Контакты

Принципы, функции и методы управления. Функции, принципы и методы управления предприятием Виды функции и методы управления

Впервые анализ процесса управления в виде набора нескольких функций, которые связаны между собой, провел А. Файоль. Он являлся основателем школы административного менеджмента.

На сегодняшний день данный анализ дает возможность объединения различных управленческих школ, применяя ситуационный подход к принятию управленческих решений. Ситуационный подход позволяет лучшим образом достигать цели предприятия посре6дством эффективной реализации управленческих функций.

Взаимосвязь функций и методов менеджмента обусловлена тем, что каждая функция, реализуемая на предприятии, является определенной совокупностью видов деятельности. Функции характеризуются однородностью целей, действий, субъектов, а также объектов управления.

Взаимосвязь функций и методов менеджмента не зависит от особенностей деятельности определенной организации, поскольку любая предпринимательская деятельность в том или ином виде вынуждена их реализовывать для обеспечения своей деятельности.

Взаимосвязь функций и методов менеджмента

Взаимосвязь функций и методов менеджмента не зависит от отрасли функционирования предприятия, его размеров или организационной структуры. При этом способы реализации функций управления (методы менеджмента) варьируются в соответствии с организационной спецификой.

Взаимосвязь функций и методов менеджмента характеризуется тем, что выбор соответствующих методов и инструментов управления должен осуществляться в процессе дифференциации управленческих функций. В этом случае в рамках каждой функции необходимо выделить задачи и виды деятельности, подлежащие регламентированию, при этом должны быть созданы процедуры и правила их исполнения.

Группы управленческих функций

В рамках разнообразных управленческих школ разных периодов времени отделилось большое количество соответствующих управленческих функций. Их наборы отличались друг от друга в зависимости от перечня и содержания каждой из них.

Наиболее общей классификацией системного характера является классификация управленческих функций, содержание которых зависит от деятельности любого предприятия, не зависимо от его особенностей и условий функционирования:

Функции могут быть:

  1. Общими,
  2. Социально-психологическими,
  3. Технологическими.

Особенности функций управления

Посредством общих функций менеджмента объединяются соответствующие стадии управленческого процесса. В этом случае взаимосвязь функций и методов менеджмента необходима для эффективного функционирования любого предприятия. С помощью функций менеджмента отражаются управленческие процессы всех уровней иерархии предприятия.

Социально-психологические функции управления включают в себя управление состоянием взаимоотношений в коллективах.

Технологические функции управления являются двумя ключевыми видами деятельности управленцев любого уровня управления. Некоторые классификации объединили социально-психологические функции с общими функциями управления.

Система функций менеджмента

Не зависимо от классификации, совокупность управленческих функций является системой, поскольку функции связаны между собой, оказывая взаимное влияние на реализацию, дополняя друг друга для достижения общей организационной цели.

Система функций управления дает возможность определения самых подходящих методов и инструментов с целью выполнения соответствующих управленческих действий.

Система функций управления включает в себя три уровня управления, каждый из которых состоит из определенных управленческих методов. Общий менеджмент представляет собой реализацию общих управленческих функций посредством формализации требований к процессу и работникам, включая создание политики управления, развития и инноваций.

Управление организационной структурой включает в себя деятельность, имеющую отношение к вопросам организации бизнеса, его связям с другими организациями, а также реконструкции или ликвидации при необходимости.

Конкретные области управления включают в себя маркетинг, исследования, производственный процесс, управление кадрами, финансовый менеджмент и др.

по курсу «Менеджмент»

по теме: «Принципы, функции и методы управления»


1. Принципы управления

Управленческая деятельность основывается на использовании специальных принципов управления.

Принцип - это основное правило, требование, идея управления и его основа.

Основные принципы определяют философию и стратегию руководства предприятием и его звеньями. Следование принципам управления служит залогом высокого качества управленческого решения и, следовательно, высокой эффективности управления.

С учетом выработанных принципов корректируются цели деятельности предприятий, уточняются приоритеты, формулируется его политика, разрабатываются методы. Реализация принципов, целей, приоритетов и политики предприятий осуществляется с помощью соответствующих рабочих методик, инструкций, положений, нормативов. Последние формируют механизм управления организацией.

Демократический принцип распределения функций управления основан на методах и правилах общественного разделения труда. В соответствии с этими правилами за каждым органом и лицом хозяйственного руководства, начиная с директора завода и заканчивая производственным бригадиром, закрепляется определенная часть управленческой работы (функция). Различные по содержанию управленческие функции необходимо распределять таким образом, чтобы каждый делал свое дело, которое знает и за исполнение которого отвечает.

Принцип научной обоснованности методов и правил управления предполагает, что методы, формы и средства управления должны быть строго научно обоснованы и выверены практикой. Производство - это та среда, где на основе законов природы и общественного развития выводятся законы производства. Последние действуют так же неизбежно, как и законы природы. Именно поэтому знание законов производства для каждого специалиста в такой же мере необходимо, как и знание законов физики и биологии.

Необходимость принципа эффективности управления связана с многовариантностью путей достижения одной и той же поставленной цели. Руководство организаций находится в постоянном поиске эффективных решений во всех сферах деятельности. В условиях свободного рынка руководитель обязан постоянно быть в поиске и даже рисковать, чтобы не отстать от своих конкурентов. На практике доказано, что порой лучше не принимать никакого решения, чем принимать необдуманное и неправильное. Чем выше уровень управления, на котором принимается решение, тем более тщательно, при прочих равных условиях, они должны быть обоснованы. После принятия управленческого решения должны приниматься организационные, административные и экономические меры по его реализации и контролю за ходом его исполнения.

Принцип совместимости личных, коллективных и государственных интересов связан с характером производства. Часто хозяйственные организации размещаются в населенных пунктах и используют местные природные ресурсы. Естественно, они не должны допускать загрязнения водного и воздушного бассейнов, нерационального использования выделяемых им природных ресурсов. Экономически оправданно, что за эксплуатацию указанных ресурсов организации обязаны вносить соответствующую плату. Кроме того, организации не могут решать ряд проблем без помощи государственных и местных органов власти. Многие хозяйственные организации и целые отрасли нуждаются в государственной поддержке. Местные органы власти в целях максимальной эффективности хозяйственной деятельности и соответственно всей экономики обязаны проявлять заботу о занятости населения, следовательно, и о развитии предприятий, размещенных на подведомственной территории.


2. Функции управления

Менеджмент как процесс управления организацией применяется во всех сферах деятельности организации. Спектр выполняемых управленческих действий настолько широк, что в теории управления принято объединять их в отдельные виды.

Под функцией управления понимают обособившиеся виды управленческой деятельности, различные направления управленческого воздействия управляющей системы на управляемый объект.

Впервые функции управления выделил Анри Файоль (1841 - 1925). Среди них можно назвать следующие операции:

технические (производство, выделка и обработка);

коммерческие (покупка, продажа, обмен);

финансовые (привлечение средств и распоряжение ими);

страховые (страхование и охрана имущества и лиц);

учетные (бухгалтерия, калькуляция, учет, статистика и т.д.);

административные (предвидение, организация, распорядительство, координирование и контроль).

В настоящее время выделяют следующие функции управления:

прогнозирование - определенная система вероятностной оценки характера изменения целей и возможных направлений развития управляемого объекта в соответствии с имеющимися ресурсами организации;

планирование - это центральная функция управления. Планирование предполагает постановку целей и задач системы управления и организации в целом путем определения метода и средств их достижения. Эта функция пронизывает все виды управленческой деятельности и стадии процессов структурных звеньев любой организации. В условиях рынка планирование становится непрерывным, циклично повторяющимся процессом разработки эффективных путей и методов развития и функционирования организации;

организацию - определение и распределение объема работ по реализации поставленных целей с учетом характера взаимоотношений между управленческими и производственными звеньями по созданию условий для достижения целевой функции фирмы (компании);

регулирование - предвидение и устранение возможных отклонений в ходе протекающего процесса от основных показателей. Эта функция направлена на обеспечение запланированной согласованности и пропорциональности развития и функционирования отдельных элементов управляемого объекта;

мотивацию - побуждение работника к активной деятельности по достижению целей организации с помощью системы стимулов. Данная функция основывается на удовлетворении сложной структуры потребностей человека в соответствии с действием закона о возвышении потребностей;

координацию - необходимое согласование действий в работе всех структурных элементов организации. Имеет целью обеспечение ритмичности и непрерывности для достижения эффективности взаимодействия всех звеньев управления;

контроль - проверка количественного и качественного соответствия планируемого процесса ранее запланированным заданиям, решениям, нормам и показателям;

учет - накопление и анализ итоговых данных за определенный временной период. Благодаря этой функции можно совершенствовать систему управления с учетом знаний прошлых лет. Контроль и учет служат средствами обратной связи в управлении.

3. Экономические методы управления

Управленческая деятельность осуществляется с помощью комплекса методов управления.

Метод управления - способ воздействия управляющего субъекта на управляемый объект. Метод управления также представляет собой основу мотивации человека для целенаправленного воздействия на процесс труда. В данном случае мотивация носит сложный комплексный характер. Состав этого комплекса и приоритет различных видов мотиваций зависят от уровня развития общества и конкретных людей, вступающих во взаимозависимые отношения.

Экономические методы управления представляют собой комплекс способов и приемов управленческого воздействия, основанный на использовании объективных экономических законов и системы взаимосвязанных экономических показателей, норм и нормативов. Экономические методы управления строятся на следующих экономических законах:

Регулировании спроса и предложения;

Законе стоимости, учете потребностей общества, коллектива и личности.

Основное содержание экономических методов заключается в соизмерении затрат производства и результатов деятельности организации. Экономические методы играют роль мощного стимулятора созидательной активности работников (рациональное использование всех видов ресурсов, внедрение достижений науки и передового опыта). При помощи экономических методов управления создаются необходимые условия, которые призваны заинтересовать людей в достижении эффективных результатов своей деятельности.

К экономическим методам управления относят следующие:

коммерческий расчет. Данный метод управления основан на том, что в большинстве случаев хозяйственные отношения между отдельными подразделениями строятся на основе трансфертных цен, которые отражают переход продукта в границах собственности предприятия. В данном случае продукт является лишь по форме товаром, не будучи им по содержанию. Подобные цены устанавливаются в рамках такой политики ценообразования, которую проводит руководство организации. Данный метод управления основан на минимизации затрат на всех промежуточных стадиях производства конечного продукта организации. На основе правовых отношений между подразделениями организации определяется ответственность за качество и количество продукции, сроки поставки;

цены и ценообразование. Цена оказывает значительное управленческое воздействие на организацию, как на «входе» (цена на ресурсы), так и на «выходе» (цена на продукцию организации). В зависимости от того, каков уровень цен, определяется и корректируется система целей организации, выбираются эффективные стратегии поведения;

финансирование. Данный метод управления реализуется в качестве инструмента финансовой политики - это обеспечение всех подразделений необходимыми финансовыми ресурсами. Формирование финансовых ресурсов происходит за счет: собственных и приравненных средств; мобилизации на финансовом рынке средств; средств, поступающих в порядке перераспределения;

кредитование. Развитие этого метода управления связано с развитием сети коммерческих банков. Механизм метода основан на возрастающей роли перераспределения кредитных ресурсов через кредитный рынок. В этой связи кредитное перераспределение децентрализуется все в большей мере. Кредит способствует улучшению состояния потребительского рынка;

налоговую систему. Данный метод управления особенно важен в рамках государственного управления. Путем установления налоговой повинности государство регулирует состояние экономики. Государство, устанавливая высокие ставки налогов, способствует снижению деловой активности, а занижение ставок ведет к росту активности предпринимателей.


4. Административно-правовые методы управления

Административно-правовые методы управления представляют собой совокупность средств юридического (правового и административного) воздействия на отношения людей в процессе выполнения ими возложенных на них функций в рамках организаций различных видов.

Основу административно-правовых методов составляют:

система законодательных актов страны и региона - федеральные (государственные) законы, указы, постановления, государственные стандарты, положения, инструкции, методики и другие документы, утвержденные федеральными органами для обязательного применения на территории страны;

система нормативно-директивных и методических документов предприятия и вышестоящей организации, обязательных к применению;

система планов, программ, заданий (их срыв может нарушить стабильность работы всего коллектива).

В управленческой деятельности применение данных методов реализуется путем:

распоряжений - руководитель в произвольной форме указывает подчиненному, что именно тот должен (не должен) совершать в определенных условиях;

популяризации - акцент переносится с прямых указаний на инициативы, в которых руководитель проявляет активность, при этом приказы и наказания используются в крайнем случае;

делегирования полномочий - работнику передается право самостоятельного решения определенных задач и возлагается функциональная ответственность, в свою очередь руководитель сохраняет за собой общее руководство, которое не может быть делегировано;

участия в управлении - руководитель привлекает сотрудников к решению различных текущих вопросов, предоставив им все необходимые полномочия и возложив на них определенную ответственность. Этот метод целесообразно использовать там, где люди могут и желают самостоятельно работать.

Существуют следующие рычаги административно-правовых методов управления:

нормирование - деятельность по установлению норм и нормативов, которые определяют верхние и нижние пределы в различной деятельности;

регламентирование - деятельность по установлению правил, определению содержания и порядка выполнения организационной работы внутри системы;

инструктирование - деятельность по оказанию методической, организационной или информационной помощи при конкретной работе в рамках системы.

Формами административно-правовых методов управления являются:

краткосрочное распорядительное воздействие через единичные административные распоряжения;

данная форма призвана обеспечить четкое функционирование организационных систем, повседневную слаженную работу органов управления;

длительное распорядительное воздействие посредством административных актов долгосрочного действия, направленное на совершенствование организационных систем.

5. Социально-психологические методы управления

Социально-психологические методы управления представляют собой механизм воздействия на органы управления (коллектива) и людей через социально-психологические интересы.

Данные методы основаны на социальных отношениях, возникающих в процессе производства и влияющих на конечный результат деятельности организации. Рабочие коллективы успешно решают свои задачи в том случае, если имеется благоприятный «социальный климат» в коллективе. Доказано, что отношения партнерства более эффективны, чем отношения, основанные на административном принуждении. Механизм метода состоит в том, что имущественное неравенство может быть любым, но на работе сотрудники должны чувствовать себя партнерами. В случае нарастания социальных противоречий снижается рост производительности труда и уровня жизни.

Социально-психологические законы управления основаны на учете законов поведения людей в их деятельности:

человек объективно стремится достигнуть каких-либо результатов с минимальными затратами для себя;

каждый человек стремится действовать таким образом, что бы за этим последовало максимальное поощрение в приемлемой форме или минимальное наказание;

каждый человек делает только то, что требует структура управления, которая может реально наказать или поощрить его.

Социологические методы управления включают:

управление социально-массовыми процессами;

управление групповыми явлениями (новаторство, экономическое соревнование);

социальное нормирование;

социальное регулирование;

ролевые изменения;

социальную профилактику.

К психологическим методам управления относятся:

профессиональный отбор персонала (интервью, беседы, тесты);

гуманизация труда (борьба с монотонностью труда, функциональное использование музыки);

формирование эмоционально-эстетического фона деятельности коллектива (общее настроение коллектива, культура общения, внешний вид).

Использование социально-психологических методов управления осуществляется с учетом организационной культуры в рамках формальной и неформальной структур управления, которые органично сочетаются в сфере управления.

Формальная структура фиксирует производственно необходимые связи и отношения членов коллектива с помощью точно сформулированных и формально закрепленных прав, обязанностей, полномочий, ответственности.

Неформальная структура представляет собой связи и отношения, складывающиеся на основе симпатий, антипатий, сходства характеров, взаимопонимания, общности интересов в сфере производства и вне организации.

Социально-психологические методы используются для решения следующих задач:

повышения производственной и творческой активности членов трудового коллектива путем создания необходимых для эффективной трудовой деятельности условий;

формирования благоприятного социально-психологического климата, включающего элементы психологического и физиологического характера;

эффективного применения различных форм морального поощрения с использованием самодиагностики и самообучения;

воздействия на групповое сознание коллектива с целью формирования необходимой культуры деятельности, позволяющей достигать высокой результативности труда.


Список литературы

1. Журавлев П.В., Кулапов М.Н., Сухарев С.А. Мировой опыт в управлении М., 2007.

2. Кнорринг В.И. Искусство управления М., 2006.

3. Коротков Э.М. Менеджмент М.: Инфра-М, 2006.

4. Кравченко А.И. История менеджмента М., 2008.

5. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Менеджмент. М., 2007.

6. Орлов А.И. Менеджмент: Учебник. М., 2005.

7. Рябцев И.М. Менеджмент: Учебное пособие. Ростов-на-Дону, 2006.

8. Филонович С.Р. Основы менеджмента. М., 2005.

9. Чуйкин А.М. Основы менеджмента. М., 2005.

10. Ямпoльcкaя Д.О., Зонис М.М. Менеджмент: Учебное пособие С-Пб.: Нева, 2004.

Сущность и классификация функций управления. Функции управления – это виды деятельности, при помощи которых субъект управления воздействует на управляемую подсистему. Общие (основные) функции управления присущи всем организациям. К ним относится: планирование, организация, мотивация и контроль. Специальные функции связаны с осуществлением миссии организации и доминируют в управлении конкретными организациями. Частные функции связаны с осуществлением непрофильных (вспомогательных видов деятельности.

Общие функции управления. Планирование как форма управления предполагает четкую постановку целей и разработку и реализацию плана (или программы), обеспечивающего оптимальное достижение этих целей. Организация – это форма управления, создающая условия для эффективной деятельности людей на основе координации их усилий. Организация как согласование работы включает полномочия, делегирование и ответственность. Организация как построение аппарата управления предусматривает вертикальное и горизонтальное разделение управленческого труда и выбор типовой организационной структуры с учетом специфики производственного процесса, масштабов фирмы, имеющегося персонала и избранной стратегии развития. Мотивация как функция управления предполагает побуждение работников к действию для достижения их личных целей и целей организации. Содержательные теории мотивации акцентируют внимание на потребностях работников: теория А. Маслоу, теория Д. МакКлеланда, теория Ф.Герцберга. Процессуальные теории мотивации акцентируют внимание на процессе мотивации (теория В.Вума, теория справедливости, теория Портера-Лоулера.

Специальные и частные функции управления. Наряду с общими (или основными) существуют специальные и частные функции управления.

Специальные функции связаны с осуществлением миссии фир­мы и доминируют в деятельности определенных организаций. Так, миссия розничной торговой фирмы - реализация потребительских товаров.

Соответственно специальной функцией торговой фирмы будет коммерческая функция.

Наряду с промышленной и коммерческой функциями на про­мышленных предприятиях и в торговых организациях осуществляются такие частные функции, как маркетинг и инновации.

Маркетинг как частная функция фирмы помогает расширять поле деятельности и улучшать экономические показатели, создавал новые рабочие места и полнее удовлетворять спрос покупателей.

Маркетинг предполагает обоснованный выбор целей и стратегии функционирования и развития предприятия (организации), обеспечивающих наиболее эффективное сочетание различных товарных групп в рамках ассортимента производимой и реализуемой продукции.



Маркетинг базируется на комплексном подходе к увязке целей с ресурсами и возможностями предприятия (организации).

Маркетинговая деятельность предусматривает наиболее полный учет требований рыночного спроса и запросов потребителей, приня­тие обоснованных решений на основе много вариантных расчетов, изыскании наиболее выгодных каналов сбыта и его стимулирование.

Маркетинг как управленческая функция охватывает изучение спроса, установление верхнего предела цены товара (услуг) и рентабелыюсти, составление программ маркетинга по продуктам, оп­ределение конечных результатов хозяйственной деятельности фир­мы - валовых доходов, чистой прибыли, издержек обращения, оп­латы труда, уплаты налогов и процентов за кредит.

Инновации, являясь частной функцией управления, предполагает разработку новых товаров и услуг. Инновации - это, прежде всего, новые достижения в области технологии и управления предпри­ятиями.

Некоторые частные функции управления на предприятии (в ор­ганизации) обеспечивают материально-техническое снабжение, хо­зяйственное и инженерно-техническое обслуживание предприятий (организаций).

Сущность и классификация методов управления. Методы управления – это конкретные способы воздействия субъекта на объект управления. При помощи методов реализуются функции управления. Существуют экономические, организационно-распорядительные и социально-психологические методы управления.

Экономические методы управления. Экономические методы управления базируются на материальных интересах людей и используются на всех уровнях управления. Экономические методы, применяемые на макроуровне, это основные инструменты государственного регулирования экономики: национальные программы, государственные заказы, экономические (инвестиционная, финансово-кредитная, налоговая, таможенная и ценовая политика государства). Экономические методы, применяемые на микроуровне: внутрифирменное планирование и коммерческий расчет. Экономические методы, применяемые на уровне отдельного работника: заработная плата, дополнительные материальные поощрения, отрицательные стимула (штрафы, начеты и т.д.)

Организационно-распорядительные методы управления. Организационно-распорядительные методы управления основаны на властных и правовых мотивациях и позволяют повысить эффективность функционирования фирмы за счет лучшей организации управления. Различают методы мотивационного и распорядительного воздействия. К первым относят правовые методы, организационное нормирование, организационное стимулирование и инструктирование. Методы распорядительного воздействия – это приказы, распоряжения, указания и разъяснения.

Социально-психологические методы управления. Социально-психологические методы управления – это методы психологии, педагогики и других наук, изучающих человека и межличностные отношения. Задачи менеджмента, решаемые при помощи этих методов: диагностика профессиональной пригодности персонала; исследование психологического климата в коллективе; оценка отношения работников к стилю управления, инновациям и т.п.; активизация человеческого фактора и др. Основные группы социально-психологических методов, используемых в менеджменте: опрос; беседа; интервью; анкетирование; тестирование; включенное и открытое наблюдение.

Процесс управления носит циклический характер. Это значит, что он состоит из множества различных циклов, каждый из которых имеет свою продолжительность, свою сферу приложения, свои задачи и способы их решения. В самом общем виде отдельный цикл можно представить как отрезок управленческого процесса, включающий следующие звенья: получение и анализ информации, принятие управленческого решения, планирование деятельности об­разовательного учреждения, организацию работы по выполнению плана, учет, контроль и анализ результатов.

Первой функцией, с которой начинается управленческий процесс, является целеполагание и планирование. Целеполагание в управлении учреждением начального профессионального образования (УНПО) рас­смотрено в предыдущем параграфе. Планирование осуществляется на основе анализа работы коллектива и предполагает составление схемы работы, определение времени и последовательности ее выполнения, вы­деление ответственных исполнителей. Система планирования работы образовательного учреждения должна охватывать все стороны его дея­тельности и отвечать требованиям комплексности различных планов. Планы УНПО, будучи реальными, конкретными, предусматривающи­ми активное участие всех работников и учащихся в их выполнении, служат действительным фактором организации коллектива.

Вторая функция управления - организация. Заметим, что органи­зационно-административная деятельность не тождественна понятию деятельности управленческой, которая более широка и многогранна.

Административную деятельность мы можем рассматривать как часть организационной деятельности руководителя, связанную с распо­рядительством, выполнением текущих дел, оперативным решением вопросов, синхронизацией работы отдельных служб или работников образовательного учреждения, а также с составлением документов и т.д.

Третья функция - координация и регулирование. Она предус­матривает согласование действий педагогического коллектива, от­дельных работников и общественных организаций, устранение влия­ния негативных явлений и корректирование работы.

Четвертая функция управления предполагает учет работы учили­ща. Ведется количественный и качественный учет выполнения ме­роприятий и заданий, предусмотренных планами. Для учета исполь­зуются акты, протоколы заседаний, совещаний, документы по атте­стации работников, журналы анализа работы преподавателей и мастеров производственного обучения, поименная книга, журналы учета теоретического и производственного обучения. В особый раздел выделяется учет финансовой, хозяйственной и производственной де­ятельности училища.

Пятая функция включает в себя контроль и анализ работы. Сюда входит проверка и оценка состояния и результатов деятельности кол­лектива во всех ее аспектах; проверка выполнения принятых реше­ний и поручений, а также исполнения документов. К данной функ­ции относится и контроль за учебно-воспитательным процессом, вы­явление качественных и количественных показателей в работе коллектива, сравнение достигнутых результатов с намеченными це­лями. В ходе контроля и анализа реализуются обратные связи. На основе полученной информации принимаются новые решения, опре­деляются цели, намечаются планы.


Выделение указанных функций в управленческом цикле обуслав­ливается особенностями образовательного учреждения как управля­емого объекта. Их совокупность отражает все содержание процесса управления.


Функции управления учреждением начального профессионального образования не могут носить только административно-организационного характера. В них обязательно будет социально-психологический аспект.

Управление УНПО связано с определением способов влияния на коллектив, его звенья, на отдельных сотрудников и обучающихся. Речь идет о методах управления как совокупности приемов целенап­равленного воздействия субъектов управления на его объект. Исходя из целей управленческого воздействия по «содержательному принци­пу», все применяемые методы могут быть разделены на три группы: психолого-педагогические, организационно-распорядительные и экономические.

Психолого-педагогические методы - это определенные способы взаимодействия деятельности педагога и учащихся (при руководя­щей роли педагога), направленные на достижение целей обучения как средства образования и воспитания. К этой группе методов отно­сятся методы, связанные с убеждением, личным примером, примене­нием поощрений и наказаний, критики и самоконтроля, педагогиче­ские совещания, профессиональное общение, конкурсы, выдвижение перспективных линий, традиций, сотрудничество.

Организационно-распорядительные методы применяются с целью повышения ответственности членов педагогического коллектива, подготовки их к выполнению поставленных задач. К ним относятся: директива, распорядительство, регламентация, инструктирование, распределение обязанностей, единые требования.

Экономические методы - это способы материального стимулиро­вания результатов деятельности инженерно-педагогических кадров и учащихся, основанные на критериях оценки их труда.

Применение разнообразных организационно-педагогических мето­дов в самых различных сочетаниях зависит от условий функционирова­ния учебных заведений, профессиональной компетенции руководителя и обстоятельств. Задача руководителя состоит в том, чтобы выбрать наиболее эффективные методы с учетом конкретных условий.

С понятием методов управления тесно связано понятие о техноло­гии труда руководителя. Имеется в виду система последовательных операций и этапов в деятельности руководителя, а также система предписаний, методов, приемов и средств ее осуществления.

Конкретизация каждого этапа предполагает разработку целенап­равленной организационно-педагогической технологии решения со­ответствующей задачи. Это, в свою очередь, требует определенного уровня техники управления, организации работы руководителя. Сю­да можно отнести процедуры переработки информации и выработки организационно-педагогического решения; планирования и анализа результатов личной работы; распределения бюджета времени по на­правлениям деятельности; техническое оснащение и автоматизацию труда руководителя с применением персональных ЭВМ. Последнее особенно актуально в условиях развития информатизации. Примене­ние ПЭВМ в управленческой деятельности позволяет обеспечить:

399
I ___ .______________


1. Своевременность представления оперативной информации ра­ботнику, принимающему решение, с учетом его характера.

2. Своевременность представления аналитической информации.

3. Представление оптимального объема информации с достоверно­стью не ниже допустимого уровня.

Менеджмент, как сфера деятельности, предполагает по отношению к системе и ее частям три уровня решения управленческих задач.

1. Макроуровень (метауправление), включающий в себя проблемы самоорганизации системы управления. Это задачи целеполагания, стратегии развития системы управления в структуры и функций подсистем.

2. Управление эффективностью взаимодействия субъекта и объекта системы управления, выполнение общих функций управления по отношению к реально поставленным целям.

3. Управление деятельностью конкретных подсистем управления для достижения целей, лежащих на более низком уровне дерева целей, или, как говорят, выполнение конкретных функций управления.

Отсюда вытекают и основные функции систем управления:

1) макрофункции - разработка дерева целей системы управления, выработка общей политики поведения системы, разработка структуры - системы управления и направлений ее развития, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления;

2) общие функции управления - предварительное управление (планирование и прогнозирование конкретных параметров системы), оперативное управление (организация, мотивация, координация и регулирование) и заключительное управление или обратная связь (контроль, учет, анализ);

3) частные функции управления - организация работ по планированию и прогнозированию, техническая подготовка производства, организация производства, оперативное управление производством, организация работы с кадрами, материально-техническое снабжение, экономический анализ и т.д.

Так как теория управления предполагает необходимость системного подхода к решению управленческих задач, то применительно к предприятию (фирме) можно выделить поле и пространство выполнения функций управления. Пример поля выполнения функций управления показан на рис. 1.

Рис. 1. Поле управления

Пространство управления можно получить, если к плоскости поля управления добавить ось координат макрофункций управления.

Конкретные функции управления тесно связаны со спецификой предприятия и основными сферами его деятельности (общее управление, финансовое управление, производство, НИОКР, маркетинг). Например, реализация функций в области маркетинга включает:

Организацию сбора и обработки маркетинговой информации;

Выбор целевых рынков и их сегментирование;

Применение маркетинговых решений по продукту;

Выбор и взаимодействие с каналами товародвижения;

Продвижение товара;

Выбор и реализация ценовой политики;

Планирование и анализ эффективности маркетинговой деятельности.

При управлении НИОКР (инновациями) реализуются конкретные функции управления:

Организация инновационного процесса;

Выбор и реализация стратегии НИОКР;

Оптимальное распределение ресурсов на НИОКР;

Внедрение результатов НИОКР;

Защита результатов НИОКР.

К задачам планирования производства относят:

Выбор технологического процесса.

Таким образом, конкретные функции управления фирмой можно рассматривать как системные компоненты ее менеджмента

Методы управления. В социально-экономических системах управления применяют свойственные только им методы управления, под которыми понимают способы реализации функций управления или способы воздействия субъекта на объект управления. Их делят на три крупные группы методов:

Административно-правовые (организационно-распорядительные);

Экономические;

Социально-психологические.

Административные методы управления основаны на отношениях властности, юридически очерченных при формировании системы управления. Они включают в себя опору на законодательные и различного уровня подзаконные акты, на нормы и нормативы, официально действующие в пределах всего пространства управления.

Наиболее типичны проявления таких методов управления на уровне предприятия в виде приказов и распоряжений, норм и нормативов, правил и указаний.

Экономические методы управления основаны на возможности использования экономических отношений элементов социально-экономической системы в целях ее более эффективного функционирования и развития. Так, для предприятий (фирм) сюда относят формы организации заработной платы и материального стимулирования, подход к персоналу как совладельцам предприятия, способы участия работников в прибыли предприятия и т.д.

Социально-психологические методы управления учитывают социальные и психологические статусы людей, которые определяют их формальные роли в структуре и процессах управления. Например, на роль руководителя подразделения целесообразно назначать лицо, имеющее статус неформального лидера с определенными параметрами характера и темперамента, применение в качестве воздействия на коллектив предприятия таких категорий, как имидж фирмы, гордость за ее качественные и масштабные характеристики и т.п. Различное сочетание методов в пределах подсистем управления создает фоновый стиль руководства, который характеризуется доминирующим положением различных методов управления. Различают авторитарный, сопричастный и автономный стили руководства, которые по степени их контрастности подразделяют на соответствующие ряды (например, авторитарный делят на диктаторский, автократический, бюрократический, патриархальный и благосклонный).

Понравилась статья? Поделитесь ей