Контакты

Заметка в газету о волонтерской деятельности. В помощь библиотекарю. К Году добровольца (волонтера). Отличительные признаки добровольчества

УДК 378.183-057.875 Подхомутникова Марина Викторовна

кандидат политических наук, преподаватель кафедры истории и культурологии

Кубанского государственного университета [email protected]

РАЗВИТИЕ ДОБРОВОЛЬЧЕСТВА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ

Podkhomutnikova Marina Viktorovna

PhD in Political Science, Lecturer of the History and Cultural Science Department, Kuban State University [email protected]

DEVELOPMENT OF VOLUNTEERING AMONG YOUNG PEOPLE

Аннотация:

В статье рассматривается роль волонтерского движения в жизни молодежи. Особое внимание уделено организации волонтерства в высшей школе как важного компонента процесса социализации студенческой молодежи, ее социальной активности. Проанализирован опыт организации добровольческой деятельности студентов в Кубанском государственном университете.

Ключевые слова:

молодежь, волонтерское движение, добровольчество, волонтерский центр.

The article discusses the role of volunteer movement in lives of the young people, in particular, organization of the volunteering in the higher school. The volunteers’ activities are considered to be an important component of the students’ socialization. The author studies experience of volunteer services organization in the Kuban State University, and gives some guidelines for volunteers’ work improvement.

youth, volunteer movement, volunteering, volunteers’ center.

Одна из самых заметных тенденций, проявившихся в последние годы, - рост волонтерства (добровольчества). Добровольчество (волонтерство) - это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях, направленных на решение социальных, культурных, экономических, экологических проблем в обществе, не связанных с извлечением прибыли. Молодежное добровольчество - практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.

В настоящее время большую роль в развитии волонтерской добровольческой деятельности играет студенческая молодежь. Среди студенческой молодежи возникают и развиваются волонтерские отряды, организации и движения.

Волонтерство как молодежное движение в России только набирает свои обороты в развитии. Во многих городах оно играет немаловажную роль. Город Краснодар является площадкой для консолидации усилий общественных организаций, органов власти в развитии добровольчества - одного из приоритетных направлений реализации государственной молодежной политики на муниципальном уровне. Согласно приказу департамента молодежной политики Краснодарского края «Об организации добровольческой (волонтерской) деятельности в Краснодарском крае» от 1 июня 2010 г. № 183 во многих высших учебных заведениях Кубани были открыты волонтерские центры. Основными задачами деятельности этих центров является: предоставление возможности молодым людям проявить себя, реализовать свой потенциал; формирование общественной ценности добровольчества (волонтерства) и позитивного общественного мнения относительно участия молодых граждан в добровольческой (волонтерской) деятельности; развитие системы информационно-консультационной и образовательной поддержки добровольческой деятельности.

В Кубанском государственном университете (КубГУ) 14 мая 2011 г. официально начал работу Волонтерский центр КубГУ. К Олимпийским играм в г. Сочи волонтерский центр КубГУ должен подготовить и обучить 2 850 волонтеров. Волонтерский центр объединил в себе 25 волонтерских отрядов различных факультетов вуза. По данным Центра, за последние три года более 4 500 студентов, преподавателей и сотрудников КубГУ приняли участие в 32 социальных акциях.

Миссия Волонтерского центра КубГУ заключается в пропаганде добровольчества, мотивации и привлечении молодежи к добровольному труду для продвижения олимпийских ценностей, во имя всеобщего блага и приумножения социального капитала России, формирование ее привлекательного имиджа в мировом сообществе. Со студентами-волонтерами в КубГУ работают преподаватели, юристы, специалисты по связям с общественностью, врачи-наркологи, специалисты по работе с молодежью, работники научной библиотеки и др. Цель этой работы - приобрести опыт волонтерской работы и затем самостоятельно работать в молодежной среде.

Традиция волонтерства сильна в Кубанском государственном университете. Еще в 1999 г. на базе наркологического анонимного кабинета была создана Межвузовская волонтерская организация г. Краснодара. Потенциал волонтеров, работающих под руководством врачей-наркологов, используется для профилактики наркозависимости среди молодежи. Задача студентов-волонтеров заключается в мотивировании молодежи к самостоятельному решению своих проблем без употребления наркотиков.

Волонтеры проводят большую работу среди студентов, учащихся школ пригорода г. Краснодара: принимают участие в волонтерском анкетировании, беседуют о последствии приема наркотиков, алкоголя, табакокурения, проводят круглые столы, тренинги «Как сказать наркотику нет!», мастер-классы, деловые игры, направленные на усиление личностных ресурсов. Перед анкетированием со студентами, школьниками волонтеры проводят беседы о целях анкетирования и важности правильного заполнения анкет. После проведения мониторинговых исследований, анализа ситуации осуществляются планирование и организация профилактических мероприятий, апробация модели волонтерского движения в проблемной среде, подготовка и выпуск методических рекомендаций и другой антинаркотической литературы.

Студенты-волонтеры КубГУ неоднократно участвовали в теле- и радиопередачах, публиковали статьи в газетах и журналах краевого и муниципального уровня. Ребята принимали участие в реализации проекта Общественной палаты РФ «От сердца к сердцу» (г. Ростов-на-Дону). Цель проекта: создание условий для эффективного вовлечения молодежи в решение социальных проблем и обмен опытом среди представителей ЮФО. Это проект проходил в три этапа, после его завершения волонтеры получили сертификаты и книжки волонтера. Работа волонтеров КубГУ отмечена многочисленными грамотами, благодарностями, ценными подарками со стороны администрации города, Карасунского округа, директоров школ г. Краснодара.

В 2002 г. в КубГУ на добровольных началах появляется студенческий педагогический отряд «Лидер» - общественное объединение студентов различных специальностей и курсов, добровольно изъявивших желание в свободное от учебы время участвовать в творческой, социально-значимой деятельности. В следующем году в структуре педагогического отряда создается волонтерское движение «Милосердие», для которых девизом жизни стали слова: «Спешите делать добро, если успели - вам повезло!». О деятельности этого отряда можно узнать на сайте Кубанского государственного университета, где публикуются материалы о проведенных добровольческих акциях. В рамках губернаторской благотворительной программы «Цветик-семицветик. Вместе поможем детям»

ежегодно в КубГУ проводятся волонтерские акции по сбору денежных средств, а также выставки-продажи детских поделок.

Ребята, пришедшие по зову сердца, не останавливаются на достигнутом, они ищут новые формы работы со своим сверстниками для расширения волонтерского движения. На сегодняшний день в КубГУ насчитывается более 150 добровольцев, получивших личные книжки волонтеров.

Добровольческое (волонтерское) движение в КубГУ - это сложный, динамичный, развивающийся процесс. Несмотря на успехи в области добровольчества, необходимо сказать и о недостатках. Например, из всего числа созданных на факультетах добровольческих отрядов активно работают лишь единицы, среди них волонтерский отряд факультета химии и высоких технологий «Prima materia», педагогический отряд «Милосердие» факультета педагогики, психологии и коммуникативистики и волонтерский отряд «Акварель» факультета журналистики.

Среди мотивов добровольческой (волонтерской) деятельности можно выделить общественные мотивы (высокая требовательность к себе, коллегам, результатам своего труда, чувство ответственности, долга, патриотизма, сострадания и др.), познавательные мотивы, прагматические мотивы, увлечение внешними признаками, мотивы подражания.

Основными мотивами добровольческой деятельности являются:

Реализация личностного потенциала, проявление своих способностей и возможностей, осуществление человеческого предназначения. Это ведущие мотивы участия человека в социально значимой деятельности. Важная роль в поддержании данной мотивации принадлежит осознанию человеком собственного внутреннего потенциала, определению личной миссии, выбору жизненного пути.

Общественное признание, чувство социальной значимости. Для человека важно получить положительное подкрепление своей деятельности со стороны значимых окружающих, утвердиться в собственных глазах, ощутить свою причастность к общеполезному делу. Основа данной мотивации - потребность человека в высокой самооценке и в оценке со стороны окружающих. Такая оценка играет важную роль в выборе человеком целей и задач собственной деятельности, направления личностного роста.

Самовыражение и самоопределение. Возможность проявить себя, заявить о своей жизненной позиции, найти свое место в системе общественных отношений. Потребность человека в осознании собственной индивидуальности, уникальности своего внутреннего мира и желание выполнять в обществе роль, согласно своей индивидуальности - основа мотивации самовыражения и самоопределения.

Профессиональное ориентирование. Добровольческая деятельность позволяет человеку, особенно молодому, лучше сориентироваться в различных видах профессиональной деятельности, получить реальное представление о предполагаемой профессии или выбрать направление профессиональной подготовки.

Приобретение полезных социальных и практических навыков. Добровольческая (волонтерская) деятельность позволяет приобрести полезные навыки, напрямую не относящиеся к профессиональному выбору человека, но важные для жизни. К ним можно отнести приобретение навыков работы с компьютером, с различными видами техники, строительных навыков, опыта межличностного взаимодействия. Потребность в деятельностном и социальном освоении окружающего мира, в использовании всех возможностей, предоставляемых человеку обществом - одна из насущных потребностей современного человека.

Возможность общения, дружеского взаимодействия с единомышленниками. Добровольческая деятельность позволяет приобрести единомышленников, найти значимый для себя круг общения и получить поддержку в дружеском взаимодействии. Одна из глу-

бинных человеческих потребностей - потребность быть принятым и вовлеченным в лич-ностно значимые социальные отношения.

Добровольческая деятельность дает молодому человеку возможность проявить себя в различных моделях взаимодействия, приобрести навыки, необходимые в дальнейшей жизни для ответственного лидерства и исполнительской деятельности. Потребность в приобретении опыта ответственного взаимодействия является осознанной социальной потребностью.

1. Об организации добровольческой (волонтерской) деятельности в Краснодарском крае: приказ департамента молодежной политики Краснодарского края от 1 июня 2010 г. № 183 [Электронный ресурс]. URL: http://rabotakuban.in fo/files/prikaz2010.doc (дата обращения: 4.12.2012).

2. Студенческий педагогический отряд «Лидер». URL: http://kubsu.ru/Studlife/trudotr/leader (дата обращения:

References (transliterated):

1. Ob organizatsii dobrovol"cheskoy (volonterskoy) deyatel"nosti v Krasnodarskom krae: prikaz departamenta mo-lodezhnoy politiki Krasnodarskogo kraya ot 1 iyunya 2010 g. № 183 . URL: http://rabotakuban.in fo/files/prikaz2010.doc (date of access: 4.12.2012).

В какой-то момент накрывает усталость от всего: и от бесконечных красот инстаграмма, и от чрезмерного креатива «ВКонтакте», и даже от политизированности Facebook. Наступает момент, когда хочется встать и выйти на улицу, увидеть живых людей, банально помочь хоть кому-нибудь перейти через дорогу в подсознательной надежде на то, что это снимут видеорегистраторы, выложат в Сеть, ты поделишься, и благословенные лайки замигают красным. Одергиваешь себя – ведь не ради славы! Множество лайков можно заработать и простым репостом просьбы о помощи, особенно если дописать пару слов от себя, поставить восклицательные знаки где надо – плавали, знаем. Совесть можно успокоить, перечислив деньги на счет очередного фонда. Но в какой-то момент это перестает быть достаточным. И потребность сделать что-то хорошее-великое-вечное перевешивает все. Вспоминаешь, начинаешь вбивать в поисковиках все возможные сочетания со словом «добро» и в какой-то момент зависаешь на одном из сайтов. В моем случае это оказался сайт добровольческого движения «Даниловцы», хотя с таким же успехом я могла бы остаться и на «Милосердии» или «Старших братьях и сестрах».

Просто совпало. Совпало на пластилиновом слоненке.

«Ваня – мой самый-самый первый подопечный. В первое мое посещение РДКБ (Российская детская клиническая больница. – «НГ-политика») мы вместе лепили из пластилина слоненка. Кажется, это было так давно. 27 октября 2012 года. Спустя несколько лет снова встретились. Он подрос, повзрослел. Больше подросток, чем маленький мальчик, с которым я познакомилась осенью 2012-го. Но сколько радости от встречи! И он тебя узнает, и ты его! И вот выясняется, что слоненок за эти годы никуда не делся – он до сих пор живет у Вани дома. На полке. Не выброшен. Не забыт. Стоит живая память о маленькой творческой встрече. Казалось бы – мелочь, но разве слоненок может быть мелочью?» – это рассказ волонтера о первой встрече с подопечным,

И у меня тоже теперь есть свой слоненок – совсем крохотный, из бирюзы. Который теперь всегда со мной. Как маленькое напоминание, зачем я это делаю. Через какое-то время лишаешься иллюзии, что волонтерство – это ради помощи ближним, и приходишь к осознанию, что это ради собственного спасения от поглощавшей тебя пустоты.

Стать даниловцем не так просто, как хотелось. Приходится записаться на собеседование, принять условия этой организации, но зато и получить преференции, которые у них есть, – накопленный за семь лет опыт и 18 уже сформировавшихся групп помощи, среди которых не только помощь детям, но и взрослому населению. Плюс возможность выбора – наиболее активные экстраверты могут выбрать группы помощи детям в больницах и приютах, где нужно много общаться, заниматься творчеством с детьми, устраивать им праздник, а самые закрытые интроверты, например, – группу переписки с заключенными, где можно долгие годы общаться с людьми, так ни разу их и не увидев.

«При первой же встрече с желающим стать нашим волонтером, – говорит руководитель добровольческого движения «Даниловцы» Юрий Белановский, – мы четко обозначаем сферу его компетенции. Вокруг любого благополучателя всегда существует своя среда: врачи, родные, друзья, воспитатели, представители органов власти и т.д. Волонтер не может, и мы это особо подчеркиваем, никого заменить из этой среды, он обязан оставаться собой. К примеру, в больнице волонтер не может встать между мамой и ребенком, даже если мама «не в себе», волонтер не может ставить под сомнение предписания врача и тем более не может назначать лечение. Задача волонтера – встроиться в существующую среду и оказывать помощь в сотрудничестве со всем окружением благополучателя, выстраивая границы и доверительные отношения».

Есть базовые принципы волонтерства, с которыми вас также ознакомят: не навреди; будь готов помогать нуждающимся вне зависимости от национальности, вероисповедания и социального статуса; учитывай интересы своих близких; соблюдай правила; не пытайся заменить профессионалов (врачей, пожарных, воспитателей); соблюдай и удерживай границы; вкладывай усилия, а не деньги; опирайся на свои реальные возможности; работай в команде.

Если вышеперечисленное по каким-то критериям вам не подходит или перестает устраивать через какое-то время, вы свободны в своем выборе. Точно так же организация оставляет за собой право без озвучивания причин отказать вам в сотрудничестве. И это правило тоже принимаешь, на собеседовании тебе объясняют, почему оно появилось – у даниловцев очень уважительное отношение к волонтерам: вы имеете право задавать все интересующие вас вопросы и получать на них ответы.

«Волонтеры – это не бесплатная рабочая сила. Это те, чье сердце откликнулось на беду. Они помощники и партнеры. Мы как организация вместе с ними отвечаем за их труд. Как правило, волонтеры-новички не имеют квалификации и большого опыта. Они не в состоянии результативно решать сложные задачи. Их труд должен быть организован, разбит на составные задачи, они должны понимать смысл и знать результат. Это все задачи координатора, который есть у каждой нашей волонтерской группы. С любыми своими проблемами, возникающими в ходе работы, волонтер в первую очередь идет к координатору», – подчеркивает Белановский.

Кроме координаторов работу волонтерской группы сопровождают психологи, которые проводят как групповые встречи, так и индивидуальные, по запросу волонтеров.

«В чем смысл сопровождения и поддержки волонтеров? Для меня этот вопрос так или иначе связан с главным философским вопросом: в чем вообще смысл прихода волонтера к подопечному? На мой взгляд, может быть два ответа. Первый – с позиции «сильного». Волонтер – своего рода Бэтмен, который пришел спасать слабых. Такой волонтер не нуждается в обучении или поддержке: на то он и Бэтмен. Он может лишь развивать свои навыки. И второй ответ: приходит человек к человеку. Один человек, со своей силой и слабостью, к другому такому же человеку. Такой взгляд чрезвычайно важен для нашего движения. Для меня принципиально важно, что волонтеры – это тоже люди. Это люди, которые точно так же, как и их подопечные, как любой другой человек, нуждаются в помощи, поддержке и участии. Когда встречается человек с человеком, в их общении могут быть трудности, непонимание, ошибки. Это нормально, это жизнь. Вообще общение человека с человеком – это целое искусство. Искусство, где есть место проблемам, особенно когда встречаются люди с непростыми судьбами. А судьбы часто непростые как у подопечных, так и у волонтеров», – считает координатор по сопровождению волонтеров Лидия Алексеевская.

«Бывает, что человек (в нашем случае – волонтер) участвует в нескольких благотворительных проектах: помогает на ярмарке, навещает детей в больницах, кормит бездомных, что-то делает на благотворительных ремонтах и при этом у него работа, учеба, помощь друзьям, родственникам, – рассказывает психолог добровольческого движения «Даниловцы» Светлана Перегудова. – Волонтер может таким образом испытывать себя на прочность и при этом чувствовать, что нужен всем, может получать одобрение от окружающих его людей за свою активность, отзывчивость, доброту… Но при всем этом если у человека нет ясного понимания, зачем ему это нужно, каковы его силы, что он в себе через это восполняет, нет осмысления деятельности через свои ценности, то он может столкнуться с эмоциональным выгоранием. Через добрые дела человек ставит амбициозную цель «помочь всем», при этом не имея возможности найти себе места в этой жизни, пытается его найти среди добрых дел, других волонтеров или людей, которые нуждаются в помощи. Все это в итоге приводит к излишней нагрузке. Если волонтер не осознает четко и глубоко, что же положительного приносит ему самому его доброе дело, то для него существует опасность втянуться в деятельность, разрушающую его».

Мне пока еще далеко до этого. Каждый раз перед тем, как открыть дверь к подопечным, я сжимаю в ладони маленького слоника из бирюзы как напоминание о том, как я сюда дошла и куда иду, но ни в одном из моих профилей в социальных сетях вы не сможете его увидеть – это моя маленькая победа над виртуальной реальностью и шаг в настоящую жизнь.

Лана Парастаева

Волонтеры и библиотеки – нужны ли они друг другу? (пост №2)

Уважаемые коллеги!

Отряд волонтеров –

Порыв подростковый!

Ему по плечу

Все благие дела,

А помощь друзей,

С этим трудно поспорить,

Библиотеке

Как воздух важна.

Н.Ф. Дик

Могу признаться честно, что в нашей деятельности мы не привлекали волонтеров, не работали в этом направлении. Для нас это неизведанная область библиотечной деятельности. Да, друзья библиотеки есть, но как мне кажется, это немного разные понятия. С целью самообразования, а также информирования таких же библиотекарей как мы, буду размещать информацию о волонтерском движении, формах работы с ним, чтобы понять – как мы можем организовать работу в библиотеке по этому новому для нас направлению.


Волонтёрство в промышленных масштабах

Для тех, кто хочет привлечь волонтёров для помощи в своей работе, М. Олчман, П. Джордан из университета Джона Хопкинса написали специальное пособие «Добровольцы — ценный источник». Ниже -некоторые моменты из пособия.

Что такое волонтёрство?

Волонтёрство — это неоплачиваемая, сознательная, добровольная деятельность на благо других. Любой, кто сознательно и бескорыстно трудится на благо других, может называться волонтёром.


Кто может стать волонтёром?

Чаще всего ответ на этот вопрос таков: им может быть взрослый человек, умелый и ответственный, который может посвятить своё время и умение добровольному труду. Каждый может стать волонтёром, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.

Что могут волонтёры?

Можно вовлекать волонтёров в те сферы деятельности, которые не опла чиваются, но остаются важными для достижения целей программы. Например, посещение больных в больницах, доставка продуктов старикам, которые уже не могут выходить из дома, работа с детьми в школе или привлечение внимания к историческому памятнику и т. д. Любая работа может выполняться волонтёрами. Волонтёр — это не только помощник или социальный работник, заботящийся об окружающих. Он может быть и учителем, специалистом по компьютерам, политиком, инженером или дизайнером.

Волонтёры могут:

Выполнять задания, не относящиеся к постоянным оплачиваемым работам;

Добавить новое измерение и новых людей к организации;

Принести новые идеи в организацию;

Создать общественное мнение об организации в обществе; Распространять информацию об организации в личном общении с людьми;

Помочь в сборе средств;

Поощрять гражданскую активность.

Мотивация волонтёров.

Часто в качестве мотива для волонтёрской работы выступает потребность в контактах с другими людьми, преодоление чувства одиночества. Волонтёрство отвечает естественной потребности быть членом группы, ценностям и целям которой волонтёр может полностью соответствовать . Факторы мотивации отражены в результатах опроса:

Хочу помогать нуждающимся людям 61%

Надеюсь научиться чему-то новому 46%

Хочу иметь какое-то занятие 41%

Для собственного удовольствия 31%

Хочу познакомиться с новыми людьми 29%

Хочу ответить людям за добро добром 11%

Хочу бороться с определённой проблемой 7%

У меня есть свободное время 4%


Часто люди не могут реализовать все свои потребности, работая только по профессии. В этом случае волонтёрский труд может внести разнообразие, позволяя отвлечься от каждодневной рутины. Волонтёрская работа помогает в удовлетворении таких потребностей, как контакты с новыми людьми, самоудовлетворение, продвижение каких- то ценностей.

Да, «пособие» лаконично и сухо, оно лишено той романтики и тайны, которой было окутано памятное всем нам тимуровское движение, нет в нём и установок на добровольно-принудительный принцип, по которому собирались дружины — «добровольные помощники милиции». Но если использовать все возможности, которые предоставляет сегодня Интернет – блоги, социальные сети и т. д., — найдётся немало людей с такой же мотивацией, которые придут на помощь библиотекам и будут не только заниматься там полезной работой, но и укрепят её социальный статус .

Нужны ли волонтёры библиотекам? А библиотеки — волонтёрам?

(статья из газеты ТЕРРИТОРИЯ L (РГБМ))

Ответ напрашивается сам собой: безусловно, волонтёры нужны. Как без них — особенно небольшим, особенно сельским библиотекам ? Добровольные помощники (их раньше называли читательским активом) всегда были и, надеемся, будут в библиотеках. Но так ли все однозначно?

Нет ли в этом угрозы для будущего библиотечной профессии?

Как молодёжное волонтёрство отвечает задаче библиотеки стать для молодых людей «социальным лифтом»? И чем можно и стоит мотивировать современных молодых людей безвозмездно тратить свое время и силы на помощь библиотекарям и читателям? Ведь на призыв «Нужно — значит, должен» они отвечают: «Кому это нужно и кому я что должен?».

И наконец, в российских библиотеках активно работают молодёжные советы, состоящие из библиотекарей. А во многих зарубежных странах успешно работают тоже молодёжные, но читательские советы. Может, стоит попробовать?

Во избежание разночтений в понимании такого явления, как «волонтёрская деятельность», будем опираться на формулировку, использованную в утверждённых распоряжением Правительства РФ в 2014 году «Основах государственной молодёжной политики Российской Федерации до 2025 года» : «Молодёжная добровольческая (волонтёрская) деятельность — добровольная, социально направленная и общественно полезная деятельность молодых граждан, осуществляемая путём выполнения работ, оказания услуг без получения денежного или материального вознаграждения (кроме случаев возможного возмещения связанных с осуществлением добровольческой (волонтёрской) деятельности затрат). Одной из важных задач государственной молодёжной политики является создание условий для реализации потенциала молодёжи в социально-экономической сфере, а также внедрение технологии “социального лифта”».

В разговоре о волонтёрской деятельности в библиотеках мы будем оперировать, по меньшей мере, тремя видами волонтёрства, которые назвали следующим образом:

а) библиотечно-информационное и культурно-просветительское,

б) неорганизованное (спонтанная, эпизодическая помощь друзьям, знакомым) и организованное (групповое),

в) неформализованное и формализованное (регламентированное и документированное).

Само понятие «волонтёр» появилось в Европе в XVII веке : так называли солдат-добровольцев (наградой их была слава и добыча). На российскую землю оно пришло во времена Петра I, хотя предпочтение отдавалось больше отечественным понятиям «доброволец» и «ополченец» . (Сама же идея добровольной, благотворительной помощи уходит своими корнями в общинный строй, уклад жизни которого диктовал условия выживания в виде добровольной, взаимной помощи друг другу).

Для нас важно то, что в мире организованное волонтёрское движение быстро набирает обороты . Об этом говорит тот факт, что в каждое десятилетие прибавляется по 10 миллионов волонтёров. На сегодняшний день более 110 миллионов человек участвуют в различных добровольческих проектах, программах, инициативах . Приводится такая статистика: 56% американцев, 34 % немцев, 33% ирландцев, 19% французов включились в волонтёрское движение. На этом фоне Россия пока серьёзно проигрывает: волонтёрской деятельностью у нас занимается пока 1% населения.

Причины разные. Те или иные формы организованной добровольческой деятельности всегда были в России : в дореволюционное время в виде службы сестёр милосердия , в советское время в форме субботников, тимуровского, пионерского, комсомольского движений, всевозможных обществ охраны природы и памятников и т. д. Не скроем, многие из этих работ называли порой «добровольно-принудительными». Возможно, это частично дискредитировало в глазах людей саму идею. И в 90-е годы, когда не стало ни комсомола, ни пионерии, ни иных общественных организаций, она резко пошла на спад.

Ситуацию усугубляло то, что, в отличие от многих зарубежных стран, никакого законодательного обеспечения добровольческого труда в Советском Союзе, а потом и в России до недавнего времени не было в принципе. А значит, нет легальной возможности как-то всерьёз стимулировать труд волонтёров. На развитие отечественного волонтёрства отрицательно влияет и то, что эта деятельность не засчитывается в трудовой стаж. Однако есть надежда, что ситуация эта всё-таки разрешится в положительную сторону (но об этом чуть позже).

Резкий всплеск организованного молодёжного волонтёрского движения произошёл в период Сочинской зимней Олимпиады. Незадолго до того в Госдуму был внесён проект Федерального закона №300326-6 «О добровольчестве (волонтёрстве) », адекватно отражающий мировые подходы к этой проблеме. Однако и по сей день он не принят, но, тем не менее, все на него в той или иной мере ориентируются и ссылаются.

Само же волонтёрское движение в олимпийском 2014-м получило мощнейший старт. Тогда была создана Ассоциация волонтёрских центров как продолжение волонтёрской программы «Сочи-2014». Она и стала катализатором развития добровольческого движения в России . Ныне насчитывается уже более 100 центров в 56 регионах страны , и с каждым днём их всё больше. Работу центров координируют комитеты по делам молодёжи, вузы, структуры Министерства образования.

Российская государственная библиотека для молодёжи активно взаимодействует с Ассоциацией. В частности, в партнёрстве с ней 16 февраля 2017 года в библиотеке состоялся Межведомственный круглый стол «Молодёжное волонтёрство в сфере культуры: версии существующие и перспективные». В рамках круглого стола в режиме онлайн блестящую практику взаимодействия с волонтёрами продемонстрировала Самарская областная юношеская библиотека, на базе которой в 2014 году возник «Добровольческий центр». Его главная идея: волонтёры приглашаются не только на стадии воплощения мероприятий в жизнь, но и на стадии разработки идеи, когда молодёжь сама предлагает интересный ей формат, тему, определяет тенденции и тренды .

Ассоциация волонтёрских центров настроена весьма оптимистично относительно взаимодействия с библиотеками страны и предлагает им активно работать с центрами на местах . Вот направления проектов, реализуемых волонтёрскими центрами в регионах : событийное, социальное, культурно-просветительское (ориентированное на поддержку организаций культуры, включая библиотеки), медицинское, экологическое, серебряное (люди старшего возраста), корпоративное (это когда библиотекари при поддержке своей библиотеки выступают волонтёрами по отношению к другим), инклюзивное волонтёрство (вовлечение в волонтёрство людей с ограниченными возможностями). Библиотеки, безусловно, «вписываются» в той или иной мере во все направления (кроме, пожалуй, медицинского).

В последние годы многие библиотеки имели возможность почувствовать на себе, что такое организованное молодёжное волонтёрство , которое в значительной степени питалось идеями, продуцированными зарубежными волонтёрскими движениями.

С неограниченными возможностями молодых волонтёров, подкрепленными их мощным энтузиазмом, РГБМ впервые столкнулась в 2011 году. Тогда в библиотеку пришла инициативная группа студентов с предложением провести на её базе неизвестную на тот момент в стране акцию «Живая библиотека» (запущена в Дании в 2000 году ). Согласно их плану, на территории библиотеки в течение дня должны были состояться встречи множества людей с нестандартными личностями — «живыми книгами». С помощью Интернета ребята нашли 40 потенциальных «живых книг», из которых отобрали 25. Привели полсотни волонтёров, среди которых были медики, психологи; их люди следили за порядком и кормили гостей «чаем и сушками»; координаторы регулировали потоки и отводили людей (их пришло более 500) к понравившимся «живым книгам». В сети акция получила широкое и мощное отражение.

С тех пор молодые волонтёры, представляющие некие группы единомышленников, едва ли не ежедневно предлагают библиотеке различные проекты, привлекательные для молодёжи, которые они самостоятельно готовы реализовать.

У РГБМ есть и свой весьма любопытный опыт привлечения волонтёров-одиночек, который потом поддержали другие библиотеки. Это конкурс библиотечных проектов «Фабрика идей», который проводился два года подряд. В совокупности молодые люди прислали 70 проектов: лекториев, мастер-классов, тренингов, квестов. Из них для внедрения выбраны 12. Некоторые (например, лекторий «Просто психология») длятся уже два года.

В последние два года неорганизованное (спонтанное) молодёжное волонтёрство, ориентированное на проведение в стенах библиотеки тех или иных мероприятий, акций, лекционных циклов, активизировалось необычайным образом . Все жаждут самореализоваться, не требуя от библиотеки никакого материального поощрения. Лекторам достаточно того, что их приходит послушать большое количество людей. И те, кому понравились лекции, затем посещают выступления этих лекторов на коммерческих площадках. Это случается нередко, и это нормальное явление — своего рода компенсация за добровольный труд в библиотеке.

Сейчас в системе поощрения волонтёров появляется, наконец, некая конструктивная (формализованная) составляющая. По инициативе Министерства спорта, туризма и молодёжной политики РФ в 2014 году была начата регистрация волонтёров России. Личная книжка волонтёра — это документ, содержащий сведения о трудовом стаже добровольца, его поощрениях, дополнительной подготовке. Для некоторых коммерческих фирм эти записи (как и рекомендательные письма) уже являются своего рода свидетельством наличия у претендента определённого опыта работы в профильной области. В настоящее время Ассоциация волонтёрских центров готовит поправки в законодательство, которые бы позволили вносить записи о волонтёрской деятельности в трудовую книжку. И тогда уже точно можно будет говорить о том, что волонтерство — это форма «социального лифта» для молодёжи.

Молодые люди сегодня в большей, если не в преимущественной, степени настроены на культурно-просветительское волонтёрство, связанное с участием и сопровождением неких проектов, акций, фестивалей, ярких мероприятий. Им это интересно. А библиотекам нужна их помощь.

Так в Москве создан фонд «Мосволонтёр», в базе которого — более 15 тысяч молодых людей . В фонд за волонтёрами обращаются организаторы фестивалей, крупных мероприятий. В 2016 году для проведения «Библионочи» мы тоже воспользовались услугами фонда, который выделил нам 15 волонтёров.

Но могли бы и обойтись своими силами, если бы у нас был молодёжный библиотечный совет, который мы задумывали создать ещё 5 лет назад. Причём инициатива исходила от молодой сотрудницы, которая сама готова была возглавить его. Вывесили объявления, нашли, чем замотивировать членов совета, быстро собрали инициативную десятку, провели первую встречу… Но дальше всё застопорилось и тихо «умерло». Потому что члены молодёжного совета желали участвовать только в том, что было им весело и интересно делать, а библиотекари не могли, да и морально не были готовы «оторвать» от себя какие-либо участки работы, запустить на свою территорию «чужих». Сейчас ситуация кардинально изменилась.

Что реально стоит поручить членам молодёжного совета в российских библиотеках? Остановимся только на одном — социальном — аспекте работы . Молодые люди могли бы оказывать помощь по доставке инвалидов на библиотечные мероприятия, сопровождению их в библиотеке и обслуживанию мероприятий с их участием. Они могут доставлять книги тем, кто не способен посещать библиотеку в силу преклонного возраста, физических недостатков, а также из-за необходимости постоянного ухода за ребёнком, инвалидом, членом семьи преклонного возраста. Кто-то из молодых способен быть сурдопереводчиком, а кто-то — устанавливать контакты с временными трудовыми мигрантами.

Повторюсь, в советские годы в библиотеках всегда были добровольцы из числа активных читателей (недаром их называли читательским активом). Библиотекарям помогали взрослые, дети и их родители, «выросшие» дети-читатели, не говоря уже о собственных родственниках (прежде всего, мужьях), для которых работа на нужды библиотеки порой становилась второй по объему и значимости после основной.

То, что делали добровольцы в наших библиотеках, мало отличалось от того, чем занимались волонтёры, например, в библиотеках США, с которыми я познакомилась ровно 20 лет назад во время деловой поездки.

Существенная разница заключалась в следующем: если отношения советских, а потом российских библиотек с волонтёрами никак не формализовывались, то в американских библиотеках всё было жёстко регламентировано и документировано.

Вот «Должностные обязанности волонтёра Публичной библиотеки г. Норвич, штат Вермонт».

«Обязанности: Изучать и проводить в жизнь политику библиотеки и участвовать в библиотечных процессах. Помогать библиотекарю или помощнику библиотекаря в следующих видах работы: принимать и выдавать книги; помогать читателям; расставлять книги на полках; отвечать на телефонные звонки; расставлять каталожные карточки под наблюдением библиотекаря; вводить данные в библиотечный компьютер; другая деятельность — по необходимости.

Требования: Должен очень любить работать с людьми. Предпочтительно иметь библиотечный опыт .

Условия: Не полагаются оплата или привилегии. Работа 25 часов в неделю с двумя субботами или 5 часов в неделю с работой каждую пятую субботу в месяц. Отпуск не оплачивается. Больничный лист не оплачивается. Об отпуске следует предупредить библиотекаря за две недели (продолжительность отпуска — до 2 недель). Отпуск за год не может превышать 4 недель. Отпуск, превышающий 2 недели, берётся по договоренности с библиотекарем за 2 месяца. Отпуска предоставляются сначала тем, кто раньше подал заявление. Одновременно в отпуске не может быть больше одного работника. При уходе нужно помочь подыскать себе замену. Через каждые четыре часа работы можно взять десятиминутный перерыв».

С волонтёрами надо обращаться в максимально уважительной и деловой манере, наставляет руководство вермонтских библиотекарей. Следует составить письменные инструкции по выполнению ими тех или иных функций, оказывать волонтёрам помощь в профессиональной ориентации, в обучении и повышении их деловой квалификации. Любой сотрудник (оплачиваемый или не получающий зарплату) должен понимать, чего от него ожидают и насколько он соответствует этим ожиданиям.

А что взамен получает волонтёр? Библиотекарям необходимо вести учёт часов работы волонтёров и выполненных ими задач и проектов для регулярных отчетов об этом перед общественностью города или общины . Для того чтобы волонтёры получали моральное удовлетворение и чувствовали свою нужность, одни библиотеки устраивают для них ежегодный торжественный ленч или пикник, другие публикуют данные о них в местных газетах или информационных бюллетенях. В некоторых местах проводятся курсы обучения волонтёров по сертифицированным программам.

На лицо серьёзная работа над мотивированием волонтёров на помощь библиотеке, с одной стороны, и с другой — формализация взаимоотношений между библиотекой и волонтёрами, вплоть до заключения договора, в котором среди прочего определяются гарантии и поощрения.

Все волонтёры, желающие участвовать в библиотечной жизни, должны иметь рекомендации и заполнить биографическую анкету (включая отпечатки пальцев). С ними заключаются договоры.

Это процесс встречного движения. Люди, причём с определенным уровнем квалификации, должны хотеть и быть мотивированы на безвозмездную работу в библиотеке. А библиотека должна быть готова передать часть работ, которые либо уже делались библиотекарями (в итоге те могут быть сокращены либо переведены на другие должности), либо предложить новые виды работ, которые библиотека планирует, но у неё не хватает кадровых ресурсов их выполнить.

Крупные европейские и американские библиотеки стали рассматривать привлечение добровольцев как способ расширить спектр своих услуг. Считается, что в период экономического кризиса и обусловленного им сокращения штатного персонала наличие волонтёров помогает решить кадровую проблему без привлечения финансов.

Сегодняшняя практика работы с волонтёрами в библиотеках многих зарубежных стран даёт поразительные результаты. В Германии, например, работают 6000 муниципальных и 4000 церковных библиотек, расположенных в сельской местности. 22% сотрудников муниципальных библиотек и 98% сотрудников церковных трудятся на безвозмездной основе. Это означает, что почти половина всех общедоступных библиотек Германии работает сейчас с помощью добровольцев.

В Великобритании в одном из графств в 36 библиотеках работают только 17 штатных сотрудников, остальные — волонтёры и группы «друзей библиотеки» (См. № 11 за 2011 год журнала «Библиотечное дело») . Не так давно в сети появился материал, автор которого с удовлетворением отмечает, что на фоне закрытия нескольких сот британских библиотек и потери работы почти 10 тысячами библиотекарей есть и положительные тенденции: параллельно со значительным сокращением штатных сотрудников, отмечен ещё более значительный рост библиотечных волонтёров — с 2010 года их число увеличилось с 16 до 31,5 тысячи.

О постепенном переходе деятельности библиотек от государственного к общественному финансированию говорит и факт перевода значительного их числа из ведения местных муниципальных советов в управление различного рода общественных организаций.

Эта тенденция (квалифицированную работу делают штатные сотрудники, а малоквалифицированную — волонтёры) постепенно захватывает всё большее число стран. И как это явление будет развиваться дальше — время покажет, прогнозировать пока трудно. Многое зависит от функционала библиотеки и её имиджа в местном сообществе, от наличия свободного времени у жителей города , которое они хотели бы направить на добровольные работы именно в библиотеках (сделали в Швеции шестичасовой рабочий день — сколько времени освободилось для добрых дел!), от включенности граждан в управление городом и т.д. Но очевидно, что замещение библиотекарей волонтёрами и автоматами (RFID технологиями, к примеру) дальше будет только усиливаться.

Подведём итог ко всему вышесказанному.

Трудно и бессмысленно надеяться, что развитию научно-технического прогресса, с одной стороны, и гражданского общества — с другой, можно противостоять, ссылаясь на традиции.

Волонтёрство, в том числе молодёжное, имеет хорошие перспективы . Оно отражает общую тенденцию взаимодействия общественности и государственных организаций в отношении населения, прежде всего, его социальных категорий.

При серьёзном развитии волонтерства в библиотеке встанет вопрос о чётком разграничении функциональных обязанностей по критерию их сложности и специфичности — сначала между штатным персоналом, потом между штатным персоналом и волонтёрами .

В любом случае актуальной становится задача документирования взаимоотношений между библиотекой и волонтёром, четкое обозначение требований, условий, гарантий, преференций, мотиваторов для волонтёров. Это необходимо не только библиотеке, но и в большей степени волонтёрам, особенно молодым.

Если волонтёры нужны только на некий временной период и группами, то целесообразней заключить договор с региональным центром волонтёров.

Альтернативой этому может стать создание в библиотеке молодёжного совета . Для этого нужно выявить в библиотечных процессах проблемные участки, которые стоит доверить волонтерам. И хорошо бы не забывать: всякое благое дело должно быть поощрено.

Понравилась статья? Поделитесь ей