Контакты

Мотивация учебной деятельности учащихся презентация. Мотивация учебной деятельности презентация к уроку на тему. IV.Социальные методы мотивации

Cлайд 1

Родительское собрание «Мотивация учебной деятельности учащихся и создание условий для ее реализации» «Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить» К. Д. Ушинский Подготовила педагог-организатор Валиева З.Ш.

Cлайд 2

Что же такое мотивация? От чего она зависит? Почему один ребенок учится с радостью, а другой - с безразличием? Мотивация - это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того, как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает в своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

Cлайд 3

Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями Мотивация – общее название для процессов, методов, средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Учебная мотивация – это включение в деятельность учения, учебную деятельность.

Cлайд 4

Cлайд 5

Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особенности учеников.. Для этого необходим личностно-ориентированный подход в обучении, условием осуществления которого являются дифференциация процесса обучения и мотивация учебной деятельности

Cлайд 6

Еще В.А. Сухомлинский говорил:«Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Определяется 3 типа отношения к учению положительное безразличное и отрицательное М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам»

Cлайд 7

Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели Отрицательное отношение школьников к учению – нежелание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, неумение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

Cлайд 8

Диагностика сформированной мотивации у учащихся Анкета 1 Почему ты учишься? Зачем ходишь в школу? Можно ли не учиться в школе, а приобретать знания самостоятельно? Анкета 2 Продолжи предложения. Мне нравится на уроке… Мне мешает на уроке… Я бы хотел(а), чтобы на уроке…

Cлайд 9

Cлайд 10

Анкета для родителей Анкета 3 Каким учеником считаете вы своего ребенка (с высоким, средним, низким уровнем способностей к учению)? 2. Как часто вы бываете в школе? 3. Как вы относитесь к учебе ребенка: Считаю, что это его дело Переживаю неудачи, радуюсь его успехам Оказываю помощь при подготовке домашних заданий Осуществляю контроль за результатом обучения

Cлайд 11

Для формирования положительной мотивации к учению родителям нужно опираться на следующие советы: интересоваться делами, учёбой ребёнка; помощь при выполнении домашних заданий должна быть в форме совета, не подавлять самостоятельность и инициативность; объяснять ребёнку, что его неудачи в учёбе – это недостаток приложенных усилий, что он что-то недоучил, не доработал; чаще хвалить детей за их успехи, тем самым давать стимул двигаться дальше.

Cлайд 12

Влияние успеха на жизнедеятельность школьников Дети ждут и общекультурного развития, и внимание к их личностному и социальному росту, надеются на взаимопонимание со стороны учителей и признания их успехов и достижений. Главным для нас в этих исследованиях является внутренний мир ребенка как целостное явление, в котором невозможно "разорвать" эмоции и разум, воспитание и обучение, дом и школу, друзей по классу.

Cлайд 13

Оценка школьниками своих собственных учебных результатов Опрос был проведен в школе 12.12.11г. принимали участие 37 учеников (2-3,4) 5-11 классов Доволен вполне 11+ Не всегда 12+ Я часто бываю собой не доволен 4+ Мне это безразлично 2

Cлайд 14

Обратим внимание, что по-настоящему безразличных к своим успехам всего два человека. Исходя из этого, правильнее говорить о том, что они часто не хотят учить то, что им предлагается. Не удивительно, что время от времени, ребята демонстрируют отвращение к учебе. Именно поэтому они выше всех ценят учителя, умеющего вести урок интересно! Весьма довольных также не так уж много, десять человек. Это те ребята, которые хорошо адаптированы к школе и ее требованиям, не переживают по пустякам. Основная же часть, …………….., относится к своим успехам критически. Это в определенной степени радует. Значительная часть учащихся ощущает недовольство эпизодически, есть и ученики, у которых это бывает довольно часто (……….. человек). Последняя группа нуждается в помощи классного руководителя, тех учителей, предметы которых вызывают у ребят какие-то трудности. Недовольство копится постепенно. Мнение школьников о том, что мешает и что помогает их успешной деятельности в школе, очень интересны. То, что дети эмоционально реагируют на свои успехи и неудачи, мы знаем, посмотрим, как они объясняют их. С этой целью был проведен опрос, позволяющий выявить помехи,

Cлайд 15

Помехи успешной учебы Разбросанность интересов 8+ Развлечения (игры, дискотеки 1+ Домашние проблемы 4+ Нереальность выполнения всех домашних заданий 3+ Отсутствие интереса к отдельным предметам 3+ Мои интересы преобладают над школьными заданиями 1+ У меня часто бывает плохое настроение 5+ Думаю, не все предметы нужно учить серьезно 2+ До моих успехов никому нет дела 1+

Cлайд 16

Помехи успешной учебы Главным мотивом у большинства человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили отдельные ученики. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону.

Cлайд 17

Факторы, способствующие успешной учебе Будет возможность свободного выбора глубины изучения некоторых предметов 4 Отношения между учениками и учителями будут носить более свободный характер. 3 Увеличится количество предметов, которые будут готовить к реальной жизни. 0 Если буду уверен, что тот, кто лучше учится, будет лучше жить 4 В школе всегда можно найти взрослого человека, который поможет мне решить мои личные проблемы. 5 Мы будем не просто заучивать материал, а что-то делать самостоятельно. 11

Cлайд 18

Главным мотивом у ……… человек является отсутствие интереса к отдельным предметам. Значительная группа учащихся имеет важный стимул к учебе – интерес (разбросанность интересов, наличие какого-нибудь собственного интереса). Безразличие взрослых к успехам школьников выделили …. человек. Такое положение наблюдается в среднем звене. В старших классах школьники считают, что есть достаточно большой перечень обстоятельств, которые могут изменить их отношение к учебе в лучшую сторону,

Cлайд 19

НАСТРОЕНИЕ, С КОТОРЫМ ДЕТИ ИДУТ В ШКОЛУ часто редко Никогда С опасением, что не выучил урок 4 7 26 С удовольствием 9 24 5 С радостью, что встречу друзей 10 23 5 С желанием получить новые знания 10 14 16 С опасением встретить вредного учителя 3 3 32 Боюсь не справиться с контрольной 5 6 27 Иду потому, что так надо 10 0 28 С тревогой, ведь встреча с личным врагом 1 0 0 Учеба меня тяготит, портит настроение 6 16 16 Мне безразлично 0 8 30

Cлайд 20

Эмоции детей различны: положительны, нейтральны, отрицательны. Разные стороны жизнедеятельности школы по-разному оцениваются ребятами. Наиболее высоко они ценят общение с одноклассниками, бывает, что боятся контрольной и вредного учителя, и личного врага среди школьников. Присутствуют черты "школы отчуждения": есть учащиеся более 10 человек из 38) идут потому что надо! Некоторым ребятам учеба портит настроение, тяготит, преимущественно неуспевающих. Но, не смотря на это, безразличных к школе фактически нет. Опасение, что не выучил урок, не так велико, в основном это характерно для неуспевающих. С удовольствием идут тоже не многие (10 человек), ребята не стремятся получить новые знания. Неподготовленность определяется иногда иными причинами (непониманием, усталостью). Но не следует утверждать, что большинство ребят, хорошо учатся, хорошо чувствуют себя в школе! В начальной школе тоже был проведен тест на выявление преобладающего Настроения. Количество опрошенных составляет 8 человек, из которых у 6 преобладает позитивное состояние На настроение сильно влияет создание ситуаций успеха в педагогическом процессе и оно же оказывает влияние не только на настроение учащихся, но и на качество обучения.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Эпиграф Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д. Ушинский

3 слайд

Описание слайда:

Младший школьный возраст благоприятен для того, чтобы заложить основу для умения, желания учиться. Ученые считают, что результаты деятельности человека на 20-30 % зависят от интеллекта, и на 70-80 % - от мотивов.

4 слайд

Описание слайда:

Диагностика адаптации первоклассников У большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: - у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования (т.е. преобладают игровые мотивы), - у 1% учащихся не сформирована, - и только у 20% сформирована.

5 слайд

Описание слайда:

3 типа отношения к учению: положительное, безразличное и отрицательное. Положительное отношение к учению характеризуется активностью учеников в учебном процессе, умением ставить перспективные цели, предвидеть результат своей учебной деятельности, преодолевать трудности на пути достижения цели. Отрицательное отношение школьников к учению – не желание учиться, слабая заинтересованность в успехах, нацеленность на отметку, не умение ставить цели, преодолевать трудности, отрицательное отношение к школе и учителям.

6 слайд

Описание слайда:

Отношение школьника к учению Выражается в следующей активности: - готовность выполнять учебные задания - стремление к самостоятельной деятельности - сознательность выполнения задания - систематичность обучения - стремление повысить свой личный уровень, самостоятельность: осуществление деятельности самим учащимся без помощи учителя, взрослых.

7 слайд

Описание слайда:

Причины низкой успеваемости учащихся 1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности (усидчивость, терпение, навыки счета, запоминания, письма, внимательность, умение слушать и выразительно говорить, чувство ответственности, умения и навыки сотрудничества с окружающими и т.д.). Многие навыки приобретаются до поступления в школу, другие формируются в начальной школе, третьи совершенствуются вплоть до выпуска из школы.

8 слайд

Описание слайда:

Причины низкой успеваемости учащихся 2. Отвлекающие факторы детской жизни. Обучение требует от школьника все больше времени не только в школе, но и дома. Но это ему трудно делать потому, что вокруг него различные соблазны: телевизор, компьютер, друзья, центры развлечений и др.;

9 слайд

Описание слайда:

Причины низкой успеваемости учащихся 3. Однообразие жизни и учебного процесса, школьная рутина. В школе детям не хватает движения, смены впечатлений, событий, ярких, совместных с учителями, родителями, творческих дел; 4. Авторитарная позиция учителей и родителей, когда в школе и дома темой разговора становится учеба и успеваемость, когда других тем общения не существует.

10 слайд

Описание слайда:

Что такое мотивация? Мотивация (от латинского корня, означающего "двигать«) - внутреннее побуждение, интерес, заинтересованность, желание, стремление к чему-то. Мотив – это побуждение к деятельности, то, ради чего учащийся совершает ту или иную деятельность.

11 слайд

Описание слайда:

Группы мотивов: Внутренние (познавательные) мотивы. Связаны с содержанием самой учебной деятельности и процессом ее выполнения, потребность в овладении новыми умениями, навыками и знаниями. 2. Внешние (социальные) мотивы. Связаны с потребностями ребенка в общении с людьми, в их оценке и одобрении, с желанием ученика занять определенное место в системе доступных ему общественных отношений.

12 слайд

Описание слайда:

Преобладающая мотивация Для развития личности ученика наиболее благоприятным является преобладание внутренней мотивации учебной деятельности. Обучение будет успешным, если внутренне принято ребенком, если опирается на него потребности, мотивы, интересы, т. е. имеет для него личностный смысл. Истинный источник мотивации человека находится в нём самом. Вот почему значение придаётся не мотивам обучения - внешнему нажиму, а мотивам учения - внутренним побудительным силам.

13 слайд

Описание слайда:

Структура мотиваций 1. Познавательная мотивация. Ребенок в процессе обучения начинает радоваться тому, что он что-то узнал, понял, чему-то научился. 2. Мотивация достижения успеха. Ребёнок проявляет желание хорошо, правильно выполнить задание, получить нужный результат. В начальных классах эта мотивация нередко становится доминирующей.

14 слайд

Описание слайда:

Мотивация успеха Формирование устойчивой мотивации достижения успеха необходимо для того, чтобы размыть «позицию неуспевающего», повысить самооценку и психологическую устойчивость школьника. Высокая самооценка неуспевающими учащимися отдельных своих качеств и способностей, отсутствие у них комплекса неполноценности и неуверенности в себе играют положительную роль, помогая таким школьникам утвердиться в посильных для них видах деятельности, являются базой для развития учебной мотивации.

15 слайд

Описание слайда:

Структура мотиваций Престижная мотивация Характерна для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Она побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Мотивация избегания неудачи. Дети стараются избежать «двойки» и тех последствий, которые влечет за собой низкая отметка, - недовольства учителя, санкций родителей.

16 слайд

Описание слайда:

Структура мотиваций 5. Компенсаторная мотивация Это побочные по отношению к учебной деятельности мотивы, позволяющие утвердиться в другой области - в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. В ходе индивидуального и возрастного развития структура мотивов изменяется.

17 слайд

Описание слайда:

Преобладающая мотивация Среди разнообразных социальных мотивов учения ведущими в начальной школе являются мотивы: - «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно».

18 слайд

Описание слайда:

Мотивационная роль отметки В большинстве случаев дети говорят, что отметка радует или огорчает учащихся и их родителей. Не все дети понимают смысл отметки, но большинство детей хотят работать на отметку. Учащиеся 1-2 классов воспринимают отметку как оценку своих стараний, а не качества проделанной работы.

19 слайд

Описание слайда:

Отношение родителей к школьной отметке Что ты получил сегодня? Ничего, не расстраивайся, у нас еще есть время все исправить. Я так и знала. И в кого ты такой уродился? Марш в свою комнату! И не показывайся мне на глаза! Ты ведь умница! В следующий раз учительница в этом убедится. Сколько можно тебе это объяснять! Тебе нужна моя помощь или ты попробуешь еще раз сделать самостоятельно? Кто-нибудь получил отметку лучше, чем ты? Садись и учи еще раз, а я потом проверю! Давай попробуем разобраться в том материале, который для тебя так труден. Знаешь, когда я была маленькой, этот материал тоже давался мне с трудом. Давай еще раз заглянем в учебник, я думаю это нам поможет. Вот так и будешь на тройках и двойках ехать? Вот придет отец, он тебе покажет за двойку! Посмотри, как я учился, а ты?

20 слайд

Описание слайда:

Отношение родителей к школьной отметке Не ругайте ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим. Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок, объясните ему, что важен не только высокий результат. Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного упорного труда. Не заставляйте ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия. Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух.

21 слайд

Описание слайда:

Отношение родителей к школьной отметке Есть сомнения – идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации. Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей. Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой. Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.

22 слайд

Описание слайда:

Как поддерживать школьную мотивацию 1.Поддерживать и формировать интерес к информации «Ужасно интересно все то, что неизвестно». Роль взрослых поощрять этот интерес. Младших школьников волнует, как все вокруг устроено, как все работает, собирается и разбирается. 2.Поддерживать и стимулировать интерес к способу действия. Дойти до эффективного способа решения самому - это удовольствие исследователя творца. Необходимо развивать самостоятельность мышления детей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Учитель начальных классов: Хохлова Инна Валентиновна школа №117 Выборгского района г.Санкт-Петербург ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ ОБУЧЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

« Все наши замыслы, поиски, и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться». (В.А.Сухомлинский) Основная цель начального обучения – помочь ребенку пробудить все заложенные в нем задатки при помощи учебной деятельности, понять и найти самого себя, захотеть победить в себе негативное и развить позитивное. Решающая роль в этом принадлежит учителю. Каждый учитель должен понимать, к чему он стремится в воспитании и обучении детей.

Ребёнок – не робот, привязанный к книжкам, Гулять и играть должен юный мальчишка, Девчонка не хочет всегда сидеть дома, – Такая проблема всем взрослым знакома! Как всё же ребёнка заставить учиться, За книжкой упорно весь вечер сидеть, В то время как может он просто влюбиться И в мыслях в другие миры улететь? Не надо ребёнка ругать бесконечно. Попробуйте лучше в нём волю развить, С ним вместе вам надо учиться, конечно, А главное – просто ребёнка любить.

Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность учителя, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика. Процесс обучения нужно построить так, чтобы в основе была активная деятельность обучающихся, совместная деятельность педагога и учеников, только тогда он станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова

Для мотивирования познавательной активности учащихся, формирования повышения качества обучения учащихся использую следующие формы работы: - дидактические игры и упражнения в урочной и внеурочной деятельности; - личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании; - внеклассные мероприятия по предметам (проведение предметных недель по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру); - творческие работы учащихся по разным предметам и текущим темам; - проведение предметных олимпиад; - использование различных педагогических технологий: проблемное обучение, игровые формы, развивающие задания и т. д. - интеграция обучения (проведение интегрированных уроков) использование современных инновационных технологий (интерактивная доска, компьютеры, цифровая аудио и видеотехника и т.п.) в обучающем процессе - проектно-исследовательская деятельность.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат. Для его создания использую «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна). Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, взгляд, на ободряющее прикосновение

Приемы создания ситуаций успеха: 1. Преодоление страха - «Ничего страшного. Бывает, что люди боятся…» 2. Скрытая инструкция – «Ты же помнишь, что…» 3. Авансирование – «У тебя обязательно получится…» 4. Персональная исключительность – «Только у тебя может получиться…» 5. Усиление мотивации – «Нам это нужно для…» 6. Высокая оценка детали – «Вот эта цифра у тебя замечательна!»

Условия, способствующие развитию познавательного интереса у учащихся: - Организация обучения, при которой ученик вовлекается в процесс самостоятельного поиска и “открытия” новых знаний. - Работа в сотрудничестве. - Применение ИКТ на уроках - Понимание ребенком нужности, важности, целесообразности изучения предмета в целом и отдельных его разделов. - Чем больше новый материал связан с усвоенными ранее знаниями, тем он интереснее для учащихся. .

Обучение должно быть трудным, но посильным (карточки, разноуровневые задания) - Чем чаще проверяется и оценивается работа школьника, тем интереснее ему работать. - Позитивная психологическая атмосфера урока. - Чем младше ребёнок, тем больше материал должен подаваться в образной форме. - В обучении должны создаваться возможности для творчества. - Создание на уроке ситуации успеха для обучающихся.

МОТИВАЦИЯ Разнообра-зие опережение наглядность поэтапность Самостоя-тельность Коллекти-визм Согласован-ность

Согласование: организовывать процесс обучения с учетом физиологических возрастных потребностей и особенностей детей; согласование расписания с особенностями возраста; учитывать темп работы каждого ребёнка на уроке; осуществление положительной обратной связи; материал урока должен быть интересен детям.

Разнообразие: подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения; задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения; подача заданий в сказочной, игровой форме; изменение «внешней среды» класса (изменение расстановки парт для разных уроков, обновление наглядных пособий); разнообразие ритма, тона, в котором я могу вести урок.

Опережение: метод опережающего обучения; интегрированные уроки; работа с 1 класса со словарями («Толковым словарем», «Орфографическим» и т.д) задания за пределами школьной программы (на развитие логических и творческих способностей); выпуск электронных, тематических газет, устный журнал; участие в конкурсах, олимпиадах; ведение портфолио.

Наглядность: интерактивная доска; мультимедийные презентации, аудио материалы; предметная наглядность (реальные вещи и предметы, иллюстрирующие учебный материал); сюжетная наглядность (задача в контексте сюжета); театрализованная наглядность (инсценировки)

Поэтапность: три фазы структуры урока: вызов (создание ситуации для обсуждения учебного материала), осмысление, рефлексия; проговаривание, внутреннее оперирование знаниями; воспроизведение материала в работе с опорными конспектами, схемами, плакатами; воспроизведение детьми изученного материала без опор; Физкультминутки.

Самостоятельность: проблемно-диалогическое обучение; - самопроверка, взаимопроверка; предоставление детям права выбора учебной задачи (без ограничения их свободы); передача части функций учителя детям или сказочным героям.

Коллективизм: воспитание доброжелательных отношений в детском коллективе; работа в группах, парах (учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда) коллективные творческие задания(проекты): составление загадок, ребусов, кроссвордов, сочинение сказок, мини-сочинений, издание книжек и т.д.

ПРОБЛЕМНО-ДИАЛОГИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ - тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

Проблемно-диалогическое обучение – технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: 1. Более качественное усвоение знаний 2. Мощное развитие интеллекта и творческих способностей 3.Воспитание активной личности.

Проблемно-диалогический урок состоит из шести этапов: 1) Создание проблемной ситуации учителем и формулирование учебной проблемы учениками 2) Выдвижение версий. 3) Актуализация имеющихся знаний 4) Составление плана решения проблемы 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания. 5) Поиск решения проблемы – открытие нового знания.

Тип проблемной ситуации С удивлением Приёмы: Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, или точки зрения Столкнуть разные мнения учеников вопросом или практическим заданием. Предъявить научный факт через сообщение, эксперимент или наглядность С затруднением Приёмы: Дать практическое задание, не выполнимое вообще или пока не хватает знаний. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим.

Пример проблемной ситуации (задание с затруднением) Урок русского языка в 3 -ем классе по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных» Анализ Учитель Ученики Практическое задание на новый материал – Продиктую вам слова. Две ученицы запишут их на крыльях доски, а остальные работают на листочках. (Диктует.) Две ученицы записывают: ключЬ ключ Тишь тиш камыш камышЬ Сушь сушь Проверка задания – Проверим, как выполнено задание. – Слова ключ, тишь, камыш написаны по-разному: с мягким знаком и без него.(Проблемная ситуация.) Побуждение к осознанию противоречия – Задание было одно? – А как вы его выполнили? Почему так получилось? – Одно. – По-разному. (Осознание противоречия.) Побуждение к проблеме – Чего мы еще не знаем? – Когда пишется мягкий знак после шипящих. переформулирование тем – Значит, какая будет сегодня тема урока? – Сформулируйте точнее: где? в каких словах? Фиксирует тему на доске. – Мягкий знак после шипящих. (Неточная формулировка.) – Мягкий знак после шипящих на конце имен существительных. (Тема.)

Анализ Учитель Ученики «новый материал» для выдвижения гипотез – На доске я написала столбики слов, они помогут нам открыть новое правило. Видят 2 столбика слов: душ дочь сторож мышь муж речь Побуждение к гипотезе – Какие у вас есть гипотезы? – В одушевленных существительных мягкий знак пишется: дочь, мышь. (Ошибочная гипотеза.) Побуждение к проверке – Вы с этой гипотезой согласны? Молчат. подсказка к контраргументу – Все слова с мягким знаком одушевленные? – Значит? – «Речь» с мягким знаком, но неодушевленное. Контраргумент.) – Правописание мягкого знака не зависит от того, одушевленное это существительное или нет. Завершение проверки Побуждение подсказка к Решающей гипотезе – Какие еще есть гипотезы? – Что можно сказать о роде имен существительных? Молчат. – В женском роде мягкий знак пишется, а в мужском не пишется. (Решающая гипотеза.)

Важно помнить 1) есть ли подведение к проблеме; 2) проведена ли постановка проблемы; 3) организован ли поиск решения; 4) участие детей в формулировании темы урока; 5) участие детей в целеполагании; 6) как предусмотрено выражение решения.

Вставьте пропущенные слова в предложения 1) Дети больше думают, чаще говорят и, следовательно, активнее формируются их ……. и … на уроке. 2) Ученики осуществляют творческую деятельность и, значит, обретают … … на уроке. 3) Школьники имеют возможность отстаивать собственную позицию, рисковать, проявлять инициативу, в результате чего вырабатывается … на уроке. 4) Главным на современном уроке должен стать (монолог или диалог) ? мышление речь т ворческие способности б ойцовский характер диалог

Л.С.Выготский: «То, что сегодня ребёнок умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он становится способен выполнить самостоятельно»



Тысячекратно цитируется применительно к образованию древняя мудрость:

можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Да, можно усадить учащихся за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности.


«Все наши замыслы, все поиски

и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».

Учитель должен формировать у обучающихся соответствующую мотивацию.


МОТИВ

Побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребностей человека (обучающегося).


МОТИВАЦИЯ

Общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования.


ЦИКЛ МОТИВАЦИИ

ПОТРЕБ- НОСТИ

УСИЛИЯ

УДОВЛЕТВОРЕНИЕ

ДЕЙСТВИЕ

ВОЗНАГРАЖДЕНИЕ


Приемы деятельности учителя, способствующие формированию мотивации в целом.

  • включение учеников в коллективные формы деятельности;
  • привлечение учеников к оценочной деятельности и формирование адекватной самооценки;
  • сотрудничество ученика и учителя, совместная учебная деятельность;
  • поощрение познавательной активности учащихся, создание творческой атмосферы;
  • занимательность изложения учебного материала (необычная форма преподнесения материала, эмоциональность речи учителя, познавательные игры, занимательные примеры и опыты);
  • умелое применение поощрения и наказания.


Установки учителя, способствующие формированию мотива учения.

  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  • Создание ситуации успеха
  • Использование групповых и индивидуальных форм организации учебной деятельности
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  • Применение поощрения и порицания, с учётом психофизических особенностей каждого ученика
  • Вера учителя в возможности ученика
  • Стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий без боязни ошибиться
  • Оценка деятельности ученика не только по конечному результату, но и по процессу его достижения

Группа заданий, обеспечивающих индивидуальный подход к формированию мотивации

«отставших детей».

  • восстановление положительного отношения к учению и отдельным предметам (решение доступных задач, создание ситуации успеха, создание условий для переживания успеха, поддержание уверенности в ученике;
  • преодоление «выученной беспомощности» как следствия длительных неудач;
  • ориентация на процесс, а не на результат учебной деятельности (составление планов своей работы, связывание отдельных действий в систему, усиление адекватных критических суждений ученика, ориентация на предыдущие успехи ученика;
  • укрепление собственно умения учиться (расширение запаса знаний, устранение пробелов в знаниях, обучение выполнению действий по инструкции и в последовательности, опора на наглядность, планы, схемы, проговор своих действий).

Решение конкретной задачи.

инструктирование

Не может - не хочет

наставничество

Хочет - не может

мотивация

Может - не хочет

Делегирование

полномочий

Может - и хочет


Процесс формирования мотивации должен стать значительной частью работы учителя


СПАСИБО

ЗА ВНИМАНИЕ!

Теоретический семинар:

«Повышение учебной мотивации обучающихся как средство повышения эффективности познавательного процесса»

СЛАЙД 2

Многие исследователи считают, что проблему низкой учебной мотивации необходимо решать по ряду причин. Во-первых, мотивация влияет не просто на уровень усвоения знаний, но и на их качество.

«Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»

Василий Александрович Сухомлинский

СЛАЙД 3

Мотивация - это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения необходимых целей.

Умение заинтересовать обучающихся — одно из направлений инновационного педагогическо-го поиска, как для молодого специалиста, так и для опытного профессионала.

В самом начале обучения, как правило, ни один педагог не может пожаловаться на отсутствие у детей интереса к занятиям. Но проходит время и интерес значительно ослабевает.

Каждый педагог хочет, чтобы его обучающиеся, с интересом и желанием занимались, добивались успешных результатов. Но подчас и педагогу, и родителям приходится с сожалением констатировать: “не хочет заниматься”, “мог бы достичь отличных результатов, а желания нет”.

Одна из основных задач педагога - постоянно развивать мотивацию к занятиям уобучающихся. Важную роль в процессе формирования мотивации играет педагог, его желание действовать.

СЛАЙД 4

Не менее важную роль в повышении мотивации играют цели занятия :

— необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса;

— общие цели занятия должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов занятий;

— необходимо обеспечивать понимание и принятие цели обучающимися как собственной, значимой для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления;

— цель должна соизмеряться с возможностями обучающихся;

—цель должна указывать на её достижение; у педагога должны быть способы и приемы проверки степени достижения цели (подведение итогов занятия).

Занятие следует организовать так, чтобы обучающемуся было интересно от самого процесса обучения и радостно от общения с педагогом и другими обучающимися.

СЛАЙД 5

Главная задача педагога заключается в создании у обучающихся устойчивой мотивации достижения успеха, повышении у них самооценки. Прежде всего, необходимо отмечать и поощрять малейшие удачи в учебной деятельности, даже незначительные сдвиги к лучшему; подробно обосновывать, выделяя положительные моменты, акцентируя на них внимание, воспитывая уверенность обучающегося в свои возможности, постепенно изменяя его самооценку. Формированию мотивации способствует и занимательность изложения обучающего материала, эмоциональность речи педагога и новизна информационного материала, вызывающего состояние удивления, озадаченности. Педагог, развивая творческие способности обучающихся должен видеть потенциальные возможности каждого ребенка, внимательно реагировать на всякое проявление творческой активности. Только благодаря такой кропотливой работе повышается уровень мотивации, формируются навыки самостоятельности, самоконтроля, интерес к занятиям. Формирование и развитие творческих способностей обучающихся требует длительной и целенаправленной работы. И строить всю свою работу необходимо так, чтобы обучающиеся сами захотели получать свои знания.

СЛАЙД 6

При подготовке к занятию необходимо учитывать мотивационное обеспечение занятия :

— постоянно стимулировать и мотивировать положительное отношение к обучению через обеспечение психического и физического здоровья на занятии, соблюдение гигиены труда;

— создавать ситуации успеха для каждого;

— стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности обучающихся в общении и сотрудничестве с педагогом и группой;

— способствовать развитию обучающихся с разными способностями, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию;

— стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности.

СЛАЙД 7

Применение на занятии современных педагогических технологий повышает мотивацию обучающихся к изучаемому материалу, углубляет знания, способствует развитию психических процессов, что в конечном итоге, повышает качество знаний обучающихся.

создание проблемной ситуации: перед обучающимися ставится задание, как правило, практико-ориентированное, направленное на решение жизненной задачи, полезность решения которой очевидна им;

создание ситуации успеха: в системе заданий присутствуют задачи различного уровня сложности, дающие возможность пережить чувство успеха как можно большему числу обучающихся;

игровые ситуации на занятиях: игра - это метод обучения, направленный на моделирование реальной действительности с целью принятия решений в моделируемой ситуации;

дифференцированный подход к организации учебного процесса: обучение на уровне возможностей и способностей обучающегося;

подбор творческих заданий: кроссворды; задания, имеющие множество решений, а также не имеющие решения; создание презентаций, разработка проектов и т.д.;

групповые формы работы хороши тем, что снимают излишнее напряжение. Кроме того, в группе всегда будет больше возможностей для индивидуальной учебной активности ребенка, чем при фронтальной работе. — парная форма работы хороша при формировании внимательности обучающихся, когда им предлагается проверить работы друг друга;

метод проектов: способствует активизации всех сфер личности — его интеллектуальной и эмоциональной сфер и сферы практической деятельности, а так же позволяет повысить продуктивность обучения, его практическую направленность. Проектная технология нацелена на развитие личности обучающихся, их самостоятельности, творчества;

интернет-технологии (ИКТ) сегодня являются частью общей информационной культуры обучающихся. Задача обучающихся сводится к постоянному самостоятельному поиску, обобщению и систематизации изучаемого материала, так как современные информационные системы обеспечивают доступ к большому объему знаний.

СЛАЙД 8

Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у обучающихся познавательный интерес к предмету . Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса.
Вот некоторые из приемов:

1) Привлекательная цель: перед обучающимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, достигая которую он выполняет учебное действие, которое планирует педагог.

2) Создание ситуации успеха позволяет замотивировать обучающихся на активную работу во время занятия. Можно предложить обучающимся во время устного опроса отвечать, начиная словами: «Я знаю, что...». Данный прием способствует росту уверенности обучающихся в своих силах, умениях.

3) Прием «Линия времени». Начертить на доске линию, на которой необходимо обозначить этапы изучения темы, формы контроля; проговорить о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе найти занятии, на которых можно «передохнуть». «Линия времени» позволяет обучающимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы.

4) Прием «Оценка — не отметка». Педагог отмечает вслух или жестом каждый успех обучающегося. Главная цель оценивания — стимулировать познание.

5) Прием «Образовательная стратегия». Педагог задает следующие вопросы:

— Что ты делал, чтобы выполнить эту работу хорошо?

— Как ты готовился к выступлению (выставке, конкурсу, открытому занятию и т.п.), что позволило тебе выполнить работу на отлично?
Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями, дети учат себя сами.

— Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали данную тему и т.д.

7) В начале учебного года можно попросить обучающихся ответить на ряд вопросов:

А) На что был похож прошлый учебный год?

На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году?

Что тебе нужно сделать для этого? Какая помощь нужна?

Б) Какого результата ты бы хотел бы добиться?

Что тебе нужно сделать, чтобы это было так?

Чья помощь, и в какой форме тебе нужна?

Как ты поймешь, что результат достигнут?

СЛАЙД 9

Заметно повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктивный микроклимат на занятии.

Для повышения уровня учебной мотивации педагогу необходимо создавать благоприятную общую обстановку и приятное эмоциональное сопровождение (похвала, поощрение), создавать условия, которые способствуют возникновению интереса к занятиям, а также приучать детей к самостоятельной работе.

СЛАЙД 10

Значимым условием формирования учебной мотивации является личность педагога и характер его отношения к обучающемуся. Сам педагог должен являть собой образец внутренне мотивированной личности.

Значительное влияние на формирование мотивации обучения может оказать педагог, используя в своей работе определенные методы и приемы . Многие формы и методы работы хорошо известны. Педагоги постоянно ищут способы оживления занятий, стараются разнообразить формы объяснения и обратной связи.

СЛАЙД 11

Встречаются и такие педагоги, которые, прежде всего, опираются на отрицательную мотивацию. В таких случаях деятельностью обучающихся движет, прежде всего, желание, избежать разного рода неприятностей: наказания со стороны педагога или родителей, плохого оценивания и т.д.

Педагог должен постоянно помнить, что человек не может длительное время работать на отрицательной мотивации, порождающей отрицательные эмоции. Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

СЛАЙД 12

Именно от педагога, используемых им приемов, методов и средств, от умения настроить обучающихся на успех, от его умения отбирать содержание учебного материала, зависит успешность формирования учебной мотивации обучающихся.

Понравилась статья? Поделитесь ей