Контакты

Невероятные танки советской эпохи. Самые невообразимые и странные танки всех времен Тактико технические характеристики Прогрев-Т

Турбореактивный минный тральщик ТМТ («Объект 604») предназначался для проделывания сплошных проходов в минно-взрывных заграждениях в ходе боевых действий войск путем выброса вперед и в стороны грунта с минами газовыми струями двух турбореактивных авиационных двигателей. ОКР по созданию ТМТ была задана Постановлением СМ СССР от 25 октября 1961 г. Опытный образец был спроектирован в Омске конструкторским бюро ОКБ-174 под руководством A.A. Морова и изготовлен на заводе № 174 в 1962 г. Ведущим конструктором машины был A.A. Ляхов. В четвертом квартале 1963 г. машина прошла полигонные испытания. На вооружении и в серийном производстве она не состояла.



Тральщик был создан на базе узлов и агрегатов среднего танка Т-55. Схема компоновки машины предусматривала наличие отделения управления, двух отсеков для турбореактивных двигателей, отделения для топлива и МТО.

Экипаж машины состоял из командира-оператора и механика-водителя. Он размещался в отделении управления, которое находилось в верхней носовой части корпуса над отделением для топлива. У командира машины имелась вращающаяся броневая башенка. Отделение управления было отгорожено броневыми стенками с теплоизоляцией от двух отсеков для турбореактивных двигателей. В нижней половине носовой и средней частях корпуса тральщика располагалось отделение для топлива. В нем устанавливались два бака общей емкостью 1500 л для реактивного топлива ТС-1 и два топливных бака для дизельного топлива. Кормовую часть корпуса занимало МТО аналогичной компоновки, что и на танке Т-55 с незначительными конструктивными изменениями. Для управления главным фрикционом и ПМП использовались пневмосервоприводы.



Корпус машины был изготовлен с уменьшенной толщиной броневых листов в носовой части до 80 мм, бортов - до 45 мм.

Машина имела специальное оборудование для траления мин, включавшее два двухвальных турбореактивных двигателя РПФ-300 с сопловыми устройствами. Газовые струи работавших двигателей производили выброс всех типов установленных мин с одновременной разработкой и удалением грунта вперед и в сторону за пределы прохода. Тральщик обеспечивал создание сплошных проходов шириной не менее 4 м, при тралении глубина разработки грунтов с дерновым покрытием достигала 0,3-0,5 м, на снегу - 0,6 м. На корме тральщика был установлен прибор для обозначения прохода в минно-взрывных заграждениях пиротехническими знаками. Скорость траления составляла 3-4 км/ч.



Ходовая часть тральщика была также аналогична ходовой части танка Т-55. Отличие состояло лишь в изменении расположения опорных катков и углов закрутки торсионных валов, вызванных условиями обеспечения равномерной нагрузки по каткам.

Члены экипажа имели личное оружие (2 автомата АК-47, 12 ручных гранат Ф-1 и сигнальный пистолет с ракетами). Толщина брони верхней лобовой детали корпуса машины - 80 мм, нижней - 60 мм. Угол наклона обеих деталей от вертикали -55°. Толщина бортов - 45 мм. Корпус сопла был защищен броней толщиной от 20 до 60 мм. В машине было две системы противопожарного оборудования. Одна система была такой же, как на танке Т-55, другая - для топливного отделения была заимствована из авиации. Машина оснащалась системой ПАЗ и аппаратурой ТДА. При работе тралящих установок управление машиной затруднялось из-за большой запыленности. В этом случае для поддержания заданного направления движения использовался гирополукомпас ГПК-48. На тральщике устанавливались радиостанция Р-113 и ТПУ Р-120. Масса машины составляла 37 т. Эксплуатационно-технические показатели минного тральщика практически не отличались от показателей среднего танка Т-55. Средняя скорость движения машины составляла 17-25 км/ч, запас хода по топливу - 130-190 км.

© М.В. Павлов, И.В. Павлов "Отечественные бронированные машины - ХХ век. 1946-1965."

P.S. Этим же конструкторским бюро на базе самоходной установки ИСУ-152К был разработан турбореактивный минный тральщик «Объект 606», который имел одинаковое с ТМТ «Объект 604» специальное оборудование для траления. На этой машине также была уменьшена толщина броневых листов корпуса и переделана броневая рубка. Масса тральщика, имевшего противоснарядную броневую защиту, составляла 47 т. Экипаж тральщика состоял из командира и механика-водителя. Дизель мощностью 382 кВт (520 л.с), обеспечивал передвижение тральщика со скоростью до 35 км/ч.

Технический прогресс и непрекращающиеся военные конфликты определили создание принципиально нового вида оружия – военной техники. Когда человечество осознало, что мощь, заключенная в тонны стали, куда эффективней, нежели все, что мир видел ранее, и смогло создать такое оружие, концепция войны изменилась навсегда.

С тех пор все без исключения ведущие державы пытались изобрести наиболее эффективное, грозное и прорывное во всех отношениях оружие. Естественно, достижение данной цели подразумевало под собой огромный объем экспериментальной работы, результатами которой становились достаточно интересные и зачастую неосуществимые, по ряду причин, проекты.

Среди них огромное число разработок в сфере танкостроения, сфере, которая, по большому счету, и послужила отправной точкой к созданию всей военной техники. Конечно, советские инженеры, будучи на передовой технологической войны, также стремились создать идеальную боевую машину. В ходе ОКР было разработано немало образцов интересных танков – рассмотрим самые необычные из них.

ТР-26Ц

Так называемый танк-цистерна, разработанный в 1936-м году, предназначался для доставки горючего боевым машинам на поле боя в условиях интенсивного обстрела и сложного рельефа местности. Машина на базе Т-26 оборудовалась вместо башни цистерной на 1900 литров, ручным насосом для перекачивания и пенными огнетушителями. Для противостояния живой силе противника танк был оснащен пулеметом ДТ.

Т-34-85Э

Танк, принципиально отличающийся от всей техники, которая когда-либо была создана, задумывался как оружие, способное поражать противника мощными направленными электрическими зарядами. По задумке, заряды тока, доходящие до нескольких тысяч ампер, могли достать цель на расстоянии до 4500 километров. Машина была собрана в единственном экземпляре в начале 50-х, после чего испытывалась вплоть до конца 1954-го года. В 55-м по указанию Н.С. Хрущева работы были прекращены, а уникальная техника, получившая позже прозвище «танк тесла», была уничтожена.

Характеристики Т-34-85Э:
Боевая масса – 33,8 тонны
Экипаж – 5

Бронирование – лоб корпуса, борт, корма 45 мм; лоб башни 90 мм, защита реактора – 75 мм.
Двигатели – два электродвигателя с питанием от портативного реактора Ф-7-П

Прогрев-Т

Для любой боевой машины на поле боя огромную опасность представляют мины или минные поля. Именно против них был создан газодинамический минный тральщик, оснащенный турбореактивным двигателем, Прогрев-Т. Несмотря на крайне угрожающий вид, машина лишь направляла тягу мощного мотора на предполагаемое минное заграждение, при этом сдувались и мины, и так называемый маскировочный покров. Один полный бак позволял разминировать 6 километров пути, шириной до 12 метров, что обеспечивало безопасное прохождение боевой техники.

Характеристики Прогрев-Т:
Боевая масса – 37 т
Ширина полосы траления – 10-12 м
Скорость траления – 1-3 км/ч
Надежность траления – 99%
Время непрерывной работы – 2,5 ч
Траление мин на глубину – до 20 см (при работе рыхлителем до 50 см)

Машина, получившие прозвище «истребитель танков», была принята на вооружение армии СССР в 1968-м году. ИТ-1 является первым и единственным производимым серийно танком, чье основное вооружение представляли ракеты. Несмотря на удивительную точность машины, которая при попадании буквально не оставляла шансов технике противника, танк простоял на вооружении всего три года. Было собрано 110 единиц ИТ-1. Большие габариты и масса, устаревшая элементная база, большая мертвая зона, отсутствие танковой пушки послужили причиной закрытия проекта.

Характеристики ИТ-1:
Боевая масса машины – 34,5 т.
Основные размеры: длина – 6,63 м, ширина – 3,3 м, высота – 2,2 м, клиренс – 0,435 м
Силовая установка – дизельный двигатель В-55А, мощность – 580 л.с.
Максимальная скорость – 50 км/ч
Запас хода по шоссе – 470 км
Бронирование: лоб корпуса – 100 мм, лоб башни – 206 мм, борт корпуса – 80 мм.
Вооружение – 1хКУВ 2К4 «Дракон», боезапас – 15 ПТУР 3М7, 1х7,62-мм пулемет ПКТ, боезапас 2000 патронов.
Экипаж – 3 человека

Объект 279

Один из самых тяжелых советских танков был разработан в 50-х годах. Танк был спроектирован по классической схеме общей компоновки. Оригинальные конструктивные решения позволили получить наименьший заброневой объем среди всех тяжелых танков, составляющий 11,47 м³. Обтекаемые обводы корпуса и толстая броня, достигающая в лобовой части 305 миллиметров, обеспечивала танку надежную защиту от всех существующих на то время бронебойных снарядов на любых дальностях стрельбы. При этом машина была крайне проходима и устойчива. По замыслу конструкторов, это должно было предотвратить опрокидывание танка при воздействии мощной ударной волны. Однако тяжеловес так и не пошел в серию, а единственный собранный образец по сей день представлен в статической экспозиции подмосковного бронетанкового музея.

Характеристики:

Габариты: длина – 10,2 м (без ствола 6,77 м), высота – 2,5 м, ширина – 3,4 м, масса – 60 тонн
Броня: лоб – 93-269 мм, борт – 100-182 мм, башня – 217-305 мм
Вооружение – пушка М-65 калибра 130 мм, пулемет КПВТ калибра 14,5мм – 1 шт, боекомплект – 24 снаряда
Двигатель – дизельный 16-цилиндровый Н-образный четырёхтактный ДГ-1000 или 2ДГ-8М
Запас хода – до 250 км
Скорость – до 55 км/час
Экипаж – 4 человека


Советский минный тралльщик с очень необычным способом обнаружения мин. Предназначен для обнаружения и траления мин, установленных на дорогах с твердым покрытием.

На базе шасси танка Т-54 установили реактивный двигатель от истребителя МиГ-15 (ВК-1). Мощная струя раскаленных газов из реактивного сопла срывала с дороги слой грунта, обнажая замаскированные под ним мины.

История

Прообразом "Прогрева-Т" стала аэродромная тепловая машина. Сделать тральщик оказалось не так уж сложно: на основе шасси танка Т-54 установили реактивный двигатель от самолёта МиГ-15, рыхлитель сверху люка, а также прикрепили объемистый бак с керосином. Немудрено, что партизанские лазутчики сперва приняли гиганское сопло тральщика за ствол неопознанной пушки и панически сообщили о грядущих проблемах. Танк "Прогрев" уверенно шёл по трассе Джелалабад-Асадабад, буквально раскрывая все ловушки диверсантов. В документальном изложении это выглядело следующим образом: "При воздействии газодинамической струи на дорожный покров с полуразрушенным асфальтовым покрытием происходит сильный выброс щебня и грунта, после чего отчетливо обнажаются все неровности..." Говоря простым языком, экипаж попросту срывал маскировочный покров с мин, "забитых" в каменистое ложе на путях. Они представали взору словно кочки на болоте.
После афганского дебюта "Прогрев-Т" оказался в списке эксперементальной военной техники...

Тактико технические характеристики Прогрев-Т

Боевая масса – 37 т;
- ширина полосы траления – 10-12 м;
- скорость траления - 1...3 км/ч;
- надежность траления - 99%;
- время непрерывной работы - 2,5 ч;
- траление мин на глубину - до 20 см (при работе рыхлителем - до 50 см)

Понравилась статья? Поделитесь ей