Список сторожевых кораблей и ракетных катеров вмс гдр. Национальная народная армия После объединения Германии
- Военно-воздушные силы ГДР [d]
Вилли Штоф
Хайнц Гофман
Хайнц Кесслер
Теодор Хофман
Эрих Мильке
Фридрих Диккель
Создание
12 ноября 1955 года правительство ФРГ объявило о создании вооружённых сил ФРГ (бундесвера).
В 1959 году начала работу Военная академия имени Ф. Энгельса .
В 1961 году были проведены первые командно-штабные учения ННА ГДР и Советской Армии .
До 1962 года комплектовалась по найму и формирования ННА не присутствовали в Восточном Берлине.
В октябре 1962 года на территориях ГДР и Польши состоялись первые маневры ННА, в которых приняли участие польские и советские войска .
9-12 сентября 1963 года на юге ГДР были проведены международные военные учения «Квартет», в которых приняли участие ННА ГДР, советские, польские и чехословацкие войска .
Несмотря на относительно небольшую численность, Национальная народная армия ГДР являлась самой боеспособной армией в Западной Европе.
Доктрина
Каждая танковая дивизия (Panzerdivision ) состояла из 3 танковых полков (Panzerregiment), одного артиллерийского полка (Artillerieregiment), 1 мотострелкового полка (Mot.-Schützenregiment), 1 зенитно-ракетного полка (Fla-Raketen-Regiment), 1 инженерного батальона (Pionierbataillon), 1 батальона материального обеспечения (Bataillon materieller Sicherstellung), 1 батальона химической защиты (Bataillon chemischer Abwehr), 1 санитарного батальона (Sanitätsbataillon), 1 разведывательного батальона (Aufklärungsbataillon), 1 ракетного отдела (Raketenabteilung).
Каждая мотострелковая дивизия (Motorisierte Schützendivision (Mot.-Schützen-Division )) состояла из 3 мотострелковых полков (Mot.-Schützenregiment), 1 танкового полка (Panzerregiment), 1 артиллерийского полка (Artillerieregiment), 1 зенитно-ракетного полка (Fla-Raketenregiment), 1 ракетного отдела (Raketenabteilung), 1 инженерного батальона (Pionierbataillon), 1 батальона материального обеспечения (Bataillon materieller Sicherstellung), 1 санитарного батальона (Sanitätsbataillon), 1 батальона химической защиты (Bataillon chemischer Abwehr).
Каждая ракетная бригада (Raketenbrigade ) состояла из 2-3 ракетных дивизионов (Raketenabteilung), 1 инженерной роты (Pionierkompanie), 1 роты материального обеспечения (Kompanie materieller Sicherstellung), 1 метеорологической батареи (meteorologische Batterie), 1 ремонтной роты (Instandsetzungskompanie).
Артиллерийская бригада (Artilleriebrigade ) состояла из 4 дивизионов (Abteilung ), 1 ремонтной роты (Instandsetzungskompanie), 1 роты материального обеспечения (Kompanie materieller Sicherstellung ).
К 1990 году на вооружении СВ ВС ГДР (нем. Landstreitkräfte der Nationalen Volksarmee ) находилось:
Военно-воздушные силы
В 1990 году, в составе ВВС ГДР находились:
Военно-морской флот
Состав
Из всех небольших флотов стран-союзниц СССР по Варшавскому договору Военно-морской флот Национальной Народной Армии ГДР в конце 1980-х гг. был наиболее боеспособным. Его основу составляли современные корабли, вступившие в строй в 1970-1980-х гг.
Всего к моменту объединения Германии в 1990 г. в его составе находилось 110 боевых кораблей различных классов и 69 вспомогательных судов. В составе морской авиации насчитывалось 24 вертолёта (16 - типа Ми-8 и 8 - типа Ми-14), а также 20 истребителей-бомбардировщиков Су-17. Численность личного состава ВМФ - около 16 тысяч чел.
Самыми крупными кораблями в составе ВМФ ГДР были три сторожевых корабля (СКР) типа «Rostock» (пр.1159), построенные в СССР на Зеленодольском судостроительном заводе в 1978, 1979 и 1986 годах соответственно.
Основу противолодочных сил составляли 16 малых противолодочных кораблей (МПК) типа «Parchim» пр.133.1. Корабли строились с 1980 по 1985 г. на верфи «Peenewerft» в г. Вольгаст по проекту, разработанному в ГДР с помощью советских специалистов на базе МПК пр.1124. В 1986-1990 гг. для СССР было построено 12 МПК этого типа по модернизированному проекту 133.1-М.
Другим примером сотрудничества Советского Союза и Восточной Германии в области военного кораблестроения являлось строительство в ГДР по советскому проекту (пр.151) ракетных катеров (РКА) полным водоизмещением 380 т, которые планировалось вооружить восемью новейшими противокорабельными ракетами (ПКР) «Уран» (производство ПКР по советской лицензии намечалось развернуть в ГДР). Предполагалось, что этот РКА поступит на вооружение флотов стран-участниц Варшавского договора. До объединения Германии удалось построить только два катера этого типа, ещё четыре находились в различной степени готовности. Для замены устаревших РКА пр.205 (в конце 1980-х гг. все 12 РКА этого проекта вывели в резерв) ВМФ ГДР получил от СССР пять ракетных катеров пр.1241-РЭ. Эти катера (разработанные ЦКБ «Алмаз» на базе пр.1241.1-T) с 1980 г. строились на экспорт Рыбинским и Ярославским судостроительными заводами. Всего для Болгарии, ГДР, Индии, Йемена, Польши и Румынии построили 22 РКА. В составе ВМФ ГДР находились также шесть больших торпедных катеров пр.206, построенных в СССР в 1968-1976 гг.
Только в ВМФ ГДР существовал такой класс кораблей, как сверхмалые (водоизмещением 28 тонн) ТКА типа «Libelle» (дальнейшее развитие ТКА типа «Iltis») с желобными торпедными аппаратами для 533-мм торпед. Торпеда выстреливалась назад - так же, как это делали советские ТКА типа «Г-5» в 1930-1940 гг. Восточногерманский флот располагал тридцатью ТКА типа «Libelle».
В составе амфибийных сил находилось 12 десантных кораблей (ДК) типа «Hoyerswerda» (полным водоизмещением 2000 тонн), спроектированных и построенных в 1974-1980 гг. в ГДР. Ещё два корабля этого типа переоборудовали в транспорты снабжения.
ВМФ ГДР обладал достаточно многочисленными минно-тральными силами. С 1969 г. велось строительство базовых тральщиков (БТЩ) типа «Greiz» («Kondor II»). Восточногерманский флот получил 26 кораблей этого типа, ещё 18 единиц достроили в варианте пограничных СКР (тип «Kondor I») для Береговой охраны (Grenzebrigade Kuste). Пять БТЩ были переоборудованы в спасательные и учебные суда.
В составе вспомогательного флота находилось 69 судов различного назначения. В основном это были современные суда сравнительно небольшого водоизмещения, построенные на национальных верфях, а также в СССР и ПНР.
После объединения Германии
Соответствие цветов окантовки погон родам войск:
Сухопутные войска (Landstreitkräfte)
История германской армии | |
---|---|
Армия Восточно-Франкского королевства | |
Армия Германского королевства | |
Имперская армия | |
Германская федеральная армия | |
Саксонская армия | |
Вюртембергская армия | |
Баварская армия | |
Прусская армия | |
Рейхсхеер | |
Рейхсвер | |
Вермахт | |
Войска СС | |
Фольксармее | |
Бундесвер |
Войска, службы | Цвет |
---|---|
Генералы | Алый |
|
Кирпичный |
Мотострелковые войска | Белый |
Бронетанковые войска | Розовый |
Войска связи | Жёлтый |
Десантные войска | Оранжевый |
Военно-строительные войска | Оливковый |
Тыловые службы
|
Тёмно-зелёный |
|
Чёрный |
Военно-воздушные силы (Luftstreitkräfte)
Военно-морской флот (Volksmarine)
Пограничные войска (Grenztruppen)
генералы ННА (Generale) | ||||
---|---|---|---|---|
Маршал ГДР (Marschall der DDR) Звание никогда не присваивалось |
Генерал армии (Armeegeneral) | Генерал-полковник (Generaloberst) | Генерал-лейтенант (Generalleutnant) | Генерал-майор (Generalmajor) |
офицеры ННА (Offiziere) | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Полковник (Oberst) |
Из всех небольших флотов стран – союзниц СССР по Варшавскому договору Военно-морской флот Национальной Народной Армии ГДР в конце 1980-х гг. был наиболее боеспособным. Его основу составляли современные корабли, вступившие в строй в 1970-х – 1980-х гг. В западной части Балтийского моря ВМФ ГДР мог самостоятельно решать следующие задачи:
– оборона побережья;
– оказание поддержки сухопутным войскам на прибрежных направлениях;
– высадка тактических десантов;
– противолодочная оборона;
– борьба с минами.
Всего к моменту объединения Германии в 1990 г. в его составе находилось 110 боевых кораблей различных классов и 69 вспомогательных судов. В составе морской авиации насчитывалось 24 вертолета (16 – типа Ми-8 и 8 – типа Ми-14), а также 20 истребителей-бомбардировщиков Су-17. Численность личного состава ВМФ – около 16 тысяч чел.
Самыми крупными кораблями в составе ВМФ ГДР были три сторожевых корабля (СКР) типа «Rostock» (пр.1159), построенные в СССР на Зеленодольском судостроительном заводе в 1978,1979 и 1986 годах соответственно.
Основу противолодочных сил составляли 16 малых противолодочных кораблей (МПК) типа «Parchim» пр.133.1. Корабли строились с 1980 по 1985 г. на верфи «Peenewerft» в г. Волгаст по проекту, разработанному в ГДР с помощью советских специалистов на базе МПК пр.1124. В 1986-1990 гг. для СССР было построено 12 МПК этого типа по модернизированному проекту 133.1-М.
Другим примером сотрудничества Советского Союза и Восточной Германии в области военного кораблестроения являлось строительство в ГДР по советскому проекту (пр.151) ракетных катеров (РКА) полным водоизмещением 380 т, которые планировалось вооружить восемью новейшими противокорабельными ракетами (ПКР) «Уран» (производство ПКР по советской лицензии намечалось развернуть в ГДР). Предполагалось, что этот РКА поступит на вооружение флотов стран – участниц Варшавского договора. До объединения Германии удалось построить только два катера этого типа, еще четыре находились в различной степени готовности. Для замены устаревших РКА пр.205 (в конце 1980-х гг. все 12 РКА этого проекта вывели в резерв) ВМФ ГДР получил от СССР пять ракетных катеров пр.1241-РЭ. Эти катера (разработанные ЦКБ «Алмаз» на базе пр.1241.1-T) с 1980 г. строились на экспорт Рыбинским и Ярославским судостроительными заводами. Всего для Болгарии, ГДР, Индии, Йемена, Польши и Румынии построили 22 РКА. В составе ВМФ ГДР находились также шесть больших торпедных катеров пр.206, построенных в СССР в 1968-1976 гг.
Интересно отметить, что только в ВМФ ГДР существовал такой класс кораблей, как сверхмалые (водоизмещением 28 т) ТКА типа «Libelle» (дальнейшее развитие ТКА типа «Iltis») с желобными торпедными аппаратами для 533-мм торпед. Торпеда выстреливалась назад – так же, как это делали советские ТКА типа «Г-5» в 1930-1940 гг. Восточногерманский флот располагал тридцатью ТКА типа «Libelle».
В составе амфибийных сил находилось 12 десантных кораблей (ДК) типа «Ноyегswerda» (полным водоизмещением 2000т), спроектированных и построенных в 1974-1980 гг. в ГДР. Еще два корабля этого типа переоборудовали в транспорты снабжения.
ВМФ ГДР обладал достаточно многочисленными минно-тральными силами. С 1969 г. велось строительство базовых тральщиков (БТЩ) типа «Greiz» («Kondor II»). Восточногерманский флот получил 26 кораблей этого типа, еще 18 единиц достроили в варианте пограничных СКР (тип «Kondor I») для Береговой охраны (Grenzebrigade Kuste). Пять БТЩ были переоборудованы в спасательные и учебные суда.
В составе вспомогательного флота находилось 69 судов различного назначения. В основном это были современные суда сравнительно небольшого водоизмещения, построенные на национальных верфях, в также в СССР и ПНР.
3 октября 1990 г. «государство рабочих и крестьян на немецкой земле» (как гордо называл ГДР ее первый руководитель Вильгельм Пик) прекратило свое существование, и перед руководством объединенной Германии со всей остротой встал вопрос, что делать с личным составом и вооружением, доставшимся в наследство от ННА ГДР. На территории бывшей ГДР было образовано временное объединенное командование Bundeswehr «Ost» (Восток), которое и приняло на себя роль ликвидационной комиссии. Личный состав срочной службы постепенно уволили, некоторое количество офицеров после соответствующей «проверки» приняли на службу в Bundeswehr. Вооружение и технику, за редким исключением (истребители МиГ-29), предполагалось продать другим странам или же утилизировать. Весь флот бывшей ГДР был сосредоточен в Ростоке и ждал своей участи. Сразу же отправились на слом наиболее старые и требовавшие ремонта корабли. Правительство ФРГ усиленно искало покупателей, рассчитывая выгодно продать наиболее современные боевые единицы.
Все 16 МПК типа «Parchim» в 1992 г. купила Индонезия, корабли после переоборудования и подготовки экипажей постепенно перешли в Сурабайю. Интересно отметить, что в 1996 г. Зеленодольское ПКБ предложило командованию ВМС Индонезии проект модернизации этих кораблей до уровня МПК пр.133.1-М. Кроме того, Индонезия приобрела 9 БТЩ типа «Kondor II» и все 12 ДК типа «Hoyerswerda», а также два переоборудованных из ДК транспорта снабжения.
Из всего доставшегося ФРГ наследства наибольший интерес вызывал РКА пр.1241-РЭ. Учитывая, что среди покупателей российского находятся, мягко говоря, недружественные США государства, командование ВМС США приняло решение досконально изучить катер. Выбор пал на РКА «Hiddensee» (бывший «Rudolf Egelhofter»). В декабре 1991 г. на палубе транспортного судна он прибыл в США и был приписан к исследовательскому центру ВМС США в городе Соломон (штат Мэриленд). Катер был подвергнут всесторонним испытаниям по специальной программе. Американские специалисты высоко оценили конструкцию корпуса корабля, его ходовые и маневренные качества, однако отмечался недостаточный (по американским стандартам) ресурс маршевых и форсажных газовых турбин, традиционно критиковалось радиоэлектронное вооружение. Также отмечалась низкая боевая эффективность ракет П-20 (экспортная модификация ПКР П-15М «Термит), хорошую оценку получила шестиствольная АУ АК-630. В целом было сделано заключение, что РКА такого типа, вооруженные более современными ПКР «Москит» (пр.12411, 12421) или «Уран» (пр.12418) представляют собой достаточно серьезную опасность для кораблей ВМС США и их союзников.
Остальные четыре РКА остались в Ростоке. Периодически появлялись сообщения о желании Польши, располагающей четырьмя подобными катерами, приобрести у ФРГ еще два. Выгодно продав Индонезии большую часть современных кораблей, правительство ФРГ принялось фактически раздаривать оставшиеся. Так, в 1993-1994 гг. было принято решение о передачи Латвии трёх, а Эстонии – девяти переоборудованных катеров пр.205 (с них сняли пусковые установки ПКР П-15). Часть катеров уже передана. Латвии достались и два БТЩ типа «Kondor II». Так же щедро были розданы Германией и пограничные СКР типа «Kondor I»: четыре единицы – Тунису, два – Мальте, один – Гвинее-Бисау, два (в 1994 г.) – Эстонии.
Меньше всего повезло трем СКР пр.1159 – не найдя покупателя, командование Bundesmarine продало их на слом.
Ни один боевой корабль ВМФ ГДР не вошел в состав Bundesmarine. Три новейших катера пр.151 (один достроили уже в ФРГ, три в недостроенном состоянии продали Польше) были перевооружены и включены в состав Береговой охраны (Bundesgrenzschutz-See) ФРГ вместе с тремя пограничными СКР типа «Kondor I».
Так закончил свое существование флот ГДР, корабли которого перешли под флаги восьми государств.
скачатьРеферат на тему:
Список сторожевых кораблей и ракетных катеров ВМС ГДР
План:
-
Введение
- 1
Сторожевые корабли (Küstenschutzschiffe)
- 1.1 Тип Горностай (Проект 50, Riga klass)
- 1.2 Тип ДЕЛЬФИН (Проект 1159, Koni klass)
- 2
Ракетные катера
- 2.1 Ракетный катер Тип Оса-1 (Проект 205)
- 2.2
Малые ракетные корабли (Kleine Raketenschiffe)Тип Молния (Проект 1241РЭ, Tarantul klass)
- 2.2.1 Малые ракетные корабли (Kleine Raketenschiffe)Проект 151 (Sassnitz-Klasse)
Введение
В список сторожевых кораблей и ракетных катеров ВМС ГДР вошли все сторожевые корабли (СКР) и ракетные катера (РКА), поступившие в ВМС ГДР (Фольксмарине) в период 1956-1990 годов.
1. Сторожевые корабли (Küstenschutzschiffe)
1.1. Тип Горностай (Проект 50, Riga klass)
- «Эрнст Тельман» (1956-1977)
- «Карл Маркс» (1959-1977)
- «Карл Либкнехт» (1957-1968)
- «Фридрих Энгельс» (1959-1969)
68 кораблей данного типа было построено в СССР на заводах № 445 (им. 61 коммунара) в Николаеве,ССЗ № 820 («Янтарь») в Калининграде, на ССЗ № 199 (им. Ленкома) в Комсомольске-на-Амуре в 1954-1958 годах. 4 корабля были переданы ВМС ГДР в 1956-1959 годах, где вошли в состав 4-й флотилии Фольксмарине. В начале 1960-х годов проходили модернизацию в Советском Союзе.
- Водоизмещение:1054/1186 т.
- Размеры: длина:96,6 метр; ширина: 10,2 метра; осадка:2,9 метров.
- Мощность: 20 030 л.с.
- Макс.скорость: 29,5 узлов; Дальность хода: ок. 2000 миль
- Вооружение: 3 Х 1 100-мм АУ Б-34УСМА; 4 Х 37-мм АУ В-11 или В-11М, 2 или 3 533-мм ТА ДТА-53-50 или ТТА-53-50, 24 Х МБУ-200, 4 Х БМБ-2, 26 морских якорных мин на палубе.
- Экипаж: 168 человек
1.2. Тип ДЕЛЬФИН (Проект 1159, Koni klass)
- «Росток» (1978-1990)
- «Берлин» (1979-1990)
- «Халле» (1986-1990)
Всего на ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске в 1975-1987 годах было построено 12 кораблей данного типа. Три из них в 1978,1979 и 1986 годах были переданы ГДР, где вошли в состав 4-й флотилии Фольксмарине.В 1990-1991 годах временно входили в состав ВМС ФРГ (классифицировались как фрегаты). «Берлин» и «Халле» разобраны на металл в 1995 году, а «Росток» - в 1998 году.
- Водоизмещение: 1515/1670 т.
- Размеры: длина: 96,51 метра; ширина: 12,56 метра;осадка:4,06 метров.
- Мощность: 18 000 л.с.
- Макс. скорость хода: 29,5 узлов; Дальность хода: ок. 2000 узлов.
- Вооружение: 4 x 30 мм. ЗАУ АК-230; 4 x 76,2-мм. АУ АК-726; 4 x ПУ ПКРК П-20; 4 x ПКР П-20 (SS-N-2C «Styx»); 2 x ПУ ЗиФ-122 ЗРК 8Э10; 20 x ЗУР 9М33 (SA-N-4 «Gecko»); 8 x ПУ МТ-4УС ЗРК «Стрела-3»; 16 x ЗУР 9М32М (SA-N-5 «Grail»); 24 x РБУ-6000 «Смерч-2»; 120 x РГБ-60;12 x ББ-1; до 14 мин в нагрузку.
- Экипаж: 110 человек.
2. Ракетные катера
2.1. Ракетный катер Тип Оса-1 (Проект 205)
1. «Макс Райхпич» (с 1971 года S-31) (1962-1990), 2. «Альбин Кёбис» (c 1971 года S-32) (1962-1981), 3. «Рудольф Эгельгофер» (1964-1981), 4. «Рихард Зорге» (с 1971 года S-33) (1964-1990), 5. «Август Лютгенс» (1964-1990), 6. «Пауль Айзеншнайдер» (1964-1981), 7. «Карл Мезеберг» (1964-1990), 8. «Вальтер Кремер» (1964-1990), 9. «Пауль Шульц» (1964-1990), 10. «Пауль Вичорек» (1965-1990), 11. «Фриц Гаст» (1965-1990), 12. «Альберт Гаст» (1965-1990), 13. «Генрих Дорренбах» (1971-1990), 14. «Отто Тост» (1971-1990), 15. «Йозеф Шарес» (1971-1990).
Катера данного типа являлись развитием серии проекта 183Р «Комар» .Строились в Советском Союзе с 1960 года до начала 1980-х годов на трёх заводах: Приморском в Ленинграде, Дальзаводе во Владивостоке и в Рыбинске. В 1962-1971 годах 15 катеров было передано ВМС ГДР. Корабли данного типа всё время службы находились в составе 6-й флотилии Фольксмарине. В 1981 году из списков флота были исключены три корабля. Остальные - в ходе упразднения Фольксмарине. «Генрих Дорренбах», «Отто Тост» и «Альберт Гаст» в 1993-1995 годах временно входили в ВМС Латвии.
- Водоизмещение: 173/216 т.
- Размеры: длина: 38,6 м; длина:7,6 м; осадка:1,73 м.
- Мощность: 12 000 л.с.
- Макс. скорость хода: 39 узлов; Дальность хода: 2000 миль.
- Вооружение:4 x 30 мм. ЗАУ АК-230; 4 x ПУ КТ-97 ПКРК П-15
- Экипаж: 26 человек
2.2. Малые ракетные корабли (Kleine Raketenschiffe)Тип Молния (Проект 1241РЭ, Tarantul klass)
- «Альбин Кёбис» (1984-1990)
- «Рудольф Эгельгофер» (1985-1990)
- «Фриц Глобиг» (1985-1990)
- «Пауль Айзеншнайдер» (1986-1990)
- «Ганс Беймлер» (1986-1990)
В начале 1980-х годов перед командованием Фольксмарине встал вопрос замены устаревших ракетных катеров класса «Оса» на более современные корабли данного класса. С октября 1984 года по октябрь 1986 года в составе ВМС ГДР появились пять больших ракетных катера проекта 1241 советского производства. Несли службу в составе 6-й флотилии Фольксмарине. После упразднения Фольксмарине в 1990-1991 годах входили в состав ВМС ФРГ как корветы УРО. «Ганс Беймлер» в 1994 году установлен в качестве музея в Пенемюнде. «Рудольф Эгельгофер» в октябре 1996 года поставлен как мемориал в порту Фолл-Ривер у пирса Массачусетского мемориального музея «USS Massachusetts Memorial», открыт для посещения. Остальные разобраны на металл в 1994-1995 годах.
- Водоизмещение: 392/469 тонн;
- Размеры:длина: 56,1 м; ширина: 10,2 м; осадка: 2,5 м.
- Максимальная скорость хода: 42 узла; Дальность хода: 1400 миль
- Вооружение: 4 пусковых установки ПКР П-15 «Термит», 1 - 76-мм АК-176, 2 x 6 30-мм АК-630, 1 ПЗРК «Стрела-3» (боекомплект 16 ПЗРК), 2 ПУ постановки помех ПК-16
- Экипаж: 41 человек.
2.2.1. Малые ракетные корабли (Kleine Raketenschiffe)Проект 151 (Sassnitz-Klasse)
Корабли строились на верфи «Peenewerft» в г. Вольгаст.
- «Зассниц» (1990 год)
- «Остзеебад Зеллин»
- «Остзеебад Бинц»
Предполагалось, что этот РКА поступит на вооружение флотов стран-участниц Варшавского договора. До объединения Германии удалось построить только один корабль, два корабля были достроены уже в ФРГ. «Зассниц», «Остзеебад Бинц» и «Остзеебад Зеллин» как патрульные катера в 1990-1991 годах временно входили в состав ВМС ФРГ. Впоследствии были переданы береговой охране ФРГ. Три корабля в недостроенном состоянии переданы Польше, ещё четыре были сняты со строительства в октябре 1990 года. Кроме того ещё пять кораблей данного класса намечались к строительству, но дальше дело не пошло
- Водоизмещение: 348 т.
- Размеры: длина: 48,9 метров; ширина: 8,45 метров; Осадка: 2,15 метров.
- Макс. скорость хода: 37 узлов; Дальность хода: 2200 миль.
- Вооружение: 1 - 76 мм. АУ АК-176, 1 x 6 - 30 мм. АУ АК-630, 8 противокорабельных ракет.
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии . Синхронизация выполнена 18.07.11 11:17:24
Похожие рефераты: fandorin1001 в Судьба кораблей ВМФ ГДР
Из всех небольших флотов стран - союзниц СССР по Варшавскому договору Военно-морской флот Национальной Народной Армии ГДР в конце 1980-х гг. был наиболее боеспособным. Его основу составляли современные корабли, вступившие в строй в 1970-х - 1980-х гг. В западной части Балтийского моря ВМФ ГДР мог самостоятельно решать следующие задачи:
- оборона побережья;
- оказание поддержки сухопутным войскам на прибрежных направлениях;
- высадка тактических десантов;
- противолодочная оборона;
- борьба с минами.
Всего к моменту объединения Германии в 1990 г. в его составе находилось 110 боевых кораблей различных классов и 69 вспомогательных судов. В составе морской авиации насчитывалось 24 вертолета (16 - типа Ми-8 и 8 - типа Ми-14), а также 20 истребителей-бомбардировщиков Су-17. Численность личного состава ВМФ - около 16 тысяч чел.
Самыми крупными кораблями в составе ВМФ ГДР были три сторожевых корабля (СКР) типа «Rostock» (пр.1159), построенные в СССР на Зеленодольском судостроительном заводе в 1978,1979 и 1986 годах соответственно.
Основу противолодочных сил составляли 16 малых противолодочных кораблей (МПК) типа «Parchim» пр.133.1. Корабли строились с 1980 по 1985 г. на верфи «Peenewerft» в г. Волгаст по проекту, разработанному в ГДР с помощью советских специалистов на базе МПК пр.1124. В 1986-1990 гг. для СССР было построено 12 МПК этого типа по модернизированному проекту 133.1-М.
Другим примером сотрудничества Советского Союза и Восточной Германии в области военного кораблестроения являлось строительство в ГДР по советскому проекту (пр.151) ракетных катеров (РКА) полным водоизмещением 380 т, которые планировалось вооружить восемью новейшими противокорабельными ракетами (ПКР) «Уран» (производство ПКР по советской лицензии намечалось развернуть в ГДР). Предполагалось, что этот РКА поступит на вооружение флотов стран - участниц Варшавского договора. До объединения Германии удалось построить только два катера этого типа, еще четыре находились в различной степени готовности. Для замены устаревших РКА пр.205 (в конце 1980-х гг. все 12 РКА этого проекта вывели в резерв) ВМФ ГДР получил от СССР пять ракетных катеров пр.1241-РЭ. Эти катера (разработанные ЦКБ «Алмаз» на базе пр.1241.1-T) с 1980 г. строились на экспорт Рыбинским и Ярославским судостроительными заводами. Всего для Болгарии, ГДР, Индии, Йемена, Польши и Румынии построили 22 РКА. В составе ВМФ ГДР находились также шесть больших торпедных катеров пр.206, построенных в СССР в 1968-1976 гг.
Интересно отметить, что только в ВМФ ГДР существовал такой класс кораблей, как сверхмалые (водоизмещением 28 т) ТКА типа «Libelle» (дальнейшее развитие ТКА типа «Iltis») с желобными торпедными аппаратами для 533-мм торпед. Торпеда выстреливалась назад - так же, как это делали советские ТКА типа «Г-5» в 1930-1940 гг. Восточногерманский флот располагал тридцатью ТКА типа «Libelle».
В составе амфибийных сил находилось 12 десантных кораблей (ДК) типа «Ноyегswerda» (полным водоизмещением 2000т), спроектированных и построенных в 1974-1980 гг. в ГДР. Еще два корабля этого типа переоборудовали в транспорты снабжения.
ВМФ ГДР обладал достаточно многочисленными минно-тральными силами. С 1969 г. велось строительство базовых тральщиков (БТЩ) типа «Greiz» («Kondor II»). Восточногерманский флот получил 26 кораблей этого типа, еще 18 единиц достроили в варианте пограничных СКР (тип «Kondor I») для Береговой охраны (Grenzebrigade Kuste). Пять БТЩ были переоборудованы в спасательные и учебные суда.
В составе вспомогательного флота находилось 69 судов различного назначения. В основном это были современные суда сравнительно небольшого водоизмещения, построенные на национальных верфях, в также в СССР и ПНР.
3 октября 1990 г. «государство рабочих и крестьян на немецкой земле» (как гордо называл ГДР ее первый руководитель Вильгельм Пик) прекратило свое существование, и перед руководством объединенной Германии со всей остротой встал вопрос, что делать с личным составом и вооружением, доставшимся в наследство от ННА ГДР. На территории бывшей ГДР было образовано временное объединенное командование Bundeswehr «Ost» (Восток), которое и приняло на себя роль ликвидационной комиссии. Личный состав срочной службы постепенно уволили, некоторое количество офицеров после соответствующей «проверки» приняли на службу в Bundeswehr. Вооружение и технику, за редким исключением (истребители МиГ-29), предполагалось продать другим странам или же утилизировать. Весь флот бывшей ГДР был сосредоточен в Ростоке и ждал своей участи. Сразу же отправились на слом наиболее старые и требовавшие ремонта корабли. Правительство ФРГ усиленно искало покупателей, рассчитывая выгодно продать наиболее современные боевые единицы.
Все 16 МПК типа «Parchim» в 1992 г. купила Индонезия, корабли после переоборудования и подготовки экипажей постепенно перешли в Сурабайю. Интересно отметить, что в 1996 г. Зеленодольское ПКБ предложило командованию ВМС Индонезии проект модернизации этих кораблей до уровня МПК пр.133.1-М. Кроме того, Индонезия приобрела 9 БТЩ типа «Kondor II» и все 12 ДК типа «Hoyerswerda», а также два переоборудованных из ДК транспорта снабжения.
Из всего доставшегося ФРГ наследства наибольший интерес вызывал РКА пр.1241-РЭ. Учитывая, что среди покупателей российского оружия находятся, мягко говоря, недружественные США государства, командование ВМС США приняло решение досконально изучить катер. Выбор пал на РКА «Hiddensee» (бывший «Rudolf Egelhofter»). В декабре 1991 г. на палубе транспортного судна он прибыл в США и был приписан к исследовательскому центру ВМС США в городе Соломон (штат Мэриленд). Катер был подвергнут всесторонним испытаниям по специальной программе. Американские специалисты высоко оценили конструкцию корпуса корабля, его ходовые и маневренные качества, однако отмечался недостаточный (по американским стандартам) ресурс маршевых и форсажных газовых турбин, традиционно критиковалось радиоэлектронное вооружение. Также отмечалась низкая боевая эффективность ракет П-20 (экспортная модификация ПКР П-15М «Термит), хорошую оценку получила шестиствольная АУ АК-630. В целом было сделано заключение, что РКА такого типа, вооруженные более современными ПКР «Москит» (пр.12411, 12421) или «Уран» (пр.12418) представляют собой достаточно серьезную опасность для кораблей ВМС США и их союзников.
Остальные четыре РКА остались в Ростоке. Периодически появлялись сообщения о желании Польши, располагающей четырьмя подобными катерами, приобрести у ФРГ еще два. Выгодно продав Индонезии большую часть современных кораблей, правительство ФРГ принялось фактически раздаривать оставшиеся. Так, в 1993-1994 гг. было принято решение о передачи Латвии трёх, а Эстонии - девяти переоборудованных катеров пр.205 (с них сняли пусковые установки ПКР П-15). Часть катеров уже передана. Латвии достались и два БТЩ типа «Kondor II». Так же щедро были розданы Германией и пограничные СКР типа «Kondor I»: четыре единицы - Тунису, два - Мальте, один - Гвинее-Бисау, два (в 1994 г.) - Эстонии.
Меньше всего повезло трем СКР пр.1159 - не найдя покупателя, командование Bundesmarine продало их на слом.
Ни один боевой корабль ВМФ ГДР не вошел в состав Bundesmarine. Три новейших катера пр.151 (один достроили уже в ФРГ, три в недостроенном состоянии продали Польше) были перевооружены и включены в состав Береговой охраны (Bundesgrenzschutz-See) ФРГ вместе с тремя пограничными СКР типа «Kondor I».
Так закончил свое существование флот ГДР, корабли которого перешли под флаги восьми государств.
«Корабли социалистических республик Балтийского моря в едином строю». Приём топлива от танкера «Шексна» двумя советскими кораблями и немецким СКР пр.1159
В список сторожевых кораблей и ракетных катеров ВМС ГДР вошли все сторожевые корабли (СКР) и ракетные катера (РКА), поступившие в ВМС ГДР (Фольксмарине) в период 1956-1990 годов.
Сторожевые корабли (Küstenschutzschiffe)
Тип Горностай (Проект 50, Riga klass)
Список
- «Эрнст Тельман» (1956-1977)
- «Карл Маркс» (1959-1977)
- «Карл Либкнехт» (1957-1968)
- «Фридрих Энгельс» (1959-1969)
История
68 кораблей данного типа было построено в СССР на заводах № 445 (им. 61 коммунара) в Николаеве,ССЗ № 820 («Янтарь») в Калининграде, на ССЗ № 199 (им. Ленкома) в Комсомольске-на-Амуре в 1954-1958 годах. 4 корабля были переданы ВМС ГДР в 1956-1959 годах, где вошли в состав 4-й флотилии Фольксмарине . В начале 1960-х годов проходили модернизацию в Советском Союзе.
Характеристики
- Водоизмещение:1054/1186 т.
- Размеры: длина:96,6 метр; ширина: 10,2 метра; осадка:2,9 метров.
- Мощность: 20 030 л.с.
- Макс.скорость: 29,5 узлов; Дальность хода: ок. 2000 миль
- Вооружение: 3 Х 1 100-мм АУ Б-34УСМА; 4 Х 37-мм АУ В-11 или В-11М, 2 или 3 533-мм ТА ДТА-53-50 или ТТА-53-50, 24 Х МБУ-200, 4 Х БМБ-2, 26 морских якорных мин на палубе.
- Экипаж: 168 человек
Тип ДЕЛЬФИН (Проект 1159, Koni klass)
Список
- «Росток» (1978-1990)
- «Берлин» (1979-1990)
- «Халле» (1986-1990)
История
Всего на ССЗ «Красный металлист» в Зеленодольске в 1975-1987 годах было построено 12 кораблей данного типа. Три из них в 1978,1979 и 1986 годах были переданы ГДР , где вошли в состав 4-й флотилии Фольксмарине .В 1990-1991 годах временно входили в состав ВМС ФРГ (классифицировались как фрегаты). «Берлин» и «Халле» разобраны на металл в 1995 году, а «Росток» - в 1998 году.
Характеристики
- Водоизмещение: 1515/1670 т.
- Размеры: длина: 96,51 метра; ширина: 12,56 метра;осадка:4,06 метров.
- Мощность: 18 000 л.с.
- Макс. скорость хода: 29,5 узлов; Дальность хода: ок. 2000 узлов.
- Вооружение: 4 x 30 мм. ЗАУ АК-230; 4 x 76,2-мм. АУ АК-726; 4 x ПУ ПКРК П-20; 4 x ПКР П-20 (SS-N-2C «Styx»); 2 x ПУ ЗиФ-122 ЗРК 8Э10; 20 x ЗУР 9М33 (SA-N-4 «Gecko»); 8 x ПУ МТ-4УС ЗРК «Стрела-3»; 16 x ЗУР 9М32М (SA-N-5 «Grail»); 24 x РБУ-6000 «Смерч-2»; 120 x РГБ-60;12 x ББ-1; до 14 мин в нагрузку.
- Экипаж: 110 человек.
Ракетные катера
Ракетные катера типа Оса-1 (Проект 205)
Список
1. «Макс Рейхпич» (с 1971 года S-31) (1962-1990), 2. «Альбин Кёбис» (c 1971 года S-32) (1962-1981), 3. «Рудольф Эгельгофер» (1964-1981), 4. «Рихард Зорге» (с 1971 года S-33) (1964-1990), 5. «Август Лютгенс» (1964-1990), 6. «Пауль Айзеншнайдер» (1964-1981), 7. «Карл Мезеберг» (1964-1990), 8. «Вальтер Кремер» (1964-1990), 9. «Пауль Шульц» (1964-1990), 10. «Пауль Вичорек» (1965-1990), 11. «Фриц Гаст» (1965-1990), 12. «Альберт Гаст» (1965-1990), 13. «Генрих Дорренбах» (1971-1990), 14. «Отто Тост» (1971-1990), 15. «Йозеф Шарес» (1971-1990).
История
Катера данного типа являлись развитием серии проекта 183Р «Комар». Строились в Советском Союзе с 1960 года до начала 1980-х годов на трёх заводах: Приморском в Ленинграде, Дальзаводе во Владивостоке и в Рыбинске. В -1971 годах 15 катеров было передано ВМС ГДР . Корабли данного типа всё время службы находились в составе 6-й флотилии Фольксмарине . В 1981 году из списков флота были исключены три корабля. Остальные - в ходе упразднения Фольксмарине . «Генрих Дорренбах», «Отто Тост» и «Альберт Гаст» в 1993-1995 годах временно входили в ВМС Латвии.
Характеристики
- Водоизмещение: 173/216 т.
- Размеры: длина: 38,6 м; длина:7,6 м; осадка:1,73 м.
- Мощность: 12 000 л.с.
- Макс. скорость хода: 39 узлов; Дальность хода: 2000 миль.
- Вооружение:4 x 30 мм. ЗАУ АК-230 ; 4 x ПУ КТ-97 ПКРК П-15
- Экипаж: 26 человек
Малые ракетные корабли (Kleine Raketenschiffe)Тип Молния (Проект 1241РЭ , Tarantul klass)
Список
- «Альбин Кёбис» (1984-1990)
- «Рудольф Эгельгофер» (1985-1990)
- «Фриц Глобиг» (1985-1990)
- «Пауль Айзеншнайдер» (1986-1990)
- «Ганс Беймлер» (1986-1990)
История
В начале 1980-х годов перед командованием Фольксмарине встал вопрос замены устаревших ракетных катеров класса «Оса» на более современные корабли данного класса. С октября 1984 года по октябрь 1986 года в составе ВМС ГДР появились пять больших ракетных катера проекта 1241 советского производства. Несли службу в составе 6-й флотилии Фольксмарине . После упразднения Фольксмарине в -1991 годах входили в состав ВМС ФРГ как корветы УРО. «Ганс Беймлер» в 1994 году установлен в качестве музея в Пенемюнде . «Рудольф Эгельгофер» в октябре 1996 года поставлен как мемориал в порту Фолл-Ривер у пирса Массачусетского мемориального музея «USS Massachusetts Memorial», открыт для посещения. Остальные разобраны на металл в -