Контакты

Глобальные проблемы современности и их философское осмысление. Глобальные проблемы Глобальные проблемы человека и человечества философия

Во второй половине нынешнего столетия сформировалось и такое течение, как философия глобальных проблем. Оно ориенти­ровано на осмысление острых противоречий и проблем в разви­тии современного человечества, их истоки и проявления, тенден­ции развития, пути и способы их решения. Глобальные проблемы (экологическая, энергетическая, сырьевая, демографическая и иные) представляют собой комплекс сложных противоречий, ко­торые охватывают своим воздействием все человечество и ставят на повестку дня вопрос о выживании и дальнейшем существовании человечества. В рамках этого течения осознается и подчеркивает­ся единство современной цивилизации и общность судеб всех стран и народов. Волею судьбы оказавшись в одной лодке, они обречены на то, чтобы сообща искать и находить пути и способы выживания.

Интенсивное развитие философии глобальных проблем нача­лось в 60-е годы. В это время началась активная разработка тео­ретических моделей будущего человечества. В 1968 г. был обра­зован Римский клуб - неправительственная международная ор­ганизация, объединившая ученых и специалистов из нескольких десятков стран. В него вошел ряд известных ученых (Дж. Фор-рестер, Д. Медоуз, М. Месарович ), а первым президентом клуба стал итальянский ученый Аурелио Печчеи (1908 - 1984 гг.). Дея­тельность этой организации была направлена в первую очередь на всестороннее осмысление глобальных проблем, поиск путей их практического решения и формирование соответствующего общественного мнения. По инициативе клуба был осуществлен ряд крупных исследовательских программ, опубликованных в форме теоретических докладов. К их числу относятся «Пределы роста» (1972 г.), «Человечество у поворотного пункта» (1974 г.), «Цели для человечества» (1977 г.), «Нет пределов обучению» (1979 г.), «Революция босоногих» (1985 г.) и другие. В деятельно­сти Римского клуба неизменно затрагивались вопросы прекра­щения разрушительной и бессмысленной гонки ядерных воору­жений, напряженная экологическая ситуация на планете, соци­альное расслоение в мире. Стержнем теоретической деятельности клуба стала проблема бытия человека в современном мире, поиск путей гуманизации общественных отношений*. Было подчеркнуто, что выживание человечества и его будущее возможны лишь путях совершенствования и развития человеческих качеств, через «Человеческую Революцию» и формирование так называемого нового гуманизма.

B своей книге «Человеческие качества» А. Печчеи сформулировал основной тезис собственной концепции: выживание и будущее человечества возможны лишь на путях Человеческой Революции, т.е. совершенствование духовного мира людей. Все интеллектуальное могущество человека должно быть употреблено в первую очередь для его культурной эволюции. Очевидно, что существующие в мире глобальные проблемы в значительной мере являются результатом очень медленного протекания такой эволюции, проявлением несоответствия между научно-техническим и духовно-нравственным прогрессом человечества.

По убеждению Печчеи, основная проблема сейчас - это острая необходимость совершенствования человеческих качеств. Требуется революция в самом человеке, в структуре его мышления и психологии, в содержании способностей и характере потребностей. До сих пор человек вместо того, чтобы изменяться самому, предпочитал преобразовывать внешний мир, став в нем «звездой первой величины» и создав «империю человека». В итоге человек может стать, по мнению Печчеи, пленником собственных страстей, желаний и амбиций и оказаться одиноким странником посреди зыбучих песков пустыни. Человек XX столетия стал утрачивать чувство реальности, перестал трезво оценивать свою роль и место в мире, смысл жизни и призвание. Все это есть, по сути дела, эпохальный кризис, который пронизывает все стороны жизни современной цивилизации.

Выход из этого кризиса Печчеи видел в так называемом «новом гуманизме», который призван обеспечить трансформацию человека, коренное изменение его качеств и восстановить тем самым кулътурную эволюцию человеческого рода. В возврате к этой эволюции и состоит, по убеждению ученого, суть Человеческой Революции как первейшего условия самосохранения человечества. Новый гуманизм должен включить в себя, прежде всего чувство глобальности (единство человечества), любовь к справедливости, неприятие насилия.

Увязывание глобальных проблем современного человечества с кризисом человека имеет место и в творчестве других мыслителей и ученых. Так, немецко-французский ученый Альберт Швейцер (1875 - 1965 гг.) выдвинул концепцию «новой этики». По его убеж­дению, подлинной этикой в наше время может быть лишь безгра­ничная ответственность за жизнь на планете. Благоговение перед жизнью в Космосе должно стать исходным принципом современно­го гуманизма. Гуманно лишь то, что способствует сохранению и развитию жизни, включая и человеческую. Если сутью «старого» гуманизма (период Нового времени) было покорение внешнего ми­ра для человека, то сутью «нового» гуманизма должно стать прими­рение с этим миром, поиск гармоничного единства с ним, ориента­ция на ненасилие. «Помогать любой жизни» - вот в чем должна со­стоять основная установка «нового» гуманизма. Критерием разви­тия общества призвана быть степень гуманизма в нем, сохранение всех без исключения форм жизни.

На глобальные проявления кризиса современного человека ука­зывал и австрийский ученый Конрад Лоренц (1903 - 1989 гг.). Он подчеркивал, что на человеке XX века лежит много «смертных гре­хов». К ним относятся такие, как разрушение природной среды, глобальные и локальные военные конфликты, неконтролируемый рост населения, создание и совершенствование оружия массового поражения. В наше время происходит интенсивное разрушение че­ловеческого в человеке, и в XX столетии он, по сути дела, стал Де­миургом (творцом) Зла во всемирном масштабе. Если в XIX веке «Бог умер» (Ф. Ницше), то в XX веке «человек умер» (Э. Фромм), и с этим обстоятельством также связаны глубинные истоки и пред­посылки глобальных противоречий и проблем в развитии совре­менной цивилизации.

В наше время развитие человеческого рода создает почву для глубоких тревог и опасений, ведь в XX веке человечество создало предпосылки для самоуничтожения. Но укорененность разумных и нравственных начал в культуре общества все же порождает и наде­жду на лучшее будущее, на выживание человечества. Однако для реализации этой надежды потребуется выполнение ряда условий.

Во-первых, для разрешения глобальных проблем необходимо осознание их «стоков, остроты и масштабов, возможных негативных последствий накопления критической массы этих проблем. Требуется новое политическое мышление, т.е. понимание того, что все страны и народы представляют собой единое человечество с общими проблемами и интересами. Выживание человечества возможно лишь через ненасилие и сотрудничество на основе общечеловеческих ценностей.

Вo-вторых, для решения глобальных проблем требуется революция человеческих качеств и утверждение нового гуманизма. Ради собственного будущего современному человеку необходимо оказаться от непомерных амбиций и неуемных аппетитов, от психо­логии насильственного покорения природы и сосредоточиться на ином: на сохранении жизни во всех ее формах. Надо учиться культуре выживания, подчиняя этому весь свой духовный и физический опыт.

B-третьих, острота и масштабность глобальных проблем настоятельно побуждают перейти на так называемый устойчивый контролируемый (направляемый) тип развития. Всесторонняя и широкомасштабная деятельность человеческого рода должна быть постав-под разумный и предметный жесткий контроль. Прошедшая в 1992 году Конференция ООН по проблемам окружающей среды активно под­ла модель устойчивого развития и рекомендовала ее всем и государствам. Было подчеркнуто, что удовлетворение денных потребностей нынешних поколений не должно достигаться путем лишения такой возможности для последующих поколений людей. Необходима коэволюция, т.е. согласованное (партнерское) существование Человека и Природы. Будущее человечества ложно, если оно сумеет направить энергию своего Разума не на рушение, а на созидание, на поиск более цивилизованных форм го существования в Космосе и новой миссии в нем.

Северо-западный Заочный Технический

университет

Контрольная работа по дисциплине: «Философия»

Тема: «Философия глобальных проблем»

Студентки 2 курса.

Факультета ИУП и ИП.

Специальность 08005.

Сериковой Е. А. 8702320003

Работа сдана: « » 2009 г.

Проверил: 2009г.

Выборг. 2010г

Введение

1. Основные глобальные проблемы человечества, понятие и классификация

2. Проблемы экологии и концепции их преодоления

3. Демографическая ситуация в мире, ее возможные последствия

4. Проблема ресурсов в современном обществе

5. Военные конфликты в современном мире

6. Возможности человека в преодолении глобальных проблем

7. Концепции дальнейшей судьбы человечества

Заключение

Список литературы


Введение

Этимологический термин "глобализация" связан с латинским термином "глобус", то есть, Земля, Земной шар, и означает общепланетарный характер происходящих на ней процессов. Однако глобализация процессов - это не только их повсеместность. Она связана, прежде всего, с интернационализацией всей общественной деятельности на Земле. Это означает, что в современную эпоху все человечество входит в единую систему социально-культурно-экономических, политических и иных связей. По сравнению с прошлыми периодами неизмеримо возросло общепланетарное единство человечества, которое представляет собой принципиально новую суперсистему, связанную с общей судьбой и общей ответственностью. Поэтому, несмотря на разительные социально-культурные, экономические, политические контрасты различных регионов, государств и народов, ученые и философы считают правомерным говорить о становлении единой цивилизации.

Глобалистический подход обнаруживается в концепциях "постиндустриального общества", "технотронной эры" социологов Д.Белла, З.Бжезинского, А.Тофлера и ряда других ученых.

По Д.Беллу, одному из ведущих представителей социального прогнозирования, бурное развитие техники и науки сделает излишними социальные революции, а "индустриальное общество", базирующееся на использовании машин для производства товаров, вступит в новый этап социальной жизни - "постиндустриальное общество", которое будет основано на развитии науки, научных знаний. Эти новые общественные отношения и структуры должны будут растворить в себе противоположные социальные системы. Отличительными признаками "постиндустриального общества" становятся: переход от производства товаров к экономике обслуживания, занятие господствующего положения в управлении обществом социальной группы профессионалов-технократов и "больших ученых", повсеместное распространение "интеллектуальной технологии" (информатики, теории игр, моделирования, компьютеризации) и возможность саморазвивающегося технологического роста при широком развитии теоретических знаний.

З. Бжезинский в работе "Между двух веков. Роль Америки в технотронную эру" констатирует, что человечество вступает в новый этап развития, определяемый не социальными революциями, а научно - техническим прогрессом. Этот качественный скачок происходит эволюционно, с низшей стадии - аграрной - через промышленную и "технотронную эру", где решающая роль переходит к автоматам, компьютерам и кибернетическим системам, а главной и решающей силой становится наука.

В мире останется главное противоречие: между развитыми и неразвитыми странами, причем последним следует оказывать необходимую посильную помощь государствам, приблизившимся к "технотронной эре", для создания единого мирового сообщества, навсегда избавленного от конфликтов и антагонизмов.

А. Тоффлер, наблюдая упадок старых и возникновение новых отраслей производства, предложил картину возможных трансформаций социальной и технологической реальностей, названных им "третьей волной". Тоффлер видел непосредственную связь в изменении техники и образа жизни, ее ценностей - техника обусловливает тип общества и тип культуры, и это влияние носит волнообразный характер. Последняя, третья, волна, по Тоффлеру, вызвана повсеместным распространением компьютеров, турбореактивной авиации, противозачаточных пилюль и многого другого, что формирует новую цивилизацию - новые виды семьи, стиля работы, любви и жизни, новые формы экономики, политики и сознания. При этом новые технологии вытесняют характерную для индустриализма парадигму господства над природой.

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических процессов в современном мире, наряду с позитивными сторонами, породила ряд серьезных проблем, которые получили название "глобальных проблем человечества": экологических, демографических, политических и ряда других. Возникновение особого рода проблем мирового развития, получивших название "глобальных", стало характерной чертой нашего времени. Их обсуждению и перспективам решения посвящаются международные форумы ученых, политиков, экономистов, философов. Конкретным анализом каждой из них занимаются специальные науки - социология, демография и проч. Философия рассматривает эти проблемы с позиций возможностей и перспектив выживания человечества.

Сегодня очевидна необходимость комплексного подхода к глобальной проблематике. В исследовании должны принимать участие самые разнообразные отрасли научного знания - как общественно-гуманитарные науки, так и естественные и технические. Синтез различных подходов, объединение и осмысление полученного результата в настоящее время формируется в особой области знаний - теории глобальных проблем, или глобалистике. Она нацелена на поиск путей, направленных на выживание человечества; призвана выработать практические рекомендации для решения глобальных проблем. Ее выводы могут быть востребованы международными организациями, прежде всего, ООН, правительствами отдельных государств, деловыми кругами, общественностью. В связи с неравномерным развитием различных стран эффективные рекомендации должны включать множество социальных, экономических и политических факторов, применительно к конкретно рассматриваемой ситуации.

1. Основные глобальные проблемы человечества, их понятие и классификация

Актуальность глобальных проблем человечества обусловлена действием целого ряда факторов, к основным из которых относятся:

1. Резкое ускорение процессов общественного развития. Такое ускорение наглядно обнаружило себя уже в первые десятилетия XX века. Еще более очевидным оно стало во второй половине столетия. Причиной ускоренного развития социально-экономических процессов, является научно-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий научной и технологической революции в развитии производительных сил и общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой аналогичный промежуток времени в прошлом. При этом каждое последующее изменение в способах деятельности человека происходит через более короткие промежутки времени. За XX столетие сделано больше научных открытий и создано больше новых технических устройств, чем за всю предшествующую историю человечества. В ходе научно-технического прогресса биосфера земли подверглась мощному воздействию различных видов человеческой деятельности. Антропогенное воздействие общества на природу резко возросло.

2. Рост численности населения Земли. Он поставил перед человечеством ряд проблем, прежде всего, проблему обеспечения продовольствием и другими средствами существования. Одновременно обострились экологические проблемы, связанные с условиями человеческого общежития.

3. Проблема ядерного оружия и ядерной катастрофы.

Эти и некоторые другие проблемы затрагивают не только отдельно взятые регионы или страны, а и человечество в целом. Например, последствия ядерного испытания ощущаются повсеместно. Истощение озонового слоя, вызванное во многом нарушением углеводородного баланса, ощущается всеми жителями планеты. Использование химических веществ, применяемых для борьбы с вредителями полей, может стать причиной массовых отравлений в регионах и странах, географически удаленных от места производства зараженных продуктов.

Таким образом, под глобальными проблемами современности понимается целый комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающий мир в целом, а вместе с ним локальные регионы и страны. Глобальные проблемы необходимо отличать от региональных, локальных и местных.

К региональным проблемам относится круг острых вопросов, которые возникают в рамках отдельных континентов, крупных социально-экономических районов мира или в крупных государствах.

Понятие "локальный" относится к проблемам или отдельных государств, или больших территорий одного-двух государств (например, землетрясения, наводнения, другие стихийные бедствия и их последствия, локальные военные конфликты; распад Советского Союза и проч.). Местные проблемы возникают в отдельных районах государств, городах (например, конфликты населения с администрацией, временные трудности с водоснабжением, отоплением и др.). Однако не следует забывать, что нерешенные региональные, локальные и местные проблемы способны приобрести глобальный характер.

Например, катастрофа на Чернобыльской АЭС напрямую затронула лишь ряд областей Украины, Белоруссии и России (региональная проблема), однако если не принять необходимых мер безопасности, ее последствия могут тем или иным образом сказаться на других странах, и даже приобрести глобальный характер. Любой локальный военный конфликт может постепенно перейти в мировой, если в его ходе будут затронуты интересы ряда других, кроме его участников, стран, о чем свидетельствует история возникновения первой и второй мировых войн и т.д.

На протяжении своего существования люди сталкиваются с проблемами глобального масштаба. Рост научно-технического прогресса повлиял на то, что негативных процессов, затрагивающих планету в целом, стало больше. Современная философия требует их углублённого осмысления, чтобы спрогнозировать последствия такого влияния. Глобальные проблемы современности и пути их решения волнуют все страны на земле. Поэтому не так давно появилось новое понятие - глобалистика, в основе которого лежит научно-философская стратегия ликвидации неприятных явлений в международном масштабе.

В сфере глобалистики трудится множество специалистов, и это не случайно. Причины, которые не дают человечеству гармонично развиваться и двигаться вперёд, носят комплексный характер, а не зависят от одного фактора. Именно поэтому необходимо проанализировать малейшие изменения в политическом, социальном, экономическом состоянии государств и народов. От того, сможет ли мировое сообщество вовремя решать глобальные проблемы, зависит жизнь всего человечества.

Как классифицируются проблемы

Проблемы человечества, имеющие глобальный характер, отражаются на жизни всех людей и приводят к серьёзным социальным и экономическим потерям. Когда они обостряются, то могут угрожать существованию населения земли. Для их решения правительства всех стран должны сплотиться и действовать сообща.

Существует научно-философская классификация проблем, сформированная на основании длительного исследования. Она состоит из трёх больших групп.

  • В первую включены проблемы, которые затрагивают политические и экономические интересы разных стран. Их можно условно разделить на конфронтацию «Востока с Западом», на отсталые и развитые страны, на предотвращение терроризма и войны. Туда также включают сохранение мира и установление на планете справедливого экономического порядка.
  • Во второй группе находятся проблемы, возникающие от взаимодействия человечества с природой. Это нехватка сырья, топлива и энергии, проблема загрязнения окружающей среды, сохранения Мирового океана, флоры и фауны земли.
  • К третьей группе относятся проблемы, которые могут быть связаны с человеком и обществом. Основные из них - перенаселение земли, образование и здравоохранение.

Глобалистика тщательно исследует проблемы современности, основываясь на философии и научно-технической базе. Философия объясняет, что их возникновение не случайность, а закономерность, связанная с прогрессом в обществе и влияющая на развитие человечества.

  • сделать всё для сохранения мира;
  • снизить стремительный рост численности населения;
  • сократить использование природных ископаемых;
  • остановить разрушение озонового слоя и уменьшить загрязнение планеты;
  • сократить социальную пропасть между людьми;
  • повсеместно ликвидировать бедность и голод.

Научно-философская теория требует не только констатировать проблемы, но и давать чёткий ответ, как их решить.

Причины и решение проблем

Понимание глобальных проблем очень важно для человечества. Это первый шаг на пути их устранения.

Основное условие сохранения жизни - мир на земле, поэтому необходимо ликвидировать угрозу третьей мировой войны. Научно-техническая революция подарила людям термоядерное оружие, применение которого способно уничтожить целые города и страны. Пути решения этой проблемы могут быть такие:

  • остановка гонки вооружений, полный запрет на создание и использование оружия массового поражения;
  • строжайший контроль за химическими и ядерными боеголовками;
  • сокращение расходов на армию и запрет на торговлю оружием.

Для разрешения глобальных экологических проблем человечеству нужно сильно постараться. Над людьми нависла угроза глобального изменения климата. Это связано с ожидаемым потеплением, которое вызвано выбросами парниковых газов. Если оно произойдёт, то будет катастрофическим для земли. Начнётся изменение геосистемы планеты. В результате таяния ледников поднимется уровень Мирового океана, будут затоплены тысячи километров прибрежной зоны. Планета подвергнется шквалу ураганов, землетрясений и других экстремальных явлений. Это приведёт к смертям и разрушениям.

Высокая концентрация вредных веществ в атмосфере ведёт ещё к одной глобальной проблеме - нарушению озонового слоя и появлению озоновых дыр. Они являются причиной кислотных дождей и губительно влияют на всё живое. Понятие «озоновые дыры» в совершенстве не изучено, но определённая информация у учёных есть.

  • Решить эти проблемы можно, уменьшив загрязнение окружающей среды.
  • Необходимо сократить производственные выбросы в атмосферу, используя новинки научно-технического прогресса, и приложить все силы для сохранения лесов.

Демографическая проблема давно актуальна для человечества. На сегодняшний день в большинстве развивающихся стран происходит взрыв рождаемости, и население стремительно растёт. В развитых странах, наоборот, этот показатель падает и происходит старение нации. Социальная философия предлагает искать решение в грамотной демографической политике, которую должны проводить правительства всех стран.

Топливно-сырьевая проблема угрожает мировому сообществу нехваткой различных ресурсов, необходимых для обеспечения жизни людей в современном мире. Уже сейчас многие страны страдают от недостаточного количества топлива и энергии.

  • Для ликвидации этой беды нужно экономно распределять природные ископаемые.
  • Применять нетрадиционные виды источников энергии, например, ветряные, солнечные электростанции.
  • Развивать атомную энергетику и грамотно использовать мощь Мирового океана.

Нехватка продовольствия сильно отражается на многих странах. По официальным данным в современном мире недоедают около 1.2 миллиона человек. Решить эту глобальную проблему человечества можно двумя способами.

  • Суть первого способа в том, что нужно увеличить площади для пастбищ и посева зерновых культур, чтобы производить для потребления больше продовольствия.
  • Второй метод рекомендует не увеличивать территории, а заняться модернизацией уже имеющихся. Улучшить продуктивность можно, используя научно-технические новинки. Например, биотехнологии, при помощи которых создаются морозоустойчивые и высокоурожайные сорта растений.

Глобальную проблему отсталости слаборазвитых стран тщательно изучает социальная философия. Многие специалисты считают причиной медленного развития государств быстрый прирост населения на фоне отсутствия развитой экономики. Это приводит к тотальной бедности людей. Для поддержки этих государств мировое сообщество должно осуществлять финансовую помощь, строить больницы, школы, различные промышленные предприятия и способствовать развитию экономики отсталых народов.

Проблемы Мирового океана и здоровья людей

В последнее время остро чувствуется угроза Мировому океану. Загрязнение окружающей среды и нерациональное использование его ресурсов привели к тому, что он находится на краю гибели. На сегодняшний день цель человечества - сохранить экосистему, потому что без неё планета не сможет выжить. Для этого необходима определённая стратегия:

  • запретить захоронение ядерных и других опасных веществ;
  • усовершенствовать структуру мирового хозяйства, создав там отдельные места для нефтедобычи и ловли рыбы;
  • защищать от разрушения рекреационные ресурсы;
  • усовершенствовать промышленные комплексы, расположенные на берегу океана.

Здоровье жителей земли - важная глобальная проблема современности. Научно-технический прогресс стимулирует появление новых лекарств от серьезных заболеваний. Изобретено новейшее оборудование для диагностики и лечения. Но, несмотря на это, часто возникают эпидемии, уносящие тысячи жизней, поэтому учёные продолжают активную разработку передовых способов борьбы.

Однако медицина - это не панацея. По большому счету, здоровье каждого конкретного человека в его собственных руках. И прежде всего речь об образе жизни. Ведь причинами страшных заболеваний, как правило, становятся:

  • плохое питание и переедание,
  • малоподвижность,
  • курение,
  • алкоголизм,
  • стрессы,
  • плохая экология.

Не дожидаясь решения глобальных мировых проблем, каждый может заняться собственным здоровьем и благополучием близких - и население Земли станет в разы здоровее и счастливее. Чем не масштабный успех?

План действий прост и понятен, и главное тут - перейти от теории к практике. Пересмотреть свой рацион в пользу натуральных продуктов, свежих овощей и фруктов; если вы курите - как можно скорее, аналогично поступить с пристрастием к алкоголю; если ваша жизнь полна стрессов - определить их источники и разобраться с негативными факторами, по возможности устранив их. Обязательно начать больше двигаться. Что касается экологии, то она имеет значение и в самых локальных масштабах - вашей квартиры, рабочего места. Постарайтесь создать здоровую атмосферу вокруг себя и всерьёз задумайтесь о переезде в другой район, если в вашем плохие показатели воздуха. Помните: то, чем мы каждый день дышим (включая табачный дым) и что каждый день едим, оказывает ключевое влияние на наше здоровье.

У каждой проблемы своя специфика и методы устранения, но все они затрагивают общие интересы человечества. Поэтому для их разрешения потребуются усилия всех людей. Современная философия предупреждает о том, что любые проблемы могут стать глобальными, а наша задача - своевременно замечать и предотвращать их развитие.

Глобальные проблемы - это многоаспектная сфера исследований, которые могут осуществляться по разным иногда достаточно сильно расходящимся направлениям. Например, они могут рассматриваться в медицине и экономической теории, в рамках демографии, социологии и политологии. Каждая из перечисленных дисциплин найдет здесь свой собственный предмет изучения. При этом, каждая из дисциплин, концентрируясь на своем частном аспекте, вынуждена прямо или косвенно уходить от анализа фактов и процессов, которые могут иметь значение, но объективно относятся к ведению других научных дисциплин. Осознание необходимости целостного научного подхода применительно к рассматриваемой сфере нашла свое воплощение в возникновении и развитии глобалистики.

Глобалистика - междисциплинарная сфера научного знания, направленная на изучение сущности, основных тенденций и причин возникновения проблем, имеющих общепланетарный, общечеловеческий характер.

Традиционно возникновение глобалистики относят ко второй половине XX столетия. Впрочем, иногда ее истоки усматривают в трудах Томаса Роберта Мальтуса (1766-1834), английского ученого-демогра- фа и экономиста. Мальтус стал создателем оригинальной теории народонаселения, в рамках которой утверждалось, что численность народонаселения растет в геометрической прогрессии, тогда как средства к существованию лишь в арифметической. Он так же был сторонником уже сформулированного до него закона убывающего плодородия почвы, согласно которому прогресс техники и технологии обработки почв не способен компенсировать расход полезных веществ, содержащихся в почве, и следовательно остановить процесс ее деградации. Впрочем, высказывая эти взгляды, которые вновь становятся до некоторой степени популярными в развивающихся странах, сам Мальтус не поднимался до уровня глобальных обобщений.

Подлинное начало в разработке глобалистики и изучении глобальных проблем современности положили доклады Римского клуба (год создания - 1968). Римский клуб - международная общественная организация, объединяет представителей международной финансовой и научной элиты. В настоящее время опубликовано и доступно для свободного обсуждения более тридцати докладов. Однако наиболее громкий резонанс имели именно два первых - доклад Денниса Медоуза «Пределы роста» (1972 г.), в основу которого была положена методика моделирования, разработанная Джеем Форрестером в его книге «Мировая динамика», и доклад М. Месарович и Э. Пестеля «Человечество на перепутье» (1974). Именно в этих докладах, вызвавших громкий международный резонанс, впервые был высказан ряд положений, сохраняющих свою силу до наших дней. Они впервые, опираясь на данные математического моделирования на ЭВМ, поставили под вопрос современную модель развития человеческой цивилизации. Было указано на конечные пределы роста в связи с ограниченностью природных и иных ресурсов, находящихся в нашем распоряжении на планете.

Естественным результатом развернувшейся в дальнейшем дискуссии и критики предложенных подходов стал заметный рост внимания к методологическим и мировоззренческим аспектам моделирования и прогнозирования развития цивилизации, разработка которых является сугубой компетенцией философии.

Методологические основы изучения глобальных проблем современности заложены в диалектике и могут быть описаны через систему основных диалектических принципов (рис. 2).

Рис. 2.

Принцип всеобщей связи играет ключевую роль в осмыслении и трактовке глобальных проблем. Все объекты, явления и процессы, так или иначе, включены во множество взаимосвязей, учесть взаимное влияние которых далеко не всегда представляется возможным. Глобальные проблемы не представляют исключения. Выделяют прямые и косвенные связи. Так, проблема рационального использования природных ресурсов не может быть решена вне отказа от продолжающейся гонки вооружений. Между этими двумя проблемами прослеживается наличие прямой связи. В то же время взаимосвязь между гонкой вооружений в наиболее развитых странах и голодом в наименее развитых оказывается не столь очевидна. Между тем, она существует. Производство вооружений сопровождается гигантскими затратами на добычу и переработку природных ресурсов, расходом энергии, ведет к увеличению промышленных и тепловых выбросов в атмосферу, явлениям глобального потепления, снижению количества осадков и деградации почвы в странах южнее Экватора. В результате, складывается ситуация нехватки продовольствия и хронического голода в десятках стран Азии и Африки. В этом случае нельзя говорить о наличии прямых пространственно-временных связей между указанными проблемами. Связь здесь имеет косвенный характер.

Принцип системности означает, что окружающий нас мир представляет единую упорядоченную систему. Существующие в современном мире взаимосвязи могут быть представлены в виде некоей иерархической структуры, где каждая из глобальных проблем занимает свое собственное место, соотносясь в этом качестве с иными проблемами, как глобального, регионального, так и локального уровня. По степени значимости на первое место следует поставить угрозу термоядерной войны и глобальной экологический кризис. Именно эти две позиции определяют все остальные параметры выживания человечества на планете.

Уже сам по себе накопленный ракетно-ядерный потенциал представляет потенциальную угрозу. Даже локальное применение ядерно- го оружия способно привести к необратимым изменениям в климате планеты и негативным последствиям для всего живого. Непрерывное нарастание техногенного давления на биосферу так же объективно представляет равнозначную опасность. Разница между первым и вторым заключается в механизме реализации угрозы, которую представляют эти глобальные проблемы для человечества. Так, термоядерный конфликт может быть одномоментным, протекать считанные минуты, а его последствия оказались бы резко и наглядно катастрофичными даже на уровне обыденного сознания. Наоборот, экологический кризис развертывается в длительной временной перспективе, характеризуется скрытым кумулятивным эффектом, а его отдельные многочисленные параметры, взятые в отдельности и безотносительно к ситуации в целом, не дают полного представления о грозящей опасности.

Принцип причинности означает, что относительно каждой конкретной проблемы, группы проблем, глобальных проблем в целом может быть вычленен комплекс причин, которыми обусловлено, как их возникновение, так и последующее усиление, исходящей от них опасности. Верно то, что одна и та же причина может лежать в основе ряда проблем, как и обратный процесс, когда в основе отдельно взятой проблемы обнаруживается действие множества различного рода факторов. Посмотрим, как это выглядит на практике.

Геополитическое соперничество ведущих мировых держав выражается в гонке вооружений, обострении борьбы за сырьевые, в особенности, энергетические ресурсы, а, в конечном итоге, усилении давления на окружающую среду. В свою очередь, современная экологическая ситуация не может быть объяснена всецело в терминах непрекращающего- ся научно-технического прогресса, даже если этот фактор оказывается основополагающим. Проблемы демографии и воспроизводства населения в развивающихся странах обусловлены бедностью, неграмотностью и низким уровнем культуры населения, непрекращающимися этническими и религиозными конфликтами, перерастающими в локальные и даже региональные войны, которые нередко оказываются скрытой формой борьбы за сырьевые ресурсы. Весь этот комплекс взаимообусловленных причин означает, что ни одна глобальная проблема не может рассматриваться в отрыве от других, оказывающих на нее прямое либо косвенное воздействие.

Принцип всеобщего развития применительно к глобальным проблемам означает необходимость учета разновекторности процессов в окружающем мире. При этом нельзя ограничиваться лишь сферой представлений о развитии общества как такового. Обычно принято говорить о процессе социальных, политических, экономических изменений. Однако на деле все они объективно встроены в механизм саморегуляции биосферы как целого. Очевидно, что в биосфере нашей планеты протекают не только адаптивные процессы, которые направлены на усвоение техногенных вызовов, исходящих от современной цивилизации. Сама биосфера - это развивающийся организм, о котором наука все еще очень мало знает.

Характерным примером того, что в биосфере непрерывно фиксируются изменения разнообразных параметров, включая те, которые современному человеку представляются нормой, может служить малый ледниковый период, действие которого приходится на XIV - XIX вв. Период глобального относительно похолодания, наиболее очевидно проявившийся в устойчиво низких среднегодовых температурах, коротком и холодном лете, ранней продолжительной студеной зиме, свидетельствует о наличии циклических колебаний, которые современная наука не может до конца объяснить. Не исключено, что начавшийся в XX в. период глобального потепления может быть в значительной степени связан не только с антропогенной деятельностью человечества.

Принцип историзма означает, что для понимания сущности глобальных проблем, они должны рассматриваться в динамике развертывания, а именно: как и почему они начали складываться, как проявлялось их действие на ранних стадиях, с чем связано обострение глобальных проблем в наше время, каковы возможные угрозы в сравнительно недалеком и более отдаленном будущем.

Принцип историзма дает представление о том, каким образом со временем происходит превращение региональных проблем в глобальные. Он оказывается важен сегодня, поскольку позволяет увидеть в некоторых тенденциях локального уровня возможные варианты их развития с возможностью обретения ими глобального характера. В качестве примера можно указать на миграционные процессы, которые на ряде континентов из разряда локальных уже вышли на региональный уровень (основные потоки: из Африки, стран Ближнего и Среднего Востока в Европу; из стран Латинской Америки в Соединенные Штаты; из стран Юго-Восточной Азии в США и Австралию).

Подводя итог сказанному, отметим, что изучение глобальных проблем базируется не на отдельных принципах, но их системе, сложившейся в рамках диалектики как философской методологии познания. Методология в свою очередь выступает необходимым условием формирования мировоззренческого компонента.

Мировоззренческий компонент в трактовке глобальных проблем современности наиболее наглядно проявляется через динамику и последовательную смену основных форм, посредством которых философы описывают картину мира, положение человека и характер его взаимоотношений с природой и обществом. В отечественной философской традиции сложилось собственное понимание взаимозависимости между мировоззрением и уровнем развития предметной практики человека. Отражением этого процесса стала формула: космизм - антропоцентризм - антропокосмизм. Термин антропокосмизм был введен в философский оборот советским ученым-естествоиспытателем Н.Г. Холодным. В своей книге «Мысли натуралиста о природе и человеке» (1944 г.) он подверг критике антропоцентризм как мировоззрение, которое несет ответственность за остроту проблем, с которыми человечество столкнулось уже в двадцатом столетии. Применительно к рассматриваемой нами проблеме движение мысли и ее применение на практике может быть представлено в виде следующей схемы (рис. 3).


Рис. 3.

Космизм как исходная мировоззренческая установка, отражающая особенности взглядов человека на окружающий мир в эпоху античности, пронизывает собою всю сферу духовной жизни общества (религия, мораль, право, искусство) и находит воплощение в практической деятельности. Достаточно низкий уровень орудийной практики, невозможность логически последовательным путем объяснить характер природных явлений и процессов, проявлялись в том, что человек не только не выделяет себя из окружающей природы, но испытывает мистический страх перед невозможностью объяснить естественную суть происходящего, тем более, совладать с грозными стихийными силами природы.

Поддержание изначальной гармонии с природой было единственно возможной установкой для сознания человека того периода. Оно достигалось, как посредством мифологических форм, так и путем натурфилософских построений. Впрочем, космизм как изначальная установка сознания и практики не стал препятствием к развитию экологически кризисных явлений антропогенного происхождения во всем средиземноморском бассейне. Многие ученые-историки и экологи сходятся во мнении, что именно в эпоху античной классики острая потребность в корабельной древесине привела к почти повсеместному уничтожению прибрежных лесов.

Антропоцентризм как философско-религиозная установка зарождается уже в эпоху античности, усиливается с появлением христианства и приобретает особенное значение в Новое время в связи с формированием классического научного знания и последующим усилением его прикладной значимости. По мнению Н.Г. Холодного суть антропоцентризма может быть выражена словами: «Человек есть центр

Вселенной» . Для него как одной из исторических форм мировоззрения характерны следующие черты:

  • убежденность в том, что человек есть существо особого рода, высшее в сравнении с другими живыми существами;
  • положение, согласно которому весь порожденный мир предназначен для удовлетворения многообразных потребностей человека;
  • взгляд на человека и человечество как прообраз обретения высшего сверхъестественного бытия, связанного с практическим осуществлением божественного замысла;
  • уверенность, что раскрытие внутреннего духовного мира человека есть ключ к пониманию внешней природы, законов и явлений мироздания.

По мнению Н.Г. Холодного, на смену антропоцентризму должен прийти антропокосмизм, представляющий собою возвращение к изначальному космизму, но на принципиально ином более высоком уровне. Антропокосмизм предполагает изменение ценностных установок современной цивилизации:

  • осознание неразрывной связи человеческой природы с живой природой нашей планеты, биосферой Земли;
  • постепенный переход от чисто потребительского подхода к более сбалансированным отношениям в рамках единой системы «общество - природа»;
  • понимание места человека в стихийном природном эволюционном процессе и его новой роли как фактора последующей эволюции природы на нашей планете и окружающем космическом пространстве.

Мировоззренческий смысл антропокосмизма в изменении прежних ценностных установок в сознании и практической деятельности человечества. В этом Н.Г. Холодный близок к идее превращения биосферы в ноосферу, по поводу которой его старший современник

B. И. Вернадский писал, что ее «перестройка научной мыслью через организованный человеческий труд не есть случайное явление, зависящее от воли человека, но есть стихийный природный процесс, корни которого лежат глубоко и подготовлялись эволюционным процессом, длительность которого исчисляется сотнями миллионов лет» . В этом случае человечество, овладевшее научным знанием, рассматривается не как вершина эволюционного процесса, но фактор его дальнейшего развития.

Подводя итог сказанному, отметим особую роль, которую выполняет философская методология по отношению к другим научным дисциплинам и научному знанию в целом в изучении глобальных проблем. С другой стороны, именно философия ответственна за выработку единой научной картины мира, базирующейся на устойчивых мировоззренческих основаниях. Методологическая и мировоззренческая функции философии позволяют сформировать представление о причинах возникновения глобальных проблем современности, основных факторах, ведущих к их обострению, путях и способах выхода из этой ситуации.

  • Холодный Н.Г. Мысли натуралиста о природе и человеке // Избр. тр. Киев, 1982. C. 176.
  • Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988. С. 28.

Философии принадлежит фундаментальная роль не только в развитии культуры человечества, но и в ее обосновании. В теоретическом плане такая «охранительная» функция этой дисциплины состоит в своего рода поиске ответов на вопросы о том, что именно в материальном и духовном бытии людей относится к настоящим ценностям. То есть философия разрабатывает онтологию культуры. Успешный поиск ответов является необходимой предпосылкой сохранения нормальной среды, помогающей выжить человечеству и решить основные глобальные проблемы современности. Основная функция и, наверное, высшая миссия философии, а также главная ценность для общества состоит, таким образом, в ее антропологическом предназначении. Она должна содействовать тому, чтобы человек укоренился в окружающем мире не только как сознательное, но и как разумное и моральное существо.

Глобальные проблемы современности и их обострение

В настоящее время, когда возникает столько серьезных вопросов, связанных с охраной окружающей среды, войнами, распространением оружия массового поражения, голодом и преодолением бедности, философия имеет особое предназначение. Она должна продемонстрировать, насколько опасно утилитарное отношение к природе. Она делает анализ того, где проходит граница этого прагматизма. Она такж

е призвана показать нам альтернативу, которая смогла бы и дальше вести человеческую цивилизацию по пути прогресса, и в то же время не погубить планету. Сейчас, на переломе тысячелетий, нет ничего более актуального, чем сохранить жизнь на Земле, а также противостоять глобальной катастрофе человечества. Ведь философия обладает моральными принципами, которых часто лишены естественно-математические науки. Современные мыслители не могут абстрагироваться от возможного апокалипсиса. Глобальные проблемы современности должны заставить философию вновь сделаться «учительницей жизни», как в античные времена.

Фундаментальные задачи философии в обществе

Несмотря на то, что многие считают «любовь к мудрости» не наукой, а идеологией, указывая на ее связь с политикой, между этими двумя культурными феноменами нет прямого тождества. Это абсолютно разные виды общественного сознания. Ведь философия осмысливает стратегические пути дальнейшего существования человечества, пытаясь преодолеть глобальные проблемы современности. Политика же часто создает их. Философия - если сравнивать ее с оружием - обладает зарядом гуманитарного дальнего действия. Разве мы можем сказать то же самое о политике? Она на наших г

лазах порождает гуманитарные катастрофы, поскольку представляет интересы групп людей, устремленных к абсолютной власти. Важно также сделать ударение на том, что и в аспекте развития личности ценность философии не менее значима. Ведь она пробуждает у человека творческий, конструктивный порыв - основу общественной практики и прогресса в будущем. Она воспитывает поколения, способные справиться с искушениями наживы и тотального контроля и начать думать о будущем нашей планеты. Глобальные проблемы современности не могут быть решены, если у человека не будет устремления к новым горизонтам своего сознания, представлений о возможной картине мира. Недаром Платон в диалоге «Тимей» расценил философию как подарок богов, лучше которого ничего и быть не может.
Понравилась статья? Поделитесь ей