Контакты

Во всех предложениях говорится о корове. Молоко у коровы на языке. Сонник Цветкова. К чему снится корова

Серая корова черкасской породы жила в семье путевого обходчика, чей домик стоял у железной дороги. Сын хозяина, Вася Рубцов, приходил к ней в сарай и гладил корову по шерсти. Корова смотрела на мальчика и, жуя сено, молчала. Её добрые теплые глаза всегда были задумчивы, потому что свою силу она не собирала для себя, а отдавала ее в молоко и в работу.

У коровы был теленок. Вчерашний день он подавился чем-то и заболел. Отец Васи повёл показать бычка ветеринару. Корова, казалось, грустила и беспокоилась о своём сыне.

Выйдя сегодня из её сарая, Вася пошёл к дому. Был уже вечер, но отец не возвращался. Вася взял у матери железнодорожный фонарь и пошёл сигналить поезду, который должен был скоро пройти. Вася учился в четвёртом классе колхозной семилетки, куда ходил за пять километров от дома. Глядя на проходящие поезда, он старался различить за стёклами окон людей и угадать, куда они едут и какова их судьба.

Показался поезд. Услышав его гул, на дворе домика Васи жалобно замычала корова, которая всё ждала своего телёнка. Вася поднял поезду светлый сигнал свободного прохода. Паровоз тяжело крутил колёсами и вскоре затормозил на затяжном подъёме, где ему было трудно вытянуть вагоны. Машинист старался не буксовать, а его помощник шёл впереди поезда и сыпал на рельсы песок. Стал помогать ему и Вася.

Машинист удивлялся, что мальчик ведёт себя как взрослый и многое знает о вождении паровоза. Трудиться пришлось довольно долго, и поезд всё же осилил подъём. Машинист бросил Васе два яблока, дал два гудка и поехал. Вася глянул на место, где он оставил фонарь, и увидел только что подошедшего туда отца.

Андрей Платонов «Корова». Мультфильм

Телёнка с ним не было. Отец рассказал, что продал его на убой: за молодого бычка с нежным мясом дали хорошую цену. Но по дороге домой он стал жалеть телка: вся семья уже привыкла к нему.

Вася пошёл в сарай к корове. Она ничего не ела, а молча и редко дышала, как будто обо всём догадавшись и переживая безысходное горе. Вася долго гладил и ласкал корову, но она оставалась неподвижной и равнодушной: ей нужен был сейчас только ее сын – теленок, и ничего не могло заменить его. Она глядела во тьму большими глазами, но не могла ими заплакать, чтобы утолить свою печаль.

На следующий день отец стал пахать на корове. Раньше она была работящей, но теперь волочила плуг отрешённо и безразлично. Вечером её пустили пастись, однако она не ела траву, не ходила по полю, а задумчиво стояла. Вася взял ломоть хлеба, посыпал его солью и понес корове. Она не стала есть его, а вдруг дёрнула шеей, вскрикнула непохожим горловым голосом и убежала в поле. Отец и Вася до самой полночи ходили и кликали её. Корова не отвечала. Утром она всё же пришла к дому.

С тех пор молоко у нее пропало вовсе. Корова стала угрюмой, непонятливой и не отзывалась на васину ласку. Иногда она стала ходить по рельсам, хотя раньше была чуткой и никогда этого не делала.

Вскоре Вася, вернувшись вечером из школы, увидел, что около их дома стоит товарный поезд. Он сбил корову, шедшую по рельсам. Машинист – тот самый, которому Вася недавно помогал выехать на подъём, – рассказал, что давал корове свистки минут десять, а потом экстренно тормозил. Но она вела себя так, как будто ничего не понимала – и поезд задавил её.

Изуродованное туловище коровы выволокли из-под тендера и свалили в сухую канаву. Назавтра отец продал тушу в сельпо. Вася вместе с ним отвозил её в район на подводе.

На следующий день в школе учительница велела им писать сочинение из своей жизни. Вася написал: «У нас была корова. Когда она жила, из нее ели молоко мать, отец и я. Потом она родила себе сына – теленка, и он тоже ел из нее молоко, мы трое и он четвертый, а всем хватало. Корова еще пахала и возила кладь. Потом её сына продали на мясо. Корова стала мучиться, но скоро умерла от поезда. И её тоже съели, потому что она говядина. Корова отдала нам все, то есть молоко, сына, мясо, кожу, внутренности и кости, она была доброй. Я помню нашу корову и не забуду».

Мы с вами хоть и живем в городском округе, окружают наш город всевозможные села, а село немыслимо без подсобного хозяйства. Рассказать нам о главном герое 2009 года - быке, мы попросили заместителя начальника Новокуйбышевской станции по борьбе с болезнями животных городской ветеринарной службы Федора Пузина.

Чего мы ждем от года Быка? Улучшения условий работы нашей службы, материального благополучия, - говорит Федор Пузин. - Год закончили нормально, то, что запланировали, выполнили.

Все новогодние каникулы, сотрудники ветслужбы работали. Врачи принимали больных животных, действовала лаборатория в здании станции, а также на рынках.

Задача ветеринаров – проконтролировать, чтобы на стол к горожанам попала доброкачественная продукция. Неплохо они отзываются о молочных и молочнокислых продуктах из Казани, с предприятия «Новокуйбышевскмолоко», из Воскресенки. А на рынок приезжают сельчане из близлежащих районов: Хворостянки, Пестравки, Красноармейска, Волжского и других.

В основном, все, кто торгует молоком, творогом и сметаной - постоянные продавцы, их уже знают в лицо и по именам, у них своя клиентура. Если же появляется новый человек, на него сразу обращают внимание, проверяют, чтобы продукция была качественная. Правда, покупатели часто задают ветеринарным инспекторам вопрос: «Почему так дорого?» Однако, они ответить на него не могут, поскольку спрос рождает предложение. Они могут лишь гарантировать, что все, что проверено в лаборатории – доброкачественное.

Двадцатитрехлетний опыт работы в этой сфере (в Сергиевском районе, затем в Чапаевске и последние несколько лет в Новокуйбышевске) позволяет давать оценку происходящему.

Поголовье крупного рогатого скота снизилось, потому что очень трудно сейчас с кормами. Да и дело это не легкое, молодежь не хочет заниматься животноводством. Корову-то нужно покормить, напоить, дать хорошую охапку сена килограммов на 10-15. Потому что молоко у коровы на языке, сколько дашь корма, столько она даст молока. И попоить ее надо, она за день ведра два-три выпьет. Опять же навоз убрать. Таких самоотверженных тружеников у нас немного, - рассказывает Федор Алексеевич.

В городском округе Новокуйбышевск насчитывается около 100 голов крупного рогатого скота, это не считая молодняка. Владельцы проживают в частном секторе, в окрестных поселках. Это частный сектор п. Гранный, Маяк, Семеновка, Русские и Чувашские Липяги, поселки Южный и Северный и другие.

Проблема одна у нас с крупным рогатым скотом – нет площадей, где они могли бы нормально пастись. Поголовье маленькое, пастухов нет. И вот коровы ходят без надзора, иногда по газонам, пасутся во дворах, на детских площадках или вдоль автомобильных дорог, - рассказывает заместитель начальника городской ветстанции. - Если раньше было какое-то упорядочение, сейчас этого нет. Поскольку поголовье было больше, имело смысл нанимать пастуха. А это нелегкий хлеб: целый день походи за табуном в любую погоду.

Из-за того, что стада не организованно бродят по городу бывают и несчастные случаи. Один из них произошел минувшим летом на улице Киевской, произошло ДТП с участием коровы. Животное сильно пострадало от удара автомобилем. Ветеринары лечили ее. Хозяйка лечит корову и надеется на выздоровление.

Раньше коров и быков обязательно страховали. Теперь «обязаловки» нет, все на усмотрение хозяина. Но корова в России всегда считалась вложением капитала, сейчас ее стоимость составляет сумму в пределах 25 тысяч рублей. На цену влияет вес и продуктивность. Как говорится, корова корове рознь. Бывает ее вес 450 кг, а может быть и 850 кг, и даже под 2 тонны, если это племенной бык.

Федор Пузин вырос в деревне, где с малых лет привык ухаживать за поросятами, коровами, утками и козами. Правда, в условиях городской квартиры, держать животное по габаритам больше домашнего кота, невозможно. Так что из животных только кот и есть.

Характеры у коров и быков - разные. Но, как я заметил, животное бывает более благодарным, чем человек. Сколько раз я приезжал на родовспоможение, где-то у коровы были послеродовые осложнения, корова обязательно сначала повернется и лизнет ветеринара, который ей помог, а только потом начинает облизывать теленка новорожденного, - заметил Федор Алексеевич. - Они все разные: есть спокойные, но бывают и агрессивные. Бык, которого держат для разведения, тот уже поглядывает за стадом, чужого не допустит, и даже если посторонний человек подходит, он фырчит и подходить к стаду страшновато. Нас они все-таки иногда боятся. Помню, в моей практике был случай: животное только увидело ветеринара, который приехал брать анализ крови на бруцеллез и лейкоз, и… упало в обморок, глаза закатывает, хрипит. В общем, они как люди, у каждого свой характер. Некоторые есть любопытные, подойдет обнюхает, а некоторые ближе трех метров не подпустят. Некоторые характеры перенимают от хозяина.

Курьезный случай Федор Алексеевич вспомнил из своей практики. Ветеринар – это многопрофильный специалист: он и хирург, и терапевт, и акушер. Часто выходные и праздники приходится проводить на работе.

Однажды их пригласили на юбилей, только сели за стол, начали поздравлять юбиляра. Вдруг им позвонили, что корова никак не растелится, и нужна помощь ветеринара. Благо, что друг Федора также работает в этой сфере.

Приехали в нарядной одежде. Черно-пестрая корова лежит в сарае, устала и плачет, в прямом смысле слова. Как выяснилось, должна была родиться двойня. Хозяин стоит и ругается, подумал, что это посторонний мешает.

Но когда он увидел, насколько профессионально он оказал помощь, приняв двух новорожденных телят, стал спрашивать, а кто это, и долго извинялся. А ветеринары отправились обратно за праздничный стол, правда пришлось переодеться, поскольку нарядный костюм был безнадежно испорчен.

Свой взгляд на главного героя у людей, которые ведут свое хозяйство и держат этих животных. Одними из них является семья Демидовых. Они держат трех коров: Марту, Зорьку и Жданку. Однако сфотографировать их в сарае не разрешили, потому как примета плохая.

Они разные: некоторые спокойные, а другие - брыкаются. Не понравилось что-то, может и в ведро с молоком ногой залезть. А может и хвостом как плетью огреть по голове. А есть такие, которые смирно стоят, - говорит Александр Дмитриевич. – Хитрые они. Как выйдет из сарая, так нашкодничает, что просто беда. Где найдет что-то вкусное, все съест. Любят свеклу, кабачки, арбузы, огурцы и капусту, все чтобы было сочное.

Постоянно убегают из стада. У них Марта как предводитель, начинает потихонечку в сторону отходить, а эти две - за ней. Срабатывает стадный инстинкт. Могут даже домой не прийти ночевать. Чуть пастух прозевает, сразу убегают, - продолжает рассказ Вера Дмитриевна. - Относимся к ним как к детям. Помогают дочка и две внучки, только вот доить не хотят.

Хозяева доят своих коров сами. Причем у главы дома – своя любимица Марта, а у хозяйки – своя.

Марта – самая старшая, и самая умная, по мнению своих владельцев. Она убегает, и уводит всю троицу, а бывает и полстада уведет за лесополосу, в лес, где дикие яблоки и брошенные дачи. А хозяева бегают потом и их разыскивают. Они отзываются на кличку, и понимают, когда ругаешь их, а когда хвалишь. Чуть только крикнешь: «Марта», «Жданка» или «Зорька», они знают, кого зовут, мычат в ответ.

По словам Александра, коровы узнают хозяина по голосу, а маршрут до пастбища и обратно домой запоминают сразу же.

Раньше мы бычка держали, а летом коровы мучаются от укусов овода. Он был у нас молодой, кожа тонкая, овод прокусывает ее и личинку свою оставляют. Мы пошли искать его в поле, не нашли, - вспоминает Вера. - А он залег в кустах, где раньше подсолнухи росли, там поменьше насекомые доставали его, а на следующий день он отозвался утром. Ему больше года было. Коровы они умные очень.

Просто диву даешься, видя как эти люди со знанием дела рассуждают о животноводстве. Между тем, с 1953 года они были городскими жителями. Жили в типовой квартире обычной пятиэтажки, но десять лет назад поменяли свою жизнь. Переехали в частный дом. И им все было интересно: держали гусей, уток, кроликов, коров, быков. Учились по книжкам, у людей спрашивали, с какой стороны подойти к животному, чтобы подоить. Почти по Пушкину, опыт- сын ошибок трудных. Хорошо, что соседка показала, как это делать правильно. А сегодня они ни за что не променяют свой дом на квартиру

Они же как дети. Знают, что хозяева их кормят, поят, и бегут к ним. Они знают даже звук машины. Только подъезжаем, вот они - наши морды стоят и ждут. Животное умное, но шкодливое. Даже может быть не шкодливое, а просто ненасытное. В городе же нет столько сена, сколько есть в селах, где им дают и комбикорма, добавки всевозможные, - считает Александр.

Своих 25 коров, пасут все по очереди, пастуха сейчас нет. И у всех коров абсолютно разные характеры: есть такие, что подойдет чужая корова, и погладишь ее, а есть, и на два метра не подпустит.

Марта (пестрая черно-белая) – старшая из коров, имя получила потому что родилась в марте. Зорька красная, это уже другая порода, а названа так, потому что родилась на зорьке. Молодая корова Жданка – это дочка Марты, ее долго ждали.

Казалось бы мама и дочка, а характеры разные. Жданка выросла у Демидовых на руках, бывает подойдет и голову на плечо положит. С пастбища как веревочкой привязанная будет идти за хозяевами. В карман залезет бесцеремонно, если яблоком пахнет. Ее выхаживали, первые три дня кормили молоком, и она начала ассоциировать хозяина со своей мамой. А двух других коров купили уже больших.

За что люди благодарны корове?

Живя в городе, очень редко можно увидеть корову. Однако не бывает и дня, чтобы вы не пили молока, не ели сметану, творог, сливочное масло, разного рода йогурты и другие молочные продукты. И всё это изобилие дарит нам замечательная кормилица, которую принято называть коровушкой.

Рекордный удой от коровы составляет 86 литров в сутки. Чтобы понять, как это много, представьте себе, что одна такая корова способна ежедневно напоить молоком учащихся целой школы!

У одного из африканских племен даже бытует поговорка: «Кроме короля, нет никого важнее коровы»!

Молоко всегда имеет приятный вкус, потому что эти животные обладают прекрасным обонянием. На пастбище корова тщательно обнюхивают землю - именно землю, а не траву. И только после такого «контроля» она начинает ее щипать. А на недавно удобренном участке корова откажется пастись.

О том, хорош ли корм, животному дают ответ тысячи вкусовых сосочков, расположенных на его языке и во рту. Коровы способны различать сладкое, кислое, солёное и горькое. Поговорка гласит: «У коровы молоко на языке».

В коровьем стаде существуют определённые законы и порядок. В нём всегда есть признанное всеми ведущее животное, лидер. Между собой коровы общаются посредством мычания. Это их язык - ведь мычание имеет много звуковых и смысловых оттенков. И особенно общительны между собой телята.

Как с ней помириться

Все, кто имели дело с коровами, знают - это не простое «жвачное животное», а прекрасное, умное и доброе существо со своими привычками и особенностями.

Корова обычно привязывается к хозяевам и расставание с ними переносит очень тяжело. Известно немало случаев, когда верная корова убегала от нового хозяина, чтобы возвратиться в свой родной дом.

А как же люди? Всегда ли они отвечают любовью на чувства животных? Вот достоверный рассказ о том, что корова заслуживает ответной доброты и уважения людей.

Одна женщина купила корову - дойную, но с характером. Стала её новая хозяйка доить. Крова стояла как-то неудобно, и женщина грубовато ударила животное по ноге. И, представьте себе, корова обиделась и не дала молока. Тогда рассерженная хозяйка выгнала её из сарая во двор.

Тем временем в гости к хозяйке пришла её сестра и увидела посреди двора корову, которая стояла и плакала. Слёзы прямо так и катились у неё из глаз. Подошла сестра к корове. А та, конечно, сказать ничего не может, но видно, что жалуется. Сестра в дом вошла и спрашивает:

А почему корова плачет?

Да это я с ней грубовато разговаривала и ещё по ноге ударила. Вот она мне молока и не дала.

Ну что теперь поделаешь, надо с ней как-то помириться. Отрежь хлеба, посыпь солью и дай обиженной.

Послушала хозяйка совета сестры и предложила корове подсоленный хлеб, да ещё и ласково погладила. Корова и успокоилась. После этого у неё всегда было много вкусного молока - не одной семье хватало. Вот как бывает!

Проказливая, но верная

Корова — очень умное домашнее животное, и каждая со своими привычками и характером. Причём и то и другое проявляется не только дома, но и в стаде, где существуют определённые законы и порядок. Одна корова может быть по натуре вожаком, лидером, другая - подчинённой, а по характеру — спокойной и уравновешенной или нервной и бодливой.

Владельцы коров знают, что они, подобно собакам и кошкам, способны быть верными своим хозяевам. Не перенеся разлуки, коровы могут находить обратную дорогу к родным им людям из очень дальних краёв.

Вот, например, какой любопытный случай, который произошёл на юге Америки с коровой по кличке Джулия.

Эта замечательная корова была большой любительницей апельсинов и мандаринов, которые растут в тех местах. Чтобы полакомиться и вообще прогуляться на свободе, Джулия могла перепрыгнуть через ограду высотой более метра.

Хозяину надоели частые проделки коровы, и он продал её соседнему фермеру. А тот жил в тридцати километрах от него.

Но на новом месте Джулия пробыла недолго. Дождавшись ночи, она умело (опыт-то у неё был) перепрыгнула через забор и отправилась в обратный путь.

На пути были болота, канавы, холмы, пришлось даже переплыть реку. Однако, преодолев все эти препятствия, верная корова вернулась к старому владельцу.

Отважная мама

Глядя на обычно спокойную, редко спешащую корову, сразу и не подумаешь, что она не только очень ласковая, но и храбрая мама. Корова всегда готова к яростному отпору с риском для собственной жизни, если надо защитить своего телёнка.

Например, дело было в Индии, в небольшом селении. Вокруг него далеко протянулись бескрайние и непроходимые тропические леса — джунгли. Однажды голодный тигр решил поживиться в этом селении лёгкой добычей. Он бесшумно вышел из джунглей и, перескочив через плетень, забрался во двор. Там под навесом мирно стояли корова с маленьким телёнком.

Хищник первым делом кинулся к телёнку. Но не тут-то было! Корова мигом отреагировала на прыжок тигра, ловко отбросив его сильным ударом рогов. А после этого с неистовым мычанием и рёвом стала гонять опешившего, растерявшегося зверя по двору. Наклонив угрожающе голову с рогами, корова неотвязно преследовала его.

Тигру пришлось отступить. Так храбрая мама-корова заставила бежать со двора большого и сильного зверя.

Когда рога не лишние

А этот рассказ принадлежит перу Константина Дмитриевича Ушинского, замечательного русского педагога, который жил и работал около ста пятидесяти лет назад. Поэтому не удивляйтесь, что телёнка он называет, как было принято в те времена, - теля. А нравы у мамы-коровы с тех пор не изменились.

Была у нас корова, да такая характерная, бодливая, что беда! Может быть, потому и молока у неё было мало.

Помучились с ней и мать и сёстры. Бывало, прогонят в стадо, а она или домой в полдень удерёт, или в жите очутится, - иди и выручай!

Особенно когда бывал у неё телёнок - удержу нет! Раз даже весь хлев рогами разворотила, к телёнку билась, а рога-то у неё были длинные да прямые. Уж не раз собирался отец ей рога отпилить, да как-то откладывал, будто что предчувствовал.

А какая была увёртливая да прыткая! Как поднимет хвост, опустит голову да махнёт, - так и на лошади не догонишь.

Вот раз, летом, прибежала она от пастуха ещё задолго до вечера, - было у ней дома теля. Подоила мать корову, выпустила теля и говорит сестре, девочке эдак лет двенадцати:

Погони, Феня, их к речке, пусть на бережку попасутся, да смотри, чтоб в жито не затесались. До ночи ещё далеко: что им тут без толку стоять.

Взяла Феня хворостину и погнала теля и корову. Пригнала их на бережок, пустила пастись, а сама под вербой села и стала венок плести. Плела из васильков, что по дороге во ржи нарвала. Плетёт и песенку поёт.

Глядит Феня что-то серое сквозь густой лозняк продирается, и покажись глупой девочке, что это наша собака, Серко. Известно, - волк на собаку совсем похож; только шея неповоротливая и глаза блестят. Но Феня волка никогда вблизи не видала.

Стала Феня собаку манить:

Серко, Серко! — как смотрит: телёнок, а за ним корова несутся прямо на неё, как бешеные. Феня вскочила, прижалась к вербе, не знает, что делать. Телёнок к ней, а корова их обоих задом к дереву прижала, голову наклонила, ревёт, и передними копытами землю роет. А рога-то прямо волку выставила.

Феня перепугалась, обхватила дерево обеими руками, кричать хочет — голоса нет. А волк прямо на корову кинулся, да и отскочил: с первого раза, видно, задела его рогом. Видит волк, что нахрапом ничего не возьмёшь. И стал он кидаться то с той, то с другой стороны, чтобы как-нибудь сбоку в корову вцепиться или теля отхватить, — только куда ни кинется, везде рога ему навстречу.

Феня хотела бежать, да корова не пускает, так и жмёт к дереву.

Стала тут девочка кричать, на помощь звать.

Наш казак пахал на взгорке, услышал, что и корова ревёт и девочка кричит, кинул соху и побежал на крик.

Видит казак, что делается, да не смеет с голыми руками на волка сунуться: такой он большой; стал казак сына кликать, что пахал тут же на поле.

Как завидел волк, что люди бегут, унялся, огрызнулся ещё раз, завыл, да и в лозняк.

Феню казаки едва домой довели - так перепугалась девочка.

Порадовался тогда отец, что не отпилил корове рогов.

Как трусость мальчика погубила корову

(по рассказу «Корова» Л. Н. Толстого)

Жила вдова Марья со своей матерью и шестью детьми. Жили они бедно. Но купили на последние деньги бурую корову, чтоб было молоко для детей. Старшие дети кормили Буренушку в поле и давали ей помои (остатки от еды) дома. Один раз мать вышла со двора, а старший мальчик Миша полез за хлебом на полку, уронил стакан и разбил его. Миша испугался, что мать его будет бранить, подобрал большие стекла от стакана, вынес на двор и зарыл в навозе, а маленькие стеклышки все подобрал и бросил в лоханку. Мать хватилась стакана, но Миша не сказал; и так дело осталось.

На другой день после обеда пошла мать давать Буренушке помои из лоханки, видит - Буренушка скучна и не ест корма. Стали лечить корову, но напрасно. Потом они узнали, что она умерла оттого, что ей попало стекло в помоях. Когда Миша узнал это, он стал горько плакать и признался матери о стакане. Мать заплакала. Она сказала:

Убили мы свою Буренушку, купить теперь не на что. Как проживут малые дети без молока?

Миша еще пуще стал плакать и не слезал с печи.

С тех пор у детей молока не было. Только по праздникам бывало молоко, когда Марья попросит у соседей горшочек…

Конечно, дурную голову лучше отсечь, чтобы не портила остальные, - гнилое яблоко выбрасывают из подпола и больную корову выводят из хлева.

А. Сент-Экзюпери, «Цитадель»

Как не живит человека богатство или победа, так не живят его и мелкие радости, которые подбрасывают ему, будто охапки сена корове.

А. Сент-Экзюпери, «Цитадель»

Всё вокруг для тебя молчит, и счастья у тебя не больше, чем у коровы.

А. Сент-Экзюпери, «Цитадель»

Ты убиваешь то, ради чего старался, - никому не интересны чувства коровы, когда идёт массовое разведение скота.

А. Сент-Экзюпери, «Цитадель»

Она весит больше коровы, а её башмаки, как футляр от скрипки.

Отравление - одиннадцать дукатов, простое убийство - пять дукатов, прелюбодеяние - три дуката, и пошёл, и пошёл, чёрная корова.

К.К. Сергиенко, «Кеес адмирал Тюльпанов»

Ты же не в прошлом веке, когда книжка стоила больше коровы.

К.К. Сергиенко, «Кеес адмирал Тюльпанов»

Не стану вас допекать разговорами, как мыкались ночью, как провалились в какое-то болотце и насмерть перепугались коровы.

К.К. Сергиенко, «Кеес адмирал Тюльпанов»

Есть множество способов, как начать доить эту корову.

Л. Вильямс, «Долгосрочные секреты краткосрочной торговли»

Она движется на пустыню и с юга и с севера, а вслед за травой идут дикие копытные, затем овцы, коровы и лошади, несущие всадников.

Л.Н. Гумилёв, «Поиски вымышленного царства»

Земледелие здесь не могло развиваться, зато овцы, коровы и лошади чувствовали себя прекрасно, как и их хозяева.

Л.Н. Гумилёв, «Тысячелетие вокруг Каспия»

Я мог лететь туда, к Солнцу, и влететь во вчерашний день, может быть, даже в свое детство, и опуститься на вечерний луг, и увидеть, как в детстве, скакавшую среди стогов корову с золотым солнцем на рогах.

Е.С. Велтистов, «Глоток солнца»

Если черепаха глядит как бы сквозь зеленые очки; собака, корова, лошадь не различают никакие цвета; орел, страус, осьминог видят, как человек; стрекоза делит мир на голубой верх и пестрый низ, а пчела ясно различает невидимую часть радуги, то Рэсси смотрел на расстилавшийся перед ним мир так, как ему было удобно.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 2 - Рэсси - неуловимый друг»

У меня получилась корова - значит, разница в двенадцать аминокислот.

Виктор Смирнов предчувствовал, что его опыт с коровой окончится скандалом.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Когда корова была очень маленькая, Виктор терялся в догадках, чем ее кормить.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Он подкладывал хлебные крошки, листья, капусту, морковь, предлагал молоко, воду, суп, компот - корова не реагировала ни на один земной продукт.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Через час коробка была пустая, а корова как будто чуть поправилась.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Мама, конечно, не против коровы, она добрая.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Он поставил чемодан, обнял сына, поздоровался с Электроником и уставился на корову.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Он обмотал кисть руки носовым платком, взял корову за рог и повел за собой.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Биолог погрузился в размышления возле бесценной коровы.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Инженер без лишних слов провел специалиста к корове.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Специалист похвалил внешний вид, прикинул на глазок вес, но, узнав, что корову кормят кукурузными хлопьями, махнул рукой, заявил, что такой экспонат для выставки не годится.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Там лежало бесценное изобретение: маленькая, с кошку величиной, живая корова.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Во всяком случае, Электроник по телефону посоветовал Виктору пока не кормить корову.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Хорошо еще, что запертая в его комнате корова не мычала, вела себя тихо, постепенно уменьшаясь в размерах.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Сейчас корова, лежа в кастрюле, жевала для подкрепления сил в дороге.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Виктор Смирнов с трудом вывел корову из гаража.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Еще вчера вечером корова была ненамного больше обычной коровы, в гараже лежали коробки с хлопьями, несколько старых автомобильных покрышек, тюки с прессованным сеном.

Е.С. Велтистов, «Приключения Электроника. Часть 3 - Победитель невозможного»

Воздать должное нашей кормилице и посвятить ей большую статью решаются немногие журналы, наш автор Ксения Черкашина решила восполнить этот пробел.

текст: Ксения Черкашина

Современный человек вряд ли представляет своё питание без мясных и молочных продуктов. Мы едим эти продукты и в чистом виде, и в составе различных продуктов (молоко - в молочных десертах, мясо - в мясных полуфабрикатах, например, в котлетах и пельменях). Как же это большое травоядное животное так прочно вошло в нашу жизнь, что теперь рост цен на мясо-молочные продукты задевает всех чуть ли не сильнее, чем рост цен на хлеб, а вегетарианство воспринимается чуть ли не как подвиг (с точки зрения учёных неоднозначно полезный для здоровья).

Люди, конечно, приручили коров позже, чем, например, волков. Скорее всего, первых коров отлавливали в раннем возрасте, и одомашнивание стало возможным благодаря стадности этих животных, которые по своей природе нуждались в вожаке, и заменил им его человек. По примерным подсчетам, первый крупный рогатый скот был одомашнен десять тысячелетий назад.

Доподлинно известно, что с появлением Египетского государства (3200 год до нашей эры) можно получить первые документальные свидетельства, что коровы уже живут рядом с человеком. И это уже полностью одомашненные коровы, а не дикие или полудикие туры. По величине стада определялась знатность того или иного египетского вельможи. При разведении хорошего скота и улучшении поголовья требовался хороший производитель. Бык. До нас дошли описания ловли диких быков, которых, по мнению некоторых современных ученых, приручали и использовали на племя. А делалось это так: всадники окружали дикого быка и гнали его к яме, перед которой расстилались намасленные шкуры. Поскользнувшись на них, тур падал в яму. Там его некоторое время морили голодом, до тех пор, пока, обессиленный, он не становился покорным. Но, к сожалению, не всякий свободолюбивый бык, таким образом, преображался в домашнюю скотину, некоторые из них предпочитали неволе смерть. Человек издревле скрещивал покорных одомашненных коров с более производительными дикими турами. Таким образом получали продуктивных коров с хорошим, покорным характером.
Так что доподлинно неизвестно даже, когда коров начали доить. В древнем храме, обнаруженном около Вавилона, нашли настенные рисунки, изображающие процесс доения коровы. Считается, что этому храму примерно пять тысяч лет.

В наши дни коров доят с правой стороны, а раньше ее доили сзади. Дойщик сидел на специальном стуле, другие люди цедили молоко в специальный сосуд, стоящий на земле. Третьи сливали надоенное молоко в большие глиняные сосуды. Создается впечатление, что процесс доения коровы был хорошо организован уже пять тысячелетий назад.
В наши дни молоко получают, главным образом, от коров и коз. Но в других частях света пользуются молоком и других животных. Например, в Азии - это верблюд, лошадь или як. Эскимосы и лапландцы пьют молоко северного оленя. Буйволицы дают молоко в Индии и Центральной Азии. В Европе и Азии доят овец. Корова у многих народов считалась священным животным. Обожествляли её в Египте, в Индии, даже на Руси.

В Древнем Египте корова никогда не приносилась в жертву, как другие животные. В одной из версий египетского мифа, солнечный бог Ра поднимается из океана на небесной Корове (иногда отождествляется с Нут), которая встала из воды (где её двойником была «великая корова в воде» Метуэр, известная уже в 3-м тыс. до н. э.) и превратилась в небо. Когда в высоте у Коровы закружилась голова, Ра создал восемь божеств - хех, которые поддерживали её ноги, а бога Шу поместил под Корову, чтобы тот поддерживал её брюхо и стерёг хех. В «Текстах пирамид» об умершем фараоне говорится, что великая Корова беременеет им, рождает его и поддерживает своими крыльями. Небесная Корова ежедневно дает жизнь телёнку, который вырастает в быка, чтобы зачать нового телёнка. Небесной коровой, родившей солнце, считалась также Хатор, нередко выступающая в роли богини плодородия. Жрецы древнего Египта утверждали, что душа одного из важнейших египетских богов – Осириса – поселилась в быке, а душа божественной Изиды – в корове. Хотя священными быками Египта считались лишь те, которые внешне отвечали целому ряду требований. «На правом боку священного быка пятно, напоминающее луну, под языком - узел (называемый египтянами «жуком»), шерсть черная и жесткая, на лбу квадратный пучок белой шерсти, на спине пятно, напоминающее орла, а конец хвоста раздвоенный». Остается только загадкой, как такого быка находили. То ли подделывали обыкновенного, то ли и правда такие бычки появлялись на свет, но поклоняющиеся священному быку Апису всегда имели счастье лицезреть его божественную сущность на протяжении всего времени этого религиозного культа. 25 лет бык «работал» в храме божеством, но по прошествии этих лет его умерщвляли – топили в бассейне, и душа Осириса искала новое молодое тело для очередного воплощения.

В Индии корова всегда отождествлялась с варной брахманов или священников, и убийство коровы рассматривалось как такое же тяжкое преступление, как убийство брахмана. Во времена правления династии Гупта в середине I тысячелетия н. э., убийство коровы каралось смертной казнью. Защита коров и отказ от употребления коровьего мяса в пищу традиционно является неотъемлемой частью индуизма. Повсеместно коровам оказывается величайшее уважение - им разрешается свободно бродить даже по самым занятым улицам больших городов, таких как Дели. Во многих местах в Индии считается очень благоприятным знаком дать что-нибудь поесть корове перед завтраком. Во многих штатах в Индии существует запрет на убийство коров, за убийство или поранение коровы можно попасть в тюрьму.

Исторически, из-за запрета на поедание коров, в индийском обществе возникла система, в которой только парии употребляли в пищу мясо убитых коров и использовали их шкуры в кожевенном производстве.

Впрочем, времена изменились. Сейчас убийство коров ограничивается во всех штатах Индии, за исключением Западной Бенгалии и Кералы, где не существует каких-либо ограничений. Коровы методически вывозятся на убой в эти регионы, несмотря на то, что перевозить коров через границы штатов запрещено индийскими законами. В больших городах, однако, работает множество частных скотобоен. По данным на 2004 год, в Индии существовало примерно 3.600 легальных скотобоен, а количество нелегальных оценивалось в 30.000. Все попытки закрыть нелегальные скотобойни остались безуспешными.

На Руси коров тоже обожествляли. Изображение полудикого, или даже дикого тура встречается даже на гербе одного из древнерусских городов. Впрочем, на нашей земле это не помешало истребить диких туров, в изобилии водившихся на ней. «Наши» туры были окончательно уничтожены на территории Польши, в непроходимые и малодоступные леса которой последние остатки когда-то великих туров смогли эвакуироваться. Но злые, обеспеченные продовольствием, оружием и свободным временем охотники смогли отыскать мигрировавших от убийства и унижений туров и в этих лесах. И после долгих поисков уничтожили последних двух, не успевших даже достичь совершеннолетия детёнышей туров острым ножом – одного за другим, а их маму и папу перед этим застрелили на глазах у их детёнышей, произошло это в середине 17 века.

Домашние же коровы благополучно продолжали жить. В 1896 в России насчитывалось 31, 6 млн коров, т.е. примерно 3 коровы на 10 душ населения.

Коров почитали в самых разных странах странах. В древнем Иране высокие почести отдавались культу быка. В священной зороастрийской книге Авесте говорится о том, что священный бык был покровителем скота и воды (а в жизни людей того времени и в тех местах вода и скотоводство по важности занимали второе место после воздуха). Но бык являлся не только покровителем, он был и создателем. Как повествует легенда, сначала зороастрийским богом был создан Бык, а потом уже человек. А уже вместе с быком человек стал создавать остальной мир. И создавался этот мир аж целых три тысячи лет, на протяжении которых все время вмешивались злые силы, и в конце концов они погубили Быка. Но из его тела выросли 55 видов злаков, 12 лечебных трав, корова и бык. А от них, в свою очередь, пошли все полезные человеку животные – 272 вида, так утверждает священная книга. Фрески, рисунки, печати и многочисленные предметы быта с изображениями животных дают достаточное представление и о самих животных, и об отношении людей к ним. Например, на острове Крит существовал бой быков «тавромахия», а также быки участвовали в цирковых представлениях. Сохранились изображения акробатов, исполняющих опасные трюки между рогами быка. И это было не просто красивое зрелище – подобные игры с быком были связаны с культом плодородия. Памятники литературы, монеты, скульптуры и предметы быта – все это рассказывает о скотоводстве в Риме и Греции, подтверждая то, какую немалую роль играли животные в жизни и сознании людей. Каменные изображения крылатых быков украшали храмы в Ассирии и Персии, поклонялись быкам и коровам и в Европе. Германцы считали белых коров священными, а жители Скандинавии свято верили, что весь мир сотворила гигантская корова Аудумбла.

Интересно, что даже Александр Македонский принимал непосредственное участие в разведении новых пород крупного рогатого скота. Из Индии в Македонию он прислал стадо в 23.000 голов азиатских горбатых коров зебу, для того чтобы их разводили в Греции. От этих некрупных, меланхоличных коров, скрещенных с воинственными высокорослыми турами стали выводиться все новые и новые породы, с каждым разом более уравновешенные и более продуктивные.

В наше время коровы ценны не только как кормилицы. Они могут даже послужить науке. Проследить исторический путь этрусков помогут… коровы, которых те привели с собой. Марко Пелличиа и его коллеги из Католического университета в Пьянченце проанализировали митохондриальную ДНК (передаётся только по материнской линии) современного поголовья крупнорогатого скота на всей территории Италии.

Оказалось, что 60 процентов коров Тосканской области в центре страны, где, как считается, возникла этрусская цивилизация, по своей ДНК очень близки к коровам, обитающим на территории Турции и других стран Ближнего Востока.

До сих пор не обнаружено никаких археологических или генетических следов этрусской культуры в странах, расположенных между Турцией и Италией отмечает Пелличиа. Учёные полагают, что этруски и их рогатый скот прибыли в Италию морским путем – этот народ славился своими мореходными навыками.

Как подтвердил генетик Марк Томас из Университетского Колледжа в Лондоне, крупнорогатый скот, который традиционно разводили в Европе, генетически отличается от тосканских коров. Таким образом, заключение сделанное исследователями, выглядит правдоподобно.

Учёным давно известно, что этруски отличалась своей культурой и технологическими достижениями от большинства государств Древнего мира – но до последнего времени для антропологов оставалось загадкой, кто они и откуда пришли на Аппенинский полуостров. Язык этого народа не принадлежит к индоевропейской группе, а генетические особенности этрусков не дают точной картины.

Древнегреческий историк Геродот утверждал, что этруски прибыли в Италию из Лидии - исторической области на территории современной Турции. Многие другие античные авторы (Гелланик Лесбосский, Фукидид, Дионисий Галикарнасский) также говорили о том, что этруски в свое время переселились в Италию из Малой Азии.
Знаменитый римский поэт Публий Вергилий в поэме «Энеида» впервые определенно связал этрусков с Троей, известной по бессмертному творению Гомера «Илиада» и голливудской эпопее с Брэдом Питтом в главной роли.

В своё время Рим был основан именно этрусками, и представители этого народа долгое время правили Вечным городом. Вергилий писал, что после сожжения греками Трои один из сыновей троянского царя Приама - Эней - с некоторыми из своих соплеменников пересек на кораблях Средиземное море и, высадившись в Италии, положил начало великой славе римлян. Эта идиллия длилась вплоть до изгнания последнего царя-этруска Тарквиния Гордого, после чего Рим превратился в республику.

Расцвет цивилизации этрусков пришёлся на период, начиная с 8 по 4 век до нашей эры. Они растворились в культуре Древнего Рима и исчезли, погребенные временем. Своеобразный язык этого народа был утерян, несмотря на то, что у римлян некоторое время считалось правилом хорошего тона знать его.

Хотя миф и оказался правдой, пока остаётся загадкой, что толкнуло предков этрусков в столь длинный вояж - Троянская война или какие-нибудь другие факторы. На этот вопрос не смогли ответить даже коровы.

Понравилась статья? Поделитесь ей