Контакты

Современные тенденции в интерьер. Задачи колористического оформления экстерьера зданий и сооружений Влияние цвета на продажи зрелым клиентам

“Черный цвет – слишком траурно, – говорил Остап, – зеленый тоже не подходит: это цвет рухнувшей надежды. Розовый – пошло, голубой – банально, красный – слишком верноподданно. Придется выкрасить “Антилопу” в желтый цвет. Будет ярковато, но красиво”. “Золотой теленок”, И.Ильф и Е.Петров.

У любого из нас, подобно великому комбинатору, есть свой шифр, скрытый в цветах. Каждый цвет подает условный сигнал нашему подсознанию и пробуждает в нем ответную эмоцию. Под влиянием разных цветов нам даже чувствуется и думается по-разному.

Использование в бизнесе психологии цвета позволяет создать комфортные условия для ведения переговоров, повысить производительность сотрудников и увеличить активность покупателей в магазине.

Наш глаз распознает 1,5 млн. оттенков, а цвета воспринимаются даже кожей. Мы не просто видим цвет, мы его чувствуем. Если верить психологам, то 80% цвета мы “поглощаем” нервной системой и только 20% – зрением.

Ученые в Вене провели любопытное исследование: участники эксперимента с завязанными глазами поочередно входили в комнаты, стены которых были выкрашены в разные цвета. В комнате с красными стенами их пульс участился; в помещении с желтыми стенами их пульс резко нормализовался, а в комнате с синими стенами заметно понизился. М. Купер, А. Мэтьюз “Язык цвета” .

Активация цветом

Настроение и атмосфера в интерьере во многом зависят от того, какая цветовая гамма (теплая или холодная) выбрана для его оформления. Теплые цвета (оттенки красного, оранжевого и желтого) несут энергию и стимулируют, поэтому их используют для “разогрева” покупателей в магазине и повышения работоспособности в офисе.

Магазин Holt-Renfrew, Канада

Под влиянием холодных цветов (оттенки голубого, синего и фиолетового) активность людей, наоборот, заметно снижается, их движения замедляются, они чувствуют себя более спокойно и расслабленно.

В теплой гамме самым сильным является красный цвет. Под влиянием этого цвета активизируются все функции нашего организма: дыхание ускоряется, мышцы напрягаются, а сердцебиение учащается.

Красные акценты в интерьере магазина стимулируют покупателей и увеличивают импульсные (незапланированные) покупки. Также этот цвет вызывает аппетит и улучшает пищеварение, а потому идеален для кафе и ресторанов.

Кондитерская The Sweeterie, США

Гораздо в меньшей степени красный цвет подходит для офисного пространства. Несмотря на то, что он повышает работоспособность, он быстро утомляет и провоцирует вспыльчивость и агрессию.

Оранжевый цвет наравне с красным вызывает прилив энергии и улучшает аппетит. Но он лучше работает в качестве акцентного, а не основного цвета. Его переизбыток в пространстве раздражает. А вот сочетание оранжевого с голубыми оттенками дает ощущение раскованности и свободы. Такое цветовое решение подходит для спортивных магазинов.

Пастельные оттенки оранжевого ассоциируются со здоровьем, красотой, золотистым загаром и отдыхом, поэтому они так часто используются в оформлении магазинов для женщин и салонов красоты.

Магазин органической пищи EarthBar, США

Желтый цвет улавливается глазом самым первым. Он стимулирует зрение и вызывает радостное настроение, а потому лучше других цветов привлекает внимание. Его можно использовать для анонса акций и специальных предложений. К тому же текст на желтом фоне наиболее удобен для восприятия.

Яркие и теплые цвета привлекают людей среднего достатка. А сочетание желтого и красного цветов покупатели связывают с доступными ценами. Поэтому такое цветовое решение часто используют магазины-дискаунтеры и заведения быстрого питания.

Желтый оживляет воображение, способствует принятию новых идей и ассоциируется с чем-то интересным. А в сочетании с зеленым или синим он отлично подходит для оформления рабочего пространства дизайнеров, копирайтеров и рекламистов.

Офис архитектурного бюро Selgas Cano Architecture, Испания

Присутствие желтого в интерьере активизирует мышление и помогает прийти к компромиссу – в качестве акцентного цвета его можно использовать в офисном пространстве. Главное – не переусердствовать: избыток желтого вызывает алчность и недовольство.

Влияние теплых цветов таково, что в помещении, окрашенном в теплые тона, температура воспринимается на 3-5 градусов выше, чем в том, где используется холодная гамма.

И благодаря такому “согревающему” эффекту теплая цветовая гамма кафе или магазина может стать конкурентным преимуществом в холодное время года. По этой же причине яркие и теплые цвета хорошо работают в отделах замороженных продуктов.

Яркие и насыщенные цвета очень нравятся детям: до 7 лет они чаще всего выбирают оттенки красного, желтого и оранжевого. После 7 лет к их цветовым предпочтениям добавляются и другие цвета.

Магазин для детей Fantasy World, Кувейт

Влияние зеленого цвета может быть разным в зависимости от того, какие оттенки в нем преобладают. Так, если в зеленом доминирует синий цвет, то он успокаивает и расслабляет, а если желтый, то возбуждает. Зеленый считается нейтральным цветом и может использоваться с цветами как теплой, так и холодной гаммы.

Желто-зеленый создает впечатление благополучия и оптимизма. Сочный зеленый цвет ассоциируется с природной свежестью, обновлением и молодостью, а потому идеален для недорогих кафе и отделов магазинов, предлагающих фрукты и овощи.

Глубокий изумрудный оттенок говорит о роскоши и подходит для дорогих магазинов, солидных офисов и приемных. К тому же зеленый цвет не вызывает усталости глаз и снижает боль, что сделало его популярным в сфере медицинских услуг.

Релаксация цветом

Согласно психологии цвета, с созданием в пространстве спокойной и расслабляющей атмосферы лучше всего справляются холодные цвета (синий, голубой и фиолетовый) и их оттенки. Под влиянием цветов холодной гаммы покупатели магазина больше времени проводят у витрин, дольше выбирают и меньше беспокоятся о расходах.

Использование холодной гаммы цветов оправдано в дорогих магазинах, а также там, где могут возникать очереди.

Магазин-салон Fort Lauderdale, США

Голубой цвет вызывает ощущение благополучия и ассоциируется с постоянством. Он способствует доверительному общению и хорошему усвоению информации. Благоприятное воздействие этого цвета можно использовать при оформлении комнаты переговоров.

В офисном пространстве голубой цвет лучше работает в сочетании с желтым. Такая цветовая комбинация повышает концентрацию и активизирует умственную деятельность.

Синий цвет, напротив, совершенно не пригоден для рабочей среды. Он рассеивает внимание, уменьшает работоспособность, снижает остроту зрения и по праву считается лучшим решением для комнаты отдыха. Не подходит он и для интерьера кафе или ресторана: под влиянием этого цвета пропадает аппетит, а пространство кажется пустым и холодным.

Офис компании Google, Швейцария

Насыщенные оттенки фиолетового также снижают активность, подавляют аппетит и больше подходят для медитации, чем для ведения бизнеса. А сочетание фиолетового с оранжевым наводит на грустные размышления о бренности бытия.

Для большинства магазинов и офисов – помещение в светлых тонах является беспроигрышным вариантом. Светлые цвета увеличивают пространство и подчеркивают детали, а в магазине такое цветовое решение фокусирует внимание покупателей на товаре.

А светло-серый цвет хорошо подходит для организации стабильной работы. Правда, серые офисные стены не располагают к тому, чтобы в них долго задерживаться. Поэтому однообразный серый следует оживлять яркими цветами.

Что касается черного цвета, то его лучше всего использовать в качестве акцента, подчеркивающего основные цвета. Несмотря на всю свою притягательность и изысканность, этот цвет создает ощущение замкнутости и отсутствия воздуха, особенно в помещениях, где в черный окрашены потолок или стены.

White Gallery, Рим

Коричневый цвет не является таким формальным, как черный, и воспринимается более естественно. Этот цвет внушает силу, доверие и уверенность, ассоциируясь с надежностью и долговечностью. Он отлично подходит для антикварных салонов и магазинов, торгующих “колониальными” товарами (кофе, чай, пряности, шоколад).

Офис креативного агентства Red Keds, Россия

Несмотря на то, что коричневый цвет вселяет спокойствие, его избыток в интерьере может навевать мрачные мысли, а потому он нуждается в ярких цветовых акцентах. В рабочем пространстве темные оттенки коричневого утомляют и снижают работоспособность.

Оксана Гафаити,
автор сайт и Trades.сайт

Понравился👍 пост? Оставьте свой комментарий ниже👇.
Получайте мои идеи по рынку в Telegram📣:

Анализ предпочтений заказчика

Проведя беседу с хозяйкой апартаментов, были выявлены следующие предпочтения и предположения по перепланировке квартиры и стилистических направлений: входная-гостиная зона должна освободиться от санузла и соответствующих перегородок, благодаря чему появится возможность увеличения входной и кухонной зон, что, к тому же позволит преобразовать кухонную зону в кухню-студию, такое решение было принято в связи с немаленьким количеством проживающих, которым не придется больше ютиться на маленькой кухонке. Гостиная зона будет предполагать не только зону отдыха, но и рабочую. В зоне отдыха расположится телевизор или домашний кинотеатр, где, как выяснилось, с большим удовольствием будет проводить время глава семьи после тяжелого рабочего дня, в окружении любящей семьи. Далее, из гостиной комнаты хозяйка предполагает попадание в проходной коридор, через который можно попасть:

1) Комната родителей. Предпочтительна родственная гармония цветов, спокойные пастельные тона. Комната будет снабжена кроватью, прикроватными тумбами, а так же хозяева изъявили желание вместо корпусной мебели выделить место под гардеробное пространство.

2) Детская комната. В комнате будут проживать двое детей семи и семнадцати лет. Так как разница в возрасте довольно- таки большая, нужно предположить условное разделение комнаты на 2 зоны, но комната небольшая, следовательно, комната предполагает максимальную функциональность.

3) Санузел и ванная комната. Обязательное замечание заказчиков - наличие теплого пола, и отказ от холодных оттенков. (Приложение Б)

Возможности и преимущества перепланировки

При удачной реализации перепланировка может иметь достаточно много преимуществ. Во-первых, практически неограниченные возможности возведения и сноса перегородок, создания арок и т.д. Во-вторых, подобрать планировку подходящую индивидуальным представлениям о комфортной квартире. В-третьих, это увеличение желаемого функционирующего пространства.

Хотя при этом надо помнить, что действуют нормативы, что для обычной перепланировки типовой квартиры, при объединении квартир невозможно менять функциональное назначение помещений, такие как - перенести кухню в жилую комнату.

Планируя объединение квартир, следует заранее учитывать, что строительные нормы запрещают проводить демонтаж несущей стены, поскольку это приведет к аварийной ситуации. Поэтому максимум, что возможно при объединении двух квартир - устройство проема в ней. Местоположение этого проема определят специалисты организации, разрабатывающей техническое заключение о состоянии конструкций и возможности перепланировки.

Современные тенденции в интерьер

Дизайн-проект интерьера это полет мысли и идей, воплощенный и оформленный умелой рукой специалиста в реальный документ.

Термин «дизайн интерьера» возник примерно в середине двадцатого века, но первые концепции обустройства помещений были разработаны еще в древние века и использовались для создания внутреннего убранства дворцов, храмов и домов местной знати, а с ростом благосостояния населения они получили широкое распространение. С момента возникновения дизайн интерьера предполагал работу не только над убранством помещения, но и над его эргономикой. С появлением конвейерной сборки и промышленного производства дизайн интерьера получил широчайшее распространение. В первую очередь не следует комнату перегружать комнату ненужными вещами, все должно выглядеть умеренно. Не нужно наваливать в одну комнату тысячу деталей - это будет выглядеть безвкусно. Конечно же, без разных декоративных деталей не обойдешься, но нужно знать меру.

Стили дизайна интерьеров начали зарождаться давным-давно, они считаются историческими стилями, есть и новые, современные стили, которые изобрели, придумали не так уж давно. Практически каждая страна имеет свой стиль интерьера. К примеру, английский стиль, скандинавский, египетский, итальянский или же средиземноморский, индийский, африканский стиль, японский и китайский стили. Есть и другие, которые возникли в конкретных странах, вот только они не получили такого же названия как и страна. Это стиль барокко, модернизм, кантри, прованс, классицизм, минимализм, техно. У каждого из стилей есть свои требования, характеристики, которые нужно соблюдать, иначе вы не получите того результата, которого бы вам хотелось. В некоторых стилях приемлемо большое количество аксессуаров, декоративных предметов, в других же их берут по минимуму или же вовсе не используют.

При создании дизайна своей жилой комнаты, нужно внести свою особую изюминку, чтобы вы ощущали комфорт, находясь в этой комнате. Не нужно завешивать стены всеми картинами и фотографиями, которые есть у вас в доме, выберите пару штук, которые вам больше всего нравятся, и тогда все будет смотреться гармонично. На протяжении многих веков предметно-пространственная среда человека была рукотворной, все предметы, окружавшие его, были результатом кропотливого и длительного труда мастеров - ремесленников.

Всё изменилось к началу XIX в. - начали появляться предметы массового потребления, изготовленные промышленным способом. Предметно-пространственная среда перестала быть рукотворной, изготовление многих предметов быта стало возможным машинным способом. Машинный труд по производительности во много раз превосходит труд ремесленника, но, вместе с тем, появилась новая проблема - исчезла индивидуальность и эксклюзивность изготавливаемых предметов.

Промышленный подъем привел к нарушению неторопливого многовекового ритма в развитии предметно-пространственного окружения человека. Возникли новые предметы, еще не укоренившиеся в культуре, что породило проблему их адаптации к вкусам потребителей, возник интерес к психологии покупателя. Кроме этого, быстрые изменения в предметно-пространственном окружении привели к тому, что становится необходимостью не только адаптация к вкусам потребителя, но и к прогнозированию вкусов. Осознание этих проблем, вызванных с переходом от ремесленного к промышленному производству, привело к появлению неизвестной профессии дизайнера. Каждый специалист по дизайну имеет свой индивидуальный подход к художественному проектированию - метод, по которому дизайнер получает необходимую информацию для создания дизайнерского объекта.

Современные тенденции стилей интерьеров отвечают всем желаниям и требованиям современных людей, начиная от простых и лаконичных интерьеров до роскошных и парадных.

Тенденция 1: Скандинавский стиль

Объединённые общим названием «скандинавский стиль», особенности интерьера домов Норвегии, Швеции и Финляндии достаточно крепко приживаются в и наших восточнославянских широтах. В чём-то суровый, но чаще уютный и утилитарный, скандинавский стиль - идеальное воплощение понятий простоты, индивидуальности и экологичности. Он подразумевает однотонные стены чуть видимых пастельных оттенков, минимальный декор окон, обилие светлого дерева и других природных материалов, много мест для хранения - закрытых шкафчиков и ниш, а также отрытых полок, небольшое количество ярких аксессуаров. Для этой тенденции интерьера 2015 также характерно наличие мягкой мебели - только самой удобной и анатомической, в идеале - бескаркасной. При всей своей сдержанности, это живой стиль, который можно дополнять и развивать бесконечно. (Приложение В рис. В-1)

Тенденция 2: Лофт в стиле индастриал

Этот стиль пришёл к нам из Америки 90 - х годов ХХ века, и с тех пор его популярность только возрастает. Дух индастриала тяготеет к просторным помещениям, высоким потолкам и большим окнам. В квартире и в жилом доме можно воссоздать его искусственный вариант, общую стилистику. В вашем арсенале: декоративный кирпич, состаренное или грубо отделанное дерево, тусклый метал с налётом ржавчины, фотообои или другие покрытия, имитирующие бетон. Коммуникации и другие «внутренности» дома можно не прятать. А вот с декором важно не перебрать, поскольку стиль индастриал во многом связан с минимализмом. Несколько монохромных фотографий, старая рекламная вывеска, граффити на стене, парочка «утилитарных» железяк - в небольшом помещении этого будет достаточно. А главное - это свободный стиль, не требующих больших финансовых вливаний. (Приложение В рис. В-2)

Тенденция 3: Экодизайн

Экодизайн, как никогда популярен. Все больше людей устают от шума большого города и, пытаясь хоть как-то воссоединить свою среду обитания с естественными природными условиями, отдают предпочтение натуральным материалам. Трендовым направлением становится фитодизайн, вертикальное озеленение и домашние мини - огороды. (Приложение В рис. В-3)

Тенденция 4: Минимализм

Если убрать с комнаты лишний декор, то тогда вы сосредоточитесь на функциональном и самом нужном. Стиль прекрасно подойдет для человека, ценящего свое время. Спокойную атмосферу поможет создать свободное пространство. Солнечный свет будет проникать через габаритные окна, отсутствие перегородок способствует ощущению полноценной свободы. Цветовая палитра обычно наполнена белым и черным цветом, их оттенки шикарно смотрятся с цветом древесины, стекла и камня. Использование белого цвета позволяет зрительно увеличить пространство. Для отделки берутся натуральные материалы, потому стиль считается экологически чистым. Основа минимализма - это простота. Стиль отличается наличием прямоугольных форм. Тут нет плавных очертаний и изгибов. Минимализм не допускает применения разных аксессуаров. Тут шикарно смотрится одна картина на стене в тонкой рамке. Составляющая стиля - это чувство меры. (Приложение В рис. В-4)

Тенденция 5: Хай-тек

Металл и стекло, немного пластика, прямизна линий, простота и строгость конструкции, никаких обоев в цветочек, сложной отделки и дерева. Вот основные принципы правильного интерьера в стиле хай-тек. Столы должны быть с круглыми или строго прямоугольными стеклянными столешницами. У стульев должны быть металлические спинки и ножки, журнальные столики - на колесиках, стеллажи должны быть незамысловатых форм, со стеклянными полками.

Стиль хай-тек будет хорошо смотреться в больших помещениях, разделенных при помощи дверей из небьющегося стекла и перегородок на функциональные зоны. Подобные прозрачные двери в алюминиевой раме позволяют значительно экономить пространство. (Приложение В рис. В-5)

Различные исследования доказывают, что очень часто решение о покупке потребители принимают исходя из того, какие ассоциации и эмоциональные состояния вызвали у них определенные цвета в дизайне сайта.


По статистике, 85% покупателей решают купить товар в онлайн-магазине на основе цвета. Чем он привлекательнее, тем больше шансов превратить посетителя в реального клиента. Используйте эти знания, и вы сможете значительно увеличить количество ваших продаж!

Цвет и продажи: связь есть!

Красный — эмоционально интенсивный цвет. Он символизирует энергичность , мужество , силу , решительность , страсть , азарт , сексуальность , любовь . Красный используют для того, чтобы ускорить решение о покупке. Он также идеален, если вы хотите привлечь внимание пользователей — элементы красного цвета (надписи, изображения, кнопки call to action) переходят на первый план и побуждают к действию. Этот цвет часто выбирают для оформления интернет-магазинов про продаже вин, подарков, бытовой техники, постельного белья.

Оранжевый — цвет, который отлично подталкивает покупателя к совершению целевого действия. Он отлично привлекает внимание и выделяет важные элементы дизайна. Оранжевый символизирует веселье , энергию , действие , успех , безопасность , бодрость . Это довольно «активный» цвет, который, помимо прочего, ассоциируется со здоровой пищей, и по этой причине его часто используют интернет-магазины по продаже продуктов питания, например, продуктов пчеловодства. Кроме того, этот цвет популярен на сайтах онлайн-магазинов пляжной одежды и товаров для беременных.

Желтый воспринимается как молодежный , дружелюбный и оптимистичный цвет, который лучше остальных способен захватить внимание пользователей. Значение этого цвета — счастье , энергия , веселье , жизнерадостность , подвижность . Его можно использовать, например, для оформления интернет-магазина по продаже продуктов питания, световых приборов, детских товаров, футболок, сувениров и пр.

Зеленый — спокойный цвет, который является самым простым для глаз. Он ассоциируется с гармонией , свежестью , здоровьем , безопасностью , отдыхом и восстановлением . По этой причине его часто используют для интернет-магазинов по продаже натуральной косметики, диетических и эко-продуктов, товаров для беременных, средств для похудения. Кроме того, зеленый также отлично подходит для оформления кнопок call to action.

Синий и голубой символизируют доверие , мир , спокойствие , чистоту , верность , искренность , стабильность , уверенность , мудрость , интеллект . Использование этих цветов окажет на ваших клиентов успокаивающее воздействие и будет способствовать ощущению безмятежности. Синий и голубой идеальны для продвижения товаров для ванны, сантехники, аквариумов, очистительных фильтров, кондиционеров.

Фиолетовый раньше был цветом королей и императоров и по этой причине ассоциируется с роскошью и изобилием . Он также обладает успокаивающим действием, символизирует высокое качество и креативность . Фиолетовый отлично подходит для интернет-магазинов по продаже автомобильных кресел, телевизоров, украшений, товаров для женщин и детей.

Розовый — нежный, романтический цвет. Он ассоциируется с любовью , теплотой , спокойствием . Это идеальный цвет, если вы нацелены на женскую аудиторию или детей. По этой причине розовый широко используют, например, для оформления онлайн-магазинов детских игрушек, косметики, женской или детской одежды.

Черный ассоциируется с изысканностью , элегантностью , эксклюзивностью , авторитетом , эффективностью . Если вы являетесь владельцем интернет-магазина по продаже техники, мебели или дорогой одежды, черный вполне вероятно станет для вас самым удачным выбором. Однако чрезмерное использование этого цвета может создать мрачную атмосферу, поэтому его рекомендуется обязательно сочетать со спокойными цветами.

Серый — нейтральный цвет, который символизирует стабильность , консервативность , надежность , безопасность , интеллект . Он настраивает на серьезный лад и часто используется в оформлении интернет-магазинов с целью продемонстрировать значимость компании на рынке и подчеркнуть высокое качество товаров и услуг. Серый — хороший выбор для оформления интернет-магазинов по продаже техники, строительных товаров, мебели, аксессуаров для авто, спортивного инвентаря.

Коричневый идеален для создания чувства надежности . Он ассоциируется с комфортом , дружелюбием , изысканностью , натуральностью . Коричневый — цвет шоколада и кофе, что делает его прекрасным выбором для интернет-магазинов про продаже кондитерских изделий, кофе, какао. Кроме того, этот цвет отлично подходит для магазинов про продаже деревянной мебели и столярных изделий, книг, товаров для охоты.

Какие цвета выбрать?

Теперь, когда вы узнали основные ассоциации потребителей с наиболее популярными цветами, важно использовать эти знания в своих интересах. Подумайте, какие ассоциации вы хотите вызвать у посетителей вашего сайта? Какие оттенки лучше всего помогут это осуществить? Именно их и используйте для интернет-магазина — например, подберите подходящие изображения или кнопку с призывом к действию.

Надеетесь вызвать доверие потенциальных клиентов? Синяя или оранжевая кнопка призыва к действию может быть правильным выбором для вас. Если вы хотите создать намек на утонченность и женственность, хорошим выбором может стать розовый и черный. Кроме того, если товары интернет-магазина ориентированы на женщин, вам стоит поэкспериментировать с использованием фиолетового, розового, синего или зеленого цветов и избегать коричневого и серого. Если же сайт рассчитан на мужскую аудиторию, можно использовать синий, голубой, зеленый и черный. Учитывайте, что мужчинам, как правило, не нравятся оранжевый и фиолетовый.

Экспериментируйте и анализируйте!

Для того, чтобы выяснить, какие цвета хотят видеть ваши клиенты, вам поможет A/B-тестирование. Его принцип заключается в создании двух вариантов страницы, отличающихся только одним элементом, например, цветом кнопки call to action. Трафик на сайт делится на две части: 50% случайно выбранных посетителей отправляются на страницу А, остальные 50% — на страницу В. Далее вы сравниваете и оцениваете количественные показатели работы двух страниц. В результате тестирования вы сможете обнаружить, какие цвета более эффективны.

Экспериментируйте и анализируйте, какие цвета по душе посетителям вашего веб-ресурса. Если вы выберете готовые шаблоны интернет-магазинов на сервисе сайт, вы получите практически полностью готовый к продажам сайт с продуманным дизайном, грамотной структурой и приятными глазу цветами. Начните развивать свой бизнес уже сейчас!

Психологическое воздействие цвета в определенной степени зависит от физиологического воздействия различных цветов, которое имеет четко определенный характер. Так, исследования физиологов показали, что цвет влияет на кровообращение и мускульное сокращение. На синий цвет реакция будет минимальной, на зеленый - несколько больше, на желтый - еще больше, а на оранжевый и красный она является максимальной. Поэтому до сих пор нельзя сказать определенно, что послужило причиной деления цветов по психологическому и ассоциативному воздействию на теплые и холодные. Был ли здесь важнейшим фактором практический жизненный опыт, связывающий голубой цвет с холодным льдом, водой и небом, а красный и желтый с солнцем, или физиологическое воздействие этих цветов на организм человека, которое вызывает определенную эмоциональную реакцию. Выявлена связь эмоционального состояния человека с изменением цветовой чувствительности (порога цветоразличения). Положительные эмоции связаны с повышением чувствительности к красному и желтому и понижением к синему и зеленому. При переживании отрицательных эмоций наблюдается обратная картина: повышение чувствительности к синему и зеленому и понижение к красному и желтому, причем указанные изменения цветовой чувствительности наблюдались не только при непосредственном переживании эмоций, но и при воспоминании о них. Цветовой код ряда эмоций имеет достаточно простой характер: например, страх - черный; грусть - серый или синий; утомление - серый, черный, коричневый; радость - красный, оранжевый. Другие эмоции, имеющие более широкий ряд причин возникновения, такие, например, как удивление, интерес, стыд, имеют и более широкий спектр цветовых ассоциаций, т.е., связаны для разных групп людей с разными цветами.

Взаимосвязь цвета и эмоций является многоуровневой:

во-первых, определенные цвета и цветосочетания являются символами эмоций,

их внешним воплощением;

во-вторых, определенные эмоциональные состояния человека влияют на ситуативное отношение к цвету (изменение цветовой чувствительности, цветовых предпочтений и т.д.);

в-третьих, устойчивые эмоциональные свойства субъекта (склонность к определенным эмоциональным переживаниям) находят свое отражение в различных вариантах цветовых предпочтений.

Можно выделить несколько типов цветовых предпочтений:

– субъективные;

– возрастные;

– зонально-климатические;

– этнические;

– предпочтения различных социальных групп.

При этом цветовые предпочтения отдельного субъекта могут быть обусловлены

сложным сочетанием указанных факторов. Считается, что простые, чистые, яркие цвета действуют на человека как сильные активные раздражители. Они удовлетворяют людей со здоровой, неутомленной нервной системой - это люди физического труда, открытые, простые и прямые натуры. Сложные, малонасыщенные, нейтральные цвета, действующие успокаивающе, вызывающие более сложные ощущения, предпочитаются людьми достаточно высокого культурного уровня, интеллигентного труда, лицами с утомленной и тонко организованной нервной системой. Предпочти- тельное отношение к цветам заметно проявляется в разных возрастных группах. В общем виде для детей предпочтительны теплые цвета высокой насыщенности, для взрослых - холодные цвета средней насыщенности и более смешанные, для пожилых - пастельные (разбеленные) и ахроматические тона.

Условия обитания в конкретном географическом регионе с устойчивым характером климата и определенным рельефом территории, влияющими на цветность при- родной среды, формируют региональные стереотипы цветовых предпочтений. Стимулы формирования цветовых предпочтений под воздействием окружающей среды могут быть различны, даже противоположны. Например, насыщенные цвета в искусстве южных народов отражают привычные яркие краски тропиков и субтропиков, а в искусстве северных народов яркие, чистые краски выражают стремление к цветам, которых им не хватает в природном окружении. «Любимыми цветами» могут стать теплые или холодные цвета, противопоставленные холоду или теплу местного климата, а также цвета, дополнительные к господствующему цветовому тону окружающей среды. Так, в архитектуре Средней Азии, где в пейзаже преобладают палевые цвета иссохшей степи, доминирует бирюзовый цвет облицовки дворцов и куполов мечетей, а в России любимым стал красный, дополнительный к зелени густых лесов и полей. Недаром «красный» в русском языке - синоним определения «красивый».

Этнические цветовые предпочтения, кроме природно-климатических условий, формируются под влиянием цветовых традиций, связанных со всей духовной и материальной культурой народа, нации, социальной группы. Уровень и характер региональной и этнической цветовой культуры в определенный исторический период зависят от общего уровня и характера культуры, так как именно эти факторы определяют уровень ассоциативного цветового мышления, формируют тенденции цветовых предпочтений.

Эволюция цветовых предпочтений напоминает приливы и отливы. Например, мало- насыщенные естественные цвета строительных материалов древних народов, затем яркие краски в архитектуре Междуречья, Древнего Египта и Греции, а в период Римской империи - отказ от активного цвета в архитектуре. Полихромия средневекового искусства (византийские мозаики, готический витраж) сменилась сдержанными цветами ренессанса, затем - возврат к насыщенным цветам барокко и к пастельным тонам в классицизме, позже - бесцветие эклектики и «ломаные» цвета модерна, а затем - вновь поворот к насыщенному цвету в архитектурной полихромии немецких, русских, голландских, французских архитекторов первой четверти ХХ века. Подобные периоды приливов и отливов интереса к цвету можно обнаружить и в истории архитектуры других регионов мира.

Анализ исходных данных и формирование материала для эскизного проекта колористического решения архитектурного экстерьера

Цвет как неотъемлемое свойство формы предметов и пространства в архитектурной проектной разработке является средством создания визуально комфортной среды обитания.

Задачи колористического оформления экстерьера зданий и сооружений

можно сформулировать следующим образом:

– при помощи цвета в гармоничном сочетании с архитектурной формой сделать проектируемый объект внешне привлекательным, эстетически полноценным;

– обеспечить соответствие объекта его месту в общей объемно-

пространственной композиции и его функциональному назначению;

– обеспечить гармоничное сочетание с окружающей цветовой средой.

Факторы, влияющие на колористическое решение экстерьера здания:

– определенный тип взаимодействия цвета и формы проектируемого объекта;

– функциональное назначение объекта;

– величина объекта и его масштабное соотношение с окружающими объектами и

пространством;

– взаимозависимость между цветовой схемой здания и полихромией окружения;

– характер объемно-пространственной структуры окружающей среды и места, которое проектируемый объект должен занять в общей композиционной схеме;

– социально-функциональный тип окружающей среды;

– условия наблюдения;

– условия естественного освещения;

– колористические особенности и возможности строительных и отделочных материалов, которые предполагается использовать для строительства;

– индивидуальные цветовые предпочтения заказчика для частных построек или характер коллективных цветовых предпочтений для общественных построек.

В идеальном случае архитектор, проектируя форму, сразу должен представлять ее в сочетании с определенным цветовым решением с учетом всех перечисленных факторов. Этот подход может обеспечить гармоничное взаимодействие формы и цвета. Однако на практике, к сожалению, такой подход встречается только в разработке уникальных проектов и то далеко не всегда. Чаще дизайнер-колорист разрабатывает цветовое решение для уже спроектированной формы. В этом случае результат зависит от его художественного вкуса и от того, насколько его колористическая концепция соответствует формально-конструктивным идеям архитектора. Для типовых построек предлагается набор стандартных колористических решений, использование которых, разумеется, не может обеспечить оптимальное соответствие всем конкретным условиям восприятия и взаимодействия с окружающей средой. Взаимодействие цвета и архитектурной формы характеризуется тремя основными типами.


Первый тип - монохромия, или очень слабое цветовое различение по цвету отдельных элементов постройки. В этом случае цвет выступает в качестве интегрирующего средства, обеспечивающего цельность восприятия формы. С точки зрения художественной выразительности такой прием оправдан, когда имеется интересная, пластически богатая, сильно расчлененная архитектурная форма большого масштаба, например знаменитые московские высотки (рис. 12.1).

Второй тип - полихромия, основанная на принципе единства структуры и цвета сооружения, направленная на выявление тектоники архитектурной формы и масштабности ее элементов. Цвет в этом случае подчеркивает композиционный смысл сочетания объемов здания, ритмические закономерности их взаимного расположения, масштабные соотношения. При этом усиливается декоративная выразительность сочетаний формы конструктивных и декоративных элементов здания. Однако часто в этом случае цвет мыслится второстепенным средством архитектуры, подчеркивающим композиционный замысел, созревший без цвета. При этом, если имеется крупная архитектурная форма с монотонным повторением большого количества одинаковых элементов, например типовой многоэтажный жилой дом, сочетание цвета и формы «по аналогии» может усилить ощущение монотонности (рис. 12.2).

Третий тип - полихромия, имеющая некоторую самостоятельность по отношению к геометрии архитектурных форм, создание цветовых пятен («граф»), контрастирующих с элементами формы изменяющих восприятие общей формы архитектурного объекта. Такой тип полихромии, называемый «суперграфика», позволяет преодолевать жесткую статику структурных членений объекта, сообщать ему зрительную динамику. Этот подход может обеспечить более гармоничное и выразительное взаимодействие полихромии отдельного здания с полихромией окружающей среды и дает возможность оперативно реагировать на изменения цветовой среды (рис. 12.3).


Учет функционального назначения объекта при цветовом проектировании также предполагает определенное взаимодействие формы и цвета, так как здания и сооружения разного функционального назначения имеют, как правило, и различную форму, что обусловлено различием их архитектурно-конструктивного типа. Часто объекты различного назначения отличаются по размеру и по масштабному соотношению с окружающим пространством. Все это может быть подчеркнуто цветовой гаммой. Например, в жилом массиве, имеющем общее цветовое решение, отдельно стоящие объекты различного назначения (школы, детские сады, поликлиники, спортивные сооружения, учреждения культуры и т.п.) могут быть выделены цветом и стать цветовыми доминантами. С другой стороны, с помощью общей цветовой гаммы можно объединить несколько отдельных построек, образующих единый комплекс общего функционального назначения (рис. 12.4).


Различия эмоционального воздействия цветов и цветовых гамм, используемых в композиции, также могут способствовать выражению определенного смыслового значения, соответствующего функциональной роли объекта. Однако невозможно предписать какой-то один вариант цветового решения для всех объектов сходного назначения, так как в каждом конкретном случае надо исходить прежде всего из конкретной ситуации, определяемой всей совокупностью перечисленных выше факторов (рис. 12.5).

Величина здания или сооружения и его масштабное соотношение с окружающим пространством влияет на выбор степени насыщенности общей цветовой гаммы. Большие цветовые пятна высокой насыщенности, которые характеризуются очень интенсивным психологическим воздействием, могут утомлять и раздражать, создавая ощущение дисгармоничности цветовой среды. Поэтому большие по площади поверхности стен, как правило, окрашиваются умеренными по насыщенности цветами высокой и средней светлоты или разбиваются на более мелкие пятна контрастных цветов. Следует также учитывать, что поверхности низкой и средней насыщенности значительно активнее реагируют на изменение естественного освещения, усиливая восприятие цветодинамики - изменения общего колорита окружающей среды в течение светового дня. При этом разнообразие цветовых впечатлений, обусловленное изменением естественного освещения, вызывает положительные психологические эмоциональные реакции.

Характер полихромии окружающей среды необходимо учитывать для создания гармоничной взаимосвязи проектируемого объекта с окружением. Любой антропогенный (подвергшийся воздействию деятельности человека) ландшафт как целостная экологическая система имеет естественные и искусственные составляющие, совокупность которых и определяет характер цветовой среды. Цветовая картина естественной составляющей - природного ландшафта обусловлена природно-территориальными данными окружающей территории. Они содержат множество компонентов, среди которых можно выделить основные, наиболее активно влияющие на характер цветовой среды и ее цветодинамику.


Во-первых, это климатические условия: состояние атмосферы, температурный и влажностный режим в течение года, активно влияющие на характер естественного освещения, от которого в большой степени зависит цветность окружающей среды. Среди всех климатических особенностей наиболее мощное цветовое воздействие на природный ландшафт оказывает спектральный состав и продолжительность (в течение суток и по сезонам) солнечного сияния.

Во-вторых, это характер рельефа территории, определяющий игру светотени, холодных и теплых оттенков. Рельеф существенно влияет на цветовую структуру пространства, так как именно характер рельефа (равнинный, холмистый или горный) задает пространственные планы, подчеркнутые цветовой перспективой. Рельеф задает определенные потенциальные возможности цветодинамики при восприятии пространства и всех находящихся в нем объектов с различных видовых точек (рис. 12.6).

Архитектор А.В. Ефимов предложил классификацию типов цветовых бассейнов,

различие которых обусловлено различным строением рельефа природного ландшафта.

Для цветового проектирования большое значение имеет не только анализ характера рельефа ландшафта, но и анализ объемно-пространственной структуры визуально воспринимаемых пространственных единиц ландшафта , которые характеризуются:

величиной и размерами;

высотой воображаемого невидимого потолка;

масштабом (соотношением высоты зрительных барьеров с высотой и шириной

пространственной емкости);

пространственной целостностью (визуальными связями между точками пространственной единицы, а также между этими точками и окружением); конфигурацией зрительных барьеров;

зрительными фокусами.

Каждый из типов ландшафта складывается из различных компонентов, являющихся цветоносителями, сочетание которых и определяет характер цветовой среды. Третий важный фактор природного окружения, влияющий на общую цветовую

среду - гидрография. Наличие водоемов влияет на состояние атмосферы. Водные поверхности отражают доминирующие цвета, усиливая их звучание и цветодинамику.

Четвертый важнейший фактор - флора. Массивы растительности, ее характерные цвета существенно влияют на общую цветовую картину. Сезонные изменения флоры - самый активный фактор природной цветодинамики.

Пятым фактором, дополняющим колорит природного окружения, является почва. Ее цвета определяются цветами минеральных составляющих и цветом травяного покрова и имеют большое разнообразие оттенков в разных регионах Земли. При этом цвет почвы отдельного региона подвергается существенным сезонным изменениям.

Все компоненты природного окружения взаимосвязаны и создают вместе неповторимую цветовую картину (рис. 12.7).


В городской среде общий колорит часто в бóльшей степени зависит не от природного, а от антропогенного окружения. Это прежде всего цвета окружающей застройки, являющиеся наиболее статичной цветовой составляющей городской среды.


Доминирующие цвета окружающей застройки и природного окружения необходимо учитывать при проектировании цветового решения объекта. Здесь целесообразно выделение в визуальном поле предмета и фона, так как соотношение цвета предмета и цвета фона в касании (вдоль внешней границы цветового пятна объекта) - важнейший аспект восприятия цветовой композиции. Колористика крупного фрагмента (района, комплекса) рассматривается как фон для отдельных цветовых пятен более мелких фрагментов - группы зданий, отдельных объектов и т.д. В свою очередь, стены здания рассматриваются как фон для отдельных конструктивных и декоративных элементов здания и различных элементов городской среды небольшого размера, которые могут восприниматься на фоне здания в визуальном поле. Это объекты городского дизайна: беседки, фонтаны, произведения монументально-декоративного искусства, инсталляции, устройства рекламы, а также зеленые насаждения, расположенные в непосредственной близости от здания.

Объемно-пространственная структура территории, в пространство которой должен быть вписан новый объект, всегда влияет на планировку, ориентацию в пространстве и конфигурацию проектируемого здания или сооружения. Местоположение, размер, тип, форма, назначение проектируемого объекта, в свою очередь, определяют его взаимодействие с окружающим ландшафтом. В зависимости от перечисленных факторов объект может занимать подчиненное или доминирующее положение в общей структуре. При этом проектировщики должны учитывать не только утилитарные потребности и логику пространственных связей, но и эстетический потенциал взаимодействия нового объекта с природным и антропогенным окружением. Точно найденное цветовое решение может существенно помочь в создании эстетически полноценной, гармоничной связи объекта с окружением. Именно цвет может придать объекту предполагаемое значение в общей композиционной структуре. По- этому колористическое решение архитектурного проекта всегда должно опираться на анализ объемно-пространственной структуры окружения и на запланированное определенное значение нового объекта в этой структуре в сочетании с анализом цветовой структуры архитектуры. Такому анализу цветовой среды поможет разделение градостроительной формы на типы элементов, сочетание которых в различных комбинациях создает комплексный образ городской среды. В свое время К. Линч выделил пять типов ясно воспринимаемых элементов градостроительной формы: 1) дороги; 2) края или границы; 3) районы; 4) узлы; 5) ориентиры. Все эти элементы взаимосвязаны, наложены один на другой. Понятно, что они не равнозначны: районы заключают в себе все другие названные элементы, а ориентиры (доминирующие здания и сооружения), наоборот, могут содержаться в каждом из других элементов. Однако структура колористики окружающего пространства может создаваться с опорой на любой из названных элементов как на определяющий в зависимости от того, какой из элементов может быть наиболее четко визуально определен в данной конкретной пространственной ситуации. Итак, можно выделить пять типов структуры колористики городской среды: 1) магистральный (улицы, дороги); 2) узловой (узлы); 3) доминантный (ориентиры); 4) зонный (районы); 5) панорамный (границы).

В процессе анализа пространственной структуры также определяются впечатления общего характера:

– степень открытости и замкнутости, непрерывности и дискретности (расчлененности) пространства;

– композиционный смысл ритмических закономерностей взаимного расположения зданий и природных элементов;

– ритм раскрытия всех особенностей при движении в пределах рассматриваемой

зоны по реально существующим трассам.

Определенному характеру пространства соответствует моно- или полицентрический, компактный или расчлененный характер макроструктуры колористики окружающего пространства.

Параллельно определяются условия наблюдения:

– основные видовые точки;

– восприятие в пешеходном и транспортном движении по возможным трассам с

использованием видеосъемки по траектории движения так называемой «мобильной видовой точки» с подключением четвертого измерения - времени наблюдения;

– цвет элементов пространства, составляющих общий фон при наблюдении с различных точек.

Необходимо также с учетом пространственной ориентации объекта выяснить условия естественного освещения: определить «северную» (теневую) сторону и характер образования теней на освещаемых солнцем сторонах.

В сельской местности колорит природного окружения, составляющего большую часть пространственного фона, как правило, является определяющим для выбора цветового решения архитектурного объекта. При этом гармоничное сочетание архитектурной и природной полихромии может строиться как на контрастном противопоставлении, так и на вписывании в окружающий природный ландшафт на основе нюанса - подобия природным цветам и использования нейтральной гаммы цветов.

В условиях городской застройки характер колористической структуры фрагмента городского пространства определяется не только пространственной типологией, но и социально-функциональной наполненностью. Выделяются функциональные зоны: репрезентативная общегородская, интимная внутриквартальная, промышленная и другие. Каждая зона имеет определенный тип полихромии.

Отдельные участки города отличаются высокой интенсивностью и, соответственно, высокой концентрацией протекающих функциональных процессов. Эти участки выделяются как функциональные центры. Сосредоточение в них объектов различного назначения, установок рекламы, станций метро, торговых палаток, остановок транспорта, объектов монументально-декоративного искусства обусловливает и характер полихромии этих центров. Можно сказать, что полихромия городской среды имеет социально-пространственную обусловленность, которая тоже должна быть учтена в цветовом проектировании.

Для анализа функциональной наполненности городской среды недостаточно исследования объемно-пространственной структуры, так как последняя сама по себе не выражает ни функциональных процессов рассматриваемой зоны, ни степень их интенсивности. В 80-е гг. прошлого века известный советский архитектор А.Э. Гутнов предложил концепцию описания и анализа функциональной структуры городской среды, основанную на разделении всей системы городской застройки на КАРКАС и ТКАНЬ.

Каркас - структурно-образующая часть городской системы, совокупность зон, в которых концентрируются основные процессы жизнедеятельности городского населения. Эти зоны характеризуются высокой интенсивностью пространственного освоения. Понятие «каркас» складывается из важнейших материально-пространственных элементов и связей, определяющих их структурную и функциональную организацию.

Выделяются четыре типа элементов каркаса:

«емкости» - пространства сосредоточения функциональной деятельности;

«каналы» - внешние коммуникации, подводящие к функциональным емкостям; «шлюзы» - входы и выходы, соединяющие «емкость» с другими элементами

«распределители» - узловые участки внутренней коммуникационной сети «емкостей».

Чтобы проиллюстрировать эту схему конкретными примерами, можно представить, например, центральные площади Москвы и магистрали, их связывающие, или площади у станций метро, расположенные в отдаленных районах и трассы, связывающие их с центром. Таким образом, каркас фиксирует строение городской среды, с одной стороны, более конкретно, а с другой - более обобщенно, чем планировочная структура.

Ткань - это все остальные элементы городской среды, имеющие меньшую интенсивность протекания всех функциональных процессов, но в то же время составляющие основную часть материального наполнения городской среды. Формальный характер каркаса и его цветовые особенности, определяющие его образный строй, влияют и на всю городскую ткань. Цвет всегда выражает предметно-пространственные качества среды. Кроме того, в архитектуре цвет - социальное явление, поэтому анализ функциональной структуры пространства необходим для цветового архитектурного проектирования.

Цвет строительного материала может играть определяющую роль в цветовом решении экстерьера здания и сооружения и должен учитываться при цветовом проектировании. Естественный цвет таких строительных материалов, как камень, дерево, кирпич, металл вместе с фактурными особенностями поверхностей различных мате- риалов использовался и используется в настоящее время как средство художественной выразительности. Однако сегодня эти строительные материалы чаще применяются для архитектуры малых форм, для строительства коттеджных поселков и отдельных загородных усадеб. В городском строительстве преимущественно используются железобетонные конструкции, а традиционные строительные материалы применяются для облицовки в естественном виде или гораздо чаще в виде искусственных отделочных материалов, которые имитируют фактуру и цвет природных. Серость естественного цвета железобетонных конструкций и отделочных материалов во второй половине XX века в России сформировала по существу ахроматический облик новых городских районов и даже целых городов, достаточно унылый, особенно с учетом климатических условий, характеризующихся почти полугодовым зимним периодом. Причем это бесцветие определялось не только соображениями экономии средств, но и носило некоторое время установочный характер, связанный с определенными эстетическими идеями, игнорирующими цветовые традиции. Однако ахроматический цвет железобетонных конструкций в сочетании с хроматическими фрагментами, облицованными или покрашенными, может создать выразительную цветовую гармонию. В отделке фасадов зданий нередко предусматривается частичная облицовка и частичная покраска. Облицовка более долговечна, она фиксирует определенную цветность на длительный срок. Однако для местных жителей любой, даже самой интенсивный цвет, скоро делается привычным и как бы психологически невидимым. Покраска более динамична. Возобновляясь через относительно короткий срок, она способна учесть новые веяния в формировании цветовой среды города, создать новые акценты, содействовать решению насущных художественных и утилитарных задач. Практически невозможно через каждые два-три года заново окрашивать многоэтажные дома в обширных районах города, поэтому для крупных объектов целесообразно использовать долговечную цветовую отделку. Но цветовое проектирование и в этом случае должно предусматривать окраску отдельных фрагментов, так как достаточно изменить цвет на уровне отдельных элементов, чтобы обеспечить динамику полихромии архитектурной среды.

В настоящее время наметился поворот к более активному использованию цвета в архитектуре. Архитекторы и дизайнеры должны разбираться в эксплуатационных качествах отделочных материалов и красок, понимать эстетические выразительные возможности материала и то, как тот или иной цветоноситель будет восприниматься на определенном расстоянии под воздействием световоздушной среды.

Цветовые предпочтения заказчика, казалось бы, должны стоять на первом месте в списке факторов, учет которых необходим для проектирования колористического решения архитектурного проекта. Однако лишь в интерьерах в принципе возможно создать визуальное поле, в котором цвет каждого элемента был бы определен замыслом проектировщика, и вся цветовая гамма в целом являлась бы результатом решения, предложенного дизайнером после согласования с заказчиком. При этом, проектируя цвет в интерьере, дизайнер все-таки должен как специалист тактично, но твердо корректировать пожелания заказчика, так как последний из-за отсутствия опыта, а иногда и художественного вкуса может предлагать не самое лучшее решение, при этом плохо представляя, как будет выглядеть и восприниматься реальное воплощение его предложений. Вообще, полное следование предпочтениям потребителя даже в ин- терьере возможно только при проектировании интерьеров частных домов и квартир и интерьеров, предназначенных для небольших, психологически однородных групп, например интерьеров школьных и больничных зданий. В проектировании же цветового решения экстерьера зданий и сооружений, как было сказано выше, необходимо учитывать большое количество факторов, не зависящих от воли проектировщика, прежде всего, полихромию окружающей среды и ее функциональную структуру. По- этому пожелания заказчика могут иногда прямо противоречить решению задачи гармоничного сочетания проектируемого объекта с окружающей средой. Ответственность здесь лежит на проектировщике, поэтому, безусловно учитывая цветовые пред- почтения и пожелания заказчика, местных жителей, тенденции местной цветовой культуры, веяния моды, проектировщик должен увязывать их с объективной конкретной ситуацией, определяемой всей совокупностью перечисленных факторов. Практика показывает, что это вполне реально при грамотном профессиональном под- ходе, так как в принципе профессионал может достичь гармонии и выразительности цветосочетаний, используя любые цвета и любые цветовые гаммы. Недаром у художников есть поговорка: «Цвет - ничто, оттенок - все»! Необходимо только наличие художественного вкуса, чувство меры, серьезный аналитический подход и, конечно, умение, моделируя цвет, точно находить нужный оттенок (об этом говорилось в предыдущих лекциях). Проектировщику необходимо понимать самому и уметь объяснить заказчикам разницу между концептуальным (представляемым) идеальным «любимым» цветом и перцептивным (реально воспринимаемым) цветом, иногда очень резко меняющимся под воздействием различных условий наблюдения (освещение, цветовое окружение и т.д.).

Однако нередко сами архитекторы и дизайнеры игнорируют принципы средового подхода к архитектурному проектированию, в том числе и к цветовому проектированию. Требования согласованности объекта с окружающей средой приносятся в жертву задачам самовыражения, демонстрации своих художественных и конструктивных идей, иногда далеко не бесспорных с точки зрения художественного вкуса. В результате довольно часто в городской среде появляются постройки, резко контрастирующие с окружающей средой, создающие зрительный диссонанс, по сути разрушающие гармоничность городской среды, складывавшейся иногда на протяжении нескольких столетий. К сожалению, архитектура Москвы представляет много таких примеров, причем в последнее время их количество резко увеличилось. Думается, что принцип самовыражения, правомерный и плодотворный в станковом изобразитель- ном искусстве, не может и не должен быть абсолютизирован в архитектуре, дизайне и монументальном искусстве. Дело в том, что в силу своего назначения и пространственного положения в городской среде объекты этих видов искусства ежеминутно на протяжении десятков лет неизбежно находятся в поле зрения тысяч людей, переживают несколько поколений. Человек может не ходить на выставки, где представлены произведения, которые ему не нравятся, но не может постоянно зажмуриваться, проходя мимо уродливых зданий и монументов. С этим необходимо считаться всем специалистам, проектирующим внешний облик объектов среды обитания человека.

После анализа всех указанных выше факторовдизайнер в результате проектной работы должен определить:

– характер взаимодействия цвета и формы в цветовой композиции: тектонический (выявление цветом конструктивных элементов формы) или атектонический (несовпадение пятен цвета с элементами формы, трансформация формы с использованием суперграфики);

– тип цветовой композиции (монохромия, нюансная с использованием родственных цветов или контрастная);

– тип колорита, связанный с общим впечатлением насыщенности цветовой гаммы, общий для всех поверхностей, или различный для отдельных фасадных и торцевых поверхностей (колорит насыщенный, разбеленный или ломаный с
использованием малонасыщенных цветов средней и умеренно низкой светлоты);

– все цвета общей цветовой гаммы в соответствии с выбранным типом цветовой композиции и колорита, представив их в виде колерной таблицы и обо- значив цвета: основные (фоновые), вспомогательные (для отдельных элементов и участков поверхности), акцентные (цвета высокой насыщенности для конструктивных и декоративных элементов, имеющих небольшой размер относительно постройки), общих размеров.

На проектно-графическом материале (эскизы, перспективы, аксонометрии, развертки, макеты) дизайнер должен точно обозначить распределение всех цветов (рис. 12.8).

В тектоническом варианте композиции используется структурная цветопластика.



В этом случае цветовые пятна совпадают с границами стен, поверхностями лоджий, с архитектурно-пластическими деталями - пилястрами, лопатками, карнизами, обрамлениями проемов и т.д. В случае атектонического варианта композиции используется орнаментальная цветопластика. При этом композиционно организованные цветовые пятна, не совпадающие с конструктивными формами, могут быть образованы абстрактными геометрическими фигурами, стилизованными фигурами, вызывающими предметные ассоциации, абстрактным или растительным орнаментом (рис. 12.9).


Для дорогих уникальных объектов (репрезентативных общественных и частных) в оформлении экстерьера может быть предусмотрено использование произведений монументального декоративного искусства, дополняющих общее цветовое решение (витражи, мозаичные, керамические и живописные декоративные панно, рельефы, скульптурные декоративные элементы) (рис. 12.10).

Необходимо также произвести выбор отделочных материалов с учетом их цветовых и фактурных характеристик, стоимости, долговечности, эксплуатационных расходов, связанных с климатическими условиями региона, и определить, для каких элементов и участков поверхностей будет использоваться каждый из выбранных отделочных материалов с учетом определенного сочетания не только их цветов, но и фактур.

Понравилась статья? Поделитесь ей