Контакты

Забытые профессии древней руси. Старинные, древние профессии наших предков. Викторина о профессиях. Выбор будущей профессии. Профориентация детей и школьников. Внеклассная работа Каменных дел мастера

Древние ремесла Руси — один из столпов, на которые опирается самобытная культура нашего государства. Свое начало они берут в первобытном обществе, когда вся деятельность была коллективной, а орудия труда — самыми простыми. Однако уже в те времена нашим предкам было свойственно стремление к красоте. Создаваемые совместно орудия и предметы быта украшались орнаментом, им придавалась особая форма. Как правило, все, как сказали бы сейчас, декоративные элементы обладали магическими свойствами: оберегали, притягивали удачу. Восточные славяне были схожи в этом плане с прочими племенами. Отличали древние ремесла Руси особые техники и приемы, самобытные мотивы. Ко времени создания Киевского государства наши предки уже были мастерами во многих видах прикладного искусства.

Кузнец — ремесленник и колдун

О том, какие древние ремесла на Руси пользовались особым почетом, нетрудно понять по многочисленным сказаниям, легендам и поговоркам. Часто в историях встречается кузнец, изготавливающий герою чудо-меч, нередко он наделяется магическими способностями и мудростью.

Обработка металла на Руси действительно была одним из самых востребованных умений. Она одна из первых выделилась в самостоятельное ремесло. Кузнеца почитали и уважали, а железо считалось материалом обережным, способным при правильной обработке и почтительном к нему отношении защищать своего хозяина не только от злых людей, но и от нечистой силы.

Развитие ремесла в Киевской Руси достигло поразительных высот: нашим предкам были известны практически все современные типы обработки металлов. Чаще всего из них применялась ковка, филигрань, чернь, литье и чеканка.

Тонкое искусство

Отдельного упоминания достойно ювелирное дело. В нем на Руси также достигли значительных высот. Излюбленными техниками были уже названные филигрань (скань), чернь, а также зернь и эмаль (финифть). Творение мастеров времен Киевской Руси и позже порой поражают. Например, финифть напоминала мозаику с настолько тщательно прописанным рисунком, что в глазах запечатленных героев можно было различить темный зрачок и светлый белок. Создавались подобные картины из кусочков цветного стекла. Их толкли и смешивали с небольшим количеством воды. Полученной массой заполняли детали изделий и затем их несколько раз запекали. В результате эмаль сплавлялась с металлом.

Металлические кружева и брызги

Скань представляла собой ажурный орнамент из тончайшей золотой или серебряной проволоки. В такой технике изготавливали различные украшения, шкатулки и некоторые другие предметы быта. Филигрань придавала им воздушность и особую легкость. Без преувеличения такие изделия можно назвать сделанными из металлического кружева.

Зернь также была частым украшением различных изделий. Она напоминала мельчайшие капли, разбрызганные по поверхности украшения. Мастерство умельцев не знало границ: толщина шариков часто не превышала 0,4 мм.

Чернь представляла собой сплав серебра с серой. При изготовлении украшений на металлической заготовке процарапывался рисунок. Затем все заливали чернью и отправляли запекаться. Под действием высокой температуры сплавы соединялись, рисунок заполнялся смесью серы и серебра. После мастеру нужно было лишь удалить лишние участки черни. Получавшиеся изделия отличались контрастом благородного блеска металла и матовой поверхностью рисунка.

Работа с глиной

Вторым по времени появления после обработки металла на Руси было гончарное ремесло. Первоначально посуду и прочую утварь лепили вручную. Однако ремесла на Руси развивались быстро, и в 9—10 вв. славяне уже использовали гончарный круг. В результате глиняные изделия распространились по всему государству. Гончарные мастерские перестали быть редкостью. Каждая из них создавала изделия, чем-то отличные от творений других ремесленников. Мастера придерживались, выражаясь современным языком, собственного стиля. Различия могли касаться технологических моментов: температуры и времени обжига, состава глины, — или же декора: используемых цветов, особенностей формы, разными дополнительными украшающими элементами.

Ремесла на Руси с принятием христианства стали развиваться согласно православным канонам. Гончары, кроме традиционных игрушек и посуды, стали изготавливать различные предметы, необходимые для церкви, и изразцы — декоративные плитки, которые использовались в качестве отделки.

Живой материал

Древние ремесла Руси трудно себе представить без резьбы по дереву. Она также возникла у наших предков очень давно. Резьбой украшались игрушки и мебель, предметы интерьера и жилища. Дерево считалось теплым, живым материалом. Как и металл, оно было способно защитить, уберечь от беды, поэтому деревянные изделия встречались в древнем государстве повсеместно. Огромную роль играла в этом и доступность материала. Из дерева строились жилища, изготавливали прялки и веретена, игрушки и колыбели, сани и дуги. Во все времена на Руси к нему относились с большим почетом. Мастер старался понять душу, заключенную в кусочке древесины, и, создавая обиходный или священный предмет, максимально раскрыть ее, не добавляя лишнего от себя.

Самыми искусными резчиками считались новгородцы. На территории древнего города некоторое время назад был найден впечатляющий памятник деревянного зодчества: одиннадцатиметровая колонна, датируемая 11 веком. По всей длине ее украшает резьба, мотивы которой ни разу не повторяются.

Забытые приемы

Как это часто бывает, с появлением новых материалов и технологий устаревшие знания отходят на второй план, иногда полностью теряются, иногда остаются лишь в виде редких изделий, не разрушенных временем. Многие ремесла Киевской Руси обеднели именно таким образом. Например, сегодня мало кто знает, что резьба по дереву, встав на службу христианства, использовалась не только для создания внутреннего и внешнего убранства интерьеров церквей. Мастера изготавливали иконостасы и киоты — это довольно известный факт. Во времени затерялось искусство деревянной иконописи. О создании изображений святых с помощью резьбы по дереву сегодня известно очень мало.

Каменных дел мастера

Ремесла на Руси были связаны с самыми разными материалами, распространенными на территории Кроме уже названных, мастера использовали камень. Изделия из него не уступали по изяществу и красоте деревянным творениям. украшались здания, чаще всего построенные из белого известняка, шифера или мрамора. Редко она встречалась на более мелких предметах. На Руси были распространены костяные гребешки, а также иконы. Мастера трудились над созданием небольших изображений святых. Такие иконки можно было носить на шее, подвесив на ремешок. Нередко резьба по камню дополняла церковные изразцы.

Положение мастеров

Древние ремесла на Руси ценились неодинаково. Их делили на две группы. К почитаемым относились ювелирное (златокузнечное), иконописное дело и некоторые другие. К числу «грязных» принадлежало, например, гончарное.

В большинстве случаев мастера трудились на заказ. Ремесленники принадлежали при этом к разным слоям общества. В городах можно было встретить свободных мастеров. Они занимались кузнечным, ювелирным делом, чеканкой и иконописью. В княжеских и боярских дворах, вотчинах и поместьях жили зависимые ремесленники, холопы. Разных мастеров можно было встретить и в монастырях.

Творения женских рук

Именно в монастырях более всего развивались такие древние ремесла Руси, как шитье и ткачество. Ими занимались женщины. Изделия мастериц того времени и сегодня удивляют своей красотой. Ткани изготавливали из конопли, льна или шерсти. Процесс производства материи стал значительно легче после появления горизонтального ткацкого станка. Произошло это на рубеже 12 и 13 веков.

Распространенным видом женского рукоделия было узорное ткачество: браное, вышивка по холсту, «шелковое пяличное дело» (вшивка с применением пялец) и так далее. Мастерицы украшали различными узорами и предметы быта. Древнерусское шитье нередко вывозилось купцами в другие страны. Там оно также пользовалось всеобщим восхищением.

Временный упадок

Период расцвета в истории чаще всего сменяется годами, а иногда и веками увядания. Именно в таком состоянии находились ремесла Руси 14 века, во время наиболее прочного владычества монголо-татарских ханов. Многие мастера погибали во время сражений, в попытке отстоять родные города. Во время существования на Руси монголо-татарского ига практически полностью приостановилось развитие ювелирного дела, прекратилось производство эмали, скани и зерни. Не меньше пострадали и другие виды ремесла. Однако возрождение прикладного искусства началось уже в следующем, 15 веке.

Снова расцвет

Период с 15 по 17 век стал временем укрепления нового русского государства. Центром объединения княжеств была Москва. Древние ремесла, на Руси существовавшие снова стали набирать силу. Знать стремилась окружить себя изысканными предметами, роскошью и богатством. Ко двору князя, а затем царя, съезжались ремесленники, занимавшиеся резьбой по камню или дереву, ткачеством и вышивкой, ювелирным делом.

Развитие получают и товарно-денежные отношения. В результате ремесла на Руси в 16 веке становятся основным источником дохода для жителей многих городов. Постепенно формируются кустарные художественные промыслы. Самым древним среди них считается возникший в 16—17 веках в Троице-Сергиевом монастыре. Здесь мастера занимались резьбой по дереву и кости, а чуть позже возник и игрушечный промысел.

Звезда мировой величины

После 15 века активно стали развиваться практически все ремесла на Руси. Для детей особенно знакомы среди них хохломская роспись и дымковские игрушки. Эти виды художественных промыслов и сегодня пользуются большой популярностью, причем не только у нас, но и за рубежом.

Хохломой обогатил ремесла на Руси 17 век. Этот вид росписи использовался для украшения различной и мебели. Хохлома хорошо узнаваема благодаря традиционной цветовой гамме: красный, черный и зеленый на золотом фоне. У мастеров росписи были свои секреты. Например, для фона на деревянную заготовку наносился не золотой порошок, а смесь олова и серебра. Затем изделие покрывалось специальным составом и запекалось несколько раз в печи. Таким образом достигался желанный золотистый оттенок. Хохломская роспись всегда полностью покрывала изделие: дерева совсем не было заметно.

Яркие и неповторимые

Еще один знаменитый художественный промысел, берущий свое начало, по-видимому, в этот период, — это Название свое она получила по месту происхождения. Кировская слобода Дымково была знаменита своей красной глиной. Во всем мире нет изделий, подобных яркой и веселой игрушке. Интересно, что технология производства достаточно простая, и при желании такую статуэтку можно сделать самостоятельно.

Ремесла Древней Руси не забыты и сегодня. Можно даже сказать, что они проходят новую стадию развития. Возрождается интерес к народным традициям глубокой древности: верованиям, костюму, обычаям и художественным промыслам. Ремесла активно изучаются как на соответствующих специальностях в университетах, так и самостоятельно. Рукоделие пользуется сегодня большим спросом, а потому мастера с удовольствием обращаются к традиционному ремеслу. Технология при этом претерпевает разнообразные изменения: используются новые составы, краски, основы и закрепители, в некоторых случаях — электрические приборы. С другой стороны, в отдельных случаях в целом сохраняется неизменным.

Нужно заметить, что изучение вопроса о том, какие ремесла развивались на Руси, важно для понимания самобытной русской культуры, помогает проникнуться ее духом. Возрождение интереса к этой теме свидетельствует об актуальности таких процессов. Можно сказать, что ремесла на Руси (фото изделий, во множестве наполняющие интернет, лишь подтверждают это) живы до сих пор и продолжают развиваться.

Древняя Русь в средневековом мире широко славилась своими умельцами. Поначалу у древних славян ремесло носило домашний характер - каждый выделывал для себя шкуры, дубил кожи, ткал полотно, лепил глиняную посуду, изготовлял оружие и орудия труда. Затем ремесленники стали заниматься только определенным промыслом, готовили продукты своего труда для всей общины, а остальные ее члены обеспечивали их продуктами сельского хозяйства, мехами, рыбой, зверем. И уже в период раннего средневековья начался выпуск продукции на рынок. Сначала он носил заказной характер, а затем товары стали поступать в свободную продажу.

В русских городах и больших селах жили и трудились талантливые и умелые металлурги, кузнецы, ювелиры, гончары, ткачи, камнерезы, сапожники, портные, представители десятков других профессий. Эти простые люди внесли неоценимый вклад в создание экономического могущества Руси, ее высокой материальной и духовной культуры.

Имена древних ремесленников, за малым исключением, нам неизвестны. За них говорят предметы, сохранившиеся от тех далеких времен. Это и редкие шедевры, и повседневные вещи, в которые вложен талант и опыт, умение и смекалка.

Первыми древнерусскими ремесленниками-профессионалами были кузнецы. Кузнец в былинах, преданиях и сказках является олицетворением силы и мужества, добра и непобедимости. Железо тогда выплавляли из болотных руд. Добыча руды производилась осенью и весной. Ее сушили, обжигали и везли в металлоплавильные мастерские, где в специальных печах получали металл. При раскопках древнерусских поселений часто находят шлаки - отходы металлоплавильного процесса - и куски железистой крицы, которые после энергичной проковки становились железными массами. Обнаружены и остатки кузнечных мастерских, где встречены части горнов. Известны погребения древних кузнецов, которым в могилы положили их орудия производства - наковальни, молотки, клещи, зубила.

Древнерусские кузнецы снабжали землепашцев сошниками, серпами, косами, а воинов-мечами, копьями, стрелами, боевыми топорами. Все, что необходимо было для хозяйства - ножи, иглы, долота, шилья, скобели, рыболовные крючки, замки, ключи и многие другие орудия труда и бытовые вещи, - изготавливали талантливые умельцы.

Особого искусства достигли древнерусские кузнецы в производстве оружия. Уникальными образцами древнерусского ремесла Х века являются предметы, обнаруженные в погребениях Черной Могилы в Чернигове, некрополей в Киеве и других городах.

Необходимой частью костюма и убора древнерусского человека, как женщины, так и мужчины, были различные украшения и амулеты, сделанные ювелирами из серебра и бронзы. Именно поэтому частой находкой в древнерусских постройках являются глиняные тигельки, в которых плавили серебро, медь, олово. Затем расплавленный металл разливали по известняковым, глиняным или каменным формочкам, где был вырезан рельеф будущего украшения. После этого на готовое изделие наносился орнамент в виде точек, зубчиков, кружочков. Различные привески, поясные бляшки, браслеты, цепочки, височные кольца, перстни, шейные гривны - вот основные виды продукции древнерусских ювелиров. Для украшений ювелиры использовали различную технику - чернь, зернь, скань-филигрань, тиснение, эмаль.

Техника чернения была довольно сложной. Сначала готовилась «черневая» масса из смеси серебра, свинца, меди, серы и других минералов. Затем этим составом наносился рисунок на браслеты, кресты, кольца и другие ювелирные изделия. Чаще всего изображали грифонов, львов, птиц с человеческими головами, различных фантастических зверей.

Совсем других методов работы требовала зернь: маленькие серебряные зернышки, каждое из которых в 5-6 раз меньше булавочной головки, припаивались к ровной поверхности изделия. Какого труда и терпения, например, стоило напаять 5 тысяч таких зернышек на каждый из колтов, что найдены при раскопках в Киеве! Чаще всего зернь встречается на типично русском украшении - лунницах, которые представляли собой подвески в виде полумесяца.

Если вместо зернышек серебра на изделие напаивались узоры из тончайших серебряных, золотых проволочек или полосок, то получалась скань. Из таких нитей-проволочек создавался подчас невероятно затейливый рисунок.

Применялась и техника тиснения на тонких золотых или серебряных листах. Их сильно прижимали к бронзовой матрице с нужным изображением, и оно переходило на металлический лист. Тиснением выполняли изображения зверей на колтах. Обычно это лев или барс с поднятой лапой и цветком в пасти. Вершиной древнерусского ювелирного мастерства стала перегородчатая эмаль.

Эмалевой массой служило стекло со свинцом и другими добавками. Эмали были разных цветов, но особенно любили на Руси красный, голубой и зеленый. Украшения с эмалью проходили сложный путь, прежде чем стать достоянием средневековой модницы или знатного человека. Сначала на будущее украшение наносили весь рисунок. Потом на него накладывали тончайший лист золота. Из золота же нарезали перегородки, которые припаивали к основе по контурам рисунка, а пространства между ними заливали расплавленной эмалью. Получался изумительный набор красок, игравший и блиставший под солнечными лучами разными цветами и оттенками. Центрами производства украшений из перегородчатой эмали были Киев, Рязань, Владимир...

А в Старой Ладоге в слое VIII века при раскопках обнаружен целый производственный комплекс! Древние ладожане соорудили вымостку из камней - на ней и были найдены железные шлаки, заготовки, отходы производства, обломки литейных форм. Ученые полагают, что здесь когда-то стояла металлоплавильная печь. Найденный тут же богатейший клад ремесленных инструментов, видимо, связан с этой мастерской. В составе клада двадцать шесть предметов. Это семь маленьких и больших клещей - они использовались в ювелирном деле и обработке железа. Для изготовления ювелирных изделий применялась миниатюрная наковаленка. Древний слесарь активно пользовался зубилами - их здесь найдено три. С помощью ювелирных ножниц резали листы металла. Сверлами проделывали отверстия в дереве. Железные предметы с отверстиями служили для вытягивания проволоки при производстве гвоздей и ладейных заклепок. Найдены также ювелирные молоточки, наковаленки для чеканки и тиснения орнаментов на украшениях из серебра, бронзы. Здесь же обнаружены и готовые изделия древнего ремесленника, - бронзовое кольцо с изображениями человеческой головы и птиц, ладейные заклепки, гвозди, стрела, клинки ножей.

Находки на городище Новотроицком, в Старой Ладоге и других поселениях, раскопанных археологами, говорят о том, что уже в VIII веке ремесло начало становиться самостоятельной отраслью производства и постепенно отделяться от сельского хозяйства. Это обстоятельство имело важное значение в процессе образования классов и создания государства.

Если для VIII столетия мы знаем пока лишь единичные мастерские, а в целом ремесло носило домашний характер, то в следующем, IX веке их число значительно увеличивается. Мастера производят теперь продукцию не только для себя, своей семьи, но и для всей общины. Постепенно укрепляются дальние торговые связи, различные изделия продаются на рынке в обмен на серебро, меха, продукты сельского хозяйства и другие товары.

На древнерусских поселениях IX-Х веков археологи раскопали мастерские по производству глиняной посуды, литейные, ювелирные, косторезные и другие. Совершенствование орудий труда, изобретение новой технологии делало возможным для отдельных членов общины в одиночку изготавливать различные вещи, необходимые в хозяйстве, в таком количестве, что их можно было продавать.

Развитие земледелия и отделение от него ремесла, ослабление родовых связей внутри общин, рост имущественного неравенства, а затем и появление частной собственности - обогащения одних за счет других - все это формировало новый способ производства - феодальный. Вместе с ним постепенно возникало и раннефеодальное государство на Руси.

На Руси железо было известно еще ранним славянам. Самый старый метод обработки металла - это ковка. Сначала древние люди били колотушками губчатое железо в холодном состоянии, чтобы «выжать из него соки», т.е. удалить примеси. Затем они догадались нагревать металл и придавать ему нужную форму. В X - XI веках благодаря развитию металлургии и других ремесел у славян появились соха и плуг с железным лемехом. На территории древнего Киева археологи находят серпы, дверные замки и другие вещи, сделанные руками кузнецов, оружейников и ювелиров.

В XI веке металлургическое производство уже имело большое распространение, и в городе, и в деревне. Русские княжества располагались в зоне рудных месторождений, и кузнецы почти повсеместно были обеспечены сырьем.. На ней работали небольшие заводики с полумеханизированным процессом дутья - мельничьим приводом. Первым сыродутным горном был обычный очаг в жилище. Специальные горны появились позднее. В целях пожарной безопасности их располагали у края городищ. Ранние печи представляли собой густо обмазанные глиной круглые ямы диаметром в один метр, вырытые в земле. Их народное название - «волчьи ямы». В X веке появились наземные печи, воздух в которые нагнетался с помощью кожаных мехов.

Меха раздувались вручную. И эта работа делала процесс варки очень тяжелым. Археологи до сих пор находят на городищах признаки местной выработки металла - отходы сыродутного процесса в виде шлаков. По окончании «варки» железа домницу ломали, удаляли посторонние примеси и ломом извлекали из печи крицу. Горячая крица захватывалась клещами и тщательно проковывалась. Проковка удаляла с поверхности крицы частицы шлака и устраняла пористость металла. После проковки крицу снова нагревали и снова клали под молот. Эта операция повторялась несколько раз. Для новой плавки верхняя часть домницы реставрировалась или строилась заново. В более поздних домницах передняя часть уже не ломалась, а разбиралась, и расплавленный металл стекал в глиняные емкости.

Но, несмотря на широкое распространение сырья, выплавка железа производилась далеко не на каждом городище. Трудоемкость процесса выделила кузнецов из общины и сделала из них первых ремесленников. В древности кузнецы сами плавили металл, а затем его ковали. Необходимые принадлежности кузнеца - горн (плавильная печь) для нагрева крицы, кочерга, лом (пешня), железная лопата, наковальня, молот (кувалда), разнообразные клещи для извлечения из горна раскаленного железа и работы с ним - набор инструментов, необходимых для плавильных и ковочных работ. Техника ручной ковки почти не менялась до XIX века, но подлинных древних кузниц истории известно еще меньше, чем домниц, хотя археологи периодически обнаруживают в городищах и курганах много кованых железных изделий, а в погребениях кузнецов их инструменты: клещи, молот, наковальню, литейные принадлежности.

Письменные источники не сохранили до нас технику ковки и основные технические приемы древнерусских кузнецов. Но исследование старинных кованых изделий позволяет историкам говорить о том, что древнерусским кузнецам были известны все важнейшие технические приемы: сварка, пробивание отверстий, кручение, клепка пластин, наваривание стальных лезвий и закалка стали. В каждой кузнице, как правило, работало два кузнеца - мастер и подмастерье. В XI-XIII вв. литейное дело частично обособилось, и кузнецы занялись непосредственно ковкой железных изделий. В Древней Руси кузнецом назывался любой мастер по металлу: «кузнец железу», «кузнец меди», «кузнец серебру».

Простые кованые изделия изготавливались с помощью зубила. Применялась также технология использования вкладыша и наваривания стального лезвия. К наиболее простым кованым изделиям можно отнести: ножи, обручи и дружки для ушатов, гвозди, серпы, косы, долота, шилья, лопаты и сковороды, т.е. предметы, не требующие специальных приемов. Их мог изготовить любой кузнец в одиночку. Более сложные кованые изделия: цепи, дверные пробои, железные кольца от поясов и от сбруи, удила, светцы, остроги, - уже требовали сварки, которую осуществляли опытные кузнецы с помощью подмастерья.

Мастера производили сварку железа, нагревая его до температуры 1500 град С, достижение которой определяли по искрам раскаленного добела металла. Зубилом пробивали отверстия в ушках для ушатов, лемехах для сох, мотыгах. Пробойником делали отверстия в ножницах, клещах, ключах, лодочных заклепках, на копьях (для скрепления с древком), на оковках лопат. Эти приемы кузнец мог осуществлять только с помощью помощника. Ведь ему необходимо было держать клещами раскаленный кусок железа, что при небольших размерах тогдашних наковален было нелегко, держать и направлять зубило, бить по зубилу молотом.

Сложным было изготовление топоров, копий, молотков и замков. Топор выковывали с применением железных вкладышей и навариванием полос металла. Копья ковали из большого треугольного куска железа. Основание треугольника закручивали в трубку, вставляли в нее конический железный вкладыш и после этого сваривали втулку копье и выковывали рожон. Железные котлы делали из нескольких больших пластин, края которых склепывались железными заклепками. Операция кручения железа применялась для создания винтов из четырехгранных стержней. Приведенный выше ассортимент кузнечных изделий исчерпывает весь крестьянский инвентарь, необходимых для постройки дома, сельского хозяйства, охоты и обороны. Древнерусские кузнецы X-XIII вв. владели всеми основными техническими приемами обработки железа и на целые столетия определили технический уровень деревенских кузниц.

Основная форма серпа и косы с короткой рукояткой были найдены в IX-XI веках. Древнерусские топоры претерпели значительное изменение и к X-XIII вв. обрели форму, близкую к современной. Пила в деревенском зодчестве не употреблялась. Для плотничных работ широко применялись железные гвозди. Их почти всегда находят в каждом погребении с гробом. Гвозди имели четырехгранную форму с отогнутым верхом. К IX-X веков в Киевской Руси уже существовало ремесло вотчинное, деревенское и городское. В XI век русское городское ремесло вступило с богатым запасом технических навыков. Деревня и город были до того времени еще совершенно разобщены. Обслуживаемая ремесленниками деревня жила небольшим замкнутым мирком. Район сбыта продукции был крайне мал: 10-15 километров в радиусе.

Городские кузнецы были более искусными мастерами, чем деревенские. При раскопках древнерусских городов оказалось, что почти каждый городской дом был жилищем ремесленника. С начала существования Киевского государства они проявляли высокое мастерство ковки из железа и стали самых различных предметов - от тяжелого лемеха и шлема с узорчатым железным кружевом до тонких игл; стрел и клепаных миниатюрными заклепками кольчужных колец; оружие и бытовой инвентарь из курганов IX-X вв. Помимо кузнечного ремесла они владели слесарным и оружейным делом. Все эти ремесла имеют некоторое сходство в способах обработки железа и стали. Поэтому достаточно часто ремесленники, занимавшиеся одним из этих ремесел, сочетали его с другими. В городах техника варки железа была более совершенна, чем в деревне. Городские кузницы, так же как и домницы, обычно располагались на окраине города. Оборудование городских кузниц отличалось от деревенских - большей сложностью.

Городская наковальня позволяла, во-первых, отковывать вещи, имеющие пустоту внутри, например, племя, втулки копий, кольца, а самое главное - она допускала применение ассортимента фигурных подкладок для поковок сложного профиля. Такие подкладки широко применяются в современном кузнечном деле при выковке кривых поверхностей. Некоторые кованые изделия, начиная с IX-X вв., носят следы обработки при помощи таких подкладок. В тех случаях, когда требовалась двусторонняя обработка, очевидно, применялись и подкладка и зубило-штамп одинакового профиля, чтобы поковка получалась симметричной. Подкладки и штампы применялись и при изготовлении боевых топоров.

Ассортимент молотков, кузнечных клещей и зубил у городских кузнецов был разнообразнее, чем у их деревенских собратьев: от небольших - до огромных. Начиная с IX-X вв. русские мастера для обработки железа применяли напильники. Древнерусские городские кузницы, слесарные и оружейные мастерские в X-XIII вв. имели: горны, меха, простые наковальни, наковальни с отрогом и вырезом, вставки в наковальню (различного профиля), молотки-кувалды, молотки ручники, молоты-секачи (для перерубания) или зубила, молоты-пробойники (бородки), ручные зубила, ручные пуансоны, клещи простые, клещи с крючьями, клещи малые, тиски (примитивного типа), напильники, точила циркульные. При помощи этого разнообразного инструмента, не отличающегося от оборудования современных кузниц, русские мастера готовили множество различных вещей.

В их числе сельскохозяйственные орудия (массивные плужные лемехи и сошники, плужные ножи, косы, серпы, топоры, медорезки); инструменты для ремесленников (ножи, тесла, долота, пила, скобели, ложкари, пуансоны и фигурные молоточки чеканщиков, ножи к рубанкам, кронциркули для орнаментации кости, ножницы и др.); бытовые предметы (гвозди, ножи, окованные ковчежцы, дверные пробои, скобы, кольца, пряжки, иглы, безмены, гирьки, котлы, очажные цепи, замки и ключи, корабельные заклепки, кресала, дужки и обручи ведер и др.); оружие, доспехи и сбруя (мечи, щиты, стрелы, сабли, копья, боевые топоры, шлемы, кольчуги, удила, шпоры, стремена, плети, подковы, арбалеты). Первоначальная полная замкнутость ремесленников начинает нарушаться.

Особое развитие получило производство оружия и военных доспехов. Мечи и боевые топоры, колчаны со стрелами, сабли и ножи, кольчуги и щиты вырабатывались мастерами-оружейниками. Изготовление оружия и доспехов было сопряжено с особенно тщательной обработкой металла, требовало умелых приемов в работе. Хотя и бытовавшие на Руси в IX-X веках мечи - в основном франкские клинки, археологи, тем не менее, в своих раскопках обнаруживают наличие ремесленников-оружейников в составе русских горожан IX-X веков. В ряде погребений были обнаружены связки кованых колец для железных кольчуг, часто встречающихся в русских дружинных курганах с IX века. Древнее название кольчуги - броня - часто встречается на страницах летописи. Изготовление кольчуг было трудоемким делом.

Технологические операции включали: ковку железной проволоки, сварку, соединение и клепку железных колец. Археологами обнаружено погребение кольчужного мастера X века. В IX-X веках кольчуга становится обязательной принадлежностью русского доспеха. Древнее название кольчуги - броня - часто встречается на страницах летописи. Правда, о происхождении русских кольчуг высказываются мнения о получении их или от кочевников или из стран Востока. Те не менее, арабы, отмечая наличие кольчуг у славян, не упоминают о ввозе их извне. А обилие кольчуг в дружинных курганах может свидетельствовать о том, что в русских городах работали кольчужные мастера. Тоже относится к шлемам. Русские историки считают, что варяжские шлемы слишком резко отличались своей конической формой. Русские шлемы-шишаки склепывались из железных клиновидных полос.

К такому виду шлемов принадлежит известный шлем Ярослава Всеволодовича, брошенный им на поле Липецкой битвы 1216 г. Он является прекрасным образцом русского оружейного и ювелирного дела XII-XIII веков. Традиция сказалась в общей форме шлема, но в техническом отношении он сильно отличается от шлемов IX-X веков. Весь корпус его выкован из одного куска, а не склепан из отдельных пластин. Это сделало шлем значительно более легким и прочным. От мастера-оружейника требовалось еще больше умения. Образцом ювелирной работы в оружейной технике XII-XIII веков является, как полагают, легкий стальной топорик князя Андрея Боголюбского. Поверхность металла покрыта насечками и на эти насечки (в горячем состоянии) набито листовое серебро, поверх которого нанесен орнамент гравировкой, позолотой и чернью. Овальные или миндалевидные щиты делались из дерева с железной сердцевиной и железными оковками.

Особое место в кузнечном и оружейном деле занимала сталь и закалка стальных изделий. Даже среди деревенских курганных топоров XI-XIII веков встречается наваренное стальное лезвие. Твердость стали, гибкость, легкая свариваемость и способность воспринимать закалку были хорошо известны еще римлянам. Но наварка стали всегда считалась труднейшим делом во всей кузнечной работе, т.к. железо и сталь имеют различную сварочную температуру. Закалка стали, т.е. более или менее быстрое охлаждение раскаленного предмета в воде или иным способом, тоже хорошо известна древним кузнецам Руси. Городское кузнечное дело отличалось разнообразием технических приемов, сложностью оборудования и множеством специальностей, связанных с этим производством. В XI-XIII веках городские мастера работают на широкий рынок, т.е. производство становится массовым.

Список городских ремесленников включает кузнецов по железу, домников, оружейников, бронников, щитников, мастеров по изготовлению шлемов, мастеров по изготовлению стрел, замочников, гвоздочников. В XII веке развитие ремесла продолжается. В металле русские мастера воплотили причудливую смесь христианских и архаичных языческих образов, сочетав все это с местными русскими мотивами и сюжетами. В технике ремесла продолжаются усовершенствования, направленные на увеличение массовости продукции. Посадские мастера подражают изделиям придворных мастеров. В XIII веке создается ряд новых ремесленных центров со своими особенностями в технике и стиле.

Но никакого упадка ремесла со второй половины XII века, как это иногда утверждается, мы не наблюдаем ни в Киеве, ни в других местах. Наоборот, культура растет, охватывая новые области и изобретая новые технические приемы. Во второй половине XII века и в XIII веке, несмотря на неблагоприятные условия феодальной раздробленности, русское ремесло достигло наиболее полного технического и художественного расцвета. Развитие феодальных отношений и феодальной собственности на землю в XII - первой половине XIII в. вызвало изменение формы политического устройства, нашедшего свое выражение в феодальной раздробленности, т.е. создании относительно самостоятельных государств-княжеств. В этот период кузнечно-слесарное и оружейное дело, ковка и штамповка продолжали развиваться во всех княжествах. В богатых хозяйствах все больше стало появляться плугов с железными лемехами. Мастера ищут новые приемы работы. Новгородские мастера оружейного дела в XII - XIII вв., применив новую технологию, стали изготовлять клинки сабель гораздо большей прочности, твердости и гибкости.

www.rodonews.ru/news_1294060368.html

Как жили в 19-м веке

Давайте представим Москву-матушку начала 19-го века, когда излюбленными местами прогулок москвичей были вокзал, Тверской бульвар и Пресненские пруды. Бульвар тогда в Москве существовал один - Тверской, засаженный березками, позднее их заменили липами.

На бульвар многие москвичи приходили каждый день. Аристократы гуляли, держа головные уборы под мышкой - мешала высокая прическа. Купцы и чиновный люд стояли рядами вдоль бульвара, не смешиваясь с аристократией. Богатые молодые люди ходили обыкновенно в очках, нередко сильно набеленные. нарумяненные и с насурьмленными бровями. У некоторых военных были искусственно увеличены плечи, чтобы казаться молодцеватее.

При Екатерине II простые люди летом разгуливали по Москве в халатах или рубахах, а зимою носили тулупы. Отличительным нарядом женщины простого сословия было покрывало, которое называлось накидкою. В праздничные дни все женщины появлялись на улице - старые усаживались на скамейке у ворот судачить. Зимою женщины и мужчины катались на коньках, катались и на салазках с гор. В Китайгороде, позади Мытного двора, была устроена такая гора известным Ванькой Каином.

Вечерами тешили бояр и богатых людей домашние песельники; рассказчики рассказывали сказки и прибаутки. Были в богатых домах свои шуты и шутихи, которые пустыми и нередко грубыми шутками и выходками веселили невзыскательных наших предков.

Модными тогда были домашние театры, где играли крепостные люди и сами господа-любители. Среди прочих славились два театра графа Шереметева - в Кускове и Останкине, графа Орлова - под Донским, Бутурлина и Мамонова - в Лефортове, у Мусина-Пушкина - на Разгуляе. Особенно был известен Апраксинский театр на Знаменке. Здесь играли все знаменитости, посещавшие Москву, давалась итальянская опера.

Москва всегда отличалась гостеприимством.

У смотрителя третьего казенного винного склада на Девичьем поле Музыченко собирались обыкновенно по субботам. Здесь можно было встретить массу праздношатающегося люда. Привратник казенного здания по виду определял гостей хозяина, и потому никогда не останавливал проходящую мимо него публику. Квартира Музыченко не знала никаких замков. Приходил, кто хотел и когда хотел. В столовой всегда стояла селедка с гарниром, хлеб, масло, салат, колбаса и неизбежная сороковка «под белой головкой». Если хозяев не было дома, то красовалась записка: «Кто хочет чаю - самовар на кухне. Уголь - в печурке под плитой. В духовке есть гречневая. Только закрывайте печурку, чтобы дух не вышел».

Как-то даже не верится, что все это было в теперешней суматошной, многомиллионной Москве, изгаженной изысканно-безобразной застройкой последних десятилетий, задыхающейся от пробок.

Что было, то было.

«ПРОФЕССИИ НАШИХ ПРЕДКОВ»

В Москве много переулков, названных по названиям профессий людей, живших в них. В Кожевническом переулке жили кожевники, в Колпачном - колпачники, в Плотниковом - плотники. Как ни странно, в Хамовническом переулке жили не хамы, а ткачи. А кто жил в Воротниковском переулке?

(Стражники, или «воротники». )

В Толмачёвском переулке в Москве жили раньше переводчики (толмачи), на Кузнецком мосту - кузнецы, в Колпачном переулке - колпачники, изготовлявшие головные уборы. А что производили на Верхней Болвановской улице?

(Болванки для шляп. Теперь эта улица называется Верхней Радищевской.)

В княжеские времена Киев был настоящим Городом Мастеров. Одной из наиболее почитаемых была профессия тех, кого называли «чародеями, работающими у горна». О какой профессии идет речь?

(Гончар - от слова «горньчар», т.е. «чародей, работающий у горна».)

Плотники на Руси были непревзойдёнными строителями. Без единого гвоздя им было под силу и церковь срубить, и мост навести. Но примерно с 10-го века стали возводиться и каменные сооружения. Из камня и кирпича ставили не только стены, но и дома. Название новой профессии произошло от стройматериала, из которого делался кирпич, - глины. В то время слово «глина» звучало как «зъдъ», или «зод». Как же стала называться новая профессия и сооружения, возведённые такими мастерами?

(Зодчий, который строил здание.)

Когда в 12-13 вв. истопники на Руси занимались своим обычным делом, их основной пищей была рыба. Почему?

(Потому, что истопниками тогда называли пиратов, от слова «топить» суда.)

Как при Петре I называли знаменосца?

(Когда-то на Руси называли знамя прапором. А при Петре I прапорщиком стали называть знаменосца.)

Представителя какой профессии на Руси называли «золотых дел мастер»?

(Ювелира.)

Во времена Екатерины II существовала профессия, люди которой выжигали с мундиров сусальное золото. Делалось это так: одежду клали на большие противни и засовывали в печь. Ткань истлевала, а золото стекало в приготовленные ведра. Сейчас название этой профессии в приложении к человеку приобрело крайне негативный оттенок. По словарю Ожегова, это плут, пройдоха, прижимистый человек. Что же это за профессия?

(Выжига.)

Почему на Руси купцы, торговавшие тканями, предпочитали нанимать продавцов маленького роста?

(В старину ткань измеряли локтями. Локоть - расстояние от локтевого сустава до среднего пальца. У маленького продавца локоть короче, денег за отрез ткани можно получить больше.)

Как называли торговца подержанными вещами: маклак или вахлак?

(Маклак.)

Кого в старину называли «офенями»: торговцев или женихов?

(Торговцев, в разнос продающих галантерейные товары, книжки, лубочные картинки.)

Коробейник на Руси занимался торговлей или изготовлением коробов из бересты?

(Торговлей. Вразнос продавал галантерейные товары, мелкие вещи, необходимые в крестьянском быту.)

По дороге от Посольского двора к Кремлю в свое время можно было зайти на так называемый вшивый рынок, где продавались разные старый вещи, там же сидели и представители некой профессии. Что же это за профессия, если немецкий путешественник Адом Олеарий вспоминал, что ходил по площади, как по мягкой обивке?

(Брадобрей, парикмахер - вся площадь была устлана волосами. )

Древняя Русь. Человек подходит к дубу, сосне или липе. В руках у него топор и специальный нож, на ногах древолазные шипы. Назовите его профессию?

(Бортник- человек, занимавшийся бо́ртничеством, от слова «борть» - дупло дерева. Бортничество - старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. )

В средние века в России профессия пряхи была одной из самых распространенных. Насчитывалось несколько десятков разновидностей прях, которые делали разные типы нитей для разных целей. Две самых основных специальности прях назывались основницы и уточницы. Что они делали?

(Делали нити для, соответственно, основы и утка. Уток - поперечные нити ткани, переплетающиеся с продольными - основой.)

Согласно словарю Даля, так издревле на Руси называли тех, кто шьёт одежду, простого крестьянского портного. А позже - дрянного людишку. Как же?

(Шваль.)

В каком российском городе установлен единственный в мире памятник бурлакам, чьим каторжным трудом богатело Поволжье?

(В городе Рыбинске, который в своё время получил неофициальный статус «столицы бурлаков».)

За какое из царских развлечений прежде отвечал егермейстер?

(За охоту.)

Как называют помощника мастера-ремесленника?

(Подмастерье.)

На Руси нерадивого ученика ремесленника могли запереть с инструментом и «посадить на хлеб и воду» на целый год. Скрасить его одиночество мог только четвероногий друг. Мастера, которые получались в результате такого обучения, были весьма искусны. Как говорили о тех из них, кто из-за голодухи поступал со своим другом в процессе обучения весьма не по-товарищески?

(«Съел на этом деле собаку».)

Как называется мастер, который занимается изготовлением бочек?

(Бондарь, или бочар.)

Каким именем называли в дореволюционной Москве всех дешёвых извозчиков?

(Ванька.)

Слугу в трактире называли половой или посудный?

(Половой.)

Как бы в Русском государстве до 18 века назывался наш нынешний бармен?

(Виночерпий. Это должностное лицо, ведавшее винными погребами, разливавшее и подносившее напитки на пиру.)

Раньше - это был купец, торговец, преимущественно иностранный. А сейчас - знакомый человек, которого вы принимаете в своём доме. Кто это?

(Гость.)

Какой российский живописец любил писать купцов, что своим предприимчивым умом славились, и купчих - холёных и дородных?

(Борис Михайлович Кустодиев.)

Раньше на Руси у каждого человека этой профессии был свой учитель. Право на самостоятельную работу ученик получал только после смерти учителя. Человек этой профессии жил обычно рядом с местом своей работы и нередко, поскольку жалование было маленьким, совмещал еще несколько профессий - был и трапезником, и могильщиком. Назовите эту профессию.

(Звонарь.)

Представителям какой старинной профессии угрожали такие две напасти как глухота и удары молнии?

(Звонарям.)

Догадайтесь, кого наши предки называли пестуном?

(Заботливого воспитателя. Пестовать - заботливо, любовно выращивать, воспитывать, а также нянчить.)

Переведите на современный язык слово «обережный», которое служило названием одной из профессий наших предков.

(Телохранитель.)

В сказке П.П. Ершова «Конёк-горбунок» читаем:

Спальник тут с полатей скок
И со всех что было ног
Во Дворец к царю пустился.

Кто такой «Спальник»?

(В русском государстве 11-17 веков - придворный, в чьи обязанности входило помогать Государю одеваться и раздеваться.)

Раньше этим словом называли служанку, выполнявшую грязную работу, а сейчас так называют замарашку, грязнулю. Что это за слово?

(Чумичка.)

Какое слово в старину было пренебрежительным названием писателя и журналиста (употреблялось оно в значении «писака»)?

(«Шелкопёр», от словосочетания «щёлкать пером».)

Как на Руси называли философа?

(Любомудр, любомудрие - философия.)

Клоуна или писаря раньше называли «паяц»?

(Клоуна.)

Кого в России в XVIII - XIX веках называли коновалом?

(Ветеринара, окончившего специальную школу.)

Толмач или басмач был на Руси переводчиком во время беседы и переговоров?

(Толмач.)

Кого в словаре Даля называют борзописцем: доносчика или стенографиста?

(Стенографиста. Сейчас так иронично называют человека, который пишет быстро, наспех и поверхностно.)

Раньше этим словом называли хозяина постоялого двора, а сегодня им называют работника, который поддерживает чистоту и порядок во дворе и на улице. Что это за слово?

(Дворник.)

Кого на Руси звали представщиками?

(Актёров.)

Фигляр в старину - это... Кто?

(Фокусник, акробат.)

Что на Руси, согласно Далю, делал рудомёт?

(Пускал кровь больным. Обычно эта обязанность ложилась на цирюльников.)

Чем занимался на Руси стряпчий: юриспруденцией, военным делом или кулинарией?

(Юриспруденцией.)

Представителя какой профессии в старину называли ваятелем? А зодчим?

(Скульптор, архитектор.)

Московский музей какого символа России стал возможен благодаря нелёгкому труду валяльщиков?

(Музей Валенка.)

Как называли работницу, занимавшуюся ручной стиркой?

(Прачка.)

Назовите профессию людей, которые, как правило, были уроженцами Финляндии, носили с собой большую ложку со складной ручкой и имели право бесплатно посещать бани в Петербурге 19-го века.

(Трубочисты. Ложкой с большой складной ручкой они выгребали золу из дымоходов. В Петербурге в 19-м веке 2/3 трубочистов были финнами. После революции они вернулись на родину.)

В Старом Таллине они честно выполняют все свои обязанности. Не забывая приносить счастье тому, кто к ним прикоснётся. Кто они?

(Трубочисты.)

«Без нас и род человеческий прекратится!» - отстаивала честь этой профессии Акулина Гавриловна в пьесе о похождениях Миши Бальзаминова. Что это за профессия?

(Сваха.)

Кого в России XIX века называли присяжный поверенный: адвоката или прокурора?

(Адвоката.)

Как в позапрошлом веке называли железнодорожников?

(Путейцами.)

Представители какой старинной профессии используют на работе в качестве подручных средств ёрш, гири и тросы?

(Трубочисты.)

Эта профессия довольно опасная. Действительно - по имеющимся данным в России из всех, кто занимался это нелегкой профессией, до пенсии дожило всего 60% (правда и они на заслуженный отдых не ушли). Сейчас у нас этой профессии нет. Что это за профессия?

(Царь. Из всех российских царей только 60% умерло от старости, остальным умереть помогли.)


Скажи, не стыдно ли, что на Святой Руси
Благодаря тебе не видим книг доселе?

К представителю какой профессии обращался А.С. Пушкин в этих строках?

(К цензору.)

Карманники как воры-специалисты появились только в XVII веке, после появления на одежде карманов. Кто же был профессиональным предшественником карманников в России?

(Мошенники. Они отрезали кошелёк - мошну.)

Как назывался бы наш министр обороны в Древних Афинах?

(Стратег. Он командовал в Афинах всеми войсками. Ими были Перикл, Фемистокл, Алкивиад.)

В Древнем Риме - учитель, обучавший детей азам языкознания - грамматик. Учитель чтения - литератор. Раб, сопровождавший детей в школу и из школы - педагог. А как в Древнем Риме называли учителя арифметики?

(Калькулятор.)

Сведения о простых людях древнего Рима мы черпаем главным образом из эпитафий. Сохранилось много надписей о гладиаторах, о различных ремесленниках. И только одна-единственная надпись донесла до нас сведения о представителе этой профессии. Звали его Фурием Филокалом, жил он в Капуе, как гласит эпитафия, «бедно и честно». Времена меняются, но и сейчас большинство представителей этой хорошо знакомой вам профессии живут бедно и честно. Назовите эту профессию.

(Школьный учитель.)

Как в Древнем Риме назывался учитель красноречия?

(Ритор.)

Вскоре после проведения в честь Зевса первой Олимпиады древности впервые в истории сформировалась служба «эллонодиков», прошедших нешуточную подготовку. Как зовутся их современные коллеги?

(Спортивные судьи, или арбитры. «Эллонодик» в дословном переводе - «греческий судья».)

Это одна из древнейших «профессий», но не самая древняя. В переводе с греческого название этой «профессии» - «пробовать», «испытывать». Нет - это не летчик-испытатель. Некоторые историки к представителям этой «профессии» относят Христофора Колумба, Васко да Гама и Фернандо Магеллана. Сейчас эта «профессия» переживает второе рождение. Назовите эту широко распространенную «профессию».

(Это «пират», от др. греч. peiran.)

В Древнем Риме была профессия «аргироскоп». Чем занимались люди этой профессии?

(Они проверяли «на зуб» монеты.)

В Древнем Риме насчитывалось до 7 тысяч профессионалов, востребованных и по сей день. Правда, тогда их обязанностью было в случае чего рушить дома. Ныне они делают именно это. Что?

(Заливают горящие здания водой и пеной. Это пожарные. А в те далёкие времена пожарные просто обрушивали дом, чтобы не дать огню распространиться дальше.)

Греки называли строителей архитекторами или зодчими?

(Архитекторами.)

Традиция этой профессии существует уже три века. Вначале ей владели только мужчины, но к XVIII веку женщины полностью вытеснили мужчин из этой профессии. С японского языка ее название переводится как «человек искусства». Что это за профессия?

(Гейша - профессиональная танцовщица и певица, приглашаемая для приёма и развлечения гостей.)

Как в средневековой Японии называли профессиональных шпионов, скрытно выполнявших сложное задание?

(Ниньзя.)

В середине XIX века широкое распространение получили арифмометры. Их обслуживали специально подготовленные люди, умевшие быстро и точно считать с помощью этого прибора. Скажите, как называлась профессия такого человека.

(Калькулятор.)

В этой статье мы обсудим вопрос и ответ в игре «Поле Чудес», который прозвучал для второй тройки игроков игры от 20 апреля 2018 года. В студии неизменный ведущий и художественный руководитель телепередачи Леонид Якубович и игроки второй части игры.

Все ответы в сегодняшней игре можно найти в рубрике «Телеигра» или в блоке похожих статей в конце этой статьи. Если не видно, то почистите кеш вашего устройства.

Как в старину на Руси называли мастера, который изготавливал сумки и кошельки? (Слово из 8 букв)

Как на Руси называли мастера изготавливающего сумки и кошельки?

Первые кошельки по своим размерам и по выполняемой функции скорее напоминали сумки. А на Руси такой мешок называли мошной и это слово впоследствии стало означать большое богатство. Появились и разговорные обороты речи: тряхнуть мошной (потратиться), набить мошну, тугая мошна. Кстати эти обороты речи встречаются и в нашей современной жизни, превратившись в поговорки.

Оказывается в старину на Руси мошенниками называли совсем не обманщиков или воров. Так назывались мастера, которые изготавливали мошну, то есть кошельки.

Правильный ответ на вопрос второго тура игры: мошенник (8 букв).

Русский народ никогда не сидел без дела, разве что в праздники позволял себе немного расслабиться.
Были на Руси профессии уважаемые и редкие, сложные и загадочные. Одни не дошли до наших времен, другие получили новое рождение, третьи и вовсе сгинули. Что же представлял собой рынок труда на Руси?

    Плевальщики
    Плевальщики зарабатывали себе на жизнь вовсе не тем, чем, возможно, вы подумали. Они сеяли репу. Почему плевальщики? Да потому что семена у репы очень мелкие, в одном килограмме - больше миллиона. Сеять обычным способом их просто невозможно. Вот и придумали выплевывать семена. Профессия эта была одной из самых почетных на Руси, а хорошие плевальщики ценились на вес золота.

    Дегтекуры
    На Руси эта профессия была довольно массовой. Дегтекуры гнали деготь из бересты. Деготь являлся универсальным средством, применяемым как для смазки осей колес, замков или сапог, так и для пропитки шпал и промазки нижних венцов деревянных срубов для защиты от влажности и воды. Но главное, для чего был нужен деготь, - это для производства черной (иначе русской) юфти, кожи особенной выделки с приятным смолистым запахом, которая шла на изготовление обуви и сбруи. Рядом с дегтекурами трудились смолокуры - они добывали смолу из хвойных деревьев при помощи перегонки.


    Ямщики и извозчики
    Профессия была настолько популярной, что оставила огромный культурный пласт в русском искусстве и литературе. Следует различать: ямщики - это вроде современных водителей междугородних маршрутов, а извозчики - водители городских такси. Ямщики перевозили не только людей, но и почтовые посылки и корреспонденцию, а также различные грузы, например товары для магазинов. В среде же извозчиков была своя классификация. Так, ваньки представляли услуги эконом-класса. В основном это были приезжие из деревень, не имеющие порой своего транспорта. Им приходилось брать и лошадь, и коляску в аренду. За поездку ваньки брали 30-70 копеек. Грузовое такси - ломовики - работали на лошадях-тяжеловозах. Люди состоятельные брали лихачей, у которых были сытые и красивые лошади плюс весьма удобные коляски. Лихачи оценивали свой труд уже в 3 рубля. Кроме частников работали и городские извозчики - «голубчики», или «резвые». Их легко было узнать по форменной одежде и номерному знаку. Заказать городского извозчика можно было на специальной бирже. Такая поездка редко обходилась дороже рубля.

    Косари
    Покос травы издавна воспринимался на Руси как общее дело. Однако основной «ударной силой» являлись все же косари - обычно очень сильные и выносливые мужчины. Если таковых было недостаточно, на покос выходили и женщины, и старики. К слову сказать, некоторые пожилые люди могли дать фору молодым парням. Косить начинали по первой росе, которая увлажняла траву и облегчала ход косы. Определенное положение рук, взмах косы, ее направление - в этой работе много тонкостей. От того, насколько хорошо трудится косец, напрямую зависело, какой продукт получат скотина в хлеву и человек на столе. Обычно во время кошения пели - дружно, весело, тем самым создавая нужный ритм работы, ведь если один из косцов замешкается - и до беды недалеко. Сенокос - один из самых популярных сюжетов в русском искусстве. Косить легко, скажете вы. Конечно, но только если речь идет не о кошении травы.


    Коробейники
    Коробейниками, ходебщиками или офенями называли торговавших по всей Руси крестьян. Свой товар (обычно различные полезные мелочи) они носили в больших лубочных коробах, отсюда и название - коробейники. Свое общество, свой кодекс, свое понятие о чести и даже свой сленг, который знали только люди этой профессии, отличали коробейников от многих других русских тружеников. Словообразование в языке офеней происходило различными способами: русские слова коверкались до неузнаваемости, заменялись в предложении заимствованиями из других языков, а зачастую и просто выдумывались. Отношение народа к офеням было различное. С одной стороны, офени зачастую были единственными источниками новостей, рассказчиками баек и сплетен, с другой - русский народ как-то всегда с недоверием относился к людям, предлагающим что-то купить.


    Скоморохи
    Царя при дворе развлекал шут, ну а людей на улицах и площадях забавляли скоморохи. Особенно любили скоморохи работать во время ярмарок и различных народных гуляний. Еще бы! Народ шел добрый, за хорошую шутку и шапкой новой мог одарить. Скоморохи были мастерами на все руки: и острословы, и музыканты, и певцы, и исполнители различных сценок. Народу нужны острые ощущения? Вот вам медведь! Хочется резкости да прыти? Скоморох готов неустанно выполнять всевозможные акробатические па. У каждого скомороха было свое амплуа: комедиант, потешник, ломака, шут. Как известно, власти не очень жаловали людей этой профессии, однако поймать скоморохов было достаточно сложно. На одном месте они не задерживались, кочуя из одного города в другой.


    Плакальщицы
    Без плакальщиц, или воплениц, на Руси не обходилось ни одно обрядовое действо, будь то свадьба или похороны. Профессионально плакать обучались с малолетства, ведь плач должен был иметь особенный мелодичный склад. Чем пронзительнее плакальщица стенала, тем большое вознаграждение в итоге получала. Если слезы по усопшему в большинстве случаев были родственниками проливаемы искренне, то не всем невестам, прощаясь с родителями, удавалось по-настоящему горевать по своей девичьей жизни. Вот и приглашались женщины, способные проливать слезы часы напролет, сопровождая плач различного рода причитаниями. Присутствовали плакальщицы и во время проводов рекрутов. Плакальщицы были обязательным атрибутом, их отсутствие, например, во время похорон считалось позорным.

    Горшечницы
    В те далекие времена гончарное ремесло целиком было в умелых женских руках. Особой красотой и изысканностью эти миски не отличались, но зато были сделаны своими руками, у каждой хозяйки своя мисочка. Каждая мастерица приправляла свою работу индивидуальным стилем и какой-нибудь причудой, будь то простой речной песок, красивые камешки, а кто побогаче - украшал поделку и мелким жемчугом. Кроме мисок для домашнего обихода мастерицы изготавливали игрушки для своих малышей, и даже глиняные бусы.


    Пастильщицы
    Чтобы помочь производителям этого воздушного лакомства, девушки подбирались очень крепкие и выносливые. Двум работницам приходилось двое суток непрерывно взбивать однородную массу из кислой антоновки. После чего крестьянки раскладывали пасту ровным слоем, чтобы та подсохла и ждали несколько суток пока яблочное пюре застынет, тогда нарезали это лакомство полосками. Это был достаточно тяжкий труд. Пастилу очень любил Лев Николаевич Толстой, его супруга даже придумала свой особенный рецепт,который пользовался большим успехом у близких и гостей дома, рецепт имел свое название - "Пастила Толстых".


    Наузницы
    Нередко в русском низшем фольклоре упоминается о всевозможной нечисти, которая путала конские гривы и пряжу. Издревле известны различные узлы, несущее как плохое, так и хорошее. Оказывается, были и женщины,большие мастерицы по этой части хитросплетений... Плелись ими обереги-лестнички, чтобы уберечь человека от худого, другие плетения могли приворожить или даже погубить напрочь. В шелковые или шерстяные веревки вплетались разные необычные предметы: кости,иглы, даже крылья летучих мышей. Такая магия считалась очень сильной и опасной для человека.


    Повитухи
    Такие женщины принимали в семьях новорожденных малышей, и после этого повитухе должно было оказывать почет и уважение всю жизнь. Иное поведение в народе это считалось грехом.Особенно хороших повитух в гроб клали в варежках, из одного уважения к их умелым и волшебным рукам. Мужчин в то время не подпускали к роженицам, поэтому повитухи весь процесс брали в свои руки. Они знали огромное количество древних молитв и заговоров, чтобы уберечь мать и новорожденного ребенка. Повитуха оставалась у молодой матери на сорок дней, помогала купать, лечить малыша, а главное вить. В старину пеленание называлось витьем! Вот такие существовали ремесла на Руси, для нас это интересные факты, а в то время эти ремесла конечно же были востребованными, и являлись важной частью жизни этих людей.

Понравилась статья? Поделитесь ей