Автотранспортная техника. Перечень квалификаций и должностей. Факторы использования различных видов транспорта
Квалификационная характеристика бакалавра специальности 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии»
Бакалавр данного профиля готовится для деятельности в сфере материального производства, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на решение комплексных задач, связанных с проектированием, эксплуатацией и ремонтом транспортной техники.
2. Объекты профессиональной деятельности
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются: машиностроительные заводы, производящие транспортную технику и оборудование; предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию транспортной техники; конструкторские, проектные и технологические организации; машиноремонтные предприятия; фирменные и дилерские центры машиностроительных и ремонтных заводов; маркетинговые и транспортно-экспедиционные службы; системы материально-технического обеспечения, службы управления транспортом.
3.Предметы профессиональной деятельности Предметами профессиональной деятельности являются:
Транспортная техника и оборудование; энергетическое оборудование; ходовое оборудование; рабочее оборудование; системы привода транспортной техники; системы управления движением; системы жизнеобеспечения;
Оборудование для изготовления, испытания и утилизации транспортной техники;
Оборудование для технического обслуживания и ремонта транспортной техники;
Контрольно-измерительные приборы для изготовления и эксплуатации транспортной техники;
Оборудование для автоматизации рабочих процессов транспортной техники.
4. Виды профессиональной деятельности
Бакалавр по специальности 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии» может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:
Организационно-технологическая деятельность:
Разработка конструкторской, технологической, проектно-сметной документации на создание и ремонт транспортной техники;
Компромиссные решения с учетом различных требований (стоимости, качества, сроков исполнения и безопасности) при разных видах планирования и определении оптимальных решений;
Учет различных видов затрат с целью обеспечения выпуска качественной продукции.
Производственно-управленческая деятельность:
Оптимизация технологий изготовления транспортной техники и оборудования;
Контроль качества технологических процессов, материалов и готовой продукции ;
Выбор и эффективное использование материалов, оборудования и других средств для реализации производственных процессов;
Проведение мероприятий по стандартизации и сертификации транспортной техники и оборудования, технологии их изготовления и ремонта;
Организация и управление службами, предприятиями, связанными с эксплуатацией и ремонтом транспортной техники.
Проектная деятельность:
Определение целей и задач проекта, учет различных факторов при построении структуры их взаимосвязей и выявление приоритетных направлений решения задач;
Разработка и анализ вариантов решения проблем прогнозирования последствий, планирование и реализация проектов;
Разработка проектов машин и оборудования с учетом технологических, конструкторских, эстетических, экономических и других параметров;
5. Функции профессиональной деятельности
Бакалавр в своей профессиональной деятельности выполняет следующие функции:
Проведение работ по составлению технической документации и установленной отчетности по утвержденным формам;
Проведение обучения и инструктажа по технике безопасности , охране труда и окружающей среды;
Осуществление контроля выполнения требований по подготовке документации по менеджменту качества транспортной техники.
6. Типовые задачи профессиональной деятельности
Бакалавр должен быть подготовлен к решению следующих типов задач:
Техническое и рабочее проектирование узлов и деталей транспортной техники;
Проведение испытаний транспортной техники и ее элементов на надежность по типовым методикам;
Разработка типовых технологических процессов изготовления заготовок, деталей, сборки узлов транспортной техники;
Управление производством на уровне производственных участков предприятий транспорта;
Технологическое сопровождение действующего производства;
Техническое конструирование средств автоматического управления транспортной техникой и оборудованием на основе типовых решений;
Испытания средств автоматизации по типовым методикам;
Разработка систем виброизоляции транспортной техники и защиты от шума;
Анализ надежности и долговечности транспортной техники.
совершенствование конструкции транспортной техники и оборудования;
Комплексная механизация и автоматизация транспортной техники и технологических процессов;
Установление и обеспечение оптимальных режимов работы транспортной техники и оборудования.
участие в:
Организации и управлении службами производственных предприятий транспорта;
Разработке структур производственно-технологических, сервисно-эксплуатационных, монтажно-наладочных и проектных подразделений;
Создании и совершенствовании транспортной техники и оборудования.
9. Требования к ключевым компетенциям бакалавра по специальности 5В071300 – «Транспорт, транспортная техника и технологии» бакалавр должен
иметь представление о (об):
Основных научно-технических проблемах и перспективах развития транспортной техники во взаимосвязи со смежными областями техники;
Основных тенденциях изменения условий эксплуатации транспортной техники;
Экономических основах производства;
Методах изучения состояния и спроса на услуги транспортного рынка;
Налогообложении;
Методах технико-экономического анализа и принятия инженерных и управленческих решений;
Юридических и законодательных основах финансовых отношений;
Основах менеджмента и маркетинга; знать:
Основы сравнения и оценки транспортной техники;
Программно-целевые методы и методику использования их при анализе и совершенствовании производства;
Конструкцию транспортной техники;
Основы законодательства и нормативную базу отрасли;
Основы рыночной экономики;
Методы инженерных расчетов и принятия инженерных и управленческих решений;
Основы сертификации и лицензирования предприятий, обслуживающего персонала;
Материалы, используемые в конструкции транспортной техники, и их свойства;
Свойства и особенности применения альтернативных видов топлива;
Особенности конструкции транспортной техники, использующих альтернативные виды топлива;
Состояние и направления использования достижений науки в профессиональной деятельности;
Методы работы и общения с персоналом, подбора и расстановки кадров;
уметь:
Выделять программно-целевые методы анализа технических , технологических, организационных, экономических и социальных вопросов;
Использовать передовой отраслевой, межотраслевой и зарубежный опыт;
Определять особенности условий проектирования, изготовления, эксплуатации и режимов работы транспортной техники;
Применять данные анализа механизмов изнашивания, коррозии, потери прочности конструкций;
Использовать законодательные акты и технические нормативы, действующие на транспорте, включая безопасность движения, условия труда, вопросы экологии;
Опираться на социально-психологические основы управления коллективом;
иметь навыки:
Работы на ЭВМ;
Использования методов и приборов исследований;
Применения основных нормативных документов по эксплуатации транспортной техники и оборудования;
Пользования метрологическими правилами и нормами;
Владения методами технического контроля в условиях действующего производства;
Рациональных приемов поиска и использования научно-технической информации;
В организации безопасных условий труда и ликвидации аварий; быть компетентным:
В области взаимодействия транспорта и других смежных производств;
В проектировании, выборе рациональных режимов эксплуатации и ремонта транспортной техники и оборудования;
В области трудового законодательства.
Транспортна техника включает (рис. 4):
Путь (как конструктивный элемент);
Транспортные средства (подвижной состав);
Технические средства механизации и автоматизации погрузочно- разгрузочных процессов и транспортно-складских работ;
Компьютеризированные системы обслуживания клиентов;
Средства механизации процессов в инфраструктуре транспорта.
Рис. 4. Состав транспортной техники.
Путь . Каждый вид наземного транспорта имеет свой путь, проложенный по поверхности земли. Под путь и устройства железных, автомобильных и др. дорог отводится полоса местности.
Между подвижным составом наземных видов и поверхностью земли всегда имеется некоторая несущая поверхность, по которой происходит движение.
Транспортные средства: классификация, структура, особенности .
Их классификация по различным признакам следующая:
По виду перевозок: грузовой, пассажирский, грузопассажирский, технологический;
По дальности перевозок: магистральный, местный;
По типу снабжения энергией: с автономным источником энергии и с централизованным (электротранспорт, трубопроводный транспорт);
По используемому виду энергии: химическая, электрическая, ядерная, ветровая, солнечная;
По виду поддерживающего подвеса: колесный, гусеничный, воздушная опора, водная опора, крылатый, роликовый, канатный, магнитный.
Транспортное средство включает:
Автономные системы управления;
Транспортный носитель;
Системы обеспечения функционирования ТС;
Энергетические установки.
Автономные системы управления ТС предназначены для управления перемещением ТС по заданной программе и включают в свой состав подсистемы:
Контроля параметров движущегося ТС в пространстве;
Диагностики состояния элементов конструкции (t 0 воды, масла, давления в шинах и т.д.);
Управления тяговой силой;
Рулевого управления;
Управления тормозами;
Транспортный носитель ТС представляет собой несущую конструкцию, предназначенную для размещения всех систем.
Системы обеспечения функционирования ТС предназначены для обеспечения функционального назначения ТС и включают:
Устройства и оборудование для размещения пассажиров и грузов;
Бытовое оборудование;
Технологическое оборудование.
Энергетические (силовые) установки предназначены для обеспечения движения ТС, а также для его снабжения теплотой, электричеством и включают:
Двигатели (ДВС, турбина и т.д.);
Движитель (колесный, гусеничный и т.д.);
Устройства для снабжения ТС теплотой, электричеством.
Взаимодействие всех указанных систем обеспечивает выполнение транспортным средством своего функционального назначения, что количественно отображается его технической характеристикой.
Транспортные средства : характеристики и показатели.
Величина, количественно характеризующая выполнение объектом своего функционального назначения, называется его технической характеристикой. Основная техническая характеристика ТС измеряется произведением рейсовой скорости движения V р на полезную массу перевозимого груза m т .
Скорость транспортирования обозначается через V [км/ч; м/с ] с индексом, соответствующим виду регистрируемой скорости. Основные виды скорости:
Техническая скорость V т - путь, проходимый транспортным средством относительно поддерживающей среды транспортного пространства в единицу времени;
Путевая скорость V п - векторная сумма технической скорости и скорости перемещения поддерживающей среды W ; если расстояние, проходимое ТС, равно L , км, а время его движения t п,ч , то средняя путевая скорость V п = L/t п ;
Рейсовая скорость V р - отношение расстояния L р между конечными пунктами
отправки и прибытия (расстояние транспортирования) ко времени доставки груза или пассажиров:
V р = L р /(t п + ?(а т ·t i )) (1)
где t п - время движения ТС по транспортному пути, ч; а т - число технологических операций в перевозочном процессе (оформление проездных документов, погрузка-разгрузка, остановки ТС); t i - продолжительность i -ой технологической операции, ч.
С учетом того, что L р / t п = V п , уравнение (1) можно записать так:
V р = V п ·t п / (t п + ?(а т ·t i )) (2)
Соотношение t п /(t п +?(а т ·t i )) = ? п называется коэффициентом эффективного использования времени перевозочного процесса, и тогда V р = ? п · V п , при этом V р ‹ V п .
Формулу часовой производительности ТС [ ткм/ч.] можно записать так:
П т = ? п · V п · m т ., (3)
Масса перевозимого груза.
Экономичность ТС характеризуется параметром экономичности, величина которого, кг/(т·ч), равна расходу топлива, затрачиваемого на перевозку тонны полезного груза:
g т = G т / m т , (4)
где G т - часовой расход топлива, кг/ч.
Технические средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ.
Эти работы выполняются с помощью технических средств, которые объединяются в класс подъемно-транспортных машин (таб. 1).
Таблица 1. Типы подъемно-транспортных машин
Класс машин |
Основные типы машин |
Основная техническая характеристика |
Погрузочно-разгрузочные |
Инерционно-разгрузочные, ковшовые загрузчики, гидронасосы, пневмо- и электозахватывающие устройства и т.д. |
Производительность |
Грузоподъемные |
Авто- и электропогрузчики, домкраты, подъемные краны, тельферы и тали. |
Грузоподъем-ность |
Транспортирую-щие |
Автокары, гидротранспорт, конвейеры, роботы-тележки, рольганги, тележки с подъемной платформой |
Производи-тельность |
Транспортно-складские |
Автоматические складские комплексы, стеллажные штабелеры автоматические и ручные, механизированные стеллажные штабелеры |
Темп складирования. |
Для транспортных систем особое значение имеет создание в портах и станциях транспортно-технологических терминалов , обеспечивающих высокомеха-низированное проведение всех погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ по обработке грузов (пассажиров), их перемещению с одного вида транспорта на другой. Для механизации работ в терминалах большое значение играет контейнеризация, под которой понимается применение стандартной тары.
В составе терминалов важное место принадлежит экспедиционно-складским системам , под которыми понимаются специальные здания и технические средства, обеспечивающие прием, программное заполнение, хранение и выдачу грузов клиентам.
Параметрами складов являются:
Емкость склада;
Номенклатура складируемой продукции;
Отношение емкости склада к минимальному гарантированному объему хранения;
Потери при хранении;
Темп разгрузки склада;
Рабочее время.
Системы обслуживания клиентов.
Высококачественное обслуживание клиентов имеет два аспекта. С одной стороны, сервис - важная часть маркетинга, мощный инструмент фирм в борьбе за рынок сбыта, с другой - это элемент технологического процесса (доставка «точно в срок»).
В соответствии с этим, процессы транспортировки и распределения материальных потоков и товаров представляются единым процессом - логистической цепью. Управление сосредоточивается в логистических центрах (главный элемент - услуга, главный принцип - «точно в срок»). Все услуги, предлагаемые на транспортных терминалах и в логистических центрах, могут быть разделены на пять функциональных типов:
Услуги по перегрузке;
Обслуживание грузовых мест (аренда, складирование);
Обслуживание транспортных средств (аренда, стоянка, техобслуживание, мойка);
Обслуживание сети (начально-конечные операции, таможенное обслуживание, система контроля движения);
Услуги, связанные с грузом (загрузка, выгрузка, предоставление складов).
Инфраструктура
Новая концепция терминальных систем предполагает переход от изолированного мультимодального терминала к единому грузовому распределительному центру (ГРЦ). Такой ГРЦ является центром передачи товаров, потоков информации, транспортных потоков, потоков грузообработки, начиная от единичного продукта и кончая крупнотоннажным контейнером. Каждый ГРЦ связан с сотнями товаропроизводителей, номенклатура товаров которых измеряется тысячами наименований. Вся информация о фирмах-клиентах, заказах, товарах, сроках, транспортных средствах находится в компьютерной сети. Система обслуживания клиентов включает не только офисы с информационной техникой непосредственно в ГРЦ, но и сеть офисов в различных районах, связь с транспортными средствами, находящимися в пути, связь через Интернет с клиентами, контрагентами и партнерами.
Аналогичная организация внедряется и в области пассажирских перевозок.
г.Костанай
Описание программы:
Квалификация: Бакалавр
Срок обучения: От двух до пяти лет
Необходимые документы:
- Аттестат или диплом с приложением (подлинники)
- Сертификат ЕНТ или КТ (при необходимости)
- Копия паспорта
- Медицинская справка 086У
- 6 фотографий 3х4
- При изменении фамилии - копия свидетельства о браке
Факультет: Технический
Бакалавр данного профиля готовится для деятельности в сфере материального производства, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на решение комплексных задач, связанных с проектированием, эксплуатацией и ремонтом транспортной техники.
Специальность «Транспортные технологии» позволяет подготовить квалифицированный персонал транспортных организаций, который бы мог выполнять организационно-управленческие, организационно-технологические, коммерческие, маркентинговые, исследовательские и проектные функции.
Объекты профессиональной деятельности:
- Машиностроительные заводы
- Предприятия и организации, осуществляющие эксплуатацию транспортной техники
- Конструкторские и технологические организации
- Службы управления транспортом
- Системы материально-технического обеспечения
Базовые дисциплины:
- Математика
- Физика
- Теория машин и механизмов
- Экономика транспорта
- Сопротивление материалов
- Метрология
- Основы технической эксплуатации транспортной техники
- Основы технологического производства и ремонта транспортной техники
Высшее образование. Машиностроение
Производственная сфера в последние годы приобретает всё большую популярность, позволяя получать хороший трудовой доход специалистам, занимающимся управлением технологическими процессами. Эта деятельность требует глубоких теоретических знаний и практических навыков. Если вы задумывались о том, где учиться для получения высшего образования автомеханика, перечень вузов на этой странице поможет сориентироваться в выборе нужного профиля. Вузы, представленные на странице, реализуют дистанционные* бакалаврские программы по направлениям подготовки «Современные технологические процессы изготовления деталей в машиностроении», «Проектирование технологических процессов» и др.
Дистанционная* форма получения высшего образования автомеханика позволяет учиться без отрыва от работы в любом регионе независимо от места расположения вуза и проживания Слушателя. Обучение организовано на основе интернет-технологий, позволяющих всю учебную информацию получать в режиме онлайн. Выпускники по окончании обучения будут иметь высшее образование по технологии машиностроения.
Как проходит обучение?
Образовательный процесс с применением дистанционных* технологий устроен таким образом, что Слушатели получают доступ к личному кабинету на сайте вуза, где в электронной форме отображаются учебно-методические материалы. Знакомство с текстами лекций, выполнение практических и тестовых заданий позволяет в необходимом объёме освоить этапы технологического процесса в машиностроении, разобраться с устройством и принципами действия технологического оборудования, изучить экономику машиностроительного предприятия. Слушатели имеют возможность общения в режиме чата с экспертами, ведущими дисциплины, а также специалистами учебного отдела. Регулярно проводятся онлайн-лекции и вебинары, во время которых обучающиеся могут общаться с ведущим и другими участниками.
Как выбрать программу?
Кликнув на название образовательной программы, пользователи перейдут по ссылке на страницу, где размещена подробная информация о получении высшего машиностроительного образования заочно.
Диплом о высшем образовании машиностроителя, полученном заочно, является официальным документом, признанным работодателями и дающим право на трудоустройство по специальности. Диплом о высшем образовании автомеханика даёт возможность работать в качестве:
- мастера цеха,
- инженера-механика,
- технолога в сфере машиностроения,
- мастера автосервиса,
- и в другой производственной деятельности.
Желающие могут продолжить обучение в магистратуре.
Специалисты приёмной комиссии расскажут больше о конкретных программах российских вузов, предоставляющих Слушателям высшее техническое образование. Заполните для этого форму обратной связи. Сотрудники проекта «Бакалавр-магистр» ответят на любые вопросы о правилах поступления, формах оплаты, сроках обучения, организации учебного процесса.
* Заочная форма обучения с применением дистанционных образовательных технологий
Транспортная техникавключает в себя:
транспортные средства или подвижной состав(ТС);
технические средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных процессов и транспортно – складских работ;
системы обслуживания пользователей транспорта (клиентов);
средства механизации процессов в инфраструктуре транспорта.
ТС (подвижной состав) предназначены для транспортирования людей и грузов на определенное расстояние за заданный отрезок времени. ТС классифицируют по различным признакам. Схема классификации показана на рис. 5.
Современные ТС характеризуются большим разнообразием типов машин, их взаимодействием с транспортным пространством и видами перевозок. В практике такая подробная классификация заменяется сокращенными наименованиями транспортных средств с индикацией типов,
Рисунок 5. - Классификация транспортных средств.
присвоением имен исторических личностей и разработчиков техники. Так, например:
железнодорожные ТС называются поездами;
автомобильные ТС – автомобилями, автобусами с наименованиями заводов – изготовителей (ВАЗ, КамАЗ, «Икарус» и т.д.);
водные и воздушные ТС - судами (кораблями) с присвоением им имени исторических личностей и разработчиков техники с классификацией по виду рабочего тела двигателя или движителя (например, теплоход «Виссарион Белинский», самолет Ильюшина ИЛ – 86, вертолет Камова КА – 26 и т.д.).
При научно – технических разработках и взаимодействии специалистов – транспортников иногда требуется подробная квалификационная характеристика ТС. В этом плане, например:
самолет Ил – 76: воздушное магистральное грузовое транспортное средство с автономным химическим источником энергии и крылатым подвесом;
судно «Ракета» – местное речное пассажирское транспортное средство с автономным химическим источником энергии и крылатым подвесом;
поезд «Красная Стрела» – магистральное железнодорожное пассажирское транспортное средство со смешанным источником энергии (автономным химическим и централизованным электрическим) и колесным подвесом;
автомобиль ВАЗ с прицепом – смешанное (магистральное и местное) грузопассажирское транспортное средство с химическим источником энергии и колесным подвесом.
2.2. Состав транспортного средства
Отдельное ТС включает в себя:
автономные системы управления перемещением транспортного средства;
транспортные носители;
системы обеспечения функционирования транспортного средства;
энергетические транспортные установки.
Автономные системы управления движением ТС предназначены для управления перемещением ТС по заданной программе и включают в свой состав:
системы контроля параметров движущегося ТС в пространстве,
диагностики состояния элементов конструкции ТС,
рулевого управления,
торможения,
связи с внешними органами управления транспортными потоками.
Транспортные носители представляют собой несущую конструкцию, предназначенную для размещения всех систем ТС, и состоят из набора силовых профильных элементов (шпангоутов, стрингеров, лонжеронов, стоек и т.д.), на которые устанавливают оболочку из стального листового или цветного материала.
Транспортные системы обеспечения функционирования ТС предназначены для обеспечения функционального назначения транспортного средства и включают в свой состав:
оборудование для размещения пассажиров и грузов,
бытовое оборудование,
технологическое оборудование (подъемно – транспортных механизмов),
швартовных устройств,
приема пассажиров и грузов и т.д.
Энергетические транспортные установки предназначены для обеспечения движения ТС, а также для его снабжения теплотой, электричеством и рабочими телами и включает в свой состав:
двигатели,
движители,
устройства снабжения ТС теплотой, электричеством и рабочими телами.
Взаимодействие всех указанных систем обеспечивает выполнение ТС своего функционального назначения, что количественно отображается его технической характеристикой.
Транспортная техника включает в себя:
- - транспортные средства или подвижной состав(ТС);
- - технические средства механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных процессов и транспортно - складских работ;
- - системы обслуживания пользователей транспорта (клиентов);
- - средства механизации процессов в инфраструктуре транспорта.
ТС (подвижной состав) предназначены для транспортирования людей и грузов на определенное расстояние за заданный отрезок времени. ТС классифицируют по различным признакам. Схема классификации показана на рис. 5.
Современные ТС характеризуются большим разнообразием типов машин, их взаимодействием с транспортным пространством и видами перевозок. В практике такая подробная классификация заменяется сокращенными наименованиями транспортных средств с индикацией типов, присвоением имен исторических личностей и разработчиков техники. Так, например:
- -железнодорожные ТС называются поездами;
- -автомобильные ТС - автомобилями, автобусами с наименованиями заводов - изготовителей (ВАЗ, КамАЗ, «Икарус» и т.д.);
- -водные и воздушные ТС - судами (кораблями) с присвоением им имени исторических личностей и разработчиков техники с классификацией по виду рабочего тела двигателя или движителя (например, теплоход «Виссарион Белинский», самолет Ильюшина ИЛ - 86, вертолет Камова КА - 26 и т.д.).
При научно - технических разработках и взаимодействии специалистов - транспортников иногда требуется подробная квалификационная характеристика ТС. В этом плане, например:
- - самолет Ил - 76: воздушное магистральное грузовое транспортное средство с автономным химическим источником энергии и крылатым подвесом;
- - судно «Ракета» - местное речное пассажирское транспортное средство с автономным химическим источником энергии и крылатым подвесом;
- - поезд «Красная Стрела» - магистральное железнодорожное пассажирское транспортное средство со смешанным источником энергии (автономным химическим и централизованным электрическим) и колесным подвесом;