Контакты

Мир самоделок - отливка фигурок из гипса. Как правильно отлить конную статую из бронзы

автор Александра Фомина, фото автора

Искусство бронзового художественного литья берет своё начало в глубокой древности.

Имеются сведения, что примерно за 92 века до нашей эры первобытные люди уже использовали медь, найденную в самородном виде.
Но для того чтобы получать отливки, человек должен был научиться плавить металл. На это ему потребовалось ещё 47 веков...

Наивысших результатов в искусстве бронзового литья достигли мастера древней Эллады и Этрурии.

Древнее бронзовое литьё

Расцвет Эллады и Этрурии приходится на период поздней бронзы.

Греческие литые произведения искусства на протяжении веков считаются недосягаемыми образцами совершенства и примером для подражания.
Скульптура в жизни эллинов занимала особое место. Бронзовые и мраморные статуи были неотъемлемой частью не только храмов, площадей, улиц городов, но также садов и домов богатых граждан Эллады.

Огромный вклад в развитие художественного литья внесла и Этрурия. В искусстве обработки металлов её мастера не имели себе равных в центральном Средиземноморье. Металлические изделия были основным товаром их экспорта. Сохранилось много произведений литейного искусства, о которых они по праву говорили: «Полные радости, взирайте на наши деяния…».

Музеи Италии и других близлежащих стран до сих пор пополняются чудесами литейного искусства великих мастеров древности. В конце двадцатого века во время одной из раскопок была обнаружена литая, абсолютно целая бронзовая колесница – творение рук этрусских мастеров.

Современное искусство художественного литья

Произведения искусства становятся наиболее востребованными после кардинальных потрясений в государстве и обществе.
Когда перестают греметь пушки, люди начинают прислушиваться к голосам муз. Это в настоящее время мы и наблюдаем в нашей стране. Именно сейчас древнее, но всегда такое молодое искусство художественного литья снова выходит на улицы и площади городов России.

Это искусство приходит в сады и дома тех, кто хочет всегда быть рядом с Прекрасным: будь то оригинальная скульптура в саду, декоративные вазоны для растений или же частная коллекция бронзовой скульптуры в доме.

Однако чтобы скульптура состоялась окончательно и заняла свое место в парке, саду или в доме, она должна быть переведена из мягкого материала (глины или пластилина) через переходный материал (гипс) в материал твердый – металл, мрамор, гранит.
Для скульптора, вылепившего работу в мягком материале, но не имеющего возможности перевести её в твердый материал, это означает: у его произведения нет будущего…

Только профессиональный перевод скульптуры в твердый материал дает ей путевку в жизнь. И только высокоточное художественное литьё может сделать это с наименьшими потерями для оригинала!

Художественная бронза тольяттинских мастеров

В городе Тольятти есть частная Мастерская художественного литья и скульптуры.
Её мастера не только владеют всеми способами древнего искусства литья, но разработали свои новые, совершенно уникальные методы. Это позволяет им отливать работы любой степени сложности и любых размеров, с уникально тонкими стенками литья - от 1,5 мм (для сравнения: толщина стенок литья в мастерской знаменитого московского литейщика прошлого века В.В. Лукьянова - от 2,5 мм).

Мастерская функционирует в Тольятти с 1982 г. За это время переведено в металл большое количество скульптур для города, области и других регионов России.

Уникальные методы литья, разработанные в нашей Мастерской, не применяются ни на одном российском заводе. Эти разработки позволяют отливать скульптуру в разы дешевле и быстрее.

Все с кульптуры, отлитые в мастерской, настолько идентичны оригиналу, что автору уже нет необходимости прорабатывать после отливки свою работу.
Это достижение наших мастеров стало возможно благодаря опыту, наработанному годами - особым способам формовки и авторскому тонкостенному методу литья (от 1,5 мм), разработанным в Мастерской.

Перевод скульптуры в твердый материал требует знания различных техник работы с металлом. Все они с успехом применяются в нашей Мастерской.

Например, при создании 6-метрового памятника погибшим в Великой Отечественной войне (автор Головнин А.С.) для совхоза «Самарский» были применены техники выколотки в алюминии и литьё в алюминии особо сложных частей скульптуры.

Памятник воинам-афганцам «Прощание» в селе Кошки Самарской области (автор Фомин В.А.) выполнен в технике выколотки в меди.

Галерея портретных барельефов героям Великой Отечественной войны в г. Сергиевск выполнена в технике гальванопластики.

Применение столь широкого диапазона техник работы с металлом позволяет переводить в твердый материал как станковую, так и монументальную скульптуру различной степени сложности и любых размеров.

Образцы работ нашей Мастерской

Памятник Пушкину у Драматического театра в Самаре (проект Федорова И.Б., скульптор и литейщик Фомин В.А) – яркий пример работы тольяттинской Мастерской художественного литья.
История создания этого памятника удивительна и трагична.

Ни один из заводов огромного промышленного города не смог отлить эту работу. На одном из предприятий её полностью загубили, что трагически сказалось на судьбе автора проекта.

Только благодаря скульптору-литейщику нашей мастерской, виртуозно владеющему всеми тонкостями литья, загубленный памятник Пушкину был воссоздан заново и отлит достойно. И вот уже более 20 лет этот памятник встречает самарцев, пришедших в театр или же просто отдыхающих в театральном сквере.

Работы последних лет, выполненные Мастерской скульптуры и художественного литья, – памятники в Тольятти:
- «Жертвам сталинских репрессий» (проект Бурмистенко, скульптор Пронюшкин, см. титульное фото);
- первому директору АВТОВАЗа Полякову (авторы Головнины, см. фото слева);
- памятники Семизорову, Комзину (автор Василик);
- восстановленный после варварской кражи и вандализма памятник Карлу Марксу.

К тысячелетию г. Казани (Татарстан) нашей Мастерской отлита в бронзе скульптура трём святым - Гурию, Варсонофию и Герману (авторы Куклевы). Выполнение этой работы относится к литью высшей категории сложности.
Общая высота памятника - 5 м, высота фигур святых – 2,8 м. Толщина стенок литья – 3-5 мм.

Особо сложные элементы – ажур верха, ажур иконы, весьма сложный рисунок одежд святых потребовали применения многолетнего опыта и всего арсенала знаний литейного дела. Благодаря искусству наших мастеров, отливка работы получилась с первого раза - чистая, заданной толщины.

Нашими мастерами была отлита всего за 15 дней не менее сложная скульптурная работа - женская фигура с чайками (авторы Куклевы) для саммита ЕС-Россия , проходившего в санатории «Волжский Утес» Самарской области в 2007 г.
Именно новые методы литья позволили снизить время изготовления и себестоимость этой скульптуры до рекордно низких величин.

Работа над новой скульптурой всегда связана с новой интересной историей. Например, отливка скульптуры тольяттинской собаки, о которой узнала вся страна благодаря первому каналу российского телевидения.

«Памятник псу Верному» имеет необычную историю.

В каждом городе счастливые молодожены после регистрации брака возлагают цветы к памятным местам города. Обычно это памятники воинам, поэтам, заслуженным деятелям города и т.п.

Но г. Тольятти стал исключением из общепринятых правил. А наша мастерская (вместе с Олегом Клюевым, скульптором из Ульяновска) оказалась причастной к этому исключению благодаря псу Верному, ставшему легендой не только в нашем городе.

Эта овчарка потеряла в автокатастрофе хозяина. После этого много лет в любую погоду собака сидела на обочине Южного шоссе (соединяющего Центральный и Автозаводский районы Тольятти) и ждала своего хозяина. У проезжающих мимо овчарки людей сжимались сердца при виде этой великой верности животного человеку.

Собаке приносили еду, пытались увести домой. Но она осталась жить на обочине, ожидая хозяина.

И когда собаки не стало, горожане решили поставить памятник такой удивительной преданности.
Скульптору О. Клюеву был сделан заказ - вылепить скульптуру овчарки. А наша Мастерская отлила её в бронзе. Так появилась эта необычная бронзовая скульптура собаки.

Псу Верному, как символу настоящей Верности, молодожены возлагают цветы. Тем самым они дают негласное обещание хранить верность так, как это преданное животное сохранило верность другу до конца своих дней.

В дни бракосочетаний памятник псу Верному утопает в цветах. Это вызывает светлые улыбки у проезжающих мимо людей.

Вот такой урок настоящей Верности и Преданности собака преподала человеку, за что горожане возвели её на Пьедестал.

Наши мастера

Основатель Мастерской художественного литья и скульптуры, искусный скульптор и литейщик В.А. Фомин отдал своему делу более 30 лет жизни.
Виктор Алексеевич создаёт авторские работы и посвящает в это мастерство молодёжь, изучающую искусство освоения и совершенствования художественного литья. Ведь каждый Мастер мечтает передать Дело всей своей жизни в молодые, талантливые руки!

В.А. Фомин подготовил мастеров по всем специальностям уникального литейного искусства, поэтому наша Мастерская выполняет заказы любой степени сложности.

Молодой скульптор-литейщик Дмитрий Власов смело взялся за освоение древнего, но всегда такого молодого искусства литья. И сложное ремесло покорилось молодому мастеру.

Дмитрий создает прекрасные творческие работы, которые побывали на городских выставках, на зональной выставке в Нижнем Новгороде, на всероссийских выставках в Москве. Некоторые работы молодого мастера закуплены картинной галереей г.Тольятти (см. слева скульптуру «Ожидание») и приобретены частными коллекционерами.

Молодой скульптор Анастасия Власова сейчас работает над серией интересных работ на тему материнства.
А это некоторые из её прежних работ: «Встреча в саду» (литьё, бронза), в центре приз под названием «Сто пудов» (вручался мэром города победителям конкурса эстрадной песни), и скульптура «Медведь», которая пользуется неизменным спросом у членов партии «Единая Россия».


Этапы большого пути

Высочайший профессионализм скульптора-литейщика В.А. Фомина характеризует интересный случай, произошедший ещё в советские времена.

…Есть в краеведческом музее г. Тольятти серия бюстов, отлитая Мастером в период становления нашей Мастерской на тольяттинской земле (1982-1983гг.).

В те далёкие годы совершенно неожиданным было появление у нас высокого респектабельного итальянца с переводчицей. Итальянец, едва войдя в калитку Мастерской, начал что-то громко говорить с характерным южным темпераментом, эмоционально жестикулируя. Мы стояли в полном недоумении (Это сейчас все просто. Но тогда было советское время, и появление иностранного гостя в сопровождении переводчицы в провинциальной художественной Мастерской было весьма неординарным событием).

Наконец итальянец замолчал. Слушая переводчицу, мы, наконец-то, начали понимать, - в чем дело.

Оказывается, будучи в тольяттинском краеведческом музее, итальянец увидел отлитые в бронзе бюсты. Как истинный потомок древних этрусских литейщиков, итальянец был поражён отменным качеством отлитых бюстов с тонкими стенками литья в 2,5 мм (сейчас в нашей Мастерской достигнута толщина литья от 1,5 мм).
Гость захотел увидеть мастерскую, откуда выходит такое литьё, и познакомиться с Мастером, отлившим эти бюсты.

Далее без улыбки вспоминать невозможно!
Наша Мастерская, после переезда в Тольятти, была ещё в стадии становления. Под литейку был временно приспособлен старенький, покосившийся от времени сарайчик с большими дырами в крыше.
Когда итальянец увидел эту нашу «литейку», он потерял дар речи (в полном смысле этих слов)!
Мы, с трудом сдерживая смех, наблюдали за реакцией нежданного гостя. Итальянец же, широко раскрыв глаза, смотрел - то на сарайчик, то на Мастера - и молчал…
Потом он заговорил. После его длительного и очень эмоционального монолога, переводчица сказала нам всего одну фразу: «Он утверждает, что этого не может быть!».

Мастер спросил: знает ли гость историю о русском Левше, блоху подковавшем? Оказалось, что он знает эту историю; вспомнив её, итальянец кое-что начал понимать...

Но потом, за столом он постоянно повторял один и тот же вопрос: «Как же можно в далеком провинциальном городе и в совершенно немыслимых условиях создавать такие высочайшие образцы литейного искусства?».
Это не понятно им, цивилизованным европейцам. А для многих русских мастеров это была (да порой и сейчас остается) обыкновенная будничная работа, привычные рабочие условия.
В истории нашей Мастерской это один из далеких эпизодов, который мы вспоминаем всегда с иронично-доброй улыбкой...

…Новое время ставит перед Мастерской художественного литья и скульптуры
новые задачи.
Бурное развитие ландшафтного искусства вызывает огромный спрос на новую садово-парковую скульптуру. И это направление нашей Мастерской успешно развивается.

Радует то, что все фирмы, кафе, магазины и даже заводы начинают озеленять и обустраивать свои территории. Заказываются и устанавливаются декоративные вазоны, скульптура (в том числе и бронзовая).
Когда проходящий мимо человек видит высокохудожественное скульптурное произведение или нарядный декоративный вазон с распустившимися в нём цветами, - окружающий мир приобретает красоту и рождает радостное восприятие. Человек ощущает причастность к миру искусства и близость к природе, становясь красивее душой, добрее, цивилизованнее.
Такое уж назначение у цветов и настоящего литейного искусства – позитивно воздействовать на подсознание человека!

Я побывал в двух цехах производства компании Лит-Арт и подготовил для вас виртуальную экскурсию, о том как устроено производство. Она специализируется на монументальном художественном литье из бронзы, алюминия и чугуна. Помимо этого здесь производятся гипсовые скульптуры любых масштабов.
Итак, приступаем к осмотру.

1. Сначала из гипса делают полноразмерную модель будущего памятника.

2. Иногда памятники делают целиком из гипса, для этого сначала создается масштабная копия, на которой отмечены контрольные точки.

3. Затем по контрольным точкам сваривается основной каркас.

4. Который в последствии обкладывается гипсом, при этом внутри скульптура остается полой.

5. Памятник сделанный по этой модели можно увидеть в конце репортажа.

6. Этот еще находится в работе. Он обмотан пленкой после первичного придания общей формы.

7. Переходим в цех художественного литья. Здесь намного интереснее.

8. С рабочей модели изготовленной из глины или гипса снимается кусковая гипсовая форма. По полученной форме изготавливаются восковые модели отдельных частей скульптуры.

9. Восковые модели помещаются в гипсовые формы, где они остывают. В остывшие восковые модели набивают стержневую форму из холодно-твердеющий смеси (ХТС), которая состоит из смолы и песка. Наружные гипсовые формы вскрывают, и автор может по воску произвести необходимую доработку модели для придания будущей отливки соответствия рабочей модели.

10. Кусковая форма из холодно-твердеющей смеси разбирается. Воск вручную снимается со стрежневой формы их ХТС, а не выплавляется в печи. Внутренняя поверхность разобранной формы покрывается антипригарной краской, которая может быть двух видов: один — для наиболее четкой отливки мелких деталей изделия, второй — для получения идеально гладкой поверхности изделия. В полости, из которых был удален воск, заливается расплавленный металл.

11. Приготовление холодно-твердеющей смеси (ХТС).

12. Рабочий процесс.

13. Все заготовки перемещаются в цеху с помощью электрических лебедок. Уже начали растопку печи.

14. На доведение одного полного чана в печи до кондиции требуется около 10 минут.

15. Наливаем из котла расплавленный металл и снимаем «пенку».

16. Разливаем в заранее подготовленные формы.

17. А пока готовится второй чан с металлом посмотрим вокруг - вдали цех финишной работы с бронзовыми заготовками.

18. Повторяем процесс.

19. Заливаем.

20. Горячо!!!

21. Оставляем металл для застывания.

22. А лишнее выливаем обратно в печь.

23. После того, как отформованные детали застынут их необходимо собрать в цельный памятник. Это делается при помощи газовой сварки.

24. Рабочая модель в масштабе.

25. А это уже готовый памятник.

26. Где-то отпиливают, где-то приваривают - и затем все это шлифуют.

27. Сварка.

28. В результате получаются вот такие памятники.

29. Работа достаточно кропотливая, но очень впечатляющая.

Отливка скульптуры из бронзы:

1. Чтобы изготовить скульптуру в металле, необходимо получить сначала восковку: в готовую и чистую форму вымазывается и заливается расплавленный воск. После остывания форма разбирается и восковка освобождается.
Затем восковку необходимо обработать - очистить от швов, пузырей, непроливов и прочего брака. Местами необходимо пролепить скульптуру с помощью специальных инструментов (стеков и петель) или напаять воск при помощи паяльника.

2. Восковка отвозится в литейный цех, где ее подготавливают к литью различными способами в зависимости от размера заказанной скульптуры. Это или "в землю", или в опоку или через ХТС - холодно-твердеющую смесь. Последний вариант для изготовления совсем больших памятников и портретов.
К восковке припаиваются литники, чтобы металл смог пролиться во все ответвления и воздух нигде не уткнулся в тупик формы. А форму изготавливают из специальной массы.
Затем воск выпаривается, и остается воздух, который затем заполнятся раскаленный металлом.

3. После остывания, форма расколачивается кувалдой и металл освобождается.
Все литники срезаются болгаркой, все дырочки запаиваются и прочеканиваются.
Затем вся изготовленная скульптура подвергается обработкой песком под большим напором (пескоструй). Она становится однородной и чистой.

4. Тонировка. При помощи кисти или распылителя наносится специальный раствор на всю видимую поверхность скульптурной композиции. Затем для ускорения реакции бронзовую скульптуру подвергаются нагреву горелкой: она становится однородной темно-коричневой. От количества слоев зависит насыщенность цвета.
Затем, на выступающих местах готовая скульптура полируется и натирается, освобождая чистый цвет бронзы.

5. Созданная скульптура покрывается воском для пропитки и защиты патины.

6. При желании или задумке композиции готовую статуэтку можно установить на камень. Обычно подбирается мрамор или гранит подходящего цвета и текстуры. Форму и размер определяет художник.
Скульптура крепится к камню при помощи "шпилек" и болтов, шляпки которых скрываются в толще камня. На нижнюю часть камня приклеиваются мягкие ножки или ткань.

Вот и все. Скульптурный шедевр готов радовать Вас!


Ещё в 3 тысячелетии до нашей эры в Месопотамии лили сосуды и скульптуры из бронзы. Дошедший до наших дней вид искусства не менее популярен ныне, чем тысячелетия назад. Бронза - долговечный сплав, состоящий преимущественно из меди и олова (также в сплав добавляют цинк, свинец, другие компоненты). Бронзу широко применяют во всех сферах жизни: для изготовления посуды, медалей, мемориальных досок, ваяния скульптур.

Свою популярность среди скульпторов бронза завоевала благодаря тому, что она очень пластична и хороша для крупных и мелких форм. Технология работы с бронзой сильно отличается от работы с камнем. Камень, например мрамор, тяжёлый, в нём нельзя сделать большие просветы, отверстия, композиции получаются замкнутыми. Бронза позволяет делать скульптуры с большими просветами, воздушными, сложными, элегантными и утончёнными.

Скульптура из бронзы - основные свойства.

Для скульпторов бронза интересна прежде всего тем, что она долговечна. Скульптура из бронзы сохраняется несколько столетий, невзирая ни на какие погодные условия. При окислении бронзовые скульптуры покрываются тонким слоем налёта (патиной) и приобретают стойкую окраску (от зелёной до чёрной).

Второе свойство бронзы, интересное скульпторам - это эстетичность материала. Композиции, фигурки, скульптуры из бронзы блестят, имеют жёлто-красный или жёлто-зелёный оттенок (зависит от состава бронзового сплава). Бронзовые фигуры можно легко тонировать с помощью химических средств, их можно золотить, полировать. Кроме того, изделия из бронзы можно ковать, чеканить и гравировать.

Третье. Бронзовые сплавы - довольно дорогой материал. С давних времён из бронзы чеканили монеты, изготавливали украшения. Скульптура из бронзы является элитным изделием из-за своей дороговизны.

Скульптура из бронзы-техника изготовления.

Литьё из бронзы - самая популярная техника работы с металлом, известная ещё со времён древних египтян. Литьё скульптур из бронзы осуществляют с помощью трёх основных способов:

  • литьё сплошной массы в пустую форму;
  • литьё по частям (метод земляной формы);
  • литьё с использованием воска.

Первый способ используют с древних времён для изготовления примитивных фигур, фигур с простыми формами. При этом способе литья бронзу вливают в пустую форму, после застывания металла форму снимают.

Второй способ позволяет использовать форму для заливки несколько раз. Этим способом выполнены ещё древние греческие скульптуры, но его усовершенствованный вариант используется и ныне. Основной недостаток этого метода - скульптура из бронзы выливается отдельными фрагментами, по частям, затем собирается и дополнительно тщательно обрабатывается.

Третий способ более совершенный, но и более трудоёмкий. Прежде всего, изготавливают макет скульптуры. Для этого используют глину, гипс или дерево. Стоит уточнить, что макет из глины требует изготовления ещё одной формы - гипсовой. Макет требует детальной доработки, поскольку отлитая бронза будет точно соответствовать форме из гипса.

Затем изготовленный макет смазывают специальным веществом и поверху силиконовым каучуком. Часов через 6 верхний слой застывает и, благодаря смазке, макет легко вынимается из каучуковой формы. При этом даже мелкие фрагменты и детали сохраняются в целости. Каучуковую форму, разделенную при снятии, соединяют в целостную форму, а затем наполняют жидким воском. После застывания, а для этого требуются считанные секунды, получается точная копия из воска будущего шедевра.

К восковой скульптуре крепят специальное приспособление - литник и опускают в жидкий керамический раствор, покрывают кремнием в виде порошка, помещают в автоклав. Через 10 минут керамика застывает, а воск растапливается. Теперь работают с керамической формой. Её обжигают в печи в течение 2 часов при температуре 850°C.

Затем приступают непосредственно к литью. Бронзовый сплав температурой 1140°C, заливают через литник в керамическую форму и через несколько минут форму разбивают и достают готовое изделие из бронзы.

Скульптура из бронзы - виды обработки и декорирования.

После того, как скульптура из бронзы освобождена от формы для литья, ей необходимо придать «товарный» вид. Необходимо удалить литник, отшлифовать, удалить оставшиеся кусочки керамики. Затем скульптуре придают блеск с помощью огня и наносят бронзовое покрытие (патину). Для придания глубокого блеска на скульптуру наносят тоненький слой воска.

Иногда для обработки бронзовой скульптуры используют чеканку. Как правило, в этом возникает необходимость тогда, когда изготавливают копию антикварной скульптуры (старинные фигурки изысканно отчеканены).

Технология художественного литья предусматривает использование большей частью сплавов, а не чистых металлов. В чистом виде используются тяжелые металлы: олово, свинец, цинк. А сплавы - медные (чаще всего это бронза и латунь) и алюминиевые.

Сплавы представляют собой соединения путем плавки металлов и химических элементов и должны обладать следующими основными свойствами: текучестью, усадкой и ликвацией.

Бронза - сплав меди с оловом или другими металлами - свинцом, никелем. Если в сплаве 4-6% олова, бронза пластична, ее можно ковать, если 27% - сплав твердый и хрупкий. При содержании 33% олова сплав становится похожим на серебро, он называется белая бронза. Температура плавления меди - 1083 °С, в сплаве с оловом она снижается до 800 °С (25% олова, цвет желто-белый).

Латунь - сплав меди с цинком (до 45%). Легко подается резке, паяется как мягкими, так и твердыми припоями, прочны на ней и гальванические покрытия. Температура плавления 980-1000 °С.

Силумин - сплав алюминия с кремнием, имеет высокие литейные качества. Цинк (сплав). Для отливки точных изделий из цинка применяют сплав, в составе которого 94 % цинка, 4% алюминия и 2% меди. Чугун - это выплавленное из руды железо с примесью углерода, более хрупкое и менее ковкое, чем сталь. Но, несмотря на эти качества, из чугуна выплавляют высокохудожественные скульптуры

.

Художественное литье скульптур по моделям в земляные формы

Это простейший способ получения отливок скульптур. Технология такова: по нужному шаблону (модели) из формовочной земли изготавливают форму для заливки расплавленным металлом. форма, сделанная по тому или иному шаблону,- одноразовая: при выемке отливки она разрушается, поскольку создана из смеси песка и глины (25% содержания в смеси глины, 75% - песок). Но саму смесь для получения литейной формы можно использовать многократно, обновляя лишь внутренний облицовочный слой. Шаблон скульптуры может быть изготовлен из любого материала - пластилина, гипса (наиболее приемлемые и удобные материалы), из дерева, пластмассы, металла. Моделью может служить и сама скульптура; если нужно сделать такую же (восстановить ее первоначальный вид), то пластилином наращивают на реставрируемой или восстанавливаемой скульптуре недостающие части по начальному образцу.

Если по каким-то причинам невозможно воспользоваться в качестве модели скульптуры пластилиновой копией оригинальной скульптуры, можно сделать гипсовый слепок с оригинала скульптуры, несмотря на то, что это более трудоемкий способ.

Материалы для изготовления моделей скульптур:

  • Пластилин, гипс, пластик, дерево
  • Воск, парафин, стеарин; технический желатин, столярный клей.
  • Полистирол (пенопласт) - ячеистый пластик.

Художественное литье скульптур по выплавляемым моделям

В основе литейного процесса по выплавляемым моделям лежит использование легкоплавких материалов: модель отливаемой скульптуры и ее литниковая система делается из воска, парафина или стеарина. Любой из этих легкоплавких материалов в горячем режиме заливают в пресс-форму, а после затвердения получают восковую модель скульптуры и покрывают ее специальным составом. После просушивания на модели скульптуры, образуется огнеупорная оболочка - керамическая форма, из которой выплавляют модельный состав и получают тонкостенную литейную форму которую после прокалки заливают расплавленным металлом.

Для получения нескольких одинаковых моделей скульптуры из воска применяют эластичную форму, используя для ее изготовления столярный клей или технический желатин. Второй материал более предпочтителен как в качественном отношении, так и по срокам приготовления.

С целью тиражирования восковых моделей для отливки одинаковых скульптур или деталей художественных произведений, например литых украшений для художественной ограды, изготавливают резиновую пресс-форму.

ДЕКОРИРОВАНИЕ СКУЛЬПТУР ИЗ МЕТАЛЛА

Скульптурные произведения из металла - цветного, черного или драгоценного как завершение всего процесса изготовления обязательно нуждаются в декоративной отделке. Причем она не только улучшает внешний вид скульптуры, ажурной или кованой решетки камина, чеканного рельефа или художественного литья, но и предохраняют произведение, созданные в любой технике, от воздействия внешней среды, продлевает их век.

Известно немало рецептов нанесения тончайших защитных покрытий разного цвета, имеющих свою технологию. Перед химической обработкой скульптуры проводят механическую, затем скульптуру тщательно очищают, обезжиривают, отбеливают; предварительно отшлифованную и отполированную скульптуру покрывают тонкой защитной и в то же время декоративной тонирующей пленкой. Выбор того или иного вида декоративной отделки металлического скульптурного изделия диктуется качествами самого металла, а также предназначением того или иного изделия.

Шлифовка скульптуры

Эта операция производится абразивными материалами естественного происхождения: корундами, алмазами, кремнием, кварцем, а также искусственными корундами и алмазами. На практике - это наждачная бумага или шкурка - абразивная зернь, наклеенная на плотную бумагу или ткань. Начинают шлифовку скульптуры крупнозернистой шкуркой, постепенно переходя к мелкозернистой, а затем и к шлифовальной пасте, к мельчайшей кирпичной муке. Шлифовкой со скульптуры удаляются окислы, открывается чистая поверхность

Полировка скульптурного произведения

Это следующий этап отделки скульптуры из металла. Полировка осуществляется полировочными пастами различного сметанообразного состава - смеси мела, извести, окиси хрома, алюминия, нашатырного спирта, воды и других компонентов. Славится полировочная паста ГОИ. Пасты бывают твердые, средние и тонкие. В такой очередности ими и пользуются. Если первой ликвидируют оставшиеся от шлифовки царапинки, второй добиваются ровного фона, то последней получают зеркальный блеск металла.

Полировку скульптуры обычно производят вручную, достигая идеальной равномерности и доставая до углублений рельефа. Более ровные и крупные детали скульптурного изделия полируют на специально изготовленных кругах из нескольких слоев войлока, фетра, толстого сукна.

Закрепленный на небольшом металлическом стержне, который крепится в патроне точильного или сверлильного станка, полировочный круг, смазанный пастой, вращаясь, полирует скульптурное изделие. Затем художественную доводку скульптуры осуществляют на сухом матерчатом круге.

Наиболее труднодоступные участки скульптурного произведения полируют специально изготовленными палочками из древесины более твердых пород - бука, дуба и мягких - липы, груши. Рабочая часть полировочных палочек, которая смазывается пастой, разнообразна: выпуклая, вогнутая, коническая и так далее. Узкие сквозные отверстия скульптуры полируют шелковым шнуром, а то и суровой нитью, покрывая их пастой.

Полирование скульптуры путем уплотнения, выглаживания металлической поверхности скульптуры производится специальным инструментом - полировочным гладильником (гладилом). Он изготавливается из высокопрочной стали. Гладильник полируется и закаливается. Полирование осуществляется проглаживанием под нажимом в одном направлении до появления глянца на полируемой поверхности. Затем выглаживание осуществляется в перпендикулярном направлении. Рабочая часть гладильника шарообразна. Полируемую поверхность скульптуры для лучшего скольжения рабочей части полировальника время от времени, смачивают специальным раствором в воде мыла и нашатырного спирта.

Химическое декорирование скульптур из металла

Тонирование. Патинирование. Оксидирование.

Применяя несложную химическую обработку, на поверхности бронзовой скульптуры получают разноцветное защитно-декоративное покрытие. Небольшое скульптурное произведение погружают в емкость с химическим раствором целиком, крупное обрабатывают кистью, губкой, поролоном. Чтобы полученная пленка держалась на изделии прочнее и не покрывалась налетом, после промывки и просушки ее протирают ветошью, смоченной в машинном масле или в олифе.

Декорирование скульптуры из черных металлов

Готовая скульптура из черных металлов нуждается в декоративно-защитных покрытиях, от технологических качеств которых зависит ее привлекательность и долговечность.

При обработке скульптуры из черных металлов, особенно кузнечным методом, на ее поверхности образуется слой окалины, на первый взгляд, красивого серо-голубого цвета. Но этот покров не защищает металл от коррозии, а является окисью железа.

Имея различную толщину и плотность, он подвержен постепенному отслаиванию от скульптуры, поэтому окалину со скульптуры необходимо удалить. Сделать это можно разными способами. Например, химическим способом, пользуясь раствором соляной кислоты, уротропина и йодистого калия в различных пропорциях. Или механическим - наждаком, металлической щеткой, мелкозернистым напильником, смесью воды с молотой пемзой. После очистки и сушки скульптуры образуются цветовые тона от желтого до темно-синего. Получив желаемый оттенок, нагрев резко прекращают. Учитывая различную толщину скульптуры, оксидированием можно добиться разных цветовых оттенков на разных участках скульптуры. После оксидирования изделие покрывают воском, растворенным в бензине. После сушки полируют волосяной щеткой. Черный цвет металла можно получить натиранием очищенного металла растительным маслом и нагревом до получения пленки нужного оттенка. Масло не должно воспламеняться; разлагаясь от нагрева, оно плотно заполняет поры окислов, образуя надежное покрытие черного или темно-бурого цвета. Скульптуры для садово-парковой архитектуры, которые постоянно подвергаются атмосферному влиянию, покрывают лакокрасочными покрытиями. оксидируют нагреванием ее поверхности горелкой.

Известна строгая красота скульптур из вороненой стали, когда металл скульптуры приобретает иссиня-черный цвет, как крыло ворона. В то же время воронение скульптуры - один из лучших способов защиты скульптуры от коррозии. Наряду с отполированным до зеркальной поверхности серебром и канфаренным золотом вороненое железо почиталось геральдическим металлом. Именно такие виды декоративной обработки применялись для произведения гербов, а также художественного царского или княжеского оружия.

Для получения черной с синим отливом скульптуры в воде растворяют двухромовокислого калия. Стальную скульптуру выдерживают в этом растворе и высушивают над пламенем или жаром высокой температуры. Появляется серо-бурый оттенок. Повторяя воронение, достигают вороненого цвета.

Черную матовую поверхность получают также химическим оксидированием в водном растворе такого состава: гипосульфат натрия (поташ), аммоний, ортофосфорная кислота, азотная кислота.

Темно-коричневый цвет металлической скульптуры получают оксидированием в воде хлористого железа, 30 г железного купороса и азотнокислой меди. Скульптура начинает менять окраску на бурый цвет. Повторение оксидирования приведет к густому черно-коричневому цвету скульптуры.

Синий цвет стальные скульптуры получают оксидированием в растворе воды хлорного железа, азотной ртути, соляной кислоты и спирта; при комнатной температуре время оксидирования занимает 20 минут.

Перед любым способом оксидирования скульптуры слой окиси необходимо декапировать химическими растворами (3-5-просмоловым раствором в воде соляной или серной кислоты), а также чисто обезжирить ацетоном или бензином. Эти операции для избежания жировых пятен или иного загрязнения поверхности скульптуры. Скульптуру обрабатывают в растворах на проволочных подвесках и промывают под струей воды для смывания кислоты.

При нагреве изделия газовой горелкой на нем меняются оттенки побежалости (цветовой изменчивости) - от соломенного до черного. На необходимом цвете мастер прекращает термическое тонирование скульптуры. Для оксидирования скульптуры путем нагрева поверхности скульптуры в индивидуальной мастерской применима простейшая газовая горелка с деревянной ручкой, соединенная гибким шлангом с газовым баллончиком. Цветовой гаммы, тонирования, цветовых переходов можно достичь умелым пользованием горелкой. Таким способом тонируются как чеканные, так и другие скульптуры или произведения смешанных техник. После термической обработки скульптуру покрывают восковым слоем (воск с растворителем) и полируют войлоком и фетром.

Олифо-масляный обжиг обычно применяют для нанесения декоративно-защитного черно-коричневого покрытия на скульптуры из чугуна, получаемые литьем,- скульптурные произведения, фигурные решетки для ограды парков, цветников и другие. Скульптуру смачивают олифой, а затем прокаливают. Такой способ декорирования скульптур применяется и для произведений, созданных художественной ковкой.

Защитное тонирование или патинирование скульптур из цветных металлов и сплавов Особенно восприимчивы к тонированным покрытиям скульптуры из меди и ее сплавов: латуни и бронзы.

Черный (серый) цвет скульптурам из меди и латуни можно придать с помощью разных оксидирующих растворов.

Наиболее насыщенного цвета оксидных пленок на скульптуре из меди - от светло-коричневого - до коричнево-черного - можно получить, приготовив раствор в сочетании сернистого аммония с серной печенью.

Шоколадный цвет скульптурам из меди и латуни можно придать в растворе хлорида калия, сульфата никеля и сульфата меди. Коричневый цвет с красноватым оттенком скульптуры получают в растворе пятисернистой сурьмы в едком натрии

.

Красно-коричневый цвет латунным скульптурам придает водный раствор хлористого цинка и медного купороса в равном соотношении частей цинка и купороса.

Коричневый и черный цвет на латунной скульптуре получают обработкой художественного изделия раствором гипосульфата и азотной, серной или соляной кислоты в воде.

Оливковый и черно-коричневый цвет придаст скульптурам из латуни обработка раствором хлорокиси меди и нашатыря

.

Латунная скульптура становится черной в следующем растворе: в воде смешивают хлорокись меди и аммиак. Получится смесь зеленоватого цвета, а после выпадения осадка - сине-зеленого; в этом растворе и тонируют латунь; при этом скульптура не теряет своего блеска. Длительность обработки скульптуры не превышает нескольких секунд.

Оранжево-красным за несколько минут латунную скульптуру сделает раствор сернистого калия в воде. В старину латуни придавали и иные, казалось бы, совершенно неожиданные для этого сплава цвета.

Фиолетовый цвет получали погружением скульптуры в раствор хлорной сурьмы; шоколадно-бурый - обжигом скульптуры окисью желе за и последующей полировкой свинцовым блеском.

Цвет античной патины скульптурам из меди, бронзы и латуни можно придать обработкой их в растворе хлористого аммония и углекислого аммония в воде.

Понравилась статья? Поделитесь ей