Контакты

Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей детей. Теоретические аспекты формирования художественно-творческих умений у школьников в досуговой деятельности Правильное составление базового перечня навыков и умений

Важным пунктом резюме, на который обращают внимание все работодатели, является графа о главных профессиональных умениях. Ни образование, ни опыт работы не скажет о вашей личной экспертизе в определенных вопросах. Поэтому стоит посмотреть примеры ключевых навыков в резюме, чтобы грамотно заполнить соответствующий раздел. Это поможет показать работодателю, что именно вы умеете делать.

Из чего выбрать

Сложно подобрать какие-то «типовые» умения. Ведь в каждой профессии выдвигаются свои требования и соискатель должен им соответствовать. Если вы не знаете, что именно можно написать, то можно указать следующие:

  • навыки межличностного делового общения;
  • умение организовывать работу, планировать, принимать решения;
  • внимание к различным нюансам и деталям;
  • способность анализировать проблемы, эффективно искать пути их разрешения;
  • умение проявлять гибкость;
  • навыки управления проектами;
  • деловое лидерство.

Но все же желательно подбирать умения в зависимости от требований к кандидатам. Обычно работодатель сам указывает, что он хочет от будущего сотрудника. Соискателю можно просто перефразировать его требования и указать их в ключевых навыках.

Умения лидеров

В первую очередь разобраться, что такое ключевые навыки для резюме важно тем, кто претендует на должность руководителя. К потенциальным управленцам всегда предъявляют повышенные требования и их кандидатуры проверяются более скрупулезно.

В качестве навыков можно указать такие умения:

  • разрешать конфликтные ситуации;
  • планировать и оптимально организовать рабочий процесс;
  • принимать решения и за их результаты отвечать самостоятельно;
  • критически мыслить;
  • эффективно управлять временем и людьми, находящимися в подчинении;
  • применять мотивационные программы;
  • стратегически и творчески мыслить;
  • вести переговоры;
  • коммуникативные навыки, умение завоевать доверие коллег, партнеров и вышестоящего руководства.

Важно уметь отличать свои умения от личных качеств. Первые приобретаются в процессе работы и обучения, а вторые характеризуют вас как личность.

Также в список можно добавить многозадачность, способность приспосабливаться к различным условиям, передавать часть полномочий и следить за надлежащим выполнением поставленных задач.

Профессии связанные с общением

Отдельно стоит отметить, какие следует указывать навыки, если вы претендуете на должность продавца, менеджера или консультанта. Например, можно указать следующие навыки продавца-консультанта в резюме:

  • умение управлять временем;
  • опыт личностного общения и успешных продаж;
  • грамотная устная речь, хорошо поставленный голос, необходимая дикция;
  • творческий подход к продажам;
  • умение слушать, давать компетентные советы, находить подход к клиентам;
  • способность быстро обучаться и легко воспринимать крупные объемы информации;
  • навыки обслуживания людей, умение проявлять тактичность и толерантность.

Если вы знаете, что компания работает с зарубежными клиентами, то неоспоримым плюсом станет знание иностранных языков. Претендуя на вакансию менеджера по продажам, также укажите, если это, конечно, соответствует действительности:

  • владение английским, итальянским, французским или другим языком;
  • уверенное пользование ПК, знание программ MS Office;
  • навыки деловой переписки, в том числе и на иностранном языке;
  • умение проявлять внимание, заинтересованность, дружелюбие.

А вот для преподавателей, учителей, ведущих семинаров и тренингов предъявляются несколько иные требования. Они должны обладать такими навыками:

  • мотивированность на результат обучения;
  • высокая энергичность и инициативность;
  • умение сконцентрировать внимание группы людей и удерживать его определенное время;
  • наработанные навыки терпения и гибкости, которые необходимо проявлять при общении с обучаемыми;
  • умение планировать и грамотно организовывать рабочий процесс.

Общим для всех этих профессий является главное умение — наладить контакт с людьми.

Иные варианты

Выбирать необходимые навыки для технических специалистов не менее просто. Основной задачей, например, для системного администратора является контроль работы всей компьютерной сети. Поэтому он должен обладать такими ключевыми умениями и навыками:

  • проводить диагностику профессионального оборудования;
  • мониторить возможные риски и планировать пути восстановления функционирования систем в кратчайшие сроки;
  • владеть техническим английским;
  • работать с крупными объемами информации.

По указанным необходимым умениям для этой должности видно, насколько специфика работы влияет на то, что необходимо указывать в резюме. Отдельно стоит отметить, что в некоторых отраслях профессиональные умения настолько тесно переплетены, что их сложно отделить.

Если вы претендуете на должность специалиста по учету, то вначале лучше ознакомиться с предъявляемыми требованиями. Примеры ключевых навыков в резюме для бухгалтера можно взять прямо из описания требований к кандидатам. Они должны:

  • уметь аналитически мыслить;
  • организовать работу на закрепленном участке;
  • анализировать проблемы, уметь искать пути их разрешения;
  • грамотно планировать;
  • уделять достаточно внимания мелким нюансам и важным деталям;
  • правильно расставлять приоритеты;
  • уметь работать с большим количеством документов;
  • уметь выделять первостепенные задачи;
  • обладать навыками работы с контролирующими органами.

К сотрудникам правового отдела выдвигаются несколько иные требования. Для юриста можно указать:

  • знание законодательства, принципов работы судебной системы;
  • умение составлять документы, договоры;
  • навыки анализа правовых документов;
  • возможность работать с разнообразной информацией и быстро ее усваивать;
  • знание компьютера, программ MS Office;
  • коммуникативные навыки;
  • умение использовать правовые базы, представленные в электронном виде;
  • многовекторность (умение работать в разных направлениях);
  • навыки работы с клиентами и сотрудниками органов контроля;
  • способность работать с документами;
  • умение организовывать работу и планировать выполнение задач.

В каждой специальности должны быть свои навыки, но вы можете выбрать что-то подходящее для вашей будущей работы из всех представленных перечней.

Дополнительным подспорьем в поиске правильных и уместных характеристик может стать такое размышление: представьте себя руководителем, которому требуются сотрудник на заинтересовавшую Вас должность. Что бы Вы ожидали от кандидата на работу?

Пространственный. Он присущ многим творческим людям - художникам и дизайнерам. Все эти три типа таланта необходимы архитекторам, потому что эта профессия требует хорошего владения словами, цифрами и творческими навыками.  


Современное производство все более требует от работников качеств, которые не только не формировались в условиях поточно-массового производства , но и преднамеренно сводились к минимуму, что позволяло упростить труд и удешевить стоимость рабочей силы . К таким качествам относятся высокое профессиональное мастерство, способность принимать самостоятельные решения, навыки коллективного взаимодействия, ответственность за качество готовой продукции , знание техники и организации производства , творческие навыки. Сегодня одной из отличительных черт является зависимость производства от качества рабочей силы , форм ее использования, степени вовлеченности в дела предприятия. Управление персоналом приобретает все большее значение в качестве фактора повышения конкурентоспособности, долгосрочного развития фирмы.  

Творческие навыки 412 Творческий  

Навыки, полученные студентом в результате изучения курса "Макроэкономика", используются для многоаспектных оценок конкретных хозяйственных процессов , оказывают существенное влияние на информационную, научную, формально-логическую и творческую стороны выполнения итоговой дипломной работы, а в дальнейшем могут быть использованы в профессиональной деятельности.  

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ - область знаний, изучающая организацию личного труда работника, основанную на использовании достижений науки и передового опыта, применении технических средств . П.м. позволяет наилучшим образом установить взаимодействие между работником и используемыми техническими средствами в процессе выполнения должностных обязанностей . Готовность руководителя, специалиста к эффективной деятельности определяется знаниями, умениями, навыками и качествами личности. Рационально организовать умственный труд , создать благоприятные условия для повышения его эффективности - эти задачи приобретают сегодня особенно важное значение. В любой сфере умственный труд , помимо мыслительной деятельности, содержит чисто организационные, технические элементы, определенная часть которых является общей для многих профессий. Следовательно, проблемы организации личного труда работника можно изучать с точки зрения организации, используемых методов, принципов и приемов работы. Второй стороной организации личного труда является техника личной работы, технические средства , применяемые в практике повседневной работы персоналом управления. Научную основу П.м. составляет сумма знаний об организации личного труда, накопленная в практике управленческой деятельности и представленная в виде принципов, способов, методов организации трудовой деятельности персонала управления . Как наука П.м. выявляет факторы и условия эффективной работы руководителей и специалистов, на базе которых разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются принципы, формы и методы рациональной деятельности людей в процессе управления . Труд руководителя, специалиста не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий характер. С одной  

При подготовке решений используются различные методы, в том числе методы активизации творческих процессов , математическое моделирование и др. Для развития навыков принятия решений используют формы активного обучения, к числу которых относятся игровая имитация решения конфликтных ситуаций (индивидуальная, групповая) и деловые игры . Последние представляют собой своеобразный инструмент для воспроизведения процессов выявления и согласования хозяйственных интересов.  

Итак, определяющим звеном учебного процесса является преподаватель, его неповторимая личность, богатый творческий потенциал , способность к импровизации, педагогический артистизм. Нетрадиционный подход к процессу преподавания реализуется через варианты театральных приемов, позволяющих решать вопросы оптимизации процесса обучения иностранному языку, с одной стороны, а с другой - формировать профессионально значимые навыки и умения с первых дней обучения студента в вузе. Задача артистичного педагога - оказать на учеников эмоциональное воздействие, вызвать в душах отклик, определенные переживания, без которых осложняется глубинное восприятие жизни и ее понимание утвердить веру в себя в сознании и сердцах ребят, вызвать впечатление своим отношением, чувствами заставить играть воображение, а игра - всегда свободный выбор .  

Дух предпринимательства. Хотя стратегический менеджмент строится как систематическая, логически связанная теория, базирующаяся на эмпирических данных, успех стратегии определяется не в последнюю очередь предвидением, интуицией, чувством поступать правильно - т.е. всем тем, что определяется как предпринимательская инициатива. Как отмечает И. Ансофф, предпринимательское поведение означает создание потенциала для получения прибыли там, где его раньше не было. Это, в свою очередь, требует формирования новых систем, новых структур и новых навыков менеджеров, в частности, выраженных лидерских черт - харизмы, умения творчески решать проблемы, брать на себя риск, планировать, основываясь на предпринимательских взглядах.  

Диалог представляет собой процесс коллективного обдумывания и осмысления проблем и дает возможность группе достичь более высокой степени реализации творческих способностей. Диалог труден на уровне исполнителей, поскольку предполагает свободное течение разговора, и исполнители ведут себя неуверенно, не желая проявлять слабость. Известно, например, что в ряде центров обучения проводятся семинары по персональному видению и ментальным моделям для усиления диалога. Проводится обучение основным навыкам ведения разговора, например, тому, как предотвратить неправильные абстрактные заявления, как объяснить мысль, ее истолковать, сделать нужные выводы и как охладить разговор.  

Обладать умом, творческими способностями Иметь знания, навыки, опыт Иметь силу, волю, энергию, целеустремленность Работать Обладать честностью, порядочностью 9,7 7,6 6,2 4,7 2,7 30,9  

Основой мотивации в Японии является иерархия рангов, которая применяется как на предприятиях, так и в государственных органах . Ранг зависит не только от квалификации, но и от стажа работы в фирме, помощи коллегам, готовности к выполнению новых функций и т. п. В отличие от стилей управления , основанных на1 фиксированном разделении труда (что характерно для стран Западала, также для России), японские рабочие и служащие поощряются,за" овладение широким спектром знаний и навыков творческую активность умение работать в коллективе находить компромиссные решения в интересах фирмы. Ранг сотрудника-японской фирмы  

Участие человека в экономической деятельности характеризуется его потребностями и возможностями их удовлетворения, которые обусловлены прежде всего характеристиками трудового потенциала здоровьем, нравственностью, творческими способностями, активностью, образованием, профессионализмом, организованностью, ресурсами рабочего времени. Таким образом, человек в рыночной экономике выступает, с одной стороны, как потребитель благ, производимых предприятиями, а с другой - как обладатель способностей, знаний и навыков, необходимых предприятиям, государственным и общественным органам.  

Мастерство. Работники, получающие удовлетворение от работы, стремятся к совершенствованию своих навыков, к применению новых методов, и это еще больше увеличивает их интерес к работе. Поэтому, особенно в общении с квалифицированными специалистами, нужно попробовать воздействовать на профессиональную гордость. Стоит подчеркнуть творческие аспекты контроллинга.  

Практический опыт успешно работающих фирм показывает, что само по себе сегментирование - сложный и трудоемкий процесс, творческий по своей сути, требующий серьезного опыта, хороших знаний и навыков в маркетинговой деятельности в целом. Все это тем более важно, что до сих пор формализованной, или устоявшейся, методики сегментирования рынка не существует. Более того, фирмы тщательно засекречивают свой опыт сегментирования традиционных рынков. Есть, правда, определенные рекомендации в каждой печатной работе по маркетингу, но это всего лишь общие положения.  

Навыки научной работы и незаурядные аналитические способности помогли Г. Эмерсону обобщить и творчески осмыслить богатый практический опыт, что получило свое отражение в главной его работе Двенадцать принципов производительности, которая вышла в свет в 1912 г. Главное внимание в этой работе уделено концепции производительности (т.е. эффективности), под которой он понимал оптимальное соотношение между совокупными затратами и экономическими результатами.  

Способности индивида могут быть классифицированы на механические двигательно-координационные, умственные и творческие. Многие из этих способностей обусловливаются генетическими факторами и мало поддаются тренировке (пример, беглость пальцев и быстрота реакции), а такие, как мастерство общения и руководства, поддаются. Навыки в этих областях человек получает дома, в школе, в вузах, на работе.  

Однако следует помнить о том, что труд руководителя не только объективно обусловлен, но и носит инициативный, творческий характер. В этой связи можно говорить о том, что принципы и правила НОТ требуют творческого осмысления для определения степени их применимости с учетом складывающейся производственной ситуации . В данном случае принципы и правила служат лишь исходным пунктом для работы руководителя над совершенствованием индивидуального рабочего стиля, навыков и методов организации своего труда.  

Поскольку консалтинг является не только интеллектуальный, но и творческой профессией, то обучение консультанта должно быть построено скорее по принципу "творческой мастерской ", чем по принципу "технического вуза". Должны в максимальной степени применяться активные методы обучения (тренинг, разбор конкретных ситуаций , игротехника), формироваться личностные творческие навыки и умения, хотя и при обязательным освоении "ремесла", т.е. технологии профессии. В программу начального обучения целесообразно включать и стажировку, т.е. практическое (полевое) обучение в процессе осуществления консалтинговых проектов под руководством наставника.  

Японский ребенок должен запомнить тысячи идеограмм. И конечно, при этом он совсем не развивает у себя навыков последовательных процессов мыслительной деятельности (в психологии они именуются суксес-сивными), так необходимых для творчества. У него обостряются лишь навыки по оперированию образами (в психологии они именуются симультанными). Анализ мышления, - пишет известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, - вскрывает теснейшую связь мышления с речью и языком . Для творческого мышления необходимы и суксессивные и симультанные процессы. Японцы же развивают главным образом лишь последние. От этого страдают их творческие способности.  

Способности к исполнительскому труду характеризуются набором конкретных физических и нервно-психических потенций человека , прфессионально-квалификационных знаний, навыков, умений, производственного опыта - всего того, что предопределяет репродуктивную трудовую деятельность в рамках материального производства. Способности к творческому труду - это способности к исполнительскому труду, оплодотворенные интеллектуальной активностью, направленной преимущественно на саморазвитие и самореализацию личности в системе общественной организации производства. Главным и отличительным компонентом способностей к творческому труду выступает интеллектуальная активность, благодаря которой репродуктивная трудовая деятельность наполняется созидательной силой.  

Конкуренты могут использовать политику ценообразования для захвата доли рынка или получения более высоких прибылей. Здесь требуется определить тенденции изменения цен во времени, потому что значительные изменения прибылей конкурентов часто являются последним звеном цепочки небольших колебаний в течение многих лет. Если анализ относительных затрат требует навыка и некоторой доли творческой фантазии, то сбор информации о ценах конкурентов относительно прост. Если конкуренты продают больше чем один товар, то можно рассчитать индекс цен конкурентов. Точность вычислений перепроверяется по суммарным доходам.  

В современном мире слово "Вапакунунк" могло быть интерпретировано как обретение компетентности, уверенности и комфортабельности в постоянно меняющихся жизненных условиях. Существующая образовательная система тем не менее, требуя механического запоминания вместо творческого мышления деятельности, "творческой жилки", гибкости производства. Опасность заключается в том, что часто для покупателей цена не менее важна, чем свойства товара . Кроме того, подчас дифференциация сводится к имитации, и как только потребители начинают это понимать, стратегия псевдодифференциации перестает "работать".  

Дифференциация Сильные способности к маркетингу Технический дизайн продукции Способности к творчеству Сильные исследовательские возможности Репутация предприятия в области качества или технологического лидерства Давняя традиция в бизнесе или уникальная комбинация навыков, привлеченных из других бизне-сов Сильная кооперация по каналам Хорошее координирование функций отделов исследований, разработок и маркетинга Субъективные измерения и стимулы вместо количественных мер Удобства для привлечения высококвалифицированных рабочих, ученых и творчески мыслящих людей  

Евгения Осьминина
Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей детей

ГБОУ Школа №1467

Структурное подразделение №2

Из опыта работы воспитателя

Осьмининой Е. Ю.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ НА ТЕМУ:

«Коммуникативные навыки в развитии творческих способностей

Москва 2015 у. г.

Язык занимает чрезвычайно важное место в развитии детей. Нельзя обучать детей общению без различных видов деятельности, так как в них у детей происходит взаимодействие друг с другом.

Наиболее интенсивно коммуникативное развитие ребенка происходит в дошкольный период , ведь первый опыт общения во многом определяет характер отношения к себе и другим, к миру в целом. Коммуникативные способности – это те способности, которые можно и нужно развивать. Другими словами детей нужно учить умению общаться, учить культуре общения.

В дошкольном возрасте дети очень любознательны, у них есть желание познавать окружающий мир. Поэтому это самый благоприятный период для развития у детей творческих способностей. Занятия по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста играют важную роль в формировании личности ребенка. Дети, обладающие творческими способностями, имеют более устойчивую психику, более общительные и коммуникабельны.

Систематическая работа по развитию творческих способностей способствует улучшению социального статуса ребенка . От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, самовыражение ребенка, во многом зависит характер будущих отношений дошкольника в социуме.

Успешное развитие творческих способностей возможно лишь при создании определенных условий, которые способствуют их формированию.

Для развития творческих способностей детей можно предложить следующие меры:

Введение специальных занятий, направленных на развитие творческих способностей детей.

В любой деятельности давать детям больше заданий творческого характера.

Управление взрослыми предметной, сюжетно-ролевой и игровой деятельностью с целью развития воображения детей.

Использование специальных игр, развивающих творческие способности детей.

Работа с родителями.

В формировании творчества детей особая роль отводится воображению детей. Именно развитое творческое воображение порождает новые образы, составляющие основу творчества. А творчество является постоянным спутником детского развития. Чем выше уровень развития способностей человека, тем больше возможностей открывается для его творческой деятельности.

Детское творчество основано на подражании, которое служит важным фактором развития ребенка. Задача взрослого – опираясь на склонность детей к подражанию прививать им навыки и умения, без которых невозможна творческая деятельность.

Задача воспитателя – развивать у детей интерес к творчеству. Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в словесном творчестве.

Огромное значение на развитие творческих способностей детей оказывает игра, которая является основным видом деятельности дошкольника. Именно в игре ребенок делает первые шаги творческой деятельности. Взрослый должен не просто наблюдать за детской игрой, а управлять ее развитием, обогащать ее и включать в игру творческие элементы.

Богатым источником развития творческих способностей ребенка является сказка. Существует множество приемов работы со сказкой, среди них «перевирание» сказки, придумывание сказки «наоборот», придумывание продолжения сказки, изменение конца сказки. Можно сочинять сказки вместе с детьми.

Следующим видом деятельности, помогающим ребенку развить творческие способности, это, конечно же, художественно-творческая деятельность . Это: театрализованные игры, музыкальные игры, рисование, аппликация, ручной труд, лепка.

Рисование – дети, рисуя на листе бумаги, фантазируют, придумывают, изображают несуществующих героев, фантастические сюжеты. У ребенка формируется умение сравнивать, сопоставлять предметы по их размеру, форме, различать часть и целое, развивается речь, память, мышление. Воспитатель должен вызывать у детей к рисованию, способствовать фантазии, творчества. Необходимо давать детям цель рисования не по шаблону, а фантазировать и придумывать сюжет, задумывать то, что появится на листе самостоятельно. Только давая детям свободу деятельности, можно предполагать о развитии творчества и творческих способностей.

Аппликация - это мир детской фантазии, творческого мышления, воображения, пространственного восприятия; положительные эмоции от своего творчества. Больше внимания надо уделять коллективным детским работам, в которых каждый ребенок, внося маленькую часть своего творчества, чувствует себя значимым в общей работе. Также учится радоваться успехам своих товарищей; общению, учится искать пути в создании своего творческого образа.

Лепка – занимаясь лепкой, дети узнают разные материалы (краски, глина, воск, пластилин, бумага, знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. На занятии по лепке развивается речь ребенка.

В лепке дети передают свои впечатления об окружающем и выражают свое отношение к нему. Лепка только тогда может приобрести творческий характер, когда у детей развивается эстетическое восприятие, образное мышление, воображение и когда они овладевают необходимыми для создания изображения навыками и умениями. На занятиях лепкой воспитателем ставятся определенные задачи развития детского творчества, мышления, речи, воображения.

Ручной труд, конструирование – у детей развивается не только познавательный интерес, но происходит развитие коммуникативных навыков на основе совместной творческой деятельности. Правильно организованная деятельность дает детям возможность создавать художественный образ по своему желанию и замыслу. Дети не только знакомятся с самыми разнообразными материалами и их свойствами, но используют их в дизайн - деятельности. Они учатся оформлять игровую среду своими художественными поделками. Особенно богат для фантазий и творчества считается природный материал. Еще А. С. Макаренко обращал внимание на важность использования природного материала в творческой деятельности ребенка, т. к. считал, что природный материал является кладовой для фантазии и воображения.

Музыка, театр – выражение в движениях личных эмоциональных переживаний, создание оригинальных двигательных образов. Отражать в сказочных образах – характер, эмоции, жесты. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы это осуществить, надо понять, каков персонаж, почему он так поступает, представить его состояние, чувства, т. е. проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Ребенок в театрализованных играх учится жить, проживая жизнь своих героев.

В музыкальных и театрализованных играх развиваются различные виды детского творчества: художественно-речевое, музыкально-игровое, сценическое, танцевальное, певческое.

Педагоги, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта . А накопление опыта и знаний и есть необходимая предпосылка для будущей творческой деятельности. Важно постоянно стимулировать ребенка к творчеству; проявлять сочувствие к его неудачам; исключать из обихода замечания и осуждения.

Публикации по теме:

Музыкально-дидактические игры и их роль в развитии музыкально-творческих способностей детей Одним из наиболее доступных средств познания музыки как вида искусства, отвечающих возможностям, особенностям, интересам и потребностям.

Художественно-эстетическое воспитание в развитии у детей творческих способностей Мир вокруг нас прекрасен, разнообразен и изменчив. Он полон запахов, красок, звуков. Ребёнок познаёт его изо дня в день. Так складывается.

Использование ИКТ в развитии музыкально-творческих способностей детей дошкольного возраста 1. Введение. Современный мир непрерывно меняется, а с ним меняются и наши дети. Благодаря интернет – ресурсам, открывается широкий спектр.

Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного.

Конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников с отклонениями в развитии Из опыта работы. Конструирование – один из видов продуктивной деятельности дошкольника, предполагающий построение предмета. Его успешность.

«… четыре главных навыка, которые должен приобрести ребёнок. Если он их не приобретает, у него возникают трудности с поведением. Если он не может их приобрести, возникают более или менее серьезные патологии.

Первый навык: умение сдерживать эмоциональный порыв. Как мы уже усвоили, ребёнком движут импульсы, побуждающие его действовать. Первый главный навык состоит в том, чтобы ребёнок от порыва желания не переходил непосредственно к действию. Мы научились не позволять нашим желаниям или нашим эмоциям управлять нами, противостоять могучей энергии стимула, не убивать, когда испытываем ярость, не убегать, когда испытываем страх, и не поддаваться унынию. У импульсивных людей эта способность отсутствует, и нельзя считать, что они в своих действиях свободны. Обсессивно-компульсивные расстройства ясно об этом свидетельствуют.

Но если речь не идёт о патологии, то тогда импульсивность можно укротить. С этой целью успешно применяется техника «самонаставлений». Ребёнка обучают давать указания самому себе и выполнять их.

Второй навык: умение размышлять. Почему так важно сдерживать импульсы? Потому что это дает нам время задуматься, то есть приложить наши знания к ситуации и проверить, на верную дорогу увлекает нас инстинкт или нет. Локк чётко видит в торможении импульсов начало свободы: Ведь если ум преимущественно, как очевидно из опыта, имеет силу откладывать выполнение и удовлетворение любого из своих желаний и, следовательно, всех, одного за другим, то он свободен рассматривать их объекты, изучать их со всех сторон и сравнивать с другими. В этом заключается свобода человека. От неправильного пользования ею происходят все разные недоразумения, заблуждения и ошибки, в которые мы впадаем в нашем житейском поведении и в своих стремлениях к счастью.

Изначально свобода - это возможность сказать нет .

Я вовлечён в некую ситуацию, мои желания подталкивают меня к выбору определённого пути, я прекращаю активные действия, чтобы понять, какой позиции мне придерживаться, отыскиваю в своей памяти информацию о возможных последствиях моих действий или реальных альтернативах. Поиски - одна из главных задач разума. Пока игрок размышляет над своим ходом, он перебирает возможные варианты и оценивает их. Размышлять не то же самое, что листать каталог туристического агентства и колебаться между Канкуном и Шри-Ланкой. Это прежде всего умение придумать альтернативу или, по крайней мере, отыскать её среди сценариев действий, усвоенных нами или предоставленных нам нашей культурой. Поэтому размышлять означает искать.

Третий навык: умение решать . Однако размышлять не значит решать. Решение - это разрыв, отделение, прыжок. Прыжок после стольких размышлений? Да. В этом акте и состоит самоопределение. Но как и почему мы решаем? На этот вопрос трудно ответить, потому что акт решения не поддаётся анализу (Это утверждение - типовой миф о творческой деятельности - Прим. И.Л. Викентьева). Кажется, оно неожиданно возникает, словно некий указ, не связанный с предыдущими событиями. Проницательный и веселый философ Дэниел Деннет объясняет:

«Многие решающие моменты в нашей жизни не сопровождались сознательными решениями. Когда кто-то говорит себе: «Я решил согласиться на эту работу», он уверен, что сообщает себе о чём-то, что недавно сделал, однако память демонстрирует ему только то, что вчера он ещё колебался, а сегодня - уже нет. Решение, по-видимому, возникло в какой-то момент этого интервала. Где оно родилось?»

Решить загадку непросто, но я попытаюсь. Думаю, что все происходило так: после размышлений неожиданно возникло решение: я соглашусь на эту работу. Кто принял решение? Генерирующий разум. Он настолько умён? Да. Принятие решения сродни ещё одному замечательному акту генерирующего разума, о котором я уже говорил и который также носит мгновенный характер, хотя и является кульминацией длительного процесса. Я имею в виду понимание текста. Я не могу сказать: «Сейчас я пойму это математическое доказательство» или «Через полчаса я пойму эти аргументы». Значит, я не способен влиять на акт понимания? Именно так. Если речь идёт о математическом доказательстве, то я могу повторить его, попросить помощи у математика, попытаться разобраться в нём на других примерах, вспомнить похожие доказательства, проверить, понимаю ли я все термины, проявить упорство, выучить самые основные понятия. Приходится немало потрудиться, и вдруг je tombe sous le sens, меня осеняет. Сам язык улавливает внезапность происходящего. В один миг все эти разрозненные термины принимают единые, гармоничные, наполненные смыслом очертания. Я понял. Единственное, что я сделал по собственной воле, - это не позволил себе капитулировать и вовремя применил свои стратегии. В сфере действий происходит нечто подобное. Исполнительный разум одобряет решение генерирующего разума либо отвергает его. Если одобряет, то возникает феномен согласия. Торможение прекращается, обе инстанции - генерирующий и исполнительный разум - объединяются, и тогда, освободившись от помех, в дело вступает мотивация.

Мы снова видим, что наиболее мощная компетенция исполнительного разума состоит в том, чтобы получать указания от генерирующего разума, подвергать их оценке, принимать или отвергать, причём в последнем случае либо отвергать окончательно, либо требовать, чтобы генерирующий разум подыскал альтернативы. Это, несомненно, простой и эффективный механизм, который может быть воспроизведен компьютером. В волевом акте нет ничего загадочного. Просто-напросто появляется контролер, который разрешает или запрещает проход. Очевидно, что чем богаче опыт, тем лучше решения, поскольку исполнительный разум ничего не придумывает, а лишь задерживает, оценивает, разрешает пройти либо просит представить новый план.

Четвёртый навык: реализация проекта. Ещё одной ошибкой прежней теории воли было чрезмерное внимание к моменту решения, в то время как в стороне оставался такой ответственный этап, как реализация проекта. Чересчур много говорилось о «волевом акте», тогда как следовало бы говорить о «волевых действиях». Будучи временным процессом, поведение обладает собственной динамикой. Оно может усиливаться или, наоборот, затухать. В этой связи следует подчеркнуть значение двух навыков, усиливающих две способности: способность отсрочить вознаграждение и способность переносить напряжение.

В 1960 году Уолтер Мишел предпринял исследование с целью определить, какое влияние оказывает способность откладывать получение награды. Он провел тестирование детей в возрасте четырёх лет, а затем наблюдал за их развитием вплоть до окончания ими средней школы. Выяснилось, что дети, которым в четыре года удавалось отложить награду (например, не съесть сразу конфету), превосходили в успеваемости тех, кто действовал импульсивно. Они лучше излагали свои мысли, лучше аргументировали, концентрировались, строили планы и выполняли их, а также больше стремились к знаниям. Бросалось в глаза, что они получали гораздо более высокие баллы в тестах на интеллект, причем разница составляла более 20 баллов. По результатам теста на отсрочку вознаграждения, проведенного в четырёхлетнем возрасте, можно точнее предсказать количество баллов, которое будет набрано в SAT (тест перед поступлением в университет в США), чем по коэффициенту интеллекта, который был у ребёнка в четыре года. Это подсказывает, что умение отложить награду сильно влияет на интеллектуальный потенциал. Слабый контроль над импульсами в детстве - верный предсказатель криминальной биографии в будущем, более верный опять же, чем коэффициент интеллекта. То, что Мишел описывает как «отсрочку поощрения, применение к себе и направленную на достижение определенной цели», возможно, представляет собой самую суть эмоционального саморегулирования: умение сдержать порыв во имя какой-то цели.

Вторая важная сторона этого вопроса, которую я хочу затронуть, относится к способности переносить трудности. Она вырабатывается сложным, но необходимым воспитанием. Мы часто отправляем детям послание о том, что неприятных вещей быть не должно, тем самым как бы говорим им, что требующие больших усилий действия неправомерны и должны быть исключены. Этот вопрос исследован в психотерапии под названием «господство стресса».

Хосе Антонио Марина, Воспитание таланта, М., «Астрель»; «Corpus», 2012 г., с. 228-235.

Значение мастер-классов в развитии творческих
способностей детей

Наименование ОУ: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 33»

Должность: учитель технологии

Город: Дзержинск Нижегородской области

Перед школой сегодня, как никогда, остро встаёт важная задача развития творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей.

Творчество – постоянный спутник детства. Сегодня ребенок – это личность, которая стремиться к познанию, к чему-то новому и интересному, им хочется пробовать себя в самых различных направлениях и хочется достигать высот уже сейчас. В результате творческой деятельности ребенка обогащается его внутренний мир, развиваются фантазия и воображение, творческий вкус. К тому же, детям необходимо общение со сверстниками. Они должны учиться играть в команде, слышать других и уметь проявлять себя.

Большую роль в развитии творческих способностей детей играют мастер классы.

В педагогической литературе существует немало определений понятия «Мастер - класс». Вот одно из них: «Мастер – класс» – это особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи.

Мастер-классы популярны и их популярность возрастает стремительными темпами потому, что мастер-классы – это сочетание увлеченности с пользой, командной работы и творчества, это возможность подарить ребенку самые яркие и положительные эмоции и при этом, это возможность получить какой-то новый опыт в жизни, получить новые навыки.

Говоря о мастер-классах для детей, хочется отметить все преимущества, которые касаются данного направления:

1. все мастер-классы – это многообразие, ведь у них тематика может быть самой разной и перечислить все просто невозможно. Выбирая тот или иной вид работы, нужно учесть возраст и увлечение вашего ребенка, ведь одному малышу нравится творческая направленность, кто-то любит готовить, поэтому будет рад всем мастер-классам, касающихся кулинарии и так далее.

2. Попадая на урок к умельцу, у ребенка появляется шанс приобрести свое хобби, которое впоследствии он сможет даже превратить в прибыльное дело, ведь всегда есть вероятность того, что вашему ребенку понравятся новые приобретенные навыки.

3. Мастер-классы помогают детям находить друзей, ведь любая командная работа, она способствует сплочению, к новым знакомствам

4. Именно профессиональные мастер-классы, возможно, помогут ребенку найти себя.

Занятие декоративно – прикладным творчеством является едва ли не самым интересным видом творческой деятельности детей младшего и среднего школьного возраста. «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» - утверждал В. А. Сухомлинский. Занимаясь творчеством, ребенок развивает себя как физически, так и умственно. Проявление и развитие творческих способностей учит ребенка не просто смотреть, а видеть, помогает ему стать неординарной, развитой личностью.

Сегодня просто необходимо наличие у педагогов нового взгляда на ребенка как на субъект (а не объект) воспитания, как на партнера по совместной деятельности. «Меньше обучать – больше взаимодействовать», «Учимся, делая и творя»- эти девизы способствуют созданию условий для развития творческих способностей детей, раскрепощению индивидуально-творческих сил ребенка.

Чем больше будет таких педагогов как в школе, так и в системе дополнительного образования, тем больше будет условий, возможностей для того, чтобы ребёнок творил, чтобы в это действие включалась вся его личность: способности, чувства, разум.

Как показывает практика, для интересного и качественного проведения мастер-класса, необходимо подготовить и иметь:

  • положение о мастер-классе;
  • памятка для педагога для проведения мастер-класса;
  • информационная справка о мастер-классе;
  • план-конспект мастер-класса;
  • рекомендуемая литература о мастер-классе;
  • список рекомендуемых Интернет-ресурсов;
  • опрос-анкета для участника мастер-класса.

Каждый мастер-класс обладает яркими отличительными чертами. Объясняется этот феномен тем, что у каждого Мастера, проводящий мастер-класс, сложился свой собственный стиль творческой педагогической деятельности. Он представляет собственную систему работы, комплекс методических приемов, педагогических действий, которые присущи именно ему. Действия его взаимосвязаны между собой, оригинальны и обеспечивают эффективное решение учебно-воспитательных задач.

Положительный результат обучения в работе мастер-класса, состоит в том, что активный педагог использует механизм обучения, с помощью которого он анализирует свой педагогический опыт и находит способы обновления своей профессиональной потенции. Пассивный педагог, выполняя определенный алгоритм действий, включается в активную познавательную деятельность.

Активизация познавательной деятельности всех участников работы мастер-класса, как уже говорилось ранее, обеспечивается тем, что эта форма обучения является средством создания 3-х типов условий:

  • обеспечивается формирование мотивации и познавательной потребности в конкретной деятельности;
  • стимулируется познавательный интерес, и отрабатываются умения по планированию, самоорганизации и самоконтролю педагогической деятельности;
  • осуществляется индивидуальный подход по отношению к каждому участнику мастер-класса, отслеживаются позитивные результаты учебно-познавательной деятельности каждого ученика.

Мастер-класс это «Знаешь сам – научи другого». Он позволяет не только передавать и обмениваться опытом, но и дает возможность посредством активной деятельности участников, широкой наглядности, образности, быстрой смены учебной деятельности, тесного взаимодействия с участниками, получать немедленный результат, вызывает желание сделать так, как мастер, сделать лучше. Такая форма профессионального обучения являются жизненной необходимостью для педагога и учителя, который не стоит на месте.

Мастер-класс позволяет не только творчески подойти к анализу своей работы, но и спланировать дальнейшую работу.

Формула мастер-класса: «успешная технология + компетентный специалист + доступность для детей = мастер класс»

Список литературы:

1. Мастер-класс как современная форма аттестации в условиях реализации ФГОС. Алгоритм технологии, модели и примеры проведения, критерии качества/сост. Н.В. Ширшина. – Волгоград: Учитель, 2013.

2. Мастер-классы и педагогические семинары в дополнительном образовании детей. Теоретические и организационные аспекты / Сост.: Кленова Н. В., Абдухакимова С. А. / Ред.: Постников А. С., Прыгунова А. П. – М.: МГДД(Ю)Т, 2009

3. Клиентов А. Народные промыслы. – Белый город, М, 2003г.

4. Боровиков Л. И. Как творчески работающему педагогу дополнительного образования подготовить и провести мастер-класс // Воспитание и дополнительное образование в Новосибирской области. – 2004. – № 1.


Понравилась статья? Поделитесь ей