Контакты

Как птицы приспособлены к полету. Особенности строения и жизнедеятельности птиц в связи с приспособлением к полету. Особенности внутреннего строения птиц. Черты приспособленности птиц к полёту презентация, доклад Черты приспособленности к среде обитания п

Приспособленность птиц к полёту

Общими чертами организации птиц в связи с их приспособленностью к полету являются следующие:
Туловище обтекаемой формы. Передние конечности преобразованы в орган полета - крылья, задние конечности служат опорой туловищу и для передвижения.
Кожа тонкая, сухая, лишенная желез. Единственная копчиковая железа расположена в хвостовом отделе. Кожа имеет роговые образования в виде перьев, создающих летательные поверхности и защищающих тело от потерь тепла.
Кости скелета тонкие, прочные, в трубчатых костях имеются воздушные полости, облегчающие их массу. Череп образован полностью срощенными, без швов, костями. Все отделы позвоночника (кроме шейного) неподвижны. Грудина у летающих птиц с выступом впереди
- килем, к которому прикрепляются мощные летательные мышцы. В скелете задних конечностей развита длинная цевка, увеличивающая длину шага птицы.
Мышечная система сильно дифференцирована. Самые крупные мышцы
- грудные, опускающие крыло. Хорошо развиты подключичные, межреберные, шейные, подкожные и мышцы ног. Движения птиц быстрые и разнообразные: ходьба, бег, прыжки, лазание, плавание. Виды полета - машущий и парящий. Птицы многих видов способны совершать дальние перелеты.
Особенности строения пищеварительной системы связаны с необходимостью быстрого расщепления больших объемов пищи и облегчения массы пищеварительного тракта. Это достигается благодаря отсутствию зубов, участию клюва и языка в добывании пищи, размягчению ее в расширенной части пищевода
- зобе, смешиванию пищи с пищеварительными соками железистого отдела желудка и перетиранию ее, как на жерновах, в мышечном отделе желудка, и укорочению задней кишки, заканчивающейся клоакой. Строение клюва и языка у птиц разнообразное и отражает их пищевую специализацию.
Органы дыхания
- легкие. У летящей птицы дыхание двойное: газообмен в легких осуществляется как при вдохе, так и при выдохе, когда атмосферный воздух из воздушных мешков поступает в легкие. Благодаря двойному дыханию птица во время полета не задыхается.
Сердце четырехкамерное, все органы и ткани снабжаются чистой артериальной кровью. В результате интенсивного процесса жизнедеятельности вырабатывается много тепла, которое удерживается перьевым покровом. Поэтому все птицы
- теплокровные животные с постоянной температурой тела.
Органы выделения и виды конечных продуктов азотистого обмена такие же, как и у пресмыкающихся. Отсутствует лишь мочевой пузырь в связи с необходимостью облегчения массы тела птицы.
Как и у всех позвоночных, головной мозг птиц имеет пять отделов. Наиболее развиты большие полушария переднего мозга, покрытые гладкой корой, и мозжечок, благодаря которым птицы обладают хорошей координацией движений и сложными формами поведения. Ориентировка птиц в пространстве осуществляется с помощью острого зрения и слуха.
Птицы раздельнополы, большинству видов свойственен половой диморфизм. У самок развит только левый яичник. Оплодотворение внутреннее, развитие прямое. Птицы большинства видов откладывают яйца в гнезда, обогревают их теплом своего тела (насиживание), вылупившихся птенцов выкармливают. В зависимости от степени развитости вылупившихся из яиц птенцов выделяют гнездовых и выводковых птиц.

Тема урока: Среда обитания и внешнее строение птиц.

Цель урока: формирование знаний учащихся оособенностях внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

Задачи:

    обеспечить знание учащимися общей характеристики птиц, особенностей их организации в связи с приспособленностью к воздушной среде обитания.

    способствовать развитию у школьников умений анализировать и сравнивать познавательные объекты;

    создать условия для включения учеников в активную познавательную деятельность, исследовательскую работу;

    воспитывать стремление к сохранению видового разнообразия птиц

Форма урока: урок - исследование

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы : частично-поисковый, исследовательский, словесный

Формы: групповая, индивидуальные

Оборудование : чучела птиц, таблицы «Тип Хордовые. Класс Птицы», набор перьев, интерактивный микроскоп.

Ход урока:

    Орг.момент:

    Актуализация знаний: Звучит монолог Екатерины из произведения «Гроза» Островского «Отчего люди не летают?

Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела»

Ребята, а вы сможете ответить на этот вопрос?

Мотивация:

Чудо полета - это качество было для людей всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но полет - это и есть как раз самая характерная черта животных, изучение которых мы начинаем сегодня. О каком классе пойдёт речь? Запись темы урока. Демонстрация видиофильма о птицах.

Птицы - это удивительные животные, которые в настоящее время являются наиболее процветающей группой животных. Об этом говорит тот факт, что птиц сейчас насчитывается 9 тысяч видов, в то время как млекопитающих в 2 раза меньше. Они попытались освоить воздушную среду обитания, и эта попытка им удалась блестяще. Даже человек, поставивший себя на вершину эволюционной лестницы не способен летать. Легко и непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких усилий отрываясь от земли, проноситься над необъятными просторами воды и суши способны только птицы.

    Операционно- исполнительский этап.

3.1.Постановка проблемы:

Какие вопросы у вас возникают, глядя на этих удивительных созданий?

    Почему птицылетают?

    Зачем птице летать?

    Зачем птицы прерывают полёт?

На какой вопрос мы должны дать ответ? (О ПРИСПОСОБЛЕННОСТИ К ПОЛЁТУ)

Чтобы разрешить возникшие вопросы мы проведем ряд исследований. Наука о птицах называется ОРНИТОЛОГИЯ, а мы будем с вами орнитологами- исследователями.

      Определение темы исследования.

Объектом исследования является Класс Птицы.

Предмет исследования: приспособления птиц к полёту.

      Определение цели исследования.

Целью нашей работы является изучение особенностей внешнего строения птицы, связанные с полетом и средой обитания.

      Выдвижение гипотезы.

Каким образом мы сможем достигнуть цели урока? (ответы детей)

      Выбор метода решения проблемной ситуации. (работа с учебником, допол. информацией, микроскопом, набором перьев, чучелами птиц)

      Составление плана исследования:

Исследование 1.

Выполните задание "Внешнее строение птицы" . (Выполняют все)

Работа с чучелами птиц- натуральными объектами по плану:2-3 мин.

1гр.-грач 2 гр.-воробей 3гр.- ласточка

1)Приспособленность во внешнем строении:

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Афиширование результатов. Слайды.

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт.

Покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

2) Изучение отделов тела:

1 гр.

Объяснить пословицу: «Всякая птица своим клювом сыта»- утверждает народная мудрость(слайд)

Вывод:

2 гр.

Вывод:

3 гр.Особенности покрова тела:

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения птиц»

«С земли ребёнок поднимает, а через забор и силач не перекинет»

    Рассмотрите коллекцию перьев птицы.

    Изучите строение пера, рассмотрев рисунок в учебнике (стр.135). Подпишите части пера.

    Рассмотрите предложенные виды перьев. Определите их название.

    Используя дополнительную информацию, заполните таблицу (стр.134).


У современных птиц есть два основных типа перьев - контурное (1,2) и пуховое (3). На крыльях вырастают крепкие контурные маховые перья (1). Контурное перо имеет узкий твердый ствол и широкое опахало, которое образовано густой сетью роговых бородок I и II порядка с крючками. Такое строение крыла делает его гибким, легким и почти непроницаемым для воздуха.

Контурные покровные (3), налегая друг на друга вершинами, как черепицы, образуют на теле птицы сплошную обтекаемую поверхность, облегчающую полет. Главное значение при полете имеют крупные контурные перья крыльев и хвоста.

Пуховые перья располагаются под контурными. Опахала у них легкие, рыхлые, без бородок II порядка. У некоторых птиц есть еще и пух(6) - коротенький стержень с пучком бородок на вершине в виде кисточки. Пуховые перья сохраняют тепло тела птицы. А еще встречаются щетинки (5,6), они играют роль в осязании.

Группы докладывают о полученных результатах своих исследований.

Учитель дополняет.

1гр. работа с таблицей.

2гр. работа с таблицей

3гр. Как о своём оперении заботятся птицы? (косметика птиц).

Индивидуальная работа:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект:

    Первичное закрепление:

Почему же птицы летают? Как они приспособлены к полёту? Анализ полученной таблицы. Выводы: Птицы очень хорошо приспособлены к полёту во внешнем строении: обтекаемая форма тела- уменьшение трения, перьевой покров, который и защищает от холода, и уменьшает сопротивление в полёте. Наличие хвоста, регулируют направление полёта. Образование цевки- как посадочного устройства. Органы чувств.

Все выводы на слайде.

    Рефлексия познавательная: Почему же люди не летают?

    Закрепление: тест выполнить.

Но не возникал ли у вас вопрос: А зачем птицам летать?

1. Чтобы - строить гнезда повыше.

2. Чтобы - спасаться от врагов.

3. Чтобы - ловить добычу в воздухе.

4. Чтобы - высматривать добычу на земле.

5. Чтобы - добираться до теплых мест, где больше пищи.

Второй вопрос: Зачем птицы прерывают полет?

1. Чтобы - отдохнуть.

2. Чтобы - уталить жажду.

3. Чтобы - высиживать яйца.

4. Чтобы - кормить птенцов.

5. Чтобы - собирать корм с земли.

Предложите свои варианты ответа.

Ребята, сегодня на уроке мы выяснили ряд черт приспособленности птиц к полету во внешнем строении. Конечно, такие приспособления есть и во внутреннем строении, но с ними мы познакомимся на следующем уроке.

    Рефлексия учебная: на доске карточки, поставить магниты.

    Д.З.п.44 ;

*Зачем птицам летать?

Зачем птицы прерывают полёт

1

Фамилия, имя_____________________

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Вывод:

Самооценка:_____

Работа в группе

Исследуемый отдел тела

Приспособления

Голова :

    Глаза (где расположены)

    Клюв (строение)

    Ноздри (где расположены)

    Органы слуха

Работа в паре

Объяснить пословицу: «Всякая птица своим клювом сыта »

Вывод: У птиц хорошо развиты_____________, которые помогают______________ в полёте. Шея___________, обеспечивает лучшую_________тела.

Самооцекнка:_____

2

Фамилия,имя______________

Инструктивная карточка к уроку.

Задание1. Приспособленность во внешнем строении: Работа в группе

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт. _____________ покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

Самооценка:_____

Задание2. Изучение отделов тела:

Работа в группе

Исследуемый отдел тела

Приспособления

Туловище (форма)

Верхние конечности (название, где расположены, покров)

Нижние конечности(где расположены, какая часть не имеет оперения, чем покрыта?)

Работа в паре

Сравните по таблице строение нижних конечностей у разных птиц, с чем связаны отличия?

Вывод: Верхние конечности преобразованы в______________. Нижние конечности имеют___________, которая не имеет пера и необходима для взлёта и посадки птицы.

Самооценка:______

3

Фамилия,имя______________

Инструктивная карточка к уроку.

Задание1. Приспособленность во внешнем строении: Работа в группе

Исследуемые органы

Приспособления

1.Отделы тела:

2.Форма тела

3.Покров тела

Вывод: Форма тела________________, это_____________ трение в воздухе и облегчает полёт. _____________ покров, который _______________сопротивление в полёте и__________ тело птицы.

Самооценка:_____

Задание 2. Особенности покрова тела: Работа в группе:

    Рассмотрите коллекцию перьев птицы.

    Изучите строение пера с помощью интерактивного микроскопа, и рассмотрите рисунок в учебнике. Подпишите части пера.



3.Рассмотрите предложенные виды перьев. Определите их название.

Индивидуально

  1. Используя дополнительную информацию, заполните таблицу.

Вывод: ___________ покров состоит из________,________,________,_______перьев. При полёте играют роль________________и_____________перья. Строение пера делает его_________________,__________________,___________________.

Самооценка:_____

Выполните тест о приспособленности внешнего строения птицы к полёту и среде обитания.

    Перья способствуют сохранению тепла в теле птицы, так как:

А) состоят из ствола и опахала;

б) воздух, который находится между ними, обладает большой теплопроводностью.

В) воздух, который находится между ними, обладает малой теплопроводностью.

Г) они смазаны маслянистой жидкостью, которая образуется в копчиковой железе.

2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть:

А) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти.

3. Обтекаемая форма тела птиц- это приспособление к:

А) полёту;

Б) защите от хищников;

В) размножению;

Г) поиску корма

4.На ногах птиц есть роговые чешуйки, что свидетельствует об их родстве с:

А) пресмыкающимися;

Б) земноводными;

В) млекопитающими;

Г) кольчатыми червями.

    У птиц не является приспособлением к полёту:

А) обтекаемая форма тела;

Б) крылья;

Г) образование цевки

Самоооценка:______

Индивидуальная работа:

ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ аспект: МИНИ- ИССЛЕДОВАНИЕ УЧЕНИКА: Нефть. Никто не станет спорить, что она необходима человечеству. И никто не стонет утверждать, что ее сознательно выбрасывают в воду, что нарочно устраивают аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли, везущие нефть. В результате всех этих случайностей миллионы тонн нефти оказываются в воде. Страдает мировой океан и его жители, страдают птицы. Морские птицы покрыты густым слоем перьев. Их плотность обеспечивает почти полную изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает структуру перьев. Проводится эксперимент. В стакан с водой наливается нефть (на поверхности образуется тонкая пленка) и опускается перо птицы. Чистое перо легко восстанавливает свою целостность. Если отделить бороздки друг от друга, то после легкого поглаживания, которое птица может сделать клювом, целостность пера восстанавливается. У пера, покрытого нефтью, бороздки слипаются, и восстановить прежний вид пера невозможно.

Вид покрытых нефтью птиц ужасает. Перья больше не защищают птиц от охлаждения. Вдобавок, у птиц нарушается способность плавать из-за отсутствия воздушной прослойки между телом и перьями. В результате птицы глубже погружаются в воду, и часто уже не может добыть себе пищу. Проводится эксперимент. Попробуем смыть нефть с перьев птицы водой - ведь у птиц это единственное средство. Ничего не получилось. Если птица не умирает от голода, то рано или поздно она погибнет от переохлаждения. Но несчастное существо еще долго может плавать с сердцем, бьющимся в два раза чаще, для того, чтобы компенсировать потерю тепла. Может быть, конец будет ускорен проглатыванием небольшого количества нефти, которая действует как яд.

Многие пернатые освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету стало возможным из-за многих изменений во внешнем виде и внутреннем строении.

Основные признаки приспособления птиц к полету

  1. Двойное дыхание.
  2. Летательные мышцы содержат большое количество миоглобина.
  3. Перьевой покров.
  4. Легкий скелет.
  5. Развита кровеносная система.
  6. Быстрый обмен веществ.
  7. Видоизменение передних конечностей в крыльях.
  8. Обтекаемая форма тела.
  9. Есть специальная кость — киля.
  10. Теплокровность.
  11. Один яичник.
  12. Уменьшено количество костей.
  13. Увеличен мозжечок.
  14. Хорошо развитая нервная система.

Как птицы приспособлены к полету?

У птиц легкие не имеют возможности расширяться или сжиматься, как у людей. Воздушные мешки выполняют всю эту работу. При вдохе и при выдохе через легкие птицы движется свежий воздух, который запасается в мешках. По этой причине дыхание у птиц называется «двойным». Чтобы запастись достаточным количеством кислорода, у птиц летательные мышцы содержат много миоглобина.

Внутреннее строение птицы схема

Птицы вынуждены много питаться, чтобы получать большое количество энергии. У них очень хорошо развита кровеносная и дыхательная система. Среднее давление пернатых составляет около 130 мм рт. ст., в то время, как у млекопитающих она всего — 95 мм рт. ст.

У птиц очень быстрый обмен веществ, температура тела достигает от 40 до 42 градусов. Высокая температура тела значительно влияет на все процессы жизнедеятельность, также сокращение мышц происходит в разы быстрее.

В большой мере, крупные мышцы, двигающие конечности, расположены на теле, а к ним уже идут сухожилия.

Птицы пережевывают свою еду в желудке, поэтому все жевательные процессы расположены внутри тела, что улучшает их аэродинамику.

Пернатые имеют перья, которым не нужны кровеносные сосуды, они слишком легкие и мягкие. Также помимо всего этого у птиц легкий скелет, который наполнен воздухом. А для лучшей координации движений был увеличен мозжечок.

Приспособление птиц к среде обитания

В зависимости от места обитания внешнее строение пернатых сильно видоизменено. К примеру, дятел имеет клюв, который похож на долото. Он использует его, чтобы доставать насекомых и личинок из коры деревьев. Вдобавок у него слишком длинный липкий язык и острые когти, которые позволяют ему выполнять все необходимые задачи для продолжения жизнедеятельности.

Птицы, которые живут в водоемах, тоже имеют некоторые изменения. У них есть короткие нижние конечности с плавательными перепонками и сплошной перьевой покров. Пернатые, обитающие в пустынях и степях обладают защитной окраской перьев, у них прекрасное зрение и сильные ноги.

Страусообразные птицы населяют Африку. Они не могут летать, так как у птиц недоразвиты крылья, однако хорошо развиты ноги. Птицы могут развивать скорость до 70 км/ч, их вес составляет 50-90 кг, а рост около 2,5-2,7 метров. Обитают страусообразные в саваннах, пустынях, степях.

  • Статья по теме —

Хищные птицы имеют большой изогнутый клюв, который используют для разрыва добычи на мелкие кусочки. Имея мощные острые когти, они цепляются в добычу, после чего наносят им смертоносные ранения или переносят пищу к себе в гнездо. Хищники могут долго парить в воздухе, у них отличное острое зрение и прекрасный слух.

Большинство представителей класса птиц освоили наземно-воздушную среду обитания. Приспособление птиц к полету обусловлено особенностями их внешнего и внутреннего строения. В данной статье рассмотрим эти аспекты более подробно.

Признаки приспособления птиц к полету

Основными признаками, позволяющими пернатым освоить воздушную среду являются:

Перьевой покров;

Видоизменение передних конечностей в крылья;

Теплокровность;

Легкий скелет;

Наличие специальной кости - киля;

Двойное дыхание;

Укороченный кишечник;

Отсутствие одного яичника у самок;

Хорошо развитая нервная система.

Эти особенности строения иллюстрируют, как птицы приспособлены к полету.

Строение скелета

С легкостью подниматься ввысь для птиц становится возможным, прежде всего, благодаря, легкому скелету. Он образован костями, внутри которых находятся воздухоносные полости. Основными отделами являются череп, позвоночник, пояса верхних и нижних конечностей и сами свободные конечности. Многие кости срастаются между собой, обеспечивая прочность всей "конструкции". Отличительной особенностью скелета пернатых является наличие киля. Это особая кость, к которой прикрепляются мышцы, приводящие в движение крылья. Она характерна только для птиц.

Покровы

Черты приспособления птиц к полету во многом связаны с особенностями покровов. Пернатые являются единственной группой животных, тело которых покрыто перьями. Их можно объединить в три группы. Первая носит название "контурные". Благодаря им тело птицы приобретает обтекаемую форму. В зависимости от расположения на теле и выполняемых функций контурные крылья бывают кроющие, маховые и рулевые. Они покрывают тело, образуя контуры крыльев и хвоста. Независимо от вида, каждое крыло состоит из центральной части - стержня, на большей части которого располагаются опахала, образованные бородками первого и второго порядка с крючками. Нижний оголенный участок пера называется очин.

Вторая группа представлена пуховыми перьями. Их бородки лишены крючков, поэтому опахала не сцеплены, а свободны. Третья разновидность - это пух. Характерной особенностью его строения являются пушистые бородки, которые расположены пучком на одном конце сильно укороченного очина.

На примере особенностей оперения легко рассмотреть, как птицы приспособились к полету. Оно обеспечивает терморегуляцию, определяет окраску, возможность передвижения в воздушном пространстве. Кстати, окрас птиц может служить как маскировкой от хищников, так и одной из форм проявления демонстративного поведения.

Теплокровность

Это приспособление птиц к полету является очень важным. Теплокровность подразумевает наличие постоянной температуры тела, не зависящей от окружающей среды. Ведь, как известно, с высотой температура воздуха значительно понижается. И если бы птицы были холоднокровными, как рыбы или земноводные, они просто бы замерзли во время полета. Такая черта присуща данной группе организмов благодаря прогрессивному строению кровеносной системы. Она представлена четырехкамерным сердцем и двумя кругами кровообращения. Поэтому венозная и не смешиваются, обмен газов и веществ происходит очень интенсивно.

Внешнее строение

Тело птиц подразделяется на следующие части: голову, подвижную шею, туловище, хвост и конечности. На голове расположены глаза, ноздри и клюв, покрытый роговыми чехлами. Отсутствие зубов делает череп еще более легким. Веки на глазах неподвижны, роговица увлажняется при помощи мигательных перепонок.

Основное приспособление птиц к полету,безусловно,заключается и в видоизменении верхних конечностей. Они преобразованы в крылья. Ноги - нижние конечности, часто покрыты роговыми чешуйками. Эта особенность строения осталась у птиц от их предков - пресмыкающихся животных. Когти, находящиеся на пальцах ног, помогают птицам удерживаться на опорной проверхности.

Внутреннее строение птиц

Приспособление птиц к полету отражается и в особенностях строения большинства внутренних органов.

Пищеварительная система представлена ротовой полостью, пищеводом, образующим расширение - зоб. В нем пища подвергается дополнительной ферментативной обработке, становится мягкой и быстрее переваривается. Далее пища поступает в желудок, состоящий из двух отделов: железистого и мускульного, а потом - в кишечник. Он открывается наружу клоакой. Кишечник птиц укорочен по сравнению с другими животными. Такое строение также делает их тело более легким. Непереваренные остатки пищи не задерживаются долго в кишечнике и могут выделяться через клоаку даже во время полета.

Адаптация птиц к полету прослеживается и в Благодаря ее развитию, животные обладают достаточно четким цветным зрением, позволяющим без труда ориентироваться в воздухе даже на достаточно большой высоте. Хорошо функционирует и слух. А благодаря развитому мозжечку, на высоком уровне находится и Птицы быстро реагируют во время приближающейся опасности или охоты.

Компактность - характерная черта половой системы. Семенники самцов небольшого размера, бобовидной формы. Они открывают свои протоки прямо в клоаку. У самок есть только один яичник. Такое строение делает вес птиц существенно меньше. Яйцеклетка из половой железы передвигается по яйцеводу, где и происходит процесс оплодотворения, яйцо покрывается оболочками и известковой скорлупой. Далее через клоаку выходит наружу.

Особенности дыхания

Приспособления птиц к полету касаются и Ведь для интенсивной работы мышечной системы необходимо непрерывное снабжение тканей и органов кислородом. Поэтому наряду с легочным дыханием у птиц есть дополнительные органы - воздушные мешки. Это дополнительные резервуары воздуха с достаточно большим объемом. Поэтому дыхание птиц еще называют двойным.

Приспособление птиц к среде обитания

Черты внешнего строения часто видоизменяются в зависимости от места обитания. Например, дятел, живущий в лесу, имеет острые когти. С их помощью он передвигается по веткам деревьев, опираясь на хвост с жесткими перьями. Клюв этой птицы похож на долото. Пользуясь им, а также при помощи длинного липкого языка он достает насекомых и личинок из коры, семена из шишек.

Птицы - обитатели водоемов, также имеют ряд важных приспособлений. Это короткие нижние конечности с плавательными перепонками, плотный перьевой покров, смазанный водоотталкивающим секретом особых желез. "Выйти сухим из воды" - эта поговорка, известная всем, появилась благодаря особенностям жизнедеятельности

Обитатели открытых пространств - степей и пустынь, имеют защитную окраску перьев, очень мощные ноги и отличное зрение.

Птицы побережья - мастера планирующего полета. Альбатросы, чайки и буревестники характеризуются наличием сильных и длинных крыльев. А вот хвост у них короткий. Все это позволяет прибрежным обитателям ловить рыбу прямо с воздуха.

Возможно ли увидеть добычу на расстоянии до тысячи метров? Для это не составляет большого труда. Сокол, ястреб, орел - яркие представители этой группы. Они имеют большой изогнутый клюв, которым хватают и разрывают пищу. А мощные острые когти не оставляют шансов на спасение. Хищники способны долго парить в воздухе благодаря очень широким крыльям. А те из них, которые охотятся ночью, дополнительно обладают острым зрением и идеальным слухом. Например, совы и филины.

Все ли птицы летают

Не все представители этого класса способны летать. Например, пингвины являются отличными пловцами, их верхние конечности видоизменены в ласты. Но летать эти птицы не умеют. У них есть киль, однако большой вес не позволяет им взмыть в воздух. А толстая жировая прослойка и густое оперение просто необходимы для жизни в суровых условиях севера.

Надотряд страусовых объединяет эму, киви, казуаров, нанду. У этих пернатых киль отсутствует. А неспособность к полету компенсируется быстрым бегом. Это умение спасает птиц в условиях равнинной Африки.

Подавляющее большинство современных птиц в совершенстве приспособлены к полету и среде обитания. Они живут в лесу, на водоемах и их побережьях, степях и пустынях.

Представители класса птиц поражают своим разнообразием, имеют важное значение в природе и жизни человека, а характерные черты строения обусловливают способность к полету.

Слайд 1

Текст слайда:

Презентация на тему
«Особенности внутреннего строения птиц. Черты приспособленности птицё к полёту»

Жаворонок полевой

Составитель –учитель биологии
Абрецова Татьяна Васильева

Слайд 2


Текст слайда:

Место птиц в системе живой природы

Царство: Животных

Тип: Хордовые

Класс: Птиц

Слайд 3


Текст слайда:

Способность передвигаться в воздухе, теплокровность и другие особенности строения и жизнедеятельности дали им возможность широко расселится на Земле.

Птицы – позвоночные животные, тело которых покрыто перьями, а передние конечности превращены в крылья.

Черный дрозд

Слайд 4


Текст слайда:

Природа подарила птицам уникальную одежду, которая

Природа подарила птицам уникальную Одежду-перьевой покров, который обогревает в холоди защищает и главное –это одежда для полёта

покровы

Слайд 5


Текст слайда:

Перья делают тело обтекаемым и обеспечивают полет. По своему назначению они делятся на полетные перья (маховые и рулевые) и кроющие (головы, тела, крыльев, хвоста). Когда птице холодно, она распушает оперение, уменьшая его теплопроводность. Когда птице жарко, она прижимает оперение, увеличивая его теплопроводность.

Слайд 6


Текст слайда:

скелет птицы

Скелет птицы лёгкий, поскольку кости полые
Известковые соли и прочные соединения костей
придают им прочность.
Лёгкость и прочность птичьих костей являются приспособлением птиц к полету.

Слайд 7


Текст слайда:

Слайд 8


Текст слайда:

Зорянка - малиновка

Любители быстрой еды

Процесс пищеварение протекает быстро. У маленьких птичек 8-10 мин.

Слайд 9


Текст слайда:

Строение пищеварительной системы

глотка

пищевод

желудок

кишечник

железистый

мускульный

тонкий

толстый

клоака

без зубов

Слайд 10


Текст слайда:

Самое эффективное дыхание

Кольцевой путь воздуха
Воздушные мешки

Слайд 11


Текст слайда:

Принцип двойного дыхания

трахея

бронхи

Воздушные мешки

лёгкие

Воздушные
мешки

трахея

лёгкие

Слайд 12


Текст слайда:

Сердце четырёхкамерное;
Два круга кровообращения;
Сердце сокращается с большой частотой

Ястреб-тетеревятник

Самое совершенное кровообращение

Слайд 13


Текст слайда:

Большой круг
кровообращения

Легочная артерия

Кровеносная система

Нижняя
полая
вена

Слайд 14


Текст слайда:

Выделительная система

Выделительная система у птиц состоит из
почки,
Мочеточника, мочевого пузыря нет.
Выделение осуществляется через клоаку

Как вы думаете с чем связано отсутствие мочевого пузыря?

Слайд 15


Текст слайда:

Высокоразвитая нервная
система

Большая синица

Значительное развитие головного мозга, объём в 10 раз больше чем у рептилий;
Могут обучаться;
Органы чувств: зрение, слух, обоняние

Слайд 16


Текст слайда:


Приведите примеры более сложного поведения.

Выберите из приведенного теста условный рефлекс:
1. Постройка гнезда
2. Поиск пищи
3. Прибегают на голос птичницы
4. Кормление птенцов.

Гнездование птиц,
- забота о потомстве,
- перелеты птиц,
- формирование условных рефлексов

У птиц более сложное поведение, чем у пресмыкающихся.
Приведите примеры сложного поведения птиц.

гнездование

забота о потомстве

перелеты птиц

формирование условных рефлексов

Выберите в тесте пример условного рефлекса:
1 добывание корма
2 постройка гнёзд
3 прибегают на голос птичницы
4 кочевки птиц

Понравилась статья? Поделитесь ей