Контакты

Диверсификацию экспорта товаров и услуг. Почему россия не справляется с диверсификацией экспорта. Тенденции структурных изменений в современной мировой торговле и процессы диверсификации

Диверсификация необходима для развития хозяйственной деятельности, как на отдельном экспортном предприятии, так и на государственном уровне. В целом диверсификация – это поиск новых путей для расширения бизнеса, для экспорта – увеличение видов товаров или их количества, выход на новых компаний-экспортеров. В ходе диверсификации появляются новые возможности для укрепления хозяйственной базы, укрепляется экономика, снижается негативное влияние сторонних факторов.

Обычно диверсификация экономики идет в комплексе с другими мероприятиями по расширению сфер влияния и объемов производства. Диверсификация часто применяется в момент, когда условия торговли становятся неблагоприятными и позволяет преодолеть ухудшение рыночной конъюнктуры. В современной экономике диверсификация экспорта подразумевает также ускоренное обновление ассортимента товаров.

Основные типы классификации по способу увеличения объема поставок товаров

Для увеличения поставок требуется расширение производственной базы. Под диверсификацией производства понимают одновременное развитие всех доступных производств и отраслей. Также это может быть процесс развития в рамках одной крупной экспортной компании или концерна. Диверсификация производства повышает количество продукции, позволяет укрепить позицию компании на рынке и получить экономическую выгоду.

  • Диверсификация экспортных рисков

Это инвестирование в различные инструменты. Требуется для снижения рисков, так как если один или несколько экспортных каналов перестанут приносить , начнут работать другие инвестиции.

Связанная и несвязанная диверсификация

Любая диверсификация делится на два подтипа: связанная или несвязанная.

Связанная – это внедрение компании в новую область производства, взаимосвязанную с уже существующей. Например, начало производства нового вида экспортных товаров.

Несвязанная диверсификация – это выход компании в совершенно иную сферу, никак не связанную с текущей деятельностью.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Нужно ли государству помогать экспортерам? Экспортеры, как правило, лучшие компании в своих отраслях, и совсем не очевидно, что они нуждаются в помощи. Но российская ситуация отягощается тем, что основной экспорт страны формируется в добывающем секторе, что создает дополнительные риски для экономики из-за нестабильности мировых цен на сырье. Поэтому увеличение экспорта обрабатывающей промышленности – это важный приоритет структурных реформ в экономике. Для достижения этой цели одних институциональных преобразований недостаточно: работу институтов поддерживают те, кто в них заинтересован. Но в экспорте главные игроки – сырьевые производства, которые заинтересованы в сохранении текущих настроек. Чтобы преодолеть эту тенденцию, нужно вырастить крупных экспортеров в обрабатывающей промышленности, в том числе правильно используя имеющиеся у государства возможности.

В арсенале правительства много инструментов, которые влияют на внешнюю торговлю. Принято считать, что для экспортеров важен слабый рубль, поэтому бизнесмены часто критикуют Центробанк, который во главу угла поставил низкую инфляцию и отпустил курс в свободное плаванье, так что рубль вторит динамике котировок нефти. Однако эмпирические исследования не подтверждают связь успеха экспортеров и слабой национальной валюты. Для развития экспорта, его диверсификации нужны другие меры.

Глобализация производства и капитала взаимосвязаны: согласно исследованию Всемирного банка, роль иностранных инвестиций в росте экспорта очень велика. Сегодня одни детали товара производятся в одной стране, другие – в другой, а конечный продукт собирается в третьей. Транснациональные корпорации инвестируют в каждое звено своей производственной цепи, которое априори рассчитано на экспорт: в постиндустриальный век выигрывают те, кто встраивается в глобальные производственные цепочки. Помимо роста поступлений налогов в бюджет и создания рабочих мест товары, которые выдерживают конкуренцию на глобальном рынке, способствуют снижению нефтяной зависимости, делают экономику более устойчивой к скачкам цен на энергоресурсы.

Повышая торговые барьеры и объявляя политику импортозамещения, Россия наносит удар собственной экономике. Смысл международной торговли в том, чтобы, приобретая импортные товары по более низкой (даже с учетом затрат на доставку) цене, можно было сосредоточить ресурсы на направлениях, в которых у нас есть конкурентное преимущество. Современная торговая теория подчеркивает, что либерализация торговли помогает выявить наиболее эффективные для страны отрасли и фирмы, снижает издержки производства и повышает конкурентоспособность экономики.

Дешевый импорт тем более актуален для нас, что большая часть производств использует импортное сырье, оборудование или детали. Более 60% импорта в России участвует в дальнейшем производстве внутри страны. Исследования на примерах разных стран показывают, что чем больше импортируется промежуточных товаров, тем успешнее отрасль или фирма. В ряде эмпирических работ даже установлена причинно-следственная связь: импорт промежуточных товаров способствует росту эффективности отдельных фирм и экономики в целом. И напротив, в экономике сильно «защищенной» производительность падает.

Импортозамещение же стимулировало «простые» отрасли и ударило по хайтеку. Желание диверсифицировать экономику в очередной раз споткнулось о внутреннее препятствие.

Сегодня более половины российского экспорта составляют нефть и газ, доходы от них формируют большую часть федерального бюджета. Естественной альтернативой сырью должен стать экспорт товаров обрабатывающей промышленности. Однако 25 лет усилий, направленных на достижение этой цели, не очень себя оправдали. Что сдерживает развитие этого экспорта? Недостаточно новых экспортных фирм, товаров и направлений? Или существующие экспортеры недостаточно полно используют свой потенциал? Для понимания «нормальностей» и «аномалий» полезно сравнить структуры экспорта России с другими странами. Вклад топ-экспортеров в России и США в экспорт обрабатывающей промышленности очень похож, поэтому интересно обратить внимание на различия. Так, в США крупные экспортеры (те, которые поставляют пять и более товаров в пять и более стран) составляют 11% от общего числа экспортеров и обеспечивают 92% экспорта обрабатывающей промышленности. В России такие экспортеры составляют 6% от общего числа и обеспечивают только 53% экспорта обрабатывающей промышленности. Малые экспортеры (один товар в одну страну) в России обеспечивают 4% экспорта, а в США всего 0,2% экспорта, составляя при этом около 40% экспортирующих фирм в обеих странах.

Это дает основания полагать, что в России не хватает крупных несырьевых экспортеров с диверсифицированной товарной структурой экспортного портфеля, а уже имеющиеся недостаточно крупны. А значит, меры по поддержке и развитию экспорта должны быть ориентированы в первую очередь на крупных игроков. В последние годы поддержка по стимулированию экспорта была адресована среднему и малому бизнесу, что неплохо для развития конкурентоспособного малого и среднего бизнеса, но это не сможет значительно улучшить ситуацию с диверсификацией экспорта. Продвижение крупных экспортеров и расширение ассортимента их экспортных поставок сопряжено с другими проблемами и требует других мер.

Встраивание именно крупных производств в глобальные цепочки могло бы быть наиболее прямым путем диверсификации российского экспорта. Эти компании уже имеют значительные масштабы, поэтому отдача от их модернизации будет заметна в короткие сроки. Возможно ли это в реальности? Очень сложно, но не невозможно. Значительная часть работы должна быть сделана на региональном уровне, путем тиражирования успешного опыта ряда российских регионов. Однако важно, чтобы привлечение западных инвесторов было нацелено не на поставку товаров на внутренний рынок, чтобы исходная ориентация была именно на экспорт продукции, а также чтобы логистика, транспорт и таможня не были непреодолимыми издержками для производств.

Чтобы узнать, какие таможенные тарифы эффективны для производителей, мы оценили, как меняется добавленная стоимость при производстве товаров при существующей структуре тарифа по сравнению со снижением этого тарифа до нуля. Анализ отраслевой структуры тарифов 2014 г. показал, что от протекционизма заметно выигрывают секторы производства мяса, молока, текстиль, обувь, металлургия и др. Но секторы с высокой добавленной стоимостью – там, где вклад российских производителей наиболее ценен, – либо проигрывают от существующих тарифов по сравнению со свободной торговлей (например, производство электрооборудования), либо выигрывают совсем немного. Такой результат говорит о несоответствии структуры тарифа задачам структурной перестройки экономики. По сути, тарифы создают антиэкспортное смещение экономики. Наш анализ также показал, что, если снизить все тарифы в 2 раза, ситуация во многих секторах станет более сбалансированной. Сверхвысокая «защита» местных производителей чуть снижается, но и негативное влияние сокращается. То есть стимулы инвестировать остаются теми же, но при этом уменьшается антиэкспортное смещение.

Другой важный фактор, который отпугивает иностранных инвесторов и вредит российским экспортерам, – затраты на пересечение границы и прохождение таможенных процедур. Их упрощение было одним из приоритетов в программе улучшения бизнес-климата, принятой в 2012 г. Однако если по другим направлениям Россия сильно продвинулась, поднявшись со 120-го места в рейтинге Doing Business до 35-го, то по простоте таможенных процедур мы занимаем 100-ю строчку из 190 стран. В 2015 г. в рамках оптимизации госуправления таможня перешла в ведение Минфина. Это верный шаг – накопленный позитивный опыт в сфере налогового администрирования станет теперь доступен и для таможенных процедур. Распространение практики риск-ориентированного регулирования на таможенные процедуры позволит ускорить прохождение таможни для значительной части бизнеса.

В экономической истории есть случаи, когда страны диверсифицировали свой экспорт за довольно короткий срок – до пяти лет. Ключевую роль в этих изменениях играли иностранные инвесторы, которые приходили в страну с целью обслужить не внутренний рынок, а внешние. Возможен ли такой путь для России? Большой внутренний рынок играет против такого развития событий. Чтобы российские площадки стали рассматриваться как промежуточные ступени в глобальных стратегиях транснациональных компаний, необходимо создавать благоприятные условия путем и снижения тарифов, и упрощения таможенного регулирования, и создания благоприятной и эффективной транспортной и логистической инфраструктуры на перспективных зарубежных направлениях.

В настоящее время в российской экономике на фоне исключительно благоприятных внешнеэкономических условий наметилось снижение темпов экономического роста. Среднегодовые темпы роста ВВП за период 2000 - 2006г.г. были 6,8% , из которых за счет внешнеэкономического фактора обеспечивалось увеличение ВВП в среднем 5,9%. Однако, если темпы экономического роста в 2003 - 2004 г.г. составляли 7,3 - 7,2%, то в 2005 - 2006 г.г. только 6,4 - 6,7%.32 По видимому, концепция развития российской экономики, основанная на экспорте сырьевых ресурсов, начинат исчерпывать себя.

Современная внешнеэкономическая политика России нацелена на построение «энергетической сверхдержавы», основным геополитическим оружием которой являются полезные ископаемые. Так темпы роста добычи нефти в России за 2000 - 2004 г.г. составили 41,7%, а у всех стран мира вместе взятых лишь 7,9%.33 Такая стратегия социально-экономического развития делает экономику заложницей мировых цен на энергоносители, а за страной закрепляет роль сырьевого придатка.

Вместе с тем, общеизвестно, что в развитых странах мира уже в течение последних двадцати лет все более формируется новая, инновационная экономика, технологический и хозяйственный уклад которой базируется не столько на материальных, сколько на интеллектуальных ресурсах, знании и информации. В перспективе именно она будет определять основные тенденции развития мирового хозяйства и реальное место каждого государства в международном разделении труда.

Многие развивающиеся страны в основу своей экономической стратегии заложили ускоренное освоение новейших мировых знаний и технологий, развитие собственных НИОКР и инновационного производства.

В товарной же структуре экспорта России доля минерального сырья неуклонно возрастает и составляет в 2006г. - 65,7% (в 2005-64,8 %),

32Россия в цифрах: 2007. Крат. стат. сборник М.2007, с.35 33Россия и страны мира. Стат. сборник. М.2006, с.23

металлов - 16,4%, химических продуктов - 5,6%, лесоматериалов и изделий целлюлозно-бумажной промышленности - 3,2%, продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья - 1,8% . Общий сырьевой экспорт сегодня составляет 79,7%, тогда как экспорт машин и оборудования лишь 5,8% . В мировом же экспорте доля машин и оборудования в последние годы достигла 40%, в экспорте США и ФРГ почти 50%, а в Японии - 70%.

В структуре импорта России преобладают продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (3,6 млрд. долл. или 15,9%), металлы, драгоценные камни и изделия из них (4,5 млрд.долл. или 20,2%). Машины, оборудование и транспортные средства в общем импорте составляют 6,4 млрд. долл. или 28,8%. Однако в этой товарной группе очень большая доля автомобилей, а вычислительные машины и их блоки занимают всего

Растущий объем экспорта в России базовых товаров - энергоресурсов, металлов, удобрений, леса - провоцирует «утяжеление» структуры промышленного производства. В ней все большую долю занимают добывающие отрасли и отрасли первичной переработки сырья и все меньшую - машиностроение и отрасли массового потребительского спроса. За годы рыночных реформ доля топливной, металлургической, химической и лесоперерабатывающей промышленности в общем объеме промышленного производства выросла с 36 до 47%, доля машиностроения упала с 24 до 22%, а легкой и пищевой промышленности - с 20 до 17%. При сохранении таких тенденций неизбежны деиндустриализация экономики и ее нестабильность.

Поэтому России жизненно необходимо переключение на более стабильные факторы экономического роста, внутренние источники финансирования, инвестиции от доходов нефтегазового сектора и инновации.

Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (20006-2008 годы) предусматривает некоторые шаги в сторону модернизации экономики,

34Россия в цифрах 2007. Крат. стат. сборникМ.2007,с.456,472 инновационного производства. Они включают реформирование национальной инновационной системы, создание особых экономических зон, в том числе технико-внедренческих, инвестиционного и венчурного фондов и т. д. По расчетам правительства, реализация программы обеспечит опережающие темпы развития отраслям обрабатывающей промышленности. Их долю в объеме производства к 2015 г. планируется увеличить на 10-13 % по сравнению с 2005 г., а долю отраслей, производящих сырье и материалы, незначительно снизить (на 1-2 %). Ожидается, что такие сдвиги в структуре общественного производства создадут предпосылки для диверсификации отечественного экспорта, основными направлениями которой должны стать развитие отраслей, производящих продукцию оборонного характера, сельского хозяйства и услуги.

Однако программа социально-экономического развития РФ не предусматривает опережающего роста экспорта продукции машиностроения и особенно наукоемкой продукции. В этом, по нашему мнению, глубокое заблуждение авторов программы или желание и дальше «почивать на лаврах», «сидеть на сырьевой трубе», пока не исчерпаются все невозобновляемые природные ресурсы страны. Безусловно, необходимо продолжать экспортные поставки продукции добывающих отраслей, топливно-энергетического комплекса, но не наращивая их, а сокращая. Энергосырьевая экспортная специализация ограничивает возможности наращивания объемов внешней торговли за счет более активного включения в международную кооперацию и интеграцию. Поэтому, по нашему мнению заслуживает всемерной поддержки позиция авторов, которые считают, что наиболее эффективной для России была бы диверсификация экспорта.

Диверсификация экспорта - это комплексный, взаимосвязанный процесс структурной перестройки общественного производства, который означает углубление общественного разделения труда, развитие технологической, поузловой и подетальной специализации, опережающее развитие продукции обрабатывающих отраслей, расширение ассортимента за счет увеличения доли наукоемкой продукции, освоение новых инновационных видов производств с целью повышения эффективности общественного производства, включая внешнеэкономическую деятельность.

Этот процесс предполагает модернизацию инновационной и образовательной систем страны, отраслей обрабатывающей промышленности, углубление переработки первичных ресурсов, опережающее развитие высокотехнологичных секторов экономики, подъем аграрного комплекса. Для этого объективно необходима новая концепция внешнеэкономической политики.

Новая концепция внешнеэкономической политики касается, прежде всего, диверсификации экспорта и импорта, изменения их доли и внутренней товарной структуры во внешнеторговом обороте страны. В экспорте должна быть увеличена доля новой высокотехнологичной продукции, воплощающей инновации, и сокращена доля сырьевой продукции. В свою очередь, совершенствование структуры экспорта может вызвать изменени в размещении производительных сил в стране с учетом мест нахождения источников сырья и внешних потребителей.

Нельзя допустить, чтобы сокращение доли нефти и газа в экспорте происходило за счет естественного истощения рентабельных запасов.

За последние 15 лет доля новых скважин в России снизилась в 5 раз, запасы вновь открываемых месторождений уменьшились с 53 млн. до 1,5 млн. тонн. В целом, запасы нефти в России на 1 января 2006 года составляли 18,3 млрд. т.. Согласно западным расчетам они составляют лишь 6,7 - 8,7 млрд.т., то есть более чем в 2 раза меньше, чем российские данные.

Согласно прогнозам Минприроды РФ, рентабельные запасы нефти, при нынешнем уровне государственного и частного финансирования в размере 1,3% от стоимости добываемого сырья, будут исчерпаны к 2015 г., а все её запасы - к 2025 г..35 Поэтому Правительством РФ принята программа

35 В.П.Оболенский. Россия в международном разделении труда: сохранение или обогащение специализации? Российский внешнеэкономический вестник 2007№1 с.35 освоения недр России на период до 2020 года, которая предусматривает резкое увеличение финансирования геолого-разведовательных работ для открытия новых месторождений. Программа оценивается свыше 90 млрд.

долл., в том числе около 10 млрд. долл. государственных средств.36

Государство намерено вкладывать в геологоразведку ежегодно по 16,5 млрд. руб., а с 2010г. - по 20,5 млрд.руб., что позволит к 2015 году уравновесить прирост и расход нефти.

Однако, выделяемых средств недостаточно, чтобы выполнить столь трудную задачу. Проблема усложняется дальнейшим удорожанием добычи ресурсов, ростом транспортных расходов, обновлением изнашивающихся средств транспортировки. Все это снижает рентабельность экспорта энергоносителей.

Одним из путей решения этой проблемы является развитие международного сотрудничества, совместная геологоразведка, добыча и переработка ресурсов новых месторождений.

Правительство РФ уже несколько лет предвещает снижение мировых цен на нефть. Эти прогнозы ничем не аргументированы и на практике не подтверждаются. Объективные предпосылки говорят об обратном. Ограниченность невозобновляемых природных ресурсов и возрастающий спрос на них со стороны быстро развивающихся стран (Китая и Индии) объективно будут поддерживать высокими мировые цены на энергоносители. Это подтверждают и западные прогнозы. Они оценивают баррель нефти в 2008г. - 85 долл., 2009г. - 95 долл.. Однако уже в 2007 году цена барреля нефти преодолела барьер 90 долл.. Минэкономразвития и торговли РФ заложили в 3-х летний бюджет среднегодовую цену барреля нефти в 2008г. - 62 долл., 2009г. - 57 долл.,20Юг. - 56 долл.

Поэтому, во-первых, не исключено, что составленный прогноз показателей торгового баланса России придется корректировать, а, во-

зе Д.Рамазанов. Организационно-экономические проблемы повышения нефтеотдачи на месторождениях России. В. Экономики.2007№8с. 125

вторых, отрицательное сальдо торгового баланса к 2010 г. не отвечает интересам страны.

Таблица №1

Прогноз показателей торгового баланса России, (млрд. долл. США)37

В условиях дальнейшего роста мировых цен на нефть неизбежно будут возрастать профицит госбюджета, валютные резервы и зависимость экономики страны от внешнеэкономической конъюнктуры. В этом случае одним из рычагов внешнеэкономической политики может быть ограничение физического объема экспорта российской нефти. Потери нефтяного бизнеса от экспорта нефти предлагается компенсировать снижением экспортных пошлин, уменьшением ставки НДПИ в целом, селективным регулированием НДПИ на продажу нефти на внутреннем и внешнем рынках и наращиванием несырьевого экспорта.

Топливно-энергетический комплекс и впредь должен оставаться базовой и системообразующей отраслью российской экономики, главной движущей силой, способной обеспечить реальный прорыв не только к её дальнейшему устойчивому развитию, но и совершенствованию структуры общественного производства, переходу на инновационную экономику.

Практически использовать сырьевой потенциал страны как реально движущую силу и совершенствования отраслевой структуры экономики возможно через целенаправленное перераспределение инвестиционных ресурсов, создание максимально благоприятного климата для национальных

37ВМаевский, Э. Ахатова Об инструментах экономической политики. В. Экономики 2007, № 10 с. 31-32

и иностранных инвестиций в производство высокотехнологичной и наукоемкой продукции.

Структурная перестройка должна, в первую очередь, каснуться машиностроения, ориентированного на обеспечение российского сырьевого экспорта. Необходимо создавать импортозамещающие машиностроительные мощности по производству оборудования, насосных станций для нефте - и газопроводов, буровые платформы для работы на морском шельфе, разведочное и горно-шахтное оборудование. Очень важно модернизировать и создавать новые высокотехнологичные нефте - и газоперерабатывающие, а так же нефтехимические производства.

Предприятия машиностроения, в большинстве своем, сегодня имеют низкотехнологичную продукцию, более 40 % - рядовую по технологии и только 1,5-1,8 % - наукоемкую, высокотехнологичную. И это при том, что в мировом экспорте продукция высокотехнологичных отраслей занимает около 17 %. Более 90 % машино-технической продукции, выпускаемой в России, уступает по конкурентоспособности аналогичным западным образцам. В последние годы наша страна, по конкурентоспособности, по расчетам международных деловых кругов, «скатилась» с 46-го места, занимаемого ею в 1998 году на 58 место - в 2006 году. Впереди России по этому показателю находятся Китай, Ю. Корея, Малайзия, Словения, Венгрия, Эстония, Чили, Тунис и др.

Например, экспорт России продуктов программного обеспечения для ЭВМ составил в 2003 году 300 млн.долл., тогда как Индия - развивающаяся страна экспортировала в 2002 году такого рода продукции на 7,5

млрд. долл. .38

Низкая конкурентоспособность продукции объясняется высокой степенью изношенности основных фондов, «утечкой мозгов» из России в развитые страны, недофинансированием научных исследований как со

38 В. Поляков. Сырьевая ориентация российского экспорта. Мировая экономика и международные отношения. 2006№ 1 с. 89; Ведомости 2.11.2007г.

стороны государства, так и частного бизнеса. В настоящее время износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составляет 47,8 %, а коэффициент их обновления - всего 2,6 %. По уровню технологического развития Россия, по оценкам Всемирного экономического форума, находится на последних местах в мировом рейтинге. Материально-техническая база науки и, в частности, образовательных учреждений так же устарела и мало обновляется. Государственные затраты на образование составляли в России в 1998г. - 4% от ВВП, а в 2005г. - 3,1 % от ВВП против 4,1 % в среднем по миру и 5,2 % в развитых странах.

Структура расходов в образование в России отражается в структуре подготовки специалистов. С 1990г. по 2006г. выпуск в государственных и муниципальных вузах специалистов в области экономики вырос более чем в 4 раза, а для машиностроения сократился на 4 %, приборостроения - на 8 %,

электроники - на 22 %, технологии - на 53 %.39 Значительно уменьшилась подготовка кадров для разработки инновационного освоения и эффективной эксплуатации новых поколений техники и технологии. При таком состоянии профессионального образования Россия не сможет осуществить инновационный прорыв, освоить результаты современного научно - технологического переворота. Конкурентоспособность отечественной продукции на внешнем рынке будет продолжать падать.

Под воздействием научно-технологического переворота ежегодно 15 - 25 % знаний устаревает. Уже сегодня на рынке труда наблюдается дефицит исследователей в области технических наук, инженеров, конструкторов, проектантов, без которых невозможна реализация инновационных проектов.

В России неуклонно на протяжении всего периода реформ сокращается число организаций, выполняющих исследования и разработки. Численность персонала, занятого ими сократилось с 1992г. на половину.

39 Образование в Российской Федерации. Стат. сборник М. 2006 с.17

Торговый баланс России на мировом рынке патентов и патентных лицензий имеет отрицательное сальдо 1,3 млрд. долл. в 2006г.40 с учетом того, что мировой рынок технологий контролируют семь наиболее развитых промышленных стран (США, Германия, Япония, Великобритания, Франция, Швеция, Норвегия), увеличение экспортной доли высокотехнологичной продукции России - задача чрезвычайно трудная.

На мировом рынке инновационной продукции господствующие позиции давно заняли могущественные транснациональные корпорации, конкурентные способности которых несравнимо выше, чем у будущих российских претендентов. Уже сегодня многие ТНК - производители средств связи, вычислительной техники, теле-радио-, видео и фотоаппаратуры, медицинской техники, бытовой электроники практически полностью захватили российский рынок.

С целью сокращения отставания от развитых стран по уровню научно - технического потенциала, мобилизации национальных интеллектуальных ресурсов, переходу к инновационному пути развития приняты «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и техники на период до 2010 года и дальнейшую перспективу».В числе приоритетных направлений утверждены следующие:

Информационные технологии и электроника;

Производственные технологии (микротехника и микромеханика);

Новые материалы и химические продукты (наноматериалы);

Технологии живых систем;

Транспорт (морские перевозки, авиационные технологии и системы);

Топливо и энергетика (новые технологии в электроэнергетике и энергосбережении, обращение с отработанным ядерным топливом);

Экология и рациональное природопользование (мониторинг и предотвращение чрезвычайных ситуаций);

Для реализации приоритетных направлений научно-технического развития в России созданы научные центры, технико-внедренческие особые экономические зоны, определено финансирование. Потенциальные возможности ускоренной модернизации науки и производства в стране имеются. Значительная часть их заключена во внутренних источниках финансирования. Однако объемы валового накопления существенно меньше объемов валового сбережения, а увеличение инвестиций в основной капитал происходит крайне медленно.

Таблица № 2

Валовое сбережение, валовое накопление и инвестиции в России

Реализацию процесса диверсификации экспорта продукции может сдерживать сопротивление крупного частного нефтяного бизнеса отечественных олигархов, которые главной целью ставят максимизацию и приватизацию прибыли, а не стратегические интересы своих предприятий и всего общества. Как показывает практика зарубежных стран, стратегические интересы компаний состоят в росте производства на основе модернизации, расширении ассортимента, повышении качества товаров с учетом изменений рыночного спроса. В периоды высоких экспортных цен на сырье, рынок не стимулирует приток инвестиций в более высокотехнологичные, по сравнению с добывающими отраслями. Это ведет к замедлению технического прогресса и застою человеческого капитала, низкой эффективности прямых инвестиций.

Прямые иностранные инвестиции, в большей своей доле, направляются в добывающие отрасли, дающие высокие доходы. Так, в топливно - энергетический комплекс России направляются около 25 % всех иностранных инвестиций. В сумме накопленных прямых иностранных инвестиций в размере 67,9 млрд. долл., в нефтегазовые проекты ушло 16,0 млрд. долл..42

Одновременно, частный бизнес и государство активно вывозят капитал в другие страны, финансируя экономику этих государств. По разным источникам величину осевшего частного и государственного капитала за

рубежом за последние 15 лет оценивают свыше 600 млрд. долл..43

Существует точка зрения, что фундаментальной причиной оттока капитала является «узость внутреннего рынка и недостаточный спрос на нем». Если это так, то тем более необходимо создать благоприятный инвестиционный климат повышения внутреннего спроса на капитал путем привлечения его в модернизацию машиностроения и новых наукоемких производств.

В России имеются прогрессивные, научно-обоснованные проекты быстрой модернизации экономики за счет сверхдоходов нефтяного экспорта путем паритетного активного финансирования государства и бизнеса в размере примерно 20 % ВВП в течении 10 лет по 150 млрд. долл. в год. Для России это реальный путь. Ведь Индия выделяет 25 - 30 %, Китай - 40 % ВВП в год на модернизацию экономики, ее структурную перестройку. Что бы подобные проекты стали реальностью необходимо активизировать интеллектуальные и институциональные ресурсы общества для выполнения этой задачи и, в частности, направлять российские прямые и портфельные инвестиции не за рубеж, а в собственную экономику.

Для осуществления диверсификации российского экспорта имеются благоприятные условия. Высокие доходы от экспорта нефти и газа позволяют, в принципе, стимулировать заимствование передовых технологий, финансировать отечественные НИОКР и обучение специалистов, повысить персональную ответственность за выполнение принятых программ. Реализация проблемы переэкспортизации российской экономики будет зависеть, в первую очередь, от желания и политической воли государственных институтов власти разработать и принять новую концепцию внешнеэкономической политики, направленную на реализацию декларируемых программ модернизации и диверсификации экономики на основе инноваций.

Чтобы преодолеть глубокий кризис, сложившийся в области НИОКР и всего инновационного процесса в стране, необходим целый комплекс государственных мер по созданию более благоприятного климата для формирования и реализации активной научно-технической, инвестиционной и внешнеэкономической политики.

Современная внешнеэкономическая политика в России имеет пассивный характер. Пассивная внешнеэкономическая политика состоит в том, чтобы просто собирать и сберегать доходы от сырьевого экспорта, которые составляют около 90% нефтяной ренты, пополняя золотовалютные резервы и Стабилизационный фонд. Активная внешнеэкономическая политика использует накопление валютных резервов для диверсификации экспорта, проводит научные изыскания, снижает импортные тарифы, чтобы соответствовать правилам ВТО, выравнивает внутренние и мировые цены на топливо, чтобы обеспечить долговременный рост высокотехнологичных отраслей, не требующих больших энергетических затрат. Активная внешнеэкономическая политика как политика стимулирования роста, выбирает на каждой стадии диверсификации производства и экспорта то направление и такие экономические рычаги, где возможен успех. Изымаемые сверхдоходы нужно использовать в основном на закупки и освоение новых зарубежных технологий для несырьевых отраслей. Реализация активной внешнеэкономической политики требует стратегического планирования, обеспечивающего согласование интересов и эффективное взаимодействие разных групп общества: производителей, (предпринимателей), потребителей и государственных институтов.

Новая концепция внешнеэкономической политики, основанная на диверсификации экономики, в том числе экспорта, должна иметь долговременный характер (до 2020 - 2030г.г.), и законодательно утверждена. Комплексная национальная программа диверсификации экономики должна включать альтернативные проекты, учитывающие различные возможные риски, разработана по отдельным отраслям промышленности и направлениям НТП. Основными задачами комплексной программы диверсификации экономики могли быть следующие:

Разработка и реализация экономических и научно-технических программ по целенаправленному стимулированию ускоренного развития инновационных технологий и передовых наукоемких высокотехнологичных производств в стране;

Принятие федеральной долгосрочной программы стабилизации добычи нефти: увеличение нефтедобычи за счет открытия новых месторождений и глубокой её переработки; рациональное использование малодебитных скважин, удельный вес которых в отдельных компаниях составляет 30-40 %. Выведение их в бездействующий фонд несет

дополнительные потери 5-6 млрд. долл..44

активное использование современных методов увеличения нефтедобычи (МУН), цель которых - повысить коэффициент извлечения нефти (КИН). К МУН относят тепловые, газовые, химические, микробиологические методы воздействия на объект разработки, повышающие КИМ.

На месторождениях ведущих нефтеперерабатывающих стран этот коэффициент растет, а в России падает и составляет 28 %. В российских недрах остается более 70 % её запасов. В целом по России потеряно за последние 10 лет около 15 млрд.т. нефти, что соответствует величине добычи

за всю историю отечественной нефтяной промышленности 45

Замещение пассивной формы налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на основе труднодоступности освоения на активную форму НДПИ, дифференцированно учитывающую степень эффективности использования запасов нефти на основе МУН.

Разработка специальных разделов Комплексной программы развития экспортоориентированных машиностроительных предприятий и импортозамещяющих производств на базе низкорентабельных и бездействующих предприятий;

увеличение количества технико-внедренчиских особых экономических зон как за счет вовлечения городов-наукоградов, так и отдельных научно - производственных комплексов;

совершенствование инфраструктуры экспорта промышленной продукции, создание сети государственных и частных экспортных кредитных агентств для продвижения высокотехнологичной продукции на мировой рынок;

обновление системы профессионального образования, ориентированного на реализацию инновационного прорыва;

Создание эффективного экономического механизма государственной поддержки высокотехнологичного экспорта и соответствующей ему нормативно-правовой базы;

Формирование государственного фонда поддержки развития высокотехнологичных производств за счет отчислений от сверхдоходов сырьевого экспорта;

Повышение эффективности деятельности институциональных структур, создание новых организационных форм, концентрирующих интеллектуальный капитал страны с целью повышения его эффективности;

Международные расчеты показывают, что эффект от роста высокотехнологического сектора в долгосрочной перспективе вдвое превосходит эффект от роста экспорта непромышленного сектора, в то время как одностороннее увеличение низкотехнологичного промышленного экспорта, как правило, оказывает скорее негативное влияние на экономический рост.

Принятие и реализация комплексной программы диверсификации экономики определит содержание и механизм новой активной внешнеэкономической политики России, отвечающей объективным мировым закономерностям.

1. Маевский, В., Архатова, Э. Об инструментах экономической политики // Вопросы экономики. - 2007. - № 10.

2. Оболенский, В. П. Внешнеэкономические связи: влияние на экономику России // Российский внешнеэкономический вестник. - 2006. - №

3. Оболенский, В. П. Россия в международном разделении труда: сохранение или обогащение специализации? // Российский внешнеэкономический вестник. - 2007. - № 1.

4. Образование в Российской Федерации. Стат. сборник. - М., 2006.

5. Поляков, В. Сырьевая ориентация российского экспорта // Мировая экономика и международные отношения. - 2006. - № 1.

6. Рамазанов, Д. Организационно-экономические проблемы повышения нефтеотдачи на месторождениях России // Вопросы экономики. - 2007. - №

7. Россия в цифрах 2007. Крат. стат. сборник. - М., 2007.

8. Россия и страны мира. Стат. сборник. - М., 2006.

В поисках нового места в М.р.т. развивающиеся страны встали на путь взаимного сотрудничества, одной из основных форм которого является создание региональных экономических организаций. Развивающиеся страны поставили вопрос о новом международном экономическом порядке, причем их требования к промышленно развитым странам не сводились только к созданию более благоприятных условий для реализации на мировом рынке их традиционных товаров, но и касались поощрения развития промышленности по переработке местного сырья, диверсификации экспорта. В новых условиях компании промышленно развитых стран увеличили вложения и в отрасли их обрабатывающей промышленности, однако преимущественно материалоемкие, трудоемкие, экологически вредные производства или выпуск отдельных деталей или узлов к продукции новейших отраслей , сборка которых осуществляется в промышленно развитых странах.  

Внешнеторговая диверсификация охватывает экспорт и импорт. Диверсификация импорта позволяет уменьшить или ликвидировать зависимость от одного источника закупок. В случае ухудшения, напр., отношений с данной страной можно увеличить закупки данной продукции в других странах. Диверсификация экспорта ведёт к увеличению ассортимента поставляемых на внешний рынок товаров и услуг, что способствует повышению его эффективности и снижает зависимость национальной экономики от колебаний мирового рынка , и в частности от колебаний мировых цен. Напр., в российском экспорте доминирует вывоз нефти. Резкое снижение мировых цен на неё в 1997-98 гг. существенно сократило валютные поступления в страну, что ска-  

Изменения п структуре х-ва развивающихся стран , преодоление однобокости экономики, осуществление политики индустриализации, тенденция к диверсификации экспорта - всё это постепенно создаёт более благоприятные условия для реализации развивающимися странами продукции на мировом рынке . Определ. значение в ослаблении И. о. имеет расширение круга торг, партнёров, ослабление односторонней зависимости освободившихся стран от быв. метрополий. Важным фактором для развивающихся стран является расширение экономим, связей с социалистич. странами, к-рыс ведут с ними торговлю на принципах равноправия и взаимной выгоды.  

В настоящее время благодаря диверсификации экспорта ускоренными темпами обновляется ассортимент экспортируемой продукции, что обусловлено влиянием НТР.  

Среди членов ОПЕК, пожалуй, пока лишь в Кувейте другие текущие доходы в платежном балансе - прибыли от зарубежных инвестиций - могли бы в известной степени сыграть роль альтернативного источника валюты, тем более в начале 80-х годов, когда они резко возросли ввиду беспрецедентного вздорожания ссудного капитала на Западе и глубокого спада нефтяного экспорта по объему и стоимости. Не исключено, что в дальнейшем в таком же положении могут оказаться и некоторые другие малые аравийские монархии. И все же горнодобывающая промышленность, а также создаваемые нижние эшелоны обрабатывающей индустрии останутся основными двигателями расширенного воспроизводства, и именно на этих отраслях будет базироваться сложный процесс диверсификации источников накопления.  

Тенденции структурной перестройки мировой экономики и обострения конкуренции на мировых рынках охарактеризованы на примере рынков нефти, химической продукции , черных металлов и алюминия, т.е. отраслей, составляющих основу российского экспорта. В книге показано, что российская экономика в своем дальнейшем развитии не может больше опираться только на эти отрасли она нуждается в серьезной структурной перестройке. Диверсификация нефтяных компаний страны может и должна стать составной частью этой перестройки.  

Трудно переоценить значение нефти для стран Ближнего Востока . Доходы, получаемые от ее экспорта, составляют основу государственных финансов этих стран с перспективой их увеличения связана сама возможность осуществления основных социально-экономических проектов и планов. Перспективы ускоренного развития и диверсификации их экономики, ее отхода от нефтяной базы зависят в значительной степени от того, по каким ценам будет реализовываться это ценное истощающееся сырье.  

За фасадом видимого благополучия торгового баланса скрываются явления и тенденции, мало отвечающие когда-то прозвучавшим обещаниям властей добиться перестройки внешнеторговой политики России таким образом, чтобы были обеспечены диверсификация экспортного потенциала, опережающий рост экспорта наукоемкой продукции, развитие конкурентных на мировом рынке производств, переход от критического, поддерживающего импорта к импорту, стимулирующему повышение технического уровня и качества отечественной продукции.196 Невыполнение этого создает непосредственную угрозу позиции России уже в геополитическом плане.  

Не существует каких-то единых подходов для рассмотренных показателей работы фирмы. Они зависят от многих факторов отраслевой принадлежности, принципов кредитования , сложившейся структуры , оборачиваемости оборотных средств , репутации предприятия и др. Тем не менее заметим, что владельцы предприятия (акционеры, инвесторы и другие лица, сделавшие взнос в уставный капитал) предпочитают допустимый рост в динамике доли заемных средств - Кредиторы (поставщики сырья и материалов, банки, предоставляющие краткосрочные ссуды , и другие деловые партнеры) отдают естественное предпочтение предприятиям с высокой долей собственного капитала , с большей финансовой автономностью. Итак, причины финансовой несостоятельности и плохой платежеспособности можно разделить на внешние и внутренние. К внешним причинам относятся Прежде всего экономические факторы (общий спад производства в стране, кризис неплатежей, банкротство должников), политические (политическая нестабильность общества, несовершенство законодательства в области хозяйственного права , условия экспорта и импорта), а также уровень развития науки и техники (устаревшие технологии , недостаточность капитальных вложений в наукоемкие производства, неудовлетворительный ход конверсии) и др. Чтобы смягчить воздействие такого рода факторов, предприятие может провести ряд мероприятий. Среди них можно назвать выпуск в обращение новых акций. Тот факт, что фондовый рынок в стране все еще развит слабо, служит аргументом весьма осторожного привлечения необходимых средств по такому каналу. Более надежным методом улучшения финансового состояния фирмы является диверсификация производства (рассредоточение активов по различным видам деятельности). В ряде случаев эффективно ограничение сфер производственной деятельности . Например, в уставе ряда нефтегазовых организаций к основным видам деятельности , связанной с добычей нефти и газа, до недавнего времени бы-  

Другой подход к хеджированию экономического валютного риска заключается в глобальной диверсификации , которая влечет расширение рынков , на которых действует компания, и развитие производственных мощностей , расположенных по всему миру. Если реальный обменный курс в какой-то отдельной стране падает, компания может увеличить там выпуск продукции и экспорт в те страны, где реальные обменные курсы либо возрастают, либо остаются на прежнем уровне. Поскольку реальный обменный курс постоянно меняется, предприятие, применяя глобальную диверсификацию , не упустит рынок и реализует производственные возможности по мере их возникновения.  

Новый, развивающийся Диверсификация Расширение рынка Информирование потребителей Снижение выпуска Новые рынки Экспорт  

Интегрированная программа исходила также из необходимости поощрения развития в освободившихся странах промышленности по переработке местного сырья, диверсификации их экспорта, более широкого участия в международных перевозках и реализации сырья.  

Спартак А. Н. Экспорт России в XXI веке от специализации к диверсификации // БИКИ. - 2003. - № 15. - С. 1-2.  

Различают несколько видов Д. а) тори-зон ишьная (пополнение ассортимента новыми изделиями , которые не связаны с выпускаемыми) б) концентрическая (пополнение ассортимента новыми изделиями , похожими на уже выпускаемые) в) конгломератная (пополнение ассортимента изделиями , не имеющими отношения к применяемой технологии, к выпускаемым товарам и к рынкам). ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА увеличение количества видов и наименований продукции и услуг, предназначенных для экспорта. В результате Д. э. создаются лучшие условия для хозяйственного маневра, расширяются возможности преодоления негативного влияния на экономику неблагоприятной конъюнктуры рынка . Д. э. связана с ускоренным обновлением ассортимента вывозимой продукции.  

Одна из основных форм взаимного сотрудничества в развивающихся странах - создание региональных экономических-организаций. Развивающиеся страны поставили вопрос о новом мировом экономическом порядке, заключающемся в поощрении развития промышленности по переработке местного сырья, диверсификации экспорта. Компании развитых стран увеличили вложения в отрасли обрабатывающей промышленности развивающихся стран , но преимущественно в материалоёмкие, трудоёмкие, экологически вредные производства.  

Экспорт может стать заменой диверсификации, поэтому можно предположить, что у специализированной компании отношение экспорта к выпуску достаточно высоко. Однако это предположение не подтверждается фактами. Табл. 4.6 показывает, что у диверсифицированных компаний (RMT и RT) доля экспортной продукции лишь незначительно-выше среднего уровня и что экспорт связан с наукоем-костью. Среди специализированных компаний высока доля экспорта у компаний автомобильной, металлургической и часовой промышленности, а среди диверсифицированных - компаний судостроительной промышленности, про-электробытовых приборов и фотоаппаратуры.  

Для определения эффективности каждого механизма требуется их детальный анализ по таким основным параметрам, как взаимоучастие в капитале возможность совместного ведения деятельности возможности диверсификации и увеличения объемов производства и реализации продукции вплоть до экспорта экономия издержек достижение солидаризма возможность выделения лидера в консолидированном капитале (возможно, даже финансово-кредитной структуры) и пр. Общим является то, что любой механизм должен обеспечивать возможность корпоративного интегрированного стратегического управления.  

Диверсификация направлений транспортировки и экспорта углеводородного сырья . Сегодня экспорт нефти из Атырауской области осуществляется, в основном с использованием существующей трубопроводной системы через территорию Российской Федерации с дальнейшим выходом к портам Черного и Балтийского морей. Цель трубопроводных проектов заключается в том, чтобы обеспечить планомерное наращивание объемов экспорта на мировые рынки сбыта нефти, добываемой на ТОО "Тенгиз-шевройл", в будущем на шельфе Каспийского моря, а также максимально оптимизировать и диверсифицировать экспортные потоки применительно к конкретной конъюнктуре мировых рынков углеводородов.  

В 2015-2016 гг. происходили противоречивые и вместе с тем важные сдвиги в динамике российского экспорта. Общий тренд состоит в снижении объемов экспорта при диверсификации его структуры. Такое снижение объяснимо в условиях торможения мировой экономики и роста геополитической напряженности, в результате падают спрос на товары и соответственно цены на них. Этим же объясняется и диверсификация экспорта, поскольку цены на топливно-энергетическую продукцию и металлы упали значительно сильнее, чем по другим товарным группам. Как следствие, начиная с 2014 г., доля экспорта топливно-энергетических товаров устойчиво снижалась (с 72% в 2014 г. до менее 60% в 2016 г.), а доля остальных товарных групп росла (сельское хозяйство, химическая и легкая промышленность, текстиль, производство машин и оборудования).

Снижение общего стоимостного объема экспорта в неэнергетических отраслях промышленности происходило меньшими темпами, при этом в некоторых отраслях в январе-сентябре 2016 г. наблюдался рост по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года (см. таблицу). Объем экспорта сельхозпродукции сравнялся с экспортом вооружений и даже превысил его. В результате происходит диверсификация российской экспортной корзины. Коэффициент диверсификации экспорта за 2014-2016 гг. удвоился (рис. З) 15 .

Изменение товарной структуры экспорта и импорта РФ в 2014-2016 гг. (в % к итогу)

Код ТН ВЭД ЕАЭС

Наименование товарной отрасли

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (кроме текстильного)

Минеральные продукты

Топливно-энергетические товары

Продукция химической промышленности, каучук

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них

Древесина и целлюлозно-бумажные изделия

Текстиль, текстильные изделия и обувь

Драгоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них

Металлы и изделия из них

Машины, оборудование и транспортные средства

Другие товары

* Данные за январь-октябрь. Источники: ФТС России (официальный сайт, раздел «Таможенная статистика внешней торговли»,

Ситуация с экспортом отражает проблему, типичную для современного кризисного развития, -- противоречие между кратко- и долгосрочными задачами экономического роста. Сокращение экспорта, несомненно, неприятный феномен, негативно влияющий на текущий рост и возможности бюджета. Однако его диверсификация закладывает основы стабильной экономической динамики и устойчивости бюджетной системы в среднесрочной перспективе. Разумеется, при условии, что правительство и бизнес смогут воспользоваться складывающимися обстоятельствами и обеспечат рост конкурентоспособности несырьевых отраслей, не полагаясь только на преимущества низкого валютного курса (см.: Кадочников и др., 2016).

На рубеже 2016-2017 гг. рецессия в России завершилась. Произошла первичная адаптация отечественной экономики к новым экономическим и политическим реалиям, которые, по-видимому, будут носить долгосрочный характер. Однако завершение рецессии не тождественно завершению глобального кризиса или решению структурных проблем российской экономики. Все основные негативные факторы, влияющие на социально-экономическую динамику, остаются в силе. Период турбулентности мировой экономики продолжается, и она будет ставить перед правительствами ведущих стран, включая Россию, новые сложные задачи. Более того, они сложнее, чем те, которые приходилось решать на предыдущем этапе антикризисной политики и адаптации.

Вместе с тем сложность задач не означает, что их решение должно быть более болезненным с социальной точки зрения. Речь идет об интеллектуальной сложности выработки мероприятий, которые обеспечили бы устойчивый экономический рост в средне- и долгосрочной перспективе, а также о политической сложности консолидации сил (групп интересов) для реализации этой программы.

В концентрированном виде экономико-политическая задача на предстоящий период была сформулирована президентом РФ В.В. Путиным в конце 2016 г. в послании Федеральному Собранию: обеспечить развитие экономики России темпом, превышающим среднемировой. Это достаточно точное определение, позволяющее отойти от указания на абсолютные желательные темпы роста: поскольку российская экономика глубоко интегрирована в мировую, темп ее роста не может формироваться независимо от глобального роста. В то же время нынешний уровень социально-экономического развития России позволяет в обозримой перспективе ориентироваться именно на подобный темп. Задача разработки такой программы была поставлена в декабре перед правительством РФ, и прежде всего перед Министерством экономического развития. Контуры этой программы достаточно хорошо известны 16 . Однако необходимо наполнить ее системой конкретных мер, далеко выходящих за рамки собственно экономической сферы.

В настоящее время всеобщим стало понимание того, что решить стратегические задачи развития России можно только при комплексной модернизации экономики, госуправления, социальной политики и правоохранительной деятельности.

Правительство определилось с приоритетными проектами, вокруг которых оно начало выстраивать политику стимулирования роста. К их числу относятся здравоохранение, образование, ипотека и арендное жилье, международная кооперация и экспорт, производительность труда, малый бизнес и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы, реформа контрольной и надзорной деятельности, бесплатные и качественные дороги, моногорода, экология. Для их реализации был создан специальный Президентский совет по стратегическому развитию и приоритетным проектам. При большей конкретизации эти разделы должны составить отраслевую и институциональную основу стратегии экономического роста. Однако при выработке мер в каждой из этих сфер важно преодолеть традиционные подходы докризисного времени и посмотреть на них с точки зрения сформировавшихся в последнее время новых реалий.

Спецификой минувшего года стало и то, что работу над долгосрочной программой (стратегией) социально-экономического развития начали вести несколько групп экономистов. Соответствующие задачи были поставлены перед Президентским советом по стратегическому развитию и приоритетным проектам, Центром стратегических разработок во главе с зампредседателя Экономического совета при Президенте РФ А.Л. Кудриным, а также перед группой предпринимателей и экономистов во главе с бизнес-омбудсменом Б. Ю. Титовым, объединившихся под эгидой «Столыпинского клуба». Все они должны представить свои предложения в 2017 г., что, помимо прочего, станет элементом предстоящей президентской предвыборной кампании. Тогда можно будет провести сравнительный анализ этих программ. Сейчас предстоит непростой период, который потребует от властей одновременно гибкости и последовательности курса. Гибкости при ответе на новые вызовы, последовательности в решении фундаментальных (если не сказать -- вековых) задач всесторонней (не только экономической) модернизации России.

Понравилась статья? Поделитесь ей