Контакты

Конспект урока по литературному чтению "знания - это сокровище". Познавательные поговорки об учебе Хорошо учить кто хочет все знать

Млечный путь тебе укажет путь (астрономия)

Большая Медведица - Воз, Малая Медведица - Малый Виз или Пасека, Лебедь - Крест, Орел - Девушка воду несет, Волосы Вероники - Хима Плеяды - Стожары или Наседка, созвездие Ориона - Косари, Полка, Чепига; Венера - Вечерняя заря, вечеринок, а перед восходом солнца - Утренняя звезда, Зарница, Денница - все это народные названия созвездий. Интересно, что где-то на селе и по сей день часто обращаются именно к этим старинных названий, чем к современным: уже Виз перевернулся - скоро будет светить, говорящих крестьяне.

Крестьянин с самого первого раза, когда направил свой взгляд в звездное небо, не оставляет его внимательно изучать и широко пользоваться приобретенными издавна знаниями о небесных светилах и связанную с ними цикличность в природе: чтобы определить время суток благоприятен для сельскохозяйственных занятий период года, чтобы ориентироваться на местности и тому подобное.

Для подавляющего большинства Созвездий народ зафиксировал их положение над горизонтом в зависимости от времени года и перемещения на звездном небе без достижения современной науки - каких новейших приборов, соответствующего оборудования!

В праздновании дней летнего и зимнего солнцестояния отразилось то, что Украинцы хорошо знакомы с основными закономерностями движения Солнца и Луны.

Месяц вообще был своеобразным календарем для наших предков. Наблюдение его востока и запада стало основой деления года на месяцы, а сам термин, означающий 1/12 часть года, совпадает с названием небесного светила.

Согласно фаз Луны календарный месяц делился на несколько частей (молодой, пидповня, полнолуние, последняя квартира), а трехсуточный период невидимости в движении Луны назывался переменой.

Значительная часть этих названий также общеславянская по своему происхождению.

Умный и шляпой путь измерит (метрология)

Сообразительный народ не ждал, пока изобретут приборы - он измерял своими гениальными методами. Отметим, например, такой оригинальный народный способ измерения расстояния до недоступных предметов: шляпа надвигается на глаза так, чтобы его край находился в одной плоскости с глазами и предметом, расстояние до которого измеряется. Затем отыскивается другой, доступный предмет, находящийся в той же плоскости. Измерив расстояние до него, приравнивают ее к расстоянию до недоступного предмета. Интересно, не правда ли? Такой способ измерения автор этой книги наблюдал в селе на Тернопольщине, куда ездила на отдых еще ребенком. По соседству жил старый дед, который казался старше дерева в лесу. И он не признавал ни достояние прогресса, считая их соблазнами дьявольскими. Урожай он вычислял копами (60 снопов), фурами и повозками, воду и водку мерил квартили (две бутылки), ведрами...

Среди древнейших народных измерений емкости есть такие, например, как глоток, пригоршня, горсть. Нередко такими образцами служили хозяйственно-бытовые предметы или орудия труда (коса, весло, ведро, бочка и т.п.).

При измерении длины вещей и расстояния применяли известные еще во времена Киевской Руси меры: пядь, локоть, ступня, сажень, которые были связаны с естественными движениями человека - хождением, разведением пальцев, размахом движение и тому подобное.

В толкового на руке пять пальцев, а другой и четверых не начислит (математика)

Сегодня ею пользуются только небольшое количество людей, в основном пожилого возраста и не письменных, но узнать о различных способах народной счета интересно и просвещенному.

Древнейшими средствами счета является пальцы рук, различные мелкие предметы. Так, при счете на пальцах (ранее называли "на колодкам") на одной руке принято насчитывать 15 "колодочок" с ладони и 15 с другой части этой же руки. Из предметов использовали картофелины, фасолинки, палочки и тому подобное. Для экономии счета существовали числовые группы: пара, тройка, пятка, десяток, копа и тому подобное. Парами считали скот, птицу, домашнее добро (сапоги, подошвы), тройками - нити в пеньке (три нити составляли чисницях), пятками - снопы, десятками - яйца, тыквы, арбузы, копами - яйца и снопы.

Оригинальными были и способы изображения чисел. Единицы обозначались палочками, десятки - крестиками, сотни - кру-

Жечка, тысячи - квадратиками. Что касается дробных чисел, то их передавали преимущественно в устной форме с соответствующими названиями (половина, четверть, косушку, шестнадцатеричные и др.).

Хорошо того учишь, кто хочет все знать (педагогика)

Народная педагогика - совокупность традиционных форм и средств воспитания, обучения и подготовки детей к жизни и труда. Работа - это высшая добродетель, потому трудовое воспитание должно лежать в основе педагогики.

Существенная роль в воспитании детей и молодежи традиционно отводится-общине, и все же основным звеном в этом деле есть семья. Забота о здоровье, забота физическим развитием детей, привитие им трудолюбия и других добродетелей - все это обычно возлагается на мать. И если в городе сегодня предпочитают образовании и не слишком нагружают детей работой с детства, считая, что научиться преодолевать свои жизненные трудности они еще смогут, то на селе в основном детей привлекают к труду с самого раннего возраста согласно традиционным разделением труда на женскую и главнокомандующим.

Воспитательными функциями народная традиция наделяет детские и молодежные игры, развлечения и обряды, сказки и пословицы, что, наверное, никогда не потеряют своих позиций и не уйдут в небытие, ведь актуальные во все времена. В играх имитируются определенные производственные процессы ("А мы просо сеяли", "сеять мак" и т.д.), в колядки воспевается крестьянский труд. Игрушки копируют определенные орудия труда различных профессий. Даже досуга юношей и девушек нередко сочетается с трудом: на вечеринках принято вышивать и т. Д.

Больше всего народная мораль ставит прививки глубокого уважения к родителям и старшим, к семейным и общественных традиций, воспитания таких качеств, как трудолюбие, доброжелательность, искренность, отзывчивость, взаимопомощь, любовь к родной земле. Недаром иногда наши родители обращаются к своим (наших дедушек и бабушек) уважительно на "вы". Жаль, но со временем эти общечеловеческие ценности отходят на второй план, а иногда просто нивелируются.

Урок-игра «Знатоки сказок», 4 класс


Описание: Данный материал будет полезным для учеников 4 классов, вот поэтому им могут воспользоваться учителя начальных классов. На данном уроке дети вспомнят все русские народные сказки, поиграют, подумают и получат хорошие оценки.

Тема : «Хорошо того учить, кто хочет все знать.

Русская народная сказка «Дрозд и голубь».

Цель: систематизировать знания учащихся о народных сказках.
Задачи:
1.Образовательные: учить детей связно, логично, последовательно излагать свои мысли; понимать нравственный смысл сказок.
2.Развивающие: развивать языковое чутье, воображение, творческие способности детей.
3.Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; стремление к добру и справедливости.
Оборудование: рисунки с изображением дрозда и голубя, сумка, жетоны с изображением сказочных героев, табло с названиями сказок, конверты, карточки с записями предложений отрывками из сказок, пословицами.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Ход урока

I.Организационная часть

Учитель
Здравствуйте, дорогие ребята! Я приветствую вас на уроке литературы. В начале урока мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы пришли сегодня в класс. На столах у вас находятся карточки с разными символами настроения. Выберите наиболее подходящую для вас и покажите ее мне.
-Я рада, что у большинства ребят нашего класса хорошее настроение.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу.
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы? Тогда за работу!
Успехов желаю я вам!
Мы с вами познакомились со многими народными сказками. Сегодня у нас итоговый урок по этой теме, и проведем мы его в форме познавательной игры «Знатоки сказок».

II. Сообщение темы и цели урока

С какими произведениями мы познакомились?
- Почему у народных сказок нет одного автора?
- Сказки - наиболее популярные в народе их любят все: от маленьких детей, которые еще ходить не умеют, но уже с большим интересом слушают «Курочку Рябу», и «Козу-дерезу», и «Соломенного бычка», до стареньких дедушек и бабушек, которые с удовольствием читают своим внукам и правнукам сказки.
Наш девиз:
ЗНАЕМ
ИЗУЧАЕМ
ИНТЕРЕСУЕМСЯ

III.Языковая разминка

Но сначала сделаем зарядку для губ, зубов и языка.
Упражнение на развитие артикуляции.
«футбол» (забей мяч в ворота, мяч - шарик из ваты)
Цель: вырабатывать длительною, целенаправленною струю воздуха, которая идет посередине языка.
Отдых закончился,
Трепать язык научился,
Будем учить его играть:
Мяч в ворота забивать.
Носик делает долгий вдох,
На губе язык притих:
Ф-ф-ф - вот «холодом возьмем»
И в ворота мяч забьем.
«Фокус!»
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму ковша и направлять струю воздуха посередине языка.
С вами в цирке мы бывали,
И Фокусы там наблюдали,
Но и мы не лыком шиты,
Фокусы мы будем делать.
(шарик из ваты, что висит на нитке, нужно задуть на кончик языка)
Работа со скороговорками.
Игра «Телефонисты»
Дети делятся по рядам на три команды.
Учитель говорит на ушко скороговорку тем, кто сидит первым в каждом ряду.
По сигналу капитаны передают скороговорки на ушко своим соседям, а те - дальше. Последние в каждом ряду должны громко назвать переданную им «по телефону» скороговорку.
Побеждает та команда, которая первой закончит передачу скороговорки и не перекрутит текст.
Дима дарит Дине дыни, Дыни Дима дарит Дине.
У Любаши - шляпка, у Полюшки - плюшка, У Павлушки - шлюпка, у Илюшки - клюшка.
У бабы бобы, у деда дубы.

IV.Познавательная игра «Знатоки сказок»

У меня есть волшебная сумка, которая содержит интересные задания, конкурсы, загадки и игры. Эта сумка позволит проверить ваши знания и темы «Народные сказки». За правильные ответы вы будете получать жетоны с изображением сказочных героев. Они помогут оценить ваши знания.

1.Игра «Классификация сказок».
- Сказок в мире не счесть, но их легко можно разделить на группы.
(На доске выставлены конверты с надписями: «Сказки о животных», «Бытовые сказки», «Волшебные сказки».)
- По очереди вытягиваете из мешочка название сказки, зачитываете вслух,и отгадываете, что за сказка.
2.Игра «Исправь ошибки в сказочках»
В стране Фольклора есть город Ошибок.
На улице Нелепости живет сказочник-старичок.
Свои сказки рассказывает он на ночь детям...
А ошибки ты исправишь,
Если увидишь, сам!
Жили себе лед и лягушка. Испекла как-то жаба колосок. А он скок-поскок - и убежал!
Встретились как-то миска и бабка. Бабка и спрашивает: «Как ты можешь в дырке шить? Вот я живу в ручке.
Посеял лед реку. Выросла река большая-большая...
(Текст записан на карточках.)
- Зачеркните ошибочные буквы и сверху напишите правильные.
3.Игра «Отгадайте название сказки»
- В этих словах сложите большие буквы справа налево и найдете названия сказок.
Катя, Оксана, Борис, Оля, Лида, Олег, Костя.
Андрей, Кирилл, Петр, Елена, Руслан.
Антон, Кузя, Чук, Олег, Лиля, Анна, Степан, Ульяна, Роман.
Алиса, Кондрат, Чук, Ольга, Володя, Оксана, Мария, Иосиф, Юля, Дима
4.Конкурс «Шутка за шуткой»
1)В известной сказке коза принесла козлятам:
а)молоко;
б)пепси-кола;
в)жевательную резинку.
2)Мышат в сказке «Колосок» звали:
а)Круть и Верть;
б)Прыг и Скок;
в)Гуп и Ляп.
3)В известной сказке дед потерял вещь, которая потом стала жильем для лесных зверей. Это была:
а)перчатка;
б)носок;
в)рубашка.
4)Избушка Бабы Яги держалась
а)на курьих ножках;
б)слоновьих ушках;
в)ежовых колючках.
5)В сказке «Репка» последней на помощь пришла:
а)кошка;
б)мышка;
в)собачка.
6)До прихода Красной Шапочки в дом бабушки забрался волк. Он:
а)прятался в постели;
б)играл на компьютере,
в)смотрел телевизор.
7)В сказке «Коза-дереза» Коза говорила деду неправду:
а)из скромности;
б)капризность;
в) потому что придерживалась диеты.
5.Игра «Вспомни истоки сказок»
Жили-были...
В некотором царстве, в некотором государстве...
Не за высокими горами, за глубокими морями, за дремучими лесами...
6.Игра «Вспомни концовки сказок»
Вам сказка, а мне бубликов вязка.
Стали они жить-поживать и добра наживать.
И я там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало.
Тут и сказке конец, а кто слушал молодец.
7.Конкурсы в группах.
1) В разрезанных рисунков составьте персонажей сказок.
2) Составьте пословицу, пользуясь числовыми отметками. К каким сказкам можно отнести эти пословицы?
8.Игра «Проверьте себя».
Каждая группа выбирает себе сказку и получает карточку с записанными предложениями. Надо определить, есть в сказке такие предложения, и поставить знак «+», если они соответствуют содержанию.
I группа - «Колосок»
Мышата только и знают, что танцуют и в игры играют.
Вот уже и обмолотил Петушок колосок.
Надо тесто замесить и пирожки испечь.
Замесил тесто, принес дрова, разжег в печи.
А когда нагорело, посадил пироги.
Кто же таких танцоров пирожками угощает?
II группа - «Волк и козлята»
Сделала себе избушку в лесу на холме.
Каждый день ходила коза в лес за едой.
Козлята услышат матушку и отпирают ворота.
Наша матушка поет тоненьким голоском.
Открыли козлята волку.
Вернулась коза домой и похвалила деток за то, что волку двери не открыли.
III группа - «Лисичка и журавль»
Были лисичка и журавль.
А лисичка наварила картошки, размазала по тарелке и угощает.
Журавль в кашки - стучал, стучал клювом по тарелке - ничего не схватит.
Он уже лиса идет к волку в гости.
А журавль не гуляет: все клювом в кувшинчик, все в кувшинчик.
Так рассердилась, что и поблагодарить забыла, как положено.
9.Игра «Салат сказок»
Каждая группа сочиняет сказку, используя несколько сюжетов из разных сказок.

V.Обработка сказки «Дрозд и голубь»

Сегодня нам осталось прочитать сказку «Дрозд и голубь».
1.Подготовительная работа.
- Рассмотрите внимательно рисунки. Каких птиц вы узнали?
- Что знаете про голубя и дрозда?
2.Чтение сказки учителем.
- Каким может быть конец сказки?
3.Чтение сказки учащимися (молча)
4.Беседа по содержанию
- О чем попросил голубь дрозда?
- Почему дрозд разгневался на голубя?
- Как он проявил свой гнев?
- Научился ли голубь гнездо мостить?
- Чему учит эта сказка?
5.Работа над пословицами
- Какое из известных вам пословиц может быть заголовком к сказке?

VI.Итог урока

Вы, дети, оказались настоящими знатоками сказок. Я убедилась, что вы знаете и изучаете, и интересуетесь ими. Сейчас подсчитаем жетоны с изображением сказочных героев.
Перед каждым из вас находится табло с названиями сказок, которые мы изучили. Поставьте все свои жетоны против той сказки, которая вам больше всего понравилась.
На этом наш урок подошел к концу.
Спасибо за внимание!

23.09.2014 5691 0

Гильманшина Гелуза Галимовна,

учитель начальных классов

ГУ «Комаровская средняя школа»

Цель: развивать интерес к изучению учебных предметов путем применения

занимательных задач и игр.

Задачи: - формировать умение применять свои учебные знания в различных

игровых ситуациях;

Развивать творческое мышление, воображение, память, внимательность,

логическое мышление;

Создавать условия для воспитания доброжелательности, умения работать

в коллективе, желание помогать своим товарищам.

Оборудование: карточки с названиями учебных предметов: цветные бумажные полоски (по цвету радуги); изображения сказочных героев; ребусы; карточки с пословицами; карточки с добрыми советами; листы цветной бумаги.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Психологический настрой.

3. Работа по теме урока.

Мир – это вся наша планета Земля. Что можно назвать миром знаний? (Школу).

На нашей планете есть много стран. Какие страны могут быть в мире знаний?

(Название предметов написать на карточках: русский язык, казахский язык, математика, познание мира, литературное чтение, самопознание, рисование).

Мы с вами отправимся в путешествие в мир знаний. Чтобы было интересно и весело, я предлагаю сделать его разноцветным.

А что бывает разноцветным?

Что вам напоминают эти цветные полосы? (7 цветов радуги).

Проблемная ситуация: расставить цвета как на радуге.

Для того чтобы не забыть порядок цветных полос радуги, можно использовать приговорку: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».

I . Цвет – красный. Самопознание.

Чему мы учимся на уроке самопознания?

Круг радости (учебник стр. 14)стихотворение дети повторяют за учителем.

Мы! – Звонче слова в мире нет!

Мы! – Это песня и рассвет!

Мы! – Это значит, ты и я!

Мы! – Это значит, встретились друзья!

Давайте вспомним помощников, которые помогали нам на уроках самопознания, давали нам добрые советы. (Махаббат и Алпамыс).

Добрые советы от Алпамыс и Махаббат (напечатать на карточках для всех)

1. Ребята, помните, что ученики дружного класса всегда:

помогают друг другу; ценят друг друга.

2. Ребята, чтобы больше знать: чаще задавайте себе вопросы: «почему?», «как?», «где?», «для чего?». Ищите ответы на уроках, в книгах, спрашивайте у старших; наблюдайте за окружающим миром; слушайте свое сердце.

Игра «Собери пословицы».

На доске прикреплены первые части пословиц, у детей на руках вторые части.

Необходимо правильно соединить части пословиц.

1. Ученье – свет, (а неученее - тьма).

2. Век живи, (век учись).

3. Человека украшает не одежда, (а ум).

4. Не стыдно не знать, (а стыдно не учиться).

5. Лучше ученый, (чем золоченный).

6. Учение - путь (к уменью).

7. У дружбы нет границ, (у знаний нет дна).

8. Знай больше, (а говори меньше).

9. Хорошо того учить, (кто хочет все знать).

II . Цвет - оранжевый. Казахский язык.

Чтение стихотворения Е. Елубаева. «Самый богатый человек».


Знать язык сегодня стало

Лишь один, не скрою, мало.

Если два – вопросов нет-

Тех, кто три прекрасно знает,

Все за гениев считают.

Ну, а если все четыре-

Нет людей богаче в мире.


Задание «Загадки».

Дети отгадывают загадки и переводят слова-отгадки на казахский язык.

Загадки по количеству детей.


1. Говорит она беззвучно,

Но понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней-

Станешь вчетверо умней.

(книга - кітап)

2. Я – то в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей – ка.

Можешь и нарисовать.

Что такое я?

(тетрадь - дә птер)

3. Стоит высокий светлый дом.

Ребят проворных много в нем.

Там пишуи ичитают,

Рисуют и читают,

(школа - мектеп)

4. Пухом землю замело-

За окном белым-бело.

Эти белые пушинки

Не годятсядля перинки.

(снег-қар)

5. Она приходит с ласкою,

И со своею сказкою.

Волшебной палочкой взмахнет –

В лесу подснежник расцветет

(весна - көктем)

6. Он родился в белой шубе,

С ним любой из нас знаком:

Этот зверь ужасно любит

Умываться языком.

(Кошка - мысык)


III . Цвет- желтый. Математика.

Занимательные задачи.

1. Крошечка – Хаврошечка пошла в лес со своими сестрами – Одноглазкой,

Двуглазкой, Трехглазкой. Сколько всего глаз было у них? (2+1+2+3=8)

2. У Водяного служат 12 осетров. Когда он несколько рыб послал пригласить в гости

русалок, а оставшиеся 5 осетров помогли ему накрыть на стол. Сколько осетров

Водяной послал за русалками? (7)

3. Леший собрал 48 мухоморов, а Баба Яга на 12 мухоморов меньше. Сколько всего

полезных для их здоровья грибов собрали Леший и Баба Яга? (48-12=36 48+36= 84)

4.Для школы злых волшебников 15 компьютеров, 8 из них перестали работать в

первый же день, еще 3- во второй день. Сколько компьютеров работают?

5. Бабка с дедом испекли 16 колобков. 3 колобка съела лиса, 4 – волк, а остальные

ожили и убежали от деда с бабкой и от всех зверей. Сколько независимых колобков

удалось создать старикам? (16-3-4=9)

6. Шла бабка в Караганду. Навстречу ей 3 старика, у каждого по 2 мешка. Сколько

всего человек шло в Караганду? (Одна бабка)

7. На груше росло 10 груш, а на иве – на 2 меньше. Сколько груш росло на иве? (На

иве груши не растут)

8.Крокодил Гена устроился на работу. Сидит перед зоопарком с гармошкой и всем

именинникам поет песни. За день он спел 10 девочкам, 7 мальчикам, трем тетям и 2

дядям. Сколько именинников поздравил крокодил Гена? (22)

9.Что бы разозлить Чебурашку и крокодила Гену, старушка Шапокляк сделала 8

пакостей Гене, а 5 - Чебурашке и 17 им вместе. Сколько всего пакостей сделала

Шапокляк зря, если они ни разу не рассердились?

Разгадай ребусы.

IV . Физкультминутка

V . Цвет – зеленый. Русский язык.

Игра «Назови одним словом».

Заменить словосочетание, одним словом.

Например: умный человек-умник или умница.


Храбрый человек – храбрец

добрый человек – добряк

болтливый человек – болтун

ленивый человек – лентяй

богатый человек – богач

мудрый человек – мудрец

грубый человек – грубиян

сильный человек – силач

веселый человек – весельчак

молчаливый человек – молчун.


Игра «Докончи слово».

Называю первый слог – дети называют продолжение до полного слова:

Например: ма – ма, за-яц…


За – ма за-бор за – вал,

вы - рос вы - бор вы – шел

бо - ла бо –мба бо- бёр

си – ла си - вый си- ди

ма – лыш ма - шина ма -ло

ди - ти ди - намо ди - во

то – пот то – поль то -пор.


VI . Цвет – голубой.Познание мира.

Викторина «Знаешь ли ты?»

Занимательные вопросы о природе.

1. Этой птице 200 лет назад было дано название «золотой орел». (Беркут)

2. Какую птицу называют соловьем казахстанских степей? (Жаворонок)

3. Имя, какой птицы говорит, что она озябла? (Зяблик)

4. Лучший певец российских полей. (Соловей)

5. Какое животное стало эмблемой фонда охраны природы? (Панда)

6. Какой хищник развивает скорость до 120 км/ч? (Гепард)

7. Какое животное питается листьями эвкалипта? (Коала)

8. Какое животное умеет менять цвет кожи в течение нескольких минут? (Хамелеон)

9. Какое растение вырастает в месяц на 3-4 метра? (Бамбук)

12. Лучший прыгун в длину среди животных. (Кенгуру)

15. И петь не поет, и летать не летает, за что же тогда ее птицей считают? (Страус)

16. В темном уголке живет, шелковую нить прядет. Он тайком сюда забрался,

строить новый дом собрался. (Паук)

17. Мой хвост не отличишь от головы, меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

18. Сер, да не волк, длинноух да не заяц, с копытами да не лошадь. (Осёл)

19. Кто может выйти в открытое поле, не покидая своего дома? (Улитка)

20. Какое озеро в Казахстане наполовину пресное, наполовину соленое. (Балхаш)

VII . Цвет – синий. Литературное чтение.

Игра «Писатель или не писатель?».

Называю любые фамилии известных людей. Дети должны

поднять рука, если встретится фамилия писателя.

Максим Зверев, Михаил Пришвин, Алла Пугачева, Агния Барто, Музафар Алимбаев, Алия Оспанова, Евгений Чарушин, Юрий Гагарин, Николай Носов, Георгий Скребицкий, Роза Рымбаева, Николай Басков, Юрий Яковлев, Самуил Маршак, Сергей Михалков, Алия Молдагулова, Евгений Петросян, Валентина Осеева.

Игра «Загадки наоборот».

Задание: каждый ученик получает имя литературного персонажа,

и придумывают загадку про своего персонажа, а остальные отгадывают.

(Золушка, Баба Яга,Чиполлино, Дюймовочка, Кот в сапогах,

Красная шапочка, доктор Айболит).


1. Знайте этого плутишку

Никому не обхитрить:

Людоеда словно мышку,

Умудрился проглотить!

И шпоры звенят у него на ногах

Скажите мне, кто это?

(Кот в сапогах)

2. Внучка к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый волк за ней следил,

Обманул и проглотил.

(Красная шапочка)

3. Появилась девочка

В чашечке цветка

И была та девочка

Чуть больше ноготка.

В ореховой скорлупке

Девочка спала.

Вот такая девочка

Как она мила!

(Дюймовочка)

4. Работу знала и золу,

Но побывала на балу,

Обиды были от сестриц,

Но ей, не им достался принц.

(Золушка)

5. Многим долго неизвестный,

Стал он каждому дружком.

Всем по сказке интересной

Мальчик-луковка знаком.

Очень просто, хоть и длинно,

Он зовется…(Чиполлино)

6. В ступе летает,

Следы заметает,

Без чудес старушке

Скучно жить в избушке.

(Баба Яга)

7. Деревянным был мальчишка

Не донес до школы книжку,

В приключения попал,

Чуть бедняга не пропал.

(Буратино)

8. Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей.

И однажды бегемота

Вытащил он из болота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит,-

Это доктор… (Айболит)

9. Хрю-хрю-хрю - три братца

Больше волка не боятся?

Потому что зверь тот хищный

Не разрушит дом кирпичный.

(Три поросенка)


VIII . Цвет – фиолетовый.

Физкультура.

Задание: выучить с детьми новые упражнение для утренней физзарядки.

Рисование.

Задание: написать цветными карандашами первые буквы наших учебных предметов.

Задание: сделать из листа цветной бумаги самолетик и написать на нем пожелание для своих одноклассников и отправить его в полет.

«ЗНАНИЯ – ЭТО СОКРОВИЩЕ, А УМЕНИЕ УЧИТЬСЯ – КЛЮЧ К НЕМУ»

УЧИТЕЛЬ: ТЕРНАВСКАЯ НИНА ИВАНОВНА

Цель: Расширить представления детей о том, что знания – это сокровище, а ключ к нему – это умение учиться. А основу знаний люди получают в школе.

Развивать интерес к учёбе, воспитывать любовь к книгам, как источнику знаний. Прививать интерес и любовь к народной мудрости.

Оборудование: рисунок солнышко с лучиками; картинки школьников, которые идут в школу за знаниями;

листы чистой бумаги и ручки;

пословицы и поговорки на карточках (слайдах); учебник по литературному чтению для 3 класса; стихотворение об учёбе и труде.

На доске записана тема урока, пословицы и слова в столбик.

ум

мысль

память

труд

знания

основа – учёба, знания, труд.

Ход урока:

1. Подготовка учащихся к усвоению нового материала. Вот и закончилось лето, и вы опять пришли в свой класс за знаниями. Вы стали на год старше, взрослее, умнее и сильнее. Умеете хорошо читать, считать, писать, но знаете ещё мало, поэтому в 3 классе мы будем много работать, чтобы углубить ваши знания по всем предметам. Вы узнаете много интересного, откроете для себя мир новых знаний. А знания – это великая сила, неоценимое сокровище.

А кто из вас знает, что такое сокровище ? (ответы детей и итог учителя)

2. Работа над темой урока.

а) И тема нашего урока записана на доске. Прочитайте молча только глазами. А сейчас читаем все вместе громко хором.

Знания нужны каждому человеку, чтобы работать и хорошо жить. Без знаний человек «слепой», хотя всё видит и зрение у него хорошее.

Почему это так? (Ответы детей).

Вывод: потому, что этот человек мало знает и не умеет объяснить простых природных явлений. Не зря народная мудрость говорит: «Ученье - свет, а неученье – тьма».

б)-- В школу все идут за знаниями. Школа даёт необходимую основу знаний, но эти знания нужно постоянно пополнять, чтобы всё понимать и объяснять. Нужно иметь желание учиться.

В школе вы получаете не только знания, но и учитесь учиться. И каждый день, каждое мгновение вы узнаёте что-то новое, ещё неизвестное. Народная мудрость гласит: «Век живи – век учись!»

Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей)

Вывод: Знания действительно сокровище и оно постоянно пополняется. А умение учиться – это тот ключ, который открывает человеку сокровище знаний. И в школе вы научитесь правильно пользоваться этим ключом, чтобы стать умнее и богаче.

3. Чтение наизусть учащимися стихотворения:

В труде применяем сложение.

Сложенью и честь и почёт.

К уменью прибавим терпенье,

А сумма успех принесёт.

Нельзя забывать вычитанье,

Чтоб зря не потратился день.

Из суммы старанья и знанья

Мы вычтем безделье и лень.

В труде умноженье поможет,

Чтоб дельной работа была.

Стократ трудолюбье умножим -

Умножаться наши дела!

Деленье нам служит на деле,

Оно нам поможет всегда.

Кто поровну трудности делит,

Разделит успехи труда!

Поможет любое из действий.

Они нам удачу несут.

И в жизни поэтому вместе

Шагает с науками труд.

Существительное – школа,

Просыпается – глагол.

С прилагательным «весёлый»

Новый школьный день пришёл.

Встали мы – местоимение,

Бьёт числительное – семь.

За ученье без сомненья

Приниматься надо всем!

в) Продолжение темы урока: Учитель: В нашей стране школа доступна всем детям и посещение школы обязательно для всех детей, хочешь ты ходить в школу или нет. Ты обязан учиться, начиная с 6-7 лет. Все дети обязаны получить среднее образование. Об этом говориться в Конституции Основном законе нашей страны.

Школа учит, даёт знания, но детям надо быть трудолюбивыми, настойчивыми, любознательными, чтобы взять и усвоить эти знания. Не зря народная мудрость гласит: «Хорошо того учить, кто хочет всё знать».

Как вы понимаете это высказывание? (ответы детей).

г) Как называют человека, который много знает? (ответы детей).

Учитель: Умный человек (мудрец) много знает, к нему обращаются за советами, он может предвидеть, что будет и предсказать будущее. Знания – это честь, а ум хозяин . Ум дальше всех видит. И народная мудрость говорит: «Ум – краса человека. Ум за деньги не купишь».

Как вы понимаете эту мудрость народа? (ответы детей).

д) Учитель: - А что на свете быстрее всего? (ответы детей)

Вывод: Мысль быстрее всего, нету ничего быстрее мысли.

Почему? (ответы детей)

Учитель: В школе мы учимся мыслить, рассуждать, делать выводы. Умный человек много знает и всегда думает, прежде чем что-то сделать, ответить или совершить поступок. А если человек не думает, то совершает много ошибок. Учиться нам помогает память . Один человек запоминает быстро, а другой медленно.

Что же такое «память»? (ответы детей)

Какая бывает память? (Объяснить значение каждого слова: уникальная, блестящая, феноменальная, редкая, прекрасная, плохая слабая и т.д.)

Что же надо делать, чтобы была хорошая память? (ответы детей)

Вывод: память надо тренировать, укреплять.

А как вы тренируете свою память? (ответы детей).

Е) Учитель: А для чего вам нужны знания? (ответы детей). Знания – это огромное сокровище, имея их человек совершает великие дела, подвиги, новые открытия. Народ говорит: «Перед умом и сила не устоит».

Чтобы иметь светлый ум, прекрасную память, крепкие знания вы пришли в школу учиться, стать умнее.

Давай те вспомним пословицы о знании. (дети «цепочкой читают пословицы с карточек и объясняют смысл каждой пословицы).

Учение – путь к умению

Книга – ключ к знаниям.

Ум без книги, ка птица без крыльев.

Без терпенья нет ученья.

Кто сам мало знает, тот должен всем верить.

Учёный идёт, а неук следом спотыкается.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Кто много читает, тот много знает.

Не говори не умею, а говори научусь.

Хочешь больше знать, надо меньше спать.

Знания вор не украдёт, оно в огне не горит и в воде не тонет.

Птица красна пером, а человек – ученьем.

4.Музыкальная физминутка «Что такое доброта».

ё) Учитель: Но, ребята, без упорного труда ни один человек не добудет знания.

Как вы должны трудиться, чтобы добыть знания? (ответы детей)

Как вы понимаете слово « труд »? (ответы детей)

Народная мудрость говорит «Без труда нет плода».

Как вы понимаете эту пословицу?

Какие пословицы о труде вы знаете?

Старание и труд всё перетрут.

Труд человека кормит, а лень портит.

Всякое умение трудом даётся.

Всякая работа мастера хвалит.

Труд – дело чести, будь в труде на первом месте.

Вывод: Чтобы хорошо учиться, надо потрудиться. Учёба – главный труд детей.

Учитель: Учёба –это великая и трудная работа. Народная мудрость говорит «Нужно учиться, всегда пригодиться».

4. Работа с учебником. Чтение «цепочкой» учащимися стихотворения Я. Акима «В школу»

Сегодня маленький народ

Встречает новый школьный год.

С утра по тротуарам, по улице любой

Идут ребята парами, цепочкою, гурьбой.

Вот с братом - первоклассником

Сестра шагает рядом.

Девочке поручено смотреть за младшим братом.

Да он и сам ещё не раз

К своей сестрёнке в пятый класс

Заглянет непременно в большую перемену.

Идут гурьбою школьники

С портфелями в руках,

Нетронуты тетради, чисто в дневниках.

Они к звонку торопятся

И весело галдят.

А взрослые из окон с улыбкою глядят:

У нас в почёте каждый труд -

Трудиться школьники идут!

(Беседа по содержанию стихотворения: Куда идут дети? Что они там будут делать? Для чего нужно учиться? И т.д.)

5. Рефлексия . Учитель: Вот СОЛНЫШКО ( рисунок) – это знания, свет науки. От солнышка к каждому из вас идут лучи – это школа даёт их вам. Возьмите каждый этот светлый луч и идите по нему к знаниям. Настойчиво трудитесь. Чтобы стать умнее, грамотнее. добрее. Ко всем знаниям, которые вы добудете, ещё нужно добавить любовь и доброту, уважение друг к другу, чтобы ваши ум и знания приносили вам и всем людям Земли счастье и радость. Ведь (хором читаем с доски)

МИР ОСВЕЩАЕТСЯ СОЛНЦЕМ, А ЧЕЛОВЕК – ЗНАНИЯМИ.

А сейчас возьмите ручки и чистый лист бумаги. Напишите своё имя, а затем внизу напишите о своей мечте: кем вы хотите стать, когда станете взрослыми и какие знания вам для этого нужны (дети пишут самостоятельно и собрать листочки).

6. Итог . Учитель: В добрый час, дорогие дети! Школа ждёт вас и готова каждому дать ключ к знаниям. Только вы постарайтесь не выпустить этот ключ из своих рук. Знайте, что ЗНАНИЯ – ЭТО ВЕЛИКАЯ СИЛА И МОГУЧЕЕ ОРУЖИЕ В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА.

Ученик читает стихотворение наизусть:

Друзья, мечта прекрасна!

Друзья, мечтайте смело!

Но вредно и опасно

мечтать не зная дела. Мы скажем вам три слова, Гостей плакаты ждут.

Но помните: (читаем все вместе с доски)

ОСНОВА - УЧЁБА, ЗНАНЬЯ, ТРУД!

Приложение№1


Понравилась статья? Поделитесь ей