Контакты

Совершенствование и повышение эффективности транспортно-складской логистики. Повышение эффективности операций складирования и хранения материально–технических ресурсов на примере ООО "Авирон" Как же определить имеющийся потенциал склада

Журнал «Директор информационной службы», №1, 2008 г.
// Январь, 2008

В определенный момент времени любое предприятие, эксплуатирующее складские площади, сталкивается с необходимостью изменений в технологиях складирования и грузопереработки. Грамотный подход к проектированию и внедрению изменений позволит повысить качество работы склада при поддержании приемлемого уровня затрат на его оснащение и содержание.

Анализ деятельности ряда дистрибьюторских компаний показывает, что существует зависимость между основными экономическими показателями работы компании-дистрибьютора и подходами к управлению запасами и складами. В условиях роста оборота компании-дистрибьютора ошибки управления складскими процессами негативно сказываются на уровне удовлетворения спроса и влекут непропорциональный рост потребностей в складских площадях.

Своевременное инвестирование в реализацию проектов, направленных на повышение эффективности операционной деятельности, существенно дешевле «латания дыр» и исправления последствий серьезных ошибок. Именно поэтому важно предупреждать проблемы, развивая собственный персонал и используя лучшую практику других компаний.

Симптомами ошибок управления складскими процессами являются: дефицит площадей, неэффективное использование оборудования и технических ресурсов, высокие затраты на хранение и обработку грузов, низкое качество обслуживания клиентов.

Задача повышения эффективности работы склада, если он уже построен и работает, выполнима и без существенных инвестиций в оборудование и перестройку складского комплекса.

Грамотный подход к описанию процессов и понимание значимости проблем управления складскими комплексами в значительной степени определяют эффект от последующей модернизации технологии работы склада.

Препятствия на пути повышения эффективности складских комплексов можно разделить на четыре группы: организационные (функции, полномочия, зоны ответственности), технологические (последовательность выполнения операций, методы и алгоритмы), информационные (информационные системы учета и обработки данных, средства коммуникации) и технические (наличие техники и оборудования, степень изношенности ресурсов, соответствие требованиям).

Выбирая направление оптимизации склада , в первую очередь стоит обратить внимание на совершенствование организации процессов и технологии выполнения работ - именно здесь возможно относительно быстрое получение результата при использовании имеющегося оборудования.

К решению технических и информационных задач, которые могут быть осуществлены в короткие сроки с относительно низкими вложениями средств, можно отнести, например, закупку раций на складе для быстрого вызова необходимого сотрудника, установку принтера для распечатки заданий в непосредственной близости к зоне приемки или отбора и т.п. Однако все эти нововведения должны быть подчинены общей логике работы склада и планирующихся изменений. Очевидно, что если на складе планируется переход на безбумажную технологию с использованием терминалов сбора данных, то закупка принтеров и раций нецелесообразна.

Последовательность действий

Процесс оптимизации складских технологий состоит из нескольких последовательных этапов: исследование технологических процессов (логистическая экспертиза), разработка объемно-планировочных решений и проектирование технологии работы склада, подготовка склада к внедрению изменений и собственно внедрение.

Логистическая экспертиза

Цель первого этапа - обнаружить ключевые проблемы, решение которых даст наиболее ощутимый результат при минимальных затратах ресурсов и времени.

Для достижения цели следует определить перечень бизнес-процессов, исследовать их, провести оценку и ранжирование выявленных проблем. Как правило, можно выделить складские бизнес-процессы (приемка товаров, размещение, комплектация и отгрузка заказов, инвентаризация и т.п.) и смежные процессы, которые реализуют взаимодействие склада и смежных с ним подразделений (управление запасами, закупки товаров, организация поставок товаров на склад и доставка заказов клиентов).

Существует множество методик описания процессов. Один из наиболее простых и доступных - схема информационных потоков, в ходе построения которой происходит выявление проблем коммуникации и управления, дублирующих или ненужных операций.

На рисунке 1 представлена упрощенная схема информационных потоков в процессе приемки товаров на склад одной из компаний до проведения оптимизации.

Рисунок. 1. Документооборот при приемке товаров на склад (упрощенная схема)

В ходе интервью с ключевыми работниками при составлении схемы процесса было выявлено несколько проблемных зон. Приведем только один пример. Водитель-экспедитор предоставлял товаросопроводительную документацию менеджеру отдела закупок для проверки соответствия заявке, а затем передавал документы с разрешением отдела закупок оператору склада. В информационную систему склада не поступала информация об ожидаемой поставке, поэтому оператор склада вынужден был готовить документ для приемки в тот момент, когда автомобиль уже готов к разгрузке. Для того чтобы ускорить процедуру разгрузки и приемки, руководству склада было разрешено осуществлять приемку по копии товаротранспортной накладной, а после отъезда транспортного средства со склада заполнять подготовленный оператором бланк, внося дополнительную информацию о сроках годности и весогабаритных характеристиках принятых товаров.

Одновременно с приемкой и оприходованием товаров в информационной системе склада менеджер по закупкам производил оприходование товаров в корпоративной информационной системе. Интеграция в режиме реального времени этих двух систем отсутствовала. Синхронизация происходила раз в сутки и использовалась только для сверки данных об остатках.

Рассмотрим часто встречающиеся проблемы складских процессов, препятствующие эффективной организации складирования, обработки грузов, выполнения заказов клиентов.

В процессе приемки товаров на склад могут возникнуть такие организационные и технологические проблемы как неравномерная нагрузка на склад, большие трудозатраты на разгрузку при приемке не паллетизированного груза, приемка по копиям товаросопроводительных документов, не приспособленным для фиксирования дополнительной информации. Для того же этапа характерны информационные и технические проблемы, например, трудности при идентификации поступающих товаров, дефицит подъемно-транспортной техники, отсутствие пандуса, дефицит вместимости зоны для приемки и размещения поступающего товара, двойной ввод информации о приходе в КИС и в АСУ склада.

При размещении товаров зачастую неэффективно используется вместимость склада, отсутствуют регламентированные методы принятия решения о расстановке товаров; товар может беспорядочно складироваться в зоне напольного хранения, оптимизация размещения товаров на складе (уплотнение, консолидация) также не проводится. Все перечисленные проблемы относятся к разряду организационных. Основными информационными проблемами размещения называют отсутствие учета в информационной системе передвижений товара по складу, фиксирования сроков годности, партий, серий и других характеристик, влияющих на последовательность отбора, а значит и на размещение товаров на складе.

Комплектация и отгрузка часто сопровождаются множеством технологических проблем, среди которых совместное хранение различных товаров (или идентичных товаров с разными сроками годности), влекущее ошибки при подборе; отбор штуками и коробами из любой паллеты в зоне резервного хранения (много «вскрытых» паллет); несвоевременное пополнение товаром зоны отбора; авральные работы при комплектации срочных заказов или дополнительных заказов клиентов, поступивших непосредственно перед отгрузкой; не разработанные маршруты кладовщиков и отсутствие части номенклатуры в местах хранения, доступных для отбора коробами и штуками без использования технических средств. Значительные затраты времени на поиск необходимого товара вследствие неактуальной информации в базе данных склада и несоответствие типоразмеров ячеек весогабаритным характеристикам товаров, нормативу запаса и показателю оборачиваемости - главные информационно- технические проблемы процесса комплектации и отгрузки.

Смежные по отношению к складу процессы, к которым эксперты относят закупки, управление запасами, продажи, доставку товаров клиентам, также должны быть тщательно проанализированы.

Так, например, в процессе закупок и управлении запасами экспертное, интуитивное определение ассортимента и объема поставок часто приводит к накоплению излишних или неликвидных запасов. А отсутствие информации о неудовлетворенном спросе - к дефициту товаров на складе. Еще одна организационная проблема процесса закупок и управления запасами - использование ошибочного алгоритма принятия решений об объеме закупок, что приводит к накоплению излишних запасов. К числу основных информационных проблем можно также отнести отсутствие работы по анализу качества работы поставщиков (нет статистики недовозов, возвратов, недовложений).

В процессе продаж и доставки могут возникать организационные проблемы, к которым относятся авралы при обработке заказов для филиалов и оптовиков (заказы срочные и большие) и регистрация нескольких заказов для одного клиента (на один адрес доставки, на одну дату отгрузки) без объединения перед поступлением на склад. Наконец, перечислим основные информационные проблемы процесса продаж и доставки: в информационной системе не отражается готовность заказа для отгрузки, не ведется статистика по недовозам и проблемам возникшим при доставке, не ведется учет возвратов и их причин, данные по остаткам могут не соответствовать реальной ситуации на складе, менеджеры по продажам видят в информационной системе остаток товара, а не доступное для продажи количество.

Выявленные на этапе анализа проблемы ранжируются с учетом степени их влияния на производительность, затраты, качество обслуживания клиентов, и определяется наиболее выгодная последовательность их решения. Это обеспечит получение максимального эффекта от проводимых изменений.

Разработка объемно-планировочных решений

Как правило, среди часто встречающихся проблем наиболее критическими являются неэффективное использование пространства склада или отдельных его зон, несоответствие параметров складских помещений интенсивности товаропотока.

Процесс разработки планировки склада начинается с определения количества и конструкции мест хранения с учетом весогабаритных характеристик хранимых грузов и параметров товародвижения. Следующий этап - зонирование склада и разработка модели потоков товаров по зонам склада. На заключительном этапе разрабатываются алгоритмы эффективного размещения товаров по местам хранения, маршруты комплектации, передвижения.

Определение количества и конструкции мест хранения

Для расчета оптимальной конструкции и необходимого количества мест хранения на складе используются значения нормативов запасов, весовые и габаритные характеристики упаковок товаров и требуемые условия хранения.

Для всех типоразмеров мест хранения, используемых на складе или планируемых к использованию, рассчитывается коэффициент заполнения товаром по весу и по объему. При этом анализ проводится по каждому товару. Оптимальными считаются места хранения с наибольшими коэффициентами заполнения.

На основании информации о нормативах запасов определяется, сколько мест хранения потребуется для каждого товара в зоне хранения и в зоне комплектации. Затем места хранения, рассчитанные для товаров, группируются по условиям хранения для получения итоговых значений параметров зон склада.

Такой подход к проектированию мест хранения позволяет максимально эффективно использовать пространство склада, соблюсти баланс между стоимостью складского оборудования и удовлетворением всех требований обработки и хранения товаров, стандартизировать места хранения на складе.

Параметры других технологических зон (погрузочно-разгрузочных работ, приемки, комплектации, отгрузки) определяются на основании данных о среднесуточных поставках и отгрузках, объеме и типоразмерах поступающих и отгружаемых товаров.

Разработка алгоритмов эффективного размещения товаров

Разработка алгоритмов эффективного размещения товаров по местам хранения, передвижения товаров внутри склада, маршрутов комплектации также производится на данном этапе и направлена на повышение эффективности использования складского пространства, сокращение времени комплектации заказов, простоев техники, очередей.

Принципы размещения товаров на складе зависят от способа комплектации заказов. Для сокращения времени комплектации товары в зоне хранения могут быть сгруппированы, например, по габаритам упаковки товара или по скорости продаж товаров и оборачиваемости. Каждой зоне на складе могут быть присущи характерные правила размещения и комплектации. Их реализация осуществляется с помощью механизма назначения рейтинга ячейкам в системе автоматизации склада , а также с помощью системы нумерации зон, областей и ячеек.

Проектирование технологии работы склада

Цель этого этапа оптимизации складских технологий - наилучшее распределение функций, полномочий и зон ответственности персонала склада на основе процессного подхода, что позволит обеспечить прозрачность складских процессов и повысить их управляемость, обеспечить необходимый уровень качества выполнения заказов клиентов

Все планируемые операции на складе подлежат тщательной проработке и описанию в виде рабочих инструкций с учетом того, что все операции с товаром на складе должны быть отражены в документах и информационной системе. Желательно использование стандартных (для компании) форм внутренних документов, дублирующие операции должны быть исключены; необходимо назначить сотрудника, ответственного за процесс/операцию. Следует проводить регистрацию и накопление информации, необходимой для принятия управленческих решений, мониторинга работы склада - функционал системы автоматизации склада должен быть использован максимально.

Первоначально определяется укрупненный перечень всех процессов на складе, среди которых можно выделить регулярные операции, выполняемые ежедневно, и периодические операции. К регулярным операциями относятся планирование работы смены, разгрузка и приемка товара, маркировка товара, его размещение и внутренние перемещения, отбор заказов и сборка комплектов, повторный пересчет отобранных заказов, их упаковка и размещение в зоне комплектации с консолидацией по маршрутам отправки, отгрузка товара, регулярная полная инвентаризация и т.п.

Периодические операции, выполняющиеся в случае появления нестандартных ситуаций, также подлежат формализации. Периодическими являются такие операции как обработка некондиционного товара, организация возврата поставщику, выявление и работа с браком, обнаруженным в процессе хранения, выборочная инвентаризация по артикулам или местам хранения, организация дополнительного отбора товара при обнаружении возможных ошибок, приемка возврата от клиента и т.п.

Для каждой из перечисленных операций составляется рабочая инструкция, которая включает в себя подробное описание состава работ по каждой операции, исполнителей, необходимую информацию для выполнения операции и исходящие документы, используемые технические средства.

Например, процесс приемки товаров на склад, представленный на рисунке 2, был трансформирован следующим образом (см. рисунок 2). Обмен данными между КИС и АСУ склада и предоставление информации об ожидаемых поставках отделом закупок позволило существенно уменьшить бумажный документооборот, а также сократило время на подготовку склада к приемке товаров и учету данных в информационной системе.


Рисунок. 2. Документооборот при приемке товаров на склад (упрощенная схема)

Формирование организационно-управленческой структуры склада производится с учетом разработанных технологических процессов.

Проведенные изменения способствуют централизации, улучшению взаимодействия между сотрудниками, росту ответственности в области операционного управления, равномерному распределению нагрузки на персонал склада.

Зная перечень операций и объем работ на каждой из них, используя нормативы выполнения работ, можно вычислить необходимое количество персонала в каждой смене, а также точное количество погрузчиков, штабелеров, гидравлических тележек, лифтов, стремянок, ворот, сканеров штрихкода, рабочих мест оператора и т.д.

Внедрение изменений

Проект оптимизации технологии работы склада можно считать удачным только после внедрения всех изменений. Оптимизация склада неизменно влечет за собой необходимость доработки информационной системы. Поэтому первым шагом при внедрении новой технологии будет постановка задачи для совершенствования ИТ поддержки системы управления. Параллельно с ее доработкой можно провести необходимые изменения топологии склада, а также обучение персонала.

Контроль внедрения изменений, своевременная корректировка решений, тестирование внедряемых элементов информационной системы, разработка функциональных инструкций, обучение персонала - во всех перечисленных задачах обязательно должны участвовать специалисты, авторы решений и мероприятий. Важно также отметить роль экспертов-логистов как в решении специальных логистических задач, так и в разработке технического задания для модернизации (или разработки) складской информационной системы. Использование усилий экспертов-логистов на этапе внедрения изменений технологического процесса на складе позволит существенно снизить риски переходного этапа, подготовить персонал и получить максимальный эффект от изменений складских технологий за сравнительно короткий срок.

Ольга Каверина, AXELOT

ВВЕДЕНИЕ

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1 Складская логистика как элемент логистической системы

1.2 Особенности логистического процесса в функционировании склада

2. АНАЛИЗ ЭКОНОМИКО-ОРГАНИЗАЦИОННОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ И РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЙ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ

2.1 Экономико-организационная характеристика ПАО «КАМАЗ»

2.2 Разработка решений для оптимизации складской логистики Логистического центра ПАО «КАМАЗ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Организация эффективной складской логистики на предприятии требует непосредственного внимания экспертов, топ-менеджеров и специалистов по логистике. Данный вопрос необыкновенно актуален в наши дни в современном бизнесе, ведь во всем мире предприятия стараются оптимизировать бизнес-процессы, максимально отслеживать за технико-экономическими, финансовыми показателями организации, в особенности за показателями рентабельности производства и продаж, за соблюдением планового уровня затрат и повышением выручки. Зона складской логистики практически всегда требует нововведений и совершенствования, данная область зачастую отнимает много бюджетных средств организации из-за незапланированных затрат, различных издержек. Главная задача складской логистики с точки зрения бизнеса – это повышение рентабельности складской сети, что допустимо на предприятии при индивидуальном подходе к совокупному решению проблем склада, учитывая и привлекая во внимание внешние и внутренние факторы, которые влияют на его деятельность.

Целью данной выпускной квалификационной работы является повышение эффективности организации складской логистики на предприятия. Чтобы наиболее полно раскрыть тему, необходимо решить следующие задачи:

1. Раскрыть теоретико-методологические особенности складской логистики.

2. Повысить эффективность работы склада.

3. Провести анализ эффективности внедрения, мероприятий направленных на совершенствование складского процесса.

Объектом исследования является Логистический центр ПАО «КАМАЗ». Предметом исследования является система складирования Логистического центра ПАО «КАМАЗ».

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, разбитых на параграфы, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассматриваются теоретические основы организации складской логистики на предприятии, дается определение складской логистики, перечисляются ее основные функции и задачи склада, определяется место и роль складов в логистической системе, а также особенности логистического процесса в функционировании склада.

Во второй главе дается характеристика ПАО «КАМАЗ», а также системы складирования предприятия, выявляются проблемы развития компании, на основе которых разрабатываются рекомендации по оптимизации складской логистики ПАО «КАМАЗ».

Теоретико-методологической базой исследования послужили нормативные документы и акты предприятия, устав предприятия, бухгалтерская отчетность за 2014-2016 года. Были использованы работы Дыбской В.В. «Управление складированием в цепях поставок» и ее совместного проекта с Е.И. Зайцевым, В.И. Сергеевым, А.Н. Стерлиговой «Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок».

  1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИИ СКЛАДСКОЙ ЛОГИСТИКИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
  1. Складская логистика как элемент логистической системы

Современный большой склад - это достаточно сложное техническое сооружение, которое состоит из многочисленных разнообразных составляющих, имеющих своеобразную структуру, объединенную для выполнения определенного функционала для преобразования материальных потоков .

Задачи повышения эффективности процессов таможенного оформления и таможенного контроля решаются посредством организации таможенно-логистических терминалов, которые являются важным элементом таможенно-логистической инфраструктуры .

Таможенно-логистический терминал - это комплекс зданий, сооружений, территорий, объединенных в единое целое, в пределах которого оказываются услуги, связанные с таможенным оформлением товаров и транспортных средств, их хранением, транспортировкой вглубь страны, а также иные сопутствующие услуги. Расположены таможенно-логистические терминалы в непосредственной близости от пункта пропуска через государственную границу.

Для осуществления заложенных возможностей организации новых каналов продвижения грузопотока и услуг на внутреннем и международных рынках таможенно-логистические терминалы реализуют преимущества по снижению затрат по средствам централизованного управления услугами и интеграции и по минимизации временных затрат. Такое повышение эффективности достигается путем внедрения системы информационного обмена, а также уменьшением производственных расходов путем финансовых издержек и оптимизации документооборота.

Ускорение прохождения грузопотока через пункты СВХ повышает эффективность логистических схем.

Преимущества использования таможенно-логистических терминалов проявляются при реализации «прозрачной» информации путем предоставления централизованного и децентрализованного доступа к единой базе данных, по использованию современных логистических подходов для внешнеторговых и транзитных грузов.

Для поддержания высокой конкурентоспособности таможеннологистический терминал должен постоянно развиваться и совершенствоваться, поэтому необходим способ определения таких моментов как степень удовлетворенности работой терминала участников внешнеэкономической деятельности и таможенных органов. Совершенствование таможенно-логистических терминалов, эффективность модели организации и использования таможенно-логистические терминалов достигаются в процессе таможенного оформления и таможенного контроля. Основными показателями логистической деятельности цепей поставки являются показатели, характеризующие мощность, т.е. пропускную способность таможенно-логистического терминала и его производительности.

Основные направления развития таможенной инфраструктуры заложены в Стратегии развития таможенных органов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 28 декабря 2012 г. № 2575-р. Комплексная реализация Стратегии формирует современную систему обеспечения интересов государства в сфере таможенного дела, оказывает эффективное противодействие угрозам безопасности Российской Федерации, решает социально-экономические задачи, создает благоприятные условия для деятельности торговых сообществ, физических и юридических лиц.

Современный склад - это весьма сложный объект, как с технической, так и с управленческой точки зрения. Склады временного хранения в отличии от складов, которые существуют на всех этапах движения материальных потоков, начиная от источника сырья и заканчивая конечным потребителем готовой товарной продукции, решают задачи соблюдения таможенного законодательства. Одновременно СВХ являются существенным звеном в ускорении и упрощении всей логистической цепи во внешнеторговом обороте.

Эффективность управления СВХ достигается применением автоматизированной системы учета товаров, ее совместимостью с программными продуктами, разрешенными для использования таможенными органами, производящими таможенное оформление товаров и транспортных средств и осуществляющими таможенный контроль за ними.

Автоматизированная системы учета товаров предполагает наличие выделенного канала связи для приема-передачи электронных данных о доставке товаров и транспортных средств и их таможенном оформлении, с необходимой для этих целей скоростью передачи информации; наличие локальной вычислительной сети.

Возможность передачи таможенному органу в электронном виде сведений, содержащихся в отчетности о товарах, находящихся на СВХ, и получения в электронном виде от таможенного органа сведений о выпуске товаров, находящихся на СВХ, обеспечивает эффективность управления СВХ.

Наличие электронной системы размещения и учета товаров на СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, которая совместима с программными продуктами, используемыми таможенными органами, позволяет таможенному органу контролировать размещение и нахождение товаров в ячейках . Электронная система в автоматическом режиме позволят проводить осмотр, измерения, пересчет, взвешивание товаров как работниками склада, так и лицами, обладающими полномочиями в отношении данных товаров с определением даты и времени проведения указанных операций.

Временное хранение товаров на СВХ, оборудованных автоматизированной ячеечной системой хранения товаров, осуществляется в специально выделяемых, оборудованных и обозначенных соответствующими номерами ячейках, расположенных на многоуровневом стеллажном оборудовании склада . Количество ячеек, определенное для временного хранения товаров и указанное в свидетельстве о включении в Реестр владельцев склада временного хранения, является предельно допустимым. Расположение ячеек, используемых для временного хранения товаров, определяется владельцем СВХ самостоятельно.

Товары после их выпуска могут находиться в ячейках в течение необходимого владельцу СВХ времени. Указанные ячейки на время нахождения в них выпущенных товаров не учитываются владельцем СВХ и таможенным органом в целях контроля использования полезного объема склада. Вместе с тем владелец СВХ вправе размещать товары, находящиеся под таможенным контролем, в другие свободные ячейки, не превышая при этом общего количества ячеек, предназначенных для временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем.

Таможенный орган контролирует количество ячеек, используемых владельцем СВХ для временного хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, и их фактическое расположение.

Применение современных информационных технологий при осуществлении временного хранения товаров повышает скорость проведения таможенного контроля, что значительно снижает издержки участников внешнеэкономической деятельности при перемещении товара через таможенную границу.

Широкое применение в практике СВХ получил Программный комплекс «Альта-СВХ» . Программный комплекс разработан компанией «Альта-Софт» на основе детального анализа работы наиболее крупных складов, изучения наиболее передовых технологий работы. В конечном итоге был создан не просто продукт для заполнения документов, а система управления СВХ, ориентированная как на коммерсантов, так и на сотрудников таможни.

Типовая технологическая схема таможенного оформления включает все этапы временного хранения товара, начиная с фактической регистрации прибывшего груза и транспортного средства до формирования и предоставления отчетности по установленным формам, которую предоставляет владелец СВХ таможенному органу.

Программа содержит большой «управленческий» функционал. Так, с помощью разнообразных отчетов в «Альта-СВХ» возможно отслеживать этапы оформления грузов, контролировать сроки хранения товаров на складе, анализировать приход денежных средств за оказанные услуги.

Программное обеспечение «Альта-СВХ» позволяет сотрудникам склада временного хранения автоматизировать процесс таможенного оформления при соблюдении всех требований законодательства, а руководство склада и должностные лица таможенного органа в любой момент может получить точную и своевременную отчетность и контролировать все бизнес-процессы.

Технологическое совершенствование складской инфраструктуры является одним из факторов повышения эффективности логистической цепочки в целом.

Автоматизация складов, внедрение передовых технологических решений в процесс временного хранения контролируемых товаров является приоритетным направлением развития для российского рынка логистических услуг. За последние годы многие крупные логистические провайдеры в системе таможенного контроля добились заметных успехов в области внедрения современных технологий.

Оборудование складских помещений и площадок по современным стандартам, автоматизация и роботизация всех процессов, комплексное компьютеризированное управление складскими операциями позволяют значительно сократить издержки и повысить надежность хранения, оптимизировать трудозатраты, обеспечить максимально эффективный таможенный контроль.

Автоматизация систем временного хранения предполагает оснащение складов подъемно-транспортным оборудованием, разработанным на основе новейших технологических решений. Технические средства на современных автоматизированных складах интерактивны и управляются в том числе с помощью устройств радиоуправления.

При стеллажном хранении больших объемов грузов используется система радиошаттлов - роботизированных комплексов с дистанционно управляемыми передвижными платформами .

Радиошаттлы оптимальны при низкотемпературном хранении продовольственных товаров, когда проблематично организовать работу складского персонала. Роботизированные комплексы экономичны, производительны и обеспечивают высокую гибкость хранения. Можно с уверенностью прогнозировать, что данная технология будет востребована и получит дальнейшее распространение в складской логистике.

Челночная система автоматического хранения значительно упрощает процесс сборки партий товаров . Основными преимуществами данной системы являются высокая производительность сотрудников склада, поскольку нет необходимости тратить время на перемещения между стеллажами в процессе подборки товаров, а также более рациональное использование всего объема склада.

Система автоматически направляет челноки с необходимыми для конкретного заказа товарами к станциям сборки. Среди ограничений можно отметить необходимость координации работы всех процессов для достижения высокой производительности системы по количеству «ручьев», поскольку они используются и для закладки товара в систему. Но высокая стоимость оборудования, ограничения по габаритам, весу товаров, недостаточная универсальность сдерживают широкое внедрение системы.

Весьма эффективной технологией обработки товаров является маркировка единиц хранения метками, распознаваемыми с помощью радиосигнала (технологии RFID) .

Технология радиочастотной идентификации рассматривается как замена традиционных штрих-кодов, и в последние годы все больше представлена в сфере производства и хранения товаров массового потребления. RFID-метки обладают повышенной надежностью и информационной емкостью - они считываются с большой скоростью, на значительном расстоянии и вне зоны прямой видимости, что позволяет идентифицировать метки, расположенные внутри упаковки.

Применение технологии RFID позволяет существенно сократить сроки обработки единиц хранения, гарантировать эффективное информационное обеспечение складских операций и получить значительную экономию на техническом персонале. Однако технология RFID-маркировки недостаточно широко распространена, поскольку она применима далеко не ко всем группам товаров. RFID-метки не срабатывают в условиях радиопомех и при операциях с металлическими и экранирующими объектами. Поэтому товары в упаковке из фольги или сложная бытовая электроника не всегда могут быть промаркированы подобным образом.

Скорость обработки грузов - критически важная составляющая современной складской логистики, и технологии, позволяющие оптимизировать этот процесс, вызывают все больший интерес. В связи с этим увеличивается потенциал таких технологических решений, как системы управления складскими процессами с помощью световых и звуковых сигналов (технологии Pick-by-light и Pick-by-Voice) .

Также возрастает роль новых программных разработок автоматизированного хранения, включая ЗБ-моделирование складских процессов - область, в которой отечественные специалисты имеют все шансы выйти с оригинальными и перспективными предложениями, что придаст дополнительный импульс росту эффективности российской логистической сферы.

Скоординированность и скорость складских работ - важная составляющая эффективной складской логистики.

Большие перспективы имеет использование автоматизированной информационной системы управления складом, построенной по трехуровневому принципу .

Первый компонент представляет собой видимую для пользователя часть - интерфейс типа «человек-машина» - «клиентское приложение», с помощью которого пользователь осуществляет ввод, изменение и удаление данных, дает запросы на выполнение операций и запросы на выборку данных (получение отчетов); этот компонент может быть доступен на компьютере, планшете, смартфоне или терминалах для сбора данных.

Второй компонент - это скрытая от пользователей часть системы. Она включает сервер базы данных и осуществляет хранение данных. Пользователь через клиентское приложение инициирует процедуру запроса на выборку, ввод, изменение или удаление данных в базе данных.

Третий компонент- бизнес-логика. Специализированные программы обработки осуществляют инициированную пользователем обработку данных и возвращают обработанные данные в базу данных, сообщая пользователю через экран клиентского приложения о завершении запрошенной обработки.

Территория склада разбивается на зоны по видам технологических операций в целях автоматизации процедур приема, размещения, хранения, обработки и отгрузки товаров, что позволяет упорядочить работу персонала на различных участках и эффективно распределять сферы ответственности.

На стадии внедрения в систему заносится описание физических характеристик склада, погрузочной техники, параметры всего используемого оборудования и правила работы с ним.

Все поступающие грузы помечены штрих-кодами. Проведение технологических складских операций под контролем системы производится на основании данных штрих-кодов, места хранения и погрузочной техники. Погрузочная техника и работники склада оснащаются радиотерминалами ввода-вывода данных, которые представляют собой переносной компьютер, общающийся с головным сервером системы по радиоканалу. Система может использовать любой из существующих типов кодов или печатать этикетки с внутренним штрих-кодом.

При проведении инвентаризации специалисты с помощью терминалов для сбора данных считывают штрих-коды, которые автоматически заносятся в базы данных приборов. Система учитывает все требования к условиям хранения при распределении мест хранения для поступающих на склад товаров. Например, могут учитываться влажность, температурный режим, сроки годности, производители, сроки реализации, поставщики, правила совместимости и любые другие параметры. WMS (англ. Warehouse Management System) автоматически подбирает места хранения для принятых грузов и формирует задания для работников склада. Задания поступают на экран радиотерминалов в виде элементарных поэтапных команд индивидуально для каждого работника.

Строгая регламентация порядка организации создания СВХ, помещения товаров на склад, виды операций, осуществляемых на складе, порядок учета движения товара, срок нахождения товара на складе и порядок выдачи товара со склада обеспечивает не только эффективность таможенного контроля, но и максимально возможно снижает издержки временного хранения, что способствует повышению эффективности складской логистики в общей системе таможенной логистики.

  • См.: Письмо ФТС России от 21 августа 2009 г. № 21-50/39656 «О направлении Концепции таможенного оформления и таможенного контроля товаров в местах, приближенных к государственной границе Российской Федерации».
  • RFID-технологии в логистических процессах // URL: http://www.idexpert.ru/reviews/3369.
  • Новые и перспективные технологии в составе WMS // URL: http://www.tadviser.ru/index, php/.
  • Система управления складом. Источник http://www.a-ts.ru/intstat/v-pomosch-perevozchikam/sistema-upravleniya-skladom/.

Рассматривая грузопереработку как важную часть общего логистического процесса на предприятии, менеджер при разработке рекомендаций по повышению эффективности должен учитывать следующие факторы:

    движение (грузопереработка всегда связана с движение и перемещением определенного количества материальных ресурсов, незавершенного производства и готовой продукции внутри определенного инфраструктуры или вне ее);

    время (продукция должна быть перемещена внутри производственных подразделений, складов к определенному моменту времени, связанному с производственным расписанием, временем заказа или другим отрезком времени логистического цикла);

    количество (грузопереработка связна с определенными размерами отправок или партий грузов);

    пространство (склад должен рационально использовать имеющиеся в наличии пространство и грузовместимость).

Указанные факторы должны быть реализованы при управлении грузопереработкой согласно следующим основным целевым установкам.

    Повышение эффективности использования складской мощности. Любой склад имеет фиксированные габаритные размеры и объем, которые связаны с определенными логистическими издержками. Использование складского пространства должно рассматриваться в двух аспектах. Один из них заключается в максимально эффективном использовании высоты помещений склада, поэтому фирмами зачатую применяется оборудование, позволяющее складировать партии грузов на максимальную высоту зданий (вертикальное использование пространства). Другой аспект – максимальное использование складских площадей (горизонтальное использование пространства).

    Улучшение операционной эффективности. Эта цель заключается в минимизации видов перерабатываемых грузов единиц. Большинство фирм стремиться складировать и формулироваться заказы потребителям даже при большой номенклатуре продукции из небольшого количества унифицированных по размеру и весу отправок (пакетных, контейнеров). Оперирование с такими отправками и грузовыми единицами позволяет осуществлять лучшую загрузку оборудования, экономить на операционных издержках.

    Улучшение условий труда рабочего персонала и сокращение ручного труда. Улучшение условий труда имеет многоаспектный характер, включая такие моменты, как повышение безопасности операций грузопереработки, эргономических и экологических характеристик рабочих мест, улучшение охраны труда и техники безопасности и т.д. Важную роль в повышении логистической эффективности грузопереработки играют механизация и автоматизация складских работ, позволяющие существенно повысить производительность за счет максимального сокращения ручных операций (особенно тяжелого ручного труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ).

    Улучшение логистического сервиса. Грузопереработка улучшает эффективность обслуживания потребителей за счет более быстрой реакции на их запросы. Внимание логистического менеджмента должно быть направлено на сокращение длительности грузопереработки по сравнению транспортировкой.

    Уменьшение логистических издержек. Эта цель является одной из наиболее важных и должна постоянно отслеживаться при применении новых технологий грузопереработки и оборудования.

В складской логистике не существует каких-либо нормативов, соответствие которым обеспечит эффективную работу предприятия. Единственными сравнительными показателями являются показатели работы конкурентных фирм, которые выступают ориентирами при разработке собственной системы складирования.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Концепция логистики на предприятиях агропромышленного комплекса: сущность, особенности реализации. Система транспортно–складского хозяйства (ТСХ): сущность, структура, задачи и роль в деятельности предприятия Методика оценки эффективности управления ТСХ.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2017

    Повышение эффективности складских операций. Продвижение товаров с точки зрения логистики. Виды складов и их классификация. Организация размещения и хранения продукции. Складской учет на базе штрих-кодирования. Функциональные возможности "1С-склад".

    дипломная работа , добавлен 09.08.2015

    Сущность и содержание оптимизации логистических процессов, методик их оценки. Особенности складской логистики в системе. Анализ системы управления логистикой и эффективности функционирования логистических процессов. Внедрение механизма аутсорсинга.

    дипломная работа , добавлен 28.03.2014

    Основные задачи и значение логистики складирования на современном этапе. Принципы организации технологического процесса и планирования складских помещений. Эффективность работы склада производственного предприятия, разработка логистической системы.

    курсовая работа , добавлен 04.04.2013

    Сущность, виды и функции логистики. Основные логистические системы. Влияние логистики на принятие управленческих решений. Типы логистических стратегий. Основные объекты управления логистики. Общепризнанные логистические системы и концепции управления.

    реферат , добавлен 11.05.2012

    Расчет емкости общетоварного склада, площади его помещений для хранения продовольственных товаров; экономической эффективности механизации погрузочно-разгрузочных работ на холодильнике и срока окупаемости дополнительных капитальных затрат на оборудование.

    контрольная работа , добавлен 12.07.2010

    Систематизация методологических принципов логистического управления деятельностью предприятия. Управление материальными потоками в процессе обеспечения компании материальными ресурсами. Описание транспортной, маркетинговой и складской логистики.

    курсовая работа , добавлен 16.09.2017

Понравилась статья? Поделитесь ей