Контакты

Презентация разговорный стиль речи. Презентация урока "разговорный стиль речи". Привести свои примеры на каждый стиль речи








Признаки разговорной речи устная форма (как основная форма реализации); устная форма (как основная форма реализации); неофициальность отношений говорящих; неофициальность отношений говорящих; опора на внеязыковую ситуацию. опора на внеязыковую ситуацию.




Языковые особенности РР Лексика знаменательные нейтральные слова; знаменательные нейтральные слова; незнаменательные слова; незнаменательные слова; слова разговорной и просторечной окраски; слова разговорной и просторечной окраски; ситуативная лексика. ситуативная лексика.


Языковые особенности РР Словообразование суффиксы ярко выраженной экспрессивности, эмоциональности, стилистической сниженности; суффиксы ярко выраженной экспрессивности, эмоциональности, стилистической сниженности; словообразовательные разговорные модели «смыслового стяжения» (сокращения). словообразовательные разговорные модели «смыслового стяжения» (сокращения).


Языковые особенности РР Фразеология речевые устойчивые обороты из разговорно-бытовой речи; речевые устойчивые обороты из разговорно-бытовой речи; обороты-жаргоны; обороты-жаргоны; обороты, заимствованные из научной терминологии. обороты, заимствованные из научной терминологии.


Языковые особенности РР Морфология отсутствие причастий и деепричастий, кратких прилагательных (в их синтаксическом противопоставлении полным), уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц; отсутствие причастий и деепричастий, кратких прилагательных (в их синтаксическом противопоставлении полным), уменьшение доли существительных, увеличение доли частиц; преобладание именительного падежа; преобладание именительного падежа; наличие особой звательной формы; наличие особой звательной формы; слова, называющие вещество, могут употребляться в значении «порция этого вещества»; слова, называющие вещество, могут употребляться в значении «порция этого вещества»; усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц, существительных; усеченные варианты служебных слов, союзов и частиц, существительных; особая роль местоимений. особая роль местоимений.


Языковые особенности РР Синтаксис преобладание простых предложений; преобладание простых предложений; широкое использование вопросительных и восклицательных предложений; широкое использование вопросительных и восклицательных предложений; употребление слов-предложений; употребление слов-предложений; активное использование неполных предложений; активное использование неполных предложений; паузы, вызванные разными причинами переспросы, повторы. паузы, вызванные разными причинами переспросы, повторы.




ТЕМА: Разговорный стиль речи.

ТИП УРОКА: комбинированный (изучение нового материала, формирование практических умений и навыков, контроль знаний).

ЦЕЛЬ УРОКА: Расширить знания об особенностях разговорного стиля речи.

ЗАДАЧИ УРОКА:

1. формирование умения анализировать особенности и колорит устно - разговорной речи;

2. развивать умения анализировать тексты разговорного стиля, составлять диалог;

3. воспитание коммуникативных качеств личности (сотрудничество, умение выслушать собеседника и высказать свою точку зрения), воспитание бережного отношения к языку.

ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ: Определяют основные черты разговорного стиля, особенности языковых средств. Работают по плану характеристика определения стиля. Умеют вести диалог в группе, учатся доказывать, опираясь на теоритический материал.

КЛЮЧЕВАЯ ИДЕЯ: Обучение через диалог в ЗБР. Развивать критическое мышление, навыки анализа текстов, умение оценивать, сотрудничество.


  • Организационный момент.
  • Позитивный настрой.
  • Проверка домашнего задания.
  • Целеполагание. ТРИЗ «Необъявленная тема»
  • Изучение новой темы:

А) Стратегия «ЗХУ»

Б) Составление критерий характеристики стиля речи.

6. Физминутка.

7. Работа с текстом. Стратегия «Прочитай и подумай».

8. Исследовательская работа по тексту.

9. Подведение итогов урока: Стратегия «ЗХУ».

10. Домашнее задание.

11. Оценивание.

12. Рефлексия.




1. Презентация «Стили речи»

2. Привести свои примеры на каждый стиль речи.


Задание:

  • выделить особенности стиля(речь, форма общения, языковые средства)

- Определить тему и цель урока.



Знаю

Хочу узнать

Узнал


Ознакомиться с теоретическим материалом в учебнике и на слайде.

Составить план характеристики разговорного стиля речи. И по плану рассказать новую тему .


Общие признаки:

-неофициальность

-непринуждённость

-неподготовленность

Порядок слов в предложении свободный.

Яркий разговорный характер имеют простые глагольные сказуемые, выраженные инфинитивом(она опять плакать);

междометием (а он бац об землю);

повторением сказуемого (и делать не делает).

Сфера употребления.

Сфера бытовых и профессиональных отношений.

Чаще представлен в устной речи; большое значение имеют паузы, выделение голосом слов, ускорение и замедление темпа речи, усиление и ослабление силы голоса.

Формы речи. Устная форма: диалог, монолог, полилог.

Письменная форма: частное письмо, записки, дневниковые записи


1 Цель высказывания.

2. Форма высказывания.

(диалог, монолог, полилог)

3. Языковые средства

(особенности лексики, синтаксиса)



«Пуськи бятые». С.227, учебник

Ответьте на вопросы:

- На каком языке она написана?

- Почему вы так думаете?

- Назовите действующие лица сказки. Кто они?

- Дайте оценку персонажам сказки и описанному событию.

- Определите, к какому стилю относится данный текст.

- Докажите, найдя признаки этого стиля? (смотрите правило.)


Задание:

Докажите, что приведённый текст на карточке относится к разговорному стилю.

Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?


Карточка 1. Докажите, что приведённый текст относится к разговорному стилю. Какие языковые средства могут быть охарактеризованы как примета этого стиля?

Н. Вот, Михал Евгенич, вы много прожили здесь. Вот этот Арбат. Значит, вы помните эти места арбатские? Вот Собачья площадка... знаменитая.

М. А как же, ну, а как же!

Н. Наверно, играли там? В детстве?

М. На Собачьей? Мы не играли, а... проходили просто. Там керосинова ла-а-вка была. Да. Лавка была. Потом, по-моему, больница Морозова что ли.

М. По-моему, там. Где как раз мой дядя умер. Костя. Во время войны.

__________________________________________________________________


Знаю

Хочу узнать

Узнал


  • Подготовить план развернутого связного ответа на тему «Что такое разговорный стиль речи». Каким стилем при этом вы будете пользоваться? Почему?
  • Придумать лингвистическую сказку с фантастическими героями, несуществующими словами, но узнаваемыми действиями.
  • Приготовить «простые и сложные вопросы.»

Лист оценивания

Ученика(цы) 7 « В » класса _______________________

Тема урока: « Разговорный стиль речи »

Очень хорошо-5

Хорошо-4

Средне-3

Работа в группе

оценщик

Работа в паре

напарник

Я-сам

Итог

вывести

самостоятельно






















1 из 19

Презентация на тему: Разговорный стиль

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Цели урока: образовательная: обобщить и углубить сведения об особенностях разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения; совершенствовать навыки и умения анализа речевого высказывания; уметь доказывать принадлежность текста к разговорному стилю речи, совершенствовать навыки анализа текста; развивающая: способствовать активизации самостоятельной деятельности учащихся, развитие устной и письменной речи, навыков исследовательской работы, умения наблюдать, анализировать, обобщать, рецензировать ответ своего товарища; воспитательная: формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов, воспитание культуры умственного труда, коммуникативного общения учащихся

№ слайда 4

Описание слайда:

№ слайда 5

Описание слайда:

помимо основной функции - средства общения - разговорная речь выполняет и другие функции: в художественной литературе она используется для создания словесного портрета, в авторском повествовании служит средством стилизации, а при столкновении с книжной речью может создавать комический эффект.

№ слайда 6

Описание слайда:

№ слайда 7

Описание слайда:

№ слайда 8

Описание слайда:

№ слайда 9

Описание слайда:

№ слайда 10

Описание слайда:

КОММУНИКАТИВНАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ ПОТРЕБНОСТЬ ЛИЧНОСТИ В ОБЩЕНИИ, ОТНОШЕНИИ К СПОСОБУ ОБЩЕНИЯ КОММУНИКАТИВНАЯ СПОСОБНОСТЬ: ВЛАДЕТЬ ИНИЦИАТИВОЙ В ОБЩЕНИИ, АКТИВНОСТЬЮ ПОЗИЦИИ, СПОСОБНОСТЬЮ К САМОСТИМУЛЯЦИИ И ВЗАИМНОЙ СТИМУЛЯЦИИ ВЛАДЕНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЬЮ: ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ

№ слайда 11

Описание слайда:

№ слайда 12

Описание слайда:

№ слайда 13

Описание слайда:

Речевые ситуации 1реч. ситуация - Вас пригласили на вечер авторской песни и попросили подготовить выступление о жизни и творчестве В.С.Высоцкого. Какой жанр вы выберете? Обоснуйте! Запишите начало своей речи (См. памятку "Риторический анализ, его разновидности".) Памятка "Риторический анализ, его разновидности" - кто адресант? - кому адресовано данное высказывание? - зачем, с какой целью создается или воспринимается жанр? - где и когда происходит общение? - что говорится (пишется), т. е. какова тема высказывания? - с помощью каких речевых средств (словесных и несловесных) реализован речевой жанр? удалось ли говорящему (пишущему) реализовать своё коммуникативное намерение? 2. речевая ситуация - Почтальон вручает письмо для соседа, которого нет дома. Какой разговор может произойти между ним и тем, кто открыл двери? Охарактеризуйre речевой жанр. 3. речевая ситуация - Представьте, что в классе возник спор на тему: "Любить себя - эгоизм или благодеяние?" Какую точку зрения Вы будете отстаивать? Какие аргументы и способы доказательства выберете? Какой вывод сделаете?

№ слайда 14

Описание слайда:

Письмо А.С.Пушкина 22 июля 1831 г. Из Царского Села в Петербург. Письмо твое от 19-го крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши – старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри – холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы. Жаль мне, что ты моих писем не получал. Между ими были дельные; но не беда. Эслинг сей, которого ты не знаешь, – мой внук по лицею и, кажется, добрый малый – я поручил ему доставить тебе мои сказки; прочитай их ради скуки холерной, а печатать их не к спеху. Кстати, скажу тебе новость (но да останется это, по многим причинам, между нами): царь взял меня в службу – но не в канцелярскую, или придворную, или военную – нет, он дал мне жалованье, открыл мне архивы, с тем чтоб я рылся там и ничего не делал. Это очень мило с его стороны, не правда ли? Когда же мы, брат, увидимся? Ох уж эта холера! Прощай. Кланяюсь всем твоим. Будьте здоровы. Христос с вами. 22 июля

№ слайда 15

Описание слайда:

Вопросы и задания Уровень I 1. Выпишите из письма 1 разговорные и просторечные слова, образованные суффиксальным способом. Какой оттенок значения привносят суффиксы в эти слова? 2. Выпишите из письма 1 слова со сниженной стилистической окраской. 3. Выпишите разговорный фразеологизм из письма 2. 4. Выделите из письма 3 глаголы, стоящие в форме повелительного наклонения. Чем вы можете объяснить частотность их употребления в тексте письма? 5. Отметьте употребленные междометия в письмах А.С. Пушкина. Какие настроения и чувства они выражают? 6. Выделите из текста письма 3 обращения. Как характеризуют они автора письма, в каких отношениях находится он с адресатом? УРОВЕНЬ II 7. Найдите в письме 2 интересно звучащую русскую фамилию. О чем свидетельствует такое произношение фамилии? 8. Выпишите из письма 1 неполное предложение. Дайте (устно) его полный вариант. Почему, по-вашему, для письма Пушкин выбрал именно неполный вариант предложения? 9. Подберите синонимичное двусоставное предложение к пушкинскому...мне грустно без него. Сравните варианты. Почему Пушкин употребил безличное предложение?

№ слайда 16

Описание слайда:

Укажите приметы разговорного стиля в отрывках из письма А.П. Чехова к брату Ал. П. Чехову 5 июня 1890 года из Иркутска Европейский брат! Конечно, неприятно жить в Сибири; но лучше быть в Сибири и чувствовать себя благородным человеком, чем жить в Петербурге и слыть за пьяницу и негодяя. Я не говорю о присутствующих. Сибирь есть страна холодная и длинная. Еду, еду и конца не видать. Интересного и нового вижу мало, зато чувствую и переживаю много. Воевал с разливами рек, с холодом, с невылазной грязью, с голодухой, с желанием спать, Такие ощущения, которые в Москве и за миллион не испытаешь. Тебе бы надо в Сибирь! Попроси прокуроров, чтобы тебя сюда выслали. В общем я своею поездкой доволен и не жалею, что поехал. Тяжко ехать, но зато отдых чуден. Отдыхаю с наслаждением. Ну, будь здоров… Благословляю тебя обеими руками. Твой азиатский брат А. Чехов

№ слайда 17

Описание слайда:

Вывод Разговорная речь резко выделяется среди функциональных стилей русского языка. Она противопоставлена другим -книжным стилям – фактически по всем признакам. И эта противопоставленность создает благоприятную почву для их взаимодействия, а значит, для развития русского литературного языка в целом. Разговорная речь обогащает книжные стили живыми, свежими словами, оборотами, конструкциями. Книжная речь в свою очередь оказывает влияние на разговорный язык, в который интенсивно вливаются термины. Взаимодействие разговорной речи и книжных стилей – один из главных процессов развития русского литературного языка

№ слайда 18

Описание слайда:

Домашнее задание Прислушайтесь к речи взрослых – дома, на улице, в транспорте и запишите 10-12 оборотов, характерных для устной разговорной речи. Напишите зарисовку-сочинение в разговорном стиле речи, используя диалог на одну из предложенных тем (старайтесь при этом не снижать общеречевой культуры текста): 1. Встреча друзей после летнего отдыха; 2. впечатления от просмотренного кинофильма, спектакля; 3. О своих музыкальных интересах; 4. о своем любимом певце, актере. Постарайтесь, используя выразительные средства языка, написать в разговорном стиле сочинение, в котором были бы разные типы речи. Сочинение может быть грустным, а может быть и весёлым, юмористическим. Темы: веник. Придумайте несколько заглавий, сопоставьте их, выберите наиболее удачное.

№ слайда 19

Описание слайда:

Cлайд 1

Cлайд 2

Разговорный стиль Разговорный стиль - одна из разновидностей литературного языка, которая обслуживает сферу непринужденного общения людей в быту, в семье, а также сферу неофициальных отношений на производстве, в учреждениях и т.д.

Cлайд 3

Основные признаки Непринужденность общения Непосредственность и неподготовленность общения. Разговорная речь не может быть предварительно обдумана. Имеет преимущественно диалогический характер, хотя возможен и монолог.

Cлайд 4

Словообразование Часто используются слова с суффиксами субъективной оценки со значением ласкательности, уменьшительности, пренебрежения, (не)одобрения, иронии и др.: доченька, дочушка, дочка, ручища, злющий, большущий.

Cлайд 5

Словообразование Имена существительные с суффиксами, придающими речи разговорный или просторечный оттенок. -ак(-як): слабак, добряк; -ш-а: кассирша, секретарша; -ан(-ян): старикан, смутьян; -ун: хвастун, говорун; -ыш: крепыш, малыш; отн-я: беготня, толкотня.

Cлайд 6

Словообразование Имена прилагательные с суффиксами ущ(-ющ): большущий, худющий; с приставкой пре-: предобрый, пренеприятный.

Cлайд 7

Словообразование Глаголы преффиксально-суффиксального образования: похаживать, разгуливать, приговаривать, нашептывать. Глаголы на -ничать: модничать, гримасничать, бродяжничать, столярничать. Глаголы на (-а)-нуть: толкануть, ругнуть, пугнуть, буркнуть, ахнуть. Глаголы с несколькими приставками: пере-из-брать, по-при-держать, по-раз-мыслить.

Cлайд 8

Словообразование Удвоение слов: большой-большой, белая-белая, быстро-быстро, маленький-премаленький, высокий-превысокий. Сокращение наименований: зачетная книжка - зачетка, мореходное училище - мореходка, хирургическое отделение - хирургия.

Cлайд 9

Лексика Широко представлена эмоционально-экспрессивная лексика и фразеология: трудяга, дармоед, старикан, глупыш; дурочка, вихрастый; наводить тень на плетень, брать за горло, лезть в бутылку, брать измором.

Cлайд 10

Лексика Стилистически нейтральные слов употребляются в переносных значениях, характерных для разговорного стиля: отрезать - «резко ответить, желая прекратить разговор»: Сказал - отрезал и больше не повторял); лететь - «ломаться, портиться»: Движок полетел.

Cлайд 11

Лексика Широко используется метонимия: Сегодня состоится заседание педсовета - Сегодня педсовет; Словарь русского языка, составленный С.И. Ожеговым - Ожегов.

Cлайд 12

Лексика Широко используется лексика бытового содержания: жадничать, тормошить, мигом, крошечный, невдомек, поделом, потихоньку, электричка, картошка, чашка, солонка, метелка, щетка, тарелка и т.п.

Cлайд 13

Лексика Практические не используются термины, иноязычные слова, еще не ставшие общеупотребительными. Используются авторские неологизмы (окказионализмы): На улице мряка и мокрослякоть. Контекстные синонимы: Человек он какой-то темный, мутный.

Cлайд 14

Лексика Стандартные выражения, привычные формулы речевого этикета: Как дела? Доброе утро! Будьте любезны! Прошу прощения.

Cлайд 15

Морфология Формы имен существительных на -а в именительном падеже множ. числа: бункера, крейсера, прожектора, инструктора. Формы на -у в родительном и предложном падежах: килограмм сахару, стакан чаю, гроздь винограду, в цеху, в отпуску. Нулевое окончание в родительном падеже множ. числа: пять грамм, десять килограмм, килограмм помидор.

Cлайд 16

Морфология Широкое использование местоимений Например, местоимение такой может обозначать положительное качество или служить усилителем: Она такая женщина! - прекрасная, великолепная, умная; Такая красота кругом!. Местоимение в сочетании с инфинитивом может заменить наименование предмета: Дай чем написать; Принеси что почитать; У тебя есть чем писать?; Возьми чего поесть.

Cлайд 17

Морфология Употребление глаголов многократного и однократного действия: читывал, сиживал, хаживал, крутанул, стеганул, долбанул. Глаголы со значением мгновенного действия: стук, бряк, прыг, скок, трах, шасть. Практически не употребляются причастия и деепричастия

Cлайд 18

Синтаксис Неполнота предложений как средство речевой экономии: Ты домой? Вы на трамвае? Вы кофе или чай? Кипяченая, не беспокойтесь!
Понравилась статья? Поделитесь ей