Контакты

223 фз до 100 тысяч статья. Ценовое ограничение закупки

В 2017 году по 223-ФЗ заключили договоры на общую сумму порядка 18,7 трлн руб. 96% закупочных процедур были неконкурентными. Треть их них пришлась на закупки у единственного поставщика. Это самые простые процедуры, в том числе выгодные по финансовым и временным затратам, поэтому заказчики отдают им предпочтение. С 2018 года юрлиц, работающих по 223-ФЗ обязали включить в свое положение исчерпывающий перечень случаев, когда закупку проводят у единственного поставщика. Во многих компания сюда относятся закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ. Об их особенностях - далее.

Закупка до 100 тысяч по 223-ФЗ: правила

В 223-ФЗ нет статьи о закупках до 100 тысяч. Кроме того, он не содержит каких-либо конкретных требований к проведению таких процедур. В частности, не указана допустимая доля закупок до 100 тысяч рублей от общего объема проведенных торгов заказчика. Закон содержит лишь общие правила:

  • закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ проводятся на основании внутреннего документа заказчика;
  • заказчик может не отражать сведения о малых закупках в ЕИС и реестре договоров;
  • при проведении процедуры следует руководствоваться положением о закупке.

Итак, мы разобрались с тем, что закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ не включаются в план закупок. Публикация сведений о таких закупках в ЕИС также остается на усмотрение заказчика.

А вот в отчете обязательно должны быть отражены в том числе процедуры до 100 тыс. руб., о чем забывают многие заказчики. В отчете отражаются данные о количестве и общей стоимости договоров, включая малые закупки. Напомним, что он сдается ежемесячно, до 10-го числа месяца, идущего за отчетным.

На наш ФГУП, если я правильно понимаю, распространяется перевод закупок за счет собственных средств на Закон № 223-ФЗ. В положении о закупке надо отдельно прописать, что контракты, которые заключали по Закону № 44-ФЗ, продолжаем по нему исполнять?

Как проводятся закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ

Каждый заказчик хотя бы раз в году проводит небольшие закупки до 100 тысяч по 223-ФЗ. Организовывать полноценную конкурентную процедуру в этом случае затратно, поэтому в целях экономии времени и бюджета компании прибегают к закупкам у единственного поставщика. Такие процедуры называют прямыми. Они проводятся двумя способами:

  • заказчик направляет предложение конкретному поставщику, которые отвечает всем требованиям;
  • заказчик принимает предложение конкретного исполнителя.

Сколько можно заключить договоров до 100 тысяч по 223-ФЗ

Закон не содержит ограничений для закупок до 100 тысяч по 223-ФЗ у единственного поставщика. Единственное правило: четко прописать в своем положении, когда заказчик вправе выбирать неконкурентную процедуру, и придерживаться этого. Конкретный объем закупок, которые можно провести у единственного поставщика, компания может прописать в положении. Не рекомендуется дробление закупок до 100 тысяч по 223-ФЗ, поскольку в этом случае у ФАС могут возникнуть претензии.

Образец договора по 223-ФЗ до 100 тысяч

Договоры до 100 тысяч по 223-ФЗ имеют такой же внешний вид, как и другие соглашения между заказчиками и поставщиками. Каких-то особых условий для них нет. Главное - это придерживаться своего положения о закупках и требований ГК РФ. Договор до 100 тысяч по 223-ФЗ в 2018 году должен содержать:

  • наименования сторон или ФИО, если это физлица;
  • предмет (товар, работа или услуга);
  • сроки исполнения обязательств (порядок поставки и оплаты, приемки);
  • стоимость и наличие аванса;
  • право на привлечение третьих лиц;
  • требования к качеству;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешения споров.

Вложенные файлы

  • Образец договора по 223-ФЗ о поставке товара.docx

Как стать единственным поставщиком малого объема по 44-ФЗ, об особенностях закупок до 100 тыс. рублей, о дроблении закупок на множество мелких, узнайте из статьи.

Как стать единственным поставщиком малого объема по 44-ФЗ

Определение единственного поставщика малого объема, с которым будет заключен контракт, осуществляет сам заказчик (п.4 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ). Поставщик может только обеспечить свое соответствие критериям выбора заказчика, например, предлагать оптимальные для него условия (разумеется, не договариваясь предварительно), иметь добросовестную репутацию и перечень аналогичных заключенных контрактов в своем опыте.

Заключить контракт с единственным поставщиком можно в определенных законом ситуациях.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Что делать, если контрольный орган вовремя не согласовал контракт с единственным поставщиком

Представим ситуацию, что заказчику нужно согласовать возможность заключить контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Он обратился для этого в контрольный орган. Но тот в течение регламентированного срока не дал никакого ответа — ни разрешил, ни отказал. Расскажем, как действовать в таком случае заказчику .

Особенности закупок до 100 тыс. руб.

1. Обеспечение контракта

Необходимо ли единственному поставщику предоставлять обеспечение контракта при закупке малого объема? Закон оставляет вопрос требования обеспечения на усмотрение заказчика в отношении закупок малого объема, равно как и в отношении некоторых других случаев закупки у единственного поставщика.

В п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ конкретизировано, что сумма закупки у единственного поставщика не должна превышать ста тысяч рублей. При этом годовой объем закупок не должен составлять более 2 миллионов рублей в общем годовом объеме, или не должен превышать 5% совокупного годового объема всех закупок, и составлять более чем 50 миллионов рублей. Используйте в своей работе. Также в статье вы найдете ответы на пять горячих вопросов по малым закупкам.

2. Обоснование цены

Согласно ст. 93 44-ФЗ, закон также не обязывает заказчика прилагать к проекту контракта обоснование цены . Необходимость ее обоснования предусмотрена другой статьей, под номером 22 Закона №44-ФЗ, которая не содержит исключений относительно закупок малого объема.

Даже если в определенном случае Закон № 44-ФЗ не требует обосновывать цену контракта, лучше это сделать. Оформите отдельный документ, где обоснуете цену, и храните его вместе с контрактом. Это поможет, если у органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля возникнут вопросы во время проверки (п. 3 ч. 8 ст. 99 Закона № 44-ФЗ).

Ситуация

Заказчик закупает товары у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб. Правомерно ли заключить контракт с участником, от которого поступило минимальное предложение о цене контракта?

Да, правомерно. Заказчик вправе заключить контракт с единственным поставщиком по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ по наименьшей цене, которую получил в результате мониторинга рынка. Такое разъяснение приведено в абз. 8 п. 2 письма Минэкономразвития России от 03.03.2014 № Д28И-254.

3. План-график закупок

В плане-графике закупок товары, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 000 руб. указывается в столбцах 1, 9 и 13 формы планов-графиков по каждому коду бюджетной классификации в размере годового объема финансового обеспечения. Соответственно, если несколько КБК, то каждый КБК укажите в отдельной строке таблицы.

4. Сведения в реестр контрактов до 100 тыс. руб.

В реестр контрактов, в том числе, не включается информация о контрактах, заключенных с единственным поставщиком на сумму до 100 тысяч рублей (ч. 1 ст. 103 Закона № 44-ФЗ).

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки.
Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Почему заказчику опасно дробить контракты, а поставщику - исполнять их

Из статьи вы узнаете:
✔ Какие признаки укажут на дробление закупок;
✔ Когда в закупке находят нарушения, а когда нет;
✔ Почему поставщику надо избегать раздробленных контрактов.

Скачать статью

Дробление закупки

При заключении контракта с единственным поставщиком, как заказчику, так и самому поставщику следует принять во внимание, что искусственное "дробление" закупки может быть признано методом ограничения конкуренции.

Поясним, Закон №44-ФЗ прямо не запрещает заключить на протяжении полугода два, пять или десять контрактов с одним и тем же поставщиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93, то есть, совершить множество закупок малого объема, не превышая максимальный лимит . Вместе с тем, согласно ч. 5 ст. 24 закона о контрактной системе, заказчик не может совершать действий, приводящих к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Вложенные файлы

  • Что делать, если контрольный орган вовремя не согласовал контракт с единственным поставщиком.doc
  • Почему заказчику опасно дробить закупки.pdf

Закупка одноименных (однородных) товаров по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ устанавливает лишь общие принципы проведения закупок товаров, работ, услуг и основные требования, предъявляемые к закупочным процедурам. Этот Закон не устанавливает перечня способов закупки и условий их применения, все эти положения регулируются положением о закупке, утверждаемым самим заказчиком (ст. 2 Закона N 223-ФЗ). В том числе, Закон N 223-ФЗ никак не регулирует возможности применения тех или иных способов для закупки одноименных (однородных) товаров, работ, услуг, в частности, не содержит каких-либо ограничений по сумме, на которую они могут приобретаться в течение того или иного периода.

Равным образом Закон N 223-ФЗ не регулирует формирование предмета закупки (предмета договора, заключаемого по итогам закупочной процедуры). Определенные ограничения вытекают только из ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», которой установлен запрет на ограничение конкуренции между участниками торгов, запроса котировок путем включения в состав лотов продукции (товаров, работ, услуг), технологически и функционально не связанной с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов или запроса котировок, которая распространяется на все закупки, осуществляемые в соответствии с Законом N 223-ФЗ в силу ч. 5 той же статьи (по смыслу данных норм — на все закупки, осуществляемые конкурентными способами). Запрета же на разделение закупки связанных между собой товаров, работ, услуг на предметы нескольких работ законодательство не содержит.

В то же время, по нашему мнению, нельзя исключать возникновения конфликтной ситуации в связи с «дроблением предмета закупки». Схожий термин («необоснованное дробление заказов») появился в период действия Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 94-ФЗ) в связи с установленными рядом его норм ограничениями на приобретение одноименных товаров, работ, услуг по итогам запроса котировок, размещения заказа у единственного контрагента в течение одного квартала определенными суммами (ч. 3 ст. 42, п.п. 14 и 14.1 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ). Как раз в отношении одной из норм, п. 14 ч. 2 ст. 55 Закона N 94-ФЗ, в постановлении Президиума ВАС РФ от 12.07.2011 N 2518/11 было указано, что она «направлена на пресечение искусственного разделения (дробления) единого заказа на группу однородных» с целью отказа от проведения торгов. Формально «необоснованное дробление заказа» было возможно квалифицировать только в отношении формирования контрактов, заключаемых именно субъектами, руководствующимися Законом N 94-ФЗ, и только во время действия указанных норм этого Закона.

Однако, по нашему мнению, существует возможность обжалования схожих действий заказчика, руководствующегося нормами Закона N 223-ФЗ, фактически направленных на несоблюдение норм утвержденного им положения. Из ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, определяющего положение о закупке как правовой акт, следует, что исполнение норм положения о закупке, утвержденного и размещенного в единой информационной системе (далее — ЕИС) заказчиком, обязательно для него. Соответственно, выбор способа закупки в любой ситуации зависит от содержания положения о закупке. И в том случае, например, если положением закупки возможность применения закупки у единственного контрагента или проведения какого-либо способа закупки ограничена ценой (начальной (максимальной) ценой договора, разделение предмета закупки на предметы разных договоров может производиться для избежания необходимости проведения конкурентного способа закупки или более сложного (более длительного) конкурентного способа. В таком случае, по нашему мнению, такие действия заказчика могут быть обжалованы участниками закупки в судебном порядке на основании ч. 9 ст. 3 Закона N 223-ФЗ. Это возможно, например, через требование признать ряд договоров, приобретаемые по которым товары, работы, услуги технически и (или) функционально дополняют друг друга, притворными сделками, прикрывающими другую сделку, направленную на выполнение всего комплекса работ, оказания всего комплекса услуг, поставки всего комплекта товаров, необходимых для определенной цели (например, монтаж комплекса оборудования) (п. 2 ст. 170 ГК РФ). При этом, заметим, технически и (или) функционально дополняющие друг друга товары, работы, услуги не обязательно должны быть одноименными (однородными).

В любом случае, безусловно, окончательно вопрос о «необоснованном дроблении предмета закупки» в случае возникновения конфликта может быть решен только судом, исходя из обстоятельств конкретного дела. Представляется, что, например, договоры на выполнение одноименных (однородных) работ на разных объектах, на приобретение одноименных (однородных) товаров для комплектации или обеспечения работы различных единиц оборудования и тому подобные закупки, обуславливаемые технологическими условиями удовлетворения фактически сложившихся нужд заказчика, не могут быть признаны притворными. И в любом случае необходимо будет учитывать нормы положения о закупке, в том числе регулирующие формирование предмета договора, если таковые имеются.

Правоприменительной практики по данному вопросу нам найти не удалось.

Такой Минэкономразвития сделало для случаев, когда в рамках договора предусмотрены допсоглашения, и в итоге его стоимость стала больше 100 тыс. руб.

Ранее ведомство высказывало применительно к ситуации, когда заключаются несколько договоров в рамках одной закупки, суммарная стоимость которой в конце финансового года превышает 100 тыс. руб.

В новом, как и прежде, ведомство обосновало свое мнение положениями Закона N 223-ФЗ. Согласно им заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ или услуг, стоимость которых не превышает 100 тыс. руб.

Соответственно, если превышение есть, сведения о закупке нужно разместить в ЕИС.

Напомним, кроме этого заказчик указанные сведения в реестр договоров.

Нарушителю, не разместившему информацию о закупке в ЕИС, . Для должностных лиц он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб.

Документ: Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 N ОГ-Д28-15138

Источник: Консультант Плюс

Письмо Минэкономразвития России от 16.12.2016 N ОГ-Д28-15138

Вопрос: О размещении в ЕИС сведений о закупке товаров, работ, услуг стоимостью до 100 тыс. руб.

Ответ:

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России в рамках своей компетенции рассмотрел обращение по вопросу о разъяснении отдельных положений Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Закон N 223-ФЗ) и сообщает.

В соответствии с пунктом 15 статьи 4 Закона N 223-ФЗ заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает ста тысяч рублей.

При этом в случае если в рамках договора предусмотрено заключение дополнительного соглашения, в результате чего суммарная стоимость договора превысит сто тысяч рублей, то сведения о закупке подлежат публикации в единой информационной системе.

Одновременно Департамент развития контрактной системы Минэкономразвития России обращает внимание, что юридическую силу имеют разъяснения органа государственной власти, в случае если данный орган наделен в соответствии с законодательством Российской Федерации специальной компетенцией издавать разъяснения по применению положений нормативных правовых актов. Минэкономразвития России — федеральный орган исполнительной власти, действующими нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе Положением о Министерстве, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 г. N 437, не наделенный компетенцией по разъяснению законодательства Российской Федерации.

Директор Департамента

развития контрактной системы

М.В.ЧЕМЕРИСОВ

Для закупки товаров и услуг компании могут использовать так называемые неконкурентные способы. Каковы особенности такой процедуры в рамках 223-ФЗ?

Основания закупки у единственного поставщика

Когда заказчику требуется провести закупку у единственного поставщика по 223 ФЗ, определение исполнителя часто происходит через прямое приглашение заключить договор. Заказчик вправе провести процедуру, если сведения о ней есть в Положении и в Плане, которые размещены в ЕИС. В Положении также должны быть перечислены критерии выбора процедуры:

  • начальная цена ниже конкретного значения;
  • совместимая / уникальная продукция;
  • срочная потребность;
  • несостоявшаяся конкурентная процедура;
  • обязательства перед третьими лицами;
  • продукция для текущей хозяйственной деятельности;
  • ограниченный круг участников процедуры.

Порядок закупки у единственного поставщика 223 ФЗ

Потребуется выполнить три шага:

  1. Разместить в ЕИС документацию о закупке.
  2. Заключить договор.
  3. Внести информацию о сделке реестр.

На основании ч. 5 ст. 4 223-ФЗ заказчики обязаны размещать в ЕИС пакет документов, кроме случаев, когда начальная цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб. для крупных заказчиков), и, если сделка заключается с единственным поставщиком на условиях несостоявшейся конкурентной процедуры.

Пакет документов для таких сделок включает:

  • извещение;
  • закупочную документацию;
  • проект договора;
  • протокол.

В случае, когда исполнителем является единственный поставщик 223 ФЗ, срок заключения договора устанавливается в соответствии с Положением. После подписания сведения о договоре необходимо внести в реестр в течение трех рабочих дней. Не вносится информация по сделкам, которые не размещены в ЕИС, а также, если их цена не превышает 100 000 руб. (500 000 руб.

ФАС допускает возможность «дробления» закупки одноименного товара контрактами до 100 тысяч

для крупных заказчиков).

Сближение практики 44-ФЗ и 223-ФЗ

15.09.2015 в Государственной думе принят в первом чтении законопроект № 821534-6 по реформированию закупок у единственного поставщика и других конкурентных процедур. Когда законопроект вступит в силу, порядок проведения конкурентных заказов по 223-ФЗ будет подробно регламентирован аналогично положениям 44-ФЗ. При этом заказывать товары, работы, услуги у единственного поставщика отдельным видам юридических лиц можно будет, если размер начальной (максимальной) цены превысит установленный кабинетом министров лимит. В этом отчетливо прослеживается сближение практики контрактной системы с коммерческими закупками.

Доброе утро! Подскажите, пожалуйста, при закупке товаров, работ, услуг до 100 тысяч рублей по 223-ФЗ каким образом определить группу(раньше были коды ОКДП и 100 т.р. в квартал). А теперь 100 т.р. в день, в месяц, квартал, год? Может это статья ЭКР. Или как пропишем в положении так и будет. Совсем запутались, помогите! Являемся бюджетным учреждением здравоохранения.

  • Вопрос: №385 от: 2013-12-24.

ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее Закон 223-ФЗ) является рамочным, т.е. регулирует определенные моменты, которые прямо отражены в законе.

Согласно ч. 1 ст. 2 Закона 223-ФЗ при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее — положение о закупке).

В соответствии с ч.

Малые закупки по 223-ФЗ

2 ст. 2 Закона 223-ФЗ положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Следовательно, что напрямую не указано в законе 223-ФЗ, заказчик изобретает и исполняет в рамках принятого положения о закупках.

В отношении разделения по товарным группам или применения номенклатуры товаров, работ, услуг при заключении договоров до 100 тысяч рублей Закон 223-ФЗ не предусматривает каких - либо обязательных требований.

Таким образом, заказчик при разработке положения имеет право определять, имеется ли необходимость создавать себе ограничения включением в положение номенклатуры товаров, работ, услуг при заключении договоров до 100 тысяч рублей или не создавать себе лишних трудностей пока законодатель не урегулирует данные правоотношения.

Для более развернутой консультации рекомендуем Вам обратиться к адвокату Ивлеву Сергею Сергеевичу по адресу: г. Оренбург, ул. Шевченко 20В, офис 414, тел.: 8-912-351-26-42. Также учреждение имеет право заключить с адвокатом договор об абонентском юридическом обслуживании.

Закупка у единственного поставщика — самый распространенный способ закупки, который используют исполнители Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Этот способ позволяет заказчику оперативно покупать недорогие или специфические товары, услуги, работы. Договор заключается с исполнителем (поставщиком) напрямую.

Порядок проведения закупки у единственного поставщика, а также основания выбора способа и максимальную стоимость исполнители № 223-ФЗ должны прописывать в собственном положении о закупке.

Положения о закупке следует проработать тщательно, чтобы пользоваться ей в полной мере. В нем указывается весь список видов закупок, которые осуществляются о конкретного поставщика. Анализ показывает, что учреждения включают в перечень около 30 оснований, которые позволяют организовывать прямые закупки. В разделе могут быть прописаны и специфические потребности заказчика, например, закупка услуг по изготовлению произведения искусства или утилизация медотходов. Однако надо помнить, что абсолютно все закупки у заказчика не могут быть прямыми. Это противоречит принципам № 223-ФЗ.

Если отдельные основания не включены в положение о закупке, тогда учреждению грозит штраф. Впрочем, есть альтернатива — закупку осуществлять не 223 ФЗ, а по 44 ФЗ, который намного жестче. При прямой закупке по № 223-ФЗ в соответствующем разделе должны быть перечислены товары и услуги, присутствующие в Постановлении № 616 и их надо приобретать с электронной форме. Иначе должностному лицу заказчику грозит штраф в размере 10 — 30 тысяч рублей, а самому предприятию — 100 — 300 тысяч рублей.

Еще один важный момент: необходимо раскрывать информацию о закупке. Если сведения скрыты, то предприятию вновь грозят штрафы. К примеру, по ч. 5 ст. 7.32.3 КоАП РФ за не публикацию данных о закупке на ресурсе zakupki.gov.ru должностному лицу могут выписать штраф максимум 50 тысяч рублей, а юридическому лицу — максимум 300 тысяч рублей. Получается, необходимо вовремя публиковать все сведения, включая отчеты по заключенным договорам.

Ценовое ограничение закупки

Среди оснований для покупки у единственного поставщика товара или услуги есть случаи, когда цена закупки не выше определенного лимита. В № 223-ФЗ не прописано максимальной суммы такой закупки, другими словами, заказчик должен сам определить ее и отобразить в положении о закупке. Разные учреждения суммы прописывают абсолютно разные, и до 100 тысяч рублей, и до 400 тысяч рублей, и даже до миллиона рублей. Но какая бы цена не указывалась в документе, лучше разграничить прямые закупки ценой до 100 тысяч рублей и более.

Ч. 15 ст. 4№ 223-ФЗ позволяет заказчикам не сообщать о закупках ценой до 100 тысяч рублей. Информацию о них не обязательно размешать на ресурсе zakupki.gov.ru. Получается, что закупки у единственного поставщика, которые находятся в таком диапазоне цен, можно проводить без дополнительных процедур.

В Федеральный закон в 2016 году планируются поправки. Сейчас они находятся на рассмотрении в Государственной думе РФ. Касаются они и закупок у единственного поставщика. Согласно предложениям, заказчик сможет сам в положении определять набор случаев проведения закупок. Но перечень уже должен быть закрытым. Другими словами, формулировки из разряда «в иных случаях по решению руководителя заказчика» не допускаются. В перечне нужно отразить случаи, когда в конкурентной закупке участвовал и остался один потенциальный поставщик. С ним заказчик будет обязан подписать договор. Кроме этого, публикация данных о закупке у единственного поставщика будет правом заказчика, а не обязанностью. Упростить предлагают и форму ежемесячной отчетности. Но в случае закрытой прямой закупки публиковать закупочную информацию заказчику запрещено.

Если стоимость договора по 223-ФЗ превышает 100 тыс. руб., то сведения о закупке должны быть размещены в Единой информационной системе (ЕИС). Зачастую сумма бывает превышена из-за заключения допсоглашения, предусмотренного договором. В каких случаях нужно публиковать сведения о малой закупке в ЕИС и какие возможны нарушения на таких торгах, рассказали эксперты Т94.

"Согласно 223-ФЗ, заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке до 100 тыс. руб., — напомнил Сергей Фахретдинов, руководитель комитета "Деловая Россия" по развитию взаимодействия бизнеса и госкомпаний. - Также, в случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более 5 млрд руб., заказчик вправе не размещать в ЕИС сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тыс. руб".

Как сообщили Т94 в пресс-службе Министерства экономического развития РФ, считается, что в этих случаях заказчиком осуществляются мелкие закупки, и целесообразность проведения конкурентных торговых процедур отпадает. Также заказчик вправе не размещать в ЕИС информацию о закупке, когда заключаются несколько договоров в рамках одной закупки, суммарная стоимость которой в конце финансового года превышает 100 тыс. руб. По словам Сергея Фахретдинова, такой возможностью нередко пользуются заказчики. Ведь в этом случае не нужно показывать закупку. Провести ее можно у единственного поставщика, что гораздо проще, чем при конкурентных процедурах.

Но существует и противоположная ситуация, когда закупка, наоборот, не разбивается на несколько мелких, а небольшие, но различные, товарные группы объединяется в одну крупную закупку. Госзаказчикам легче провести закупку по одному лоту у крупного интегратора-поставщика, нежели искать возможных поставщиков среди малого и среднего бизнеса, поясняет Сергей Фахретдинов. В МЭР отмечают, что прямые закупки у поставщика до 100/500 тыс. руб. заказчик вправе не включать в план закупок, но сведения о них отображаются в ежемесячном отчете и полугодовом отчете для Федеральной службы государственной статистики.

"Закон о закупках не регламентирует ценовой порог закупки у единственного источника, заказчик делает это самостоятельно в положении о закупке, руководствуясь положениями статьи 2 закона. Если положением о закупке предусмотрена возможность закупки товаров, работ, услуг у единственного поставщика на сумму, например, до 250 тыс. руб., то сведения о таких закупках, если они превышают 100 тыс. руб., а годовая выручка заказчика за предыдущий год не превышает 5 млрд руб., также должны публиковаться в ЕИС", — пояснили в министерстве.

Для популяризации закупок до 100 тыс. руб. необходимо создать подобие "электронного магазина", где процедура будет понятной, простой и автоматизированной, предлагает Сергей Фахретдинов. "Информационная открытость создаст конкурентную среду среди поставщиков и широкий выбор для заказчиков", — отмечает эксперт.

Если говорить о допсоглашениях, которые могут быть предусмотрены договором, то они заключаются по мере необходимости. Информация же о малых закупках подлежит размещению в ЕИС, в случае, когда они осуществляются на конкурентной основе, подчеркивают в Минэкономразвития.

Примеров нарушений на торгах по малым формам закупок в министерстве не назвали. Рассказали только, что часто бывают случаи, когда разбивают одну крупную закупку на несколько мелких, но не для того, чтобы ее скрыть, а для того, чтобы оплачивать контракт "траншами" в несколько этапов.

Что касается закона о контрактной системе, где есть пункт о таких малых закупках, то о нем Т94 подробно рассказал Николай Баранов, заместитель директора Центра профессионального развития государственных служащих академии при Президенте РФ. "44-ФЗ также не обязывает заказчика размещать в ЕИС информацию о закупках до 100 тыс. руб. Но заказчику необходимо вести учет и регистрацию всех контрактов, хранить всю документацию. В конце финансового года по таким закупкам необходимо будет отчитаться путем составления отчетов, которые размещаются в ЕИС", — говорит эксперт.

Согласно закону о контрактной системе, при осуществлении закупки у единственного поставщика заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее, чем за пять дней до даты заключения контракта. Но на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется. Кроме этого, в госзакупках действует постановление, где говорится, что заказчики размещают отчет об исполнении госконтракта и о результатах отдельного этапа его исполнения в ЕИС в сфере закупок. Но также на закупку до 100 тыс. руб. это требование не распространяется.

По словам Николая Баранова, заключать дополнительные соглашения госзаказчикам невыгодно, им проще провести новую закупку. Но если подписание соглашения случилось, то сведения о закупке нужно публиковать в ЕИС постфактум, ограничение только по лимитам таких закупок. За всем этим процессом и соблюдением лимитов должен следить контрактный управляющий.
Относительно нарушений в рамках контрактной системы, эксперт отметил, что заказчик может быть привлечен к ответственности за намеренное дробление до 100 тыс. руб. той закупки, которую можно было провести конкурентным способом — например, идентичных товаров, работ, услуг. В таком случае Федеральная антимонопольная служба может обязать заказчика провести закупку иначе.

Итак, в случае не размещения информации о закупке в ЕИС, нарушителю грозит штраф. Для должностных лиц по 223-ФЗ он составляет от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Меры наказания подробно описаны в Кодексе об административных правонарушениях. В Минэкономразвития говорят, что обычно информацию о мелких закупках не утаивают, это вредит репутации заказчика. Эксперты отмечают, что и в рамках контрактной системы заказчики редко скрывают закупки, немногим превышающие 100 тыс. руб. Чаще всего они попадаются на нарушении лимитов. В этом случае заказчик может быть привлечен к административной ответственности и оштрафован на сумму свыше 30 тыс. руб. Чтобы избежать наказания рублем, заказчику необходимо отслеживать потраченные суммы и вести отдельный реестр для таких контрактов.

Понравилась статья? Поделитесь ей