Контакты

Социальное неравенство – что это такое, в чем выражается, основные проблемы в мире. Введение Понятие и причины социального неравенства в обществе

Всех приветствую! Эта статья посвящена наиболее острой теме — социального неравенство в современной России. Кто из нас не задумывался, почему одни люди богатые, а другие бедные; почему одни перебиваются с воды на компот, а другие ездят на Бентли и все им нипочем? Уверен, что эта тема волновала тебя, дорогой читатель! Неважно, сколько тебе лет. Всегда есть ровесник, который удачливее, счастливее, богаче, лучше одет…. и пр. В чем причина? Каковы масштабы социального неравенства в современной России? Читай дальше и узнаешь.

Понятие социального неравенства

Социальное неравенство — это неравный доступ людей к социальным, экономическим и прочим благам. Под благом мы понимаем то (вещи, услуги и пр.), что человек считает полезным для себя (чисто экономическое определение). Вы должны понимать, что это понятие тесно связано с термином , о которой мы писали ранее.

Общество устроено так, что люди имеют неравный доступ к благам. Причины такого положения вещей разнообразны. Одна из них — ограниченность ресурсов для производства благ. На Земле сегодня свыше 6 миллиардов человек, и все хотят вкусно есть и сладко спать. А еды, земли, в конце концов крайне становится все меньше и меньше.

Понятно, что географический фактор тоже играет свою роль. В России при всей ее территории живет всего 140 миллионов человек, и население стремительно сокращается. А вот например в Японии — 120 миллионов — это на четырех островах-то. При дикой ограниченности ресурсов японцы неплохо живут: строят искусственную сушу. Китай при населении свыше миллиарда человек — тоже в принципе неплохо живет. Такие примеры вроде бы опровергают тезис о том, что чем больше людей, тем меньше благ и неравенство должно быть больше.

На самом деле на него влияют и множество других факторов: культура данного общества, трудовая этика, социальная ответственность государства, развитость промышленности, развитость денежных отношений и финансовых институтов и пр.

Кроме того, на социальное неравенство сильно влияет естественное неравенство. Например, человек родился без ног. Или потерял ноги и руки. Вот например, как этот индивидуум:

Разумеется, живет он за границей — и в принципе, я думаю неплохо живет. А вот в России он бы, я думаю, не выжил. У нас люди с руками и ногами с голоду умирают, а социальным службам никто вообще не нужен. Так что социальная ответственность государства крайне важна при сглаживании неравенства.

Очень часто на своих занятиях слышал от людей, что если они заболевают более-менее серьезно, то компания, в которой они работают, предлагает им уволиться. И они ничего сделать не могут. Даже свои права защитить не знают как. А если бы знали, то компании бы эти “попали” на приличную сумму и в следующий раз сто раз подумали бы, стоит ли так поступать со своими работниками. То есть, правовая безграмотность населения может быть фактором социального неравенства.

Важно понимать, что при исследовании этого явления, социологи используют так называемые многомерные модели: оценивают людей по нескольким критериям. К ним относятся: доход, образование, власть, престиж и пр.

Таким образом понятие это охватывает множество разных аспектов. И если Вы пишете эссе по обществознанию на эту тему, то раскрывайте эти аспекты!

Социальное неравенство в России

Наша страна одна из тех, в которой социальное неравенств проявляется в высшей степени. Очень большая разница между богатыми и бедными. Вот например, когда я еще был волонтером, к нам в Пермь приехал волонтер из Германии. Кто не в курсе, в Германии вместо службы в армии можно отволонтерить год в любой стране. Так вот, пристроили его жить в семью на год. Через день немецкий волонтер оттуда ушел. Потому что по его словам, даже по меркам Германии — это шикарная жизнь: шикарная квартира и пр. Он не может жить в таких шикарных условиях, когда видит что на улицах города просят подаяние бездомные и нищие.

Плюс в нашей стране социальное неравенство проявляется в крайне большой форме в отношении разных профессий. Школьный учитель — получает за полторы ставки дай Бог 25 000 р., а какой-нибудь маляр может получать и все 60 000 р., зарплата крановщика начинается от 80 000 рублей, газосварщика — от 50 000 р.

Причина такого социального неравенства большинство ученых видит в том, что в нашей стране наблюдается трансформация социальной системы. Она сломалась в 1991 году, в одночасье, вместе с государством. А новой не построено. Потому и мы имеем дело с таким вот социальным неравенством.

Другие примеры социального неравенства вы можете найти и . А на сегодня пока все — до новых публикаций! Не забывайте ставить лайки!

С уважением, Андрей Пучков

Социальное неравенство

Даже поверхностный взгляд на окружающих нас людей дает основания говорить об их несхожести. Люди различаются по полу, возрасту, темпераменту, росту, цвету волос, по уровню интеллекта и многим другим признакам. Природа наделила одного музыкальными способностями, другого - силой, третьего - красотой, а кому-то уготовила судьбу немощного инвалида. Различия между людьми, обусловленные их физиологическими и психическими особенностями, называются естественными .

Естественные различия далеко не безобидны, они могут стать основой для появления неравных отношений между индивидами. Сильные принуждают слабых, хитрые одерживают победу над простаками. Неравенство, вытекающее из естественных различий, является первой формой неравенства , в том или ином виде проявляющегося и у некоторых видов животных. Однако в человеческом обществе главным является социальное неравенство, неразрывно связанное с социальными различиями, социальной дифференциацией.

Социальными называются те различия, которые порождены социальными факторами: укладом жизни (городское и сельское население), разделением труда (работники умственного и физического труда), социальными ролями (отец, врач, политический деятель) и т. д., что ведет к различиям в степени обладания собственностью, получаемого дохода, власти, достижения социального статуса , престижа, образования.

Различные уровни социального развития являются базой для социального неравенства , возникновения богатых и бедных, расслоения общества, его стратификации (страта-слой, включающий в себя людей, имеющих одинаковые доходы, власть, образование, престиж).

Доход - сумма денежных поступлений, получаемых личностью за единицу времени. Это может быть труд, а может и владение собственностью, которая «работает».

Образование - комплекс знаний, полученных в учебных заведениях. Его уровень измеряется числом лет обучения. Скажем, неполная средняя школа - 9 лет. Профессор имеет за спиной более 20 лет образования.

Власть -возможность навязывать свою волю другим людям независимо от их желания. Измеряется количеством людей, на которое она распространяется.

Престиж - это оценка положения личности в обществе, сложившаяся в общественном мнении.

Причины социального неравенства

Объяснение социального неравенства принципом функциональной полезности таит в себе серьезную опасность субъективистского толкования. Действительно, почему та или иная функция рассматривается как более значимая, если общество как целостный организм не может существовать без функционального многообразия. Этот подход не позволяет объяснить и такие реалии, как признание за индивидом его принадлежности к высшей страте при отсутствии его непосредственного участия в управлении. Вот почему Т. Парсонс, рассматривая социальную иерархию как необходимый фактор, обеспечивающий жизнеспособность социальной системы, увязывает ее конфигурацию с системой господствующих ценностей в обществе. В его понимании расположение социальных слоев на иерархической лестнице определяется сформировавшимися в обществе представлениями о значимости каждого из них.

Наблюдения за действиями, поведением конкретных индивидов дали толчок к развитию статусного объяснения социального неравенства . Каждый человек, занимая определенное место в обществе, обретает свой статус. Социальное неравенство - это неравенство статусов , вытекающее как из способности индивидов выполнять ту или иную социальную роль (например, быть компетентным, чтобы управлять, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть врачом, юристом и т. д.), так и из возможностей, позволяющих человеку достичь того или иного положения в обществе (владение собственностью, капиталом, происхождение, принадлежность к влиятельным политическим силам).

Рассмотрим экономический взгляд на проблему. В соответствии с этой точкой зрения первопричина социального неравенства заключена в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ . Наиболее ярко этот подход проявился в марксизме . По его версии, именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества, образованию антагонистических классов . Преувеличение роли частной собственности в социальном расслоении общества привело Маркса и его последователей к выводу о возможности ликвидировать социальное неравенство путем установления общественной собственности на средства производства.

Отсутствие единого подхода к объяснению истоков социального неравенства обусловлено тем, что оно всегда воспринимается по крайней мере на двух уровнях. Во-первых, как свойство общества. Письменная история не знает обществ без социального неравенства. Борьба людей, партий, групп, классов - это борьба за обладание большими социальными возможностями, преимуществами и привилегиями. Если неравенство - неотъемлемое свойство общества, следовательно, оно несет позитивную функциональную нагрузку. Общество воспроизводит неравенство, потому что нуждается в нем как в источнике жизнеобеспечения, развития.

Во-вторых , неравенство всегда воспринимается как неравные отношения между людьми, группами . Поэтому естественным становится стремление найти истоки этого неодинакового положения в особенностях положения человека в обществе: в обладании собственностью, властью, в личных качествах индивидов . Этот подход получил в настоящее время широкое распространение.

Неравенство многолико и проявляется в различных звеньях единого социального организма: в семье, в учреждении, на предприятии, в малых и больших социальных группах. Оно является необходимым условием организации социальной жизни . Родители, обладая преимуществом в опыте, навыках, в распоряжении финансовыми средствами по сравнению со своими малолетними детьми, имеют возможность влиять на последних, облегчая их социализацию. Функционирование любого предприятия осуществляется на основе деления труда на управленческий и подчиненно-исполнительский. Появление в коллективе лидера помогает его сплочению, превращению в устойчивое образование, но одновременно сопровождается предоставлением лидеру особых прав .

Любой социальный институт, организация стремятся к сохранению неравенства , видя в нем упорядочивающее начало , без которого невозможны воспроизводство социальных связей и интеграция нового. Это же свойство присуще и обществу в целом .

Социальное неравенство" - форма социальной дифференциации , при которой отдельные индивиды , социальные группы , слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности. Учитывая неудовлетворенность членов общества существующей системой распределения власти, собственности и условий индивидуального развития, все же нужно иметь в виду универсальность неравенства людей.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности , власти (господства и подчинения), социального (т.е. социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в т.ч. на рынке труда ) и безработицей . Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России. [ источник не указан 164 дня ]

Основными принципами проведения социальной политики являются:

    защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

    обеспечение помощи самым бедным семьям;

    выдача помощи на случай безработицы ;

    обеспечение политики социального страхования , установление минимальной заработной платы для работающих;

    развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

    проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Основой причиной неравного положения людей в обществе, некоторые представители социологической мысли, считают общественное разделение труда. Однако, ученые объясняют по-разному, вытекающие из этого последствия и, особенно, причины воспроизводства неравенства

Герберт Спенсер считает, что источником неравенства являются завоевания. Тем самым, господствующий класс – победителей, и низший класс – побежденных. Военнопленные становятся рабами, вольные хлебопашцы – крепостными. С другой стороны, частые или постоянные войны приводят к заведомому доминированию тех, кто функционирует в государственной и военной сфере. Таким образом, действует закон естественного отбора: более сильные господствуют и занимают привилегированное положение, а слабые им подчиняются и находятся на низших ступенях социальной лестницы.

На развитие социологии неравенства, идея эволюции и закон естественного отбора оказали существенное влияние. Одним из направлений эволюционизма, является социал-дарвинизм. Общим для всех представителей этого направления, было признание того, что между человеческими обществами идет та же борьба, что и между биологическими организмами.

Карл Маркс считал, что первоначально разделение труда не ведет к подчинению одних людей другими, а, являясь фактором овладения природными ресурсами, вызывает профессиональную специализацию. Но усложнение процесса производства способствует разделению труда на физический и умственный. Это разделение исторически предшествовало образованию частной собственности и классов. С их появлением определенные сферы, виды и функции деятельности закрепляются за соответствующими классами. С этого времени каждый класс занимается предназначенным для него родом деятельности, владеет или не владеет собственностью и находится на различных ступеньках лестницы общественных положений. Причины неравенства кроются в системе производства, в различном отношении к средствам производства, что позволяет тем, кто владеет собственностью не только эксплуатировать тех, кто ее не имеет, но и господствовать над ними. Для устранения неравенства необходима экспроприация частной собственности и ее огосударствление.

В противовес Марксу Вебер кроме экономического аспекта стратификации учитывал такие аспекты, как власть и престиж. Вебер рассматривал собственность, власть и престиж как три отдельных, взаимодействующих фактора, лежащих в основе иерархий в любом обществе. Различия в собственности порождают экономические классы; различия, имеющие отношение к власти, порождают политические партии, а престижные различия дают статусные группировки, или страты. Отсюда он сформулировал свое представление о “трех автономных измерениях стратификации”. Он подчеркивал, что “классы”, “статусные группы” и “партии” - явления, относящиеся к сфере распределения власти внутри сообщества.
Основное противоречие Вебера с Марксом состоит в том, что по Веберу класс не может быть субъектом действия, так как он не является общиной. В отличие то Маркса Вебер связывал понятие класса лишь с капиталистическим обществом, где важнейшим регулятором отношений выступает рынок. Посредством него люди удовлетворяют свои потребности в материальных благах и услугах.


Однако на рынке люди занимают разные позиции или находятся в разной “классовой ситуации”. Здесь все продают и покупают. Одни продают товары, услуги; другие - рабочую силу. Отличие здесь в том, что одни владеют собственностью, а у других она отсутствует. У Вебера нет четкой классовой структуры капиталистического общества, поэтому разные интерпретаторы его работ дают несовпадающие перечни классов.

Учитывая его методологические принципы и обобщая его исторические, экономические и социологические работы, можно следующим образом реконструировать веберовскую типологию классов при капитализме:

1. Рабочий класс, лишенный собственности. Он предлагает на рынке
свои услуги и дифференцируется по уровню квалификации.
2. Мелкая буржуазия - класс мелких бизнесменов и торговцев.
3. Лишенные собственности “белые воротнички”: технические специалисты и интеллигенция.
4. Администраторы и менеджеры.
5. Собственники, которые так же стремятся через образование к тем преимуществам, которыми владеют интеллектуалы.
5.1 Класс собственников, т.е. те, кто получает ренту от владения землей,
шахтами т.п.
5.2 “Коммерческий класс”, т.е. предприниматели.

Критерии неравенства

Макс Вебер выделил три критерия неравенства:

Богатство.

Уровень образования.

Степень религиозной или ритуальной чистоты при кастовом строе в Индии.

Ранжирование по родственным и этническим группам.

С помощью первого критерия можно измерить степень неравенства по разнице в доходах. С помощью второго критерия - по разнице в почёте и уважении. С помощью третьего критерия - по количеству подчинённых. Иногда обнаруживается противоречие между критериями, например, профессор и священник сегодня имеют невысокий доход, но пользуются большим престижем. Главарь мафии богат, но его престиж в обществе минимален. Богатые люди по статистике живут дольше и меньше болеют. На карьеру человека оказывает влияние богатство, раса, образование, род занятий родителей и личная способность руководить людьми. Высшее образование позволяет легче продвигаться по служебной лестнице в крупных компаниях, чем в мелких.

Социальное неравенство - форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях вертикальной социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.

В самом общем виде неравенство означает, что люди живут в условиях, при которых они имеют неравный доступ к ограниченным ресурсам материального и духовного потребления.

Выполняя качественно неравные условия труда, в разной степени удовлетворяя общественные потребности, люди иногда оказываются заняты экономически неоднородным трудом, ибо такие виды труда имеют разную оценку их общественной полезности.

Основными механизмами социального неравенства являются отношения собственности, власти (господства и подчинения), социального (то есть социально закрепленного и иерархизированного) разделения труда, а также неконтролируемая, стихийная социальная дифференциация. Эти механизмы преимущественно связаны с особенностями рыночной экономики, с неизбежной конкуренцией (в том числе на рынке труда) и безработицей. Социальное неравенство воспринимается и переживается многими людьми (прежде всего безработными, экономическими мигрантами, теми, кто оказывается у черты или за чертой бедности) как проявление несправедливости. Социальное неравенство, имущественное расслоение общества, как правило, ведут к росту социальной напряженности, особенно в переходный период. Именно это характерно в настоящее время для России.

Основными принципами проведения социальной политики являются:

установление социалистической власти с последующим переходом на коммунизм и отмиранием государства;

защита уровня жизни путем введения разных форм компенсации при повышении цен и проведение индексации;

обеспечение помощи самым бедным семьям;

выдача помощи на случай безработицы;

обеспечение политики социального страхования, установление минимальной заработной платы для работающих;

развитие образования, охрана здоровья, окружающей среды в основном за счет государства;

проведение активной политики, направленной на обеспечение квалификации.

Аспекты неравенства

Неравенство в человеческом обществе выступает в качестве одного из актуальных объектов социологических исследований. Его причины также кроются в нескольких основных аспектах.

Неравенство изначально подразумевает собой разные возможности и неравный доступ к имеющимся общественным и материальным благам. Среди таких благ выделяют следующие:

  1. Доход – представляет собой определенную сумму денежных средств, которые получает человек за единицу времени. Зачастую, доход – это непосредственно заработная плата, которая выплачивается за произведенный человеком труд и затраченные физические или умственные силы. Помимо труда это может быть также владение собственностью, которая «работает». Таким образом, чем ниже доход человека, тем на более низком уровне он находится в иерархии социума;
  2. Образование – комплекс знаний, умений и навыков, приобретенных человеком за время его пребывания в учебных заведениях. Уровень образования измеряется числом лет обучения. Они могут варьироваться от 9 лет (неполная средняя школа). Например, профессор может иметь за спиной более 20 лет образования, соответственно он будет стоять гораздо выше по уровню, чем человек, окончивший 9 классов;
  3. Власть – возможности индивида к навязыванию своего мировоззрения, точки зрения более широким слоям населения, независимо от их желания. Уровень власти измеряется количеством людей, на которое она распространяется;
  4. Престиж – это положение в обществе и его оценка, которая сложилась на основе общественного мнения.

Причины социального неравенства

Многие исследователи на протяжение долгого времени задавались вопросом о том, а может ли общество в принципе существовать, если в нем не прослеживается неравенство или иерархия. Для того чтобы ответить на этот вопрос, необходимо разобраться в причинах социального неравенства.

Различные подходы по-разному интерпретируют это явление и его причины. Проанализируем самые влиятельные и известные.

Замечание 1

Функционализм объясняет явление неравенства исходя из многообразия социальных функций. Эти функции присущи разным слоям, классам и общностям.

Функционирование, развитие общественных отношений оказываются возможны только при условии разделения труда. В данной ситуации каждая социальная группа осуществляет решение жизненно важных для всего социума задач. Одни занимаются созданием и производством материальных благ, а деятельность других направлена на создание духовных ценностей. Необходим еще и управляющий слой, который будет контролировать деятельность первых двух – отсюда и вытекает третий.

Для благополучной жизнедеятельности общества просто необходимо сочетание всех трех вышеуказанных видов человеческой деятельности. Некоторые при этом оказываются наиболее важными, а некоторые наименее. Таким образом, на основе иерархий функций складывается иерархия классов и слоев, которые их выполняют.

Статусное объяснение социального неравенства. Оно основано на наблюдениях за действиями, поведением конкретных индивидов. Как мы понимаем, каждый человек, который занимает определенное место в социуме, автоматически обретает свой статус. Отсюда мнение о том, что социальное неравенство – это, в первую очередь, неравенство статусов. Оно вытекает как из способности индивидов выполнять определенную роль, так и из возможностей, которые позволяют человеку достичь определенное положение в обществе.

Для того чтобы индивид выполнял ту или иную социальную роль, ему необходимо обладать определенными навыками, умениями и качествами (быть компетентным, коммуникабельным, обладать соответствующими знаниями и навыками, чтобы быть учителем, инженером). Возможности, которые позволяют достичь человеку того или иного положения в обществе заключаются, например, во владении собственностью, капиталом, происхождение из известной и обеспеченной семьи, принадлежность к высокому классу или политическим силам.

Экономический взгляд на причины социального неравенства . В соответствие с данной дочкой зрения основная причина социального неравенства заключается в неравном отношении к собственности, распределении материальных благ. Наиболее ярко этот подход проявился при марксизме, когда именно появление частной собственности привело к социальному расслоению общества и образованию антагонистических классов.

Проблемы социального неравенства

Социальное неравенство является очень распространенным явлением, в связи с чем, как и многие иные проявления в обществе, оно сталкивается с рядом проблем.

Во-первых, проблемы неравенства возникают сразу в двух наиболее развитых областях социума: в общественной и экономической сфере.

Когда мы говорим о проблемах неравенства в общественной сфере, то здесь стоит упомянуть о следующих проявлениях нестабильности:

  1. Неуверенность в своем будущем, а также в устойчивости того положения, на котором сейчас находится индивид;
  2. Приостановка производства из-за недовольств со стороны различных слоев населения, что ведет к недостатку продукции для остальных;
  3. Рост социальной напряженности, которая может привести к таким последствиям, как беспорядки, социальные конфликты;
  4. Отсутствие реальных социальных лифтов, которые позволят перемещаться по социальной лестнице как снизу вверх, так и наоборот – сверху вниз;
  5. Психологическое давление из-за ощущения непредсказуемости будущего, отсутствие четких прогнозов по дальнейшему развитию.

В экономической сфере проблемы социального неравенства выражены следующим образом: увеличение государственных затрат на производство определенных товаров или услуг, частично несправедливое распределение доходов (получают не те, кто реально работает и использует свои физические силы, а те, кто больше вкладывает денежные средства), соответственно отсюда исходит еще одна значимая проблема – неравный доступ к ресурсам.

Замечание 2

Особенность проблемы неравенства доступа к ресурсам заключается еще и в том, что она является одновременно и причиной, и последствием современного социального неравенства.

12. Расслоение общества

Неравенство между людьми существует в любом обществе. Это вполне закономерно, если учесть, что все люди имеют различия, и сделать их равными так же невозможно, как невозможно сделать всех одинаковыми внешне и внутренне. Даже при одинаковых доходах одни живут экономно, другие испытывают постоянную нехватку средств. Абсолютное равенство - мечта, позволяющая надеяться, что когда-то будет построено общество полной социальной справедливости.

Люди уже не раз предпринимали попытки построить социально справедливое общество. Практически постоянно, с разной интенсивностью, происходит борьба между богатыми и бедными слоями населения. Слои с низкими и средними доходами не желают мириться с тем, что значительная часть общественных богатств принадлежит узкому кругу лиц, поэтому пытаются устранить имеющуюся несправедливость.

Алчность богачей, их нежелание делиться средствами с остальным обществом - вот одна из причин, ведущая к безудержному расслоению. Кровавые революции, смена политических режимов - это последствия безразличного отношения "элиты" к простым людям, к тем, кто собственно и создает все материальные блага, мало что получая взамен.

На настоящий момент добиться социальной справедливости в обществе не удалось. Ни одна революция не смогла устранить неравенство, и после любой из них вновь возникало расслоение, по новой закручивалась спираль классовой иерархии, накапливая энергию для следующих общественных потрясений.

Значительное неравенство поляризует общество, закрепляет социальную несправедливость, делая хозяевами жизни одних и вечными исполнителями (рабами) других. Неравенству сопутствует бедность, создающая благоприятную почву для маргинализации населения, подстрекающая человека на вступление в криминальные сообщества, в экстремистские, террористические организации. Именно из-за бедности люди часто попадают под дурное влияние, следуют туда, где обещают быстрый заработок и хорошую жизнь.

Кажется, самый легкий путь устранить неравенство, взять и равномерно поделить все общественные богатства. Но, как тогда оценивать труд бездельника и трудолюбивого человека, как поощрять лучших? В этом вопросе не следует искать простых решений. Добиться равенства среди людей непросто, хотя бы потому, что существует слишком много причин, из-за которых возникает расслоение среди людей. Цивилизованный подход заключается не в стремлении полностью искоренить причины неравенства , а в борьбе с тем, чтобы оно не приобретало чрезмерные, удручающие формы.

Возникновение неравенства в обществе можно объяснить:

  • естественными различиями между людьми;
  • социально-общественными факторами;
  • особенностями социально-государственного устройства.

1. Естественные различия между людьми (различия, обусловленные природными данными человека)

Все люди различаются между собой по обладанию:

  • умственными способностями, талантами;
  • предпринимательскими способностями;
  • знаниями и опытом;
  • нравственными, ценностными ориентирами;
  • физическими, внешними данными.

Умственные способности помогают человеку в любой деятельности. Они позволяют приобретать знания, помогают решать задачи, находить нестандартные решения, делать открытия, вырабатывать правильную стратегию поведения. Всё это способствует материальному благополучию человека и появлению неравенства.

Неравными возможностями по сравнению с остальными обладают талантливые люди. Если их уникальные природные дарования востребованы обществом, а не растрачиваются понапрасну, то они достигают успеха и признания.

Предпринимательские способности включают в себя набор качеств, умений, позволяющих человеку находить возможности для извлечения прибыли при занятии каким-либо видом деятельности, принимать разумные последовательные решения, создавать и применять новшества, идти на допустимый, оправданный риск. Предпринимательские способности в какой-то степени связаны с умственными, но все-таки имеют некоторые отличия. К ним дополнительно можно отнести способности к общению, налаживанию связей, установлению контактов с людьми и поддержанию отношений с ними. Ещё существует предпринимательское чутье, позволяющее человеку интуитивно принимать верные решения.

Знания и опыт важны в любом деле. Опытный человек обладает неоспоримыми преимуществами перед человеком, который впервые решается на новое для себя дело. Без опыта и знаний легко совершить ошибки. Для накопления опыта требуется время, и в этот период человек часто поступает опрометчиво, действуя "наудачу". Впрочем, гораздо рациональнее изучить знания, полученные другими людьми. Это позволит избежать многих неверных действий.

В современном мире нравственные установки не помогают, а, наоборот, мешают зарабатывать большие деньги. Положительные моральные качества не позволяют использовать нечестные приёмы для обогащения. Те же, кто пользуется такими приёмами обычно оказывается в выигрыше. Однако для создания равной конкурентной среды, где каждый добивается успеха своими навыками и умениями, а не хитростью и обманом, соблюдение нравственных правил - необходимое условие.

Внешние данные играют немалую роль в жизни. Красивому человеку легче добиваться большего успеха у противоположного пола, проще удачно выйти замуж, жениться, а также получить работу, где внешние данные имеют значение.

Физические данные позволяют человеку хорошо себя чувствовать, работать без значительного напряжения. Отсутствие физических данных может стать ограничением для работы в некоторых сферах. Человеку с плохим здоровьем или инвалиду бывает тяжело трудиться, даже на самой легкой работе.

Увы, но в современном обществе нередки случаи, показывающие, что описанные выше преимущества, не работают. Так, в коллективах возникают ситуации, когда в общей массе сотрудников самого умного, талантливого человека "затирают", не дают ему возможности раскрыться, показать себя в полной мере. Часто руководство опасается умных, ответственных работников, предполагая, что они могут занять их место.

2. Неравенство, обусловленное социально-общественными факторами:

  • обладание неравными возможностями при рождении;
  • разный уровень образования;
  • неравенство по половому признаку;
  • неравенство, обусловленное возрастом;
  • неравенство по национальной, расовой принадлежности;
  • неравенство по месту проживания;
  • неравенство из-за состава семьи;
  • обладание выгодной профессией, должностью;
  • удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека.

Обладание неравными возможностями при рождении

Ребенок, рожденный в семье обеспеченных родителей, имеет больше возможностей. Его родители могут позволить нанимать репетиторов для индивидуальных занятий, оплачивать занятия в кружках, спортивных секциях, заботиться о досуге ребенка. Финансовые средства выступают гарантией хорошего образования и полноценного развития. Конечно, всё это справедливо, если родители действительно заботятся о своих детях и их будущем, а не озабочены демонстрацией собственного превосходства, превращая ребенка в обязательный атрибут выражения личного успеха.

Материальные возможности диктуют образ жизни, создают иллюзию, что стоит лишь пожелать, как всё будет исполнено. В богатых семьях весьма распространена проблема, связанная с недостатком любви и внимания. Люди, занятые работой, удовлетворением личных амбиций, лишают детей самого необходимого - общения в семье. У ребенка, запертого в "золотой клетке", сужается круг общения, он становится чужим для сверстников из менее обеспеченных семей.

В малообеспеченных семьях дети, порой, лишены самого необходимого: полноценного питания, качественной одежды, нормальных жилищных условий. Но, случается так, что трудности не всегда действуют отрицательно, порой, они закаляют, учат бороться, отстаивать собственную позицию. В итоге, человек лучше адаптируется к жизненным условиям, привыкает добиваться всего самостоятельно, ни на кого не надеясь.

Разделение людей на классы, основанное на их происхождении, ошибочно. Человек из бедной семьи, получивший образование, проявивший трудолюбие и прошедший несколько ступеней социальной иерархии, может быть гораздо лучше, чем человек, обладающий богатством от рождения, лишенный понимания того, как трудно достичь высокого общественного положения.

Разный уровень образования

Отсутствие образования в современном обществе рассматривается, как серьёзный недостаток, создающий препятствия в трудоустройстве. Даже на неквалифицированные позиции работодатель предпочитает брать на работу человека с образованием, т.к. оно повышает трудовую дисциплину и культурный уровень. Люди без образования чаще работают в менее доходных отраслях экономики и почти всегда находятся на более низких должностях, что приводит к малым доходам.

Продолжающееся проникновение во все сферы жизни информатики, электроники, техники предъявляет новые требования к современным работникам, увеличивает спрос на квалифицированных, образованных специалистов. Теперь от человека требуется высокий уровень знаний, способность быстро обучаться, усваивать новую информацию и т.д.

Неравенство по половому признаку

Биологические различия между мужчинами и женщинами создают непреодолимый барьер в устранении гендерного неравенства. Чтобы полностью преодолеть различия, женщине, например, придется стать такой же сильной, как мужчина, а мужчине научиться рожать детей. Различия между полами проявляются в мышлении, темпераменте, восприятии, психике и т.д.

Женщина не сможет работать во многих мужских профессиях, особенно, где требуется физическая сила, а мужчина - в женских. Разделение профессий по половому признаку вполне закономерно. Так, редко можно встретить женщину, стремящуюся работать грузчиком, каменщиком, охранником или водителем. Также тяжело найти мужчину-воспитателя, няню, сиделку, швею и т.д.

Общество по-разному оценивает женский и мужской труд. Почему-то именно женские профессии обычно являются низкооплачиваемыми, даже за одинаковую с мужчиной работу женщина часто получает меньшую зарплату. Возможно, так происходит потому, что низкая заработная плата у женщины не рассматривается, как серьезная проблема, так как предполагается, что большинство из них должны содержаться за счет средств супруга. Но это лишает женщин самостоятельности и не учитывает того, что, на самом деле, большая их часть не получает никакой поддержки от мужчин.

Рождение ребенка женщиной служит препятствием для построения карьеры. Женщина на какой-то период выпадает из трудовой деятельности, беря на себя значительный объем неоплачиваемой, неоцененной домашней работы. Обремененная детьми, она просто вынуждена уделять значительную часть своего времени дому.

Структура современного общества до сих пор весьма патриархальна: высокооплачиваемой и престижной работой, как правило, занимаются мужчины. В странах с невысоким уровнем жизни, низкой грамотностью и образованием важнейшим источником занятости женщин остается сельское хозяйство или другие работы с преобладанием физического труда. В развитых странах женщины имеют возможность учиться и работать. Они больше заняты в здравоохранении, образовании, других областях, связанных с интеллектуальной деятельностью.

Двойной стандарт в отношении женщин обуславливается традициями, обычаями, семейными ценностями, существующей этикой и моралью. Половое неравенство наносит ущерб всему обществу и негативно отражается на экономическом развитии. Страны, в которых женщины пользуются равными правами, являются более развитыми и состоятельными.

Неравенство, обусловленное возрастом

В каждом возрасте человек обладает разными способностями к обучению, разной творческой и физической активностью. Ожидать от пожилого человека, что он будет таким же, как молодой, не приходится. В силу физиологических изменений с возрастом становится тяжелее усваивать и запоминать информацию, тяжелее работать. Во многом с этим связано негативное отношение работодателей к людям предпенсионного возраста.

Проблемы с трудоустройством возникают и у молодежи. Молодому человеку, недавнему выпускнику учебного заведения, трудно найти работу из-за отсутствия опыта. Получается замкнутый круг, когда нет опыта и его негде приобрести. Некоторые работодатели дискриминируют молодежь, платят меньшую зарплату, по сравнению с более старшими сотрудниками, считая, что прежде нужно заслужить равноценное отношение. Если общество нацелено на будущее, на развитие, то молодые люди должны максимально быстро интегрироваться во взрослую трудовую жизнь на равных правах. Человеку в молодом возрасте хочется зарабатывать, хорошо жить, создать семью, для этого требуются значительные средства.

Неравенство по национальной, расовой принадлежности

Видимо, еще не полностью удалось устранить пережитки рабовладельческого строя, если люди иной национальности, расы оказываются ограниченными в выборе работы и вынуждены идти на низкооплачиваемый, тяжелый труд, менять местожительство, страну в поисках лучшей жизни. Интеграция в нормальную жизнь в другой стране может занять не одно десятилетие, и все это время будут возникать препятствия для равноправного членства в обществе, особенно, если имеются внешние отличия, слабое знание местных традиций, языка.

Но не только приезжие сталкиваются с трудностями. Современные миграционные потоки набирают такую силу, что в неравном положении, в меньшинстве может оказаться население, исторически проживающее на данной территории. Национальные диаспоры и кланы отстаивают свои интересы, игнорируя законы, принятые в обществе, создают нужную для себя среду, откровенно вытесняя коренное население из некоторых сфер деятельности.

Работодатель, который нанимает мигранта, согласного работать за "копейки", наносит вред, прежде всего, своим согражданам, лишая их возможности трудоустройства. Избыточное количество мигрантов приводит к падению зарплат в некоторых отраслях экономики. Когда доступна дешевая рабочая сила, нет необходимости совершенствовать производственные процессы, повышать производительность труда.

Неравенство по месту проживания

Дискриминация по месту жительства связана с неравным доступом к образовательным, медицинским и прочим услугам, с невозможностью найти работу по специальности. Это хорошо заметно в городах, где есть всего лишь одно градообразующее предприятие, или в сельской местности, где круг занятий ограничен сельским хозяйством.

Препятствием для перемещения человека в более благополучные регионы может служить недостаток средств, отсутствие жилья, нежелание расставаться с близкими людьми. Если же человек решится сменить страну проживания, то дополнительно возникнут трудности с получением гражданства.

Обычный человек не виноват, что он родился, вырос и живет в депрессивном регионе или стране, что его социальный статус заранее определен неравными территориальными возможностями.

Государство само дифференцирует регионы, устанавливая различия между ними. Люди за равный труд, в зависимости от региона, получают разную заработную плату. Такие отличия могут быть обоснованными только, если есть острая необходимость в привлечении недостающих специалистов, или, как компенсация за тяжелые климатические условия. Во всех других случаях дискриминация людей по месту проживания ничем не может быть оправдана.

Обладание выгодной профессией, должностью

Обычно молодые люди желают выучиться и получить одну из престижных профессий, чтобы в будущем быть востребованными, высокооплачиваемыми специалистами. Но не всегда этого удается достичь по разным причинам, одна из них - неравный доступ к образовательным услугам. Человек, способный от природы, может учиться в школе со "слабыми" учителями. В итоге, его способности так и останутся никем не раскрытыми.

Большая разница в заработных платах по отдельным профессиям порождает общественное неравенство. Переоцененность некоторых из них приводит к значительной разнице в зарплатах в десятки раз, по отношению к средним значениям заработка всех остальных работающих. Непонятны критерии такой дифференциации. Ведь при соответствующей организации обучения можно восполнить дефицит любых специалистов в течение нескольких лет, а то и месяцев. Только человек, обладающий уникальными способностями, талантами, действительно заслуживает высокой оценки общества, в том числе и в материальном выражении. Однако таких людей относительно немного.

Самые высокие зарплаты сегодня у управленцев. Менеджер, даже среднего звена, может получать зарплату, равную зарплате небольшого коллектива. Неужели его вклад в работу столь значителен? Скорее всего, нет. Просто сложилась такая система, при которой вполне законным, обычным делом стало присвоение результатов общественного труда, что проявляется в виде завышенных выплат управленческому аппарату. Иначе, как узаконенным воровством, такое положение вещей не назовешь. Врач, спасающий жизни, или ученый, проводящий важные исследования, получает мизерное денежное вознаграждение, по сравнению с директорами крупных компаний, на зарплаты которых можно содержать целые организации. Польза от деятельности руководства несопоставима с их доходами, к тому же следует учесть, что назначение на руководящие позиции не всегда происходит честным, открытым способом.

Неравенство из-за состава семьи

Возьмем для примера семью из двух человек. Они успешны, вместе хорошо зарабатывают. Их вполне можно отнести к пресловутому среднему классу. В какой-то момент они решаются родить ребенка. По истечении определенного срока женщина уходит в декрет, доходы семьи снижаются. С появлением ребенка возрастают расходы, что дополнительно снижает жизненный уровень семьи. В результате, семья из среднего класса приблизится к менее обеспеченным слоям населения. А что, если детей в семье уже несколько?

Чтобы обеспечить среднедушевой доход среднего класса для семьи из четырех, пятерых человек, главе семейства придется усиленно работать, теряя здоровье, жертвуя личным временем, жизнью. Еще хуже ситуация складывается, когда женщина является матерью-одиночкой, лишенной поддержки. Её социальное положение очень шатко и почти всегда граничит с бедностью.

Удачное стечение обстоятельств, способствующих обогащению человека

Редко, кто выигрывает в лотерею, но всё-таки такое случается. Человек в один миг может стать миллионером. Случай играет в нашей жизни большое значение. Даже многие научные открытия были сделаны совершенно случайно.

Одни люди вечно находятся в поиске своей второй половинки и никак не могут её найти, всю жизнь меняют место работы в поисках большего заработка и ничего не могут заработать. В противоположность, другие сразу устраиваются на хорошее место, зарабатывают приличные деньги, женятся и живут с одним человеком всю жизнь. Здесь немалую роль играет удачное стечение обстоятельств, случай. Выигрыш в лотерею, получение наследства, неожиданный успех в бизнесе - все эти события имеют случайную природу и оказывают заметное влияние на жизнь человека.

Повысить вероятность удачного стечения обстоятельств поможет активная жизненная позиция, ведь, как известно, под лежачий камень вода не течет.

3. Неравенство, порождаемое особенностями социально-государственного устройства

Неравенство, связанное с существованием государства, выражается:

  • в необходимости поддержания иерархии;
  • в обладании материальными ценностями, собственностью;
  • в принадлежности к определенной группе лиц, партии, диаспоре, секте и т.д. ;

Иерархия в государстве

В любой системе управления существует определенная иерархия, есть центры управления и передаточные звенья, через которые осуществляется руководство отдельным объектом или объектами. При устранении иерархии произойдёт разрушение системы, как единой целостной конструкции.

В государстве иерархия выражена в виде наличия ветвей власти и структур, которые выполняют в обществе функции управления, исполнения и контроля. Власть самим своим существованием создает неравенство между теми, кто ей обладает и теми, у кого она отсутствует. Устранить такое неравенство не представляется возможным, иначе, придётся уничтожить само государство.

Необходимость поддержания управления в обществе порождает разделение людей на классы:

  • управленцы, непосредственно кому принадлежит власть;
  • люди, приближенные к власти, т.е. чиновники, призванные контролировать и исполнять волю власти;
  • люди, защищающие власть: полиция, другие силовые структуры;
  • люди, занимающие привилегированное положение в обществе, благодаря должности, богатству;
  • простые люди: рабочие, служащие, интеллигенция, выполняющие основную работу по поддержанию и обслуживанию всей государственной системы.

У людей, облечённых государственной властью, есть особые полномочия, посредством которых они могут воздействовать на любую организацию, что ставит их в иерархии выше любого руководителя коммерческой компании. Крупный бизнес, понимая это, старается приводить во властные структуры нужных для себя людей, организовывает отстаивание своих интересов. Сращивание бизнеса и власти - проблема современного общества, ведущая к тому, что относительно небольшая прослойка самых богатых людей начинает обладать всей полнотой власти, действуя в сугубо личных интересах, не обращая внимания на мнение большинства, ставя собственнические интересы выше государственных.

Обладание материальными ценностями, собственностью

Обладание средствами производства, финансовыми активами, другими видами собственности служит одним из источников социального неравенства между людьми. Собственность может быть получена путем наследования, дарения, приобретена на личные или заимствованные средства, захвачена насильственно или посредством финансовых махинаций.

Собственность, при правильном распоряжении ею, способна приносить прибыль своим владельцам. Деньги, которые находятся в обороте, создают новые деньги и делают того, кто ими обладает, ещё богаче, увеличивая общественное расслоение.

При капиталистической системе капитал имеет свойство сосредотачиваться у относительно небольшой прослойки общества - финансовой элиты. Концентрация значительных ресурсов в одних руках создает препятствие для реализации способностей других людей. Большая часть общества вынуждена наниматься на работу к уже ранее преуспевшим людям. Простые люди отчасти лишаются возможностей для реализации своих профессиональных предпочтений, ведь для организации собственного бизнеса у них может быть недостаточно средств, да и пробиться на уже занятые рыночные ниши весьма сложно. И все же, иногда, обычному человеку удается начать собственное дело и успешно его развивать.

В любой сфере деятельности успеху помогает несколько факторов, среди которых особенно значимыми являются личные качества человека и удачное стечение внешних обстоятельств. Накопив некоторые средства , владелец собственного дела стремится его расширить, чтобы чувствовать себя увереннее. Достигнув определенного уровня в бизнесе, он вливается в особую привилегированную часть общества. Люди, имеющие финансовые средства, обладают значительными возможностями, осуществляют управленческие функции. Они могут создавать предприятия, нанимать работников, устанавливать размер заработной платы. Владельцы крупных коммерческих компаний оказывают заметное влияние на экономику, на жизнь обычных людей.

Класс собственников старается зафиксировать своё исключительное положение в обществе, создавая особые условия жизни для себя. Накопленные богатства передаются от поколения к поколению, порождая неравенство в независимости от способностей человека.

Принадлежность к определенной группе лиц

Группа людей, объединённая какими-то общими интересами, способна аккумулировать силы и средства для поддержания своего существования. Примыкание человека к группе сулит ему определенные выгоды. В случае возникновения жизненных проблем будет к кому обратиться за помощью. Самый простой и известный пример группы людей - это семья. Именно в ней, чаще всего, человек находит духовную и материальную поддержку.

Принадлежность к политической партии, к религиозной секте или даже криминальной структуре - все это примеры групп, к которым обычно относятся люди. Они помогают своим членам в продвижении по карьерной лестнице, оказывают содействие в бизнесе. Делается это с расчетом на то, что, в дальнейшем, от преуспевшего человека удастся получить какие-либо дивиденды для всей остальной группы.

Способы устранения неравенства

1. Невозможно устранить причины неравенства, обусловленные внутренними и внешними отличиями между людьми. Несправедливо всё сводить к простой "уравниловке", не обращая внимания на личные достижения и результаты. Люди, работающие лучше, должны больше зарабатывать, это вполне логично. Но следует понимать, какими бы уникальными талантами не обладал человек, он востребован только благодаря тому, что живет в обществе. Без общества ни один из нас не смог бы проявить себя, реализовать свои способности.

Что бы делал человек со своими талантами, если бы вдруг оказался один в глухом лесу или же на необитаемом острове? Наверняка бы вел постоянную борьбу за своё существование, стараясь элементарно выжить. Из его жизни исчезнет привычный комфорт, не будет вещей, которыми люди пользуются каждый день, особо не задумываясь. Любая болезнь станет крайне опасной, когда рядом нет врачей и лекарств. В такой ситуации максимум, чего сможет добиться человек, построить скромное жилье и создать орудия труда, подобные тем, которые использовались в каменном веке. Как бы он ни старался, одному ему не сделать того, чего добиваются люди, живя в обществе.

Приведенный пример показывает существование зависимости человека от общества и говорит о том, что не следует переоценивать заслуги отдельных личностей. Все, чего достигла современная цивилизация, есть продукт совместного творчества множества людей, на протяжении нескольких поколений и нельзя допускать, чтобы даже очень способные люди жили в роскоши, так как они не смогли бы проявить себя вне общества.

Деньги никогда не имели решающего значения в развитии общества. Множество ученых, исследователей двигала вперед, прежде всего, любознательность и желание понять истину, а не стремление получить выгоду. Не деньги и размер зарплаты являются стимулами к изучению, получению чего-то нового, а природный интерес человека ко всему неизвестному, стремление к познанию, к пониманию окружающего мира.

2. В цивилизованном обществе должна существовать система, обеспечивающая контроль доходов и расходов людей. Делать это нужно для того, чтобы было понимание о происхождении средств, уверенность в том, что они не получены каким-либо нечестным путем. Превышение расходов над доходами говорит о получении денег из неучтенных источников, и их происхождение следует объяснить. В принципе, не нужен тотальный контроль, вполне достаточно проверять на какие средства совершаются крупные покупки, особенно предметы роскоши.

Контроль над доходами позволит избежать существования в государстве теневого, неофициального рынка труда, на котором отношения между работодателем и работником не регулируются законодательством, и, где невозможно определить занятость человека, его доходы. Такое явление, как зарплата "в конверте", пример несправедливого распределения денег и обмана государства. Дополнительно контроль поможет выявлять руководителей, пользующихся служебным положением для личного обогащения.

Желание человека заработать выгодно обществу, поскольку оно постоянно нуждается в активных, заинтересованных в собственном благополучии людях. Денежное вознаграждение помогает дополнительно мотивировать человека к достижению высоких показателей в работе. Когда деньги заработаны честным трудом, а не нажиты обманом, то это выгодно самому человеку и обществу.

3. Государство обязано сглаживать разницу в доходах между самыми низкооплачиваемыми и высокооплачиваемыми слоями населения. Недопустимо, когда одни сводят концы с концами, а другие не знают, куда еще потратить свои деньги. Разница в доходах ни в коем случае не должна достигать значительных размеров, иначе, это негативно сказывается на всем обществе. При достижении значительной разницы между доходами граждан остро встает проблема неравенства. Социально незащищенным слоям населения, людям с низкими доходами государство обязано оказывать поддержку, а, еще лучше, чтобы оно действовало на опережение и не допускало появления категории нуждающихся граждан.

Сегодня деньги стали определять лицо власти. Самыми богатыми становятся люди, находящиеся во власти, приближенные к ней или обслуживающие её интересы. В государстве не будет достигнуто социальной справедливости до тех пор, пока оно не перестанет действовать в соответствии с волей людей, обладающих большими деньгами, не начнет принимать и исполнять выгодные всему обществу решения.

4. Равный доступ к образовательным услугам независимо от социального происхождения, места проживания и т.д., даст возможность человеку раскрыть свои способности. Отсутствие равного доступа фактически означает закрепление экономического, социального и культурного неравенства.

Обязательным условием для соблюдения равенства при обучении является доступность бесплатного образования на всех его ступенях, создание достаточного количества мест в учебных заведениях, чтобы каждый желающий учиться смог реализовать свои предпочтения. Единственной помехой к получению образования может стать неверная оценка собственных возможностей самим человеком, отсутствие у него достаточных физических и умственных данных, необходимых для обучения по выбранной профессии. Впрочем, в качественной системе образования выявляются способности, и рекомендуется обучение в соответствии с ними.

Государство, которое вкладывается в образование, инвестирует в человеческий капитал, делает общество более культурным и развитым.

5. Очень сложно устранить социальное неравенство, пока в обществе сохраняются законы, позволяющие наследовать материальные ценности без всяких ограничений. За счет наследования человек из богатой семьи будет обладать явными преимуществами от рождения.

Для устранения этой причины неравенства следует проработать меры, ограничивающие размеры наследуемого имущества и денежных средств. Мотив накопления богатства для детей и внуков, как стимул увеличения сбережений, постепенно должен быть разрушен. Такие меры позволят обеспечить социальную справедливость и равный старт для молодежи, в независимости от того, кем были их родители.

6. Структура экономического устройства в любой стране неоднородна. Существуют высокодоходные отрасли, связанные с добычей полезных ископаемых, торговлей, IT и т.д., а есть отрасли, которые по определению никогда не смогут приносить прибыль (образование, медицина, наука). Без перераспределения в государстве финансовых ресурсов организации, выполняющие социальные функции, не смогут существовать. Работа учителя или врача не менее важна, чем работа нефтяника, газовика или программиста. Чтобы не возникало несправедливости, государству следует отслеживать размер оплаты труда в разных секторах экономики и выравнивать его насколько это возможно.

7. Справедливая оплата труда подразумевает, что люди за одну и ту же работу получает равную зарплату. Это возможно, если в организации принята прозрачная, открытая система, отражающая доходы каждого сотрудника. Однако сегодня не принято декларировать собственные доходы, что объясняется имеющейся несправедливостью при распределении денежных средств. Если бы всё было без обмана, то нечего было бы скрывать. Сегодня сплошь и рядом люди, работая в одном коллективе, выполняя одинаковую работу, получают разную зарплату.

Поддержанию неравенства способствуют работодатели, создавая атмосферу скрытности. Истинная цель такого поведения - сэкономить на сотрудниках, извлечь максимум выгоды для себя. Они учитывают психологию людей, понимая, что кто-то, возможно, согласится работать за меньшие деньги.

Цивилизованный подход заключается в том, чтобы все работающие в одном коллективе люди, знали доходы своих коллег. Тогда станет понятно, насколько справедливо производится оплата труда, и соответствует ли она реальной отдаче от каждого конкретного человека.

Конечно, труд людей, которые вносят больший вклад в общее дело, должен оцениваться выше, но эта разница не должна отличаться в разы. Следует учитывать, что результат труда в коллективе имеет общественную природу.

Для предотвращения расслоения людей нужно обеспечить справедливое распределение прибылей, получаемых в организации, и устранить значительную разницу в доходах между руководителями и подчиненными.

8. Если в какой-либо стране происходят неуправляемые миграционные процессы, значит, в ней имеются внутренние источники нестабильности, способствующие неконтролируемому перемещению людей. Обычно люди не от хорошей жизни покидают родину. Для большинства из них миграция - вынужденная необходимость, попытка убежать от войн, насилия, голода, бедности и т.д.

На страны, принимающие мигрантов, ложатся обязанности по интеграции приезжающих в общество. Предоставление жилья, обучение языку, профессии - затратные мероприятия. Средства на всё это берутся из бюджета, а, значит, забираются у местных жителей. Проявление гуманизма, безусловно, хорошее дело, но ни одной экономически развитой стране не удастся принять всех желающих в неё приехать, приютить обездоленных людей со всего мира. Массовая миграция - отрицательное явление, и следует бороться не с последствиями, а с причинами её вызывающими.

Для снижения миграционных потоков требуется: предотвращение военных конфликтов, преодоление отсталости в культурной и образовательной сферах, устранение экономического неравенства между странами.

9. В любой организации всегда есть люди, которые выполняют управленческие функции. Они занимают особое положение в обществе, из-за этого возникает неравенство. Для его устранения, существует один универсальный рецепт, нужно обеспечить периодическую смену руководителей.

Принцип сменяемости руководства вполне может применяться в масштабах государства. Сменяемость управленческого состава создает условия для обеспечения социальной мобильности и подразумевает под собой перемещение людей из одной социальной группы в другую.

На работе начальники должны периодически сменять друг друга, в государстве - политики, и все это нужно воспринимать, как обязательное правило, для поддержания общественной справедливости. Чтобы на руководящие должности не попадали неспособные или корыстные люди, необходимо проведение тщательного отбора, прежде всего, по нравственным и умственным качествам человека.

10. Полностью устранить неравенство весьма сложно. Поэтому у людей требуется воспитывать адекватное его восприятие. Осуждать крайние проявления неравенства, выставление напоказ богатства, роскоши. Не следует измерять успешность человека исключительно по обладанию материальными ценностями и достатку. Настоящее богатство человека - это его интеллект и нравственные качества. Люди должны осознавать исключительную ценность человеческой жизни, и, что никакие вещи не сравнятся с ней по значению.

Ежедневник

Капитальный обман

Утром - деньги, вечером - стулья. Такой вариант еще кажется приемлемым, по сравнению с тем, что нам предлагают современные чиновники: деньги - сегодня, а услуга - через несколько лет. Разве это не похоже на мошенническую схему?

Про ЖКХ

В России стало уже обычным делом ежегодное повышение тарифов на услуги ЖКХ. Необходимость этого объясняется тем, что обслуживающим компаниям и поставщикам ресурсов требуется компенсировать потери от инфляции.

Понравилась статья? Поделитесь ей