Контакты

Все авианосцы ссср. Новый российский авианосец - проект «Шторм»: подробности. Задача трудная, но выполнимая

МОСКВА, 12 июл - РИА Новости, Андрей Коц. Легкий, неатомный, смертоносный - перспективный российский авианосец способен брать на борт новейшие боевые самолеты и совершать переходы со скоростью почти 30 узлов. Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) уже готов к разработке аванпроекта, дело за малым - дождаться контракта с Минобороны. Об этом корабле, других проектах российских авианосцев и их зарубежных неатомных "одноклассниках" - в материале РИА Новости.

Мал, да удал

Как рассказал в интервью РИА Новости глава КГНЦ Павел Филиппов, водоизмещение нового корабля - порядка 40 тысяч тонн, общая стоимость проекта оценивается в 200 миллиардов рублей, время строительства с момента подписания договора до спуска на воду - пять лет.

Директор не озвучил название проекта, но, по всей видимости, речь идет о легком многоцелевом авианосце "Шторм-КМ", впервые представленном в виде макета на форуме "Армия-2018". Как рассказал тогда РИА Новости начальник сектора проектного отдела КГНЦ Алексей Лицис, корабль рассчитан на 46 летательных аппаратов. Приблизительный состав авиакрыла - 12-14 тяжелых истребителей Су-33, 12-14 легких МиГ-29К, четыре самолета дальнего радиолокационного дозора и 12-14 многоцелевых вертолетов Ка-27. В перспективе он сможет брать на борт военно-морскую модификацию истребителя пятого поколения Су-57 и новейшие беспилотники. Энергетическая установка - газотурбинная, мощностью 110 тысяч лошадиных сил. Автономность "Шторма-КМ" по запасам провизии - порядка двух месяцев, скорость хода - до 28 узлов.

Длина корабля, согласно проекту, - 304 метра, ширина - 78 метров, высота - 23 метра. Авианосец способен нести 600 тонн авиационного боезапаса и 2000 тонн топлива для своего авиакрыла. Взлет будет производиться двумя способами - с трамплина и посредством электромеханической катапульты. Интересное ноу-хау конструкции - отсутствие трубы. Выхлоп предполагается отводить вниз вдоль бортов, что снизит заметность корабля.

"Мы в кратчайшее время в случае обращения Минобороны готовы перейти к аванпроекту, - рассказал РИА Новости Павел Филиппов. - В его рамках нужно определиться, где, в каком месте мы могли бы начать строительство. А также по кругу кооперации: кто какими системами корабля займется. Кроме того, надо уточнить у заказчика, сколько и каких летательных аппаратов будет на борту. Мы пока рассчитываем на самолеты и вертолеты, стоящие сегодня на вооружении морской авиации ВМФ России".

Тяжелый вариант

Этот не единственный проект авианосца от КГНЦ. Напомним: еще в 2015-м публике представили макет тяжелого атомного авианосца проекта 23000 "Шторм". Сообщалось, что корабль предназначен для выполнения различных задач в дальней океанской зоне и способен наносить удары по наземным и морским целям как собственным вооружением, так и самолетами авиакрыла.

По имеющимся в открытых источниках данным, перспективный корабль во многом повторяет еще советский проект атомного авианосца "Ульяновск" - как внешне, так и по тактико-техническим характеристикам. По проекту его длина - 330 метров, ширина - 40 метров по ватерлинии, максимальная осадка - 11 метров. Водоизмещение не превышает 100 тысяч тонн. "Шторм" сможет находиться в плавании до 120 суток, развивать скорость в 30 узлов и нести до 90 самолетов и вертолетов. Важное ноу-хау - способность действовать в холодных широтах. Кроме того, именно на "Шторме" впервые установят электромагнитные катапульты, значительно упрощающие взлет.

Строительство головного корабля, по оценкам специалистов, займет от восьми до девяти лет, а обойдется все это в 350 миллиардов рублей - около шести миллиардов долларов по текущему курсу. Новейший американский авианосец "Джеральд Р. Форд" вдвое дороже.

Впрочем, перспективы тяжелого атомного авианосца остаются туманными. Опыта строительства столь больших боевых кораблей в России нет, а единственным надводным кораблем с атомной энергетической установкой остается тяжелый атомный ракетный крейсер "Петр Великий", построенный еще в советское время. Вероятно, поэтому в КГНЦ решили сконцентрироваться на менее амбициозном проекте легкого авианосца с газотурбинной энергетической установкой (ГЭУ).

Зарубежный опыт

Подобные корабли есть в военно-морских силах целого ряда государств. В частности, в боевом составе ВМС Италии числится авианосец "Кавур" водоизмещением 28 тысяч тонн с четырьмя газотурбинными двигателями общей мощностью 118 тысяч лошадиных сил. Узкоспециализированным плавучим аэродромом его назвать сложно, так как он берет на борт всего восемь самолетов AV-8B Harrier II. В перспективе корабль перевооружат на американские F-35B.

Однако "Кавур" способен нести и 12 вертолетов различного назначения, а также десантные силы: 415 морских пехотинцев, до 100 единиц колесной техники, или 24 основных боевых танка, или 50 тяжелых боевых бронированных машин. На корабле можно развернуть штаб численностью до 145 человек. "Кавур" представляет собой универсальную боевую единицу, больше всего подходящую для экспедиционных операций: перебросить войска на театр военных действий, высадить их на берег, прикрыть десант авиацией.

Еще один авианосец с газотурбинной энергетической установкой - "Королева Елизавета" британских ВМС. Полное водоизмещение - 70 600 тонн, автономное плавание - около 300 суток. Корабль проходит ходовые испытания и должен вступить в боевой состав флота в 2020-м. Предполагается, что его авиакрыло составят 24-36 истребителей F-35B и 14 вертолетов. Кроме того, корабль возьмет на борт конвертопланы V-22 Osprey.

Начало ХХ века - один из самых драматических и самых интересных периодов истории нашей страны. Неожиданное поражение в войне с Японией, еще более удивительная революция 1905 года, взявшаяся «из ниоткуда». Накал страстей, взрывы и убийства. А потом семь лет покоя и процветания, словно и не было хаоса и анархии. Затем - невероятно ожесточенная война, которая началась буквально за пару недель летнего сезона отпусков. Две революции, которые сделали то, что казалось невозможным. Государство исчезло за несколько дней. Совсем. Чтобы потом в муках и крови появиться под новым знаменем и с новым названием. А дальше... Дальше другая история. Эта книга посвящена началу ХХ века, когда все вышеописанные взлеты и падения еще только вырисовывались из мрака истории.
Сегодня мы зачастую оцениваем «ту» Россию по материалам революционеров, которые в 1917 году пришли к власти. Объективности в их листовках и оценках найти невозможно. Когда речь заходит о Российской империи, то почти всегда всплывает тема «бездарных генералов», «прогнившего режима», «безвольного царя», «финансовой зависимости от Запада» и т. п. Если внимательно изучить вопрос, откуда исходят эти клише, то мы увидим, что автором этого «продукта» являются лица и силы, которые причастны к борьбе против царской России. То есть против жертвы свидетельствует ее убийца.
Но это еще полбеды. Настоящая проблема в том, что не только деятели Октября, но и деятели Февраля до своей победы активно боролись с тогдашней Россией. А значит, поток клише и политизированных оценок «царской и самодержавной» шел и от красных, и от белых.
В довершение картины мы не должны забывать и о том, что наши «западные партнеры» внесли свой вклад в очернение своего геополитического противника - Российской империи. Информационная война придумана не сегодня и даже не в ХХ веке, только в то время роль Интернета выполняли газеты и слухи. По этой причине и характеристики дореволюционной России, пришедшие с Запада, тоже не должны нами безоговорочно приниматься на веру. Мифов об этом больше, чем в Древней Греции. Среди них - миф о «нищей, отсталой царской России», миф о вопиющем сословном неравенстве, миф о полном фиаско русской армии в Крымской, Русско-японской и Первой мировой войнах и другие. В действительности Россия находилась в шаге от победы и в Русско-японской, и в Первой мировой войне. Но внутренние предатели при иностранной поддержке дважды приводили нашу страну к поражению.
Прочитайте эту книгу - и многие мифы рассыпятся в прах. Уверен, что каждый из нас найдет ту историю, оценку которой он, сам не зная, давал на основе публикаций «независимых журналистов» и «объективных свидетельств» тех лет.
С тех пор ничего не изменилось. Не в России, а в оценках, которые нам ставят строгие «западные учителя», почему-то считающие себя единственно верной ветвью развития человеческой цивилизации, а всех остальных, включая и русскую цивилизацию, неправильными и тупиковыми.


Макет нового российского авианосца / Фото: tvzvezda.ru

Проект перспективного авианосца «Шторм» предусматривает наличие двух трамплинов и катапульты для разгона самолетов, сообщил «Интерфакс». Корабль также получит подъемники как вертикального, так и качельного типа, что существенно сэкономит место. Таким образом создатели применят в авианосце лучшие разработки отечественной и западной школ создания кораблей подобного типа. «Многоцелевой тяжелый авианосец проекта 23000Э „Шторм“ может получить комбинированную силовую установку и два „острова“ управления», — рассказал агентству представитель Крыловского государственного научного центра, занимающегося разработкой корабля. По предварительным данным, длина «Шторма» составит 330 метров, ширина — 40, осадка — 11, скорость — до 30 узлов. Закладка авианосца планируется в 2025 году в Северодвинске, поскольку «Севмаш» — единственное предприятие в России, имеющее опыт создания кораблей такого класса. На его верфях полностью перестраивался тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Горшков» для поставки в Индию. Атомный реактор «Шторма» проверят на перспективном эсминце типа «Лидер», а в подмосковном Жуковском уже испытывают электромагнитную катапульту для разгона самолетов.







«Основное требование Главного командования ВМФ к проектантам и разработчикам „Шторма“: корабль должен обладать широкими возможностями как в плане использования палубной авиации, так и в плане боевой эффективности действий в составе разнородных сил», — отметил главком ВМФ России адмирал Виктор Чирков. Габариты российского корабля соответствуют американским авианосцам типа Nimitz, самым крупным на текущий момент кораблям в мире. Правда, эксперты предсказывают авианосцам США гибель от разрабатываемых в России дальних ракет — те могут атаковать авианосные ордеры стаей с нескольких сторон сразу. Сейчас единственным российским авианосцем является авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» — в 2016 году он получит полк истребителей МиГ-29К. Помимо авиагруппы, крейсер вооружен крылатыми ракетами «Гранит» и несколькими типами ракетных и пушечных комплексов ПВО. Об этом в специальном проекте «РГ» «Русское оружие» пишет Антон Валагин .

Техническая справка

Атомный монстр-невидимка: каким будет новый российский авианосец

Несмотря на то, что в программе вооружения до 2020 года не предусмотрены средства на строительство авианосцев, в России полным ходом идет проработка проекта перспективного авианесущего корабля. Его прототип был представлен телеканалу ЗВЕЗДА в Крыловском государственном научном центре в Санкт-Петербурге — организации, без научного заключения которой ни один проект в российском кораблестроении никогда не будет воплощен в металле.


Перспективный российский авианосец пока существует только в виде моделей. Одни из них проходят цикл «морских» испытаний в многочисленных бассейнах Крыловского центра, имитирующих «плавание» будущего корабля в различных климатических, погодных условиях, морях и океанах планеты. Другая модель дает визуальное представление о том, каким же собственно будет корабль будущего.

С прицелом на будущее Первое, что бросается в глаза — это практически «голая» по сравнению с предыдущими проектами авианесущих крейсеров палуба будущего авианосца. Вместо массивной, ее еще называют островной надстройки, — вышки управления. Это не только экономит место на палубе, но и по логике должно снизить радиозаметность корабля в море. Сама палуба также имеет отличия: на ней два трамплина — большой и поменьше, и, соответственно — два направления взлета. А еще — закрепленные на корме и в носовой части авианосца самолеты и вертолеты — как минимум, пяти разных типов. Их явно больше, чем можно увидеть на палубе единственного стоящего на вооружении нашего ВМФ авианесущего крейсера «Адмирала Кузнецова» или переоборудованного для ВМС Индии авианосца «Викрамадитья».

Даже беглый взгляд на модели самолетов дает представление, какие именно машины планируется разместить на авианосце. Это палубные истребители Т-50 , Миг-29К/КУБ , самолеты дальнего радиолокационного обнаружения, предположительно, Як-44Э и противолодочные вертолеты Ка-32. Разработанный в Крыловском научном центре концепт нового многофункционального авианосца, по словам руководителя авторской группы Валентина Белоненко, предусматривает размещение на его борту до 100 летательных аппаратов. А сам корпус корабля удалось оптимизировать таким образом, что сопротивление воды снизилось на 20%. Уже одно это — существенная экономия энергетики, возможность увеличения скорости и автономности.


На таком авианосце, дал понять Валентин Белоненко, возможен взлет самолетов и вертолетов последнего поколения даже в шторм. Для самолетов предусмотрены не только трамплины, но и катапульта. А под взлетной палубой и в оптимизированных надстройках — новейшие комбинированные энергоустановки, эффективное ракетное и радиоэлектронное вооружение.

Крейсер или аэродром

Последняя фраза специалиста о том, что на корабле будет размещено «ракетное и радиоэлектронное вооружение» — одна из самых интересных в определении облика будущего корабля. Дело в том, что в советском, а теперь и российском кораблестроении так до сих пор не определились с тем, к какому классу отнести отечественные авианосцы. Так, единственный оставшийся у России тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов» уже одним своим названием говорит, что он не авианосец, а прежде всего «тяжелый авианесущий». То есть крейсер с дополнительным авиационным вооружением. Которое для него вспомогательное, а не основное вооружение.


Фото: ИА «ОРУЖИЕ РОССИИ», Алексей Китаев

И это при том, что на вооружении корабля находятся 48 истребителей Су-27К (Су-33 ) и штурмовиков Су-25К, 12 вертолетов Ка-27 . Под взлетной палубой крейсера, это главное отличие от аналогичных западных кораблей, размешены 12 пусковых установок сверхзвуковых ударных крылатых ракет большой дальности «Гранит», способных нести ядерные боеголовки. Также на крейсере имеется четыре комплекса противовоздушной обороны ближней зоны «Кинжал» — всего 192 ракеты, 8 установок ракетно-артиллерийского комплекса ПВО «Кортик» и 6 скорострельных (до 1000 выстрелов в минуту) шестиствольных артиллерийских автоматов АК-630. Подобного набора вооружений нет ни на одном корабле мира.

Именно из-за этой разноплановости в вооружении «Кузнецов» не считается «чистокровным» авианосцем в том понимании, как это видят в США. Тем не менее, по оценкам военных экспертов, именно такая компоновка крейсерского вооружения делает «Адмирал Кузнецов» наиболее универсальным морским оружием. В отличие, например, от подводных лодок с крылатыми ракетами большой дальности, такой крейсер одинаково пригоден для участия как во всеобщей ядерной или безъядерной войне, а также в любых локальных конфликтах. Именно в последних наиболее эффективно использовать подобных корабли. Это ярко продемонстрировали США в ходе операций в Персидском заливе и у берегов Югославии, когда основные ударные силы ВВС НАТО были представлены корабельным авиационными соединениями, практически неуязвимыми для наземных сил противника. Однако, как отмечают специалисты, разноплановость вооружений сейчас не так важна, как узкая специализация кораблей.

«Авианосец никогда не будет в море один, — сообщил телеканалу ЗВЕЗДА бывший замглавкома ВМФ Игорь Касатонов, его всегда будут охранять корабли сопровождения. Именно на них ляжет задача по отражению воздушного нападения или противодействие подводным лодкам противника, так что авианосец должен быть именно аэродромом, а не крейсером».

Грани головоломк и

Советник генерального директора Крыловского центра доктор технических наук Валерий Половинкин считает, что концептуальное проектирование кораблей — не просто способ избежать лишних трат из-за неверного выбора, организационных и технических ошибок при создании дорогостоящих систем. Это самый надежный путь к избранной цели и гарантия, что в какой-то момент разработчики не окажутся в тупике или на обочине. Отработка корабля будущего, даже в макете, дает возможность без существенных инвестиций в проект точно следовать общемировым тенденциям при создании аналогичных кораблей в мире. Оперативно вносить в проект пожелание военных.


Например, сейчас перспективный авианосец рассматривается в двух версиях: с атомной энергетической установкой и неатомной. Если у него будет атомная энергетическая установка, тогда водоизмещение корабля составит 80-85 тыс. тонн. Если он будет неатомный, то 55-65 тысяч тонн. От этого фактора зависит количество самолетов, которые можно разместить на корабле.

По проектировочным нормам, на одну тысячу тонн водоизмещения может быть размещен один летательный аппарат. Исходя из этого, если водоизмещение составит 65 тысяч тонн, то на корабле сможет базироваться 50-55 самолетов, если 85 тысяч — порядка 70 разных летательных аппаратов. Из этого можно сделать еще один вывод — в неатомном исполнении корабль, скорее всего, будет предназначен для экспорта. В атомном — для российского флота.

Судить об этом можно по той программе обновления Военно-морского флота, которая реализуется в рамках госпрограммы вооружения. Например, было принято решение о ремонте и глубокой модернизации тяжелых атомных крейсеров проекта 1144 типа «Орлан». Таких кораблей у нас четыре: «Адмирал Нахимов», «Адмирал Лазарев» «Адмирал Ушаков» и «Петр Великий» . В свое время эти корабли специально создавались под задачи охраны и сопровождения авианесущих крейсеров. Набор стоящего на них вооружения позволяет им вести боевые действия как против надводных, подводных, так и воздушных целей. А атомная энергетическая установка существенно расширяет возможности крейсеров по выполнению автономных походов.

Для этих кораблей в СССР специально строился атомный авианосец «Ульяновск», к сожалению, закончить его строительство до развала государства не успели, и гигант был порезан на «иголки» прямо на судостроительной верфи в Николаеве на Украине. Впрочем, решение о необходимости ремонта и модернизации «Орланов» говорит о том, что идея атомного авианосного флота в России не забыта.


Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» / Фото: Пресс-служба МО РФ

Головной крейсер 1144 проекта «Адмирал Нахимов» уже стоит в судоремонтном заводе в Северодвинске в ожидании начала работ. По планам, в 2018 году там же окажется и самый молодой из «Орланов» — крейсер «Петр Великий». Вполне возможно, что к этому моменту будет принято решение и о начале строительства нового авианосца. В Северодвинске возводится плавучий док, способный обеспечить постройку кораблей водоизмещением более 100 тысяч тонн: танкеров, сухогрузов и собственно авианосцев. На док планируется потратить около $500 млн. бюджетных средств.

Палубные истребители Су-33 / Фото: Пресс-служба МО РФ

«В этом году планируется доукомплектовать морскую авиацию самолетами МиГ-29К, - говорит начальник Морской авиации ВМФ Герой России генерал-майор Игорь Кожин. — В итоге мы получим более 20 самолетов МиГ-29К, которые станут основой формирования новой авиационной воинской части в составе Северного флота. В полном объеме начнет функционировать полигон „НИТКА“ в Ейске». Все это говорит, что флот готов к приходу новых авианосцев.

В Петербурге на Международном военно-морском салоне показали макет нового российского авианосца «Ламантин». Это далеко не первый проект авианосца, который появился в России в последние годы. Однако вопрос, когда страна перейдет от создания макетов к строительству настоящих боевых кораблей, пока остается открытым.

В России на этой неделе был представлен макет новейшего авианосца проекта «Ламантин» (так же известного, как проект 11430Э). Его презентовали на Международном военно-морском салоне в Санкт-Петербурге разработчики из Невского ПКБ. Они рассказали: оснащенный атомной двигательной установкой корабль предназначен для обеспечения базирования и боевого применения различных летательных аппаратов. Их, как предполагается, можно разместить до шестидесяти единиц, и кроме того – десяток беспилотников.

Если Минобороны даст добро, то создание нового российского авианосца «Ламантин» может занять 10-12 лет «от момента стартового выстрела», сообщил заместитель гендиректора Невского проектно-конструкторского бюро Алексей Юхнин. Все зависит от того, какие будут приняты решения по его облику, добавил он.

Таким образом, авиация может получить больше возможностей для уничтожения целей: воздушных, морских (в том числе подводных) и наземных, действуя, соответственно, в открытом океане, в море или в прибрежной зоне. Кроме того, они смогут обеспечивать боевую устойчивость корабельных группировок ВМС и прикрывать от ударов войска морского десанта во время его высадки.

Разработчики сообщают, что «Ламантин» оснащен трамплином, двумя электромагнитными катапультами, четырьмя аэрофинишерами. Водоизмещение проектируемого корабля должно составить 75 тысяч тонн, максимальная длина – 350 метров. Для сравнения, максимальное водоизмещение авианесущего крейсера «Адмирал Кузнецов» – 61 тыс. тонн, а наибольшая длина – 306 метров. Предполагаемая численность экипажа – 2,8 тыс. человек (у «Кузнецова» – 1980). Автономность плавания должна быть более чем вдвое дольше, чем у единственного на сей момент российского авианосца: около 120 суток против 45.

Можно было бы только порадоваться перспективам такого приобретения для ВМФ, тем более что «Кузнецов» по-прежнему находится в ремонте. По последним данным – до 2020 года, при том что весной ремонтные работы были выполнены всего на четверть. В Минобороны пока не выбрали проект авианосца на замену «Кузнецову», который как-никак в строю с 1987 года.

И вот появляется многообещающий проект, в котором используются наработки Невского бюро и уже опробованные технические решения. Все оборудование, которое там применяется, может быть изготовлено на предприятиях российского ВПК, заверяют разработчики – так что проблем с санкциями или с зависимостью от поставок из ближнего зарубежья не предвидится.

Но отметим, что главком ВМФ адмирал Николай Евменов, осмотревший представленный на салоне макет «Ламантина», высказался весьма осторожно:

«Атомный авианосец, конечно, будет, но не в ближайшей перспективе».


«Строить мы их будем, но, наверное, сейчас время не пришло, – цитировал Евменова ТАСС. – Время пришло восстановить техническую готовность того, что у нас есть, и дать задел на будущее». Очевидно, что речь идет все о том же «Адмирале Кузнецове».

Стоит отметить, что проекты новых авианосцев вроде «Ламантина» презентуются практически ежегодно на тематических выставках. К примеру, в 2015 году Крыловский государственный научный центр (КГНЦ) представил проект тяжелого атомного авианосца проекта 23000Э (шифр «Шторм») с характеристиками посерьезнее, чем у «Ламантина»: водоизмещением 95-100 тысяч тонн и палубным авиакрылом, состоящим из 80-90 летательных аппаратов.

В прошлом году в Подмосковье, на форуме «Армия-2018», Крыловский центр показал проект легкого многоцелевого авианосца, предназначенного для боевых действий в дальней морской и океанской зонах. Как сообщал тогда портал Sudostroenie.info, уже подтверждена техническая реализуемость проекта, выполнены оценки стоимости и места строительства (КГНЦ предлагал «Севмаш»), и все было готово для дальнейшего проектирования.

А уже в этом году, на форуме «Армия-2019», тот же КГНЦ показал концепт-проект среднего авианосца с атомным реактором и вспомогательной газотурбинной установкой водоизмещением 76 тысяч тонн, способного нести при этом до сотни летательных аппаратов. Боевая эффективность такого корабля приближается к американскому авианосцу типа «Нимиц», подчеркивал и. о. гендиректора Крыловского центра Павел Филиппов.

Но тот же Филиппов признал: практические работы по созданию нового российского авианосца в ближайшие три года не начнутся из-за отсутствия финансирования. «Эти работы запланированы во второй половине нынешней госпрограммы вооружения, но не в ближайшее трехлетие, – уточнил и. о. директора КГНЦ. – До 2021 года включительно эти работы точно не начнутся, так как они не профинансированы».

Бывший командующий Тихоокеанским флотом, экс-начальник Главного штаба ВМФ адмирал Игорь Хмельнов полагает, что скупиться на разработку и постройку авианосца не нужно. В комментарии газете ВЗГЛЯД адмирал назвал представленный проект «Ламантина» «нормальным». «Да, он дорогой, но ничего дешевого в этой жизни нет», – подчеркнул Хмельнов.

Адмирал напомнил, что ранее министр обороны России Сергей Шойгу говорил о том, что в ВМФ должны быть авианосные группы. О том же говорится в указе президента об основах госполитики России в области военно-морской деятельности до 2030 года. «Без крупных кораблей первого ранга, а авианосцев тем более, нам этот указ не выполнить... Я надеюсь, что наш президент кулак покажет и все будет выполнено», – надеется Хмельнов.

В то же время адмирал признался, что «давно привык» к разговорам о том, что Россия не в состоянии построить авианосец. Он напомнил, что «поднять строительство авианосцев» пытался еще создатель отечественного ракетно-ядерного флота адмирал Сергей Горшков, «но не получалось». «У нас пошли авианосные крейсеры,

у нас настоящих авианосцев нет, кроме «Кузнецова», который только наполовину авианосец, с дымящей трубой...


У него нет ядерной силовой установки. Так вышло, что не смогли мы эту тему поднять до конца», – сетует Хмельнов. Адмирал также указал на то, что сейчас Россия осталась и без «Адмирала Кузнецова» – он сейчас на ремонте и модернизации.

Военный аналитик Павел Фельгенгауэр назвал появление макета «Ламантина» мечтами. «Придумывают что-то похожее на американское, на авианосцы класса «Нимиц». Хочется что-то большое и красивое. Но пока это только мечты. У нас даже эсминцы не строят, с советского времени ни одного не построили. Корветы только. И с фрегатами проблемы. Для нас проблема построить что-нибудь больше корвета», – сказал Фельгенгауэр газете ВЗГЛЯД.

По его оценке, сейчас настоящий авианосный флот строит Китай, у которого есть для этого средства и возможности. «А у нас нет ни одной верфи, которая могла бы строить такие корабли. Единственная советская верфь для строительства авианосцев была в Николаеве и пока совершенно недоступна, поскольку она на Украине. Так что приходится всякие штуки рисовать», – отметил эксперт, не исключив, что Россия в будущем может заказать авианосец у китайцев, если те наладят их серийный выпуск.

Эксперт добавил, что не в пользу создания российского авианосца споры между военными, где нет единого мнения насчет целесообразности развития подобной программы. «Адмиралы хотят авианосец, как у американцев, что вызывает недовольство среди руководства Генштаба, потому что там сидят танковые генералы, которые считают, что тратить сумасшедшие деньги на авианосец – дурацкая затея», – пояснил Фельгенгауэр.

По его словам, соревноваться с американцами и противостоять им с помощью авианосца бессмысленно. Однако для проведения операций в Сирии и других странах «авианосец – вещь очень полезная». Также авианосец эффективен на отдаленных театрах военных действий для прикрытия сил флота с воздуха. «Но сделать авианосец в единственном экземпляре – очень дорого. Американцы выпускают авианосцы сериями. Единичное производство – это как французский авианосец «Шарль де Голль», который в два раза меньше американского и в два раза дороже. Чтобы уменьшить стоимость серии, надо строить больше кораблей», – пояснил Фельгенгауэр.

С уверенностью можно сказать одно: создание авианосца не запланировано в госпрограмме вооружений на ближайшие годы. Об отношении к проекту «Ламантина» может свидетельствовать реакция заместителя председателя правительства РФ Юрия Борисова, курирующего «оборонку». Он на Международном военно-морском салоне в Петербурге не стал осматривать модель авианосца «Ламантин». Он отреагировал на предложение осмотреть макет репликой «дальше пошли» и не стал подходить к модели авианосца. Это лишний раз вызывает только один вопрос: зачем инженеры-разработчики ведущих российских центров практически каждый год предлагают проекты, которые не идут дальше макетов?

Первые планы постройки собственного авианосца в СССР появились ещё в тридцатых годах, однако они были отложены из-за более насущных оборонных задач.

Одним из активных сторонников появления в составе ВМС СССР авианосцев был адмирал флота Николай Кузнецов , занимавший пост наркома, а затем военно-морского министра. Благодаря ему строительство авианосцев после Великой Отечественной войны было включено в программу обновления вооружений. Но последовавшая затем опала Кузнецова, а также приход к власти Никиты Хрущёва , который выступал за масштабное сокращение обычных вооружений, снова привели к тому, что планы не были реализованы.

Первым отечественным классом кораблей, который с некоторой натяжкой можно назвать предтечей авианосцев, можно считать проект 1123 «Кондор».

Фактически речь шла о противолодочных крейсерах, предназначенных для поиска и уничтожения стратегических атомных подводных лодок противника в отдалённых районах Мирового океана в составе группы кораблей.

Авиационную группу кораблей составляли противолодочные вертолёты модификаций Ка-25ПЛ и Ка-25ПС. На борту одного крейсера-вертолётоносца могло находиться до 14 единиц авиации.

Инициатором создания кораблей проекта 1123 стал адмирал Сергей Георгиевич Горшков, главнокомандующий ВМФ. Этот человек, возглавлявший флот на протяжении трёх десятков лет, явился создателем ракетно-ядерного флота СССР, а также советских авианосцев.

Изначально в рамках проекта 1123 планировалось построить три крейсера, но в реальности было создано только два, которые три десятка лет верой и правдой служили российскому флоту.

Противолодочный крейсер «Москва»: разделан на металл в Индии

Головной корабль проекта 1123 был заложен в 1962 году на Николаевском судостроительном заводе. Корабль получил заводской номер 701. 14 января 1965 года ПКР «Москва» был спущен на воду. В боевой состав флота корабль вошёл в 1967 году.

На счету «Москвы» 11 боевых служб в составе Средиземноморской эскадры ВМФ СССР. В 1972 году впервые в истории отечественного флота на палубу «Москвы» совершил посадку самолёт Як-38 с вертикальным взлётом и посадкой. Этими самолётами впоследствии были оснащены советские авианесущие корабли следующего проекта.

26 мая 1993 года состоялся последний выход ПКР «Москва» на боевое дежурство в акваторию Чёрного моря.

В год трёхсотлетия Российского флота первый отечественный противолодочный крейсер был списан, а 7 ноября 1996 года с флагштока торжественно спущен Военно-морской флаг СССР, так и не заменённый Андреевским.

ПКР «Москва» был продан в Индию на металлолом и в мае 1997 года отправился в своё последнее плавание. Бывшую гордость советского флота утилизировали в бухте индийского городка Аланга.

Противолодочный крейсер «Москва». Фото: РИА Новости / Михаил Кухтарев

Противолодочный крейсер «Ленинград»: разделан на металл в Индии

Второй корабль проекта 1123 был заложен на судостроительном заводе в Николаеве в январе 1965 года, и принят на вооружение 22 апреля 1969.

«Ленинград» защищал интересы СССР в водах Средиземного моря и Атлантики, участвовал в спасении экипажа подлодки К-19, в разминировании Суэцкого залива, акватории Красного моря и многих других операциях.

В 1990 году планировалось поставить «Ленинград» на капитальный ремонт, однако резкое сокращение военных расходов привело совсем к другому решению.

24 июня 1991 года корабль исключили из состава флота, а в канун Нового года окончательно расформировали экипаж. Церемония спуска флага прошла 5 декабря 1992 года, после чего разукомплектованный крейсер отбуксировали вглубь Северной бухты: к причалам Троицкой балки.

В ночь на 24 августа 1995 года корабль увели на буксире в Индию, где в бухте города Аланга его разделали на металл.

Противолодочный крейсер «Ленинград». Фото: Commons.wikimedia.org

Новое поколение

На базе проекта 1123 началась разработка нового корабля: хорошо вооружённого противолодочного крейсера, на котором в качестве авиационной группы предполагалось использовать самолёты, а не вертолёты.

Мощное вооружение является отличительной чертой всех без исключения советских авианесущих кораблей. Если во флоте США авианосец выполняет исключительно роль плавучей авиабазы, а его прикрытие осуществляет мощная группа боевых кораблей, то в ВМФ СССР предпочтение отдавали авианесущим крейсерам, способным самостоятельно за себя постоять.

В задачи кораблей проекта 1143 «Кречет» должны были входить:

  • противовоздушная оборона корабля и (или) группы кораблей, сопровождаемых им;
  • обеспечение безопасности подводных крейсеров стратегического назначения в районах боевого патрулирования;
  • поиск и уничтожение подводных лодок противника в составе противолодочной группы;
  • обнаружение, наведение и уничтожение надводных сил противника;
  • обеспечение высадки морского десанта.

Корабли проекта 1143 относили к классу тяжёлых авианесущих крейсеров (ТАВКР).

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев»: плавучая гостиница в Китае

Головной корабль проекта был заложен в Николаеве летом 1970 года, спущен на воду в декабре 1972, а в боевой состав флота включён в декабре 1975.

Авиационную группу «Киева» и всех других кораблей данного типа составляли палубные штурмовики вертикального взлёта и посадки Як-38 (12 единиц), а также противолодочные вертолёты Ка-25 и Ка-27 (12 единиц). Авиационная группа «Киева», летавшая на Як-38 стал первым боевым подразделением лётчиков палубной авиации в ВМФ СССР.

«Киев» успешно выполнял боевые задачи в Средиземном море и Атлантике вплоть до 1991 года. В 1985 году за успехи в боевой подготовке крейсер был удостоен ордена Красного Знамени.

30 июня 1993 года «Киев» был выведен из состава ВМФ России в связи с недостатком средств на эксплуатацию и ремонт, значительной выработкой ресурса вооружения, механизмов и оборудования.

За 1,6 млн долларов авианесущий крейсер был продан «неустановленным лицам», которые перепродали его правительству КНР за 8,2 млн долларов.

17 мая 2000 года началась буксировка корабля из пункта базирования Видяево в порт Тяньцзинь, где позднее он был переоборудован в увеселительный аттракцион. В сентябре 2003 года корабль стал частью тематического парка «Бинхай». В 2011 году корабль полностью переоборудовали в роскошный отель на 148 номеров разной категории, в том числе и президентского класса, на что было потрачено около 15 млн долларов. В комнаты для постояльцев были переоборудованы каюты матросов.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев». Фото: www.globallookpress.com

Тяжёлый авианесущий крейсер «Минск»: развлекательный аттракцион в Китае

Заложен на судостроительном заводе в Николаеве в декабре 1972 года, введён в боевой состав флота в 1978. Боевую службу нёс в составе 175 бригады ракетных кораблей Краснознамённого Тихоокеанского флота. В 1986-1988 гг. старшим помощником командира ТАВКР «Минск» служил Владимир Высоцкий, будущий адмирал и главнокомандующий ВМФ России.

С начала 1991 года началась подготовка ТАВКР «Минск» к переходу в Николаев на Черноморский судостроительный завод для проведения неотложного среднего ремонта, который так и не был проведён.

Решение о выводе «Минска» из состава флота было принято в один день с аналогичным решением по «Киеву»: 30 июня 1993 года.

В конце 1995 года корабль был отбуксирован в Южную Корею для разделки его корпуса на металл. Позже корабль был перепродан в Шэньчжэнь китайской компании Minsk Aircraft Carrier Industry Co Ltd. В 2006 году, когда компания обанкротилась, корабль стал частью военного парка Minsk World в Шэньчжэне.

До февраля 2016 года тематический парк Minsk World, созданный на базе корабля, находился в Шэньчжэне. Затем парк был закрыт, а корабль отбуксирован в Чжоушань для ремонта, после которого он, по словам владельцев, будет перемещён в новый тематический парк в Наньтуне.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Минск». Фото: www.globallookpress.com

Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»: разделан на металл в Корее

«Новороссийск» был заложен на заводе в Николаеве в сентябре 1975 года. По сравнению с предыдущими проектами планировалось увеличить авиагруппу, отказаться от торпед. В результате авиационная группа «Новороссийска» составила 18 самолётов и 18 вертолётов.

В боевой состав ВМФ СССР корабль вошел в ноябре 1982 года, получил распределение на Тихоокеанский флот.

Первый боевой поход корабля состоялся в 1983 году, последний — в 1991. Всего за время службы с палубы корабля было совершено 1900 взлётов самолётов и 2300 — вертолётов. Из-за сокращения финансирования в 1991 году был поставлен на отстой в Постовой бухте близ Советской Гавани Хабаровского края.

30 июня 1993 года «Новороссийск» разделил судьбу собратьев: он был исключён из состава ВМФ России.

В 1994 году продан южнокорейской компании «Янг Дистрибьюшн Компани» за 4,314 миллиона долларов США. В 1997 году утилизирован как металлолом в южнокорейском Пхохане.

Тяжёлый авианесущий крейсер «Новороссийск». Фото: РИА Новости / Владимир Родионов

Тяжёлый авианесущий крейсер «Баку»: авианосец ВМФ Индии

Последний из кораблей проекта 1143 несколько раз менял имена. Изначально его планировалось назвать «Харьков», но затем ему дали имя «Баку» в честь лидера эсминцев проекта 38.

«Баку» был заложен в декабре 1978 года, причём дообработка его проекта продолжалась в период строительства.

Корабль спустили на волу в 1982 году, но из-за различных изменений и задержек с поставкой оборудования он вошёл в боевой состав флота лишь в 1987. В авиагруппу «Баку» входило 20 самолётов и 16 вертолётов.

«Баку» должен был служить на Северном флоте, но командование решило совместить переход к месту приписки с боевой службой в Средиземноморье. Летом 1988 года крейсер осуществлял постоянное наблюдение за американским атомным многоцелевым авианосцем «Дуайт Эйзенхауэр». 17 декабря «Баку» прибыл в Североморск и был зачислен в состав 170 бригады противолодочных кораблей 7 оперативной эскадры.

В дальнейшем корабль больше не выходил на боевую службу, хотя занятия боевой подготовкой продолжались.

В 1990 году его переименовали в «Адмирал флота Советского Союза Горшков».

В 1994 году начались переговоры о продаже авианесущего крейсера Индии. Переговоры длились шесть лет, после чего в 2000 году были подписаны основные документы. Но это было только начало. Согласование стоимости корабля, его модернизации, оснащения российскими самолётами длилось почти десятилетие. Ещё дольше продолжалась собственно модернизация.

16 ноября 2013 года корабль передан ВМС Индии, и в 2014 году прибыл к новому месту службы. Расчётный срок службы авианосца, получившего новое имя («Викрамадитья»), составляет 30 лет.

Авианосец «Викрамадитья». Фото: Commons.wikimedia.org

Последний проект империи

В ходе эксплуатации авианесущих крейсеров проекта 1143 был сделан вывод: самолёты вертикального взлёта и посадки уступают своим «классическим» собратьям. В этой связи решено был строить новые авианосцы для базирования обычных самолётов. Это потребовало значительной модернизации проекта 1143. Было принято решение об отказе от части вооружения в пользу авиационной составляющей. Тем не менее и новые корабли, согласно классификации, являются не авианосцами, а авианесущими крейсерами.

Данный корабль носил следующие названия: «Советский Союз» (проект), «Рига» (закладка), «Леонид Брежнев» (спуск на воду), «Тбилиси» (испытания).

Крейсер считается кораблем проекта 1143.5. Его предшественники, соответственно, в своём коде имели цифры от 1 до 4.

«Адмирал Кузнецов» предназначается для поражения крупных надводных целей, защиты морских соединений от нападений вероятного противника с использованием авианосцев и большого количества подводных лодок. Имеет также задачу поддержки десантных операций. Строительство корабля было начато в сентябре 1982 года.

От предшественников корабль отличался впервые обеспеченной возможностью взлёта и посадки на него самолётов традиционной схемы, модифицированных вариантов сухопутных Су-27, МиГ-29 и Су-25. Для этого он имел увеличенную полётную палубу и трамплин для взлёта самолётов. Постройка впервые в СССР проводилась способом формирования корпуса из крупных блоков массой до 1400 тонн.

21 октября 1989 года недостроенный и недоукомплектованный корабль был выведен в море, чтобы дать возможность лётчикам провести цикл лётно-конструкторских испытаний самолётов, предназначенных для базирования у него на борту. В рамках этих испытаний были произведены первые взлёты и посадки самолётов. Первым лётчиком, посадившим самолёт на корабль по классической схеме, стал лётчик-испытатель Виктор Пугачёв.

Авиационная группа корабля составляет около 50 самолётов и вертолётов.

В период распада СССР власти Украины попытались предъявить свои права на авианосец, однако командир корабля Виктор Ярыгин принял решение следовать приказам командования Северного флота и увёл корабль из Севастополя. С 1 по 24 декабря 1991 года авианесущий крейсер совершил переход вокруг Европы к месту постоянного базирования в Видяеве Мурманской области.

Лётный состав из полка корабельной авиации № 100 под командованием Тимура Апакидзе, оставшийся на берегу, отказался принимать присягу Украине и составил ядро 279 полка корабельной авиации России. Лётный состав, принявший присягу Украине, был уволен в связи с расформированием полка № 100 из-за отсутствия у Украины авианесущих кораблей.

На сегодняшний день «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» — единственный действующий авианосец в составе ВМФ России. Это единственный в мире авианесущий корабль, который может находиться в Чёрном море, так как по Конвенции Монтрё проход «чистых» авианосцев через проливы Босфор и Дарданеллы запрещён, а обладающий ракетным вооружением «Адмирал Кузнецов», как уже неоднократно говорилось, считается авианесущим крейсером. С ноября 2016 года по 6 января 2017 «Адмирал Кузнецов» выполнял боевые задачи в составе оперативного соединения дальней морской зоны ВМФ России у берегов Сирии. Во время этого похода впервые в истории отечественный авианосец принял участие в реальных боевых действиях.

В 2005 году корабль был поставлен к стенке судостроительного завода в Даляне. В течение последующих 6 лет подвергался интенсивной модернизации и достройке.

8 июня 2011 года генерал Чэнь Биндэ, начальник генерального штаба НОАК, впервые официально подтвердил, что корабль будет введён в строй как авианосец, одновременно подчеркнув, что основной задачей корабля будет служба в качестве учебной и экспериментальной платформы для будущей постройки собственных китайских авианосцев.

25 сентября 2011 года авианосец был официально принят в состав ВМФ НОАК под именем «Ляонин» и с бортовым номером 16.

Авианосец «Ляонин». Фото: www.globallookpress.com

Тяжёлый авианесущий крейсер «Ульяновск»: разделан на металл на стадии строительства

Строительство корабля на заводе в Николаеве было начато в ноябре 1988 года. К середине 1991 года его готовность составляла около 18 %. В ноябре 1991 года финансирование проекта прекратилось.

В начале 1992 года и Россия, и Украина объявили, что отказываются от планов достройки корабля. С 5 февраля 1992 года начата разделка корпусных конструкций «Ульяновска».

Послесловие

В 2015 году на Международном военно-морском салоне в Петербурге был представлен проект многоцелевого тяжёлого авианосца «Шторм».

По словам президента Академии геополитических проблем, капитана 1 ранга Константина Сивкова , исходя из приоритетов Вооружённых сил РФ, строительство авианосца начнётся не ранее 2025-2030 гг.

Понравилась статья? Поделитесь ей