Контакты

Праздник день птиц в школе. Внеклассное мероприятие в начальной школе "день птиц". Рассказ о птицах

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРАЗДНИК

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ «ДЕНЬ ПТИЦ»

Пояснительная записка

Цель : систематизация знаний по охране окружающей среды; развитие любознательности, творческого воображения, коммуникабельности, ценностного отношения к природе родного края, приобщение к культуре родного края, воспитание любви к музыке, родной природе .

Задачи:

Формировать умения и навыки взаимодействия с природой, заложить основы природоохранительных навыков, обогащать жизненный опыт детей позитивным взаимодействием с окружающей средой;

Способствовать формированию у учащихся доброты, экологической культуры;

Обобщать и расширять знания детей о перелётных птицах;

Воспитывать любовь, бережное отношение к птицам.

Форма проведения: экологическийпраздник

Возраст : 7-10 лет

Метод проведения : словесный, наглядно-иллюстрационный

Оборудование : выставка рисунков, компьютер, проектор, презентация

Ход мероприятия

2.Стихи о весне

Весна идет!

Рассеялись туманы -

Кто знает, где теперь их пелена

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет!

В наш край идет весна!

Весна идет!

Уже расцвел подснежник -

Зовет весь мир очнуться ото сна

Снимают горы белые одежды.

Весна идет!

В наш край идет весна.

То вдруг прольется ливнем бурным,

То хлынет золотом с высот,

То облаком почти скульптурным

Себя у окон пронесёт.

А то распустит хвост павлиний

В нависшей капле дождевой,

Или доверчивый и синий,

Несёт по лужам яркий свет,

Над ним закат огни колышет,

А он не в силах отойти -

Старается как можно выше

Весь этот пурпур вознести.

И всё же, мраку уступая,

Вдруг вспомнит, отходя ко сну,

Как, серебром пересыпая,

Творят пернатые весну.

С приходом весны к нам возвращаются наши друзья - перелетные птицы. К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. День прилета птиц - весенний праздник школьников, который называют Днем птиц и отмечают в нашей стране с 1924 года. В этот день мы вспоминаем о наших друзьях и помощниках, готовим им новоселье. Сад без птиц - не сад, лес без птиц - не лес!

Птицы привлекают нас своим причудливым оперением, пением, движениями, полётом, и, конечно, загадочным образом жизни.

Характерное свойство подавляющего большинства птиц — способность летать. Птицы летают превосходно, благодаря особенностям перьев.

Перо — чудо искусства природы.

Птиц очень много, они отличаются по величине, окраске и повадкам.

Сегодня мы с вами познакомимся с птицами, которые весной прилетают к нам из теплых стран. С самых ранних теплых весенних дней до поздней осени они радуют нас своим оперением и, конечно, своим пением.

Всех перелётных птиц черней, (2 слайд)

Чистит пашню от червей.

Взад-вперёд по пашне вскачь.

А зовётся птица …(грач).

И кажется, весна в разведку

Послала птицу, и пригнувши ветку,

Ей грач дорогу верную открыл.

Все помнят, как поет эта птица? Давайте послушаем.

Что вы знаете о грачах?

Грачи прилетают одними из первых. Они не боятся холодов. И пока поля не освободились от снега, грачи вместе с воронами ищут зерно и остатки пищи у жилья человека. Потом начинают строительство гнёзд. Грач приносит прутики, а грачиха строит гнездо. Потом они меняются, но не оставляют гнездо без присмотра, иначе его займёт другая пара.

У грача тело около 40 см в длину, черное, с синим металлическим блеском. Крылья несколько уже, чем у вороны, оперение голеней слегка удлинено и как бы взлохмачено. Зимует на юге России. Грачи прилетают во второй половине марта. На Руси грачей всегда берегли, считая их первыми вестниками весны. Во время весенней пахоты грачи поедают в огромном количестве проволочника и других вредителей. Обычно обитает на полях, а также в больших городах.

А вслед за грачами прилетают птицы, название которых вы узнаете, когда отгадаете загадку.(

На шесте - весёлый дом

С круглым маленьким окном

Чтоб уснули дети,

Дом качает ветер.

На крыльце поёт отец -

Он и лётчик, и певец. (Скворец)

(5 слайд) Первыми прилетают самцы, а за ними, через несколько дней, самки. К их прилету самцы подыскивают скворечник, нередко выселив из домиков воробьёв. Устроившись, скворушка с увлечением громко поет, поджидая подружку.

Он прилетает каждый год

Туда, где домик ждет.

Чужие песни петь умеет,

Послушаем, как поёт скворец.

Порой почти одновременно со скворцами прилетают звонкие голосистые жаворонки.

Жаворонок

Так беззаботно, на лету

Он щедро сыплет трели,

Взвиваясь круто в высоту

С земли — своей постели.

Среди колосьев он живет.

Его домишко тесен,

Но нужен весь небесный свод

Ему для звонких песен.

(6 слайд) Размером полевой жаворонок немного превосходит воробья, но голова его более аккуратная, как бы точеная, грудь шире, а крылья длиннее. Окраска у жаворонка цвета пожухлой травы и бурой земли. Жаворонки – перелетные птицы, но улетают на зимовку относительно недалеко и одними из первых возвращаются весной назад.

(7 слайд)

Найдет жаворонок ямку где-нибудь в поле, поросшем реденькой травой, — вот и гнездо. Такие же гнезда-ямки у перепелки среди лугов и у серой куропатки в полях. Но среди птиц много и искусных строителей.

В нашей стране на побережьях озер и рек обитает маленькая птичка обыкновенный ремез . Ее гнездо, подвешенное над водой, имеет вид мешочка, к которому приделан трубообразный вход в гнездо. Гнездо строят совместно самец и самка из пуха растений — ивы, тополя, осины, рогоза. Ремез подвешивает гнедо при помощи крепких волокон крапивы

Обыкновенный ремез — один из лучших пернатых строителей. Его гнездо — образец совершенства. По форме похожее на рукавицу, искусно подвешенное на тонкой поникшей веточке, оно не может не вызвать чувства удивления и восхищения. Вход в домик ремеза сделан сквозь «большой палец рукавицы», а висит этот домик, как правило, прямо над водой. Если ремез строит его далеко от водоема, то гнездо расположено высоко от земли. Для того, чтобы построить такое гнездо, ремезу требуется около двух недель

Нелегко строить гнездо камышевке, как правило, оно висит на трех стеблях тростника.

Кроха, птичка камышевка,

Своё гнёздышко вьёт ловко,

В тёмной заросли кустов

Строит домик для птенцов.

Смотрим: носит в клюве пташка

Мух, козявочек, букашек…

Осторожно поглядим:

Сколько?

Два или один?

Там.открытый жёлтый рот!

угощенья птенчик ждёт!

Рядом – и второй! и третий!

Камышевки нашей дети!

Мы закроем гнёздышко

Веточкой смородины…

Сбережём для птенчиков

Маленькую родину!

А вот о ком пойдет речь сейчас, отгадайте загадку.

(10 слайд)

Под крышей я леплю гнездо

Из комочков глины.

Для птенчиков стелю на дно

Пуховую перину. (Ласточка)

С юга ласточки явились,

Прилетели к нам с весной,

Хлопотливо закружились

Над беседкой вырезной.

Нривить-ти-вить-сную проворно,

День-другой, ещё денек, -

И под крышей узорной

Вырос ласточкин домок.

Слышен писк и щебет птичий.

Кто там смотрит из гнезда?

Мчатся ласточки с добычей -

Малышам нужна еда.

(11 слайд)

Прилетают ласточки в середине мая. Её легко узнать по чёрному оперению и белой грудке. И пьют и едят ласточки на лету: в их широко раскрытый клюв как будто сами залетают мухи и комары.

Что вы знаете о соловье?

( 12 слайд) Соловей - маленькая птичка размером с воробья, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Соловей – перелетная птица, зимующая в Восточной Африке.

Прилетает во второй половине мая начале июня. Ведет скрытный образ жизни и редко попадается на глаза, избегая человека. Держась в густых кустарниках, часто спускается на землю. Пение соловьев делает их желанными обитателями городских насаждений.

(13 слайд)

Кто эта птица?

Никогда

Не строит для себя гнезда,

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. Кукушка

Кукушка.

Я – важная птица, хотя и мала.

На сотни вопросов ответы дала!

Спросите меня: "Сколько жить на веку?"

А я вам отвечу: "Ку-ку да ку-ку…"

Порой притаюсь я средь яркой листвы,

Да так, что меня не заметите вы.

Лесная гадалка сидит на суку,

И слышится снова: "Ку-ку да ку-ку…"

Давно не слышали пение кукушки, соскучились.

Что вы знаете о кукушке?

Кукушка- небольшая птица, но крупнее, чем соловей, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Кукушка, в отличие, от других птиц, никогда не вьет гнезда, а свои яйца откладывает в чужих гнездах, поэтому птицы вынуждены выводить и растить птенцов кукушки. Кукушка – перелетная птица, появляется на гнездовании поздно и улетает рано. Зимует в Южной Африке, Аравии, Индии.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

за лягушками к болоту. Аист

(16 слайд) Аист- крупная птица массой до 4 кг с большим клювом. Окраска оперения белая, лишь часть перьев крыла блестяще-черного цвета. Ноги и клюв красные, а голые участки кожи вокруг глаз и на подбородке черные.

Аисты почти немы – могут только щелкать клювом и издавать глухое шипение.

Основные места зимовки располагаются на севере Африки и в Индии.

Аист свил гнездо на крыше,

И отныне всей семьёй

Клёкот аиста мы слышим

У себя над головой.

По секрету вам признаюсь,

Что увидел я во сне,

Как летит по небу аист

И несёт сестренку мне.

Щиплет за пятки — беги без оглядки. (Гусь )

Сказок много сочиняют

Почему-то про гуся,

Много дети о нем знают,

Откровенно говоря.

Про гуся добавить что-то

Попытаемся в стихах,

Смазка в перьях есть гусиных,

Чтоб с него стекла вода,

Перелётов очень длинных

Побоится гусь едва.

(18 слайд)

Переваливаясь важно,

В речку прыгнули отважно

И, о чём-то говоря,

В речке плещутся: КРЯ-КРЯ! (утята)

6. О пользе птиц

День прилёта птиц — весенний праздник школьников. Его называют День птиц.

К встрече желанных гостей надо хорошо подготовиться. А знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы человеку?

Дятлы, скворцы, синицы истребляют огромное количество насекомых.

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток. А кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

Грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей, вредителей растений. Семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

Ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, пустельга за месяц только для птенцов приносит в гнездо около 200 сусликов и 100 мышевидных грызунов. Кроме того, многие птицы — овсянки, зеленушки, жаворонки, щеглы — склевывают семена и плоды сорняков, снижая засоренность полей.

Чем ещё полезны птицы?

Птицы дороги нам не только приносимой ими большой пользой, но и как украшение нашей чудесной Родины. Нужно охранять их. Охранять и преумножать богатства всей природы, чтобы вся наша планета была красивым, огромным садом.

7. Сейчас прозвучит песня. Как вы думаете, о чем она? Как бы вы назвали её?

Звучит песня «Просьба», сл. Р. Рождественского, муз. А. Пахмутовой

о Красной книге. Посмотрите на рисунки нашей выставки.

8. Викторина

А сейчас небольшая викторина

1.Почему мы считаем птиц своими друзьями?

2.Каких наших птиц и почему можно назвать санитарами?

3.Чем полезны совы?

4.Как охраняются птицы в нашей стране?

5.Когда птица поёт громче — в полёте или сидя на ветке? (в полёте)

6.Какая птица прилетает в наши края первая? (грач)

7.Почему в ясный день стрижи и ласточки летают высоко, а перед дождем — над землей? (понижается атмосферное давление и насекомые летают ближе к земле)

8. Какие птицы летают быстрее других? (стриж, 144 км/ч)

9. Щиплет за пятки — беги без оглядки. (Гусь)

9 Пословицы и поговорки (птицы) Игра

- Какие вы знаете пословицы и поговорки о птицах?

1. Соловей берет пением, а человек умением.

2. По птичке и гнездышко.

3. Соловей с вороной в одном лесу живут, да по-разному песни поют.

4. Сокол выше солнца не летает.

5. Птице даны крылья, а человеку – разум.

6. Всякий кулик свое болото хвалит.

7. Всякая птица свои песни поет.

8. Куда орлы летают, туда сороки не достигают.

9. Вороне соколом не бывать.

10. Соловья баснями не кормят.

11. Птица красна пером, а человек умом.

12. Оттого кукушка кукует, что своего гнезда нет.

13. Первая ласточка весны не делает.

15. Лучше синица в руках, чем журавль в небе.

16. Гусь свинье не товарищ.

17. Слово – не воробей, вылетит - не поймаешь.

18. Всякая птица своё гнездо любит.

19. Дятлу без носа, как волку без ног.

21. Цыплят по осени считают.

22. Человек без Родины, что соловей без песни.

23. Лучше слушать одного соловья, чем сотню воробьёв.

Этот случай был в апреле,

С юга птицы прилетели.

Тает снег, а воробья

Выгоняют из жилья.

Убирайся вон, задира,

Просвистел ему скворец.

Ни за что, моя квартира,

Я не временный жилец!

Я тут вьюги и мороз

Терпеливо перенёс.

А сейчас, под этой кровлей

Для семьи гнездо готовлю

И не тронусь, хоть убей!-

Прочирикал воробей .

Не упрямься! Мне в наследство

Этот дом достался с детства.

Вылетай.

Мой клюв остёр

А не то…

Но тут во двор

Со скворечней Миша вышел,

Быстро с нею влез на крышу,

Тут же крепко привязал

И приветливо сказал:

Я, друзья, сердечно рад,

Охраняйте вместе сад.

Только Миша слез долой,

Воробейка удалой

В новый дом переселился

И с соседом помирился.

История со счастливым концом. И я надеюсь, что в наши домики-скворечники, которые изготовили мальчики со своими родителями на весенних каникулах, обязательно поселятся недавно прилетевшие скворцы.

11. Народные приметы про перелётных птиц

Сейчас мы поговорим о народных приметах.

Какие вы знаете народные приметы, которые связаны с перелётными птицами?

  • Галки собираются большими стаями и сильно кричат – на ясную погоду и мороз.
  • Ласточки летают высоко – на хорошую погоду, а низко – к дождю.
  • Коршуны кружат в воздухе и пронзительно кричат – перед ненастьем.
  • Если различные перелетные птицы прилетают практически одновременно, это сулит дружную и короткую весну.
  • Ласточка стучится в окно – будет известие.
  • Если возвращающиеся в родные края гуси летят низко - будет мало осадков и, наоборот, если гуси летят высоко - жди дождливое лето.
  • Почему именно эти приметы считаются наиболее надежными? Потому что поведение птиц основано на том, что они умеют чувствовать будущую погоду, и вести себя соответственно. И человеку, просто понаблюдав за поведением птиц, можно сделать выводы о предстоящей погоде.

Сегодня мы многое узнали о перелётных птицах. Они бывают разных размеров и большие, и маленькие; могут быть различной окраски их перья; поёт каждая из них по-своему.

И чтобы вся эта красота на долгие годы оставалась, мы должны помнить некоторые правила поведения в природе.

Мальчишка из рогатки (Слайд 23 )

Стрелял в веселых птиц.

Он целился украдкой

В щеглов, скворцов, синиц.

И птицы загрустили,

Не стали щебетать,

И все они решили

Туда не прилетать.

В садах уже не слышен (Слайд 24 )

Веселый перелив,

В них нет ни красных вишен,

И нет в них спелых слив.

Ни яблоко, ни груши

Никто в них не найдет.

На кухне у старушек

Не варится компот.

Все сохнет, увядает,

Страдает все село.

Страдает и не знает,

Что в нем произошло.

Мальчишка из рогатки (Слайд 25 )

Стрелял в веселых птиц.

14 Весна Дети, гнезд не разоряйте, (Слайд 26 )

Птичий дом не трогайте,

Яичек теплых не берите,

  • Птиц, друзья, вы берегите!
  • Не кричать в лесу.
  • Не разорять гнёзда.
  • Не брать в руки яйца и птенцов.
  • Близко не подходить к гнезду, а наблюдать издалека.
  • Не стучать по деревьям.
  • Не ловить и не убивать птиц.

Вам что- нибудь известно о таких словах как:

На доске слова ЗАКЛИЧКИ, ВЕСНЯНКА, ПТИЦА-СОЛНЦЕ

А где мы можем узнать? (из книг, от взрослых, друг от друга, от друзей, на уроке)

Я сегодня вам помогу.

Наступления весны люди ждали во все времена. После суровой, холодной, а часто и голодной зимы первые лучи мартовского солнышка дарили надежду на новую жизнь, новый урожай. Недаром и начало Нового года на Руси раньше отмечали не 1 января, а в марте - ведь именно весной начинается возрождение природы, ее новый жизненный цикл.

Искренне веря в магическую силу весенних обрядов, в языческие времена люди выходили за околицу, забирались повыше - на пригорки, на крышу дома или сарая, на копну сена - и закликали весну, зазывали ее прийти поскорее.

По Православному же календарю - это время Великого Поста, пора углубленной молитвы, духовного очищения, когда шумные игры и веселые песни неуместны. Крестьянки говорили: "Песни играть в эти дни грех, кликать же можно".

В весенних закличках – веснянках – обращались к самой весне и верным ее спутникам - перелетным птицам. Нередко при этом обращались и к Богу, Богородице с предварительной просьбой о божественном благословении на то, чтобы «весну кликать». Такие заклички чаще звучали в Южных и Западных губерниях России, в Украине, Белоруссии. В Поволжье больше бытовали заклички, обращенные к птицам - куликам, жаворонкам, грачам - часто со звукоподражаниями: "Чувиль, навиль, виль, виль, виль", или перечислениями разных перелетных птиц, возвращающихся весною в родные края.

Заклички или выкрикивались с интонацией призыва, или имели протяжный, печальный напев. В южнорусских губерниях их иногда пели в такт хороводу, согласовывая ритм пения с размеренным шагом. Нередко заканчивались заклички высокими, сильными и призывными звуками: “гуканьем” и “аканьем”, далеко разносившимися по окрестностям. Выкликнув очередной куплет - прислушивались, дожидаясь эха. Это был знак того, что природа услышала и отозвалась.

А вы знаете«Как на Руси весну встречали».

Весна была у наших предков в особом почете. Это самый жизнерадостный праздник трав, цветов, это время возрождения природы, время песен и хороводов. Время самых разных весенних праздников.

А вы знаете какие – нибудь весенние праздники?

Весна была настолько долгожданной, почетной гостьей на Руси, что для нее в каждом доме готовили угощение. Пекли особое печенье в виде лесенок. Все угощения имели свое особое значение.

Как вы думаете, почему печенье было сделано в виде лесенок?

А потому что в деревнях ребятишки кликали весну с высоких гор или крыш домов, поэтому и нужна была лесенка. Каждая группа ребят кричала различные заклички, и вся округа наполнялась гомоном, напоминающим перекличку весенних птиц.

Что такое ЗАКЛИЧКИ?

Не даром такое большое внимание уделялось птицам в русском народном творчестве.

В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крыльях настоящую тёплую весну.

Показ птицы-солнца. (Слайд №6)

— Приходилось ли вам видеть таких птиц? Где вы их видели? Из чего сделана птица? (Туловище — из дерева, а крылья и хвост сделаны из щепы (дранки)— тонкой пластинки, отколотой по слою дерева.)(Слайд №7)

В северных деревнях и по сей день мастерят таких птиц и подвешивают их на ниточке под потолком избы.

— Для чего мастера делают таких птиц?

(Ответы детей - для красоты)

Издавна эти птицы были украшением северных изб. Они неброски, как и природа Севера, мастера не наделяют их пестрым оперением, но сколько полета в их расправленных крыльях, сколько красоты в нерасписанном дереве! Однако птица-солнце не просто красивое украшение дома, у нее есть еще одно назначение,

- Так для чего мастера делали таких птиц? (Символ семейного счастья, хранительница детей, оберегает от болезней)

Когда-то ее подвешивали в переднем углу деревянной горницы, где стоял обеденный стол. По вечерам на него ставили самовар. (Слайд №8 ) Теплый воздух от горячего самовара, поднимаясь к потолкуедва касался легких перьев птицы, но этого было вполне достаточно, чтобы она могла медленно и плавно вращаться, кружиться над столом, заглядывая во все уголки избы, как бы проверяя, все ли в порядке, все ли в сборе и не нарушен ли чем семейный лад.

Почему их называли птица-солнце? (Эта птица золотистым цветом, округлой формой крыльев и хвоста напоминает нам солнце).

Чтобы приблизить приход весны, хозяйки пекли из теста птичек - «жаворонков, которых называли детьми или братьями перелётных птиц. Печёных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли к ним. Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну.

  • 13 Рефлексия
  • Чтобы нашим птицам хорошо жилось в наших лесах и полях, мы должны позаботиться о том, чтобы их дома были чистыми и уютными.
  • Птицы любят жить в красивом зеленом лесу. Давайте подарим сегодня птицам такой лес.
  • Если у вас было хорошее настроение и вы рады прилету птиц, подарите березке зеленые листочки.
  • Если вы грустили - желтые листочки.
  • Я думаю, что все птицы с радостью прилетят к нам, зная, что их здесь ждут.

Цель праздника:

Познакомить с основными датами проведения мероприятий по сохранению птиц; способствовать развитию и укреплению интереса обучающихся к природе родного края, формированию экологической культуры; воспитывать любовь к природе, культуру общения с окружающим миром;

Познакомить с основными датами мероприятий по сохранению птиц;

— познакомить детей с обычаями и праздниками русского народа, посвящёнными встрече весны и прилёту птиц;

— развивать познавательный интерес к культуре и истории своего народа;

— развивать коммуникативные навыки обучающихся;

— формировать у детей чувство национальной гордости;
— учить ценить и беречь окружающий нас мир.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, музыкальный центр.

Предварительная подготовка: составление презентации, изготовление кормушек, выпечка фигурок птиц. Стены зала или класса оформляются плакатами «Птицы – друзья леса, сада и огорода!», «Ребята, любите и охраняйте птиц!», «Школьники, готовьтесь к встрече пернатых друзей!»;

оформляется выставка детских рисунков и поделок на тему «Мир птиц»; сцена зала оформляется силуэтами берёз и елей;

Музыкальное сопровождение.

1. Украинская народная песня «Птичка».

2. Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».

3. Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский

4. Песня «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов

1-й ведущий. Дорогие друзья, сегодня у нас праздник в честь наших друзей,

А вот каких, вы скажете нам сами, отгадав загадки…

Маленький мальчишка

В сером армячишке

По дворам шныряет,

Крохи собирает,

В полях ночует,

Коноплю ворует.

(Воробей)

Летом за пахарем ходит,

а под зиму с криком уходит.

Встали братья на ходули,

Ищут корма по пути.

На бегу ли, на ходу ли

Им с ходулей не сойти.

(Журавль)

Не король, а в короне,

Не гусар, а при шпорах,

На часы не взглядывает,

А время знает.

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой.

(Снегирь)

Спереди – шильце,

Сзади – вильце,

Сверху – синее суконце,

Снизу – белое полотенце.

(Ласточка)

Днем спит, ночью летает,

Прохожих пугает.

Крылатый, горластый,

Красные ласты.

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

По-над полем, над болотом,

Начинаю рано петь.

И люблю я вертолетом

В синем воздухе висеть.

(Жаворонок)

На два, на три километра

Поднимаюсь и кружу.

С высоты огромной этой

Даже мышь я разгляжу.

Это старый наш знакомый:

Он живет на крыше дома –

Длинноногий, длинноносый,

Он летает на охоту

За лягушками к болоту.

(на слайде- рисунки к отгадкам (птицы))

(Звучит украинская народная песня «Птичка»)

1-й ведущий. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их мелодичное пение, яркое оперение, их смелые стремительные

полёты. С птицами – звонкоголосым соловьём, смелым соколом, невидимкой жаворонком – связаны яркие поэтические образы в творчестве многих народов. Вслед за птицей человек устремился в небо, чтобы с высоты птичьего полёта взглянуть на родную землю.

2-й ведущий. Птицы являются надёжными защитниками полей от вредных насекомых и грызунов. А 1 апреля- Международный день птиц (на слайде дата и название праздника)

1-й ведущий. Дата проведения праздника выбрана не случайно. В апреле большинство крылатых странников, преодолевая все препятствия, возвращаются к родным гнездам.
Поэтому уже более века в начале апреля празднуют Международный день птиц.

Птицы не давали покоя людям многие века. Они летали – этого человек не мог,

как ни учись, как ни старайся. Человек мечтал о крыльях, но оставался бессилен. А птицы, эти удивительные создания, наделенные даром свободного полета, продолжали, как ни в чем не бывало, парить и будоражить человеческое воображение. Их именовали властелинами воздуха, аристократами неба, детьми бури. Птицы часто становились созданиями сказочными и даже божественными. И это сослужило им хорошую службу.

Традиционное почитание многих видов птиц долгое время с успехом заменяло научную охрану – они были неприкосновенны.

2-й ведущий. 19 марта 1902 года в Париже была подписана «Международная конвенция по охране птиц, полезных в сельском хозяйстве», вступившая в силу 12 декабря 1905 года, а с 1906 года в мире начали отмечать День птиц.

1-й ведущий. В 1950 году была подписана «Международная конвенция об охране птиц», которая заменила устаревший документ 1902 года.

День птиц является самым «старым» праздником экологического календаря, во всем мире его начали отмечать еще в начале 20 века.

Однако впервые День птиц, как массовый детский праздник, стал проводиться в Соединенных Штатах Амеpики в далеком 1894 году в небольшом американском городе Оил-Сити (штат Пенсильвания) по инициативе местного учителя Чарльза Бабкока.
А к началу 20 века проник и в Россию.

2-й ведущий. При этом в России праздник отмечался позднее чем в Америке, что связано с более поздним прилетам к нам основной массы пернатых.Идея проведения Дня птиц, установки дуплянок и кормушек упала в России на благодатную почву, ведь привлечение птиц в искусственные гнездовья, впервые было начато именно в России.

1-й ведущий. Еще знаменитый путешественник Петр Симон Паллас, заметил, что российские крестьяне для скворцов вывешивали на местах цилиндрические ящики из коры.
Для аистов в Украине и Белоруссии по традиции весной на столбах выставлялись колеса от телег. 2-й ведущий (слайд с датами и рисунками птиц)

Однако еще в старину проходили обряды, связанные с прилетом птиц:

9 марта – День встречи перелетных птиц (Иванов день) — Жаворонки, Заклички весны, Сороки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну.

12 марта – Проломи наст (Феофан, Григорий), день, в который привечали птиц к родным угодьям, к домам, к грядам льняным и конопляным семенем.

17 марта — в народном календаре (месяцеслове) есть день Грачевник (Герасим,), знаменующий прилет первых весенних птиц – грачей.

22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну, символически проживая вместе с природой пробуждение от зимней спячки.

1-й ведущий В этот день пекли из теста фигурки птиц (куличиков, жаворонков), вкладывали внутрь конопляные семечки, а вместо глаз –

изюминки. Дети насаживали выпечных птиц на палки и выкрикивали заклички. Обычай старины — печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички (веснянки).

(Инсценирование отрывка обряда детьми)

***
1-ый Полно, беленький снежочек,
На талой земле лежать!
Время, беленький снежочек,
Время таять-пропадать,
Во долинушку стекать
И сыру землю питать!

***
2-ой Мороз Красный нос,
Вот тебе хлеб и овес,
А теперь убирайся подобру - поздорову.

***
3-ий Весна, весна красная!
Приди, весна, с радостью!
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,

С корнем глубоким!
С хлебами обильными!
С калиной-малиною!
С черной смородиною,
С грушами, со яблочками!
С цветами лазоревыми,
С травушкой-муравушкой!

***
4-ый Солнышко, покажись!
Красное, снарядись!

Чтобы год от года
Давала нам погода:

Теплое летечко,

Грибы в берестечко,
Ягоды в лукошко,
Зеленого горошка.

***
5-ый Синички — сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры-воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на поле поживите,
К нам весну скорей ведите!

***
6-ой Летел кулик
Из-за моря,
Принёс кулик

Девять замков
— Кулик, кулик
Замыкай зиму,
Отпирай весну,
Тёплое лето!

***
7-ой Ты пчелынька,
Пчелка ярая!
Ты вылети за море,
Ты вынеси ключики,
Ключики золотые.
Ты замкни зимыньку,
Зимыньку студеную!
Отомкни летечко,
Летечко теплое,
Летечко теплое,
Лето хлебородное!

***
8-ой Холодную зиму провожаем,
Теплую весну встречаем.
Уезжает зима на возочке,
Плывет весна в челночечке:
С ливнями, с цветами,
С песнями, с журавлями,
С ржаным снопочком,
С золотым колосочком.

1-ый Ты запой, запой, жавороночек,
Ты запой свою песню, песню звонкую.
Ты пропой-ка, пропой, пташка малая,
Пташка малая, голосистая,
Да про ту ли про теплую сторонушку,
Что про те ли про земли про заморские,
Заморские земли, чужедальние,
Где заря с зоренькой сходятся,
Где красно солнышко не закатается,
Где тепла во век не отбавляется.
Ты запой-ка, запой, жавороночек,
Жавороночек ты, весенний гость.

2-ой Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

***
3-ий Жавороночек на приталинке
Распевает, распевает,
Он зовет себе, он зовет себе
Весну красную, весну красную.
Не лежать снежкам во чистом поле
Растопиться, растопиться,
Во синё море, во синё море
Укатиться, укатиться.

***
4-ый Чивиль-виль-виль,
Жавороночек!
Прилети к огням,
Принеси ты нам,
Ты весну-красну,
Красно солнышко,
Тёпло летушко,
Зеленый покос,
Унеси сухой мороз!

***
5-ый Жаворонки, жаворонки,
Прилетайте к нам,
Приносите нам Весну-красну,
Красну солнышку,
Тёплу гнёздышку!

***
6-ой Жаворонки-жавороночки!
Перепелки-перепелочки!
Прилетите к нам,
принесите нам
весну теплую,

лето плодородное
Весну с дождем,
лето с травами.
Весну с солнышком,
лето с зернышком.

1-й ведущий. На Благовещенье — 7 апреля — было принято выпускать певчих птиц из клеток на волю.

На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы. Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
Выпуская птиц приговаривали:

7-ой Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!

1-й ведущий В России в XVIII в. считалось преступлением разорить гнездо или убить скворца в окрестностях деревни. Вероятно, на это повлияло давнее представление о нем как о вестнике весны.

2-й ведущий Большим грехом было разорение гнезда ласточки – «божьей птички». Христиане охраняли персонажей библейских сказаний – клеста, снегиря, голубя. Клест при распятии Христа вытаскивал гвозди, снегирь – ломал иглы тернового венца на голове Спасителя, и одна капля крови попала ему на грудь. Голубь известил Ноя о появлении земли во время Всемирного

потопа. Традиция привлечения на гнездование белого аиста возникла в связи с убеждением, что он приносит счастье, здоровье, благосостояние, защищает дом от пожаров, молний, стихийных бедствий.

1-й ведущий Ребята! А кто может назвать чудесных, волшебных птиц, о которых говорится в сказках, былинах? (Царевна-Лебедь, Жар-птица, Финист-сокол и др.) А слышали вы когда- нибудь об Алконосте, Стратим-птице, Птице Гамаюн, Птице Сирин?

2-й ведущий Сегодня они сами вам представятся, а кое-что расскажу вам я. Начнем со Стратим-птицы. По-другому ее называют Ногай-птица или Страфил-птица. Сказания утверждают, что она – прародительница всех пернатых. Жила она якобы на море-океане, была так велика и сильна, что от ее крика поднималась буря, а от взмаха крыльев море выходило из берегов и сносило с земли целые города.

(появляются сказочные птицы в масках)

Стратим-птица:

От меня пошли все птицы,

Я – всем русским птицам мать.

Океан готов взъяриться,

Лишь крылом начну махать.

В кружева одеты волны,

Раскачался океан,

Ветры буйные довольны –

Им по нраву ураган.

2-ой ведущий: Большим почетом в русских песнях и сказках пользовался Сокол. Сказочные герои часто обращались в соколов, например, для того, чтобы мгновенно одолеть огромные расстояния или внезапно ударить по врагу, неожиданно появиться перед красной девицей и т.д.

Птица Сокол! Я в почете у народа.

Не опасна мне любая непогода.

Я, как молния, пространство одолею,

В битве честной я врага не пожалею.

От очей моих укрыться невозможно.

И веду себя я очень осторожно.

Всех героев величают не напрасно:

Сокол храбрый, Сокол млад и Сокол ясный!

2- й ведущий: Одним из самых загадочных и обаятельных героев русских сказок недаром зовется Финист-Ясный Сокол. Имя Финист созвучно имени неумирающего Феникса. Есть у древних греков предание о птице Феникс. Состарившись, она взмывает в солнечную высь, зажигает от молнии свое гнездо и сама сгорает, чтобы тут же возродиться вновь.В этой легенде есть нечто общее со славянским преданием о Жар-птице, воплощении бога Солнца и бога Грозы. Сияние ее оперенья слепит глаза, ее перо может принести владельцу великое счастье. Живет она в тридесятом царстве в

райском саду, где стоит терем Царь-девицы. В том же саду растут и молодильные яблоки, дающие человеку вечную молодость.

Жар-птица:

Жар-птица – это пламя и огонь!

Ослепнуть можно от ее сиянья.

Ах, сколько было схваток и погонь,

Как говорят старинные сказанья,

Чтоб завладеть хотя б ее пером!

Один герой случайно догадался

И угостил ее хмельным зерном –

И он домой с Жар-птицей возвращался.

Днем, в клетке сидя, птица-Жар поет –

Из клюва жемчуг скатный рассыпает.

А ночью, вольный совершив полет,

Сад райский опереньем освещает.

2-ой ведущий: Пришла пора познакомить вас с птицей, о которой вы, скорее всего, раньше не слышали. Это Алконост: наполовину женщина, наполовину птица. Яйца она, по преданию, несет на краю моря и не высиживает их, а погружает в морскую глубину, и тогда семь дней стоит безветренная, спокойная погода.

Алконост:

Я – райская птица,

Зовусь Алконостом,

Со мною сравниться

Вам, птички, не просто:

В двойном я обличье –

Девичьем и птичьем –

Лицом я девица,

А тело – от птицы.

2-ой ведущий: Если Алконост – птица добрая, светлая, то, очень похожая на нее птица Сирин, является посланницей злой силы. В преданиях рассказывается о ее несравненной красоте и губительной власти ее голоса. Слушая птицу Сирин, человек забывал обо всем на свете и умирал, ощущая полное блаженство.

2-ой ведущий: Была у славян и вещая птица-Гамаюн, посланник и глашатай богов. Он открывал будущее тем, кто умел истолковать его пение, загадочное для непосвященных. Когда Гамаюн летел с Востока, то приносил с собою смертоносную бурю.

Я — посланник богов

И глашатай веков!

Людям гимны пою,

Слушай песню мою:

О земле и о небе,

О воде и о хлебе,

О герое былинном

И о боге всесильном.

Я пою свои песни,

Нет которых чудесней,

Тем, кто тайное знает,

Тем, кто их разгадает!

2-ой ведущий: Скажите, какая птица вам больше всего запомнилась?

А теперь для наших сказочных героев спаем песенку.

Песня «Песенка про чибиса» сл. А. Пришелец, муз. А. Иорданский

1-ый ведущий В 1926 году прошел первый в нашей стране официальный День птиц, во время которого юннаты устанавливали скворечники даже на Ленинских (Воробьевых) горах. В 1927 году День птиц подхватила вся Москва. Было развешено 1098 птичьих домиков, участвовало 5 тысяч ребят, а с 1928 года День птиц зашагал по всей стране, в нем приняло участие примерно 65 тысяч энтузиастов, развешено 15 тысяч скворечников. Не забывают ребята и узнавать интересное о птицах. А давайте и мы посоревнуемся, вспомним, что интересного мы знаем.

Конкурс «Имена» (на знание имен птиц)

(за каждый правильный ответ ребенок получает жетон)

* Название какой другой птицы спрятано в слове «жаворонок»? (Ворон)

* Добавьте одну букву к названию русской реки, чтобы получилось название птицы. (Иволга)

* Какая из наших птиц быстрее всех летает? (Стриж)

* Какая самая маленькая птичка в нашей стране? (Королек)

* Какие птицы роют норы для гнезд? (Береговая ласточка, зимородок)

* Птенцы, какой птицы не знают матери? (Кукушки)

* У каких птиц крылья покрыты не перьями, а чешуей? (У пингвинов)

* Вьют ли гнезда наши перелетные птицы на юге? (Нет)

* Какая птица большую часть пути шагает пешком? (Коростель)

* У каких птиц все пальцы соединены между собой перепонками? (У водоплавающих)

* У какой птицы самый длинный язык? (У дятла – до 15 см)

* Где синицы вьют гнезда? (В дуплах)

* Когда гуси бывают особенно злыми? (Когда появляются гусята)

* Любимое лакомство аистов? (Лягушки)

Конкурс на знание фактов из жизни птиц.

2-ой ведущий: А теперь конкурс «Веришь – не веришь». Я буду зачитывать факты из жизни птиц, а вы должны ответить, правда, это или нет. Задание понятно?

* В китайских ресторанчиках можно отведать гнездо птицы саланган, которое она делает из своей слюны. (Да)

* Первая весенняя птица – скворец. (Нет, грач)

* Сокол-сапсан при ловле добычи может развить скорость 300 км/ч. (Да)

* У сов – единственных из птиц – имеются ушные раковины. Слух у них в 50 раз острее, чем у человека. (Да)

* Птица козодой прилетает по ночам к стадам коров или коз, чтобы полакомиться молоком. (Нет, она питается мошками)

* Синицы, живущие в Германии и Англии, понимают друг друга, но не понимают, что говорят синицы, живущие в Индии и Афганистане. (Да)

* Оперение птиц, которые живут в клетках становится ярче. (Наоборот)

* Есть такая водоплавающая птица – поганка. Во время опасности на воде она прячет птенцов у себя на спине, в перьях. (Да)

* У австралийских страусов эму яйца высиживает самец. Он же и воспитывает вылупившихся птенчиков. (Да)

* Весной пингвины могут взлетать на высоту до двух метров. (Они не летают)

* Пингвины могут плавать со скоростью 40 км/ч, обгоняя катера. (Да)

* Птичка оляпка может бегать в поисках пищи по дну речки. (Да)

* На юге Америки живет птица-хохотун. Она издает звуки, похожие на хохот человека. (Нет такой)

* Клёсты выводят птенцов зимой. (Да)

2-ой ведущий: В русском фольклоре существует немало пословиц и

поговорок о птицах. Давайте вспомним их. Я буду называть первую часть пословицы, а вы – их заканчивать.

Конкурс «Сороки — тараторки» (конкурс на знание скороговорок)

* Ласточка день начинает … (соловей кончает)

* Лучше синица в руках … (чем журавль в небе)

* У каждой птицы … (своя песня)

* Цыплят по осени … (считают)

* Слово не воробей …(вылетит — не поймаешь)

* Рано пташечка запела … (как бы кошечка не съела)

* Старого воробья … (на мякине не проведешь)

* Всякий кулик свое … (болото хвалит)

* Глупа та птица … (которой свое гнездо не мило)

* Одна ласточка … (весны не делает)

* … свинье не товарищ (гусь)

1-ый ведущий: А для следующего конкурса я приглашаю по 1 участнику от класса. Конкурс называется «Сороки – тараторки». Участники будут соревноваться друг с другом в проговаривании скороговорок.

* Дятел дуб долбил да не додолбил.

* У перепела да перепелки пять перепелят.

* Проворонила ворона вороненка.

* Перепел перепелку и перепелят в перелеске прятал от ребят.

* Три сороки – тараторки тараторили на горке.

* Хитрую сороку поймать морока, а сорок сорок – сорок морок.

1-ый ведущий Молоцы, ребята. А на дворе у нас весна. В эти дни перелетные птицы по зову миллионов своих птичьих предков летят на север, преодолевая тысячи километров. Птицы демонстрируют великое чудо любви к родине, несут благую весть о наступающей весне. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки.

2-ой ведущий Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешивались скворечники, синичники, гоголятники и прочие «птичьи домики» (на территории России гнездятся более 400 видов). Старинная русская традиция изготовления скворечников и других гнездовий имела глубокий смысл: человек не просто помогал птицам, но через это сам становился ближе к природе, лучше понимал свое исконное единство с ней.

Давайте, чтобы и к нам прилетели наши друзья, споем для них песенку. Они услышат и прилетят.

Русская народная песня «Ах, утушка моя луговая».

1-ый ведущий Попробуйте хоть на минутку представить себе наш мир без птиц. Без жаворонка над пашней, и соловья в роще, и кулика на болоте, и дятла на сосне, без воробьиных стай. Как бы обеднела наша жизнь! А что еще может случиться, если исчезнут все птицы?

(Ответы детей)

2-ой ведущий Да, ребята, огромные полчища вредителей нападут на наши огороды, сады, поля и леса. Очень быстро они уничтожат растительность, и человеку, и всему животному миру, придет гибель. Давайте вспомним, что должны делать мы с вами, чтобы не исчезли такие прекрасные создания, как птицы. Нужно оберегать птичьи гнезда; не стрелять в птиц из рогаток; устанавливать весной скворечники, а зимой – кормушки. Ну и, конечно, не забывать эти кормушки и скворечники наполнять…Сегодня мы с вами подготовили для наших друзей сюрприз…

Конкурс скворечников.

1-ый ведущий Сегодня акции и мероприятия, приуроченные к Международному дню птиц, проходят по всей стране. Экологи и орнитологи призывают всех к бережному отношению к нашим пернатым братьям. За последние четыреста лет с лица нашей планеты исчезло около 100 видов пернатых, а многие другие уже близки к вымиранию или испытывают такую угрозу.

2-ой ведущий Многие страны имеют законы и участвуют в международных соглашениях по охране перелетных птиц. Однако более серьезная угроза для птиц исходит не от охотников, а от вполне «мирных» видов человеческой деятельности. Небоскребы, телебашни и другие высотные постройки являются для перелетных птиц смертельно опасными препятствиями. Пернатых сбивают и давят автомобили. Разливы нефти в море губят множество водных птиц. Не менее серьезную угрозу создает загрязнение

среды. Естественные загрязнители – это вещества, постоянно присутствующие в природе.

1-ый ведущий Искусственные загрязнители – это химические вещества, практически отсутствующие в девственной природе. Прекратить наступление человека на мир пернатых едва ли удастся; единственная надежда –

замедлить его. Одной из мер может быть более строгая ответственность за разрушение естественных местообитаний и загрязнение среды. Другая мера – увеличение площади заповедных территорий с целью сохранения на них природных сообществ, в состав которых входят виды, испытывающие угрозу исчезновения.По неутешительным прогнозам орнитологов, в ближайшие сто лет с Земли исчезнет около 1000 видов птиц. Поэтому человечеству стоит приложить максимум усилий для того, чтобы сохранить стабильную численность хотя бы некоторых видов пернатых.

2-ой ведущий Ведь, как говорил знаменитый педагог Пётр Бузук, «тот, кто разоряет гнездо, опустошает небо».

1-ый ведущий

Всего в мире несколько так называемых «птичьих» дат:

Международный день перелетных птиц» — вторая суббота мая, или
Всемирный день мигрирующих птиц (World Migratory Bird Day) — 11 мая
2-ой ведущий Запомните эти даты (на слайде).

Ученик:
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма –

Горсть зерна нужна,

Горсть одна-
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.

А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К вашему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
(А. Яшин. Покормите птиц.)

Дети исполняют песню «Соловьиная роща» сл. А Поперечный, муз. Д.Тухманов

2-ой ведущий Нам пора прощаться, но мы думаем, что всё, о чем вы узнали, не забудете. Берегите птиц! А за ваше активное участие сладкий приз-жаворонки из теста.

Праздник «День птиц»

Полянская Алла Валентиновна

учитель начальных классов

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Щигры Курской области»

Ведущий: Долго длится зимняя пора в России – уже прошли веселые праздники Рождества и Масленицы. Надоело людям слушать завывание вьюг и метелей, все мечтают о том, что тепло прогонит стужу. С надеждой ожидаем мы прихода весны. Наступает весна, но робкими и неуверенными бывают ее первые шаги.

Солнце ласково смеется,

Светит ярче горячей.

И с пригорка звонко льется

Разговорчивый ручей.

Ведущий: В марте пробуждается природа от долгого зимнего сна. Но в марте бывает и так: вдруг тучи закроют небо, подует холодный ветер, пойдет снег большими хлопьями, закружит метель, будто вновь вернулась зима. Но это не надолго. И опять появляется солнце!

Всему на свете свой черед –

И следом за метелью

Нам позывные подает

Весна своей капелью.

Ведущий: Март заступил на свой пост. Люди давно заметили, что в этом месяце начинает таять снег, и назвали его снеготаем.

Вернулось царство вешних дней,

Звенит на улице капель.

Уж тает снег, бегут ручьи, Чиста небесная лазурь,

В окно повеяло весною. Теплей и ярче солнце стало.

Засвищут скоро соловьи Пора метелей злых и бурь

И лес оденется листвою. Опять надолго миновала.

Ведущий: Весна – красна, когда придешь?

Тебя заждалась молодежь.

Март: Весна просила передать,

Что не согласна долго ждать.

Апрель : Что выглядит уже отлично,

И скоро в гости будет лично.

Май: Пусть тает снег, пусть тает лед,

Весна цветы ребятам шлет.

Из недр весенних кладовых

Букет подснежников живых.

Музыка из альбома П.И.Чайковского «Времена года»

Ведущий: Скворцы, весенние гонцы!

На праздник к нам спешите,

Весну нам принесите!

1 скворец: Здравствуйте, здравствуйте!

По улице идет весна.

Всем людям улыбается она!

Весна спешит, она не ждет.

Она нас выслала вперед.

Мы молодой весны гонцы.

Мы птицы вешние – скворцы!

2 скворец: Спешит весна, идет весна!

Она прекрасна и чиста.

Махнет рукой – и чудом обернется.

Река ломает лед, вот – вот проснется.

Проснется лес, кустарники, трава –

Все возрождает вновь красавица весна!

3 скворец: Взмахнет рукой – и птицы прилетят.

И запоют, засвищут все подряд.

Кукушка скажет всем «Ку – ку»,

Прожить вам столько на веку.

Медведь спросонья улыбнется.

Букашка малая проснется.

Зеленый шум, весенний гам –

Спешит весна навстречу к нам!

Песня – хоровод «Веснянка»

Ой, бежит ручьем вода – (Дети, взявшись за руки, идут по кругу).

Нету снега, нету льда.

Ой, вода! Ой, вода! (Дети хлопают в ладоши).

Нет ни снега, нет ни льда.

Прилетели журавли, (Дети взмахивают руками, как крыльями).

И соловушки малы.

Журавли, журавли (Дети хлопают в ладоши).
И соловушки малы.

Мы весняночку поем, (Дети сужают круг, а затем расширяют).

Весну красную зовем.

Ой, поем! Ой, поем! (Дети кружатся вокруг себя).

Весну красную зовем.

Весна: Я – весна – красна,

Бужу землю ото сна.

Наполняю соком почки,

На лугах растут цветочки.

Прогоняю с речек лед,

Светлым делаю восход.

Всюду: в поле и в лесу –

Людям радость я несу.

1. Весна – красна, а что это у тебя за коромысло?

Весна: Коромысло непростое. Видите на нем два волшебных ведерка? В одном – темном – темная ночь живет, в другом – светлом – ясный день.

2. Ой, а какое же ведро легче, а какое тяжелее?

Весна : Сейчас оба ведра по весу сравнялись. Ведь сегодня – день весеннего равноденствия, день равен ночи.

1. Кто же помогает тебе, весна – красна?

Весна : Кто же, как не само красное солнышко. Трудится оно без устали, греет землю озябшую.

2. Хочешь, мы с ребятами тебе поможем?

Весна : Конечно, хочу. А как же это сделать?

1. Надо обратиться к солнцу с просьбами и низкими поклонами. Ребята, кто хочет помочь солнышку, повторяйте за нами слова:

Солнышко, выходи! Красное, свети!

Гори, солнце, ярче! Лето будет жарче!

Солнышко, солнышко!

Высоко взойди, далеко посвяти!

На речку, на поля, на синие моря,

На зеленый огород и на весь народ!

2. А еще солнцу пели звонкие песни.

Песня «Здравствуй, весна».

Ведущий: Отгадайте загадку и узнаете, о ком мы будем сейчас рассказывать.

Снится ночью пауку чудо – юдо на суку:

Длинный клюв и два крыла,

Прилетит – плохи дела.

А кого паук боится? Угадали? Это …(птица).

1. Начиная с 1923 года, школьники нашей страны ежегодно в марте – апреле проводят День птиц. Птицы издавна привлекали внимание человека. Людей восхищали их яркое оперение, их смелые и стремительные полеты, их мелодичное пение. Давайте выясним, кто такие птицы?

2. Птицы – дети воздуха, покорители воздушного океана. Они могут подняться выше облаков и гор, перелететь через пустыню и море.

3. Птицы – дети радуги. Перья их переливаются всеми мыслимыми и немыслимыми цветами.

4. Птицы – это тайна и красота. Птицы – наши друзья. Невозможно даже представить нашу Землю без птиц.

5. Птицы – верные помощники, защитники наших полей, садов и огородов от вредных короедов и листогрызов, плодожорок и грызунов.

Ведущий: Птицы везде – над нами, вокруг нас, вдали, рядом. Встретить их можно повсюду. Птиц в природе очень много. Только в России их насчитывается более 760 видов. Чтобы только посмотреть на всех птиц, целой жизни не хватит. В Курской области встречается больше 200 видов.

Ведущий: Пусть сегодня к нам на праздник - День птиц прилетят птицы, которых мы все хорошо знаем. Только пусть ребята сами назовут их имена.

Загадки о птицах

1. Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад – вперед по пашне вскачь,

А зовется птица …(грач).

Грач за день уничтожает 400 червей, вредителей растений.

2. Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями

Ну, а зовут меня …(скворец).

Семья скворцов за день съедает 350 гусениц, жуков и улиток.

3. Кто в беретке ярко – красной,

В черной курточке атласной.

На меня он не глядит,

Все стучит, стучит, стучит …(дятел).

4. У нее глаза большие,

Хищный клюв – всегда крючком.

По ночам она летает,

Спит на дереве лишь днем …(сова).

Ушастая сова способна съесть за ночь 7 – 8 мышей – полевок. А за год одна семья уничтожает 10 тыс.мышей и спасла 20 тонн зерна.

5. Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет,

И о птенцах не вспоминает …(кукушка).

Кукушка за лето поедает до 270 тыс. крупных гусениц и майских жуков.

6. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном,

Из травы и глины …(ласточка).

Семья ласточек за лето уничтожает около млн. различных вредных насекомых.

7. На припеке каждый день

Раздается: «Зень, зень, зень.»

Кто на солнце веселится?

Это звонкая …(синица).

Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама.

8. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролет

Он поет, поет, поет …(соловей).

9. Прилетели на зимовку

Птицы, что в морозы ловко,

Скачут по деревьям, веткам

В красно – огненных жилетках.

Не узнать нам их нельзя –

Любим птичку …(снегиря).

Ведущий: Птиц, которые живут неподалеку от вашего дома, надо знать.

Шумят, галдят, кричат с утра до вечера. Разговаривают пернатые друг с другом и с нами. Разные птицы подают голос по – разному. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

«Синь – синь!» - посвистывает синица.

«Чи - чи!» - вторит ей чиж.

«Гра – гра!» - представляется грач.

«Сквор – сквор!» -поют скворцы.

Игра «Птичьи разговоры»

Журавли …кричат голуби …воркуют синицы …пищат

Совы …ухают вороны …каркают ласточки …щебечут

Утки …крякают гуси …гогочут соловьи …свистят

Ведущий: Знаете ли вы, ребята, какую пользу приносят птицы?

Сценка «Палочки на листе» Г.Скребицкого

Сын: Сколько гусениц и жуков скворцы за день приносят птенцам?

Отец: Вот посиди под березой до обеда, понаблюдай за скворцами. Когда они с кормом подлетят, ставь на листе черточку. А потом подсчитаем.

Сын: До обеда весь лист исчертил. Больше сотни палочек наставил. Даже рука устала.

Ведущий: В горячем теле птицы все совершается очень быстро. Человек после еды переваривает свой обед несколько часов, а птица – всего несколько минут. И снова она хочет есть. Многие птицы съедают за день столько насекомых, что их вес превосходит вес самой птицы. Особенно птица много съедает корма, когда только что вылупилась из яйца и начинает расти. Если бы у человека был аппетит птенчика мухоловки, то ему пришлось бы за 1 день 30 раз завтракать, 20 раз обедать и 17 раз ужинать. Птица подлетает к гнезду более 350 раз. Вот это обжоры! Но нам, людям, птичий аппетит выгоден. Чем больше вредных насекомых истребит птица, тем лучше сохранятся наши посевы и сады.

Рассказ о птицах

Мальчик: Мы называем птиц своими друзьями. А что в этих друзьях особенного, что необычного?

Девочка: Необычного? Пожалуйста. Птица живет очень быстро. Ведь ей отпущен недолгий срок пребывания на земле, поэтому она торопится все успеть: и дом обустроить, и потомство вывести. И между делом человеку помочь старается.

Мальчик: А мне все – таки непонятно, что это значит, птица живет очень быстро.

Девочка: А вот посуди сам. Сердце человека бьется со скоростью 70-80 ударов в минуту. А как ты думаешь, сколько ударов делает, ну, например, сердце воробья?

Мальчик: Воробей такой маленький, и сердце у него маленькое

Девочка: Зато это маленькое сердечко делает 460 ударов в минуту.

И птичья кровь горячее человеческой. Ты знаешь, какова нормальная температура человека?

Мальчик: Это все знают – 36,6. А если больше, значит, человек болен.

Девочка: Представь себе, что будет с человеком, если его температура поднимется до 42 градусов?

Мальчик : Его уложат в кровать и будут долго лечить всякими лекарствами.

Девочка: А вот для соловья это нормальная температура. С температурой 42 градуса он способен давать настоящие концерты, а при 45 градусах – посвистывает и штукатурит свое гнездо.

Игра «Узнай птицу»

Птица – плотник /дятел/. Дятлы долбят кору деревьев целыми часами, доставая оттуда насекомых.

Птица – акробат /поползень/. Лазает по деревьям вниз головой.

Птица – строитель /ласточка/. Их гнезда съедобны. Они построены из слюны. Из этих гнезд варят суп.

Птица – рыболов /баклан/. Ныряет на глубину до 5 метров и плавает так быстро под водой, что от него трудно уйти даже самой ловкой рыбке.

Лесная кошка /иволга/. Эта птица действительно умеет кричать кошкой.

Ночной хищник /сова/. Совы глотают мышей целиком.

Легкомысленная мамаша /кукушка/. Своего гнезда не вьет, яйца другим подбрасывает.

Пернатый солист /соловей/.Эта птица прославила наш Курский край.

Ведущий: Птицы украшают нашу землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая окраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость.

Я узнал, что у меня

Есть огромная родня.

И тропинка, и лесок,

В поле – каждый колосок.

Звери, птицы и жуки,

Муравьи и мотыльки…

Все, что рядышком со мною,-

Это все мое родное!

Как же мне в краю родном

Не заботиться о нем!

Игра «Птицы»

Аисты, вороны, галки, макароны …(Дети хлопают).

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Чибисы, чижи, мухи и стрижи …(Дети хлопают).

Прилетели птицы: голуби, синицы,

Галки, соловьи, комары , кукушки …(дети хлопают)

Даже совы – сплюшки, лебеди и утки

И спасибо шутке.

Весна идет! Рассеялись туманы –

Кто знает, где теперь их пелена.

И вновь видны луга, поля, поляны.

Весна идет! Уже расцвел подснежник –

Зовет весь мир очнуться ото сна.

Снимают горы белые одежды.

Весна идет! В наш край идет весна!

Ведущий: Издавна 22 марта, отмечался праздник «Сороки» .В каждом доме лепили из теста птичек жаворонков, пекли их, мазали сладким медом. Печеных жаворонков развешивали по деревьям и кустам, привязывали на длинные палки, «крутили – запускали» в небо, где они, как настоящие птицы летали, подбрасывали в небо с пожеланиями, чтобы весна поскорее пришла. Дети ходили по селу, пели песенки – заклички, звали весну – красну.

Приди, весна, приди, весна! Весна, славься красна!

Со льном высоким, Цари и здравствуй – твой черед.

С корнем глубоким, Пусть вся земля

С хлебом обильным. Ликует и цветет.

Жаворонки, жаворонки!

Прилетите к нам.

Принесите нам лето красное.

Нам зима надоела,

Все хлебы у нас поела.

Дети поют песню и угощаются печеными из теста куликами.

МОУ СОШ №17 Дружбина И.М.

День птиц.

Ведущий : Здравствуйте, дорогие ребята и взрослые. Сегодня мы проводим праздник - День птиц, который ежегодно в апреле отмечается в нашей стране, начиная с 1923 года.

Слайд 2. Птицы дороги нам, как часть чудесной нашей природы. Их мелодичные, весёлые, звонкие голоса, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и доброту.

Слайд 3. Для птиц готовятся и развешиваются искусственные гнезда, скворечники, кормушки.

Полюбуйся, весна наступает!

Журавли караваном летят.

В ярком золоте день утопает.

И ручьи по оврагам шумят.

Слайд 4. Птицы не только украшают нашу жизнь. Они наши помощники в борьбе за высокие урожаи, снижают численность вредных насекомых. Когда у птиц появляются птенцы, им необходимо много корма. Так, например, дятлы прилетают к гнезду с кормом через каждые 2-4 минуты. Самка обычно кормит птенцов чаще, чем самец. За день обе взрослые птицы приносят к гнезду корм до 300 раз.

Слайд 5. Синица за сутки съедает столько насекомых, сколько весит сама. Скворец может только на завтрак съесть 60 штук саранчи.

Слайд 6. О мухоловке известно, что она уничтожает за два месяца не менее 50 тысяч мух. А ведь мухи - наши злейшие враги, переносчики различных болезней. Огромное количество вредных насекомых уничтожают за один год все птицы, обитающие в нашей стране.

Слайд 7. Природа миллионы лет создавала птиц. Но вот уже более 200 видов исчезло с лица земли. Чтобы такого не происходило, нужно беречь и охранять птиц, привлекать в наши сады и огороды.

В Красную книгу Ставропольского края занесены птицы, которые стали редкими и исчезающими. Вот некоторые из них.

Слайды 8-12 . Охрана птиц, забота о них считается одной из самых важных проблем нашего государства.

Слайд 13. Ведущий: Ребята, какие птицы прилетают в наши края, вы должны угадать.

1. Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (ласточка)

2. Гнездо своё он в поле вьёт,

Где растут растения.

Его и песни и полёт

Вошли в стихотворение.(жаворонок)

3. Прилетел к нам наконец

Лучший наш певец.

Дни и ночи напролёт

Он поёт, поёт, поёт. (соловей)

4. Всех перелётных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

Взад-вперед по пашне вскачь,

А зовётся птица.. (грач)

5. Я выступаю перед вами,

Как молодой весны гонец.

Я рад увидеться с друзьями

А зовут меня …. скворец.

Ребята, а какие загадки о птицах вы знаете?

Песня1. Звонко капают капели….

1. Пусть прилетят, чтоб торопливо

С утра до ночи хлопотать.

Я двум скворцам приют счастливый

Хочу до осени создать.

2. Быть может, на чужбине снился

Мой домик средь ветвей густых.

Пусть доброе гостеприимство

В краю знакомом встретит их.

3. Нам в хозяйстве помогает и

И охотно заселяет

Деревянный свой дворец

Тёмно-бронзовый скворец.

4. Мы вставали ночью даже

Из окна смотрели в сад.

Ну когда же, ну когда же,

Наши гости прилетят!

5. А сегодня поглядели,

На ольхе сидит скворец.

Все: Прилетели, прилетели,

Прилетели, наконец!

На сцену выходят скворец, грач, синичка, голубь, снегирь, дятел

Скворец к синичке:

Здравствуй, птичка-невеличка,

Здравствуй, добрая синичка.

Грач: Здравствуй, дятел, наш приятель.

Здравствуй, голубь и снегирь!

Дятел: Расскажите, птицы,

Где вы побывали.

Расскажите, птицы,

Что вы повидали?

Скворец

В жарких странах жаркое лето.

Ни зимы, ни снега там нету.

Грач: Бродят там слоны великаны

Целый день кричат обезьяны.

Там растут деревья лианы.

Там растут на пальмах бананы.

Голубь: Хорошо ли жили

Вдалеке от дома?

С кем вы там дружили

В странах незнакомых?

Скворец: Мы скучали по деревне

По звенящему ручью

По скворечне, по деревьям,

По соседу воробью.

Вед: Мы очень рады вам, друзья,

Будьте с нами вы всегда!

6. Пускай всегда такой обычай

В моей останется стране.

Встречать любовью птичьи стаи

Всем сердцем радуясь весне!

Песня

Вед: - Как называется наука, изучающая жизнь птиц? (Орнитология)

Слайд 14.

Вам, наверное, интересно узнать, как путешествуют птицы.

Большинство птиц путешествуют стаями, многочисленными или не очень, плотными или "рыхлыми". Скворцы, мелкие кулики и некоторые птицы из семейства воробьиных летают скученными стаями.

Шеренгой, фронтом или поперечным рядом летят кулики, цапли, утки,сороки. Гуси чаще всего летят косяком. Углом, или клином, летят журавли, лебеди и другие крупные птицы.

Слайд 15.

Скорость полета большинства птиц - 50-100 км/ч. Но они не летят непрерывно - часто останавливаются, чтобы отдохнуть и покормиться. Пролетев более или менее значительный отрезок пути, отдыхают обычно несколько суток, затем новый перелет и опять передышка. Правда, над морями, горами, пустынями приходится лететь без остановок и две, и три тысячи километров. А в среднем получается, что за сутки мелкие птички продвигаются на 50-60 километров, а например, утки, на 100.

Слайд 16.

А сейчас угадайте, какое гнездо какой птице принадлежит?

Слайд 17.

Посмотрите внимательно на знаки.

Какие правила Друзей Природы вы можете составить, используя эти знаки?

Слайд 18.

А сейчас викторина о птицах.

Слайд 19.

А сейчас давайте все вместе прочитаем стихотворение.

Вместе мы одна семья:

Цветы и деревья, птицы и я.

Будем мы природу беречь!

До свидания, до новых встреч!


Цель: Формирование познавательного интереса учащихся и бережного

отношения к природе.

1. Закрепить в процессе практической деятельности теоретические знания, полученные на уроках биологии.

2. Развивать творческие способности учащихся.

3. Пропагандировать природоохранную деятельность.

Ход мероприятия

Ведущий: Птицы населяют все уголки нашей планеты. Они встречаются высоко в горах, в полярной пустыне, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов. Ученые подсчитали, что на земном шаре сейчас обитает примерно 100 млрд. особей диких птиц, что в 20 раз больше, чем людей. Трудно представить себе весну без скворцов, море без чаек, рощу без соловьев. Птицы - часть природы нашей Родины. Их мелодичные, весёлые, звонкие песни, яркое оперение оживляют природу, вселяют в нас радость и бодрость. Без птиц природа мертва. Они радуют нас стремительным, легким полетом, красивым пением, разнообразной окраской оперения. Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. Вот почему мы эту встречу посвящаем им, нашим пернатым друзьям. Пусть этот праздник откроет для каждого что - то новое и интересное, пусть крепче станет дружба между людьми и птицами!

Ребята, какую пользу приносят птицы людям?

( За сутки скворец может съесть столько гусениц, сколько весит и сам и от этого совсем не растолстеет, так как очень много тратит энергии на поиски пищи, построение гнезда и уход за птенцами.)

А вы знаете, что:

кукушка за лето поедает до 270 тысяч крупных гусениц и майских жуков.

грач, следуя за плугом, способен уничтожить за день 400 червей - вредителей растений.

семья ласточек за лето уничтожает около миллиона различных вредных насекомых.

ушастая сова способна съесть за день до 10 полёвок, а сова сивуха съедает в год около 1200 грызунов.

Степной орёл очень много уничтожает сусликов и мышей. Подсчитано, что одна мышь съедает в год 2 - 3 кг зерна, а суслик - до 16 кг. Значит, каждая сова, орёл спасают тонны хлеба от грызунов.

Ведущий: Ребята, сегодня на наш праздник прилетели две стайки птиц: "Скворцы" и "Грачи". Им сегодня предстоит много испытаний, а вы, пожалуйста, их поддержите, и помогите им.

Судить состязания наших птиц будет жюри в составе трех человек. (Ведущий представляет членов жюри.)

Конкурс №1." Приветствие команд". ( Приветствия команды готовят заранее).

Конкурс №2. "Разминка перед полётом" Каждая команда должна молниеносно ответить на десять вопросов. За этот конкурс вы получите столько баллов, сколько дадите правильных ответов.

Вопросы 1 команде:

2. Птицы, размножающиеся зимой? (Клёст.)

3. Эту птицу называют болтушкой? (Сорока).

4. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла - 15 см.)

5. Когда температура тела воробья ниже - зимой или летом? (Одинакова.)

6. Эту птицу называют пернатой кошкой? (Сова).

7. Какой город носит название хищной птицы? (г. Орел).

8. Назовите птицу, которая умеет летать хвостом вперед, задним ходом и боком. (Колибри)

9. Какие птицы не высиживают яиц? (Кукушки.)

10. Какие птицы могут преследовать автомобиль? (Страусы)

Вопросы 2 команде:

2. У кого самый удивительный нос? (У клёста - крестом, у фламинго - бумерангом).

3. У какой птицы крылья покрыты не перьями, а чешуей? (Пингвин).

4. Эта птица самая маленькая в мире, может опылять растения? (Колибри).

5. Птица с абсолютно чёрным оперением? (Ворон).

7. Какую птицу называют лесным доктором? (Дятел).

8. Какая птица не боится лютых морозов и выводит птенцов при температуре - 60-70 градусов? (Императорский пингвин).

9. Ползающие птицы? (Поползень).

10. Какая птица не садится ни на землю, ни на воду, ни на дерево? (Стриж).

Конкурс №3 "Третий лишний"

Перед командами списки названий птиц, отличающихся определенным признаком. Но одна птица в каждой группе не имеет этого признака и

поэтому является "лишней". Определите, кто лишний в группе, и объясните свой ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

1. Сова, кречет, коршун.

(Сова - ночной хищник, относится к отряду сов, а кречет и коршун - относятся к отряду дневных хищников).

2. Иволга, соловей, фазан.

(Иволга, соловей - певчие воробьиные птицы, фазан - представитель отряда куриных).

3. Пустельга, кобчик, неясыть.

(Пустельга, кобчик - соколки, относятся к отряду дневных хищников, неясыть - сова).

4. Глухарь, тетерев, скворец.

(Глухарь, тетерев - промысловые птицы отряда куриных, скворец - птица отряда воробьиных).

5. Филин, цапля, сплюшка.

(Филин, сплюшка - совы, цапля - представитель отряда голенастых).

6. Петух, индюк, воробей.

(Петух, индюк - домашние птицы из отряда куриных, воробей - дикая птица из отряда воробьиных).

Конкурс №4 "Танец маленьких лебедей"

Каждая команда исполняет танец маленьких лебедей из балета Чайковского "Лебединое озеро"

Конкурс №5 "Отгадай-ка" (загадки)

Сейчас вам будут загаданы интересные загадки. Команды будут отвечать по очереди. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Если команда не может дать правильный ответ, ответить может следующая команда.

1. В болоте плачет, а из болота не идёт (Кулик).

2. Прилетает к нам с теплом,

Путь, проделав длинный,

Лепит домик под окном

Из травы и глины. (Ласточка)

3. И петь - не поёт, И летать - не летает.

4. За что же тогда Его птицей считают? (Страус)

5. Всю ночь летает - мышей добывает.

6. А станет светло - спать летит в дупло. (Сова)

7. Увези его в корзинке Из страны родной, В небе он найдёт тропинки, Что ведут домой. (Голубь)

8. Красногрудый, чернокрылый, Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять. (Снегирь)

9. На одной ноге стоит, В воду пристально глядит.

10. Тюкнет клювом наугад - Ищет в речке лягушат. (Цапля)

11. На дереве сидела я

И сыр во рту держала,

А мимо дерева лиса

Близехонько бежала. (Ворона)

12. Дом построен над водой На тростинке молодой.

13. Тростинка чуть сгибается, Как люлька дом качается. (Синица - ремез).

14. Что за весенняя чёрная птица

Любит за плугом ходить и кормиться? Что за весенняя чёрная птица Прямо на трактор чуть не садится? (Грач)

Конкурс №6. "Что за птица"

Сложить из заданных букв название птиц. (Иволга, синица)

Конкурс №7. "Парикмахер"

С приходом весны все птицы стремятся быть красивыми. По два участника от команды создадут причёску под названием "Грачи прилетели" используя сухие ветки, ленты, заколки.

Конкурс №8. "Кто больше" (конкурс с болельщиками)

Болельщики одной команды называет птицу, а болельщики второй называет птицу на последнюю букву.

Конкурс №9 "Узнай меня". Вам нужно по описанию узнать птиц.

1. Ведут они ночной образ жизни: днём спят, а ночью охотятся на мышей, полёвок, лягушек, насекомых. У этих птиц острый слух и зрение, мягкое густое оперение. Летают совершенно бесшумно. За ночь одна птица вылавливает 12 - 15 мышей. Ни одна кошка не может соперничать в этом с ней! (сова)

2. Эта птица ловко передвигается по дереву, долбит кору и длинным языком (до 15 см) вытаскивает из-под неё вредных для дерева насекомых. Всевозможные насекомые и их личинки, которые копошатся в коре древесины, составляют пищу для неё. Эта птица прилежно разыскивает их в трещинках и бороздках коры. Она избавляет деревья от насекомых-короедов. Одна птица за день съедает до 750 - 900 короедов. Стучит эта птица в лесу, значит, будут уничтожены насекомые - вредители. (дятел)

3. Эту птицу можно увидеть зимой в парке, в саду, у кормушек в стайке синиц. Это маленькая короткохвостая птичка сразу привлекает внимание своей способностью быстро бегать по стволу дерева вниз головой. (поползень)

4. Очень красивая птица, которую можно встретить стайками. Красная маска около клюва, спина и пятна на груди черные, на крыльях широкая желтая полоса, грудь и брюшко белые. Питается семенами различных растений. (щегол)

Конкурс №10 "Музыкальная разминка". Первая команда покажет нам разминку цапель, а вторая разминку пингвинов.

Конкурс №12 "Знатоки пословиц"

1. Плоха та птица, (которой гнездо свое не мило).

2. Слово не воробей, (вылетит, не поймаешь).

3. Лучше синица в руках, (чем журавль в небе).

4. Гусь свинье (не товарищ).

5. Старого воробья (на мякине не проведешь).

6. На чужой сторонушке, (рад своей воронушке).

7. Ворон ворону, (глаз не выклюнет).

8. Всяк кулик, (свое болото хвалит).

9. Против сотни воробьёв довольно (одного ястреба ).

10. Лучше слушать одного соловья, чем (стаю воробьёв ).

Конкурс №13. Анаграммы. На большом листе написать анаграммы. Составить из двух слов одно новое - название птицы.

Корова + нож (жаворонок)

Вой + село (соловей)

Пена + лик (пеликан)

Кук + ли (кулик)

Ведущий. Наш праздник подошёл к завершению. Уважаемые члены жюри, подведите, пожалуйста, итоги.

(Зачитывается протокол, проводится награждение участников).

Ведущий: Птицы украшают землю. Их веселая, задорная, звонкая песня, яркая раскраска оживляют природу, вселяют в нас бодрость и радость. Ребята, а мы с вами должны беречь птиц и помогать им в трудный для них период. В завершение праздника хочется прочитать стихотворение.

"Покормите птиц зимой"

Покормите птиц зимой

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Не богаты их корма,

Горсть одна нужна.

Горсть одна, и не страшна

Будет им зима.

Сколько гибнет их - не счесть

Видеть тяжело!

А ведь в нашем сердце есть,

И для них тепло.

Разве можно забывать.

Улететь могли,

А остались заодно

Зимовать с людьми.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось нам встречать ВЕСНУ!

Понравилась статья? Поделитесь ей