Контакты

Справедливость как этическая категория презентация. Презентация на тему "справедливость". Притча от Леонардо да Винчи. «Справедливость»

Тема: Справедливость Урок 12.
Основы светской этики

Задача:
Формирование у обучающихся мотивации к осознанному нравственному поведению

Цели:
Познакомить учащихся с понятием «справедливость» Обсудить с учащимися моральные правила справедливого человека
Воспитывать стремление поступать по справедливости Развивать кругозор учащихся, обогащать словарный запас

Ход урока:
Оргмомент Проверка дом.задания Объяснение нового материала - В отношениях между людьми важную роль играет справедливость. Каждый человек хочет, чтобы к нему относились справедливо. Что же такое справедливость? - Вспомните всё, что вы знали раньше о справедливости. (Высказывания учащихся)

Справедливость -
моральное правило, регулирующее отношения между людьми
совершение действия в соответствии с истиной, законом
Объяснение учителя:

Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.
Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
Марк Туллий Цицерон:

Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.
Фемида - богиня правосудия
Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, поступки, совершённые смертными при жизни. Посмертная судьба людей зависела от того, какая чаша перевесит. Меч в руках Фемиды - символ возмездия. Он обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает.
Почему?

Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер)
Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор

Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
Аристотель:

Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
Демокрит:
Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

Признаки справедливости
соразмерность
уравнивание
оценка по заслугам
«равное за равное»

Моральные правила:
соблюдение прав других людей; непричинение в своих действиях зла (унижения, обмана, насилия); борьба с пороками и недостатками, а не с людьми, у которых они есть; признание правоты других людей; стремление найти решение, которое могло бы устроить всех

О каких несправедливых отношениях одних героев к другим рассказывается в сказках?
Самостоятельная работа (работа в парах)

Я ЛИШНИЙ Окапывали вишни. Сергей сказал: - Я лишний. Пять деревьев, пять ребят - Я напрасно вышел в сад. А как поспели вишни, Сергей выходит в сад. - Ну нет, теперь ты лишний! Ребята говорят. Агния Барто.
Можно ли считать справедливыми слова ребят в стихотворении А. Барто «Я лишний» ?

Работа в группах:
Чтение и обсуждение притчи «Справедливость». Игра: «Собери пословицы».

Несправедливый, делая себя злым, себе же делает зло. Марк Аврелий
Марк Аврелий Антонин4 апреля 174 года – 8 апреля 217 года римский император, философ
Будь справедлив, и будешь счастлив. Ж. Руссо
Жан-Жак Руссо́ 28 июня 1712 - 2 июля 1778,) - французский писатель, мыслитель, композитор.

Единственное, чем всякий честный человек должен руководствоваться в своих поступках, - это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека. Сократ
Нормою человеческих действий должна служить справедливость. Николай Чернышевский
Справедливость - такой же необходимый для жизни продукт, как хлеб. Людвиг Берне

Ка
Домашнее задание(по выбору) :
Как ты думаешь, быть справедливым очень сложно? Обоснуй свой ответ. Придумай небольшой рассказ о справедливом человеке и несправедливом (или вспомни историю из жизни или литературы). Дай оценку их поступкам. Итог урока(выводы, обобщения).

Над проектом работала:
Учитель начальных классов: Гришанова Н.К. МБОУ « Соколовская СОШ»,

Оборудование:

Ожидаемые результаты:

  • соблюдать моральные правила;

Ход урока:

I.Проверка домашнего задания.

Какую тему проходили на прошлых уроках? /Счастье и смысл жизни./

Каким было домашнее задание? /Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./

Дети демонстрируют свои рисунки.

А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье - это когда…»

Для вас счастье - это когда…

СЛАЙД № 2

… наступают праздники;

… дарят подарки;

… получаешь хорошие оценки;

… дома ждут любящие люди;

… тебя понимают;

… живы родители;

СЛАЙД № 3 А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье - это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.

II. Актуализация знаний.

СЛАЙД № 4 "Ценные качества человеческой души»

СЛАЙД № 5 «Кроссворд»

1 - чувство высшей радости от исполнения желаний, осу-ществления мечты, получения важного результата;

2 - требование для исполнения неких условий (норма поведения) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение, а за невыполнение наказание;

3 - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали;

4 - очень желанная, но труднодостижимая цель;

5 - все мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть от-личают от животных;

6 - высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения;

7 - обязанности, которые необходимо выполнить вне зави-симости от своих желаний;

8 - противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни;

9 - учение о нравственности и морали, правильном и до-стойном поведении;

10 - способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой;

11 - мысли, слова, дела, которые люди считают положитель-ными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни;

12 - чувство вины перед другими, например, за неисполнен-ный долг;

13 - уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь;

14 - доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.

Какое слово у нас получилось? /Справедливость./

СЛАЙД № 6 «Справедливость»

СЛАЙД № 7 «Работа в группах»

Проверка.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

Откройте учебник на с. 34.

Какова тема наших уроков? /Справедливость и милосердие. /

Сегодня мы говорим о …?/Справедливости./

Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? /В школе. /

А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?

Чтение вслух текста.

Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? /Они возмутились его поведением. /

В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? /Как поступить по справедливости? /

Почему Рустам не согласился с Антошкой? /Он считает, что сказать учителю о нарушении правил - значит наябедничать. /

Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? /Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /

СЛАЙД № 10 «Как человеку не запутаться в многочисленных правилах поведения, не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка?»

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

Работа с текстом «Золотое правило».

Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

Учитель организует комментированное чтение текста.

СЛАЙД № 11. «Золотое правило нравственности»

Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, - сам уважай других». (Верно?)

Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?

Каким единственным словом он обозначил своё учение? /Взаимность /

СЛАЙД № 12.

- «Золотые правила» существуют и в наше время.

А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. /Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал». /

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.

Посмотрите на рисунок на с. 36.

Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

Прочитайте подписи под картинками. /Преступление. Справедливое наказание. /

К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы

СЛАЙД № 13

Отметьте ответы на кальке.

Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

V. Выражение решения проблемы.

Вернёмся к нашему вопросу:

СЛАЙД № 14

VI. Рефлексия. Слайд № 15

Ответили ли мы на главный вопрос урока?

VII. Домашнее задание: найти пословицы, высказывания философов о справедливости.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока »

Основы духовно-нравственной культуры народов России.

Светская этика.

4-й класс МБОУ СШ № 5

Учитель: Сухова Ольга Николаевна

Тема: «Справедливость и милосердие» (первый урок).

Цель: познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

Задачи:

    сформулировать понятие «справедливость», конкретизировать понятие через конкретные примеры с опорой на опыт и знания учителя и учащихся;

    обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека;

    воспитание в детях чувства справедливости;

    способствовать становлению личности;

    развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, учиться слушать товарищей и анализировать представленную ими информацию делать выводы и обобщения;

    развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

Оборудование:

М\медийная установка, экран, толковые словари, альбомные листы, фломастеры, листы для записи.

Ожидаемые результаты:

    умение поступать по справедливости;

    соблюдать моральные правила;

    умение оценивать свои поступки.

Ход урока:

I .Проверка домашнего задания.

Какую тему проходили на прошлых уроках? /Счастье и смысл жизни./

Каким было домашнее задание? /Нарисовать рисунок на тему «Счастливые минутки»./

Дети демонстрируют свои рисунки.

Из рисунков мы создадим журнал «Минутки счастья».

А ещё я проанализировала ваши мини-сочинения «Счастье – это когда…»

Для вас счастье – это когда…

СЛАЙД № 2

… исполняются все желания и мечты;

… наступают праздники;

… дарят подарки;

… получаешь хорошие оценки;

… дома ждут любящие люди;

… мама приходит раньше с работы;

… тебя понимают;

… живы родители;

… рядом с тобой близкие, друзья;

… у родственников и друзей всё в порядке

Хочется закончить эту прекрасную тему отрывком из стихотворения Эдуарда Асадова:

СЛАЙД № 3 А счастье, по-моему, просто

Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Когда вы повзрослеете, вы поймёте, что самое большое счастье – это когда вы живы и здоровы и здоровы ваши родные и близкие люди. Чего я желаю вам и всем присутствующим.

II . Актуализация знаний.

СЛАЙД № 4 "Ценные качества человеческой души»

На каждом уроке мы дополняем кластер «Ценные качества человеческой души». Назовите эти качества.

Сегодня мы будем говорить ещё об одном ценном качестве. А вот о каком, мы узнаем, если разгадаем кроссворд.

СЛАЙД № 5 «Кроссворд»

1 - чувство высшей радости от исполнения желаний, осу­ ществления мечты, получения важного результата;

2 – требование для исполнения неких условий (норма поведения ) всеми участниками какого-либо действия, за выполнение которого предусмотрено поощрение , а за невыполнение наказание ;

3 - добрые качества человека, побуждающие его следовать правилам морали;

4 - очень желанная, но труднодостижимая цель;

5 - все мысли, чувства, интересы, ценности человека, которые направляют его к добрым поступкам, возвышают над обычными жизненными заботами (о еде, тепле, сне), то есть от­личают от животных;

6 - высшая цель, к которой стремится человек, её трудно достичь, но она является образцом для поведения;

7 – обязанности, которые необходимо выполнить вне зави­симости от своих желаний;

8 - противоположные добру мысли, слова, дела, которые люди считают плохими, тёмными, дурными, вредными, губительными для жизни;

9 - учение о нравственности и морали, правильном и до­стойном поведении;

10 - способность человека отличать хорошие поступки от плохих и за плохие чувствовать вину перед самим собой;

11 - мысли, слова, дела, которые люди считают положитель­ными, светлыми, хорошими, полезными, нужными для сохранения или продолжения жизни;

12 - чувство вины перед другими, например, за неисполнен­ный долг;

13 - уважение в самом себе личности, своих прав, своей способности жить в соответствии с требованиями совести, долга, морали, защищать свою честь;

14 - доброе имя человека, его самоуважение и уважение к нему со стороны других людей за то, что поступки человека не расходятся с его совестью, верны долгу, правдивы, справедливы, благородны, порядочны.

Какое слово у нас получилось? /Справедливость. /

СЛАЙД № 6 «Справедливость»

СЛАЙД № 7 «Работа в группах»

1группа: составляют кластер к слову «справедливость»

2,3 группа: ищет значение слова в «Толковом словаре»

4 группа: запишет ответ на вопрос «Какого человека называют справедливым?»

Проверка.

1 группа. Кластер «Справедливость» - беспристрастие, объективность, правда, честность, достойность, правильность, верность, беспристрастность, законность, достоверность, истинность, заслуженность, правосудие.

2, 3 группа.

« СПРАВЕДЛИВОСТЬ , -и, ж. 1. см. справедливый. 2. Справедливое отношение к кому-н., беспристрастие. Чувство справедливости. Поступить по справедливости.* Отдать справедливость кому-чему (книжн.) - признать за кем-чем-н. какие-н. достоинства, правоту, отдать должное» Словари В.И. Даля; С.И. Ожегов , Н.Ю.Шведова.

« СПРАВЕДЛИВОСТЬ - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием и т. п.». Большой энциклопедический словарь .

СЛАЙД № 8

4 группа СЛАЙД № 9 «Справедливый человек»: добрый, умный, мудрый, терпеливый, честный, смелый, щедрый.

А легко ли быть справедливым человеком?

III . Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

– Откройте учебник на с. 34.

– Какова тема наших уроков? /Справедливость и милосердие. /

– Сегодня мы говорим о …?/Справедливости. /

– Интересно, какая ситуация возникла у наших героев? Судя по рисунку, где будут происходить события? /В школе. /

– А уместно ли в школьных ситуациях такое понятие, как справедливость?

Чтение вслух текста.

– Как Лена и Антошка отреагировали на поступок Илюши? /Они возмутились его поведением. /

– В чём заключается затруднение для Антошки? Какой вопрос возникает в этой ситуации? /Как поступить по справедливости? /

– Почему Рустам не согласился с Антошкой? /Он считает, что сказать учителю о нарушении правил – значит наябедничать. /

–Какая проблема возникла у детей? В чём запутались ребята? /Как поступить правильно, если два правила противоречат друг другу? Как не запутаться в многочисленных правилах поведения, как не ошибиться и случайно не совершить плохого поступка? /

СЛАЙД № 10 «

IV . Решение проблемы, открытие новых знаний.

- Как вы думаете, есть ли такие правила нравственности, которые являются общими для всех людей земного шара?

Работа с текстом «Золотое правило» .

– Давайте прочитаем название текста. Как вы думаете, о каком правиле идёт речь? Почему его назвали золотым?

Учитель организует комментированное чтение текста .

Две с половиной тысячи лет назад жил в Китае знаменитый учёный и мудрец по имени Конфуций. САЙД № 11 . Однажды один из его учеников спросил:

– Учитель, ты очень много знаешь о мире, говоришь, что все должны помогать друг другу, не лениться, быть вежливыми, бороться со своими недостатками. Скажи, а можно ли всё твоё учение обозначить одним-единственным словом? И из всех правил выбрать главное? (Можно? Предположите.)

– Можно, – улыбнулся в ответ старый, мудрый Конфуций. – Слово это – «взаимность», а правило – «не делай другому того, чего не желаешь себе». (У вас был такой вариант?)

Так, согласно легенде, китайский мудрец Конфуций сформулировал правило, которое позже назвали золотым правилом нравственности.

Почему оно «золотое»? (Как мы решили?)

Да потому, что все народы мира используют его, чтобы отличать добрые поступки от злых. (Как?) Ведь ни один человек не хочет зла себе самому. Каждый хочет себе только добра. Выбирая, как поступить с другим человеком – что ему сказать, что сделать, – поставь себя на его место. Представь, что эти слова скажут сейчас тебе. Что это тебе сейчас сделают вот так. Понравится это тебе или нет? И тогда тебе легко будет понять, какой поступок плохой, а какой – хороший. (Теперь понятно, как? Понятно, почему правило золотое?)

«Золотое правило нравственности» по-разному звучит на разных языках, но смысл его не меняется.

СЛАЙД № 11. «Золотое правило нравственности»

Так, в стародавние времена на Руси появилась пословица: «Чего в другом не любо, того и сам не делай». А в наши дни, например, в автобусах и поездах мы часто слышим объявление: «Уважаемые пассажиры, будьте взаимно вежливы!» Или же: «Хочешь, чтобы тебя уважали, – сам уважай других». (Верно?)

– Кто сформулировал «золотое правило нравственности»? Когда?

– Каким единственным словом он обозначил своё учение? /Взаимность /

СЛАЙД № 12.

– «Золотые правила» существуют и в наше время.

– А может ли «золотое правило нравственности» помочь в ситуации, о которой мы прочитали на с. 34?

– Что же делать Антошке, как разрешить ситуацию? Нельзя же оставлять поступок Илюши без объяснений? По «золотому правилу нравственности», что бы следовало сделать Антошке? Примерьте на себя. /Не кричать, не обижать Илюшу. Например, сказать: «Как ты сегодня быстро всё закончил, только случайно мусор разбросал». /

Лучше, если развитие ситуации будут моделировать учащиеся.

– Вот Илюша сидит в раздевалке, уже надевает уличные ботинки. Тут прибегает Антошка со словами: «Илюха, ты что? Вернись в класс, ты после себя мусор на полу оставил!» Как отреагирует Илюша? Примерьте на себя.

– Но может же быть и иначе. Илюша может просто отказаться и уйти.

– А если воспользоваться «золотым правилом нравственности»? Что вы посоветуете Антошке? Что он должен сделать?

Работа с текстом «Ценные качества человеческой души». Чтение текста с пометами.

– Посмотрите на рисунок на с. 36.

– Что можно сказать о поступке, который изображён? Вы согласны с таким поведением?

– Прочитайте подписи под картинками. /Преступление. Справедливое наказание. /

– К чему приведёт поступок? Как будет справедливо наказан человек?

– Должен ли человек испытывать какие-то чувства, совершив настолько плохой поступок?

- Прочитаете самостоятельно текст на с. 36 и найдите ответы на вопросы

СЛАЙД № 13

1)Как объясняется в тексте значение слова «справедливость»?

2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других людей?

3)Чем уравновешиваются права человека в обществе?

4)Чем вознаграждаются добрые поступки?

5)Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?

Отметьте ответы на кальке.

– Исходя из идеи справедливости, какой правильный ответ на плохой поступок Илюши могут придумать ребята?

– Итак, Илюша намусорил в классе. Он может понять и попросить прощения. А какие ещё варианты могут быть?

V . Выражение решения проблемы.

Вернёмся к нашему вопросу:

СЛАЙД № 14

Вспомнить о золотом правиле нравственности и применить его в зависимости от ситуации.

VI . Рефлексия. Слайд № 15

С каким ценным качеством человеческой души мы познакомились?

– Ответили ли мы на главный вопрос урока?

VII . Домашнее задание: найти пословицы, высказывания философов о справедливости.

Просмотр содержимого презентации
«Справедливость_»

Справедливость

и

милосердие

(первый урок)

Основы светской этики

Составитель: Сухова Ольга Николаевна,

учитель начальных классов МБОУ СОШ № 5 ,

г. Кстово Нижегородской области


Счастье это когда…

исполняются все желания и мечты;

наступают праздники;

дарят подарки;

получаешь хорошие оценки;

дома ждут любящие люди;

мама приходит раньше с работы;

тебя понимают;

живы родители;

рядом с тобой близкие, друзья;

у родственников и друзей всё в порядке


А счастье, по-моему, просто Бывает разного роста:

От кочки и до Казбека,

В зависимости от человека!

Эдуард Асадов


преданность

честность

искренность

верность

открытость

надёжность

доброта

мудрость

дружелюбие

отзывчивость

рассудительность

стыд


С Ч А С Т Ь Е

П Р А В И Л О

Н Р А В С Т В Е Н Н О С Т Ь

М Е Ч Т А

Д У Х О В Н О С Т Ь

И Д Е А Л

Д О Л Г

З Л О

Э Т И К А

С О В Е С Т Ь

Д О Б Р О

С Т Ы Д

Д О С Т О И Н С Т В О

Ч Е С Т Ь



Работа в группах

1 группа: составить кластер

«Справедливость»

2 группа:

работа со словарём

3 группа:

4 группа: ответить на вопрос «Какого человека называют справедливым?»


Справедливость -

моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний;

  • совершение действия в соответствии

с истиной, законом


щедрый

добрый

Справедливый человек

умный

смелый

мудрый

честный

терпеливый

Как вы думаете, легко быть справедливым человеком?



«Золотое правило

нравственности»

«Относись к людям

так, как хочешь,

чтобы относились

к тебе».

Конфуций.

взаимность


Закон справедливости: «Не делай другим того, чего не хочешь себе».

Закон нравственности: «Относитесь к другим так, как желаете, чтобы они относились к вам».

Христианская заповедь: «Во всем, как хотите, чтоб с вами поступали люди, поступайте и вы с ними» (Матф.7:12 ).


«Ценные качества человеческой души»

1) Как объяснятся в тексте значение слова «справедливость»?

2) Чем вознаграждается полезность труда человека для других?

3) Чем уравновешиваются права человека в обществе?

4) Чем вознаграждаются добрые поступки?

5) Чем обязательно должен быть наказан человек за совершённое преступление?



преданность

честность

искренность

открытость

верность

надёжность

доброта

Ценные качества человеческой души

мудрость

дружелюбие

отзывчивость

стыд

рассудительноть

справедливость ?


Было интересно. Тема урока понятна.

Это мне пригодится в жизни.

Было интересно, но кое-что непонятно.

Было неинтересно и непонятно. Это мне не пригодится в жизни.


Источники информации:

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 20010. – 63 с.: ил.

http://www.foxdesign.ru/aphorism/topic/t_equity.html

http://letter.com.ua/aphorism/validity1.php

http://www.aphorismos.ru/validity/

http://ru.wikiquote.org/wiki/%D0%A1%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

http://www.aforism.su/83.html

http://bigpodarok.ru/imgbd/2008/06/02/b1295.jpg

http://pics.livejournal.com/melody_su/pic/000331zz/s320x240

http://endem.ru/uploads/posts/2009-12/1260478048_h35oy0iex6ozvce.jpeg

http://www.litera.ru/stixiya/authors/barto/okapyvali-vishni-sergej.html

http://www.piplz.ru/photo/Demokritos1.jpg

http://www.labirint.ru/books/187626/

http://www.myparents.ru/ASFOTO/AS001.jpg

http://www.ozon.ru/multimedia/books_covers/1000251467.jpg

http://www.tonnel.ru/gzl/685881118_tonnel.gif

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Jean-Jacques_Rousseau_%28painted_portrait%29.jpg



























Включить эффекты

1 из 27

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Аннотация к презентации

Презентация "Справедливость" знакомит учеников с понятие справедливости, ее воздействием на людей, рассказывает о моральных качествах справедливого человека и учит анализировать собственные и чужие поступки с позиции справедливости. Приведены афоризмы о справедливости.

  • Притча о справедливости;
  • Что значит быть справедливым;
  • Пословицы, поговорки, афоризмы о справедливости;
  • Высказывания философов о справедливости.

    Формат

    pptx (powerpoint)

    Количество слайдов

    Пичугина Л.Н.

    Аудитория

    Слова

    Конспект

    Присутствует

    Предназначение

    • Для проведения урока учителем

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Цели и задачи

  • формировать моральные правила справедливого человека.

Задачи урока:

  • познакомить с понятием справедливости;
  • развивать умения анализировать поступки;
  • формировать умение совместно работать в группе.
  • Слайд 4

    Корзина идей

  • Слайд 5

    Стол переговоров

  • Слайд 6

    Притча от Леонардо да Винчи. «Справедливость»

    Слайд 7



    Слайд 8

    Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

    Слайд 9

    Вывод

    Слайд 10

    В чем может проявляться справедливость?

    Слайд 11

    Толковые словари

  • Слайд 12

    Пословицы и поговорки:

    • Говоришь правду-
    • Была правда,
    • Всяк правды ищет,
    • Не ищи правды в других,
    • Хлеб-соль кушай,
    • В ком добра нет,
      • в том и правды мало.
      • правду и делай.
      • да в лес ушла.
      • да не всяк её творит.
      • а правду слушай.
      • коли в тебе её нет.
  • Слайд 13

    Афоризмы

    • Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств.
      (У. Уадлер)
    • Гнев часто бывает причиной несправедливости.
      (Неизвестный автор)
  • Слайд 14

    Проверка работы групп

  • Слайд 15

    Справедливость - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

    Слайд 16

      – правда правосудия.
  • Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте.
    Толковый словарь Даля В.И.
  • Слайд 17

    Пословицы и поговорки

    • Говоришь правду -
    • Была правда,
    • Всяк правды ищет,
    • Не ищи правды в других,
    • Хлеб-соль кушай,
    • В ком добра нет,
      • в том и правды мало.
      • правду и делай.
      • да в лес ушла.
      • да не всяк её творит.
      • а правду слушай.
      • коли в тебе её нет.
  • Слайд 18

    Цицерон о справедливости

    • Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё.
    • Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом.
    • Справедливость есть высшая из всех добродетелей.
  • Слайд 19

    Аристотель о справедливости

    • Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
    • Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
  • Слайд 20

    Демокрит

    Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение (от выполнения своих обязанностей).

    Слайд 21

    Слайд 22

    Обсуждение ситуации в рассказе

  • Слайд 23

    Пословицы и поговорки

    • Говоришь правду -
    • Была правда,
    • Всяк правды ищет,
    • Не ищи правды в других,
    • Хлеб-соль кушай,
    • В ком добра нет,
      • в том и правды мало.
      • правду и делай.
      • да в лес ушла.
      • да не всяк её творит.
      • а правду слушай.
      • коли в тебе её нет.
  • Слайд 24

    Вывод

  • Слайд 25

    Р. Киплинг, английский писатель




    И маловерным отпусти их грех.



    Великодушней и мудрей других.



    Не забывая, что их голос лжив
    .

    Слайд 26









    Часов и дней неумолимый бег,

  • Слайд 27

    Спасибо за урок!

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Тема:
    Модуль «Основы светской этики»

    Цель урока: п ознакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

    Задачи урока:

    • Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
    • Воспитание в детях чувства справедливости.
    • Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
    • Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

    Методы:

    • словесные;
    • частично-поисковый;
    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Оборудование:

    Ожидаемые результаты:

    • соблюдать моральные правила,

    Ход урока:

    • Организационный момент.

    Слайд 1

    Учитель: слайд 2-3

    слайд 4




    Учитель: Слайд 5
    Учитель: Притча «Справедливость»
    слайд 6
    - Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
    - Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
    - Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
    Слайд 7
    - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
    При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
    - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
    Слайд 8

    Слайд 9
    Вывод: В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
    Учитель: слайд 10

    А что значит быть справедливым?


    слайд 11
    слайд 12
    слайд 13
    Проверка работы групп:
    Слайд 14 - 20
    слайд 21
    Чтение рассказа по ролям.


    - Девяносто пять. А тебе?



    - У! А я море мог переплыть!

    - А я раньше летать умел!
    - А ну, полети!
    - Сейчас не могу: разучился.

    - Врёшь!
    - Нет, правда!
    - Почему же ты не умер?

    - Без головы?

    - Как же ты шёл без головы?


    - Другая выросла.



    - Вовсе нет.
    - Почему же ты теперь живой?





    - Ну ладно. Ври дальше.

    - Ха-ха-ха! Вот это враки!
    - А вот и не враки!




    - Не веришь? Честное слово!
    - На чём же ты летал?




    - Конечно, летал.
    - Почему же ничего не видел?







    - Чего проще!
    - Ну, выдумай что-нибудь.



    - Ну, что ты всё «э» да «э»!
    - Сейчас! Дайте подумать.
    - Ну, думай, думай!







    - Какая польза?


    - А тебе что?

    - Сами вы брехуны!








    - За что?



    - А вы разве не хотите сами?







    Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
    Справедливо ли мама наказала Иринку?
    Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
    Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
    Вывод. слайд 23
    Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
    Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
    Заключение. Слайд 24-25
    Учитель:
    Владей собой среди толпы смятенной.
    Тебя клянущей за смятенье всех.
    Верь сам в себя наперекор Вселенной
    И маловерным отпусти их грех.
    Пусть час не пробил, жди, не уставая,
    Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
    Умей прощать и не кажись, прощая,
    Великодушней и мудрей других.
    Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
    И мыслить, мысли не обожествив
    Равно встречай успех и поруганье,
    Не забывая, что их голос лжив
    Останься тих, когда твоё же слово
    Калечит плут, чтоб удавить глупцов.
    Когда вся жизнь разрушена, и снова
    Ты должен всё воссоздавать с основ.
    Останься прост, беседуя с царями,
    Останься честен, говоря с толпой,
    Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
    Пусть все в свой час считаются с тобой.
    Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неумолимый бег,
    Тогда весь мир ты примешь во владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
    Слайд 26.

    Тема:
    Модуль «Основы светской этики»
    Класс: 4-й. Количество часов: 1 час

    Цель урока: п ознакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

    Задачи урока:

    • Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
    • Воспитание в детях чувства справедливости.
    • Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
    • Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

    Методы:

    • словесные;
    • частично-поисковый;
    • методы самостоятельной работы;
    • элементы исследовательского метода.

    Формы организации познавательной деятельности :

    • коллективная;
    • фронтальная;
    • групповая;

    Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, текст рассказа Н.Носова «Фантазеры».

    Ожидаемые результаты:

    • умение поступать по справедливости,
    • соблюдать моральные правила,
    • умение оценивать свои поступки.

    Ход урока:

    • Организационный момент.
    • Поставнока темы и цели урока.

    У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость). Слайд 1
    (три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).

    Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека слайд 2-3
    Работа с понятием «справедливость».
    (Используется прием «Корзина идей») слайд 4
    Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)
    А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»
    Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)
    Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).
    Учитель: для разрешения всех вопросов, которые возникнут на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров. Слайд 5
    Учитель: Притча «Справедливость»
    слайд 6
    - Нет на свете справедливости! - жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.
    - Доколе же неправду терпеть! - возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.
    - Житья нет от произвола! - промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.
    Слайд 7
    - Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?
    При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.
    - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.
    Слайд 8
    Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.
    Слайд 9
    Вывод: В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.
    Учитель: слайд 10
    В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).
    А что значит быть справедливым?
    На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах.
    Работа с различными источниками информации.
    слайд 11 Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях,
    слайд 12 Вторая группа составит пословицы о справедливости.
    слайд 13 Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости.
    Проверка работы групп:
    Слайд 14 - 20
    Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры» слайд 21
    Чтение рассказа по ролям.
    Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.
    - Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.
    - Девяносто пять. А тебе?
    - А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.
    - А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.
    - А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.
    - У! А я море мог переплыть!
    - Подумаешь - море! Я океан переплывал!
    - А я раньше летать умел!
    - А ну, полети!
    - Сейчас не могу: разучился.
    - А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.
    - Врёшь!
    - Нет, правда!
    - Почему же ты не умер?
    - А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.
    - Без головы?
    - Конечно, без головы. Зачем мне голова?
    - Как же ты шёл без головы?
    - Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.
    - Почему же ты теперь с головой?
    - Другая выросла.
    «Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.
    - Ну, это что! - сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.
    - Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.
    - Вовсе нет.
    - Почему же ты теперь живой?
    - Так он же меня потом выплюнул.
    Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:
    - Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...
    - Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это,
    - Ничего подобного. Я не про это.
    - Ну ладно. Ври дальше.
    - Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепёшку.
    - Ха-ха-ха! Вот это враки!
    - А вот и не враки!
    - Как же ты мог раздавить автобус?
    - Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.
    - Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.
    - Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.
    - Не веришь? Честное слово!
    - На чём же ты летал?
    - На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!
    - Что же ты там на Луне видел?
    - Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел.
    - Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!
    - Конечно, летал.
    - Почему же ничего не видел?
    - А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся...
    - А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.
    Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:
    - Вот врут-то! И вам не стыдно?
    - А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.
    - Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!
    - А ты думаешь, легко выдумывать!
    - Чего проще!
    - Ну, выдумай что-нибудь.
    - Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста.
    Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.
    - Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э... гм... кхм.. .э-э-э
    - Ну, что ты всё «э» да «э»!
    - Сейчас! Дайте подумать.
    - Ну, думай, думай!
    - Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э...
    - Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!
    - Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.
    - Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.
    - Ничего. Как было, так и рассказал.
    - А говорил - выдумывать мастер!
    - Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.
    - Какая польза?
    - А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.
    - Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.
    - А тебе что?
    - Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот!
    - Сами вы брехуны!
    - Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.
    - Я и сам не стану с вами сидеть.
    Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.
    - Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке.
    - Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.
    На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.
    - Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.
    - Меня мама гулять не пускала.
    - За что?
    - За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.
    - Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.
    - И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.
    - А вы разве не хотите сами?
    - Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.
    - Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.
    - Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части.
    - Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.
    - Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!
    - Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...
    Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22
    Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.
    Справедливо ли мама наказала Иринку?
    Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?
    Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?
    Вывод. слайд 23
    Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?
    Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)
    Заключение. Слайд 24-25
    Учитель: Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель):
    Владей собой среди толпы смятенной.
    Тебя клянущей за смятенье всех.
    Верь сам в себя наперекор Вселенной
    И маловерным отпусти их грех.
    Пусть час не пробил, жди, не уставая,
    Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;
    Умей прощать и не кажись, прощая,
    Великодушней и мудрей других.
    Умей мечтать, не став рабом мечтанья,
    И мыслить, мысли не обожествив
    Равно встречай успех и поруганье,
    Не забывая, что их голос лжив
    Останься тих, когда твоё же слово
    Калечит плут, чтоб удавить глупцов.
    Когда вся жизнь разрушена, и снова
    Ты должен всё воссоздавать с основ.
    Останься прост, беседуя с царями,
    Останься честен, говоря с толпой,
    Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,
    Пусть все в свой час считаются с тобой.
    Наполни смыслом каждое мгновенье,
    Часов и дней неумолимый бег,
    Тогда весь мир ты примешь во владенье,
    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!
    Слайд 26.

    Слайд 1

    ПВЕАРЛИСТОСЬВД

    Слайд 2

    Справедливость -
    Что такое справедливость? Какого человека можно назвать справедливым? Что значит, справедливо относиться к людям? Как вы реагируете, когда с вами несправедливо поступают? Легче быть справедливым по отношению к посторонним людям или к тем, кого ты любишь?

    Слайд 3

    Составьте предложения с предложенными словосочетаниями: справедливый поступок; справедливое решение; справедливое вознаграждение; справедливое наказание.

    Слайд 4

    Индийская сказка «Хитрый шакал»
    -Почему крестьянин освободил тигра? - Как тигр хотел отблагодарить человека? - Правильно ли то, что тигр оказался снова в клетке? - Как ты думаешь, что такое справедливость?

    Слайд 5

    Фемиду - богиню правосудия - иногда изображают с повязкой на глазах, как символ беспристрастия, с мечом и весами в руках.

    Слайд 6

    Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо.
    Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле.
    Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный.
    Аристотель:

    Слайд 7

    Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей].
    Демокрит:
    Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

    Слайд 8

    Пословицы
    -Говоришь правду-правду и делай. -Была правда, да в лес ушла. -В ком добра нет, в том и правды мало. -Всяк правды ищет, да не всяк её творит. -Без правды - не житьё, а вытьё. -Не ищи правды в других, коли в тебе её нет. -Правда в огне не горит и в воде не тонет. -Правда глаза колет. -Правду что шило в мешке не утаишь. -Хлеб-соль кушай, а правду слушай.

    Слайд 9

    справедливость
    Надумала кошка Мурка Шарика из конуры выжить. И зачем бы, казалось, ей это: сама в большом доме живет, а Шарик в крошечной будке. Но все дело было в том, что дом не ее, а конура - Шарикова! И стала она хозяевам намурлыкивать, что мол, Шарик совсем стар да ленив стал, а еще добр не в меру, из-за чего чужие люди их двор проходным сделали! Кончилось все это тем, что выгнали Шарика из будки. А на цепь вместо него Мурку посадили. Умные были хозяева. Поняли, что такая злая кошка лучше доброй собаки дом охранять будет. А Шарика, так уж и быть, в сени пустили - век доживать!

    Слайд 10

    КАК БЫТЬ?
    Ситуация 1. «Игра» Сестра: - Я старше, значит, мне надо больше кубиков. Брат ей отвечает: - Я тоже хочу играть. Поделись со мной. Оцените поведение детей. Кто поступил несправедливо? Почему? Как восстановить справедливость?
    Ситуация 2. «Дружок» Мама пришла с работы и спросила у сына: - Сынок, ты погулял с Дружком? Сын ей отвечает: -Погуляй ты сама с Дружком, а то мне надо уроки учить. –Но ведь мы же договорились, что днём будешь с собакой гулять ты, а я – вечером. Ты давал обещание, - возмутилась мама. Мальчик обиделся и сказал маме: -Просто ты меня не любишь, поэтому и даёшь мне поручения! Оцените поступок мальчика.

    Предлагаю урок по курсу ОРКСЭ в 4 классе. Тема: "Справдливость".

    Задачи урока:

    v Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.

    v Воспитание в детях чувства справедливости.

    v Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.

    v Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. Методы:

    Словесные;

    Частично-поисковый;

    Методы самостоятельной работы;

    Элементы исследовательского метода.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    с п р а в е д л и в о с т ь

    Справедливость Урок 12. Составитель: Пичугина Л.Н. , учитель начальных классов МБОУ «Караванненская СОШ» Основы светской этики

    Урок №12. СПРАВЕДЛИВОСТЬ Цель: Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека. формировать моральные правила справедливого человека. Задачи урока: познакомить с понятием справедливости; развивать умения анализировать поступки; формировать умение совместно работать в группе. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека. Воспитание в детях чувства справедливости. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса.

    Корзина идей

    Стол переговоров

    Притча от Леонардо да Винчи. «СПРАВЕДЛИВОСТЬ» Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки. - Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки. - Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

    Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас? При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы. - Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

    Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница 7 состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

    В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни. Вывод:

    В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе). А что значит быть справедливым?

    Корзина идей Толковые словари:

    Корзина идей Афоризмы: Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Справедливость основывается на понимании всех обстоятельств. (У. Уадлер) Гнев часто бывает причиной несправедливости. Неизвестный автор Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Д/З?

    Проверка работы групп:

    СПРАВЕДЛИВОСТЬ - это моральное правило, регулирующее отношения между людьми по поводу распределения благ, наград и наказаний. Каждый поступок должен быть оценен по заслугам.

    СПРАВЕДЛИВОСТЬ – правда правосудия. Справедливый – правильный, сделанный законно, по правде, по совести, по правоте. Толковый словарь Даля В.И.

    Корзина идей Пословицы и поговорки: Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, Хлеб-соль кушай, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет.

    Справедливость заключается в том, чтобы воздать каждому своё. Несправедливость достигается двумя способами: или насилием, или обманом. Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии. Справедливость есть высшая из всех добродетелей. Марк Туллий Цицерон:

    Не от богатства и бедности люди поступают несправедливо. Хорошо рассуждать о добродетели – не значит ещё быть добродетельным, а быть справедливым в мыслях - не значит ещё быть справедливым на деле. Аристотель (384-322 до н. э.), древнегреческий философ и учёный. Аристотель:

    Справедливость есть исполнение долга, несправедливость – неделание того, что должно, уклонение [от выполнения своих обязанностей]. Демокрит: Демокри́т Абдерский (ок. 460 до н. э. - ок. 370 до н. э.) - древнегреческий философ

    Обсуждение ситуации в рассказе. Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите. Справедливо ли мама наказала Иринку? Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика? Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?

    Корзина идей Пословицы и поговорки: Говоришь правду- Была правда, Всяк правды ищет, Не ищи правды в других, В ком добра нет, в том и правды мало. правду и делай. да в лес ушла. да не всяк её творит. а правду слушай. коли в тебе её нет. Хлеб-соль кушай,

    Вывод. Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым? Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)

    Заключение. Р. Киплинг, английский писатель Владей собой среди толпы смятенной. Тебя клянущей за смятенье всех. Верь сам в себя наперекор Вселенной И маловерным отпусти их грех. Пусть час не пробил, жди, не уставая, Пусть лгут лжецы, не снисходи до них; Умей прощать и не кажись, прощая, Великодушней и мудрей других. Умей мечтать, не став рабом мечтанья, И мыслить, мысли не обожествив Равно встречай успех и поруганье, Не забывая, что их голос лжив Останься тих, когда твоё же слово

    Калечит плут, чтоб удавить глупцов. Когда вся жизнь разрушена, и снова Ты должен всё воссоздавать с основ. Останься прост, беседуя с царями, Останься честен, говоря с толпой, Будь прям и твёрд с врагами и друзьями, Пусть все в свой час считаются с тобой. Наполни смыслом каждое мгновенье, Часов и дней неумолимый бег, Тогда весь мир ты примешь во владенье, Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

    Предварительный просмотр:

    Разработка урока.

    Тема: Справедливость.

    Модуль «Основы светской этики»

    Место урока в курсе: урок № 12

    Класс: четвертый

    Количество часов: 1 час

    Цель урока:

    1. Познакомить учащихся с понятием «справедливость», с ее воздействием на человека.

    Задачи урока:

    1. Обсуждение с учащимися моральных правил справедливого человека.
    2. Воспитание в детях чувства справедливости.
    3. Развитие учебных умений работы с информацией в процессе чтения: умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, делать выводы и обобщения.
    4. Развитие кругозора учащихся, обогащение словарного запаса. Методы:

    Словесные;

    Частично-поисковый;

    Методы самостоятельной работы;

    Элементы исследовательского метода.

    Формы организации познавательной деятельности :

    Коллективная;

    Фронтальная;

    Групповая; * Оборудование: м\медийная установка, экран, листочки, ручки, толковые словари, текст рассказа Н.Носова «Фантазеры».

    Ожидаемые результаты:

    Умение поступать по справедливости,

    Соблюдать моральные правила,

    Умение оценивать свои поступки.

    Ход урока:

    1. Организационный момент.

    2. Поставка темы и цели урока.

    У каждой группы на столах буквы. Составьте из букв слово, и вы узнаете тему нашего урока (Справедливость). Слайд 1

    (три ученика, работая вместе, составляют это слово на доске).

    Учитель: Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «справедливость» и обсудим моральные правила справедливого человека слайд 2-3

    Работа с понятием «справедливость».

    (Используется прием «Корзина идей») слайд 4

    Напишите все, что вы знаете о справедливости. (Каждый ученик работает самостоятельно)

    А теперь поработайте в группах. Обсудите свои списки. Информацию, с которой вы согласитесь, оставляйте, с которой кто-то не согласен, помечайте знаком «?»

    Давайте соберем в «Корзину идей» наши знания и предположения. Если кто-то из вас имеет возражения против какой-то информации, выскажите свою точку зрения. (Одна из групп зачитывает свои списки, остальные дополняют его. При возникновении несогласия, участники могут высказать свою точку зрения, аргументируя ее.)

    Все ли согласны с этой информацией? (В том случае, если в классе нашелся хоть один человек, который готов опровергнуть записанное предположение, рядом с записью ставится знак «?» и к этим предположениям необходимо вернуться в конце урока и еще раз выяснить: правильные они или нет).

    Учитель: для разрешения всех вопросов, которые возникнут на сегодняшнем уроке, мы должны занять места за столом переговоров. Слайд 5

    Учитель: Притча «Справедливость»

    слайд 6 - Нет на свете справедливости!- жалобно пропищала мышь, чудом вырвавшись из когтей ласки.

    Доколе же неправду терпеть!- возмущенно крикнула ласка, едва успев спрятаться в узкое дупло от кошки.

    Житья нет от произвола!- промяукала кошка, прыгнув на высокий забор и с опаской поглядывая на брешущего внизу дворового пса.

    Слайд 7

    Успокойтесь, друзья!- сказала мудрая сова, сидевшая в клетке на крестьянском дворе.- В ваших сетованиях на жизнь есть доля истины. Но разве справедливость принадлежит по праву кому-то одному из вас?

    При этих словах мышь выглянула из норы, ласка высунула носик из дупла, кошка поудобнее устроилась на заборе, а пес присел на задние лапы.

    Справедливость,- продолжала сова,- это высший закон природы, по которому между всеми живущими на земле устанавливается разумное согласие. По этому мудрому закону живут все звери, птицы, рыбы и даже насекомые. Посмотрите, как дружно живет и трудится пчелиный рой.

    Слайд 8

    Сова действительно была права. Кому хоть раз приводилось видеть улей, тот знает, что там безраздельно властвует пчелиная матка, распоряжаясь всем и всеми с величайшим умом и справедливо распределяя обязанности между членами многочисленной пчелиной семьи. У одних пчел основная забота - сбор нектара с цветов, у других - работа в сотах; одни охраняют улей, отгоняя назойливых ос и шмелей, другие заботятся о поддержании чистоты. Есть пчелы, коим надлежит ухаживать за маткой, не отходя от нее ни на шаг. Когда повелительница состарится, самые сильные пчелы бережно носят ее на себе, а наиболее опытные и знающие врачуют всякими снадобьями. И если хоть одна пчела нарушит свой долг, ее ждет неминуемая кара.

    Слайд 9

    Вывод: В природе все мудро и продумано, всяк должен заниматься своим делом, и в этой мудрости -высшая справедливость жизни.

    Учитель: слайд 10

    В чем может проявляться справедливость? (в работе, к окружающим, к самому себе).

    А что значит быть справедливым?

    На этот вопрос мы попробуем ответить, работая в группах.

    Работа с различными источниками информации.

    слайд 11 Первая группа попытаются найти ответ на этот вопрос в толковых словарях,

    слайд 12 вторая группа составит пословицы о справедливости.

    1. слайд 13 Третья группа работает по домашнему заданию и зачитывают афоризмы о справедливости.

    Проверка работы групп:

    Слайд 14 - 20

    Работа над рассказом Н.Носова «Фантазёры» слайд 21

    Чтение рассказа по ролям.

    Мишутка и Стасик сидели в саду на скамеечке и разговаривали. Только они разговаривали не просто, как другие ребята, а рассказывали друг другу разные небылицы, будто пошли на спор, кто кого переврёт.

    Сколько тебе лет? - спрашивает Мишутка.

    Девяносто пять. А тебе?

    А мне сто сорок. Знаешь, - говорит Мишутка,- раньше я был большой-большой, как дядя Боря, а потом сделался маленький.

    А я, - говорит Стасик, - сначала был маленький, а потом вырос большой, а потом снова стал маленький, а теперь опять скоро буду большой.

    А я, когда был большой, всю реку мог переплыть,- говорит Мишутка.

    У! А я море мог переплыть!

    Подумаешь - море! Я океан переплывал!

    А я раньше летать умел!

    А ну, полети!

    Сейчас не могу: разучился.

    А я один раз купался в море, - говорит Мишутка,- и на меня напала акула. Я её бац кулаком, а она меня цап за голову - и откусила.

    Врёшь!

    Нет, правда!

    Почему же ты не умер?

    А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошёл домой.

    Без головы?

    Конечно, без головы. Зачем мне голова?

    Как же ты шёл без головы?

    Так и шёл. Будто без головы ходить нельзя.

    Почему же ты теперь с головой?

    Другая выросла.

    «Ловко придумал!» - позавидовал Стасик. Ему хотелось соврать получше Мишутки.

    Ну, это что! - сказал он. Вот я раз был в Африке, и меня там крокодил съел.

    Вот так соврал!- рассмеялся Мишутка.

    Вовсе нет.

    Почему же ты теперь живой?

    Так он же меня потом выплюнул.

    Мишутка задумался. Ему хотелось переврать Стасика. Он думал, думал, наконец, говорит:

    Один раз я шёл по улице. Кругом трамваи, автомобили, грузовики...

    Знаю, знаю! - закричал Стасик. - Сейчас расскажешь, как тебя трамвай переехал. Ты уже врал про это,

    Ничего подобного. Я не про это.

    Вот я иду, никого не трогаю. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой - рраз! - и раздавил в лепёшку.

    Ха-ха-ха! Вот это враки!

    А вот и не враки!

    Как же ты мог раздавить автобус?

    Так он же совсем маленький был, игрушечный. Его мальчишка на верёвочке тащил.

    Ну, это не удивительно, - сказал Стасик. - А я раз на Луну летал.

    Эва, куда махнул! - засмеялся Мишутка.

    Не веришь? Честное слово!

    На чём же ты летал?

    На ракете. На чём ещё на Луну летают? Будто не знаешь сам!

    Что же ты там на Луне видел?

    Ну, что...- засмеялся Стасик. - Что я там видел? Ничего не видел.

    Ха-ха-ха!- рассмеялся Мишутка. - А говорит, на Луну летал!

    Конечно, летал.

    Почему же ничего не видел?

    А темно было. Я ведь ночью летал. Во сне. Сел на ракету и как полечу в космическое пространство. У-у-у! А потом как полечу обратно...Летел, летел, а потом бряк о землю...ну и проснулся...

    А-а, - протянул Мишутка. - Так бы сразу и говорил. Я ведь не знал, что ты - во сне.

    Тут пришёл соседский Игорь и сел рядом на скамеечке. Он слушал, слушал Мишутку и Стасика, потом говорит:

    Вот врут-то! И вам не стыдно?

    А чего стыдно? Мы же никого не обманываем,- сказал Стасик. - Просто выдумываем, будто сказки рассказываем.

    Сказки! - презрительно фыркнул Игорь. - Нашли занятие!

    А ты думаешь, легко выдумывать!

    Чего проще!

    Ну, выдумай что-нибудь.

    Сейчас...- сказал Игорь.- Пожалуйста.

    Мишутка и Стасик обрадовались и приготовились слушать.

    Сейчас, - повторил Игорь.- Э-э-э... гм... кхм.. .э-э-э

    Ну, что ты всё «э» да «э»!

    Сейчас! Дайте подумать.

    Ну, думай, думай!

    Э-э-э, - снова сказал Игорь и посмотрел на небо,- Сейчас, сейчас...э-э-э...

    Ну чего же ты выдумываешь? Говорил - чего проще!

    Сейчас... Вот! Один раз я дразнил собаку, а она меня цап за ногу и укусила. Вот даже шрам остался.

    Ну и что же ты тут выдумал? - спросил Стасик.

    Ничего. Как было, так и рассказал.

    А говорил - выдумывать мастер!

    Я мастер, да не такой, как вы. Вы всё врёте, да без толку, а я вчера соврал, мне от этого польза.

    Какая польза?

    А вот. Вчера вечером мама и папа ушли, а мы с Ирой остались дома. Ира легла спать, а я залез в буфет и съел пол банки варенья. Потом думаю: как бы мне не попало. Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: «Кто варенье съел?» Я говорю: «Ира». Мама посмотрела, а у неё все губы в варенье. Сегодня утром ей от мамы досталось, а мне мама ещё варенья дала. Вот и польза.

    Значит, из-за тебя другому досталось, а ты и рад! - сказал Мишутка.

    А тебе что?

    Мне ничего. А вот ты этот, как это называется.. .Брехун! Вот!

    Сами вы брехуны!

    Уходи! Не желаем с тобой на лавочке сидеть.

    Я и сам не стану с вами сидеть.

    Игорь встал и ушёл. Мишутка и Стасик тоже пошли домой. По дороге им попалась палатка с мороженым. Они остановились, стали рыться в карманах и считать, сколько у них денег. У обоих набралось только на одну порцию мороженого.

    Купим порцию и разделим пополам, - предложил Игорь. Продавщица дала им мороженое на палочке.

    Пойдём домой, говорит Мишутка., - разрежем ножом, чтоб было точно. -Пойдём.

    На лестнице они встретили Иру. Глаза у неё были заплаканные.

    Ты чего ревела? - спрашивает Мишутка.

    Меня мама гулять не пускала.

    За что?

    За варенье. А я его и не ела. Это Игорь на меня наговорил. Наверное, сам съел, а на меня свалил.

    Конечно, Игорь съел. Он сам нам хвастался. Ты не плачь. Пойдём, я тебе свою полпорцию мороженого дам, - сказал Мишутка.

    И я тебе свою полпорцию отдам, вот только попробую разочек и отдам, - пообещал Стасик.

    А вы разве не хотите сами?

    Не хотим. Мы уже по десять порций съели сегодня, - сказал Стасик.

    Давайте лучше это мороженое на троих разделим, - предложила Ира.

    Правильно! - сказал Стасик. - А то у тебя заболит горло, если ты одна всю порцию съешь. Пошли они домой, разделили мороженое на три части.

    Вкусная штука! - сказал Мишутка. - Я очень люблю мороженое. Один раз я съел целое ведро мороженого.

    Ну, ты и выдумываешь всё! - засмеялась Ира. - Кто тебе поверит, что ты ведро мороженого съел!

    Так оно ведь совсем маленькое было, вёдрышко! Такое бумажное, не больше стакана...

    Обсуждение ситуации в рассказе. Слайд 22

    Как вы считаете, связан ли этот рассказ с темой нашего урока? Докажите.

    Справедливо ли мама наказала Иринку?

    Как бы вы поступили на месте Игоря, Мишутки и Стасика?

    Какие из пословиц на доске относятся к прочитанному произведению?

    Вывод. слайд 23

    Наш урок подходит к концу. Давайте еще раз скажем, что такое справедливость, что значит быть справедливым?

    Посмотрите на предположения, сделанные в начале урока. Подтвердились ли они? Может быть еще можно что-то добавить? (высказывания детей)

    Заключение. Слайд 24-25

    Учитель: Наш урок мне хочется закончить поэтическим напутствием вам. (Р. Киплинг, английский писатель ):

    Владей собой среди толпы смятенной.

    Тебя клянущей за смятенье всех.

    Верь сам в себя наперекор Вселенной

    И маловерным отпусти их грех.

    Пусть час не пробил, жди, не уставая,

    Пусть лгут лжецы, не снисходи до них;

    Умей прощать и не кажись, прощая,

    Великодушней и мудрей других.

    Умей мечтать, не став рабом мечтанья,

    И мыслить, мысли не обожествив

    Равно встречай успех и поруганье,

    Останься тих, когда твоё же слово

    Калечит плут, чтоб удавить глупцов.

    Когда вся жизнь разрушена, и снова

    Ты должен всё воссоздавать с основ.

    Останься прост, беседуя с царями,

    Останься честен, говоря с толпой,

    Будь прям и твёрд с врагами и друзьями,

    Пусть все в свой час считаются с тобой.

    Наполни смыслом каждое мгновенье,

    Часов и дней неумолимый бег,

    Тогда весь мир ты примешь во владенье,

    Тогда, мой сын, ты будешь Человек!

    Понравилась статья? Поделитесь ей