Контакты

Литературно музыкальная композиция осень рыжая подружка. Сценарий праздника «Осень-рыжая подружка. Осенний бал «Осень – рыжая подружка»

Ведущая:

Рыжая осень устроила бал.
Пышный нарядный цветной карнавал.
В желтом березы, в пурпурном осины,
Алые бусы на ветках рябины.

Ели и сосны в наряде зеленом,
Ивы серебряны, в золоте клены.
Осень ковер расстелила из мхов.
В нем разноцветные шляпки грибов.

Чтобы в садах было ярко и пышно,
Груши развесила, яблоки, вишни.
Дождик на струнах вам песни сыграет,
Осень на бал всех ребят приглашает.

Хорошо поработала осень, разукрасила все вокруг. Под каждым деревом пестрым ковром лежат желтые, багровые, бурые листья. Солнце не греет, но светит очень ярко. В его лучах разноцветными алмазами блестят дождевые капли на траве. Какая красота в лесу!
Небо чистое и очень синее. По нему медленно плывут белые облака. Воздух свеж и прозрачен.
На краю леса в золотом уборе стоят березы и клены. Издалека виден яркий куст дикой смородины. Он оделся не в желтый, а в красный наряд. До чего же хороши краски ранней осени!

(Г.Гуляева)

Много сюрпризов приготовила рыжая Осень для нас. И один из них – загадки.

Книги кто из вас читает?
Кто загадки отгадает?

    Опустел колхозный сад,
    Паутинки вдаль летят,
    И на южный край земли
    Потянулись журавли.
    Распахнулись двери школ.
    Что за месяц к нам пришел? (Сентябрь)

    Все мрачней лицо природы:
    Почернели огороды,
    Оголяются леса,
    Молкнут птичьи голоса,
    Мишка в спячку завалился...
    Что за месяц к нам явился? (Октябрь)

    Поле черно-белым стало:
    Падает то дождь, то снег.
    А еще похолодало –
    Льдом сковало воды рек.
    Мерзнет в поле озимь ржи.
    Что за месяц? Подскажи. (Ноябрь)

Ведущая:

В золотой карете,
Что с конем игривым,
Проскакала осень
По лесам и нивам.
Добрая волшебница
Все переиначила:
Ярко-желтым цветом
Землю разукрасила.

Ю.Капустина

И, действительно, осень – это удивительная сказка, которой все восхищаются: поэты дарят ей прекрасные строки, художники пишут о ней замечательные картины, композиторы посвящают музыкальные произведения.

Проводится дидактическая игра «Стихи рассыпались».

Ведущая:

Осень здесь без нас гуляла,
Ковер из листьев расстилала.
Вы листочки соберите,
По цветам их разберите,
Все слова соедините,
Стих об осени прочтите!

Описание. Все слова знакомого детям стихотворения пишутся на карточках различных цветов.
Задача детей сложить из отдельных карточек сначала строки, а затем и рифмы, восстановив, таким образом, все стихотворение.

Правила.

1. Количество карточек-слов должно соответствовать количеству играющих детей.
2. По цветам карточек (2 – 4) организаторы определяют составы команд-участниц игровой программы.

Как хорошо в гостях у осени
Среди березок золотых…
Подольше б золото не сбросили,
Стоял бы лес багрян и тих.
Почаще б солнышко усталое
Гостило в золотом лесу,
Чтоб защитить от ветра шалого
Лесную позднюю красу…

Н.Найденова

Ведущая:

Солнышко усталое, скупо греешь ты.
Желтые да алые кружатся листы…
В шелесте да в шорохе наш осенний сад,
На дорожках ворохи пестрые лежат.
Осень! Славная пора!
Любит осень детвора.
Сливы, груши, виноград –
Все поспело для ребят.

Итак, давайте заглянем в осенний сад.

Круглое, румяное,
Оно растет на ветке:
Любят его взрослые
И маленькие детки.

О каком фрукте эта загадка? Верно, о яблоке. И наша играназывается «Яблоко».

Проводится молдавская народная игра «Яблоко».

Описание. Играющие, взявшись за руки, образуют круг, в центре которого находится ведущий, выбранный по общему желанию. Игроки бегут по кругу под слова ведущего:

Яблоко, червивое яблоко,
Ветер дует, оно падает.

ак только произнесено последнее слово, все игроки должны быстро присесть на корточки, не делая ни шага. Тот, кто упадет или сделает хотя бы один шаг, выходит из игры. Она продолжается до тех пор, пока в кругу останется 3-4 участника. Они считаются победителями.
Правило. Игрокам, бегущим по кругу, не разрешается разъединять руки. Из двух игроков, нарушивших это правило, один выходит из игры (тот, у кого оказалась свободной правая рука).
За соблюдением правила следит ведущий.

Проводится белорусская народная игра «Грушка».

Описание. Играющие берутся за руки, образуя круг, в середине которого становится мальчик или девочка. Это и будет грушка. Все ходят вокруг грушки по кругу:

Мы посадим грушку –
Вот, вот!
Пускай наша грушка
Растет, растет!
Вырастай ты, грушка,
Вот такой вышины;
Вырастай ты, грушка,
Вот такой ширины;
Вырастай ты, грушка,
Вырастай в добрый час!
Потанцуй, Марийка,
Покружись ты для нас!
А мы эту грушку
Все щипать будем.
От нашей Марийки
Убегать будем!

Грушка в середине круга должна изображать все то, о чем поется в песне: танцевать, кружиться. На слова «Вот такой вышины» дети поднимают руки вверх, а на слова «Вот такой ширины»т разводят их в стороны. Когда поют: «А мы эту грушку щипать будем», все приближаются к грушке, чтобы дотронуться до нее, и быстро убегают, а грушка ловит кого-нибудь.
Правила игры. Все игровые действия должны быть четко согласованы со словами.

Ведущая:

Как-то вечером на грядке
Репка, свекла, редька, лук
Поиграть решили в прятки,
Но сначала встали в круг.

Дети встают в круг. Ведущая читает стихотворение.

Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках, заселенных густо,
Огорбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, чеслук и репуста.
Сельдерошек поспел,
И моркофель дозрел,
Стал уже осыпаться спаржовник,
А таких баклачков
Да мохнатых стручков
Испугался бы каждый садовник.

Н.Кончаловская

Вы внимательно слушали стихотворение? Тогда назовите овощи и фрукты, которые спрятались в этих смешных словах.
Ответы детей: огурцы, арбузы, помидоры, дыни, редис, свекла, чеснок, лук,
репа, капуста, сельдерей, горошек, морковь, картофель, спаржа,
крыжовник, баклажаны, кабачки.

Ведущая:

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И.Бунин

Настало время и нам с вами побывать в пестром осеннем лесу. Но будьте осторожны. Нам надо по пути преодолеть болото.

Проводится игра «Кочки».

Описание. На игровой площадке размещены так называемые «кочки» - это могут быть круги, кирпичи, газеты и т.д. Задача участников – перейти с одной стороны поля на другую через это болото. Переходить участники могут только по кочкам, причем на кочке одновременно должны всегда находиться 2 ноги – человека спереди и следующего за ним. Исключение составляют только идущие в начале и в конце. Ведущий считает «И раз, и два…» Участники под счет должны одновременно переставлять ноги с кочки на кочку. За разрыв рук или касание пола за пределами кочек команда начинает снова.

Ведущая: Итак, болото мы преодолели. А тут утки. Собираются в стаю, готовятся к отлету в теплые края.

Проводится латвийская народная игра «Стая уток».

Описание. Игроки становятся в разомкнутую шеренгу, слегка согнув ноги в коленях, соединив под ними руки. По сигналу, не меняя положения рук и ног, они начинают продвигаться как можно быстрее вперед до обозначенной черты (10 м). Побеждает тот, кто первый перейдет черту.

Правила.

  1. Тот, кто раньше сигнала начнет передвигаться, считается проигравшим.
  2. Установленное положение рук и ног во время движения менять нельзя. Нарушивший это правило считается проигравшим.

Ведущая: Завершается наша прогулка в осенний лес. Пора спешить на станцию, надо возвращаться в город.

Проводится аргентинская народная игра «Поезда».

Описание. Каждый игрок строит себе депо: очерчивает небольшой круг. В середине площадки стоит водящий – паровоз. У него нет своего депо. Водящий идет от одного вагона к другому. К кому он подходит, тот следует за ним. Так собираются все вагоны. Паровоз неожиданно свистит, и все бегут к депо, паровоз тоже.
Игрок, оставшийся без места, становится водящим – паровозом.

Ведущая: Наконец-то мы вернулись в город. Все уставшие путешественники могут отдохнуть. А для тех, у кого еще остались силы, я проведу еще одну игру.

Проводится игра «Коллективный прыжок».

Описание. Разделив игроков на две команды, предлагается выполнить коллективный прыжок. 1-ый участник команды прыгает как можно дальше с места, второй прыгает с места приземления первого и так далее. Количество игроков в обеих командах должно быть одинаковым. Побеждает та команда, где точка приземления последнего «прыгуна» окажется дальше.

Ведущая:

Расставаться
Без добрых напутствий нельзя.
Пусть же слышится снова и снова:
Многих радостей,
Юные наши друзья!
Будьте счастливы!
Будьте здоровы!

Литература:

  1. Московский городской Дворец детского (юношеского) творчества. Отдел организации культурно-досуговой деятельности «Необычные уроки для обычных детей и … учителей» Выпуск 6.
    Москва 2006.
  2. серия «Потехе – час». «Игры детей мира». Ярославль, «Академия развития», 1998.
  3. «Игры народов СССР». Москва «Физкультура и спорт» 1985.
  4. «Детские подвижные игры народов СССР». Москва «Просвещение» 1988

Осень - рыжая подружка... Материал для внеклассной работы с видео

Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области.
Описание: Данный материал- мои строки об удивительнейшем времени года-осени. Данный материал может быть использован и учителями, и учащимися как в письменных работах по развитию речи, так и при подготовке сообщений. Надеюсь, что этот скромный материал будет востребован. Стихи и видео -авторские - проба пера.
Цель: передать чувство восхищения красотой осенней природы, разбудить интерес к природе, сезонным изменениям у читателей; воспитать любовь к родным местам, к неповторимой русской природе.

Осень – одно из удивительнейших времён года.
Ни в какой другой сезон нельзя наблюдать такое буйство красок, игру цвета, такую резкую смену погоды в течение одного дня: ясное солнечное, слегка морозное утро сменяется моросящим дождиком, а лёгкий прохладный ветерок вдруг с особым азартом начинает трепать яркие косички золотистых берез и пурпурных кленов.


Но я очень люблю это время года. Может быть потому, что появилась на свет осенью, когда природа праздновала своё пышное увядание. А может быть потому, что красота осенней природы пробуждает во мне творческие начала: у меня сами собой складываются стихи, мне хочется рисовать, отразить эту неземную красоту, которую и повторить-то невозможно.


Как не любить тебя мне, осень?
Твои слезинки на глазах,
И яркий шёлк твоих косичек,
Мне сердце радует всегда.

Ты утром молоком тумана
Окутываешь всё кругом.
А день настанет, солнце снова
Сквозь облака моргнёт глазком.

Клин птиц отправишь в путь далёкий.
Помашешь им цветным платком.
И рыжий дождик вновь польётся.
На речках листоход кругом.

Девчонка рыжая, смешная,
Ты даришь радость каждый год!
Тебе не жаль ни бронзы и не злата,
Краса твоя в характере твоём.

Подборка моих любимых стихов об осени известных поэтов:

Осень. Сказочный чертог,
Всем открытый для обзора.
Просеки лесных дорог,
Заглядевшихся в озера.

Как на выставке картин:
Залы, залы, залы, залы
Вязов, ясеней, осин
В позолоте небывалой.

Липы обруч золотой -

Как венец на новобрачной.
Лик березы - под фатой
Подвенечной и прозрачной.

Погребенная земля
Под листвой в канавах, ямах.
В желтых кленах флигеля,
Словно в золоченых рамах.

Где деревья в сентябре
На заре стоят попарно,
И закат на их коре
Оставляет след янтарный.

Где нельзя ступить в овраг,
Чтоб не стало всем известно:
Так бушует, что ни шаг,
Под ногами лист древесный.

Где звучит в конце аллей
Эхо у крутого спуска
И зари вишневый клей
Застывает в виде сгустка.

Осень. Древний уголок
Старых книг, одежд, оружья,
Где сокровищ каталог
Перелистывает стужа.
(Б. Пастернак)


Сыплет дождик большие горошины,
Рвется ветер, и даль нечиста.
Закрывается тополь взъерошенный
Серебристой изнанкой листа.
Но взгляни: сквозь отверстие облака,
Как сквозь арку из каменных плит,
В это царство тумана и морока
Первый луч, пробиваясь, летит.
Значит, даль не навек занавешена
Облаками, и, значит, не зря,
Словно девушка, вспыхнув, орешина
Засияла в конце сентября.
Вот теперь, живописец, выхватывай
Кисть за кистью, и на полотне
Золотой, как огонь, и гранатовой
Нарисуй эту девушку мне.
Нарисуй, словно деревце, зыбкую
Молодую царевну в венце
С беспокойно скользящей улыбкою
На заплаканном юном лице.
(Н. Заболоцкий)


Осень только взялась за работу,
только вынула кисть и резец,
положила кой-где позолоту,
кое-где уронила багрец,
и замешкалась, будто решая,
приниматься ей этак иль так?
То отчается, краски мешая,
и в смущенье отступит на шаг...
То зайдется от злости и в клочья
все порвет беспощадной рукой...
И внезапно, мучительной ночью,
обретет величавый покой.
И тогда уж, собрав воедино
все усилья, раздумья, пути,
нарисует такую картину,
что не сможем мы глаз отвести.
И притихнем, смущаясь невольно:
что тут сделать и что тут сказать?
...А она все собой недовольна:
мол, не то получилось опять.
И сама уничтожит все это,
ветром сдует, дождями зальет,
чтоб отмаяться зиму и лето
и сначала начать через год.
(Маргарита Алигер)

Мы ответили на самые популярные вопросы - проверьте, может быть, ответили и на ваш?

  • Мы - учреждение культуры и хотим провести трансляцию на портале «Культура.РФ». Куда нам обратиться?
  • Как предложить событие в «Афишу» портала?
  • Нашел ошибку в публикации на портале. Как рассказать редакции?

Подписался на пуш-уведомления, но предложение появляется каждый день

Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».

Хочу первым узнавать о новых материалах и проектах портала «Культура.РФ»

Если у вас есть идея для трансляции, но нет технической возможности ее провести, предлагаем заполнить электронную форму заявки в рамках национального проекта «Культура»: . Если событие запланировано в период с 1 сентября по 30 ноября 2019 года, заявку можно подать с 28 июня по 28 июля 2019 года (включительно). Выбор мероприятий, которые получат поддержку, осуществляет экспертная комиссия Министерства культуры РФ.

Нашего музея (учреждения) нет на портале. Как его добавить?

Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: . Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с . После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Черемшанская средняя общеобразовательная школа №1 имени П.С.Курасанова»
Черемшанского муниципального района Республики Татарстан

ПРАЗДНИК ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ

«Осень-рыжая подружка»

Подготовила: учитель начальных классов Плотникова В.Г
Черемшан, 2015 год

Предварительная подготовка.
Дети рисуют осенние пейзажи, которыми украшают зал. Вырезаются осенние листья и солнышко из бумаги.
Для детей, играющих роли, шьются костюмы.
Ход праздника.
Вед. Добрый день, дорогие ребята и гости! Сегодня наш праздник посвящён прекрасному, нежному и грустному времени года – осени.
Вед. - Осень! Как хороша золотая Осень, с её нарядом и богатством всевозможных плодов!
Если на деревьях листья пожелтели!
Если в край далёкий птицы улетели!
Если небо хмурое!
Если дождик льётся!
Это время года – осенью зовётся!
Все: Осень, осень, в гости просим!
Осень: - Вы обо мне? А вот и я!
Привет осенний вам, друзья!
Вы рады встретиться со мной?
Вам нравится наряд лесной?
Я пришла на праздник к вам петь и веселиться,
Я хочу со всеми здесь, Крепко подружится.
1. Осень за окошком
Ходит не спеша.
Листья по дорожкам
Падают шурша.

Все: Опавшей листвы разговор еле слышен.
- Мы с клёна! - С черёмухи!
- Мы с яблонь! - С дуба!
- Мы с вязов! - И с вишен!
- С осинки!
Вед. – Везде листопад, на пороге морозы!
2. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный.
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.

3. И в хороводе том чудесном,
Была берёзонька одна.
Вся в жёлтом платьице прелестном.
Как красна девица стройна!

4. И нет на свете её краше,
И так прекрасен тот наряд!
«Стоит, как в золоте, берёзка»
О ней в народе говорят!

5. И этим так она гордилась,
Услышав лестную молву.
Что до весны она решилась
Совсем не сбрасывать листву.

Сценка «Разговор деревьев»

Дуб. – Уж ветры с севера подули,
Последние листочки сдули.
А ты стоишь всё нипочём
О чём ты думаешь, о чём?
Рябина. – Ведь скоро зимушка-зима уже придёт в эти края.

Берёза. – Да пусть хоть две зимы, хоть три.
Я так красива, посмотри!
И эти чудные листочки,-
Обшиты золотом платочки.
Мне так не хочется терять.
Нет, я не сброшу свой наряд!

Вед. – Тут вмешался Старичок, Старичок – Лесовичок.
Лесовичок. –Не спорь с природою, родная,
Для всех закон один таков,
Что лиственные непременно
Должны к зиме свой снять покров.
Ты лучше, милая, послушай,
Зачем листву бросать пора!
Дуб. – Зимою солнце светит мало,
Какая ж пища без огня?
К тому же, поваров не стало,
Что есть варили без огня.

Рябина: - Крахмал, белки, жиры и сахар
Из листьев в ствол давно ушли.
И вещества ненужные,
На место их в листву пришли.
А с ними не поправишься,
Скорее лишь отравишься.

Все: - Так, что скинь листву, родная, не упрямься, дорогая!

Лесовичок: - А как зимушка придёт,
Тёплы шубки принесёт,
Саму тёплую –тебе,
Не замёрзла чтоб к весне.
И согнёт тебя в дугу.
Если хочешь, стоять прямо
Сбрось листву, не будь упряма!
Берёза. - Как же с нею я расстанусь,
Совсем голою останусь.

Все: - Зимой скажут о тебе – «Вся берёзка в серебре».

Берёза. – Что ж, спасибо, вам, друзья,
Убедили вы меня.
Золотую я листву,
Вам, ребятки, подарю!

Вед. – А листочки не простые,
И не только золотые.
Здесь на них для вас, ребятки,
От берёзы есть загадки.

Загадки:
- Красный нос в землю врос, А зелёный хвост не нужен, Нужен только красный нос. (морковь)
- Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)

Закопали в землю в мае
И сто дней не вынимали,
А копать под осень стали
Не одну нашли, а десять. (картошка)

Грядка наш родимый дои.
Мы на кустике растём.
Как в музее экспонаты,
На кустах красны (томаты)
Песня: «Дождик за окном моросит»

Вед. – Ходит осень по дорожке,
Промочила Осень, ножки.
Льют дожди и нет просвета
Солнце затерялось где-то.

Девочка с зонтикам в руках.
- Как приятно под дождём
Шептаться с зонтиком вдвоём,
Можно даже зонтик взять
Под дождём потанцевать.

Танец с зонтиками

Ветер и Слякоть танцуют.
Ветер: - Ой, Слякоть, подружка ты моя осенняя, куда же это нас занесло?
Слякоть: - Ну откуда я знаю? Ой, я чуть жива. Ты что же это, старый, так разошёлся? Чуть меня не высушил. Все мои косточки продул холодным ветром. (плачет)
Вед. – Ой, гости, дорогие, какие могут быть слёзы? Ведь у нас веселье. Вы кто такие?
Ветер: - Я Ветер осенний, холодный.
Слякоть: - А я Слякоть, верная спутница Осени.
Вед.: - Так вы друзья Осени? Ну тогда давайте веселиться.
Ветер: - Да, да, повеселим мы вас. Ну-ка, покажите все свои ручки. Вот я так разгонюсь и застужу ветром холодным (бежит по круг).

Вед.: - Ой, Ветер, разошёлся ты, сядь, отдохни немножко.
- Ну, а ты, Слякоть, как нас повеселишь?
Слякоть: - А я умею очень славно плакать и проливными и ливневыми слезами. От меня уж просто спасу нет, когда я плачу. Ну, нипочём не спастись, вот, посмотрите. (плачет)

Вед.: - Так, так, теперь понятно, кто нам осенью холод и дожди приносит.

Слякоть: - Но разве от дождей одни неприятности? Да если бы не дождь, то ничего бы на земле не выросло, и людям в огородах собирать нечего было бы. А так – посмотрите сколько всего!

Вед.: - Собирают осенью, урожай плодов.
Много людям радости, после всех трудов.
Вед. – Сейчас и мы будем собирать урожай.
Проводится игра «Собери урожай»
Дети делятся на 3 группы, им выдаются игрушечные машины с кузовами. На противоположной стороне насыпаются овощи. Каждый участник должен «съездить» в огород, взять овощи в мешок, а машину передать другому. Побеждает команда, которая быстрее уберёт урожай.

Вед. Какой хороший урожай вы собрали! С давних времён люди наблюдали за природой. По этим наблюдениям можно узнать, какой будет год: урожайный или нет. А по осени можно определить, какой будет зима. Вспомним народные приметы.
- Поздний листопад - к суровой зиме.
- Поздний отлёт птиц – к тёпой зиме.
Осень. – Чтобы быть здоровым, сильным, надо овощи любить, все без исключения, в этом нет сомнения.

Слякоть. – Ну молодцы, хороший урожай вырастили.
Ветер. – Слякоть, нам пора прощаться. Ведь ещё сколько дел надо сделать: дождичком землю сбрызнуть и листочки с деревьев сдуть.

Вед. – Ну, тогда прощайте, и нас не забывайте.

Вед. Послушайте частушки на осеннюю тему:
Бродит в роще листопад
По кустам и клёнам
Он заглядывает в сад,
Золотистым звоном.

У окошка мы сидим,
И глядим наружу
Шепчут листья: «улетим»
И ныряют в лужу.

Дождик, дождик, ты длиннущий,
Ты от неба, до земли
Дождик, дождик, пуще лей,
Чтоб грибы росли скорей.
Витя рано, рано встал,
Все грибы в лесу собрал
Хвалится грибочками,
С беленькими точками.

Нам совсем не страшно будет,
Бегать под грибным дождём,
Если дождик будет сильный,
Зонтик в руки мы возьмём.

У нас новые галоши
Обновить их нужно,
Мы в галошах новеньких
Побежим по лужам.

Песня «Ах, какая осень!»

Вед. Пора нам прощаться. Мы надеемся, что вы увидели и услышали дыхание осени, её очарование и таинственность. Слайд 12
Потихоньку зима начинает хозяйничать над землёй. И сейчас вы посмотрели, как живая природа подготовилась к испытаниям зимы.
Использованная литература:

Сценарии школьных праздников: внеклассная работа 1-4классы общеобразовательное пособие./ сост. Е.М.Тихомирова. – М. Издательство (Экзамен, 2007)

Праздники в начальной школе,2001. Составитель:С.В.Савинова
Внеклассные мероприятия. –М.ВАКО, 2005

Интернет источники с музыкой:

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Осеннее вдохновение"

Описание:
Данный материал предназначен для педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей русского языка и литературы. Мероприятие уместно организовывать с учащимися среднего звена. Данное мероприятие было проведено совместно с Централизованной библиотечной системой и городским Литературным салоном. Данное мероприятие воспитывает в детях любовь к родному краю, учит обращать внимание на прекрасные картины окружающего мира.

Цель: систематизировать и расширять представления детей об удивительном времени года – осени на основе произведений рузаевских поэтов, воспитывать любовь и уважение к родному краю.
Задачи:
- развивать чувственное восприятие, творческую фантазию и воображение;
- воспитывать чувство прекрасного, любовь к родной природе.
Приглашены: педагоги и воспитанники МБОУ ДОД «ЦДОД «ЮНИТЭР», родители, гости – поэты Рузаевского Литературного салона «Лира».
Оборудование: микрофоны, микшерный пульт, компьютерное оборудование.

Ведущий: Т.В. Сироткина
Звучит музыкальное произведение П.И. Чайковского «Времена года. Осень. Ноябрь».
Ведущий: (Стихотворение О.А. Жуковской)
Каждый день меняется погода,
Лист летит в ладони желтый, красный.
Что ж, друзья, другое время года…
До свиданья лето, осень, здравствуй!

Как хотим мы в лето возвратиться,
Сквозь дожди увидеть неба просинь.
Только гонит ветер листья-птицы…

Хоть и грустно с летом расставаться,
Улыбнувшись, мы его попросим
В сердце теплым солнышком остаться.
До свиданья, лето, здравствуй, осень!

«Унылая пора! Очей очарованье!»… Кто же со школьной скамьи не помнит наизусть эти пушкинские строки? Поэты всех времен и народов не устают воспевать в своих стихах Осень. Да и как можно остаться равнодушным при виде постоянно меняющихся декораций в театре природы? Как великолепная актриса в заключительном акте спектакля «Времена года», осень меняет маски и пышные наряды по нескольку раз в день, щедро раздает людям свои плоды, подводит итог прожитому году, навевает романтикам светлую грусть, а философов заставляет задуматься о бренности жизни.
И конечно же, все знают, что осень – это начало учебного года, самая волнительная пора для педагогов и их воспитанников. Именно поэтому осенью мы отмечаем прекрасный праздник «День учителя»!
Сегодня мы встречаем этот праздник вместе с людьми, судьба которых напрямую связана с преподаванием. Это – члены Рузаевского литературного салона: Грацилев Герман Вениаминович, Зуботыкина Валентина Васильевна, Гандюрина Галина Васильевна, Рузанкина Тамара Павловна, Жуковская Ольга Аркадьевна и организатор салона Тугарина Наталья Борисовна.
Наш праздничный вечер мы посвятим Осени, ведь каждый из поэтов видит в ней что-то особенное: то яркое, залихватское, то хмурое и дождливое; то глубинно-философское, то по-детски простое и радостное.
Сегодня мы увидим множество прекрасных картин осени, которые запечатлели в своих стихах наши поэты.
I. Послушайте, какие теплые пейзажи рисует Герман Вениаминович Грацилев в своем стихотворении, которое прочтет Анна Кондратова.
* * *
Сентябрь стоял отменный просто:
Сияло солнце день-деньской,
У ветра не хватало роста
Достать до кроны золотой;
И день был тих, и ласков вечер,
И мир хрустально-голубой,
И на мои спустился плечи
Осенний царственный покой.
Была душа теплом согрета,
И настроенье – хоть куда!
Сентябрь такой, то бабье лето
Я не забуду никогда.

Грацилев Г.В. читает свои стихи:
Нет краше красоты
Когда осенний хмурый день
Вдруг ярким солнцем засияет,
И паутина обвивает
Полусогнувшийся плетень,
И, как мужик навеселе,
Плетется осень по дорожке,
И испеченною картошкой
Пропитан воздух на селе,
Когда серебряной росой
Трава обсыпана и кроны,
И рыба плещется в затоне,
Замри! И чуточку постой!
Когда сквозь рыжие кусты
Ты в лес волшебный проникаешь,
Грибы в корзину собираешь,
Поверь: нет краше красоты!
* * *
Вот и осень рыжей кошкой
Поскреблась в мое окно,
Принесла грибов лукошко,
Хлеб засыпала в гумно,
Лето свергла с пьедестала,
Довела до горьких слез,
И безжалостно срывала
Платья модные с берез.
Но украсила дороги
Листопадным цветником.
Вездесущие сороки
Веселятся за кустом.
Им, конечно же, хвостатым,
Далеко до соловья,
Но в период грустноватый
Их приятна трескотня.
Это все я принимаю,
Хоть в душе не очень рад.
Я отлично понимаю,
Что отцвел уже мой сад.
Вот и осень рыжей кошкой
Поселилась у меня.
Шевыряю кочережкой
В прогоревшей печке я…
Ведущий: Осень – это пора, которая навевает нам творческое настроение, приятные мысли и даже мелодии. Об одной из них и поведает нам Дарья Рузанкина.
2. Осенний блюз.
Ведущий: А следующее стихотворение Тамары Павловны Рузанкиной, которое прочтет Марина Шукшина, познакомит нас с необычным героем, осенним листом.
3.
* * *
Лист, сорвавшийся с ветки,
Желто-красен и сух,
Падал там, у беседки,
Покружив, словно пух.
Ветром резким подхвачен,
Вновь к вершине взлетел,
Словно в бешеной скачке
Погибать не хотел.
Падал, вновь поднимался,
Не мешая тебе,
Вдруг упал – и остался,
Покорился судьбе…
(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Рузанкина Т.П. читает свои стихи:
* * *
Любимая пора – осеннее ненастье,
Где солнца луч как ожиданье счастья,
Проглянет лишь на миг,
И, кажется, достиг
Всего, что безнадежно вопрошал
Не у судьбы, а просто у природы.
Оно пришло, как дивная погода.
Август
Желтые листья
Медленно кружат,
Стынут под ними
Темные лужи.
Небо нависло
Прямо над крышей,
Дождика капли
Падают слышно,
Бьют по окошку,
В шорох сливаясь.
Все зеленеет –
Дождь умывает.
Радует свежесть
Влажного ветра.
Только проходит
Звонкое лето.
Ведущий: Следующая композиция «Листья желтые» прозвучит для вас в исполнении Алены Бессоновой.
4. «Листья желтые».
Ведущий: В стихах Гандюриной Галины Васильевны, богатых оригинальными олицетворениями, осенние пейзажи буквально оживают на наших глазах. Послушаем ее стихотворение «Осень» в исполнении Черновой Яны.

5. Осень
Листья хлопочут, листья хлопочут,
Вот и пришла их пора.
Ночью ветра за окошком хохочут;
В школу пошла детвора.

Низко рябина склонилась под ветром,
Дарит из кистей костер.
Дождь барабанит по согнутым веткам.
Дымка туманит простор.

Яблоки зимние, с ветки сорвавшись,
Тихо ложатся в траву.
Кончилось лето, и я, оглянувшись,
Эхом его позову.
(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Гандюрина Г.В. читает свои стихи:
* * *
Мне нравятся осенние утра.
Нет, не такие – солнце с холодами,
А мокрые, с туманными дождями.
Такая мягко-грустная пора.
Мне нравятся осенние утра,
Когда промокли астры у порога.
А на рябине еще ягод много,
Но коз уже не гонят со двора.

Мне нравятся осенние утра,
Где блеклые озябли хризантемы,
И смотрят в небо темные антенны,
И день чуть-чуть короче, чем вчера.

Мне нравятся осенние утра,
Где легкий лист, кружа, ложится тихо.
Не хочет падать с ветки облепиха…
Мне нравятся осенние утра.

Художник – осень

Снова осень, взяв мольберт подмышку,
Вышла на пригорок рисовать.
Желтого намазала с излишком.
Что ж, других ей красок не достать?!

Алого немного набросала:
Покраснели ягоды рябин.
И небес осенних покрывало
Дополняет золото картин.

Серая песчаная дорога.
Мелкие и частые дожди.
Журавлиных клиньев в небе много.
Холодает, и тепла не жди.

Не понравилось. И, как любой художник,
Все картины – под ноги и вниз.
Облетели листья и под дождик
На сырую землю улеглись.

Вот и все. Устала, отдыхает,
Думает о чем-то о своем.
Ну, а ей на смену подрастает
Маленький морозец с октябрем.

Ведущий: Свой танец «Листик» вам дарит воспитанница т.о. «Танцевальный» ____________________________.
6. Танец
Ведущий: Осень – это время года, когда яркие краски стираются, а дождик, моросящий за окном, навевает легкую грусть и печаль. Такую картину мы с вами увидим в следующем стихотворении Валентины Васильевны Зуботыкиной, которое прозвучит в исполнении Виктории Чугуновой.
7. Ранняя осень

Вот сбросила осень весь лист на осине,
Янтарной листвой наградила березу.
На клены повесила алые флаги
И сыплет на землю осенние слезы.

Поля опустели, в лесу стало тихо.
Грибы из-под жухлой травы чуть заметны.
Свинцовое небо над нами повисло.
И ветер холодный, сырой, неприветный.

Какая дождливая ранняя осень!
Дома, огороды, сады – все промокли.
В квартирах прохладно, топить еще рано.
Лишь изредка солнышко светит нам в окна.
(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Зуботыкина В.В. читает свои стихи:
С Днем учителя!

День учителя – праздник народный,
Самый лучший на нашей планете,
Ведь учитель на каждом уроке
Дарит нужные знания детям.

Молодым педагогам желаю,
Чтоб любили детей и работу,
Чтоб всю нежность души буквально
Пронесли через школьные годы.

Понимаю, в своих пенатах
Вы богаты духовной пищей.
Что касается вашей зарплаты,
На нее не позарится нищий.

Все равно вы не падайте духом,
Хоть и трудно порой живется.
Ведь учитель всем детям нужен,
Верьте, счастье сторицей вернется.
С Днем учителя вас поздравляю!
Дай вам Бог доброты и терпенья.
От души всем здоровья желаю
И, конечно, в питомцах везенья.
Ведущий: Слово предоставляется методисту, зав. СП№5, председателю профсоюза Центра «ЮНИТЭР» Пихиенко О.Ю.
Выступление Пихиенко О.Ю.
Ведущий: Да, педагог – это самый настоящий творец, как и композитор, и поэт, и музыкант, ведь наши произведения искусства – это дети, которые выходят из-под нашего крыла. А в следующем стихотворении Жуковской Ольги Аркадьевны в исполнении Дарьи Рузанкиной мы узнаем, как же они рождаются – прекрасные творения.

9. Осенняя песня

Печальный маэстро,
Мы очень Вас просим:
Один, без оркестра,
Сыграйте про осень.

Вы, крышку рояля
Подняв осторожно
И взглядом печальным,
И взглядом тревожным

Окинув прохожих,
Взгляните на ноты.
И мы подытожим
Любовь и заботы.

Сыграйте, маэстро,
Осеннюю песню.
И будет чудесно,
И будем мы вместе

Оплакивать лето
Дождями и ветром,
И вспомним поэтов
И слов километры.

По клавишам сонно
Скользят листопады,
Шурша отрешенно:
«Так надо… Так надо…»

И звукам так тесно
В просторе небесном!
Играет маэстро
Осеннюю песню…

10. «Рождение звезды» Сироткина Т.В.

(Тугарина Н.Б. выступает с краткой информацией о поэте и предоставляет ему слово)
Жуковская О.А. читает свои стихи:
Сентябрь

Ты день мне подарил,
Сентябрь золотоглавый,
Ты дождь уговорил
Не плакать над землей,
Туманом не дымил
В ложбинах и оврагах
И ветру запретил
Бесчинствовать с листвой.

В простор твоих лесов
Войду, как на причастье,
С лица смахну твою
Оранжевую прядь,
Под шелест голосов
Пойму, какое счастье –
У лета на краю
Березку обнимать.

Перед великим сном
В торжественном покое
Горят костром одним
Деревья и кусты.
И в храме том лесном
Звучит над головою
Священный вечный гимн
Во славу красоты!

* * *
Боярышник краснеет, птицам – радость.
Да и моя душа прохлады просит.
Зову в наперсницы сырую осень,
Чтоб разделить с ней летнюю усталость.

Пускай возьмет расплавленную душу
И окунет в туманные озера,
Там, вдалеке от пристального взора,
Мою хандру ленивую нарушит.

Взмахнув рукой прощально мудрым птицам,
Подслушивая шепот листопада,
Дождям ее доверюсь, им ведь надо
Слезами по щекам моим катиться.

Боярышник краснеет – значит, осень
Так ласково и так неотвратимо
Идет ко мне на зов необъяснимый –
Из лета в зиму душу переносит.

12. «Осень» (Александр Суханов). Исп. О.А. Жуковская в сопровождении гитары.
13. Стихотворение О.А. Жуковской в исполнении Мурой И.Э.

Педагогам хвала!

Эта осень опять
В сотый, в тысячный раз,
Рядом с вами детей
Торопясь собирает.
И другим не понять,
Как сияние глаз
Дорогих сорванцов
Каждый день вдохновляет.

Педагогам хвала!
Вам, дарующим свет
Бескорыстных сердец
Молодым поколеньям.
Вас судьба призвала
И открыла секрет
И мечты, и любви,
И труда, и терпенья.

Мира вам и добра!
Пусть в людской суете
Не иссякнет огонь,
Будет щедрою нива.
Золотая пора –
Листопад на дворе…
Это время всегда
И светло, и красиво.
Ведущий: Слово предоставляется директору Центра «Юнитэр» Бурдиновой Н.А.
Ведущий: Спасибо за внимание! Счастья Вам, любви и добра!

Понравилась статья? Поделитесь ей