Контакты

Должны ли штрафы гибдд приходить по почте? Почему пишу об этом сейчас

Уже более 10 лет в России для фиксации правонарушений ПДД установлены камеры видеофиксации. Размещают такие приборы в местах, где наблюдается большой поток автомобилей. В целом идея установить камеры на дорожных участках, была применена для разгрузки работы сотрудников ГИБДД и предотвращения взяточничества. Тем не менее и в этом случае бывают инциденты, когда постановление выписано неправомерно.

Как, когда и кому высылаются письма «счастья»

Прежде чем письмо будет отправлено на ваш почтовый адрес, оно составляется в подразделении ГИБДД. Многие игнорируют подобные уведомления, но делать этого не стоит, так как независимо от того принял человек документ или нет, штраф все равно начисляется. Оформление постановления при использовании данных с камер видеофиксации выглядит следующим образом:

  1. Прибор фиксирует правонарушение, информация через интернет передается в подразделение ГИБДД, которое территориально привязано к данному району. К примеру, нарушение осуществлено в городе Иваново, а сам человек из Москвы, письмо будет сформировано ГИБДД города Иваново, но отправят его на адрес проживания нарушителя в столицу.
  2. Сотрудники ГИБДД обрабатывают данные со снимка и отправляют письмо с фото, по адресу регистрации лица, которое числится владельцем ТС. Номерные знаки и цвет автомобиля, сотрудники ГИБДД вносят в базу вручную, так что возможны ошибки.
  3. Письмо доставляется нарушителю. Фактически данное письмо «счастья» и есть постановлением о правонарушении, но протокол не составляется. На обжалование данного постановления отводится 10 дней со дня получения документа.

Вскрыв конверт можно увидеть черно-белое фото, где должно быть зафиксировано ваше авто (номер и цвет указываются отдельно), а также указывается дата и время фиксации. В левом углу есть колонка, где указанны данные специального технического средства, которое фиксирует фотоматериалы (сертификат, проверка подлинности и т.д). В правой колонке указан адрес ГИБДД, где составили письмо.

Следующая страница – это само постановление по делу об административном правонарушении. Здесь указывается вид нарушения ПДД и сумма штрафа. Квитанция для оплаты прилагается. Для уточнения данных, внизу должен быть указан контактный номер Госавтоинспекции.

Случаи, когда санкции применяются незаконно

По статистике, не более 60% постановлений об административном правонарушений составлены законно. Большая часть нарушений из этого количества как раз таки зафиксирована камерами видеофиксации. По сути, люди остаются попросту обманутыми, а все потому, что не желают идти и разбираться в ГИБДД. Какие возможны ошибки:

  1. Технический прибор неисправен. Как уже говорилось перед фото, есть колонка, в которой указаны данные о приборе, так есть наименование, номер сертификата, дата поверки, возможная погрешность. Если прибор не прошел поверку, то это нарушение со стороны ГИБДД. Достаточно часто приборы выходят из строя и показывают превышение скорости, там, где фактически этого не было. В таком случае нужно иметь доказательства что авто двигалось с разрешенной скоростью. Это легко сделать, если сохранились записи с видеорегистратора.
  2. Оператор неверно распознал номер автомобиля. К примеру, если номера на фото сильно размыты.
  3. Авто в угоне. Фактически автомобилем управляет другое лицо. В данном случае в ГИБДД нужно сообщить о том, что авто в розыске и есть заявление в полиции.
  4. Машиной управляет другой человек, имеющий доверенность на управление. Владелец ТС должен предъявить нотариально заверенную доверенность и тогда постановление будет составлено имя на нарушителя.
  5. Автомобиль-двойник. В России до сих пор можно встретить автомобили-двойники, которые имеют абсолютно идентичный цвет и номер авто, как и у вашей машины. Собирают такие авто незаконно, более того, это является мошенничеством.

Важно! Бывают ситуации, когда под видом сотрудников ГИБДД орудуют мошенники. Фото машины обрабатывают в фотошопе, а номер счета указывается чужой. Если по какому-либо поводу появились сомнения, то лучше эти данные уточнить в подразделении ГИБДД.

Сумма штрафа, согласно постановлению колеблется от 500 до 1000 рублей. В реале, за некоторые правонарушения это довольно малые санкции. Например, если вместо камер, нарушение зафиксировали сотрудники ГИБДД, а гражданин попался на превышении, плюс выехал на встречную полосу, то ему бы грозило лишение прав. За те же нарушения при видеофиксации, полагается только штраф.

Как оспорить постановление

Как уже говорилось, на обжалование постановления отводится всего 10 дней. Причем ехать нужно в тот город, где оно было составлено. Довольно неудобно, если человек был в городе проездом и там зафиксировано правонарушение, ведь для решения вопроса придется туда возвращаться.

Обжаловать постановление можно как в ГИБДД, так и через суд (но это обойдется дороже, чем сам штраф). Для этого понадобятся реальные доказательства того, что в действиях автомобилиста не было нарушений. Реальный пример: гражданин получил более пяти писем, о том, что на одном и том же участке дороги (неподалеку от его стоянки) он нарушил скоростной режим. Притом что все эти правонарушения были зафиксированы на протяжении недели. Естественно, автомобилист решил обратиться в ГИБДД для выяснения проблемы. Ситуацию спасло то, что с почти такой же жалобой обратился другой автомобилист, ему пришло письмо о том, что на том же участке он превысил скорость. При этом, у обоих водителей были записи с видеорегистратора, которые показывали, что ТС двигались со скоростью не более 40 км.ч. Как оказалось, прибор для фиксации нарушений просто вышел из строя. Постановления были аннулированы.

Тем не менее забывать о таких штрафах не стоит, так как по истечении некоторого времени они удваиваются. На сайте госуслуг можно посмотреть все неоплаченные штрафы, которые числятся за любым гражданином РФ. Доступна эта опция после несложной регистрации. Там же отображается информация о том, что из-за накопленных штрафов наложен запрет на регистрационные действия (машину нельзя продать).

Нововведение в законодательстве, которое если не упростит, то точно сэкономит автомобилистам нервы, как ожидается, заработает со следующего года, выяснила «Газета.Ru». Речь идет о порядке оплаты штрафов ГИБДД, а если точнее — о совершенствовании практики извещения водителей о допущенных ими нарушениях. Так, в настоящее время существует некая коллизия: в течении 20 дней водители имеют право оплатить штраф с 50-процентной скидкой, но система работает так, что бумажные письма счастья все равно приходят таким водителям. В итоге наиболее впечатлительные водители начинают перепроверять свои уже оплаченные штрафы, тратя на это время и нервы. Государство же, в свою очередь, вынуждено нести дополнительные ненужные расходы за рассылку подобных писем.

Соответствующие поправки готовится до конца года в Госдуму внести первый замглавы и законодательству . Основная законопроекта в том, чтобы автомобилисты сами интересовались своими штрафами, подписываясь на sms-рассылку о штрафах на сайте Госуслуг или сами проверяли информацию о себе на сайте ГИБДД.

«Если человек оплатил штраф с 50-процентной скидкой в течение 20 дней, то присылать ему бумажное «письмо счастья» уже не нужно, — рассказал «Газете.Ru» парламентарий. — Своей оплатой автомобилист фактически признает свою вину, рассчитывается с государством, так зачем потом тратить деньги на отправку ему постановлений? Учитывая миллионы постановлений, это и экономия времени большая и, конечно, бюджетных средств».

По словам Лысакова, в ГИБДД его инициативу поддерживают — там тоже хотят снизить объем ненужной работы.

«Идея в общем-то не новая, в ГИБДД тоже об этом думали, обсуждал с ними это еще год назад», — добавил он.

Отметим, что ненужные «письма счастья» должны были быть отменены параллельно с запуском скидочной системы оплаты штрафов ГИБДД. Именно поэтому в соответствующем законопроекте о 50-процентной скидке был установлен льготный срок в 20 дней не с момента получения письма, а с момента выписки постановления.

Теперь, в случае принятия поправок примерный алгоритм действий будет следующим: в течение 20 дней после выписки постановления письмо нарушителю приходить не будет.

Тем, кто в этот срок оплатит штраф со скидкой, оно не придет и потом, а тем, кто в отведенный период не оплатит, письмо будет высылаться через 20 дней после выписки квитанции.

В этом случае у нарушителя также будут положенные 10 дней на обжалование нарушения и затем еще 60 дней на оплату, но на скидку он уже рассчитывать по понятным причинам не сможет.

Как уточнил Лысаков, он намерен внести законопроект в Госдуму до конца осенней сессии, но не исключает, что в силу большой загруженности работы , внесение придется отложить до начала следующего года.

Напомним, что в 2016 году российским водителям , что на 22% больше, чем годом ранее. С ростом количества дорожных камер на дорогах страны этот показатель по итогам 2017 года, вероятно, окажется еще выше.

Норма о 50% скидке при оплате штрафной квитанции в течение 20 дней после вынесения постановления заработала с января 2016 года. Однако сколько именно нарушителей оплачивают штраф со скидкой, достоверно не знает даже автор поправок Вячеслав Лысаков.

Но с учетом стоимости одного заказного письма — а это около 50 рублей — после принятия поправок бюджет сможет ежегодно экономить на почтовой рассылке сумму, которая, скорее всего, будет измеряться сотнями миллионов рублей.

Координатор сообщества «Синие ведерки» идею депутата поддержал. «Хорошее предложение, зачем напрягать почту, если ты уже уведомлен, согласен и все оплатил. Конечно, учитывая масштабы рассылки «писем счастья», в случае принятия законопроекта экономия будет очень приличной. Главное, чтобы поправки были четкими и не создали каких-то дополнительных сложностей или неудобств для автомобилистов», — отметил эксперт.

«Учитывая, что она никак не влияет на права человека, экономит бюджетные средства, тут не может быть ничего плохого», — в свою очередь заявил глава Федерации автовладельцев России (ФАР) . Он также отметил, что вопреки первоначальным скептическим оценкам, оплата штрафов со скидкой стала очень популярной в стране опцией.

Когда человечество впервые задумалось о замене себя роботами, оно и представить себе не могла, какой ящик Пандоры собирается открыть. С момента создания первых промышленных роботов работу потеряло множество граждан различных стран. А когда фотофиксирующей аппаратурой начали заменять российских инспекторов ГИБДД, возмутились последние – такой «левый» заработок пошел мимо кармана. Впрочем, в России прогресс имеет свою скорость: полную автоматизацию процесса можно ожидать еще не скоро. Например, за рассылку уведомлений о штрафах за превышение скорости, основанных на результатах фотофиксации (в народе именуемые «письмами счастья») до сих пор отвечают работники Госинспекции по безопасности дорожного движения. И именно потому этот способ борьбы с коррупцией в рядах правоохранителей пока еще малоэффективен. Однако, обо всем – по порядку.

История и технология «писем счастья»

Впервые способ фото и видеофиксации правонарушений на автотранспорте был внедрен в России в начале 2000-х годов. Сегодня количество стационарных камер фото и видеофиксации правонарушений превышает тысячу, а мобильных устройств, позволяющих совершать те же операции – в разы больше. Всего в год камеры фиксируют несколько миллионов правонарушений, и более половины из них являются обоснованными. Почему только половина – скажем ниже. Технологически процедура фотофиксации выглядит так: в определенных участках (как правило, руководство ГИБДД выбирает наиболее аварийно-опасные места) размещаются стационарные либо передвижные фото/видеокамеры, способные на определенном расстоянии при помощи лазерных датчиков вычислять скорость движения транспортного средства и фиксировать эти данные на цифровой носитель.

Такие устройства постоянно отслеживают дорожную обстановку и при определении, что транспортное средство нарушает установленный на данном участке скоростной режим, фиксируют правонарушение. Информация посредством интернета передается в аналитический центр, где ее распечатывают и отправляют заказным письмом через «Почту России» гражданину, на которого зарегистрирован автомобиль-наруш итель. Россияне сразу же окрестили такие депеши «письмами счастья».

Что представляют собой «письма счастья»

В этих «письмах» содержится следующая информация: фотография, на которой запечатлено транспортное средство и четко виден его государственный номерной знак, а также указана скорость автомобиля и данные о том, насколько эта машина превысила разрешенный скоростной режим. Помимо этих сведений, в «письме счастья» указывается статья КоАП, которая регламентирует наказание за совершенное правонарушение, сумма штрафа (обычно – 500 рублей) и срок, в который водитель должен его оплатить.

В документе также сообщается, что владелец транспортного средства, которое запечатлено на фотографии, имеет в своем распоряжении 10 дней на то, чтобы обжаловать постановление о наложении на его автомобиль административног о наказания. По истечении этого срока у автовладельца есть 60 дней на оплату штрафа. Если по каким-то причинам владелец проштрафившегося транспортного средства не заплатил штраф, ГИБДД направляет дело в службу судебных приставов, которые обязуются в установленный законом срок получить с правонарушителя увеличившийся вдвое штраф и пеню за просрочку его оплаты. К злостному уклонисту могут применить и более серьезные меры – например, отказать в предоставлении разрешения на выезд за рубеж.

Действия водителя, получившего «письмо счастья»

Что делать автомобилисту, получившему по почте такое «письмо счастья»? Прежде всего – не паниковать. По закону, уведомление о штрафе, выписанном на основании фотофиксации правонарушения, должно быть вручено владельцу автомобиля под роспись, так как оно отсылается заказанным письмом. С одной стороны, брать такое письмо и ставить свою подпись вроде и не нужно. А, с другой – если штраф все же нашел своего адресата, то за его неуплату в определенный законом срок грозят санкции, о которых мы упоминали выше. Поэтому все же лучше такое письмо принять, расписаться и, распечатав, ознакомиться с его содержанием. Дело в том, что не всегда в таком документе идет речь о вашем автомобиле или государственном номерном знаке вашего «железного коня». Ошибаются люди, ошибается и техника, которая может зафиксировать чужое транспортное средство или госзнак, в котором перепутана одна цифра или буква, а штраф направят вам. Чтобы исправить эти неточности и избежать штрафа, нужно изложить достоверные сведения о вашем автомобиле (цвет, госномер, марку и модель) и направить письмо по тому адресу, с которого вам был направлено уведомление.

Если же в «письме» на фотографии зафиксирован ваш автомобиль, но причина фиксации, превышение скоростного режима, не соответствует, по вашему мнению, действительности, то в этом случае его тоже необходимо опровергнуть. Для этого нужно составить письменное заявление, в котором указать все обстоятельства ситуации – место, скорость (тут придется приложить показания GPS-навигатора или видеорегистратор а) и доставить его по указанному на конверте адресу. Конечно, это относительно легко сделать, если зафиксировано в городе вашего постоянного проживания. А если камера «поймала» вашу машину в другом городе? Тогда выхода два – или заплатить штраф, или, собрав все доказательства собственной невиновности, ехать в ГИБДД того города, из которого прислали «письмо счастья» и требовать восстановления справедливости.

Еще один случай, который уже не раз всплывал в практике фотофиксации нарушений ПДД – выявление автомобиля-двойн ика. Бывает так, что по стране ездит такой же точно, как у вас автомобиль, имеющий, к тому же, схожий с вашим государственный номерной знак. Чтобы доказать, что на присланном вам фото – не ваша машина, придется собрать куда большее количество письменных доказательств (показания родственников, работодателя), приложить файлы с датой, которая указана в «письме» и с этим пакетом явиться в отделение ГИБДД (пусть даже в другом городе России). А уже там доказать, что камера зафиксировала совсем не ваше транспортное средство, а автомобиль-двойн ик, на котором, вероятно, могут разъезжать преступники. Сделать это очень важно и жизненно необходимо – ведь неизвестно, в какого рода преступления может быть замешан «клон» вашего авто.

В этом году ГИБДД России начала заключать договора с другими странами об обмене «письмами счастья». То есть, если гражданин России нарушил скоростной режим в Белоруссии, и это зафиксировала тамошняя камера, то штраф придет нарушителю по месту прописки, и оплатить его придется. В противном случае такому горе-водителю просто откажут в праве въехать в Белоруссию или любую другу страну, с которой у нашего государства заключен договор о взаимном обмене данными об административных правонарушениях. Пока что в списке таких стран, помимо Белоруссии, значатся Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан. Но уже в скором будущем этот список, как обещают в российском ГИБДД, расширят. А это значит, что отечественным водителям придется ездить аккуратно не только на родине.

Пять миллионов водителей, нарушивших ПДД, смогли избежать наказания из-за ошибки в базе данных ГИБДД. В то же время целый ряд автомобилистов получает ошибочные постановления, которые впоследствии не может никак оспорить.

Поводом для нового обсуждения работы системы привлечения к ответственности нарушителей ПДД послужило заявление главы ГИБДД Михаила Черникова. На конференции в Сочи руководитель Госавтоинспекции рассказал о проблемах в работе Федеральной информационной системы (ФИС) ГИБДД. По его словам, из-за технической ошибки в базе данных ГИБДД не смогла вынести более пяти миллионов штрафов: из-за «некорректного слияния баз данных» Госавтоинспекции не удалось сформировать штрафные постановления и наказать нарушителей. «То дом не указали, то квартиру, то фамилию половинчато», – заявил Черников, отметив, что при этом «работает система более или менее корректно, но есть вопросы переходного периода».Формирование общефедеральной информационной системы в России идет с середины 2000-х годов. В 2013-2014 годах на ее создание было потрачено более 200 млн рублей, а с 1 января 2017 года регионы используют исключительно ее. За работу системы, помимо ГИБДД, отвечает Департамент информационных технологий, связи и защиты информации МВД, а также ФКУ «НПО «Спецтехника и спецсвязь». Теперь же выяснилось, что несмотря на все потраченные средства и время система до сих пор работает некорректно.

Издание «Коммерсант» со ссылкой на источники в УГИБДД столицы утверждает, что не было вынесено примерно 5,4 млн штрафов. По статистике, в 2017 году в Москве с помощью комплексов фото- и видеофикасаций нарушений было оформлено 24,6 млн постановлений, а в 2016 году – 11,7 млн. Простой подсчет показывает, что без наказания остались примерно 15% нарушений ПДД. И хотя на столицу приходится львиная доля всех дорожных проступков, зафиксированных камерами (около 25-30%), в регионах эта проблема также наблюдается. Получается, водителей не штрафуют?

Не тех, и не за то

Не волнуйтесь, штрафуют. Недостатки в работе существующей ФИС вовсе не означают, что автомобилистам никогда не придет штраф. Правда, здесь нельзя не обратить внимание на другую существующую проблему – ошибочные постановления. Никто точно не скажет, сколько неправильных «писем счастья» было разослано водителям в России.Достаточно вспомнить о самых громких случаях, когда водителей наказывали за тень машины, двигающуюся по обочине, «езду» со скоростью свыше 200 км/ч на «Газели», и даже за превышение скорости на автомобиле, ехавшем на эвакуаторе. Все это – реальные «ляпы», которые возникали из-за отсутствия единого федерального центра фиксации нарушений и нехватки кадров, призванных отсеивать бракованные постановления. И, увы, в этом смысле в системе наказания водителей с помощью камер ничего не меняется.А дальше будет еще интереснее! Уже в ноябре водителям начнут приходить штрафы за езду без полиса ОСАГО. Пока только в Москве, но потом эту практику распространят на регионы. При этом ограничения на количество подобных постановлений законом не предусмотрены. То есть формально нарушители смогут получить штрафную квитанцию на 800 рублей каждый раз, когда проедут под камерой. Вот только будут ли эти постановления приходить тем, кто действительно ездит без ОСАГО? И не окажется ли, что часть автомобилистов эта мера из-за ошибки в базе данных ФИС не затронет? Пока ответа на этот вопрос нет.
Штрафы с камер в России напоминают лотерею.

Зато очевидно, что штрафы с камер в России уже напоминают не то рулетку, не то лотерею. Нарушителя могут оштрафовать, а могут и не оштрафовать – как повезет. Хотя владельцы старых автомобилей имеют определенное преимущество. Как пояснил «АвтоМиру» координатор движения «Синие Ведерки» Петр Шкуматов, в основном в базе ФИС неправильно указаны данные машин в возрасте около 10 лет, и именно их владельцам не приходили постановления.«Этой проблеме сто лет в обед. Вы же помните, как относились к данным 10 лет назад? Сейчас вся информация вносится нормально, но у ГИБДД остаются «хвосты», ведь у многих людей старые машины, которые не переходят из рук в руки», – пояснил Шкуматов. В свою очередь адвокат движения автомобилистов «Свобода Выбора» Сергей Радько считает неясной причину данного сбоя. «Это – очень странная история. Если объединяли региональные и федеральные базы данных, неужели в ГИБДД не смогли просто скопировать информацию с одного компьютера на другой? – удивляется Радько. – Очень похоже на какой-то человеческий фактор. К тому же возникает второй вопрос: на каком этапе была обнаружена проблема?Трудно представить, что сотрудники полиции стали перепроверять выписанные постановления и обнаружили пять миллионов некорректно отображенных».

Дальше будет хуже?

Несмотря на отсутствие в системе ФИС правильной информации по большому количеству автомобилей, Петр Шкуматов не считает необходимым «бить в набат». «У нас ежегодно на вторичном рынке продается шесть миллионов автомобилей. Рано или поздно база данных обновится, – уверен активист, добавляя, что проблему можно решить и вручную, но это потребует колоссальных сил и времени. – В реальности в ГИБДД будут ждать, пока человек не придет и не совершит какое-нибудь регистрационное действие. Проблема уйдет сама собой. Кто-то из этих «счастливчиков» придет, обновит данные и после этого все станет нормально», – отметил координатор «Синих ведерок», добавив, что рано или поздно «этот каток подомнет под себя всех».«Мы точно не знаем, кого камеры не будут штрафовать. Никто не может быть уверен, что ему не придет штраф, а его адрес окажется некорректным или нечитаемым системой», – соглашается автоюрист Сергей Радько. То есть «скрыться» от камеры просто за счет б/у-автомобиля скоро не удастся.
Оспорить штраф с камеры очень сложно: ошибочные постановления выписываются из-за нехватки кадров.
Понравилась статья? Поделитесь ей