Контакты

2 закона 54 фз от 22.05 03. Законодательная база российской федерации. Штрафы за нарушения и несоблюдение закона

Покупатель оформил заказ с доставкой курьером на дом и сразу оплатил карточкой на сайте. Мы должны привезти ему бумажный чек? Если должны, когда он должен быть выбит?

В соответствии с пунктом 5 статьи 1.2 Федерального закона от 22.05.2003
N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее по тексту настоящего заключения именуемого «Федеральный закон № 54-ФЗ») пользователи при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети «Интернет» и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов (далее — расчеты с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет»), обязаны обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов.

При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
Таким образом, при оплате товара банковской картой на сайте необходимо предоставить покупателю кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме (безальтернативно, вне зависимости от просьбы/требования покупателя относительно вида кассового документа).

Важно: на сайте должна быть техническая возможность предоставления покупателем абонентского номера либо адреса электронной почты, на которую следует направить кассовый документ, до совершения расчетов.

Момент предоставления покупателю чека или бланка строгой отчетности:
Статьей 5 Федерального закона №54-ФЗ установлено, что пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом. То есть фискальный документ должен быть направлен покупателю в электронном виде в момент оплаты соответствующего товара. Как уже было указано выше, чек при расчетах с использованием сети «Интернет» предоставляется только в электронном (а не в «бумажном») виде. Предоставление «бумажного» чека для расчетов такого рода не отвечает требованиям действующего законодательства.
Что считать «моментом оплаты» разъяснено в письме Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2017 г. N 03-01-15/11618: «Согласно пункту 3 статьи 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией. С учетом изложенного при осуществлении расчета в сети Интернет электронными средствами платежа организация обязана применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией».

По поводу «заранее пробитых чеков» (так делают многие интернет-магазины) неоднократно высказывалась Федеральная налоговая служба, а в 2015 году и Верховный суд РФ признал расхождение времени покупки с реальным временем на выданном чеке основанием для привлечения организации к административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ (см. постановлением Верховного Суда Российской Федерации 24.11.2015 N 308-АД15-10504).

С учетом определения кассового чека, содержащимся в пункте 1.1 Федерального закона №54-ФЗ («кассовый чек — первичный учетный документ, сформированный в электронной форме и (или) отпечатанный с применением контрольно-кассовой техники в момент расчета между пользователем и покупателем (клиентом), содержащий сведения о расчете, подтверждающий факт его осуществления и соответствующий требованиям законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники»), привлечение к административной ответственности за чеки, пробитые заранее, небезосновательно.

Следует также отметить, что в соответствии с абзацем 4 пункта 1 статьи 4 Федерального закона №54-ФЗ для расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет» кассовый аппарат функцией печати фискальных документов может и вовсе не обладать («В контрольно-кассовой технике, применяемой в составе автоматического устройства для расчетов, устройство для печати фискальных документов может находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов, а при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети «Интернет» устройство для печати фискальных документов может отсутствовать или находиться вне корпуса контрольно-кассовой техники в пределах корпуса автоматического устройства для расчетов»).

Покупатель оформил заказ с доставкой и оплачивает наличными курьеру. У курьера должна быть с собой онлайн-касса, или он по-прежнему может привезти с собой бумажный чек? Достаточно электронного чека, покупатель имеет право потребовать бумажный?

По поводу «заранее пробитого» чека см. ответ на вопрос 1.1.

В соответствии с пунктом 2 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
То есть у курьера должна быть с собой онлайн-касса (если курьер – работник Вашей организации, у него должна быть онлайн-касса, если курьер – работник курьерской компании, обязанности по расчету и, как следствие, ответственность за неисполнение соответствующих норм законодательства возлагаются на такую курьерскую организацию).

Что касается вида чека (бумажный или электронный), который необходимо предоставить покупателю, необходимо отметить следующее.
Затруднение при толковании данной статьи кроется в альтернативности союзов «и»/«или» и неоднозначности ответа на вопрос о том, за кем стоит выбор такого союза: за покупателем или за продавцом. В частности, на данный момент неясно, вправе ли покупатель требовать «бумажный» чек в случае, если ранее им был предоставлен абонентский номер либо адрес электронной почты и продавцом был направлен чек в электронном виде на такие номер или адрес электронной почты. Однако учитывая, что в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона №54-ФЗ онлайн-касса курьера в любом случае должна быть оснащена устройством для печати фискальных документов, особой проблем на практике данная неясность вызывать не должна (разве что, если продавец не захочет сэкономить на бумаге). Полагаю, в ближайшее время правоприменительными органами будут опубликованы соответствующие разъяснения (можно сработать на опережение и направить в налоговую службу запрос на разъяснение).

Неофициально налоговый орган заявляет, что если покупателю направлен чек в электронном виде, предоставлять «бумажный» чек продавец не обязан. В частности, см.

Покупатель оформил заказ с доставкой и оплачивает кредиткой курьеру. Покупатель имеет право потребовать бумажный чек, или достаточно электронного?

Как было указано выше (пункт 2 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ), пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в электронной форме при осуществлении расчета.

При этом под расчетом понимается прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» электронное средство платежа — средство и (или) способ, позволяющие клиенту оператора по переводу денежных средств составлять, удостоверять и передавать распоряжения в целях осуществления перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.

Таким образом, обязанность по выдаче фискального документа не зависит от того, наличными ли денежными средствами рассчитывается покупатель или банковской картой. Что касается достаточности электронного чека, см. ответ на вопрос 1.2. Подчеркну повторно, судя по информации на официальном сайте, налоговая считает, что электронного чека будет достаточно.

Покупатель оформил заказ с оплатой в точке самовывоза (например, у нас на складе). Что мы должны предоставить покупателю помимо электронного чека?

Ответ на этот вопрос будет аналогичен ответу на вопрос о доставке товара курьером. Место и форма осуществления расчетов значения не имеет. В точке самовывоза должна быть установлена онлайн-касса. По окончании расчета покупателю должен быть направлен чек в электронном виде (в случае, если им были предоставлены адрес электронного почтового ящика или абонентский номер). О необходимости предоставления также чека в бумажном виде указано выше.

Покупатель оформляет заказ с доставкой Почтой России и оплатой при получении в почтовом отделении (наложенный платеж). Кто и в какой момент должен пробивать чек?

Как было сказано выше, контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом (пункт 1 статьи 1.2 Федерального закона №54-ФЗ). При принятии наличных денежных средств или принятии оплаты платежной картой, Почта России выступает как лицо, осуществляющее расчет с покупателями. Никаких исключений законодательством ни в отношении Почты России, ни в отношении иных курьерских служб не установлено. Соответственно, в случае доставки товара наложенным платежом продавец не пробивает покупателю чек (это делает Почта России). Более того, с учетом того, что чек должен быть пробит непосредственно в момент расчета (обоснование см. выше), а момент времени, в который покупатель произведет оплату на почте, продавцу известен технически быть не может, продавец и не может выбить такой чек с соблюдением законодательства Российской Федерации.

Кассовый аппарат один и установлен в точке выдачи. Вопрос в возможности совмещения в этом аппарате «онлайн» оплат электронными средствами платежа («через сайт») и «оффлайн» оплат наличными / банковской картой при самовывозе заказа из точки выдачи?

Решение по совмещению в одном кассовом аппарате «онлайн» и «офлайн» не только не противоречит приведенному положению Федерального закона
№ 54-ФЗ, но и напрямую следует из него. Стоит обратить внимание на используемую по тексту указанного закона формулировку «контрольно-кассовая техника, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов электронными средствами платежа в сети «Интернет»». Использование частицы «только» позволяет сделать вывод о том, что имеет место как контрольно-кассовая техника, применяемая для «онлайн» и «офлайн» платежей, так и контрольно-кассовая техника, применяемая исключительно («только») для «онлайн» платежей.

Правильно ли я понимаю, что есть официально утвержденный реестр кассовых аппаратов, которые предназначены исключительно для оплаты электронными средствами платежа в сети Интернет, а также реестр аппаратов, которые предназначены исключительно для оплаты «оффлайн» (не через Интернет)?

Нет, не совсем так. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 рассматриваемого закона уполномоченный орган осуществляет ведение реестра (в единственном числе) контрольно-кассовой техники. Закон не предусматривает ведение двух отдельных реестров. Однако информация о том, что та или иная модель предназначена только для «онлайн» или только для «офлайн» платежей, тем не менее, отражена в реестре. С актуальной редакцией реестра можно ознакомиться на официальном сайте Федеральной налоговой службы

Чек, который выдается покупателю при совершении им покупки, является доказательством оплаты приобретенного товара, а также заключения публичного договора купли-продажи.

Закон Российской Федерации, а именно 54-ФЗ, гласит, что каждое учреждение или индивидуальный предприниматель, занимающийся торговлей и оказанием услуг, обязан иметь контрольно-кассовый аппарат. (Скачать ). Кстати, в дополнение изучите положения !

Фискальная память контрольно-кассовой техники позволяет сотрудникам налоговой организации контролировать прибыль налогоплательщика. Проведение данного мероприятия обусловлено необходимостью осуществления правильного начисления суммы для уплаты налога.

54-ФЗ был принят в 2003 году. Данный правовой акт определяет правила ведения торговли на территории Российской Федерации. В содержании прописаны требования, которые обязательно следует выполнять при осуществлении расчета покупок граждан. С момента, когда закон был принят, он претерпел рад изменений.

После редактирования ФЗ-54, требования к оснащенности торгового предприятия стали выше, взаимодействия с федеральной налоговой службой стало проще, а чек стал еще и электронным, помимо бумажного.

Последние изменении закона «О применении контрольно — кассовой техники» пришлись на текущий год.

Скачать 54-ФЗ

Для контролирования и регулирования торговых отношений был создан закон «О применении контрольно — кассовой техники».

Законодательные акты РФ регулярно претерпевают изменения. Для получения актуальной информации можно 54-ФЗ в последней редакции.

Последняя редакция закона «О применении контрольно — кассовой техники»

В феврале 2017 года вступил в силу новый закон «О применении контрольно -кассовой техники». Главной задачей данного закона является повышение эффективности торговли и создание быстрого контроля качества над каждым торговым предприятием.

Основополагающие требования 54-ФЗ:

  • Основные корректировки в законе 54-ФЗ на 2017 год состоят в изменении схемы работы торговых предприятий с налоговой службой. Изменения в законе являются весомыми. Новый порядок использования контрольно -кассовой техники предполагает, что сведения о продажах с каждой квитанции должны направляться в налоговую инспекцию через интернет. Передаются они не лично, а через операторов фискальных данных, с одним из которых руководитель обязан заключить договор;
  • Независимо от того, что налоговая инстанция будет получать сведения через интернет, в 54-ФЗ нет постановлений о том, что выдавать бумажную квитанцию с 2017 года нет необходимости. Если клиент желает, ему следует направить чек по email или SMS в дополнение к распечатанному свидетельству осуществления покупки. Квитанция из электронной почты или СМС, согласно закону, приравнивается к чеку, распечатанному контрольно-кассовой техникой;
  • Согласно 54-ФЗ «О применении контрольно — кассовой техники» торговые предприятия применяют кассовые аппараты только нового образца, которые имеют доступ к интернету. Они должны сохранять и направлять сведения о каждой купле-продаже в ОФД. Вместо ЭКЛЗ сейчас следует использовать фискальный накопитель;
  • Положения 54-ФЗ гласят, что при изменении упростили регистрацию кассового аппарата - сейчас существует возможность регистрировать новые кассы удаленно. Центр технического обслуживания, в котором раньше необходимо было обслуживать кассу и оплачивать ежемесячный сервис, в новой редакции закона никак не обозначен - это понятие там отсутствует. Взамен договора с Центром перед регистрацией кассы, требуется оформить договор с ОФД;
  • При изменении 54-ФЗ, претерпели корректировки требования и к кассовым квитанциям, а также к бланкам строгой отчетности. Количество сведений, которые необходимо в них указать, увеличилось;
  • Частные лица, работающие на патенте и ЕНВД, которые, согласно закону, не были обязаны использовать кассовые аппараты, также должны направлять сведения с каждой купли-продажи в налоговый орган. 54-ФЗ«О применении контрольно — кассовой техники» гласит, что начиная с 1 июля 2018 года использование ККТ для них также станет обязательным пунктом.

Согласно новым требованиям Федерального Закона «О применении контрольно — кассовой техники», схема торговли будет выглядеть следующим образом:

  • Согласно ФЗ-54, электронные сведения с квитанции направляются в фискальный аппарат, который определяет для каждого товара свой идентификационный номер;
  • Далее все сведения направляются на сервер оператора фискальных данных для регистрации;
  • После того, как на сервере ОФД появилась необходимая отметка, кассовый аппарат получает сигнал о подтверждении, что запись была зарегистрирована;

Завершающей стадией является выдача чека.

Проект Федерального закона «О внесении изменений в «Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»
Данный проект усовершенствует порядок применения ККТ.
Вносится Правительством Российской Федерации

проект
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт», Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Статья 1
Внести в Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 21, ст. 1957; 2009, № 23, ст. 2776; № 29, ст. 3599; 2010, № 31, ст. 4161; 2011, № 27, ст. 3873; 2012, № 26, ст. 3447; 2013, № 19, ст. 2316; № 27, ст. 3477; № 48, ст. 6165; 2014, № 19, ст. 2316; 2015, № 10, ст. 1421) следующие изменения:
1) в наименовании Федерального закона слова «наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» заменить словами «расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа»;
2) статью 1 изложить в следующей редакции:
«Статья 1. Общие положения и основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

1. Законодательство о применении контрольно-кассовой техники состоит из настоящего Федерального закона и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов.
2. Настоящим Федеральным законом определяются правила применения контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги на территории Российской Федерации, а также при приеме ставок (интерактивных ставок) и выплате денежных средств в качестве выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведении азартных игр (далее – расчеты) в целях обеспечения интересов граждан и организаций при продаже товаров, выполнении работ и оказании услуг, защиты прав потребителей, а также охраны установленного порядка продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, фискальных интересов государства, финансовой, в том числе налоговой дисциплины, обеспечения полноты учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей.
3. Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

автоматизированная система для бланков строгой отчетности - контрольно-кассовая техника, осуществляющая печать бланков строгой отчетности на бумажных носителях, а также их формирование в виде электронных документов;
база фискальных данных – совокупность фискальных данных, поступивших от пользователей оператору фискальных данных, защищенных от доступа третьих лиц с использованием шифровальных (криптографических) средств защиты фискальных данных;
банкомат – устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе) выдачи и (или) приема средств наличного платежа (банкнот) с использованием электронных средств платежа, расчетов (за исключением осуществленных с использованием наличных средств платежа), передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении указанных расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам и для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений;
бланк строгой отчетности – первичный учетный документ, приравненный к кассовому чеку, выполненный рукописным способом или отпечатанный с применением автоматизированной системы для бланков строгой отчетности на бумажном носителе, в том числе на типографском бланке (за исключением расчетов, указанных в пункте 8 настоящей статьи), а также сформированный этой автоматизированной системой в виде электронного документа, содержащий сведения о расчетах при оказании услуг и подтверждающий факт осуществления расчета между пользователем и покупателем (клиентом);
изготовитель – лицо, осуществляющее производство и поставку фискальных накопителей и (или) контрольно-кассовой техники и ее техническую поддержку;
исправность контрольно-кассовой техники – соответствие контрольно-кассовой техники требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
кассовый чек – первичный учетный документ, отпечатанный контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе (за исключением расчетов, указанных в пункте 8 настоящей статьи), а также сформированный в виде электронного документа в момент оплаты товара (работы, услуги), содержащий сведения об этих расчетах и подтверждающий факт осуществления расчета между пользователем и покупателем (клиентом);
ключ фискального признака – ключевой документ, предназначенный для формирования фискального признака, созданный с использованием мастер-ключа;
контрольно-кассовые машины – контрольно-кассовая техника, осуществляющая печать кассовых чеков на бумажных носителях, а также их формирование в виде электронных документов;
контрольно-кассовая техника – электронные вычислительные машины, иные компьютерные устройства и их комплексы, формирующие электронные документы со сведениями о расчетах, обеспечивающие запись таких сведений в фискальные накопители и их передачу в налоговые органы через оператора фискальных данных, а также печать документов с этими сведениями на бумажных носителях в виде кассовых чеков или бланков строгой отчетности в соответствии с правилами, установленными настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами;
мастер-ключ – ключевой документ для создания серии ключей фискального признака, а также для проверки фискальных признаков, сформированных с использованием ключа фискального признака из этой серии;
обработка фискальных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых оператором фискальных данных при создании и использовании базы фискальных данных с применением информационных технологий и технических средств, включая получение, проверку достоверности, сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение в некорректируемом виде, извлечение, использование, передачу в адрес налоговых органов, предоставление таких данных и доступа к таким данным налоговым органам, исключая модификацию (корректировку), обезличивание, блокирование, удаление и уничтожение фискальных данных и информации о расчетах;
оператор фискальных данных - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющее место нахождения в Российской Федерации, получившее в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами разрешение на обработку фискальных данных, осуществляющее хранение и обработку этих фискальных данных на территории Российской Федерации с использованием технических средств, принадлежащих ему на праве собственности;
паспорт фискального накопителя - документ, выдаваемый изготовителем, осуществляющим производство фискального накопителя, содержащий сведения о фискальном накопителе;
перерегистрация контрольно-кассовой техники – внесение налоговым органом изменений в сведения о контрольно-кассовой технике и (или) пользователе, ранее внесенные в книгу учета контрольно-кассовой техники и карточку регистрации контрольно-кассовой техники, и предоставление пользователю на основании результатов аутентификации пользователя, контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя, проверки достоверности вносимых сведений и исправности контрольно-кассовой техники новой карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа;
платежный терминал – устройство для осуществления расчетов с применением контрольно-кассовых машин, за исключением осуществляемых с использованием электронных средств платежа (далее – наличные денежные расчеты), в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты);
пользователь – лицо, применяющее контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов с покупателем (клиентом);
регистрация контрольно-кассовой техники – внесение налоговым органом записи о контрольно-кассовой технике, ее фискальном накопителе и пользователе в книгу учета контрольно-кассовой техники на основании результатов аутентификации пользователя, контрольно-кассовой техники, ее фискального накопителя и проверки исправности контрольно-кассовой техники, присвоение налоговым органом контрольно-кассовой технике регистрационного номера и выдача налоговым органом пользователю карточки регистрации контрольно-кассовой техники на бумажном носителе или в виде электронного документа;
реестр контрольно-кассовой техники – совокупность сведений о контрольно-кассовой технике, которую пользователи вправе применять при осуществлении расчетов;
реестр фискальных накопителей – совокупность сведений о фискальных накопителях, которые пользователи вправе применять в контрольно-кассовой технике;
сведения о расчетах – информация о расчетах, осуществляемых организациями и индивидуальными предпринимателями в соответствии с настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в том числе об организации и индивидуальном предпринимателе, осуществляющем расчет, и о контрольно-кассовой технике, применяемой при осуществлении расчета;
снятие контрольно-кассовой техники с регистрационного учета – внесение налоговым органом в книгу учета и карточку регистрации контрольно-кассовой техники сведений о прекращении применения контрольно-кассовой техники;
средство проверки фискального признака – шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность гарантированного выявления корректировки или фальсификации фискальных данных по результатам их проверки с использованием мастер-ключа;
средство формирования фискального признака – шифровальное (криптографическое) средство защиты фискальных данных, обеспечивающее возможность формирования фискального признака с использованием ключа фискального признака;
фискальные данные – сведения о расчетах, подписанные фискальным признаком;
фискальный накопитель – шифровальные (криптографические) средства защиты фискальных данных в опломбированном корпусе, содержащие ключ фискального признака, обеспечивающие запись перечня фискальных данных, установленного настоящим Федеральным законом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, в некорректируемом виде, их энергонезависимое долговременное хранение, формирование фискального признака, аутентификацию электронных документов, направляемых в контрольно-кассовую технику оператором фискальных данных, а также при необходимости пользователя обеспечивающие шифрование фискальных данных, в целях обеспечения конфиденциальности информации, передаваемой оператору фискальных данных;
фискальный признак – достоверная информация, сформированная средствами формирования фискального признака с использованием ключа фискального признака в результате криптографического преобразования перечня сведений о расчетах, установленного настоящим Федеральным законом или принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, обеспечивающая возможность гарантированного выявления корректировки или фальсификации этих сведений по результатам их проверки с использованием средства проверки фискального признака.
4. Контрольно-кассовая техника применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
5. При оказании услуг, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации, организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут не применять контрольно-кассовую технику при условии выдачи бланка строгой отчетности, выполненного на бумажном носителе.
Правительство Российской Федерации устанавливает порядок изготовления, выдачи, учета, хранения и уничтожения бланков строгой отчетности, указанных в абзаце 1 настоящего пункта.
6. При осуществлении расчетов, организации и индивидуальные предприниматели в момент расчета обязаны отпечатать кассовый чек (бланк строгой отчетности) на бумажном носителе с применением контрольно-кассовой техники и передать его покупателю (клиенту) (за исключением случая, указанного в пункте 8 настоящей статьи), сформировать кассовый чек (бланк строгой отчетности) в виде электронного документа и направить его в налоговые органы через оператора фискальных данных.
7. По требованию покупателя (клиента) организации и индивидуальные предприниматели дополнительно к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), отпечатанному контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, обязаны передать покупателю (клиенту) копию кассового чека (бланка строгой отчетности) в виде электронного документа в незашифрованном виде при условии предоставления покупателем (клиентом) адреса электронной почты, на который она должна быть передана.
Копия такого кассового чека (бланка строгой отчетности) в виде электронного документа должна содержать адрес электронной почты ее получателя, предоставленного покупателем (клиентом), и адрес электронной почты отправителя (организации или индивидуального предпринимателя).
Организации и индивидуальные предприниматели вправе поручить оператору фискальных данных передачу покупателям (клиентам) копий кассовых чеков (бланков строгой отчетности) в виде электронных документов. В этом случае в качестве адреса электронной почты отправителя должен быть указан адрес электронной почты оператора фискальных данных.
Копия кассового чека (бланка строгой отчетности), полученная покупателем (клиентом) в виде электронного документа, в том числе распечатанная им самостоятельно на бумажном носителе, приравнивается к кассовому чеку (бланку строгой отчетности), отпечатанному контрольно-кассовой техникой на бумажном носителе, при условии наличия сведений об этом кассовом чеке (бланке строгой отчетности) в базе фискальных данных оператора фискальных данных.
8. При осуществлении расчета в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» с использованием электронных средств платежа организации и индивидуальные предприниматели обязаны передать покупателю (клиенту) кассовый чек (бланк строгой отчетности) в виде электронного документа в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере применения контрольно-кассовой техники.
9. Срок действия ключа фискального признака, который содержится в фискальном накопителе, используемом организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг, а также организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, организациями и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальными предпринимателями, являющимися налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, за исключением индивидуальных предпринимателей, осуществляющих торговлю подакцизными товарами, может составлять не менее 36 месяцев с момента регистрации в налоговых органах контрольно-кассовой техники, которая использует в фискальном накопителе такой контрольно-кассовой техники указанный ключ фискального признака, при условии соответствия фискального накопителя требованиям, установленным настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

Внимание! В связи с изменениями, внесенными в Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», с 31 марта 2017 года на всей территории Российской Федерации, включая населенные пункты, входящие в перечень отдаленных и труднодоступных местностей, продажа алкогольной продукции , к которой также относится пиво, пивные напитки, сидор, пуаре, медовуха, в том числе при оказании услуг общественного питания, всеми продавцами , включая лиц, применяющих патентную систему налогообложения (ПСН) или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход(ЕНВД) , в обязательном порядке должна осуществляться с применением контрольно-кассовой техники.

Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппар атных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассо вой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации;

платежный терминал - устройство для осуществления наличных денежных расчетов в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющих наличные денежные расчеты);

банкомат - устройство для осуществления в автоматическом режиме (без участия уполномоченного лица кредитной организации или банковского платежного агента, банковского платежного субагента, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о национальной платежной системе) выдачи и (или) приема средств наличного платежа (банкнот) с использованием платежных карт, наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, передачи распоряжений кредитной организации об осуществлении расчетов по поручению клиентов по их банковским счетам и для составления документов, подтверждающих передачу соответствующих распоряжений.

Статья 2. Сфера применения контрольно-кассовой техники

1. Контрольно-кассо вая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

1.1. Кредитная организация не применяет контрольно-кассовую технику, за исключением случаев:

осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не отражаемых ежедневно в бухгалтерском учете в соответствии с нормативными актами Центрального банка Российской Федерации;

осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, установленного за пределами помещения этой кредитной организации;

осуществления наличных денежных расчетов с использованием платежного терминала, не являющегося основным средством этой кредитной организации и не принадлежащего только ей на праве собственности.

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

2.1. Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации, и индивидуальные предприниматели, являющиеся налогоплательщиками, применяющими патентную систему налогообложения, при осуществлении видов предпринимательской деятельности, в отношении которых законами субъектов Российской Федерации предусмотрено применение патентной системы налогообложения, и не подпадающие под действие пунктов 2 и 3 настоящей статьи, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассо вой техники при условии выдачи по требованию покупателя (клиента) документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу). Указанный документ выдается в момент оплаты товара (работы, услуги) и должен содержать следующие сведения:

наименование документа;

порядковый номер документа, дату его выдачи;

наименование для организации (фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя);

идентификационный номер налогоплательщика, присвоенный организации (индивидуальному предпринимателю), выдавшей (выдавшему) документ;

наименование и количество оплачиваемых приобретенных товаров (выполненных работ, оказанных услуг);

сумму оплаты, осуществляемой наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты, в рублях;

должность, фамилию и инициалы лица, выдавшего документ, и его личную подпись.

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассвой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

обеспечения питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских населенных пунктах, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.

4. Положения пунктов 2, 2.1 и 3 настоящей статьи не распространяются на платежных агентов, осуществляющих деятельность по приему платежей физических лиц, а также на кредитные организации и банковских платежных агентов, субагентов, осуществляющих деятельность в соответствии с законодательством о банках и банковской деятельности.

Статья 3. Порядок ведения Государственного реестра

1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.

4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения срока службы, который устанавливается изготовителем контрольно-кассовой техники, но не более десяти лет.

Статья 4. Требования к контрольно-кассо вой технике, порядок и условия ее регистрации и применения

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями и индивидуальными предпринимателями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

1.1. Контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала и банкомата помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, должна:

быть установлена в составе каждого платежного терминала и банкомата внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;

быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата;

передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат фискальные данные, регистрируемые на кассовом чеке, электронном носителе контрольной ленты и в накопителе фискальной памяти.

2. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ.

Статья 5. Обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих контрольно-кассовую технику

1. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

2. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие платежный терминал и (или) банкомат, помимо требований, установленных пунктом 1 настоящей статьи, обязаны:

использовать контрольно-кассовую технику в составе платежного терминала и банкомата, установленную внутри их корпусов, содержащих устройство для приема и (или) выдачи средств наличного платежа;

осуществлять регистрацию применяемой контрольно-кассовой техники в налоговых органах по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала и банкомата.

Статья 6. Утратила силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ.

Статья 7. Контроль за применением контрольно-кассовой техники

1. Налоговые органы:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

3. Утратил силу. - Федеральный закон от 07.05.2013 N 89-ФЗ.

До 1 января 2016 года на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя порядок применения контрольно-кассо вой техники (регистраторов расчетных операций), а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за применением контрольно-кассо вой техники (регистраторов расчетных операций), регулируются нормативными правовыми актами соответственно Республики Крым и города федерального значения Севастополя (часть 2 статьи 3 Федерального закона от 05.05.2014 N 111-ФЗ).

Статья 7.1. Особенности применения положений настоящего Федерального закона на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя

Настоящий Федеральный закон действует на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя с 1 января 2016 года.

Статья 8. Признание утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием настоящего Федерального закона

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-1 "О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением" (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 27, ст. 1018);

абзацы девятнадцатый - двадцать второй статьи 3 Федерального закона от 30 декабря 2001 года N 196-ФЗ "О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст. 2).

2. Организации и ИП в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Организации и ИП в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

  • продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
  • продажи ценных бумаг;
  • продажи лотерейных билетов;
  • продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
  • обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;
  • торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
  • разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);
  • продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
  • абзац утратил силу.
  • торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
  • торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
  • приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
  • реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и ИП, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций , имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.

Российская Федерация

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О ПРИМЕНЕНИИ КОНТРОЛЬНО-КАССОВОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ НАЛИЧНЫХ ДЕНЕЖНЫХ РАСЧЕТОВ И (ИЛИ) РАСЧЕТОВ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЛАТЕЖНЫХ КАРТ"

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

контрольно-кассовая техника, используемая при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (далее - контрольно-кассовая техника), - контрольно-кассовые машины, оснащенные фискальной памятью, электронно-вычислительные машины, в том числе персональные, программно-технические комплексы;

наличные денежные расчеты - произведенные с использованием средств наличного платежа расчеты за приобретенные товары, выполненные работы, оказанные услуги;

фискальная память - комплекс программно-аппаратных средств в составе контрольно-кассовой техники, обеспечивающих некорректируемую ежесуточную (ежесменную) регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение итоговой информации, необходимой для полного учета наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, осуществляемых с применением контрольно-кассовой техники, в целях правильного исчисления налогов;

фискальный режим - режим функционирования контрольно-кассовой техники, обеспечивающий регистрацию фискальных данных в фискальной памяти;

фискальные данные - фиксируемая на контрольной ленте и в фискальной памяти информация о наличных денежных расчетах и (или) расчетах с использованием платежных карт;

Государственный реестр контрольно-кассовой техники (далее - Государственный реестр) - перечень сведений о моделях контрольно-кассовой техники, применяемой на территории Российской Федерации.

1. Контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Порядок совершения кредитными организациями кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники определяется Центральным банком Российской Федерации.

2. Организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.

Порядок утверждения формы бланков строгой отчетности, приравненных к кассовым чекам, а также порядок их учета, хранения и уничтожения устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:

продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;

продажи ценных бумаг;

продажи лотерейных билетов;

продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;

обеспечения питанием учащихся и работников общеобразовательных школ и приравненных к ним учебных заведений во время учебных занятий;

торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;

разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);

продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;

продажи в сельской местности (за исключением районных центров и поселков городского типа) лекарственных препаратов в аптечных пунктах, расположенных в фельдшерско-акушерских пунктах;

торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;

торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;

приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;

реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.

Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.

1. При осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт на территории Российской Федерации применяются модели контрольно-кассовой техники, включенные в Государственный реестр.

2. Порядок ведения Государственного реестра, требования к его структуре и составу сведений, а также федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, определяются Правительством Российской Федерации.

3. Центральный банк Российской Федерации направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный осуществлять ведение Государственного реестра, сведения о контрольно-кассовой технике, разрешенной к применению кредитными организациями, а также об используемых в ней программных продуктах.

4. Государственный реестр подлежит официальному опубликованию в установленном порядке. Изменения и дополнения, вносимые в Государственный реестр, подлежат официальному опубликованию в 10-дневный срок со дня принятия таких изменений и дополнений.

5. В случае исключения из Государственного реестра ранее применявшихся моделей контрольно-кассовой техники их дальнейшая эксплуатация осуществляется до истечения нормативного срока их амортизации.

1. Требования к контрольно-кассовой технике, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями, порядок и условия ее регистрации и применения определяются Правительством Российской Федерации.

При этом контрольно-кассовая техника, применяемая организациями (за исключением кредитных организаций) и индивидуальными предпринимателями, должна:

быть зарегистрирована в налоговых органах по месту учета организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика;

быть исправна, опломбирована в установленном порядке;

иметь фискальную память и эксплуатироваться в фискальном режиме.

2. Порядок применения кредитными организациями контрольно-кассовой техники и используемых в ней программных продуктов утверждается Центральным банком Российской Федерации.

Организации (за исключением кредитных организаций) и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны:

осуществлять регистрацию контрольно-кассовой техники в налоговых органах;

применять при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт исправную контрольно-кассовую технику, опломбированную в установленном порядке, зарегистрированную в налоговых органах и обеспечивающую надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов (фиксацию расчетных операций на контрольной ленте и в фискальной памяти);

выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки;

обеспечивать ведение и хранение в установленном порядке документации, связанной с приобретением и регистрацией, вводом в эксплуатацию и применением контрольно-кассовой техники, а также обеспечивать должностным лицам налоговых органов, осуществляющих проверку в соответствии с пунктом 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, беспрепятственный доступ к соответствующей контрольно-кассовой технике, предоставлять им указанную документацию;

производить при первичной регистрации и перерегистрации контрольно-кассовой техники введение в фискальную память контрольно-кассовой техники информации и замену накопителей фискальной памяти с участием представителей налоговых органов.

Кредитные организации, применяющие в соответствии со статьей 2 настоящего Федерального закона контрольно-кассовую технику, обязаны:

соблюдать требования, устанавливаемые Центральным банком Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 4 настоящего Федерального закона;

применять контрольно-кассовую технику, которая должна быть оснащена защищенными от несанкционированного доступа программными продуктами;

предоставлять в налоговые органы по их запросам информацию в порядке, предусмотренном федеральными законами.

1. Налоговые органы:

осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;

осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;

проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;

налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.

2. Органы внутренних дел взаимодействуют в пределах своей компетенции с налоговыми органами при осуществлении последними указанных в настоящей статье контрольных функций.

3. Действие полномочий налоговых органов, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не распространяется на кредитные организации. Контроль за соблюдением кредитными организациями требований настоящего Федерального закона осуществляет Центральный банк Российской Федерации.

Со дня вступления в силу настоящего Федерального закона признать утратившими силу:

Закон Российской Федерации от 18 июня 1993 года N 5215-I законодательства Российской Федерации, 1999, N 28, ст. 3484; 2002, N 1, ст. 2) дополнить абзацем следующего содержания:

"Осуществлять контроль за соблюдением требований к контрольно-кассовой технике, порядка и условий ее регистрации и применения, которые определяются законодательством Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей, проверять документы, связанные с применением контрольно-кассовой техники, получать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок, проводить проверки выдачи кассовых чеков, налагать штрафы на организации, а также на индивидуальных предпринимателей за нарушение требований законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт.".

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Через шесть месяцев после вступления в силу настоящего Федерального закона при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт применение контрольно-кассовой техники без фискальной памяти не допускается.

Президент Российской Федерации
В.ПУТИН

Москва, Кремль

Понравилась статья? Поделитесь ей