Контакты

Внешние факторы мотивации инновационной деятельности. Теория. Движущие мотивы инновационной деятельности

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Рогов Александр Валентинович. Мотивация инновационной деятельности в промышленности: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05: Саратов, 2000 154 c. РГБ ОД, 61:01-8/2164-9

Введение

Теоретические основы мотивации инновационной деятельности

Анализ современной организации инновационной деятельности в промышленности

Исследование причины низкой эффективности инновационной деятельности

Инновационно-экономический механизм мотивации инновационной деятельности в промышленности

Экономические формы реализации мотивации инновационной деятельности

Развитие системы стимулов и усиление их воздействия на развитие инновационной деятельности

Заключение 132

Список использованной литературы

Приложение

Введение к работе

Мотивация деятельности является одной из важнейших функций менеджмента. Эффективность управленческих решений предопределяется тем, насколько в них учтены побудительные силы к тому или иному виду деятельности. Инновационная деятельность промышленных предприятий не является исключением. Эффективный менеджмент в инновационной сфере также невозможен без знания, понимания и использования мотивов (побудительных сил), подталкивающих как отдельных работников, так и отдельные предприятия (организации) к повышению инновационной активности и интенсивности инновационных преобразований. Все это говорит о необходимости исследования проблем мотивации инновационной деятельности в промышленности, тем более что выход отечественно экономики из затяжного кризиса невозможен без интенсификации инновационной деятельности, повышения инновационной активности предприятий. В этой связи далеко неслучайно повышение интереса к проблемам управления инновационной деятельностью, что находит свое отражение в увеличивающемся потоке публикаций отечественных исследователей, посвященных проблемам инноватики. Проблемы теории и практики инновационного менеджмента находят свое отражение в работах Б.Санто, Л. Водачкова, О. Водачковой, Й. Шумпетера, Б. Твисса, П.Ф. Друкера, К. Опенлендера, П. Уайта, К.Х. Кауфмана, А.И. Пригожина, П.И. Завлина, А.С. Кулагина, А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели, А.В. Гугелева, СЮ. Глазьева, Ю.В. Яковца и многих других. Следует отметить, что проблемы мотивации как функции управления рассматриваются в трудах таких известных ученых как А. Маслоу, Ф. Герцберг, Д. МКлелланд, В. Врума, Л. Портера, Э. Лоулера, Н.И. Гвоздевой, С.А. Жданова и других. Вместе с тем практически нет работ, посвященных мотивации инновационной деятельности. В этой связи, чрезвычайно важно восполнить этот пробел

и тем самым создать теоретическую основу не только уже последующий исследований в этом направлении, но и базу, на которой будет строиться комплекс мер по стимулированию и воздействию на инновационную сферу предприятий, а также на эффективность труда в инновационной сфере, как отдельных работников, так и творческих коллективов.

Таким образом, актуальность вышеназванных проблем для отечественной экономики, а также нерешенность целого ряда теоретических и практических задач в сфере управления инновационной деятельностью обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Цель и задачи исследования

Главной целью диссертационной работы является исследование проблем мотивации инновационной деятельности в промышленности с учетом специфики развития отечественной экономики.

Достижение выше обозначенной цели предполагалось через решение следующих основных задач:

Проработать терминологию инновационного менеджмента, а также рассмотреть проблему мотивации деятельности применительно к инновационной сфере промышленных предприятий;

Рассмотреть особенности мотивации инновационной деятельности на разных уровнях экономических систем (экономика, предприятие, человек), а также проанализировать существующие подходы к классификации мотивов инновационной деятельности;

Исследовать инновационную сферу в промышленности (на примере машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий Саратовской области) выявить основные проблемы и тенденции их развития, проанализировать причины их возникновения и указать возможные пути их решения.

Предмет исследования

Предметом исследования является организационно-экономические отношения, возникающие в процессе управления инновационной деятельностью в промышленности. В частности, реализация функции мотивации и стимулирования инновационной деятельности в промышленности.

Объект исследования

В качестве объекта исследования выступает инновационная деятельность в отечественной промышленности, на примере машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий Саратовской области.

Научная новизна исследования

В диссертационной работе впервые получены следующие результаты:

Уточнен понятийный аппарат теории инноваций и теории мотивации (инновационная деятельность, инновационный процесс и его структура, источники инновационных идей, мотивация), тем самым заложена теоретическая основа для последующего решения задач мотивации инновационной деятельности в промышленности;

Проработан вопрос классификации мотивов инновационной деятельности, а также указаны главные побудительные силы инновационных преобразований на разных уровнях: экономика, предприятие, человек (работник);

Определена система стимулов, позволяющих повысить инновационную активность предприятий, а также эффективность реализации инновационных процессов;

Предложен механизм мотивации инновационной деятельности предприятия, учитывающий ее специфику, а также изменения, обусловленные переходом к рыночной системе ведения хозяйственной деятельности;

Обосновано положение, что для эффективного управления инновационной деятельностью на предприятии следует сформиро вать систему регуляторов мотивации, адекватную ценности интеллектуальной собственности, заложенной в инновацию;

Выделены перспективные источники финансирования инновационных процессов (венчурное финансирование, траст, ценные бумаги), высказаны предложения по их мобилизации с учетом реалий отечественной экономики. Метологическая и информационная база диссертации Методологической базой диссертационного исследования является системный подход, методы дедукции и индукции, сравнительный и ситуационный анализ.

В качестве информационной базы диссертационного исследования были использованы научные труды отечественных и зарубежных ученых, материалы кандидатских диссертаций, законы РФ, постановления Правительства РФ, информационные бюллетени Госкомстата РФ, материалы научных и научно-практических конференций, электронные данные всемирной компьютерной сети «Internet».

Теоретическая и практическая значимость исследования Теоретические вывод и обобщения, содержащиеся в диссертационной работе ориентированы на дальнейшее развитие инноватики и теорий мотивации, а также на создание теоретической основы для решения проблем управления, связанных с мотивацией и стимулированием инновационной деятельности в промышленности.

Практическая значимость работы заключается в разработке рекомендаций и методических положений, направленных на создание системы стимулирования инновационной деятельности в промышленности с учетом побудительных сил (мотивов) определяющих инновационную активность и интенсивность инновационных преобразований. Практическая направленность работы подтверждается справками об использовании результатов диссертационной работы.

Структура работы

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Общий объем основного текста страниц. Список литературы

включает 185 наименований. В работе содержится 15 таблиц и 8 рисунков.

Сущность инновационной деятельности и ее составные элементы

Сформулированные еще в начале 20 века И. Шумпетером постулаты о возрастающей роли НТП в обеспечении экономического роста не только сохранили свое значение, но и чрезвычайно актуальны в настоящий момент времени. В силу воздействия на экономику как развитых, так и развивающихся стран таких объективных факторов, как истощение природных ресурсов, рост населения, ухудшение экологической ситуации и т.д., НТП и осуществляемая инновационная деятельность, воплощаемая в новых продуктах и технологиях, методах управления и организации производства приобретает решающее значение в обеспечении экономического роста и решении социальных, экологических и других проблем. В этой связи закономерно возрастание интереса и столь пристальное внимание исследователей, экономистов, всего общества к проблемам в инновационной сфере, результатам проводимой инновационной деятельности, обеспечению ее эффективности. В то же время обеспечение эффективного управления в инновационной сфере невозможно без исследования и систематизации причин, мотивирующих инновационные преобразования, и создания системы действенных стимулов, направленных на усиление, как инновационной активности, так и интенсивности инновационных процессов. Решение поставленной задачи невозможно осуществить без уточнения основных понятий теории инноваций. К сожалению, в научном мире в настоящее время нет однозначной точки зрения в понимании основополагающих терминов инноватики. Следует также отметить, что подобное положение дел характерно не только для отечественной экономической науки, но и для зарубежной. Уточнение понятийного аппарата позволит избежать неправильного понимания положений данной работы, ка сающихся мотивации и стимулирования инновационной деятельности в промышленности.

Основополагающим понятием теории инноваций является понятие инновационной деятельности, которое по-разному трактуется разными авторами. Так, например, ряд ученых из Санкт-Петербурга определяют инновационную деятельность, как «деятельность, направленную на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции (товаров, услуг), совершенствования технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежном рынках» . При этом инновационная деятельность рассматривается как комплекс научных, технических, организационных, финансовых, коммерческих мероприятий, которые в своей совокупности приводят к осуществлению инновации. Во многом созвучное мнение высказывает другой коллектив авторов, который определяет инновационную деятельность как «деятельность по доведению научно - технических идей, изобретений, разрабо-ток до результата, пригодного в практическом использовании» . В свою очередь отмечается, что в полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно - конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве. Приводятся и более лаконичные варианты определения сущности инновационной деятельности. Так, И.Б. Ефименко определяет инновационную деятельность как «деятельность направленную на реализацию нововведе-ний» . Профессор Р.А. Фатхутдинов определяет инновационную деятельность как «процесс по стратегическому маркетингу, НИОКР, организационно-технологической подготовке производства, производству и оформлению новшеств, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы (диффузия)4.

Рассмотренные выше определения инновационной деятельности в наиболее общем виде рассматривают ее как вид деятельности, направленной на получение инноваций, что, на наш взгляд, сужает рамки данного понятия, так как подобный подход исключает деятельность, обеспечивающую осуществление инноваций, но напрямую не ведущих к их появлению. Другими словами, деятельность предприятий или организаций реализовавших комплекс НИОКР и получивших определенные результаты пригодные для освоения, но в данный момент времени еще не внедренных в производство, в соответствии с выше означенным подходом к пониманию инновационной деятельности таковым не является. Получается, что научный, изобретательский и другие виды заделов, без которых невозможно появление инноваций, не относятся к инновационной деятельности. В то же время, по нашему мнению, нельзя не согласиться с точкой зрения П.Шеко5, который в качестве одного из основополагающих инновационнообразующих факторов указывает мировой порог знаний, состоящих из:

специального научного задела, образующегося из результатов прикладных исследований и разработок (патентов, «ноу-хау», методик, алгоритмов и так далее), но интеллектуальная собственность на них принадлежит данной стране (группе стран, фирме).

Мотивация инновационной деятельности, как фактор эффективного развития промышленности

Воздействие на инновационную активность и интенсивность инновационной деятельности промышленных предприятий не может быть осуществлено без выявления причин, побудительных мотивов, заставляющих предприятия и организации осуществлять инновационные преобразования. Другими словами, для достижения целей и получения определенных результатов в инновационной сфере необходимо стимулировать предприятие к осуществлению необходимых изменений. В свою очередь, решение поставленной задачи следует начать с рассмотрения термина "мотивация". В широко известной книге "Основы менеджмента" мотивация трактуется как процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации. Очевидно, что подобная точка зрения не позволяет раскрыть суть процесса мотивации предприятия или организации, т.е. системы более сложной, чем мотивация отдельного индивида (работника). В зависимости от уровня экономической системы будут иметь место различные группы мотивов, побуждающих к проведению инновационных преобразований в рамках этих систем. В этой связи целесообразно всю гамму мотивов, побуждающих к инновационным изменениям, подразделить на отдельные группы в зависимости от уровня рассматриваемой экономической системы. В этой связи целесообразно выделить три уровня:

Во-первых, это мотивация инновационной деятельности на уровне индивида (работника). Причем не только работников, которые должны заниматься инновационной деятельностью в ходе реализации своей производственной функции (конструктора, исследователи и т.д.), но и работников, в формальные обязанности которых не входит осуществление инновационных преобразований. Мы не будем останавливаться на подробном рассмотрении мотивации инновационной деятельности отдельного работника, так как инновационная деятельность складывается из трудовых процессов, и здесь будут актуальны и применимы существующие теории мотивации трудовых процессов: содержательная теория мотивации и процессуальная теория мотивации19.

Во-вторых, это мотивация инновационной деятельности предприятий или организаций. По нашему мнению, можно выделить следующие основные причины, обуславливающие изменения уровня инновационной активности и интенсивности инновационной деятельности:

Важнейшим побудительным мотивом, способствующим изменению уровня инновационной активности, является изменение уровня конкурентной борьбы товаропроизводителей. Прослеживается прямо пропорциональная зависимость - чем выше уровень конкурентной борьбы, тем больше стремление к осуществлению инноваций, и наоборот, чем ниже уровень конкурентной борьбы, тем ниже стремление к осуществлению нововведений. Именно конкуренция заставляет товаропроизводителей, торговых посредников и т.д. вносить в свою деятельность определенные изменения, инновации с тем, чтобы занять более выгодное положение на рынке по сравнению с конкурентами. При этом можно выделить два направления инновационной активности: 1. «Гонка за лидером», когда инновационная деятельность и получаемые инновации являются ответной реакцией на появление эффективных инноваций у лидеров на том или ином рынке. В данном случае руководство «отстающей» фирмы (предприятия, организации) стремится осуществлять уже доказавшие свою эффективность инновации с тем, чтобы удержать свое положение на том или ином рынке. 2. «Игра на опережение». В данном случае фирма стремится занять лидирующее положение на рынке путем осуществления активной инновационной деятельности и реализации эффективных инноваций, обеспечивающих конкурентные преимущества.

Другими словами, с одной стороны нововведения являются следствием возрастающей конкурентной борьба, а с другой стороны инновации являются решающим средством обеспечения конкурентных преимуществ.

Другой не менее важной причиной, обуславливающей инновационную активность, является стремление предприятий и организаций к получению сверхприбыли. Инновации как результат инновационной деятельности позволяют фирмам - инициаторам их осуществления временно занять монопольное положение на рынке (до момента осуществления подобной инновации другими фирмами) со всеми вытекающими отсюда последствиями, т.е. появляется возможность диктата цен покупателям и как следствие получение дополнительной прибыли. Здесь следует отметить, что объем сверхприбыли и период ее получения будет зависеть от радикальности осуществленной инновации, конечно, при условии потребительского спроса на нее, т.е. чем более радикальной является осуществленная инновация, тем больший объем сверхприбыли и более длительный период времени она приносит.

Организация инновационной деятельности оценка показателей ее динамики

Принятие правильных управленческих решений невозможно обеспечить без использования достоверной и релевантной информации по решаемой проблеме или задаче. Не является исключением и управление инновационной деятельностью в промышленности, в том числе и ее мотивация. Для решения этой задачи необходимо определить перечень показателей, позволяющих отслеживать в промышленности изменения в инновационной сфере деятельности. Очевидно, также и то, что должен быть разработан перечень индикаторов инновационной деятельности на всех уровня, начиная с отдельного работника и заканчивая всей экономикой в целом. В свою очередь, для создания эффективной системы мотивации инновационной деятельности надо решить следующие задачи:

во-первых, необходимо определить фактическое положение дел в инновационной сфере промышленных предприятий;

во-вторых, разработать комплекс мер, направленных на достижение определенных целей в инновационной сфере, будь то - повышение инновационной активности или эффективности инновационной деятельности;

в-третьих, отслеживать изменения в инновационной сфере предприятий после осуществления комплекса мер по стимулированию инновационной деятельности промышленности

в- четвертых, осуществлять мониторинг и корректировку воздействия на инновационную сферу с целью обеспечения необходимых результатов.

Следует также отметить, что определение фактического положения дел в инновационной сфере промышленных предприятий является отправной точкой для выработки мер направленных на повышение инновационной активности и интенсивности инновационной деятельности в промышленности. В настоящее время нет централизованной регламентации внутренней деятельности предприятий и, как следствие хозяйствующие субъекты, должны самостоятельно разрабатывать систему мониторинга своей инновационной сферы, а также перечень показателей, характеризующий эффективность работы отдельных специалистов (работников) в инновационной сфере. Очевидно, что разные предприятия будут иметь как разные подходы в решении этой проблемы, так и разный уровень инновационной активности и интенсивности работы по осуществлению инновационных преобразований. Учитывая, что данная работа ориентирована на исследование проблем мотивации инновационной деятельности в промышленности в качестве объекта исследования были выбраны машиностроительные и металлообрабатывающие предприятия Саратовской области. Подобный подход обеспечивает репрезентативность выборки, так как машиностроительный комплекс Саратовской области практически не отличается по общему положению дел от машиностроения в целом по России, в том числе по инновационной активности и интенсивности инновационных преобразований.

Наличие параллельной тенденции к снижению уровня затрат на исследования и разработки позволяет сделать вывод о том, что предприятия в своей инновационной деятельности ориентированы на приобретение результатов научно-исследовательских работ (как в виде научно-технической продукции, так и новой техники) во внешней среде, что, безусловно, негативно отразится на научно-техническом потенциале предприятий. Кроме того, настораживает отсутствие затрат на такие виды инновационной деятельности как затраты на приобретение ноу-хау, технологий от сторонних организаций, предприятий, частных лиц, приобретение программных средств, а также затрат на технологическую подготовку производства. В тоже время в качестве позитивных тенденций следует назвать возрастание затрат на маркетинговые исследования и обучение и подготовку персонала, связанного с инновациями.

Другим не менее интересным показателем является структура затрат на инновационную деятельность, представленная в таблице 2.1.2. Данные таблицы подтверждают ранее сделанный вывод об ориентации машиностроительных и металлообрабатывающих предприятий на приобретение и освоение результатов НИОКР, выполненных сторонними организациями. 1. Приобретая результаты НИОКР других предприятий и организаций, компания рискует остаться без собственной научно-исследовательской базы, так как финансовые ресурсы направляются на проведение НИОКР за рамками организации;

2. Приобретенные результаты (объекты промышленной собственности) могут использоваться и другими субъектами рынка и, как следствие, меньший экономический эффект от их применения;

3. Предприятие оказывается в роли "догоняющего" и, как следствие, снижаются шансы на эффективное использование результатов НИОКР в результате непрерывного сокращения жизненного цикла продуктов (товаров);

4. Предприятие попадает в зависимость от организаций осуществляющих НИОКР, так как не может влиять на ход их проведения, а также осуществлять их корректировку в зависимости от собственных интересов и целей;

5.Рано или поздно встает проблема адекватной оценки экономической эффективности приобретенных со стороны новшеств.

Другими словами ориентация в инновационной деятельности только на внешнюю среду предприятия в плане приобретения результатов НИОКР, техники и оборудования чревато многими негативными последствиями, особенно в долгосрочной перспективе.

Совершенствование механизма мотивации инновационной деятельности

Переход к рыночной экономике обусловил необходимость переоценки взглядов на побудительные силы, приводящие в движение экономические процессы. В современных условиях появились новые механизмы, определяющие направленность действий и заставляющие переосмыслить взгляды на данную проблему. В научной литературе встречается довольно большое количество определений мотивации. Мотивация - это процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации, считают одни. Мотивация - процесс побуждения себя и других к достижению личных целей и целей организации. Другие рассматривают мотивацию как степень желания и выбор, который необходим данной личности, что обусловливает проявление того или иного поведения.31 "Мотивация, - пишут, например, Виханский О.С. и Наумов А.И.,- это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей".32

То, что побуждает человека к действию, ради чего оно совершается является мотивом. То есть, мотив - это побудительная причина, повод к какому-либо действию. Мотив находиться внутри человека, имеет персональный характер и зависит от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.

Мотив не только побуждает субъекта к действию, но и ставит человека перед выбором тех или иных действий, которые у разных людей могут быть самыми различными и зависят от условий в которых находится человек, его личных качеств и так далее.

Мотивы поддаются осознанию. Осознавая мотив, человек ставит перед собой сознательную цель. При этом человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или же устраняя их из своей мотивационной совокупности. В основе мотивов лежат потребности и инстинкты человека, его влечения и эмоции, установки и идеалы. Существует достаточно большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. В современных исследованиях выделяются содержательные теории мотивации (теория иерархии потребностей А.Маслоу, теория FRG К.Альдерфера, теория приобретенных потребностей Мак Клелланда, теория двух факторов Герцберга и др.) и процессуальные теории мотивации (теория ожидания К.Левина, предпочтения и ожидания В.Врума, теория подкрепления Б.Ф.Скиннера, теория справедливости Л.Портера и Э.Лоулера, модель выбора риска Д.Аткинсона, теория «X» и «Y» Дугласа Макгрегора и др.). Первые основное внимание уделяют анализу факторов, лежащих в основе мотивации, и в то же время практически не уделяют внимания самому процессу мотивации. Вторые посвящены процессу мотивации, описанию и предсказанию результатов мотивационного процесса, но не касаются содержания мотивов.

В исследованиях отечественных ученых (А.Г.Ядов, А.Г.Здравомыслов, В.П.Рожин, Л.С.Бляхман, Н.Ф.Наумова, И.Ф.Белова и др.) рассматриваются не только потребности, но процесс формирования и функционирования мотивации, выделяются смыслообразующие мотивы трудовой деятельности, дается типология индивидов.

Несмотря на большое внимание, которое уделяется мотивации в настоящее время, многие ученые не пришли к единому мнению о том, что же представляет собой данное явление, давая самые разнообразные его трактовки и дефиниции, антитетически взаимосвязанные между собой. Это разнообразие, на наш взгляд, вызвано сложностью и неоднозначностью понятия мотивации, различием форм его проявления и осуществления.

Большое значение в теории мотивации придается рассмотрению потребностей как основы мотивации. В литературе существует довольно устоявшееся определение потребностей как нужды или недостатка чего-либо, необходимого для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом. Обычно потребности рассматриваются как особое состояние индивида, ощущаемое или осознаваемое им напряжение, неудовлетворенность, дискомфорт - отражение в сознании человека несоответствия между внутренними и внешними условиями деятельности. Поэтому потребности и являются побудителями активности, целью которой является устранение такого несоответствия. Это возможно путем реального удовлетворения потребности, а при отсутствии такой возможности - путем подавления или замещения данной потребности другой, наиболее близкой к ней. Этот механизм не относится, однако, к реализации потребностей, невозможность удовлетворения которых ведет к физической смерти организма.

Важная особенность потребностей - их динамический характер, изменчивость, развитие на базе удовлетворенных потребностей новых, более высоких, что связано с включение личности в различные формы и сферы деятельности.

Учет этих факторов определяет окончательный выбор направления, осуществление которого, по мнению субъекта, может обеспечить ему получение вознаграждения, необходимого и достаточного для удовлетворения потребности.

Ускорение научно-технического прогресса - главный рычаг перевода отечественной экономики в режим интенсивного воспроизводства, ведущее средство выхода ее на рубежи наивысшей производительности труда. Функцию генерации новых знаний и материализации их в эффективных техноло-гиях выполняет в организации инновационная система. Она включает:

Работников, непосредственно занятых научной, лроектно-конструкторской деятельностью, обеспечивающих производство опытных образцов машин, оборудования, занимающихся изобретательством и рационализацией на производстве;

Грачева Наталья Викторовна

Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии будет получение дополнительных конкурентных преимуществ, к кᴏᴛᴏᴩым ᴏᴛʜᴏϲᴙтся следующие.

1. Преимущества стратегического характера:

  1. создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;
  2. рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;
  3. обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.

2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:

  1. временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;
  2. повышения качества и конкурентоспособности изделий;
  3. увеличения доли продукта на рынке.

3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря: реструктуризации деятельности; снижению непроизводительных расходов; экономии энергетических и сырьевых ресурсов за счет внедрения сберегающих технологий; снижению количества брака.

4. Специальные выгоды и льготы:

  1. информационная и правовая поддержка со стороны государства и частных структур;
  2. льготное налогообложение;
  3. льготное кредитование.

Инновационная сфера представляет собой область взаимодействия новаторов, инноваторов и инвесторов. Таким образом, инновационное пространство составляют три составных элемента, определяющих спрос и предложение:

  1. рынок новаций (новшеств);
  2. рынок инновационного предпринимательства;
  3. рынок инвестиций.

Рынок новаций образуют инновационные проекты, нуждающиеся в финансировании и внедрении. Предложение на рынке новаций формируют следующие субъекты инновационной деятельности: научно-исследовательские институты и университеты, малые инновационные фирмы, индивидуальные изобретатели. Инновационные проекты, предлагаемые на рынке новаций, могут находиться на разных стадиях разработки:

  1. идея;
  2. прикладные исследования;
  3. опытный образец;
  4. инновационный продукт, осваиваемый в производстве.

Цена новации определяется коммерциализуемостью новшества, кᴏᴛᴏᴩая зависит от степени разработанности, а также практической и коммерческой значимости.

Рынок инновационного предпринимательства образуют компании, внедряющие и использующие нововведения и ноу-хау. К ним ᴏᴛʜᴏϲᴙтся внедренческие фирмы, осуществляющие продвижение инноваций на рынке, а также потребители, применяющие новшества в ϲʙᴏей деятельности. Материал опубликован на http://сайт

Рынок инвестиций формируют источники капитала, используемого для финансирования процессов нововведений.

В качестве субъектов инвестирования инновационной деятельности выступают: корпорации, банки, инвестиционные фонды, частный капитал, государство, население.
Стоит отметить, что особенность финансирования инновационных процессов заключается:

  1. в потенциальной возможности многократно увеличить вложенный капитал;
  2. высокой степени риска потери инвестиционных вложений.

Инновационная деятельность - это сфера разработки и практического освоения технических, технологических и организационно-экономических нововведений, которая включает не только инновационные процессы, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, а также новые подходы к организациям информационных, консалтинговых, социальных и других видов услуг.

Левереджем в инновационной деятельности является фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результата.

Мотивы (факторы) инновационной деятельности. По мнению известного американского экономиста П. Друкера, «подтолкнуть» предпринимателя к активному поиску инновационной идеи способны следующие факторы:

· неожиданное событие - успех, неудача, неожиданное внешнее событие;

· неконгруэнтность - несоответствие между реальностью, какая она есть на самом деле, и нашими представлениями о ней («такая, какой она должна быть»);

· нововведения, основанные на потребности процесса (под потребностью процесса следует иметь в виду те его недостатки, которые должны быть устранены);

· внезапные изменения в структуре отрасли или рынка;

· демографические изменения;

· изменения в восприятии, настроениях или ценностных установках людей;

· появление новых знаний, как научных, так и ненаучных.

Стимулами инновационной деятельности являются как внешние (табл.1), так и внутренние проблемы предприятий: износ оборудования, высокие энергозатраты, недостаток производственных мощностей. На тех предприятиях, где произошла смена собственника и руководства, причинами инновации стали институциональные перемены - смена формы контроля над предприятием.

Таблица 1.

Внешние стимулы инновационной деятельности

Большинство руководителей отмечают свое желание опередить конкурентов и влияние давления со стороны потребителей. Примечательно появление такого фактора, как давление со стороны зарубежных партнеров. Обозначенные стимулы показывают постепенное приспособление предприятий к рыночным отношениям, когда внедрение инноваций становится необходимостью с позиций рыночного спроса и конкуренции, а не является результатом субъективной деятельности.

Основным мотивом инициирования инновационных процессов на предприятии является получение дополнительных конкурентных преимуществ, к которым относятся:

1. Преимущества стратегического характера:

Создание благоприятной деловой репутации в глазах потребителей, потенциальных партнеров, инвесторов;

Рост эффективности производства за счет модернизации и обновления производственных мощностей;

Обеспечение развития предприятия за счет расширения рынков сбыта и диверсификации деятельности.

2. Увеличение рентабельности предприятия вследствие:

Временной монополизации рынка и возможности получения сверхприбыли от реализации радикальных новинок;

Повышения качества и конкурентоспособности изделий;

Увеличения доли продукта на рынке.

3. Снижение издержек хозяйственной деятельности благодаря:

Реструктуризации деятельности;

"Руководитель автономного учреждения", 2011, N 10

Сегодня в системе образования происходят изменения, которые дают возможность педагогу раскрыть свой творческий потенциал. Более того, курс на инновационное развитие государства изначально предполагает выдвижение на первый план именно преподавателя с его культурой, физическим, психическим, нравственным здоровьем. Однако любые прогрессивные начинания окажутся блокированы, если педагог не будет видеть пользу от внедрения в свою работу каких-либо инноваций.

Внешние и внутренние мотивы

Одной из серьезных проблем отечественной системы образования в настоящее время можно считать эмоциональное выгорание педагогов . Этой опасности прежде всего подвержены люди старше 40 лет, хотя в таком возрасте многие из них уже имеют достаточный профессиональный опыт и, казалось бы, именно от этих специалистов стоит ожидать существенного подъема в профессиональном плане. Актуальность данной проблемы объясняется тем, что средний возраст педагогов в российских образовательных учреждениях составляет именно 42 - 45 лет. Поэтому руководителям подобных учреждений необходимо обратить особое внимание на потенциальную опасность для сотрудников и вовремя оказать им эмоционально-психологическую поддержку, сформировать мотивацию - как основу саморазвития педагога, его стремления к достижению новых вершин в профессии.

Отметим, что в большинстве случаев мотивация трактуется как побуждение, вызывающее активность человека и определяющее ее направленность. Однако при этом следует помнить: чтобы побудить человека как-либо действовать, нужно сделать так, чтобы он сам этого захотел.

Психологи традиционно разделяют факторы, влияющие на инновационную активность педагогов, на две группы:

  • внешние по отношению к субъекту инновационного процесса;
  • внутренние, связанные с индивидуально-психологическими и личностными особенностями новаторов (ценностная ориентация, уровень тревожности, самоактуализация, контроль).

Внутреннюю готовность к принятию системного нововведения относят к наиболее важному условию осуществления инноваций.

Как показывает практика, человек не может не зависеть в своих решениях и поступках от влияния окружения. Однако, вводя внешние побудители, необходимо помнить, что обстоятельства и условия среды влияют на мотивацию только в том случае, если они становятся значимыми для человека, начинают удовлетворять его потребности или желания. Таким образом, внешние факторы в процессе мотивации должны трансформироваться во внутренние.

Формируем мотивацию

Приведем пример, как внутренние факторы мотивации могут влиять на работоспособность сотрудников и их степень восприимчивости к инновациям. Психолого-педагогические тренинги по формированию мотивационной готовности педагогов к инновационной деятельности, проведенные в МБОУ ДОД "Центр внешкольной работы "Истоки" (ЯНАО, Новый Уренгой), дали интересные результаты. Исходя из задач данного образовательного учреждения, связанных с внедрением новаций, была запланирована работа по трем основным направлениям :

  1. Выявление проблемы (наблюдения, диагностика, анализ данных).
  2. Практические занятия (тренинги, консультации).
  3. Обратная связь. Рефлексия.

Темы для тренингов определялись на основании выявленных в ходе диагностики проблем, а также с учетом рекомендаций методистов городского управления образования. В результате был составлен план занятий , который предусматривал отработку таких важных тем, как:

  1. Психологический портрет специалиста.
  2. Причины профессионального выгорания.
  3. Стресс и стрессоустойчивость (здоровьесберегающие технологии).
  4. Самоменеджмент педагога, развитие педагогической рефлексии.
  5. Базовые потребности личности и их иерархия.
  6. Основные стадии мотивации.

По итогам занятий у педагогов была выявлена положительная и отрицательная мотивация.

В случае положительной мотивации у сотрудника появлялось желание непосредственной реализации потребности в достижении успеха, развития своих способностей, познания нового, а также побуждение к ощущению собственной значимости.

В случае отрицательной мотивации возникал своего рода самозапрет, тормозящий побуждения к реализации потребности. Например , педагоги нередко говорили: "Мне инновации ни к чему, я работаю по программе уже двадцать лет, чувствую себя как рыба в воде, а мне предлагают пойти на курсы повышения квалификации". Или: "И без того работы хватает, а тут еще конкурсы вроде "Педагог - исследователь - новатор".

Исследования также выявили нечеткость приоритетов сотрудников. Для 65% педагогов родное общеобразовательное учреждение не является единственным "светом в окошке". Лишь 47% специалистов близки интересы учеников и их проблемы, а поддержка и признание коллег важны для 29%.

Что касается психоэмоционального состояния, 88% педагогов отметили, что повышенная чувствительность нервной системы и неблагоприятное стечение обстоятельств могут выбить их из колеи, а работа с учениками отнимает много физических и душевных сил. Причем 18% педагогов часто испытывают чувство тревоги и бессилия и лишь у 6% сотрудников благополучное психоэмоциональное состояние определяет эффективность работы.

Кроме того, обнаружились и проблемы с самооценкой. У 65% педагогов она существенно зависела от внешних обстоятельств, мнения других, настроения, 23% педагогов было свойственно принижать значение своей личности, им было трудно вступать в свободное общение с другими. И только у 29% специалистов оказалось позитивное самовосприятие, то есть преобладало творческое мышление, они были способны создать атмосферу живого общения.

Самовыгорание

В настоящее время принято выделять три основных симптома профессионального самовыгорания.

  1. Снижение самооценки. Работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние, привести к смене места работы.
  2. Одиночество. Люди, подверженные эмоциональному сгоранию, не в состоянии установить нормальный контакт ни с родителями учащихся, ни с детьми, ни с другими педагогами и руководством учреждения. Даже любой совет они будут воспринимать в штыки, не говоря уже о замечаниях в адрес их педагогической деятельности.
  3. Эмоциональное истощение, соматизация. Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное выгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям.

Загруженность работой, неудовлетворенность качеством деятельности и, как следствие, эмоциональные срывы влияют не только на здоровье сотрудника, но и на самочувствие детей, с которыми он работает, а также окружающих людей.

Что делать?

Немаловажное значение для развития мотивации имеют формы воздействия на сотрудника, которые объединяются в три группы.

К первой группе относятся просьба, предложение и убеждение . Опыт подтверждает, что все три данные формы воздействия на мотивацию оказываются действенными, если имеют ясные и вежливые формулировки, предполагают право отказать, а также уважительное отношение к отказу.

Во вторую группу входят приказы, требования, принуждение. Эти формы воздействия воспринимаются как проявление власти над другими, что, как показывает практика, приводит к внутреннему сопротивлению субъекта. Снять негативную реакцию можно путем продуманной аргументации выдвигаемого требования - тогда оно превратится из внешнего побудителя во внутренний. Положительная сторона принуждения в том, что оно может способствовать снятию конфликтной ситуации на определенном отрезке времени и выполнению сотрудником необходимых действий. Кроме того, это один из способов воспитания чувства долга.

Третья группа форм воздействия - "заражение" эмоциональным состоянием и подражание (оно чаще всего проявляется у молодых специалистов). "Заражение" эмоцией, передающейся от человека или группы другому (другим), особенно ярко проявляется в трудовом энтузиазме. Участие педагогов в конкурсе "Учитель года", в конкурсах на гранты главы города, губернатора региона, Президента страны тоже иллюстрирует данную форму воздействия.

Среди способов стимулирования педагогов к инновационной деятельности , используемых в образовательных учреждениях, можно выделить следующие:

  1. отдельные виды материального стимулирования - доплаты, премии;
  2. улучшение материально-технической базы, необходимой для работы;
  3. повышение категории, предоставление педагогу свободного времени и уменьшение внешнего вмешательства;
  4. проведение конкурсов, семинаров, открытых уроков.

Большую роль в развитии мотивации педагогов играет поэтапная работа руководства учреждения по введению инновационных технологий в образовательный процесс. Таким образом, чтобы внедрение инноваций действительно способствовало нахождению новых способов решений педагогических проблем, необходимы профессиональное взаимодействие всех участников образовательного процесса и целенаправленная работа над мотивацией сотрудников.

В.Г.Шпаковский

Эксперт журнала

"Руководитель

автономного учреждения"

Понравилась статья? Поделитесь ей