Контакты

Актуальные проблемы в области социального обслуживания. Проблемы и перспективы социального обслуживания в российской федерации Проблемы организации и деятельности центров социального обслуживания

Понятие социального обслуживания

Рассматривая вопрос об особенностях и проблемах социального обслуживания, разберемся, что же это такое.

В современной теоретической науке принято полагать, что социальное обслуживание является направлением социальной работы, частью социальной политики государства, в рамках которого государством оказывается социальная помощь и поддержка нуждающемуся в этом населению с целью его адаптации и гармоничного развития.

Особенности социального обслуживания

Особенности социального обслуживания кроются в его понимании. Поскольку социальное обслуживание считается частью социальной политики государства, то ведущую роль в данном направлении деятельности имеет государство. Институт негосударственных организаций социального обслуживания только начал свое формирование.

Несмотря на относительную молодость института негосударственного социального обслуживания, он призван дополнить государственную систему социального обслуживания, разнообразив содержание социальных услуг, увеличив объем услуг и улучшив их качество и качество предоставления услуг.

Замечание 1

В связи со значительностью роли негосударственного сектора, стоит отметить, что государству следует оказать содействие в формировании системы как госудасртвенной, так и негосударственной помощи, поскольку именно государство имеет множество возможностей для формирования взаимодополняющей системы оказания социальных услуг.

В настоящее время система социального обслуживания претерпевает изменения, находясь в процессе формирования сети социальных учреждений, учитывающих при оказании социальных услуг, специфику субъектов РФ, их экономического положения, особенностей культуры и климата и т.д.

Система социального обслуживания в нашей стране начала свое становление в период кризисов, как экономических, так и социокультурных, что потребовало изменения концептуальной основы социальной работы и формированию кадровой основы, а также изменения нормативно-правовой базы в области социального обслуживания.

В настоящий момент экономическая ситуация в России определяет масштабы, содержание и специфику социальных услуг, оказываемых населению. Текущая экономическая ситуация характеризуется:

  • наращиванием масштабов социального обслуживания,
  • увеличением количества социальных услуг;
  • увеличением количества населения, нуждающегося в социальной поддержке.

Замечание 2

Новым витком в развитии системы социального обслуживания стало принятие нового федерального закона «Об основах социального обслуживания населения», который позволил более глубоко внедрить принцип адресности при оказании социальных услуг, а также вывел из оборота понятие видов социального обслуживания, которые ранее были основой для принятия нормативно-правовых актов в этой области и создал возможность для формирования негосударственного сектора социального обслуживания.

Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения

    Финансирование социального обслуживания.

    Экономическая ситуация в нашей стране складывается таким образом, что растет количество нуждающихся в социальном обслуживании. Между тем, количество ресурсов по-прежнему ограничено. При нехитрых подсчетах, в условиях ограниченности ресурсов и увеличения количества нуждающихся в них, неизбежно складывается ситуация дефицита ресурсов. Одна из масштабных проблем социального обслуживания населения – недостаточное финансирование. Попытка улучшить ситуацию была предпринята при принятии нового федерального закона об основах социального обслуживания, который дает возможности для развития негосударственного сектора социального обслуживания, а также определяя перечень платных услуг, соответственно выделяя доходы от оказания социальных услуг в отдельный источник финансирования данного направления социальной работы.

    Недостаточность нормативно-правовой базы.

    Принятие нового закона о социальном обслуживании решило множество правовых проблем в области разграничения и передачи полномочий в сфере социального обслуживания на муниципальный уровень, где помощь населению имеет более адресный характер. В новом законе отсутствует понятие трудной жизненной ситуации, на ее смену пришли обстоятельства, которые являются основаниями для оказания социальных услуг.Также, новвоведением федерального закона о социальном обслуживании стало ведение индивидуальной программы получателя социальных услуг, учитывающей условия и потребности потребителя социальных услуг.

    Замечание 3

    В настоящий момент, право социального обеспечения и социальное обслуживание как его институт, нуждаются в принятии кодифицированного нормативного акта.

    Недостаток квалифицированных кадров.

    Несмотря на то, что институт социальной работы формируется в России уже не одно десятилетие, вопрос о кадровой обеспеченности социального обслуживания остается открытым. Данная сфера работы характеризуется небольшими заработными платами и высоким психологическим износом, что является причиной непопулярности профессии специалиста по социальной работе в образовательных учреждениях.

    Неразвитый негосударственный сектор социального обслуживания населения.

    Принятие закона об основах социального обслуживания открыло некоторые дополнительные возможности развития негосударственного сектора. Необходимо усиление роли и участия общественных и религиозных организациях в мероприятиях социального обслуживания.

    Неравенство ресурсной базы субъектов РФ в социальном обслуживании.

    Проблему неравенства возможно решить распределением ресурсов между субъектами с учетом особенностей регионального социального обслуживания, условий жизни, экономики региона и т.д. Возможно также предоставление регионам больших полномочий в области социального обслуживание, возможное использование и развитие региональных форм социального обслуживания

Таким образом, подводя итог вышесказанному, отметим, что социальное обслуживание является механизмом решения социальных проблем общества, социальных групп и человека в частности, поэтому следует строить социальное обслуживание с ориентиром на приоритет прав и свобод человека.

Социальное обслуживание - это объективная потребность граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Однако, в настоящее время уровень эффективности социального обслуживания недостаточно высок. Это обусловлено различными факторами, среди которых, прежде всего, экономический . Он выражен в недостатке финансирования сферы социального обслуживания, что приводит к низкому качеству социальных услуг, их недоступности, кадровому дефициту социальных работников, плохому материально-техническому оснащению учреждений социального обслуживания.

Следующим фактором, препятствующим успешному развитию института социального обслуживания, является несовершенство законодательства , его противоречивость и разрозненность, дублирование одних актов другими. Зачастую, отсутствуют четко сформулированные понятия того или иного вида социального обслуживания. Это создает трудности в изучении и правоприменительной практике.

В российском обществе большое число лиц с признаками ограничения жизнедеятельности. Не секрет, что в последнее время в стране имеют место ухудшение состояния здоровья нации, старение общества, мало обеспеченность, безработица.

Очевидно, что в рассматриваемой сфере решения требуют проблемы по двум основным направлениям: в области социально-экономического развития и законодательного регулирования. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Для решения многих вопросов необходимы меры по реформированию социального обслуживания. В частности, необходим переход к накопительной системе в области социального обслуживания - социальному страхованию , когда граждане за счет личных взносов в образуемый фонд смогут получать социальные услуги при попадании в трудную жизненную ситуацию.

Мерой, способной изменить финансовую ситуацию является создание государственного внебюджетного фонда социального обслуживания, что позволит сконцентрировать имеющиеся поступления (налоговые и иные), и в дальнейшем расходовать их исключительно в сфере социального обслуживания.

Следующим шагом может стать развитие негосударственной системы социального обслуживания, в частности усиление роли общественных организаций (профсоюзов, религиозных организаций, общественных фондов, благотворительных организаций др.).

Реформируя сферу социального обслуживания, также необходимо проводить политику регионального выравнивания с целью формирования равного уровня социального обслуживания на территории всей страны. Однако, здесь важно не допускать уравнительного подхода и применять к различным регионам индивидуальные меры. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Одной из мер по улучшению ситуации в сфере социального обслуживания является предоставление регионам возможности поиска дополнительных нестандартных решений, например, стимулирование благотворительной деятельности, разработка нетрадиционных видов социального обслуживания, таких как санаторий на дому или учреждение социального обслуживания на колесах.

В области защиты инвалидов - одной из самых уязвимых категорий, необходимы: увеличение объема и качества, выпускаемых протезно-ортопедических изделий, средств реабилитации; увеличение количества учреждений, специализирующихся на подобном производстве; оборудование мест для обучения инвалидов в общеобразовательных учреждениях, расширение сети специализированных образовательных учреждений.

В рамках совершенствования законодательства необходимо принять кодифицированный акт на уровне закона, регулирующий основные вопросы в сфере социального обслуживания. Это позволит упорядочить и систематизировать существующее законодательство по социальному обслуживанию.

В дальнейшей работе с законодательной базой имеет значение расширение субъектного состава нуждающихся , уход от понятия социального обслуживания, как института, регулирующего отношения узкого круга субъектов, лишь престарелых, инвалидов и малообеспеченных.

Социальное обслуживание населения это механизм, позволяющий практически решать сложные вопросы жизнедеятельности общества, семьи и отдельного человека. Поэтому важно, что бы в законодательстве были прочно закреплены социальные приоритеты и гарантии. Постепенно должна выстраивается новая модель системы социального обслуживания, отвечающая актуальным потребностям общества и экономическим возможностям государства. Проблемы социального обслуживания в России и пути их решения, Информационный портал, Новый факт // URL: http: //www.new-fact.ru/? p=1383 (дата обращения: 08. 12. 14)

Анализ показателей реализации социального обслуживания на примере муниципальных образований "Котлас" и "Котласский район"

Основные показатели реализации социального обслуживания на примере муниципальных образований "Котлас" и "Котласский район" представлены а приложении 4.

Рисунок 1 - Возрастная структура социального обслуживания на дому мужского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть мужского населения, находящаяся на социальном обслуживании на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.


Рисунок 2 - Возрастная структура социального обслуживания на дому женского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть женского населения, находящегося на социальном обслуживании на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.


Рисунок 3 - Возрастная структура специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому мужского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть мужского населения, находящегося в специализирпованном отделении социально-мудицинского обслуживания на дому, приходится на возраст от 60 до 74 лет.


Рисунок 4 - Возрастная структура специализированного отделения социально-медицинского обслуживания на дому женского пола

На основании рисунка можно сделать вывод о том, что большая часть женского населения, находящегося в специализирпованном отделении социально-мудицинского обслуживания на дому, приходится на возраст от 80 до 89 лет.

Право на социальное обслуживание – это объективная необходимость для тех граждан, которые нуждаются в социальном обслуживании, которые попали в трудную жизненную ситуацию. В России проживает достаточно большое количество человек, которые по разным причинам не могут сами себя обслуживать и ограничены в жизнедеятельности.

Статистика сообщает о том, что здоровье граждан ухудшается, появляется много стареющих и нетрудоспособных людей, существует безработица и малообеспеченность населения.

Проблема старения населения характера не только для Российской Федерации, но и для значительного числа стран мира. Одна из тенденций, наблюдаемых в последние десятилетия в развитых странах мира, - рост абсолютного числа и относительной доли в населении пожилых людей.

Поэтому государство обязано брать на себя обязательства, чтобы способствовать сохранению и продлению полноценной жизни каждого человека, признавать свой долг перед ним и поддерживать его социальную, трудовую, образовательную и творческую активность. Для осуществления полномасштабных функций социальной помощи, поддержки и социального обеспечения в Российской Федерации действует система социальной защиты.

К сожалению, на данный момент в России качество и уровень социального обслуживания находятся не в лучшем состоянии. Вопросы реализации государственной политики в социальной сфере в настоящее время приобрели особую актуальность. Переход к социально ориентированной политике требует создания эффективной и развитой системы оказания социальной защиты населения. Поэтому социальной политикой делается, прежде всего, акцент на проблемы социального обеспечения и обслуживания людей пожилого возраста, поддержку инвалидов и семей с детьми. Как отмечают, в нашей стране существует «тенденция к увеличению в составе населения числа лиц пожилого возраста и инвалидов. Это сопровождается ухудшением состояния их здоровья и ограничениями в самообслуживании. Потребность в различных видах реабилитационного обслуживания испытывают 80% нетрудоспособных пожилых людей и инвалидов. Более 30% нуждаются в постоянной посторонней помощи и социально-медицинских услугах». В процессе старения человеческого организма у человека появляется риск приобрести хронические заболевания, в любой момент может понадобиться медицинская, реабилитационная помощь, уход другого человека. У пожилых людей часто встречаются проблемы не только по медицинской части, но также и психологические нарушения и проблемы социального характера. Социальные проблемы связаны, как правило, с невысоким и даже крайне низким материальным уровнем жизни, невозможностью купить все необходимые (часто дорогостоящие) лекарства и медицинское оборудование, обратиться за платной медицинской помощью и т.д. А предоставляемые государством пособия и льготы не могут решить всех материальных проблем таких старых нуждающихся людей. Психологические же проблемы в основном появляются из-за того, что пожилые люди, вышедшие на пенсию и прекратившие трудовую деятельность, начинают испытывать нехватку общения и чувство одиночества, ненужности. Потребность в посторонней, в том числе медицинской помощи у пожилых лиц в несколько раз выше, чем у лиц трудоспособного возраста. Находясь в одиночестве дома, пожилые люди не всегда могут самостоятельно справиться с проблемами по здоровью. Пожилые больные нуждаются в длительной поддерживающей терапии и постороннем уходе, в медико-социальной помощи. Если говорить о медико-социальной помощи, то она представляет собой комплекс мероприятий медицинского, социального, психологического, педагогического, реабилитационного и юридического характера, проводимый на государственном и региональном уровнях и направлена на удовлетворение основных потребностей социально уязвимой категории граждан (граждане пожилого возраста, а также люди с ограниченными возможностями - инвалиды). Данная помощь предоставляется стационарными учреждения, как сферы здравоохранения, так и сферы социального обслуживания граждан. Она направлена на обеспечение лечебных мероприятий и ухода с целью восстановления и поддержания здоровья и способностей к самообслуживанию. Помимо государственных учреждений и организаций существуют и коммерческие, платные учреждения (частные дома-интернаты) для проживания пожилых людей и инвалидов, которые испытывают потребность в медико-социальном обслуживании. И в государственных, и в частных организациях, оказывающих нуждающимся гражданам медико-социальное обслуживание, все предоставляемые услуги должны быть направлены на удовлетворение широкого перечня потребностей их пациентов: комфортное проживание, полноценное питание, профессиональная медицинская помощь, оздоровительно-реабилитационные процедуры, психологическая поддержка. Но далеко не все учреждения обладают достаточными возможностями, чтобы удовлетворить потребности в медико-социальной помощи всех обратившихся граждан.

Ведь непрекращающийся рост пожилого населения увеличивает нагрузку на службы системы здравоохранения и социальные службы, но нехватка финансовых средств приводит к проблемам в оказании медико-социальной помощи престарелым людям и инвалидам

Существует неразрывная связь между качеством оказания медицинских услуг и уровнем социального обслуживания. И организации, оказывающие социальное обслуживание, и их сотрудники должны всячески способствовать улучшению медицинского обслуживания, медико-социальной помощи и для этого проводить различные мероприятия, направленные на должное функционирование данных социальных организаций.

Наблюдаются негативные явления, происходящие в области социального обслуживания: снижение динамики развития учреждений социального обслуживания; невысокое качество современного состояния этого сектора; неудовлетворительное социально-экономическое положение работников социальных служб; недостаточное финансовое, материально-техническое, кадровое и информационное обеспечение деятельности учреждений социального обслуживания. Как уже говорилось, среди серьезных причин, по которым не всегда достигается цель реабилитации инвалидов и других испытывающих в этом потребность лиц, присутствуют проблемы отсутствия профессионализма в работе медперсонала, не разработанность реабилитационных техник и прочее. Поэтому для успешной реабилитации необходимо учитывать комплекс медицинских, социально-психологических, профессиональных аспектов, а также личностные особенности пациентов. Также одним из решений проблем организации и деятельности стационарного социального обслуживания населения по реабилитации инвалидов является оптимизация структуры учреждений, реконструкция действующих и строительство новых зданий.

Необходимо расширение новых перспективных типов учреждений социального обслуживания: домов-интернатов малой вместимости для граждан пожилого возраста и инвалидов.

Реформирование системы социального обслуживания населения должно быть направлено на принятие мер по преодолению дефицита мест в стационарных социальных учреждениях путем перемещения этих учреждений из неблагополучных в экологическом отношении местностей и создания в них приемлемых условий для проживания.

Таким образом, обеспечение доступной медицинской помощи для пожилых людей и инвалидов невозможно без создания разветвленной системы специализированных реабилитационных учреждений. А социальные программы на всех уровнях остаются действенным инструментом реагирования на проблемы пожилого населения.

Итак, на состояние системы социального обслуживания влияет совокупность различных факторов. Одна из важнейших причин – экономическая. Экономический фактор выражается в недостатке финансирования, спонсирования сферы социального обслуживания. Это в свою очередь отражается на эффективности оказания социальных услуг населению, приводит к недоступности социального обслуживания для некоторых категорий граждан. Из-за дефицита выделяемых в данную сферу средств происходит отток трудовых, зачастую высокопрофессиональных, кадров – социальных работников, оказывающих соответствующие услуги.

Оборудование и техническое оснащение многих организаций и учреждений социального обслуживания также находится в упадке.

Одним из важных толчков к изменению сложившейся социальной напряженности и социальной действительности будет развитие и функционирование системы негосударственного социального обслуживания, поддержка и усиление роли профсоюзов, общественных фондов, благотворительных организаций и т.д.

БУ "КЦСОН Колосовского района" осуществляет деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, социально-педагогических, социально-

психологических, социально-правовых услуг, социально-трудовых услуг, услуг, в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов, срочных социальных услуг, в соответствии

с Федеральными законами, Указами Президента РФ, правительственными документами, областными законами.

Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

  • 1) полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • 2) наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • 3) наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • 4) отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • 5) наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • 6) отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • 7) отсутствие работы и средств к существованию;
  • 8) наличие иных обстоятельств, ухудшающих или способных ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

УМТСР по Колосовскому району принимает решение о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании либо об отказе в социальном обслуживании. На получателя социальных услуг составляется

индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в которой указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Индивидуальная программа составляется, исходя из потребности гражданина в социальных услугах, пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года. Пересмотр индивидуальной программы осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы.

Учреждением также ведется работа по предоставлению материальной помощи гражданам и семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Согласно постановлению Правительства Омской области от 27 августа 2008 года № 153-п с гражданами заключаются социальные контракты на разведение ЛПХ.

В целях реализации постановления Правительства Омской области от 5 июня 2013 года №123-п "О совершенствовании социального обслуживания в Омской области и установлении ежемесячной выплаты лицам, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста, инвалидами 1,2 группы и совершеннолетними недееспособными гражданами" учреждением организована работа по организации приемных семей.

В БУ "КЦСОН Колосовского района" действует мобильная служба, осуществляющая выезды совместно со специалистами учреждений района в отдаленные населенные пункты.

Специалистами учреждения оказывается консультативная помощь по вопросам социально-бытового и социально-медицинского обеспечения жизнедеятельности, психолого-педагогической помощи, социально-правовой защиты. Оказывается помощь в профессиональной, социально-психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную жизненную ситуацию и нуждающимся в реабилитационных услугах.

БУ "КЦСОН Колосовского района" в своей деятельности сталкивается с различными проблемами, неразрывно связанными с социально-экономическим развитием района, уровнем жизни граждан, нуждающихся в социальном обслуживании, территориальным расположением района.

Остается серьезной и актуальной проблема организации предоставления социальных и услуг на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в отдаленных и малонаселенных пунктах (отдаленность деревень от администраций сельских поселений, отсутствие социально-бытовой инфраструктуры, рейсовых автобусных маршрутов, плохие дороги). Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в сельской местности, требуют больших физических затрат (вскапывание огородов, распилка дров, прополка и окучивание картофеля), но нагрузка на социальных работников увеличена (8 обслуживаемых в частном секторе и 10 в благоустроенном секторе).

Очень важно, чтобы мобильная служба делала выезды в отдаленные населенные пункты совместно с врачами-специалистами узкого профиля, фармацевтами, мастерами по ремонту обуви и т.д., потому что именно в отдаленных деревнях проживает большинство лиц престарелого возраста, которые порой не в состоянии на автобусе выехать в районный центр.

В отделениях социального обслуживания на дому много граждан, почти полностью утратившим способность к самообслуживанию. Нередко социальным работникам приходится стирать вещи, что не входит в их обязанности и занимает очень много времени. Доплачивать за этот вид услуги, подопечные отказываются, считая это обязанностью социальных работников. Социальные работники, жалея своих обслуживаемых, добровольно соглашаются на эту работу, а многие попросту забирают вещи себе домой, а потом чистые и наглаженные возвращают назад. С открытием социальной прачечной при КЦСОН эта проблема была бы решена.

Таким образом, необходимо рассмотреть проблемы, возникающие при оказании социального обслуживания гражданам района, и найти наиболее оптимальные способы их решения:

  • 1. Организовать предоставление гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в сельской местности, услуг, требующих больших физических затрат (вскапывание огородов, распилка дров, прополка и окучивание картофеля), но перераспределить нагрузку социальных работников, объединив их в бригады. (нагрузка: 8 обслуживаемых в частном секторе и 10- в благоустроенном секторе);
  • 2. Организовать выезды мобильной службы совместно с врачами и фармацевтами в отдаленные населенные пункты, для оказания услуг маломобильным гражданам;
  • 3. Для решения проблемы со стиркой белья граждан, состоящих на обслуживании в Комплексном центре и почти полностью утративших способность к самообслуживанию, необходимо открыть социальную прачечную при учреждении.
Понравилась статья? Поделитесь ей