонтальным движением ножа следует обозначить нос животного, а затем его длину, обрубив лишнее.
  10. От носа делается скос наверх, где с помощью стамески прорезаются глаза.
  11. На голове с помощью тонкой стамески формируются уши. Углубляется шея, а затем голова покрывается шерстью. На ней следует использовать стамеску чуть меньшего размера, чем для обработки тела.

Выполненная резьба должна быть покрыта лаком. Для этих целей необходимо использовать лак для древесины.

Родина богородской игрушки – Подмосковье, село Богородское недалеко от Сергиева Посада. Там в 17 веке и зародился этот промысел под влиянием Троице-Сергиева монастыря, в то время центра художественных ремесел.

Существует несколько предания о создании игрушки. Говорят, что первые игрушки стал вырезать Святой Сергий Радонежский, основатель монастыря, для навещавших его детей. По другой версии создателем игрушки стал глухонемой резчик Татыга, впоследствии набравший себе в ученики посадских детей. Есть еще легенда о кукле Ауке, которую сделала многодетная мать, когда соломенные и тканевые игрушки были испорчены её детьми.

Как бы там ни было, игрушка быстро стала знаменитой.

Изготовление игрушки – дело небыстрое. Сначала надо заготовить сырье. Лучше всего подходят липа, осина, ольха. У этих пород деревьев мягкая, податливая древесина. Заготавливают липу только зимой, когда сок дерева уходит в землю. С бревна снимается кора везде, кроме концов, чтобы древесина не треснула при высушивании. Сушат материал под навесом на воздухе 2 – 3 года. Потом накалывают на короткие чурбачки.

Игрушку делают как вручную, так и на токарных станках. Ручная работа тоньше, сложнее. Для создания общего контура заготовку вырубают топором, делают зарубку, пропиливают ножовкой по дереву. Затем обрабатывают стамесками. Готовая неокрашенная игрушка называется «бельё».

Первые игрушки были одинарными. Их не красили, а украшали узорной резьбой. Фигуры были символичны. Баран олицетворял плодородие, медведь – могущество, олень – изобилие. В 19 веке стали делать скульптурные группы на общем основании. «Тройка», «Чаепитие». Самая знаменитая богородская игрушка – «кузнецы Мишка и Мужик».

Богородские игрушки «живые». Они двигаются с помощью специальных механизмов. Мишка и Мужик бьют молоточками по наковальне при движении планок, медведь приветственно распахивает лапы, если дернешь за веревочку. Солдатики расходятся и сходятся при движении дощечек - «развода». Курочки клюют зерно на подставке, подчиняясь шарику-балансеру. Благодаря пружинному механизму медведица качает колыбельку, стирает белье, гладит утюгом.

Для оживления жанровых сцен вводят деревья с колеблющимися листочками на пружинках, по тому же принципу качает головой русская красавица и дрожит зонтик в руках у городской франтихи. На «Крестьянском дворе» кипит работа: отец колет дрова, мать доит корову, старшая дочь кормит кур, маленький сын качается на качелях.

Знамениты игрушки-щелкуны. У солдата или барина нижняя челюсть является частью рычага, в отверстие закладывают грецкий орех, потом нижнюю челюсть смыкают с верхней, при нажатии орех раскалывается. Подобный щелкунчик стал героем сказки Гофмана и балета Чайковского.

Интересны акробаты. Это либо солдат, либо медведь на некоем подобии турника. Акробат переворачивается, подчиняясь кнопочному механизму.

Настоящее время обогатило богородскую игрушку новыми красками, новыми темами. Теперь медведь катается на велосипеде, играет в футбол, и даже играет на компьютере. В селе Богородское находится фабрика игрушки, при ней музей, где каждый посетитель на время становится ребенком.

Понравилась статья? Поделитесь ей