Контакты

Особенности характера в общении. Особенности человеческого общения Черта общения

В начале третьего тысячелетия уже можно утверждать, что общение как ценность и первая жизненная необходимость нахо­дится в центре внимания философии, этики, психологии, пе-

дагогики, культурологи, которые пытаются с разных точек зрения определить сущность этого феномена.

Так, психологи определяют, общение как информационное и предметное взаимодействие в процессе которого реализуются и формиру­ются межличностные взаимоотношения (Я.Л. Коломинский). И это определение верно, поскольку в нем, в частности, отражается деятельностный характер общения как формы человеческих взаимоотношений. Такими же справедливыми будут суждения об общении как особого рода искусстве, требующем таланта; как о науке, имеющей свои закономерности; как своде технологий и правил поведения и др. Иными словами, не следует ждать однозначного определения общения: здесь возможна такая же поливариантность, как и в формах проявления са­мого общения.

Наиболее полно сущность общения выражается в том, что оно - важнейшая сторона человеческой деятельности, заключаю­щаяся в субъект-субъектном отношении одного человека к другому на „основе взаимного признания «самости» и самоценности. Такое понимание общения с позиций гуманистической этики требует от педагога обратить внимание на следующие его основные чер­ты и свойства:

Общение предстает как деятельность, что предполагает его активно-процессуальный характер; содержанием этой деятельно­сти является установление отношения одного человека к другому;

Межличностные отношения - независимо от положения вступающих в них людей - должны носить субъект-субъектный характер, иными словами, предполагается, что в них вступают равные субъекты; «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и нико­гда- не средство (по крайней мере, так должно быть);

Непременным условием продуктивного общения выступает признание за другим (и учителем - за учеником) его уникаль­ности и неповторимости, его права быть самим собой и ожида­ние того же от него;

При общении должен проявляться его творчески-импровиза­ционный характер, способствующий выявлению глубинных ка­честв субъекта - его свободной активности, способности поро­ждать новые смыслы, преодолевать Ътереотипы поведения.

Таким образом, общение - это взаимодеятельность, базирую­щаяся на потребности человека в человеке, поэтому это не только (и не столько) роскошь, как говорил А. де Сент-Экзюпери, сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение - это деятельность, заключающаяся в установлении коммуника­ции , связи между людьми, предполагающей двусторонний об­мен информацией. Вместе с тем общение отличается от простого информационного взаимодействия. Основные параметры этого отличия заключаются в следующем:


· общение предполагает не только информационную, но и, личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон;

· общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совме­стной деятельности; информационный процесс асимметричен, ибо роли отправителя сообщения и его получателя различны, поэтому первый обозначается как субъект, а второй как объект;

· структура информационного сообщения, как правило, монологична, а общения - диалогична.

Таким образом, диалогичность - важнейшая отличительная черта общения. При этом под диалогом понимается информативное и личностно-субъективное взаимодействие между общающимися сторонами, цель которого - установление понимания между ними. Педагогу следует иметь в виду, что для квалифицированного ведения диалога недостаточно авторитета или превосходства в служебном положении. Необходимы широкая эрудиция, навыки доказательного рассуждения, умение слушать и быть услышанным, знание традиций мировой и отечественной культуры. Продуктивное ведение диалога предполагает соблюдение следующих условий:

Принципиальное равенство, автономность, независимость партнеров;

Признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не вводящее в наши представления или планы;

Ориентированность каждого на понимание и интерпретцию его точки зрения партнером;

Ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

Способность воспринимать другого как личность такого же уровня, как я сам.

Очевидно, что все перечисленные параметры в общении педагога и учащихся являются самыми уязвимыми местами, так как делают диалог между ними порой, попросту, невозможным. Профессиональная этика предполагает серьезную работу педагога над собой в этом направлении, поскольку именно от знания, понимания и принятия им этих условий зависит диалогичность общения между ним и учащимися, а в конечном счете - и между поколениями.

Нравственный смысл процесса общения связан в первую очередь с его ценностными ориентирами - морально значимыми

факторами, которые определяют его основные содержательные характеристики. В педагогической этике общение неотделимо от таких моральных ценностей, как свобода, справедливость, равен­ство, любовь. При этом равенство в общении - это, прежде всего равенство человеческого достоинства субъектов общения, ори­ентация на поддержание чести и достоинства любого человека, в том числе и ребенка. Общение, ориентированное на эти ценно­сти, можно назвать гуманистическим. Гуманистическая этика об­щения отличается также доверием; доброжелательностью и уваже­нием, причем не только к другому субъекту, но и ко всему, что с ним связано (его друзьям, интересам, даже его одежде и вещам).

Признание ценности человека неотделимо от конкретных оце­нок людей, вступающих в общение. Педагогу следует помнить, что многие сложности, возникающие в процессе общения с уча­щимися, порождаются несоответствием их самооценки и оценки их окружающими (как правило, самооценка всегда выше, чем оценка окружающих, хотя иногда бывает и заниженной). Искус­ство общения педагога в том и состоит, чтобы поставить челове­ка выше его отдельных недостатков и несовершенств, увидеть и оценить в нем индивидуальные, неповторимые личностные чер­ты, понять, что ценность личности ребенка не должна зависеть от его отдельных неприятных свойств.

Формирование у молодежи культуры межличностного обще­ния неразрывно связано с осознанием ею ценности общения, которая, в свою очередь, определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Целесообразно выделить и раскрыть перед учащимися основные ролевые функции общения:

1 .Общение есть условие формированиям существования чело­века. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека под­тверждают, что формирование человека невозможно без обще­ния, выступающего «уникальным условием человеческого бы­тия» (К. Ясперс). Иными словами, человеческое существо, ли­шенное по каким-то причинам возможности общения, не ста­новится личностью или перестает быть таковой, причем педагог может предложить учащимся самим подтвердить это научными фактами и художественными примерами.

2. Общение есть способ самовыражения человеческого <<Я». Впер­вые обоснование этого феномена было дано Л.Фейербахом, по­казавшим, что человеческая сущность проявляется лишь в об­щении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, -самоутвер­диться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

3.Общение - основное средство коммуникации. Это проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения, во-первых, передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Во вторых, коммуникативность общения проявляется в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и, в-третьих, в обмене идеями, что обусловливает праксеологическую (практическую) ценность общения.

4. Общение выступает основным средством управления людьми. В настоящее время эта функция используется целенаправленно - как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается в сферах экономики, политики, а также в межличностном общении. Действительно, именно благодаря общению мы добиваемся от другого желаемого результата - убеждая, уговаривая или заставляя его подчиниться нашим интересам.

5. Общение есть жизненная потребность и условие человеческо­го счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения личности, ибо она раскрывает интимный характер общения выступающего внутренней, часто неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора, взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения, как дружба и любовь, представляющих особую ценность для молодого человека (позже мы остановимся на них отдельно).

Таким образом, выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух ас­пектах:

Как утилитарно-прагматическую, ориентированную на достижение социально-значимых объективных результатов; :<

Как самоценность - общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основание выделить и показать учащимся уровни зна­чимости общения:

Для себя - Я - значимость,

для другого - Ты - значимость,

Для группы или общества в целом - Мы - значимость.

Общение характеризуется: содержанием, функцией, манерой и стилем.

  1. передача (от человека к человеку) информации;
  2. восприятие друг друга;
  3. взаимооценка партнерами друг друга;
  4. взаимовлияние партнеров;
  5. взаимодействие партнеров;
  6. управление групповой или массовой деятельностью и т. д.

Функции общения выделяются в соответствии с содержанием общения. Различают четыре основные функции общения (сочетаясь, они придают процессам общения конкретную специфику):

  • инструментальную (общение в свете этой функции выступает как социальный механизм управления и передачи информации, необходимый для совершения определенного действия);
  • синдикативную (общение оказывается средством объединения людей);
  • самовыражения (общение выступает как форма взаимопонимания, психологического контекста);
  • трансляционную (передача конкретных способов деятельности, оценок и т. п.).

Конечно, этими четырьмя функциями содержание общения не исчерпывается. Среди других функций общения можно отметить:

  • экспрессивную (взаимопонимание переживаний и эмоциональных состояний);
  • социального контроля (регламентации поведения и деятельности); социализации (формирование навыков взаимодействия в обществе в соответствии с принятыми нормами и правилами) и др.

Стороны общения . Развитое полноценное общение объединяет в себе две взаимосвязанные, но различающиеся стороны: внешнюю, поведенческую, операционально-техническую, и внутреннюю, глубинную, затрагивающую лигностон-смысловые пласты.

Внешняя сторона, реально формируемая в поведении общающихся, выражается в коммуникативных действиях. Внешняя сторона общения фиксируется рядом специфических показателей. Это показатели коммуникативного взаимодействия. К ним относятся:

  • коммуникативная активность в группе общения;
  • интенсивность действий в общении;
  • инициативность в общении;
  • технико-коммуникативное мастерство общения и пр.

Внутренняя сторона общения отражает субъективное восприятие ситуации взаимодействия, реакции на реальный или ожидаемый контакт, мотивы и цели, с которыми человек вступает в общение.

Манера общения определяется:

  • тоном общения (спокойным, властным, вкрадчивым и т. д.);
  • поведением в общении (сдержанностью, беспокойством, неуверенностью, скованностью и т. д.);
  • дистанцией в общении (интимной, личной, социальной, публичной и т. д.).

Дистанция в общении определяет характер отношений партнеров. Интимная и личная дистанции свидетельствуют о том, что общающиеся являются близкими людьми или друзьями. Социальная дистанция указывает на официальный, а публичная - на интеллектуально-демонстрационный характер общения.

Манер общения много. Общение может быть уважительным или пренебрежительным, протекать в шутливой или серьезной, озлобленной или доброжелательной манере.

Стиль общения - это индивидуально-типологические особенности взаимодействия между людьми.

В стиле общения находят выражение:

  • особенности коммуникативных возможностей человека;
  • сложившийся характер отношений с конкретными людьми или коллективами;
  • психологическая или социальная индивидуальность человека; особенности партнера по общению.

Фундамент стиля общения личности составляет ее нравственно-этические установки и оценки социально-этических установок общества.

Наиболее распространены следующие стили общения:

  • творчески-продуктивный,
  • дружеский,
  • дистанционный,
  • подавляющий,
  • популистский,
  • заигрывающий,
  • требовательный,
  • деловой,
  • позиционный.

Стиль общения непосредственно влияет на эмоциональную атмосферу взаимодействия и выбор его средств.

Средства общения делятся на пять основных групп:

  1. лингвистические (речевые);
  2. оптико-кинетические (жесты, мимика, пантомимика);
  3. паралингвистические (качество голоса, его диапазон, тональность);
  4. экстралингвистические (паузы, смех, плач, темп речи);
  5. пространственно-временные (дистанция, время, место, ситуация общения).

Речевые средства общения образуют логико-смысловую линию, определяющую его содержание. Эту линию целесообразно называть "словесным действием".

Ведущей стилистической чертой современного публичного общения является разговорность, т. е. простота и живость построения фразы, использование разговорной лексики и фразеологии.

Стилистическое своеобразие словесного действия проявляется в особенностях синтаксического строя, т. е. в построении фраз и словосочетаний. Но вместе с этим своеобразие разговорного стиля словесного действия создается рядом психотехнических приемов:

  • воображаемой диалогизацией (синтаксический строй словесного действия имитирует воображаемую обстановку диалога);
  • вопросно-ответным ходом (субъект общения сам задает себе вопрос и сам на него дает ответ);
  • риторическим вопросом (который, как известно, содержит утверждение или отрицание, возбуждает мысли, эмоции партнеров по общению);
  • эмоциональными восклицаниями (что позволяет усилить внимание к теме общения, стимулирует разговорность общения);
  • инверсией (т. е. преднамеренным нарушением порядка слов).

Качество и эффективность словесного действия, его коммуникативная действенность зависят от того, насколько субъект владеет психотехникой речи (именно психотехникой, а не техникой, как считают некоторые авторы).

Психотехника речи - это система индивидуально-психологического управления голосом, дикцией, интонацией, логикой в соответствии с социально-психологическими условиями общения.

Словесное действие, как видно из его характеристик, аккумулирует паралингвистические и экстралингвистические средства общения. В этом смысле психотехника речи - это раздел психотехники общения, раскрывающий приемы эффективного пользования лингвистическими, паралингвистическими и экстралингвистическими средствами взаимодействия людей.

Если лингвистические средства определяют содержательность словесного действия, то паралингвистические и экстралингвистические - его выразительность.

Интонация и тональность воздействуют не только на сознание, но и на сферу чувств, придают эмоциональную окраску словам и фразам.

Темп словесного действия - это скорость его осуществления. Быстрый темп затрудняет возможность сосредоточить внимание на логике и содержании словесного действия, медленный - утомляет. Наиболее оптимальный вариант темповой организации словесного действия - психологически целесообразное управление. Паузы, при их правильном использовании, позволяют лучше передать смысл слова, фразы, подчеркнуть или усилить наиболее важные места.

Дикция , т. е. ясное, четкое произношение звуков, облегчает процесс проникновения в содержание словесного действия.

Оптико-кинетические средства организуют динамические психофизические действия.

Жест - это движение, передающее психическое состояние говорящего или думающего про себя человека.

Мимика - это динамическое выражение лица в конкретный момент общения.

Пантомимика - это динамическое состояние позы в конкретный момент общения.

Слияние словесного и оптико-кинетического действий образует процесс воздействия одного субъекта общения на другой и наоборот. Но это воздействие эффективно только в том случае, если в его ткань включаются механизмы взаимопонимания.

Общение

(соц. психология)

Общение (связь между людьми) - психологический процесс, в результате которого возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информации, взаимовлиянии, взаимопереживании, взаимопонимании.

В последние годы в научной литературе появились несколько направлений, рассматривающих проблему общения под определенным ракурсом. Особенно интересна попытка Г.М Андреевой, которая рассматривает и выделяет в структуре общения 3 стороны:

1. Коммуникативная сторона – обмен информацией, широкое понятие, включающее в себя связь взаимодействия двух систем, в ходе которого от одной системы к другой передается сигнал, несущий информацию – здесь нет влияния одного человека на другого.

2. Интерактивная сторона – взаимодействие

3. Перцептивная сторона – восприятие человека

Другие исследователи – Б.Ф Ломов, Бодалев, И.С. Кон, Е.С. Кузьмин, Леонтьев, рассматривали проблему общения как целостный феномен и подразделяли эту целостность на ряд структур, которые выделяются из этой целостности и исследуются отдельно.

Рассмотрим стороны общения:

1.Коммуникативная сторона : предполагает обмен информацией. В основе этой информации положены речевые и неречевые средства:

А) неречевые средства – оптико-кинестетические (жесты, мимика, пантомимика);

- экстролингвистические – (паузы, смех, плач, темп речи)

- пространственно-временные – (взаимное расположение партнеров, временные задержки начала общения)

В практике общения выделяют следующие виды коммуникаций:

1. Познавательная – главная цель – передача содержания информации

2. Экспрессивная – мы вступаем в общение, когда имеется потребность передать наши чувства, оценки, взгляды.

3. Убеждающая - здесь проявляется стремление одного человека повлиять на другого, изменить отношение к чему-либо, или сделать что-то для вас.

4. Социально-ритуальная – суть этого общения сводится к поддержанию норм и обычаев социально-культурного поведения (процедура знакомства, поздравления, обычаи гостеприимства). Большая часть этого общения протекает между друзьями и близкими на расстоянии в пределах 50-130 см. между незнакомыми людьми в общественных местах - свыше130 см. При нарушении дистанции в памяти остаются неприятные ощущения от контакта с этим человеком. Это строго индивидуально от национальной и религиозной стороны общения (у асериканцев – близко; японцев и англичан далеко).

5. Несловесная коммуникация – мимика, позы, жесты

6. Несловесное сообщение – выражение рта, покусывание, сжатие, искривление губ, что означает иронию, сообщение о решимости, нервное напряжение, сарказм.

2.Интерактивная сторона: в социальной психологии были предприняты многочисленные попытки определения типов взаимодействия людей друг с другом. К числу наиболее распространенных типов взаимодействия относится:

1. Дихотомическое – кооперация и конкуренция, где присутствуют нравственно-психологическое соревнование

2. Согласие

3. Конфликт

4. Приспособление

5. Оппозиция

6. Ассоциация

7. Диссоцияция

При характеристике взаимодействия, выделяют несколько видов социальных мотивов , с которыми вступает во взаимодействие:

1. Мотив максимизации общего выигрыша – мотив кооперации

2. Мотив максимизации собственного выигрыша – на первом плане индивидуализм личности

3. Мотив максимизации относительного выигрыша – конкуренция

4. Мотив максимизации выигрыша другого – альтруизм (с вами взаимодействую для того, чтобы вам было лучше, а мне хуже)

5. Мотив минимизации выигрыша другого – агрессия (с вами взаимодействую, чтобы вам было хуже, а мне лучше).

6. Мотив минимизации различий в выигрышах – равенство (с вами взаимодействую, чтобы выигрыш разделить поровну).

Однако дихотомическое рассмотрение видов взаимодействия недостаточно для экспериментальной практики. Американский психолог Бейлс разработал и экспериментально подтвердил 82 наименования взаимодействия, затем сведя эти типы к четырем категориям:

1. Область позитивных эмоций : солидарность; снятие напряжения; согласие.

2. Область постановки проблем : просьба об информации; просьба высказать мнение; просьба об указании.

3. Область решения проблем : предложение – указание; мнение; ориентация других.

4. Область негативных эмоций : несогласие; создание напряженности, 12 демонстраций антогонизма (несовместимость, несогласие…).

В процессе трудовой деятельности интерактивная сторона общения может реализовываться в разных формах. Сов. Психолог Л.И. Уманскмй, изучая технологию взаимодействия людей в процессе труда, выделил три формы:

1. Совместно-индивидуальная деятельность , когда каждый участник делает свою часть работы, независимо друг от друга – бригада станочников, токарей, доярки, трактористы.

2. Совместно-последовательная , когда задача выполняется последовательно каждым участником – конвейер.

3. Совместно-взаимодействующая , когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – футбольная команда, конструкторское бюро.

3. Перцептивная сторона общения: общение начинается с перцептивной стороны.

Социальная перцепция – восприятие и понимание человека друг другом.

Поскольку человек вступает в общение как личность, постольку он и воспринимается другим человеком, партнером по общению так же, как личность. На основе внешней стороны поведения мы читаем другого человека как бы, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления , которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке связано с уровнем самосознания

В ходе познания другого человека, одновременно осуществляется несколько процессов:

1. Эмоциональная оценка другого человека, которого я воспринимаю (симпатия-антипатия).

2. Попытка понять строй его поступков. Основанное на этой стратегии – изменение его поведения.

4. Построение стратегии собственного поведения.

Однако в эти процессы включены как минимум два человека, и каждый из них является активным субъектом и, следовательно, сопоставляет себя с другим, осуществляя это с двух сторон. Каждый из партнеров уподобляет себя другому.

Все это приводит к тому, что осознание себя через другого, включает 2 стороны :

1. Идентификация – уподобление себя другому. В реальных ситуациях взаимодействующие люди пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера по общению, строятся на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

2. Эмпатия - тесно взаимосвязана с идентификацией, это аффективное понимание, бурная кратковременная вспышка, эмоциональное аффективное сопереживание другому человеку. При этом, действовать по-своему, в отличии от идентификации, где понимая партнера по общению, встать на его позицию, действовать вместе с ним (партнером).

3. Рефлексия – осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это не просто знание и понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс – зеркальных отражений друг друга Глубокое, последовательное взаимодействие, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию. Причем, в этом внутреннем мире, в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя

Как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе есть много исследований в области межличностной перцепции . Все эти исследования можно разделить на 2 класса:

1. Изучение содержания межличностной перцепции (характеристики субъекта и объекта восприятия, их свойств)

2. Изучение самого процесса межличностной перцепции (анализ ее механизмов, эффектов при восприятии).

К эффектам привосприятии относится каузальная атрибуция – приписывание человеку не свойственных ему свойств.

Приписывание осуществляется:

А) На основе сходства поведения, воспринимаемого лица с каким-то другим образцом

Б) На основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. В этом случае, могут действовать и механизмы идентификации, но в любом случае, возникает целая система способов такого приписывания атрибуция . Каузальная атрибуция анализирует именно эти процессы.

Каузальная атрибуция имеет важное значение для характеристики процесса взаимного понимания и восприятия. Одним из первых психологов, предложивший идею приписывания был Хайдер, который ввел в социальную психологию понятие наивной психологии человека с улицы, который рассуждает след.образом: «Плохой человек – обладает плохими чертами; хороший человек обладает хорошими чертами».

Поэтому, приписывание осуществляется по этой схеме – плохим людям приписываются плохие черты, а хорошим – хорошие.

Большое внимание в теории каузальной атрибуции уделяется идее контрастных представлений , когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, а сам воспринимающий оценивает себя по контрасту, как носителя самых высокий положительных черт.

Психолог Келли в своих экспериментах обнаружил, что не успех во взаимодействии по разному оценивается участником и наблюдателем. Участник какого- либо действия винит в неуспехах преимущественно объективные обстоятельства, среду. В то время, как наблюдатель винит на неуспех самого исполнителя.

Здесь прослеживается выделение 2-х типов людей:

А) Одни при неудачах винят обстоятельства и среду, забывая оценивать себя в этих обстоятельствах.

Б) Другие наоборот, винят себя, свои деловые и личностные качества, считая причиной своих несчастий какие-то личные недостатки, промахи, упуская при этом оценивать влияние внешних факторов.

Все эти различия в каузальной атрибуции , в процессах восприятия человека друг другом, определяются наличием социальных установок – аттитюдов. (Бодалев А.А. – в книге «Восприятие и понимание человека друг другом» пример фото преступника и героя).

При восприятии друг другом, возникают различные эффекты:

1. Эффект Ореола – формирование первого впечатления о человеке «Кто он?», что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам пи неизвестных качеств воспринимаемого. И наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. Эффект Ореола проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимум информации об объекте восприятия; также, когда суждения касаются моральных качеств человека.

2. Эффект первичности и новизны – тесно связан с эффектом Ореола, так как оба касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке, для составления представления о нем. (эксперимент Лагинса, в котором 4 разным группам студентов был представлен незнакомец, о котором было сказано: в 1-ой группе - он экстраверт; во 2-ой группе – интраверт; в 3-ей группе – сначала, что он экстраверт, а потом сказали, что интраверт; в 4-ой группе - сначала интроверт, потом экстраверт. Всем группам было предложено описать незнакомца в соответствующих терминах его личностных качеств. В 2-х первых группах проблем не было с таким опысыванием. В 3-ей и 4-ой группах впечатление о незнакомце точно соответствовало порядку предъявленной информации. Предъявленная ранее возобладала).

Такой эффект получил название первичности, был зарегистрирован в тех случаях, когда воспринимался незнакомый человек.

Напротив, в ситуациях восприятия знакомого человека действует эффект новизны , который заключается в том, что последняя, более новая информация оказывается наиболее значимой.

3. В широком контексте все эти эффекты можно расценивать как особого рода явлений стереотипизации. Стереотип это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным сокращением при взаимодействии с этим явлением.

Стереотипы в общении , возникают при познании людьми друг друга, имеют специфическое происхождение и опираются на апперцепцию прежний опыт (все учителя – назидательны; бухгалтера – педанты). Стереотипизация приводит к 2-м разным следствиям:

1. К определенному упрощению процесса познания другого человека.

2. К возникновению предубеждений. В этом плане значительное распространение имеют этнические стереотипы , когда на основе ограниченной информации об отдельных представителях каких-либо наций, строятся предвзятые выводы относительно всей группы (немцы – педанты; японцы – вежливые; испанцы – играют на муз.инструментах и музыкальны).

4.Межличностная аттракция – особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент, связанный с проявлением любви и дружбы. В процессе восприятия возникают определенные эмоциональные отношения людей друг к другу. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют определенные отношения. На базе сделанных эмоциональных оценок рождаются разнообразные чувства: от неприязни того или иного человека до симпатии, даже любви к нему. Именно область исследований, связанная с выяснением механизмов образования разных эмоциональных отношений к воспринимаемому человеку, получило название аттракции.

В процессе общения определенную роль имеют личностные качества человека. Сюда относятся:

1. Обаяние – психологически излучаемые человеком, привлекательность его со стороны проявлений его особенностей: мужское и женское; мудрости; простодушия; интеллигентности; силы.

2. Фастинация – завораживание: особый взгляд; голос; ритм речи – ненаскучивающий; ум; модуляция голоса. Человек, владеющий способами фастинации, должен умело их использовать и импровизировать по ходу общения.

В процессе взаимодействия и формирования межличностных отношений происходит определенная нравственно-нивидимая и психологически скрытая борьба за статусную позицию в общении. Это статусное соревнование обуславливает выработку у людей определенной типологии в общении, которая во многом и характеризует систему межличностных отношений.

В структуре общения выявляют следующие черты поведения :

1. Адаптационная мобильность – которая в системе и динамике межличностных отношений проявляется на уровне социометрического статуса и позиции в функциональной структуре деловых отношений.

2. Эмоциональное лидерство - как по вертикали, так и по горизонтали в неформальных группах; и деловое лидерство в своей группе при решении большинства проблемных ситуаций.

3. Способность к интеграции – социальной функции ролей, т.е. приспособление своего поведения под ролевые ожидания других участников общения. Условием успешного руководства людей является всесторонний учет руководителя ролевых ожиданий подчиненных.

4. Контактность – т.е. способность к установлению положительных социальных отношений. Этот фактор обуславливается такими социально-психологическими свойствами личности как – открытость характера в общении; стремление к информированности, стремление к самоутверждению, способность располагать к себе других людей; способность выслушивать и убеждать.

5. Стрессоустойчивость в широком смысле – интеллектуальная, волевая, эмоциональная.

6. Общий интеллектуальный уровень – всестороннее развитие. В динамике общения чаще всего проявляются такие черты поведения :

А) Доминантность (подавление собеседника своей эрудицией) - недоминантность

Б) Мобильность (пластичность, гибкость ума, интеллектуальное развитие) – регидность

В) Экстраверсия – интроверсия

Сущность общения наиболее полно выражается в том, что оно – важнейшая сторона человеческой деятельности, заключающаяся в субъект-субъектном отношении – отношении одного человека к другому на основе взаимного признания «самости» и самоценности.

Основные черты и свойства общения:

    оно предстает как деятельность, что подчеркивает его активно-процессуальный характер;

    устанавливается, что деятельность эта заключается в отношении одного человека к другому;

    отмечается, что эти отношения должны носить субъект-субъектный характер , иными словами, в них вступают равные субъекты , «Я» и «Ты» здесь цель друг для друга и никогда – средство (по крайней мере, так должно быть);

    общение устанавливает не только информационную, но и личностно-экзистенциальную, субъективную связь между людьми при сохранении индивидуальности общающихся сторон: каждый признает за другим его уникальность и неповторимость, его право быть самим собой и ждет того же от него;

    предполагается проявление творчески-импровизационного характера общения , выявляющего глубинные качества субъекта – его свободную активность, способность порождать новые смыслы, преодолевать стереотипы поведения.

    общение симметрично, ибо предполагает функциональное равенство участвующих в нем лиц как субъектов единой совместной деятельности;

    важнейшей отличительной чертой общения выступает его диалогичность.

Таким образом, общение – это взаимодеятельность , базирующаяся на потребности человека в человеке. Это не только (и не столько) роскошь (А. де Сент-Экзюпери), сколько необходимость, первичное условие бытия человека как человека и его включенности в социум и культуру. Общение осуществляется с помощью диалога, цель которого – установление понимания между людьми.

Ценность межличностного общения определяется его полифункциональностью и глобальной значимостью в жизни человека и общества. Можно выделить ряд «ролевых» функций общения.

    Общение есть условие формирования и существования человека. Филогенез человечества и онтогенез каждого человека в отдельности подтверждают, что формирование человека невозможно без общения, выступающего «уникальным условием человеческого бытия» (К. Ясперс).

    Общение есть способ самовыражения человеческого «Я»: человеческая сущность проявляется лишь в общении, которое дает возможность человеку выявить все грани своей личности, сделать их значимыми для других, самоутвердиться в собственной ценности. «Дефицит» общения порождает различные комплексы, сомнения, делает жизнь неполноценной.

    Общение – основное средство коммуникации, что проявляется в информативном характере общения, благодаря которому в процессе общения передаются накопленные знания и тем самым осуществляется социальное наследование. Одновременно коммуникативность общения проявляется и в генерировании новых идей, что выявляет его творческий характер, и обмен идеями, что обусловливает праксеологическую ценность общения.

    Общение выступает основным средством управления людьми . В настоящее время эта функция используется целенаправленно – как средство манипуляции сознанием и действиями людей, причем как в негативном, так и в позитивном плане, что явственно прослеживается как в публичных сферах – в экономике и политике, так и в сфере личных взаимоотношений.

    Общение есть жизненная потребность и условие человеческого счастья. Эта функция наиболее значима для самоощущения индивида, ибо она раскрывает интимный характер общения, выступающего внутренней, зачастую неосознаваемой потребностью каждого человека, скрытым мотивом его действий и поступков. При этом на первый план по значимости выступают такие черты общения, как избирательность и направленность на определенный объект, наличие обратной связи, взаимность выбора и взаимопонимание. Эта потребность полнее всего реализуется в таких высших формах человеческого общения как дружба и любовь.

Выявленные ролевые функции общения позволяют рассматривать его ценность по меньшей мере в двух аспектах:

    как утилитарно-прагматическую , ориентированную на достижение социально-значимых результатов;

    как самоценность – общение ради общения, смыслом которого является самовыражение и духовное сопряжение людей, приобщающихся к духовным ценностям партнера и тем самым умножающих собственные.

Это дает основаеие выделить уровни значимости общения:

    для себя – Я-значимость ,

    для другого – Ты-значимость ,

    для группы или общества в целом – Мы-значимость .

Проблема культуры общения.

Важнейшей в решении главной задачи общения – установлении взаимопонимания выступает культура общения – система норм, принципов и правил, а также технологии их выполнения, выработанные человеческим сообществом с целью оптимизации и эффективности коммуникативного взаимодействия. Культура общения предполагает знание, понимание и соблюдение основных норм межличностного общения, включающих совокупныя действия многих факторов: нравственных, психологических, социокультурных, «технологических». Но наиболее тесным образом уровень культуры общения связан с нравственными установками, ценностями, коммуникативными идеалами и стереотипами – с тем, что составляет понятие нравственной культуры. Отличительными чертами нравственной культуры того или иного общества или отдельной личности выступают:

    уважительное отношение к партнеру, сдержанность, вежливость, бережное обращение со словом, которое может глубоко ранить человека;

    ясность целей общения, готовность понять, оценить и принять суждения собеседника;

    постоянное самосовершенствование, подготовка себя к общению;

    соблюдение принципа толерантности, порождающего взаимное доверие и помогающего предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации;

    культура диалога, проявляющаяся в соблюдении следующих условий:

принципиальное равенство, автономность партнеров;

признание партнерами уникальности, «инаковости» друг друга, невозможности заранее предугадать позицию партнера по диалогу;

различие и оригинальность точек зрения, готовность услышать от партнера нечто, не входящее в наши представления или планы;

ориентированность каждого на понимание и правильную интерпретацию его точки зрения партнером;

ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании, взаимодополняемость позиций участников;

способность воспринимать другого как личность равного уровня.

Чем выше уровень нравственной культуры личности, тем выше культура общения, и наоборот: низкий уровень нравственной культуры, нравственная «протокультура», порождает дефекты общения, болезненно сказывающиеся на самочувствии личности и атмосфере в обществе.

Нравственная протокультура может быть прослежена на ряде«дефектных» уровней общения .

    Нравственный вакуум – человек или не знает необходимых для общения норм и принципов поведения (этическая и психологическая«протокультуры»), или попадает в ситуацию, когда его знания утрачивают смысл и не«работают» в новых условиях.

    Отсутствие нравственной инициативы – человек занимает выжидательную позицию, ждет от другого заботы и внимания и только потом отвечает на них. Это состояние настороженноговыжидания и морального торга по принципу«ты – мне, я – тебе».

    Нравственный камуфляж – стремление произвести хорошее впечатление, замаскировать отсутствие подлинной нравственной культуры. Формы проявления нравственного камуфляжа могут быть различными, но, как правило, они всегда сопровождаются моральной демагогией, разглагольствованиями по поводу падения нравов, призывами к соблюдению норм культуры.

    Нравственный анахронизм – человек руководствуется отжившими нормами общения, не соответствующими ожиданиям окружающих и требованиям современной морали.

    Нравственная регрессия – упрощение и опрощение нравов, потеря достигнутого уровня в общении, сопровождающиеся неуважением к традициям, пренебрежением к опыту и заслуженным авторитетам, нежеланием давать оценку собственным поступкам, замечать, что они затрагивают интересы других людей. Для нравственной регрессии характерны также рационализм и прагматизм, жесткость, иногда –«опережающая агрессивность».

    Нравственная глухота отсутствие ориентации на другого, неумение и нежелание слышать его. Это своеобразная форма проявления«глухоты к окликанию» (К. Ясперс), но не изначальной, эгоистичной, а возникшей как результат утраты (в силу жизненных обстоятельств) ранее присущих личности моральных качеств.

    Нравственный примитивизм бесстыдно-неприкрытая сделка с собственной совестью во имя личного интереса. Нравственный примитивизм проявляется в оправдании собственных недостатков, кичливости, чванстве былыми заслугами, отстаивании прав на собственную исключительность и привилегии.

    Нравственная нетерпимость характерна для авторитарного одномерного мышления, признающего единственную («свою») истину и правоту. Сопровождается подозрительностью, враждебным отношением кинакомыслию: политическому, идеологическому, культурному, религиозному. Нетерпимость есть проявлениеантикультуры в общении , более того, она есть основаантиобщения , поскольку препятствует коммуникации, делает ее невозможной. Она крайне непродуктивна: враждебность мешает услышать другого, даже когда он предлагает нечто рациональное и полезное.

Морально-психологические «барьеры» общения – другое проявление «протокультуры» личности, выступающее препятствием к полноценному общению. Психологические коммуникативные барьеры, связанные с тем или иным психическим состоянием личности, ее установками и ожиданиями, могут быть классифицированы следующим образом.

    Барьер страдания, гор я – проявляется в разных формах: это и желание побыть в одиночестве («оставьте меня в покое»), и эгоизм (жаль себя), и зависть к чужой радости, и даже агрессивность. Возможно, лучший выход из такой ситуации – действительно «оставить человека в покое».

    Барьер гнева – возникает от обиды, неудовлетворенности, несправедливости, хамства. В этой ситуации человек часто «зацикливается» на первопричине своего гнева, ни о чем другом не может и не хочет говорить; коммуникация затруднена: до человека сложно «достучаться».

    Барьер страха – может быть вызван разными причинами: страх ребенка перед наказанием, который лишает его дара речи и не дает возможности объясниться и оправдаться; страх добросовестного работника перед невыполнением порученного задания; страх консерватора перед изменениями, страх лентяя перед работой и т.д. Учитывая, что страх связывает не только общение, но любую продуктивную деятельность, рекомендуется стараться не внушать страха другому в процессе общения – даже из благих побуждений.

    Барьер стыда и вины – образуется при отрицательной самооценке своих действий по отношению к другому или при «неправильной» критике со стороны другого. Стыд – этот «своего рода гнев, обращенный вовнутрь», заставляет человека уйти в себя, «самоугрызаться» или «самооправдываться». Но в любом случае общение затруднено.

Кроме того, «неправильная» критика – несправедливая по содержанию, публичная и унизительная по форме – непродуктивна: энергия человека направляется не на поиск оптимального решения, а на самооправдание («так все поступают», «хотел как лучше», «другие делают хуже»), уход в себя (человек перестает слушать неприятные для него слова, «отключается») или гнев и обиду на критикующего.

    Барьер установки – негативное восприятие кого-либо или чего-либо на основе предшествующего знания или предубеждения. Отрицательная установка становится препятствием для непредвзятого доброжелательного отношения к другому. Поэтому нельзя сразу и безусловно воспринимать компрометирующую информацию о ком-то: возможно, у вас специально формируют отрицательную установку по отношению к этому человеку. Культура общения предполагает в связи с этим наличие контр-установки – не принимать на веру любые утверждения о человеке, требовать их доказательств.

6. Барьер презрения – как правило, это результат воспитания или идеологических установок, связанный с господствующими в обществе ценностями и идеалами. Часто возникает на базе предрассудков, бытующих в обществе: профессиональные, расовые, национальные предубеждения («все продавцы – воры», « лица кавказской национальности – бандиты»).

7. Барьер отвращения, брезгливости – связан с психофизиологическими особенностями поведения людей: неприятными манерами, отталкивающими привычками, нарушением правил личной гигиены, несоблюдение «дистанции в общении». Чтобы не вызывать подобного барьера по отношению к себе, человек должен внимательно следить за своими манерами, чистоплотностью, привычками и вместе с тем – быть более терпимым по отношению к другим.

    Барьер настроения – может включать в себя все предыдущие, быть разной степени тяжести (от просто «встал не с той ноги» до глубокой депрессии), иметь различные причины: межличностные конфликты, ссоры, нежелание пойти навстречу другому, обиды друг на друга, несбывшиеся ожидания, обманутые надежды, отказ в чем-то, на что рассчитывал. Учитывая, что настроение в общении с другими играет особую роль – оно очень заразительно и обладает «эффектом бумеранга», т.е. возвращается к нам – мы должны быть крайне внимательны к проявлениям собственного настроения и учиться владеть им.

    Барьер речи – двойной барьер: это одновременно барьер «говорения» и барьер «слушания». Первый проявляется в нашем языковом бескультурье: недостаточный запас слов; невнятная, монотонная речь; дефекты дикции; отталкивающий (высокомерный, амбициозный) тон; отсутствие чувства юмора; незнание речевого этикета Второй барьер правильнее было бы назвать «барьером неслышания», потому что препятствием к общению здесь выступает именно неумение слушать и слышать другого.

Проявляется неумение слушать в том, что, слушая собеседника, человек

спешит опровергнуть его, не вникая в смысл его речи и мотивов;

не умеет сдержать желания высказать собственное мнение;

перебивает собеседника, не дожидаясь окончания аргументации;

отвлекается на несущественное, внешнее, упуская суть речи;

считает, что его знаний достаточно, чтобы отстаивать свою позицию;

заранее настраивается на несогласие с оппонентом.

С оциокультурные « барьеры» и маргинальность в общении. Одними из самых серьезных являются социокультурные барьеры, среди которых особое место занимает сравнительно новый феномен – маргинальность в общении.

Маргинальность – это пограничное положение личности по отношению к какой-либо социальной группе, накладывающее определенный отпечаток на ее психику, поведение, образ жизни. В ситуации маргинальности оказываются так называемые «культурные гибриды», балансирующие между доминирующей в обществе группой с ее культурными и моральными ценностями и «материнской» группой, из которой они выделились (ситуация неадаптированных мигрантов). Безусловно, что подобная стуация накладывает свой отпечаток и на культуру общения, порождая определенные, порой трагичные, барьеры в общении.

В основе маргинальности в общении лежит герменевтическое непонимание невозможность прийти к общей точке зрения и взаимопониманию из-за того, что партнеры принадлежат либо к разным культурам, либо к разным типам, уровням и традициям одной культуры. И хотя общаются они на одном естественном языке, но договориться порой не могут, что объясняется различиями категориальных систем их мышления, когда смысл, вложенный в сказанное одним человеком, вызывает неадекватные ассоциации у другого (из-за различия в культуре и системе ценностей). Причем такое непонимание возникает не обязательно тогда, когда стороны враждебно настроены друг к другу или когда одна оказывается «правой», другая «неправой». Просто сигналы о добрых намерениях одной стороны в силу культурологических различий не улавливаются, не распознаются другой.

В наибольшей степени маргинальность характерна для переходного типа культуры или для перехода личности из одного в другой тип культуры. Маргинальность может быть пространственной, временнóй, культурной. Пространственная маргинальность связана с переменой места жительства: эмиграцией в другую страну, миграцией из села в город и т.д. В результате такого вынужденного или добровольного перемещения человек теряет связь со своей культурной укорененностью (иногда добровольно отказываясь от нее – скажем, от своего деревенского происхождения, традиций, национального языка), но культуру своего нового положения он еще не освоил, не «вписался» в нее: ведь адаптация к новому образу жизни требует немалого времени, иногда смены нескольких поколений.

Временнáя маргинальность связана с переменами иного рода – когда не человек меняет среду обитания, а меняется сама среда, точнее – эпоха; когда происходит ломка привычных ценностей и идеалов; когда старые нормы общения перестают действовать или теряют свою ценность, а новые еще не сформировались или, даже если они есть, не могут – в силу убеждений, заблуждений или просто лености мысли людей – стать «руководством к действию». И опять человек «впадает» в состояние маргинальности, в которой он «не виноват», но которая так или иначе делает его «промежуточным» человеком.

Суть «культурной» маргинальности – в недооценке или неприятии собственной культуры, желание стать «над ней». Такой тип маргинальности сегодня характерен, на наш взгляд, для тех белорусов, которые проявляют пренебрежительное отношение к своему языку, культуре, национальным обычаям.

Маргинальность в общении проявляется в ряде моментов.

1. Для нее характерна узость мышления и отсюда – «клановость» , деление на «своих» и «чужих». И если со «своими» (родственниками, земляками, единомышленниками) у человека складывается полное взаимопонимание, то по отношению к «чужим» (или ставшим «чужими» в силу расхождения взглядов или жизненных обстоятельств) он проявляет то самое «не-понимание », о котором уже говорилось.

2. Менталитет маргинала отличается рядом признаков:

одномерностью мышления (мышление по типу «или-или»), неумение совместить разные точки зрения и найти общую систему координат;

монополизмом на истину : только моя точка зрения верна, иные не имеют права на существование;

неумением и нежеланием слушать и слышать партнера: человеком с таким типом мышления овладевает психологическая глухота, и любые аргументы здесь бессильны – он не воспринимает их;

нетерпимостью к инакомыслию, когда любой не согласный со мной воспринимается враждебно и вызывает раздражение и желание дать отпор.

3. Маргинал подходит к другому с сугубо утилитарных позиций (зачастую не осознавая этого). Стиль его отношений с другими («чужими») – это «стиль-вампир»: он использует человека (в самых разных смыслах, не только в примитивно-материальном, но иногда и в духовном), а затем действует по «вещному» принципу «использовал – выбросил».

4. Маргинальность в общении носит, как правило, воинствующий характер. Маргинала отличает уверенность в собственной правоте и праве на отторжение другого, гордость собой и своими принципами. Маргинальность зачеркивает всякую возможность компромисса и взаимопонимания, выдвигая «борьбу» в качестве основной ценности и программы действий. Эта направленность на противостояние может проявляться в общественной жизни, профессиональной деятельности или личных отношениях, но в любом случае она не просто малопродуктивна, но и привносит большое моральное зло в систему межличностных отношений и коммуникации.

Таким образом, если принять за основу, что культура общения предполагает отношение к Другому как равному мне субъекту, за которым я готов признать право на самость, «инаковость» и к которому я готов относиться терпимо и с уважением, то маргинальность – этоантикультура в общении.

Феномен насилия в общении другое проявление антикультуры общения, причем очень близкое маргинальности и по форме, ипо сути.Насилие в общении проявляется в неприятии права партнера на автономность, независимость, самость; в обращении к силовым приемам и методам давления; в использовании страха и принуждения . Насилие как принцип общения имеет определенныекорни: социальные, психологические, нравственные.

Социальные корни насилия в общении следует искать в особенностях ХХ века. Революции, войны, диктаторские и тоталитарные режимы и репрессии против личности и наций – все это постепенно обесценивало человеческую жизнь, делало ее разменной монетой в политических играх «борцов за власть», а людей приучало «общаться» через мушку прицела.

Пси хологические основания насилия в общении убедительно раскрыл фрейдизм, показав, что насилие дает ощущение власти над другим, выступая своеобразным способом самореализации (см. об этом «Бегство от свободы» Э.Фромма). Причем уровень и размах подобного «самоутверждения» могут быть самыми разными – от гитлеровского тоталитаризма до семейной тирании.

Нравственными причинами насилия в общении выступают прежде всего «протокультура» и «барьеры» общения, о которых говорилось выше. Кроме того, попустительствует насилию и анонимность моральной жизни, связанная с урбанизацией, которая скрывает от людского суда беспредел, творимый иными гражданами.

Что касается области распространения насилия, то границ оно, к сожалению, не знает, проникая в самые разныесферы общения – в межличностные и семейные, групповые и межгрупповые, деловые и политические, профессиональные и другие отношения.

Формы проявления насилия могут быть разными – психологическое давление, моральное подчинение, физическое принуждение, сексуальные домогательства. Агрессивное, нетерпимое поведение в ссоре, в конфликте, настаивание на своем любой ценой – тоже вид насилия.

Самое печальное, что зачастую насилие воспринимается как норма, не вызывает никакого протеста и не расценивается какантикультура в общении, противодействием которой может быть только принципиально иной подходпринцип ненасилия .

Культура общения, о необходимости и особенностях которой речь шла выше, не существует, так сказать, в абстракции, в «чистом виде». Она реализуется и проявляется в различных сферах человеческой деятельности, в конкретных ситуациях жизни. Большое место в общем ряду ситуативных проблем занимают проблемы, носящие для каждого из нас сугубо личный, интимный характер, проблемы, составляющие содержание этики интимных отношений.

В общении следует держаться так, чтобы друзей не делать врагами, а врагов друзьями.
Пифагор .

Ч тобы понимать друг друга правильно, людям следует не только разговаривать на «одном языке», но и взаимодействовать на одном уровне. В статье описаны основные уровни общения, указаны их особенности. Ознакомившись с этой информацией, человек сможет анализировать процесс коммуникации, что поможет устанавливать продуктивные взаимоотношения.

Разные уровни общения: как людям понять друг друга

Общение является основой любого человеческого взаимодействия. Существуют разные уровни общения. В процессе обмена информацией людям следует обязательно учитывать этот факт. Это поможет настроиться с партнёром «на одну волну» и наладить конструктивный контакт, правильно понять собеседника и воспринять его слова максимально объективно.

Особенности разных уровней общения

Среди всего разнообразия вербального взаимодействия психологи выделяют шесть уровней общения. Каждый из них имеет свои особенности, использует разные психологические приёмы и методы влияния на партнёра, типичные слова и фразы.

Рассмотрим их подробнее:

  • Примитивное общение - характеризуется низкой заинтересованностью в результате коммуникации.

    Собеседник не волнуется о том, насколько правильно будут восприняты его слова и адекватно понята суть высказывания. Он не заинтересован в налаживании контакта. Характерные черты такого общения:

    • Скудный словарный запас.
    • Быстрый темп речи.
    • Надменная позиция в отношении собеседника.
    • Партнёр по общению не воспринимается как личность с собственным мнением.
    • Низкий уровень культуры общения.

    Пример такого общения – контакт с пьяным, грубым, либо невоспитанным человеком. При взаимодействии с такой личностью не стоит поддаваться эмоциям и переходить на её уровень. Есть высокая вероятность того, что это закончится конфликтом. Говорить следует спокойно, чётко, вежливо, но достаточно твёрдо, в некоторых ситуациях даже жёстко. Слишком дружелюбное обращение в данной ситуации неуместно.

Понравилась статья? Поделитесь ей