Контакты

В состав комиссии по проведению соут включаются. Приказ о проведении специальной оценки условий труда. Соут и решение спорных вопросов с работниками организации

Состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда

Федорова М.В.

заведующий учреждением (председатель комиссии)

Миловзорова Е.Л.

Старший воспитатель (заместитель председателя комиссии)

Арсеньева Т.Н.

воспитатель

Ныркова Е.Л.

Воспитатель филиала на ст. Кабожа

Савина В.В.

Заведующая хозяйством (секретарь комиссии)

Козлова Н.В.

Заведующая хозяйством филиала на ст. Кабожа

Чудакова Н.А.

Председатель СТК


Приложение 8

УТВЕРЖДЕН

приказом заведующего

от ___.___.2014 №____

Порядок деятельности комиссии по проведению специальной оценки условий труда

1. Настоящий Порядок регламентирует деятельность комиссии по проведению специальной оценки условий труда в Муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждении «Детский сад» с. Левоча (далее соответственно комиссия, учреждение).

2. Комиссия осуществляет следующие функции:

1) готовит и утверждает перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест;

2) выбирает организацию, соответствующую требованиям статьи 19 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»;

3) готовит проект гражданско-правового договора, указанного в части 2 статьи 8 Федерального закона «О специальной оценке условий труда», для подписания;

4) представляет заведующему учреждением проект графика проведения специальной оценки условий труда для утверждения;

5) обеспечивает доступ экспертов организации, проводящей специальную оценку условий труда, к рабочим местам;

6) утверждает результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов, осуществленной экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда;

7) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не идентифицированы, осуществляет признание условий труда на данном рабочем месте допустимыми;

8) в случае, если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов в порядке, установленном статьей 12 Федерального закона «О специальной оценке условий труда»;

9) формирует перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям;

10) рассматривает отчет о проведении специальной оценки условий труда, который затем подписывается всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии;

3. Дата, время и место проведения очередного заседания комиссии определяются председателем (заместителем председателя). По его решению на заседании комиссии могут присутствовать заинтересованные лица.

4. Секретарь комиссии заблаговременно, но не позднее чем за три рабочих дня до дня проведения заседания комиссии, в письменной форме информирует членов комиссии о дате, времени и месте проведения заседания комиссии.

5. Заседание комиссии проводит председатель комиссии, а при его отсутствии – заместитель председателя комиссии.

6. Решения комиссии принимаются в порядке, установленном статьей 181.2. Гражданского кодекса Российской Федерации. Указанные решения принимаются открытым голосованием, если законодательством не установлено иное.

7. Член комиссии, который не согласен с результатами проведения специальной оценки условий труда, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагается к отчету о проведении специальной оценки условий труда.

По алгоритму осуществления спецоценки прослеживается существенно отличие от алгоритма предшественницы, то есть АРМ. Ранее аттестующие организации после завершения обязательных исследований и замеров становились участниками заседаний специальных оценок. Теперь их участие в таких заседаниях не предусмотрено, достаточно предоставления результатов, оформленных и утвержденных в соответствии с нормативами. Теперь важным является ответ на вопрос, кто входит в комиссию по СОУТ, поскольку многие вопросы решать предстоит именно им.

В новом законодательстве о спецоценке предусмотрены новые нормативные требования к составам комиссии по ее осуществлению, а также к порядку деятельности таких формирований. Они заключаются в следующем:
. Надлежащая организация и осуществление СОУТ работодатель должен образовать комиссию, в состав которой предусматривается введение нечетного количества членов, а также утвердить график, охватывающий все направления данной процедуры;
Комиссии по СОУТ состоят из представителей самого работодателя (обязательно участие специалиста по ОТ), выборного профсоюзного органа либо другого представительского органа работников (если таковы имеются). Утверждение, как состава, так и порядка деятельности комиссии, осуществляется распоряжением (приказом) работодателей. Все должно соответствовать требованиям ФЗ по специальной оценке;
Для работодателей, которые по законодательству РФ относятся к малому предпринимательству, предусмотрено создание комиссий по спецоценке в составе работодателя, то есть лично частного предпринимателя, руководителя предприятия, других его полномочных представителей либо специалиста, которого он привлекает по гражданско-правовым договорам для выполнения функций службы ОТ, а также представителей выборных органов профсоюзных первичек, либо представительских органов рабочих;
Созданную комиссию по осуществлению спецоценки должны возглавлять сами работодатели либо их представители, наделенные необходимыми полномочиями.
Вхождение в комиссии представителей, равно как и экспертов, привлеченных к СОУТ организаций, не предусмотрено законодательством.

Коль комиссии придется заниматься чрезвычайно важной трудоохранной процедурой, как спецоценка условий труда, то к их формированию необходимо относиться ответственно. В конце концов, их эффективная деятельность, в полной мере отвечающая законам и нормам трудоохранного законодательства, станет основой внедрения полученных результатов в жизнь.

Все, что касается деятельности таких комиссий по спецоценке , должно находить отражение в приказах, издаваемых на предприятиях. Законодатель пока не предусматривает его определенной формы и содержания. Достаточно его наличия в произвольной форме. Работодателю важно усвоить: какую комиссию утвердишь, как организуешь ее функционирование, такой и результат будешь иметь в конечном итоге.

Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем. до начала проведения процедуры СОУТ. Её состав регламентирован ФЗ №426-ФЗ от 28.12.2014 г., согласно которому комиссия включает членов комиссии и председателя (директор организации, предприятия или лицо, занимающее руководящую должность). Членами комиссии могут быть сотрудники предприятия среднего звена, в том числе специалисты по охране труда.

При выборе состава комиссии проводиться заседание, в ходе которого составляется протокол общего собрания трудового коллектива о назначении её членов комиссии. При этом, желательно, чтобы члены комиссии имели свидетельство о прохождении аттестации по охране труда. Состав комиссии утверждается внутренним приказом работодателя.

Основными функциями комиссии по СОУТ является:

  • Определение рабочих мест, подлежащих проверке;
  • Проведение замеров на наличие опасных факторов;
  • Решение о снижении или повышении класса опасности рабочего места;
  • Утверждение результатов спецоценки.

В процессе выполнения обязанностей комиссия по специальной оценке условий труда формует комплект нормативной документации, утверждает график проведения работ, приводит наименование профессий, согласно штатному расписанию в соответствии с общероссийским классификатором, разрабатывает комплекс мероприятий по улучшению условий труда на рабочих местах, где выявлены угрозы здоровью и/или жизни работников.

Особые правила имеются для малых предприятий с числом работников до 50 человек. Так как в штате таких организаций, как правило, нет специалиста по охране труда, в комиссию включают привлеченного специалиста по ОТ по гражданско-правовому договору. Если в комиссии не будет такого специалиста, спецоценка будет считаться недействительной.

Привлечение экспертов по СОУТ

Для проведения СОУТ на предприятии могут привлекаться специализированные сторонние организации. Основным видом деятельности ООО «АЦ «СОУТ » является оказание данного вида услуг которой в Москве в соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда».

В штате нашей компании работают опытные специалисты-эксперты. Осуществление СОУТ является специфической и узконаправленно деятельностью, требующей особых знаний, умений. Эксперт по специальной оценке условий труда, кроме консультаций, осуществляет следующие мероприятия:

  • Устанавливает и выявляет все факторы, имеющиеся на производстве и представляющие потенциальную опасность и вред;
  • Выявляет несоответствия нормам, проводя исследования, согласно установленной нормативно методике;
  • Выполняет классификацию установленных опасных и вредных мест;
  • Декларирует итоги в специальном отчёте.

Все проводимые мероприятия нашими экспертами проводятся в соответствии с договором и нормативно-правовой базой, регламентирующей деятельность экспертов по СОУТ. По вопросам сотрудничества к нам можно обращаться по телефонам или отправив запрос через форму на данном сайте.

С учётом требований ст. 212 Трудового кодекса Российской Федерации, ст. 9 Федерального закона РФ от 28 декабря 2013 г. , создается комиссия по специальной оценке условий труда. Комиссия по специальной оценке условий труда назначается работодателем до начала проведения специальной оценки условий труда (СОУТ). Основные функции, которые она несет, это организация и проведение СОУТ совместно с аккредитованной организацией. Участие комиссии в процессе проведения спецоценки ограничивается организаторской и наблюдательной ролью, оценочную деятельность осуществляет экспертная организация, привлекаемая для проведения спецоценки.

Перечень обязанностей комиссии по СОУТ:

  • определение рабочих мест, подлежащих проведению спецоценки;
  • утверждение результатов спецоценки (отсутствие или наличие опасных факторов, их класс и подкласс);
  • принятие решения о проведении замеров (или их невозможности) на рабочих местах;
  • решение о возможности снижения класса/подкласса при использовании СИЗ или после проведения различных мероприятий по ОТ;
  • утверждение отчета по СОУТ.

Таким образом, до оценки комиссия определяет, какие места будут анализироваться во время СОУТ, следит за соответствием действий экспертов нормам. После завершения процесса СОУТ, комиссия утверждает результаты и принимает решение об их дальнейшем использовании.

Состав комиссии по специальной оценке условий труда определен ФЗ РФ от 28 декабря 2013 г. № 426 – ФЗ

Комиссия назначается приказом работодателя. Председателем комиссии назначается генеральный директор или иное высокопоставленное лицо предприятия, членами комиссии — представители работодателя:

Работодателям важно учесть, что число членов комиссии, включая председателя должно быть не нечетным. Конкретное количество членов комиссии по проведению СОУТ будет определяться с учетом штатного расписания работодателя.

Для индивидуальных предпринимателей и организаций, имеющих по штату лишь одного работника, допускается создавать комиссию по СОУТ из одного сотрудника, что поясняется письмом Минтруда РФ .

Особые правила действуют для малых предприятий (число работников в организации не превышает 50 человек). В таких компаниях обычно нет такого штатного работника, как специалист по охране труда. Тогда в комиссию включают сотрудника, который занимается в этой организации охраной труда. Согласно ТК, существует возможность использовать привлеченного специалиста по ОТ по гражданско-правовому договору.

Если в комиссии не будет специалиста по охране труда, считается, что спецоценка проведена с нарушениями. И поэтому, ее результаты нельзя применять.

Образец приказа о создании комиссии по специальной оценке условий труда .

Комиссия несет ответственность за результаты СОУТ и их дальнейшее применение

Второй важный документ, без которого спецоценка не состоится - график проведения СОУТ. Его обязательность определена упомянутой выше 9 статьей 426-ФЗ.

График – это пошаговый план проведения СОУТ, который оформляется отдельным документом или приложением к приказу.

Поскольку подготовительные мероприятия требуют немало времени, график рекомендуют составлять «с запасом», чтобы потом не отставать от намеченного срока, своевременно устраняя все выявленные нарушения.

Документ можно разработать самостоятельно либо взять за основу образец графика скачав его на странице с приказом о СОУТ. Поскольку единого регламента сроков проведения отдельных этапов СОУТ нет, при составлении графика следует отталкиваться от специфики конкретного производства: общего количества рабочих мест, условий труда, сменности, режима работы предприятия и т.д. При этом в графике отражаются все мероприятия, проводимые в рамках спецоценки – с указанием запланированного срока на реализацию каждого из них.

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст. 217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда. Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы. Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации Минтруда России (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004). Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.). Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг. То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.). Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет. После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии. Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно , а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года ).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда. Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе. Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Yandex_partner_id = 143121; yandex_site_bg_color = "FFFFFF"; yandex_stat_id = 2; yandex_ad_format = "direct"; yandex_font_size = 1; yandex_direct_type = "vertical"; yandex_direct_border_type = "block"; yandex_direct_limit = 2; yandex_direct_title_font_size = 3; yandex_direct_links_underline = false; yandex_direct_border_color = "CCCCCC"; yandex_direct_title_color = "000080"; yandex_direct_url_color = "000000"; yandex_direct_text_color = "000000"; yandex_direct_hover_color = "000000"; yandex_direct_favicon = true; yandex_no_sitelinks = true; document.write(" ");

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе

Понравилась статья? Поделитесь ей