Контакты

О круглых снежинках на фотографиях. Фотографируем снежинки: как сделать превосходные снимки. Лучшее время для съемки

Съемка падающего снега

Что точно стоит сфотографировать — так это красивый снегопад. Чтобы получить хороший кадр, потребуется не так уж и много:

  • Телеобъектив с фокусным расстоянием 70 мм и выше. А еще лучше — от 135 мм.
  • Выставить диафрагму в пределах f/4.5-6.3 и выдержку на 1/400 секунды или быстрее. При этих настройках получится достичь такой резкости, когда снежинки будут находиться прямо перед объективом и позади точки фокусировки. Тогда в кадре они получатся очень большими и будут выглядеть волшебно.
  • С широко открытой диафрагмой можно снять кутерьму снежинок в фокусе и вне фокуса.
  • Встроенная вспышка сделает снежинки большими размытыми кляксами. Если изображение выходит бесцветным, проэкспониуйтесь по более темному фону, чем есть на самом деле.

Организационные моменты

Сначала думайте, потом идите

Осторожно — не повредите сцену съемки своими собственными следами на снегу. Перед тем как бродить в поисках нужного кадра, подумайте, не захотите ли вы потом сфотографировать то самое место, где только что прошли.

Лучшее время для съемки

Если хочется добавить в кадр интересное освещение и тени — снимайте на восходе или закате. Сейчас «поймать» их намного реальнее, чем летом. В июне фотограф должен быть на месте в полной готовности в 4 утра. А с ноября по февраль в средней полосе солнце поднимается над горизонтом только в 7-8 утра . Да и с закатами попроще — можно поснимать прямо по дороге с работы.

Также советуем снять ночной снежный пейзаж, чтобы потренироваться передавать настроение в кадре. Снег, выглядящий днем веселым и нарядным, может быть таинственным или драматическим. Чтобы снег выделялся в темноте, на него должен падать свет. Одной только луны совсем недостаточно. Ночью лучше всего фотографировать снег при одиноко стоящих фонарях. Или в свете ЖД фонарей на станциях.
Сделайте серию снимков одного и того же места при разном освещении, чтобы поймать, как меняется настроение.

Настройки камеры

Компенсируйте экспозицию

При съемке в солнечный день хочется захватить в кадр побольше сияющего чистого снега. Чтобы он получился в кадре действительно белым, установите компенсацию экспозиции на отрицательные значения. Так как помимо солнца в камеру попадает свет, отраженный от снега, то при экспозиции «++» вы получите пересвет.

Используйте брекетинг

Чтобы уж точно не промахнуться с экспозицией, используйте функцию брекетинга. Камера автоматически снимет каждый кадр минимум в трех вариантах экспозиции — будет из чего выбрать.

Самые удачные кадры, снятые с разной экспозицией, можно будет собрать в графическом редакторе в HDR.


Настройте баланс белого

Чтобы убрать синеву, которую может давать снег в тени, выберите в настройках баланса белого параметр «вспышка» — и температура цвета в кадре поднимется до 5500 кельвинов. А если вы снимаете на восходе и хотите получить красивые золотистые тона — поставьте все 9000 кельвинов.

И мы уже даже не говорим о том, что нужно снимать в RAW. Уверены, у вас просто не поднимается рука фотографировать в JPEG.

Дополнительное оборудование

Вспышка

Если вы снимаете людей в солнечный день, яркий снег может «забивать» все более темные объекты, добавив им глубокие тени. Что с этим делать? Вариант первый — дождаться пасмурного дня, когда снег не так ослепительно сияет. Второй вариант — использовать внешнюю вспышку, чтобы подсветить моделей, не пересвечивая их лиц.

  • Снаряжение, которое понадобится вам для фотографирования снежинок, не обязательно должно быть дорогим. Предполагается, что у вас уже есть камера, которая позволяет сменить объектив или прикрутить фильтр.
  • Качественно более высокие результаты вы получите, если будете использовать удлинительные кольца (еще их называют макрокольца). Благодаря им улучшается коэффициент увеличения объектива и уменьшается минимальная дистанция фокусировки, то есть расстояния между вашим объективом и снежинкой. Следовательно, вы сможете сделать кадр более крупным планом. Обратите внимание на то, чтобы вы достали удлинительные кольца, правильные для вашей модели камеры. В идеальном случае макрокольца должны идти в комплекте с макро-объективом.
  • Несколько дешевле будет воспользоваться альтернативным способом: фотографировать снежинки вы можете и с помощью макро-линзы. Накрутите линзу на имеющийся у вас объектив и приступайте к съемке. Если в вашем распоряжении имеется несколько объективов, рекомендуем испробовать в деле все комбинации. Единственным недостатком макро-линз является качество изображения, которое в большинстве случаев оказывается слишком низким для профессиональных фотографов.

Фотографируем снежинки - вот как это делается

  • Для начала вам надо определиться с тем, на каком фоне вы хотите запечатлеть снежинку. Темные материалы для этого подходят особенно хорошо, так как в этом случае снежинки выглядят лучше. Но обратите внимание и на то, чтобы структура заднего плана в конечном итоге была хорошо узнаваема.
  • Если задний фон будет из какого-то реквизита, предварительно следует его охладить, чтобы снежинки не таяли, падая на его поверхность. Если снаружи достаточно холодно, достаточно просто положить реквизит на какое-то время на подоконник. В других случаях с этим заданием справится и морозильная камера вашего холодильника.
  • Самой главной составляющей вашей фотографии является снежинка: она должна быть не какая-нибудь первая попавшаяся, а достаточно свежая. Её лучики еще не успели подтаять, поэтому выглядеть она будет отлично. Для того, чтобы поймать такую, положите ваш реквизит заднего плана на улице, когда идет снег.
  • Теперь вам остается только лишь ждать с камерой наготове, когда приземлится идеальная снежинка. Если у вашей камеры имеются проблемы с наведением резкости, фокусируйтесь на снежинке просто вручную. При этом полезно будет воспользоваться штативом или другим стабильным основанием. Дальше все очень просто: пробуйте! Используйте разные перспективы, ловите другие снежинки, меняйте настройки камеры.

Я очень люблю снегопад. Снежинки, кружащиеся в воздухе, создают неповторимое настроение праздника, уюта. Воздух становится объемным и осязаемым. Когда идет снег, приятно тихонько посидеть у окна, укутавшись в мягкий плед с чашкой горячего глинтвейна. Здорово выйти на улицу и половить снежинки на пушистый воротник и рукавички. Но сегодня я хочу рассказать о том, как в снегопад можно еще и отлично поснимать, не навредив при этом ни аппаратуре, ни тонкому вкусу будущих ценителей вашего творчества.
1.

Существуют два основных способа съемки летящего снега: на короткой выдержке, чтобы заморозить или минимально размазать снежинки в полете, и со вспышкой на выдержке любой протяженности.
Рассмотрим вначале первый способ:
Снег обычно летит довольно быстро, особенно в ветреный день, поэтому этот способ лучше всего использовать, когда снежинки крупные и падают достаточно медленно - как бы парят в воздухе. Желательно абсолютно спокойная погода. В таких условиях выдержка может варьироваться от 1/500 до 1/800. Если есть ветер или снежинки мельче и сыплются быстро подойдет выдержка от 1/1000 и короче. При более длинных выдержках матрица не успевает зафиксировть снег в кадре - фотография выглядит как в обычный пасмурный день. При выдержке 1/400-1/500 снег может получится в кадре в виде белых линий, это может придать динамику снимку, но при этом снег выглядит не очень естественно. Лучше всего снежинки при этом типе съемки видны на темном фоне (как вы видите на фото), со светлым небом они сливаются. Следует также помнить, что при таких коротких выдержках в пасмурный день сцена может выглядеть недоэкспонированной, поэтому следут повышать значение ISO, около 640 обычно бывает достаточно.
2.


3.

Второй способ:
Съемка со вспышкой. При съемке со вспышкой можно снимать даже очень быстро летящий снег, при этом камера фиксирует снежинки, пролетающие в непосредственной близости от объектива, поэтому они выглядят крупнее. Также в данном случае фон не имеет значения - снежинки прорисуются даже на фоне облачного неба. Для такой съемки камеру переводим в режим приоритета диафрагмы, выставляем компенсацию экспозиции вспышкой на значении от +2/3 до +3 и желательно устанавливаем камеру на штатив, потому, что в снегопад освещенность обычно недостаточная даже днем, следовательно выдержка может быть довольно длинной. Значение ISO 100.
4.


В зависимости от мощности вспышки и заданного значения компенсации экспозиции снег может выглядеть в виде круглых крупных шариков (высокая мощность, компенсация экспозиции от +2), иногда в виде коротких белых полосок (более низкая мощность, дробное значение компенсации экспозиции). Сравните варианты на фото 5.
5.

Во время снегопада в подавляющем большинстве случаев солнце спрятано за тучами, и картинка часто выглядит по цвету монотонной. Бывает неплохо захватить в кадр какой-либо объект теплого оттенка (оранжевый домик на фото 6).
6.

Однако, по-моему не менее эффектно выглядят снимки в снегопад переведенные в чб с холодным тонированием. Голубые и синие тона добавят атмосферности зимней сцене.
7.


8.


Хорошим решением будет также найти фонарь или другой источник искусственного света (освещенное окно, витрину, фары машины). В таком случае диафрагму стоит максимально зажать, чтобы получить симпатичные острые лучики-звездочки от источника света.
Во-первых, такой источник подсветит снежинки и отделит их от фона и друг от друга - контровой свет (источник света позади объекта съемки) может создать удачный золотистый ореол вокруг каждой снежинки; во-вторых такой свет добавит интересный теплый акцент в, как правило, полностью холодную (сине-голубовато-серую) тональность сцены. Контраст между цветовой температурой источника света и окружающей зимней картинкой бывает удачно подчеркнуть, используя совмещение двух кадров с разной цветовой температурой: на одном температура выставляется автоматически по источнику света, на другом вручную - на режим "вспышка" или опытным путем подобрать оптимальное на ваш вкус число цветовой температуры (выше 4000 К). На первом фото внизу (№8) вы видите сцену в исходной тональности. Вторая фотография (№9) представляет собой уже составленное из двух кадров изображение.
9.


10.

Последнее о чем хочется рассказать, как уберечь камеру в снегопад .
Во-первых, если снег сухой, на улице сильный мороз и снежинки не очень крупные, достаточно просто сразу прятать камеру в сумку после съемки и отряхивать ее кисточкой от снежинок.
Если снег мокрый и крупный, необходимо спрятать аппарат в кулек или защитный кофр, оставляя объектив открытым. Я иногда использую обычный зонтик - камера установлена на штатив, а зонтик я просто держу над ней.
Удачных и волшебных вам зимних снимков, и не стоит сидеть дома, только потому, что на улице идет снег!

13,547 5



Снимать снежинки не просто. Но любой фотолюбитель с этим справится если у него есть микроскоп и адаптер для его присоединения к фотоаппарату. Если нет, то можно обойтись обыкновенным макрообъективом, желательно 100 мм. или макрокольцами. Годится также цифромыльница или системная камера у которых имеется функция "макросъемка". Светить можно любым фонариком, со всех сторон. Направление света подчеркивает те или иные особенности снежинки. Лучше иметь несколько фонариков с небольшими софтбоксиками, которые можно сделать самостоятельно, используя арказоль (специальную матовую пленку) или кальку. Для крепления фонариков надо иметь небольшие штативы, их можно купить в магазине. Не дышите на снежинку, она может исчезнуть. Снежинки можно снимать в естественных условиях на земле как это делает московский фотограф Андрей Осокин (он снимает первый снег). У него получаются пейзажи со снежинками, а можно ловить на ровную холодную поверхность, например, кусок картона. Желательно, чтобы поверхность была темной. Особенно хорошо снежинки видны на синем фоне. Отыскав красивую снежинку, ее можно переложить на предметный столик мягкой кисточкой. Результат «ловли» во многом зависит от температуры воздуха. При слабых морозах (пара градусов ниже нуля) снежинки тают, едва коснувшись поверхности, зато при –15 0 С держатся очень долго. И помните, снежинки никогда не повторяются по форме. Каждая снежинка уникальна.

Фотографии Андрея Осокина

А вот как снимает снежинки профессор Калифорнийского университета Кеннет Либберхт

Самые идеальные по форме снежинки можно найти, когда идет небольшой снежок и дует легкий ветер, а погода при этом особенно холодная, - рассказывает Либбрехт. - На модель кристаллов льда температура влияет так. Например, при -2°C получаются плоские диски. При -5°C - иглы. При -15°C - большие красивые хлопья, которые часто изображают на новогодних открытках. При температурах ниже -30°С - кристаллы, похожие на столбики, - рассказывает Кеннет.

Первым фотографом, который стал снимать снежинки был Уилсон А. Бентли . Он фотографировал их всю свою жизнь. Его фотографии выставлены на аукционные торги по 4800 долларов каждая. Первую снежинку Уилсон сфотографировал 15 января 1885 года. За всю свою жизнь Бентли создал 5000 изображений кристаллов снега.

Делает потрясающие снимки снежинок. Благодаря ему мы можем детально рассмотреть, какие они на самом деле красивые. И все разные.

Съемка снежинок

С местом для съемки мне повезло - это домашний незастекленный балкон на последнем этаже, больше половины - под открытым небом. Снимаю иногда под углом на шерстяной ткани в естественном свете, но чаще - на стекле, просвечивая светодиодным фонариком с обратной стороны.

На пол балкона ставлю перевернутую табуретку ножками вверх, на ножки кладу по кусочку поролона (против скольжения), на них - лист стекла от книжной полки. В прошлом году снимал Powershot"ом в стандартном макро-режиме. Для этого из маленькой бутылки от газировки вырезал среднюю часть в виде трубки высотой 5.5см. Высоту подобрал таким образом, чтобы объектив фотоаппарата, просунутый в трубку, не доставал до дна 1 сантиметр (это минимальное расстояние фокусировки A650 в режиме макро). Над выбранной снежинкой ставлю этот цилиндр с фотоаппаратом, объектив смотрит вертикально вниз. Можно снимать с задержкой в 1-2 секунды после фокусировки и серией, чтобы убрать руку и не было никакой шевеленки и сдвигов. Фонариком просвечиваю снежинку снизу, из-под стекла. Фонарь светит через два слоя белого полиэтилена от пакета, чтобы выровнять освещение и не допустить резких бликов. Света хватает, чтобы снимать и в полной темноте на минимальном iso и короткой выдержке.

В этом году сделал макро-приставку с внешней оптикой - Гелиосом 44М-5 от Зенита. Для этого взял дощечку длиной ~30см, закрепил на ней перевернутый Гелиос (задней линзой к снежинкам, передней к фотоаппарату), наметил и просверлил в доске отверстие под болт, подходящий под штативное гнездо фотоаппарата. Камера ставится на доску так, чтобы выдвинутый на максимальный зум объектив упирался в Гелиос и смотрел в его переднюю линзу. Затем закрепляется винтом сквозь доску и дополнительно приклеенным на доску металлическим уголком и кусочком проволоки, чтобы никуда не сдвигался. На обратную сторону Гелиоса навинтил три Зенитовских узких удлинительных кольца, получилось как раз нужное фокусное расстояние (2,5-3 сантиметра от линз). Место примыкания объективов друг к другу закрыл муфтой из черного полиэтилена от света и попадания снега и капель. Вся конструкция получилась достаточно прочной и устойчиво стоит вертикально объективами вниз. Ее просто ставлю на стекло над выбранной снежинкой, снимаю на максимальном оптическом зуме (6x) вместо макро, автофокус фотоаппарата работает хорошо.

Опробовал эту конструкцию и для съемки под углом на ткани, подкладывая под дальний конец доски что-нибудь твердое, чтобы снимать под нужным углом, убрав руку. Увеличение и детальность получаются заметно лучше стандартного макро, но глубина резкости маловата даже на самой узкой диафрагме. Так что придется делать минимум 3 кадра на снежинку, фокусироваться на центр, ближний и дальний край и делать фокус-стек.

Вот пример двух jpeg"ов из фотоаппарата, стандартный макро-режим и супер-макро с Гелиосом:

Из первого кадра годится только маленькая область в центре, остальное не в фокусе и в хроматических аберрациях. С Гелиосом резкость по полю кадра лучше, кроме углов, и хроматика намного меньше.

Вот так выглядит эта конструкция в сборе:

увеличение Гелиоса:

съемочная площадка:

Понравилась статья? Поделитесь ей