Контакты

Методика оценки эффективности функционирования служб технического обслуживания и ремонта оборудования на промышленном предприятии. Методика оценки экономической эффективности применения учебно-тренировочных средств при обучении экипажей подвижных средств

СТО 70238424.27.100.012-2008

СТАНДАРТ ОРГАНИЗАЦИИ НП "ИНВЭЛ"

ТЕПЛОВЫЕ И ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ СТАНЦИИ

Методики оценки качества ремонта энергетического оборудования

ОКС 03.080.10
03.120

Дата введения 2008-10-31

Предисловие

Основы обеспечения безопасной эксплуатации и ремонта опасных производственных объектов, включая оборудование электростанций, цели и принципы стандартизации соответствующих норм и требований установлены Федеральными законами от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" .

Настоящий основополагающий стандарт организации НП "ИНВЭЛ" устанавливает общие требования к оценке качества ремонта основного и вспомогательного оборудования тепловых и гидравлических электростанций. Конкретные требования к качеству ремонта каждого вида (типа) оборудования устанавливаются отдельными стандартами организации "Технические условия на капитальный ремонт оборудования. Нормы и требования", выполнение требований которых определяет качество ремонта.

Применение настоящего стандарта, совместно с другими стандартами НП "ИНВЭЛ" позволит обеспечить выполнение обязательных требований, установленных в технических регламентах по безопасности технических систем, установок и оборудования электрических станций.

Сведения о стандарте

1. РАЗРАБОТАН Открытым акционерным обществом "Центральное конструкторское бюро Энергоремонт" (ОАО "ЦКБ Энергоремонт")

2. ВНЕСЕН Центральной комиссией ОАО РАО "ЕЭС России" по техническому регулированию

3. УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом НП "ИНВЭЛ" от 01.07.2008 N 12/9

4. ВЗАМЕН СТО б/н (Приказ ОАО РАО "ЕЭС России" от 23.04.2007 N 275)

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий основополагающий стандарт организации:

- является нормативным документом, устанавливающим требования технического и организационного характера к оценке качества ремонта и отремонтированного оборудования электрических станций, направленные на обеспечение промышленной безопасности, экологической безопасности, повышение надежности и эффективности эксплуатации, а также определяющим методику, которую следует применять при этой оценке;

- устанавливает основные положения, порядок, нормы и методы оценки качества ремонта основного и вспомогательного оборудования тепловых и гидравлических электростанций;

- предназначен для применения оптовыми, территориальными и региональными генерирующими компаниями, эксплуатирующими организациями на тепловых и гидравлических электростанциях, ремонтными и иными организациями, осуществляющими ремонтное обслуживание оборудования электростанций.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:

Федеральный закон "О техническом регулировании" от 27.12.2002 N 184-ФЗ

ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения

ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения

ГОСТ 1.5-2001 Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной системе стандартизации. Общие требования к построению, изложению, оформлению, содержанию и обозначению

ГОСТ 2.102-68 Единая система конструкторской документации. Виды и комплектность конструкторских документов

ГОСТ 2.601-95 * Единая система конструкторской документации. Эксплуатационные документы
________________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ 2.601-2006 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных.

ГОСТ 2.602-95 Единая система конструкторской документации. Ремонтные документы

СТО 70238424.27.010.001-2008 Электроэнергетика. Термины и определения

СТО 70238424.27.140.001-2008* Гидроэлектростанции. Методики оценки технического состояния основного оборудования.
________________
* Документ не действует. Действует СТО 70238424.27.140.001-2011 , здесь и далее по тексту. - Примечание изготовителя базы данных
.

3 Термины, определения, обозначения и сокращения

3.1 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины и определения в соответствии СТО 70238424.27.010.001-2008 , а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1.1 характеристика: Отличительное свойство. В данном контексте характеристики физические (механические, электрические, химические) и функциональные (производительность, мощность...);

3.1.2 характеристика качества: Присущая характеристика продукции, процесса или системы, вытекающая из требований;

3.1.3 нормативная и техническая документация; НТД: Документы, устанавливающие требования;

3.1.4 качество отремонтированного оборудования: Степень соответствия совокупности присущих оборудованию характеристик качества, полученных в результате выполнения его ремонта, требованиям, установленным в нормативной и технической документации;

3.1.5 качество ремонта оборудования: Степень выполнения требований, установленных в нормативной и технической документации, при реализации комплекса операций по восстановлению исправности или работоспособности оборудования и восстановлению ресурса оборудования или его составных частей;

3.1.6 оценка качества ремонта оборудования: Установление степени соответствия результатов, полученных при освидетельствовании, дефектации, контроле и испытаниях после устранения дефектов, характеристикам качества оборудования, установленным в нормативной и технической документации;

3.1.7 методика оценки качества ремонта оборудования: Документ, устанавливающий требования к применению совокупности методов освидетельствования, дефектации, контроля, испытаний оборудования и к определению характеристик;

3.1.8 технические условия на капитальный ремонт: Нормативный документ, содержащий требования к дефектации изделия и его составных частей, способы ремонта для устранения дефектов, технические требования, значения показателей и нормы качества, которым должно удовлетворять изделие после капитального ремонта, требования к контролю и испытаниям в процессе ремонта и после ремонта.

3.2 Обозначения и сокращения

В настоящем стандарте применены следующие обозначения и сокращения:

Нормативные и технические документы;

ПТЭ

Правила технической эксплуатации;

Технические условия;

Эксплуатирующая организация.

4 Основные положения

4.1 Федеральным законом "О техническом регулировании" безопасность продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации определяется как состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.

В соответствии с Федеральным законом от 21.07.97 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" отдельные цеха, участки и производственные площадки электрических станций идентифицируют как опасные производственные объекты, представляющие угрозу для здоровья и жизни персонала станций, населения и для окружающей среды. К видам деятельности в области промышленной безопасности Закон относит обслуживание и ремонт оборудования и технических устройств, применяемых на опасных производственных объектах, идентифицированных в установленном порядке в составе электростанций.

4.2 В процессе эксплуатации оборудования электростанций происходит изменение его технического состояния, которое определяет понижение надежности, эффективности использования и вероятность ухудшения промышленной, экологической и других видов безопасности. Восстановление качества оборудования осуществляется в рамках системы технического обслуживания и ремонта оборудования электростанций.

Главной целью функционирования действующей на электростанциях системы технического обслуживания и ремонта оборудования электростанций является выполнение технического обслуживания и ремонта и обеспечение необходимого уровня качества отремонтированного оборудования для обеспечения безопасной эксплуатации электростанции, надежности отремонтированного оборудования, поддержания стабильных эксплуатационных характеристик оборудования и его экономичности в течение срока службы в установленных нормативной и технической документацией пределах безопасности, надежности и эффективности.

4.3 Контроль и оценка качества ремонта являются обязательным условием обеспечения необходимого уровня качества отремонтированного оборудования электростанций.

Оценка качества ремонта оборудования электростанций производится:

- по показателям качества отремонтированного оборудования;

- по степени выполнения требований нормативной и технической документации на ремонт к составным частям, узлам, деталям и оборудованию в целом в процессе ремонта, определяющим качество отремонтированного оборудования.

4.4 В настоящем стандарте разработана методика оценки качества ремонта для различных видов оборудования электростанций, которая базируется на единой методологии, согласно которой методика оценки качества ремонта конкретного вида (типа) оборудования электростанций включает две составляющие:



- методы оценки выполнения требований нормативной и технической документации на ремонт к составным частям, узлам, деталям и оборудованию в целом в процессе ремонта для восстановления физических и функциональных свойств оборудования.

4.5 Основными нормативными документами, устанавливающими показатели качества отремонтированного оборудования и требования нормативной и технической документации на ремонт к составным частям, узлам, деталям и оборудованию в целом в процессе ремонта, являются стандарты организации группы "Технические условия на капитальный ремонт. Нормы и требования" (далее - технические условия на капитальный ремонт), соответствующие виду и типу оборудования электростанции.

4.6 При приемке оборудования из ремонта должна проводиться оценка качества ремонта, содержащая:

- оценку качества отремонтированного оборудования;

- оценку качества выполненных ремонтных работ.

При определении этих оценок должны быть учтены результаты выполнения требований технических условий на ремонт оборудования.

5 Общие требования по оценке качества ремонта

5.1 Оценка качества отремонтированного оборудования

5.1.1 Оценка качества отремонтированного оборудования характеризует техническое состояние оборудования после ремонта и его соответствие требованиям нормативной и технической документации.

К нормативной и технической документации, в соответствии с которой оценивается качество ремонта, относятся: Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации , стандарты "Технические условия на капитальный ремонт", нормативная и конструкторская документация заводов - изготовителей оборудования.

Отремонтированному оборудованию может быть установлена одна из следующих оценок качества:

- соответствует требованиям НТД;

- соответствует требованиям НТД с ограничением;

- не соответствует требованиям НТД.

5.1.2 Оценку "соответствует требованиям НТД" устанавливают, если устранены все дефекты, выявленные в результате контроля составных частей оборудования; требования НТД, определяющие качество оборудования, выполнены; приемосдаточные испытания показали, что пуск, нагружение и работа оборудования на разных режимах соответствуют требованиям стандартов (инструкций) по эксплуатации; значения показателей качества отремонтированного оборудования находятся на уровне нормативных.

5.1.3 Оценку "соответствует требованиям НТД с ограничением" устанавливают, если:

- часть требований НТД к отремонтированному оборудованию не выполнена;

- не устранены отдельные дефекты, с которыми оборудование может временно работать;

- имеются замечания по работе оборудования на различных режимах;

- значения отдельных показателей качества не соответствуют уровню нормативных, но дальнейшая эксплуатация в соответствии с требованиями НТД возможна, и приемочная комиссия принимает решение о временной эксплуатации оборудования.

5.1.4 Оборудование, отремонтированное с оценкой "соответствует требованиям НТД с ограничением", допускается к эксплуатации с ограниченным сроком дальнейшего использования, при этом должен быть разработан план мероприятий по устранению выявленных недостатков и установлены сроки его выполнения.

5.1.5 Если в период подконтрольной эксплуатации будет установлено, что на оборудовании возникли дефекты, которые могут привести к аварийным последствиям, или работа оборудования на каких-либо режимах характеризуется отклонением от допустимых параметров и дальнейшая эксплуатация невозможна, а устранение дефектов требует вывода в ремонт на пять и более суток, то оборудование должно быть выведено из эксплуатации и ему устанавливается оценка "не соответствует требованиям НТД". После проведения ремонта для устранения дефектов производится повторная приемка оборудования из ремонта, подконтрольная эксплуатация и устанавливается новая оценка качества отремонтированному оборудованию.

5.1.6 Оценка качества устанавливается каждому типу отремонтированного оборудования.

Оценка качества отремонтированной установки, как правило, устанавливается по оценке качества основного оборудования с учетом оценок качества, установленных вспомогательному оборудованию, входящему в состав установки, которое может ограничить мощность, экономичность и надежность установки в целом в процессе последующей эксплуатации.

5.2 Оценка качества выполненных ремонтных работ

5.2.1 Оценка качества выполненных ремонтных работ характеризует организационно-техническую деятельность каждой из организаций, участвующих в ремонте.

Организации за качество выполненных ею ремонтных работ может быть установлена одна из следующих оценок:

- отлично;

- хорошо;

- удовлетворительно;

- неудовлетворительно.

5.2.2 Оценка качества выполненных ремонтных работ устанавливается каждой организации в пределах выполненного ею объема ремонта оборудования с учетом выполнения этой организацией основных и дополнительных требований.

К основным требованиям относятся:

- выполнение согласованной ведомости планируемых работ по ремонту, уточненной по результатам дефектации;

- выполнение требований НТД на ремонт оборудования и его составных частей;

- отсутствие оценок качества отремонтированного оборудования "не соответствует требованиям НТД" или "соответствует требованиям НТД с ограничением" по вине исполнителя ремонта;

- отсутствие остановов оборудования в течение срока подконтрольной эксплуатации по вине исполнителя ремонта за исключением необходимости одного останова котла или корпуса котла на срок до трех суток для устранения дефектов сварки стыков труб, выявившихся в период подконтрольной эксплуатации, а также за исключением необходимости остановов, предусмотренных в период подконтрольной эксплуатации для контроля состояния отремонтированных ответственных составных частей, для проведения регулировки и наладки, в том числе вибрационной, для балансировки валопровода турбоагрегата в собственных подшипниках.

К дополнительным требованиям относятся:

- наличие необходимого комплекта ремонтной документации;

- применение необходимой технологической оснастки, приспособлений и инструмента, предусмотренных технологической документацией, и соответствие их параметров паспортным данным;

- соответствие выполненных технологических операций, включая контрольные, требованиям технологической документации;

- проведение входного контроля примененных при ремонте материалов и запасных частей;

- наличие полного комплекта исполнительной и отчетной документации по ремонту.

5.2.3 Оценка "отлично" устанавливается при выполнении всех основных и дополнительных требований.

Оценка "хорошо" устанавливается при выполнении всех основных и частичном выполнении (не менее 50%) дополнительных требований.

Оценка "удовлетворительно" устанавливается при выполнении всех основных и частичном выполнении (менее 50%) дополнительных требований.

Оценка "неудовлетворительно" устанавливается при невыполнении одного или более из основных требований.

5.2.4 Отремонтированное оборудование может иметь оценку качества - "соответствует требованиям НТД с ограничением" по следующим причинам, не связанным с качеством деятельности ремонтных организаций:

- снижение мощности, связанное со сжиганием непроектных видов топлива и топлива ухудшенного качества, ограничениями по тяге и дутью, ограничениями по циркуляционной охлаждающей воде конденсаторов турбин;

- отсутствие необходимых запасных частей и материалов;

- наличие конструктивных дефектов, последствий аварий и невозможность выполнения необходимых объемов работ;

- другие причины, не связанные с качеством деятельности ремонтной организации.

В таких случаях оценка качества отремонтированного оборудования - "соответствует требованиям НТД с ограничением" не влияет на оценку качества выполненных ремонтной организацией ремонтных работ.

5.3 Порядок проведения оценки качества ремонта

5.3.1 Оценка качества ремонта оборудования производится в процессе ремонта и при приемке оборудования из ремонта.

5.3.2 Порядок и процедура выполнения контроля и оценки качества отремонтированного оборудования и качества выполненных ремонтных работ представлена в таблице 1.


Таблица 1 - Порядок и процедура контроля и оценки качества ремонта

Наименование этапа

Перечень выполняемых работ

Исполнитель

Оформляемая документация

В процессе ремонта установки (энергоблока)

Входной контроль применяемых при ремонте материалов и запасных частей.

Дефектация составных частей оборудования.

Уточнение по результатам дефектации объема ремонта.

Контроль качества ремонтируемых составных частей, заключающийся в проверке соответствия их требованиям НТД, технологической и конструкторской документации.

Контроль качества выполняемых ремонтных работ. Проверка соблюдения технологической дисциплины.

Руководители работ предприятий и организаций, участвующих в ремонте, совместно с ответственными представителями эксплуатирующей организации

Результаты входного контроля, сертификаты на использованные в процессе ремонта материалы и запасные части.

Исполнительные документы дефектации оборудования.

Ведомость дополнительных работ по ремонту и протокол исключения работ.

Акт об использовании материалов-заменителей.

Протокол технического решения по выявленным, но не устраненным дефектам.

Протоколы испытаний, карты измерений

Приемка отремонтированного оборудования, контроль, опробование и испытания до предъявления приемочной комиссии

Приемка: ответственные представители эксплуатирующей организации.

Опробование, испытание: под руководством ответственного представителя эксплуатирующей организации при участии исполнителей ремонта

Протоколы опробования отдельных видов оборудования, входящего в установку, протоколы на гидравлические испытания и др.

Протоколы на скрытые работы.

Ведомость выполненных работ по ремонту.

Другие документы по согласованию эксплуатирующей организации с исполнителями ремонта

Разрешение на пуск установки (энергоблока)

Контроль результатов осмотра установки (энергоблока), испытаний и опробования оборудования, проверка и анализ документации, составленной в процессе ремонта

Распоряжение технического руководителя электростанции о пуске установки (энергоблока).

Пуск производится после сдачи исполнителями ремонта наряда-допуска на ремонт

Эксплуатационный персонал в присутствии руководителей ремонтных работ или назначенных ими лиц

Перед пуском руководители ремонтных работ передают уполномоченному представителю эксплуатирующей организации требования в письменном виде об особенностях пуска и опробования при проведении приемосдаточных испытаний, не противоречащих ПТЭ

Приемо-сдаточные испытания

Испытания при пуске

Контроль за работой установки (энергоблока).

Испытания и опробование оборудования в соответствии с программой приемосдаточных испытаний.

Выявление дефектов.
Устранение обнаруженных дефектов, которые требуют немедленного останова

Оперативный журнал, ведомости показателей качества.

Примечание - Ведомости показателей качества составляются в соответствии с таблицей, приведенной в 7.10 на рис.5 настоящего стандарта

Испытания под нагрузкой (в течение 48 ч)

Проверка оборудования в работе под нагрузкой при номинальных параметрах.

Испытания оборудования в соответствии с программой приемо-сдаточных испытаний.

Определение части показателей качества отремонтированного оборудования.

Выявление дефектов.
Устранение обнаруженных дефектов, которые препятствуют работе оборудования с номинальной нагрузкой или требуют немедленного останова

Эксплуатационный персонал с участием исполнителей ремонта

Оперативный журнал, ведомости показателей качества

Окончание ремонта

Окончанием ремонта считается время включения генератора в сеть или время подключения котла к станционному трубопроводу острого пара. Если при приемосдаточных испытаниях были обнаружены дефекты, препятствующие работе оборудования с номинальной нагрузкой, или обнаруженные дефекты требуют немедленного останова, то ремонт считается незаконченным до устранения этих дефектов

Приемка из ремонта оборудования, входящего в установку

Рассматриваются результаты приемосдаточных испытаний, документы, составленные исполнителем ремонта

Принимается решение о приемке из ремонта.

Контроль выполнения требований и критериев, определяющих оценки качества отремонтированного оборудования и качества выполненных ремонтных работ.

Устанавливаются предварительные оценки качества отремонтированного оборудования, входящего в состав установки.

Устанавливаются предварительные оценки качества выполненных ремонтных работ.

Принимаются гарантийные обязательства.

Результаты работы комиссии оформляются актом на приемку из ремонта оборудования, входящего в состав установки, который подписывается в течение 5 дней после окончания приемосдаточных испытаний

Акт на приемку из ремонта оборудования установки. К акту прилагаются протоколы, справки, ведомости и другие документы, составленные эксплуатирующей организацией и исполнителем ремонта и отражающие:

Перечень выполненных плановых работ;

Перечень работ, выполненных сверх запланированного объема;

Перечень невыполненных работ и причины их невыполнения;

Перечень директивных документов, требования которых выполнены при ремонте;

Работы по модернизации;

Перечень работ, выполненных с отклонением от установленных требований, причины отклонений.

Акт может быть составлен на группу отдельных видов оборудования, входящих в установку, или различных составных частей основного оборудования, ремонтируемых одним предприятием

Предварительная оценка качества

Предварительная оценка качества отремонтированного оборудования, входящего в состав установки

Контроль выполнения требований нормативной и технической документации, определяющей качество отремонтированного оборудования.

Проверка устранения выявленных дефектов.

Анализ результатов приемосдаточных испытаний. Сравнение показателей качества с нормативными. Установление оценки качества отремонтированного оборудования

Приемочная комиссия, возглавляемая уполномоченным представителем эксплуатирующей организации

Оценка качества отремонтированного оборудования заносится в акт на приемку из ремонта оборудования установки. Если оборудованию установлена оценка "соответствует требованиям НТД с ограничением", то разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков с указанием сроков его выполнения

Предварительная оценка качества выполненных ремонтных работ

Контроль выполнения основных и дополнительных требований.

Установление оценки качества выполненных ремонтных работ:

По каждому виду отремонтированного оборудования установки, включенному в акт приемки;

Ремонтному предприятию за весь выполненный им объем работ на установке

Приемочная комиссия, возглавляемая уполномоченным представителем эксплуатирующей организации

Оценка качества выполненных ремонтных работ заносится в акт на приемку из ремонта оборудования установки

Приемка из ремонта установки

Рассмотрение результатов приемосдаточных испытаний и документов, составленных по оборудованию, входящему в состав установки. Принятие решения о приемке из ремонта установки. Результаты работы комиссии оформляются актом на приемку из ремонта установки. Акт подписывается в течение 5 дней после окончания приемосдаточных испытаний. В акт вносятся предварительные оценки качества отремонтированного оборудования, входящего в состав установки, и предварительные оценки качества выполненных ремонтных работ по предприятиям - исполнителям ремонта. Предварительные оценки качества принимаются по актам приемки из ремонта оборудования установки.

В акт по приемке из ремонта установки заносятся требования о необходимости остановов в период подконтрольной эксплуатации для контроля ответственных составных частей, для проведения регулировки и наладки. Эти остановы не влияют на оценку качества выполненных ремонтных работ

Приемочная комиссия, возглавляемая техническим руководителем электростанции

Акт на приемку из ремонта установки

Подконтрольная эксплуатация отремонтированного оборудования.

Начало - после завершения приемосдаточных испытаний.

Окончание - через 30 календарных дней с момента включения оборудования под нагрузку

Проверка работы оборудования на всех режимах, испытания и наладка, определение показателей качества отремонтированного оборудования. Проведение остановов, предусмотренных в акте на приемку из ремонта установки

Эксплуатационный персонал с привлечением в случае необходимости исполнителей ремонта

Ведомости показателей качества

Повторный ремонт

Обнаружение на оборудовании в период подконтрольной эксплуатации дефектов, которые могут привести к аварийным последствиям или отклонений от допустимых параметров, характеризующих невозможность дальнейшей эксплуатации в соответствии с требованиями ПТЭ (продолжительность ремонта для устранения дефектов не менее 5 суток). Оборудование выводится из эксплуатации и подлежит ремонту для устранения дефектов. После ремонта производится повторная приемка из ремонта, подконтрольная эксплуатация

Эксплуатационный персонал, исполнители ремонта

Оборудованию устанавливается оценка "не соответствует требованиям НТД". После повторной приемки устанавливается новая оценка качества отремонтированному оборудованию.

Ремонтному предприятию, по вине которого произошел повторный ремонт, устанавливается оценка качества выполненных ремонтных работ - "неудовлетворительно"

Окончательные оценки качества отремонтированного оборудования, входящего в состав установки, и выполненных ремонтных работ

Анализ результатов подконтрольной эксплуатации оборудования.

Если собственник или эксплуатирующая организация на основании предписаний органов государственного контроля по результатам проверки дает заключение об изменении оценки качества отремонтированного оборудования, электростанция обязана сообщить об этом исполнителю ремонта в течение трех дней после получения акта с указанием причин изменения и вызвать его представителя для принятия согласованного решения

Приемочная комиссия, возглавляемая уполномоченным представителем эксплуатирующей организации

Предварительная оценка качества считается окончательной, если эксплуатирующая организация не сообщила исполнителю ремонта о ее изменении. Если по результатам подконтрольной эксплуатации эксплуатирующая организация считает необходимым изменить предварительные оценки качества, то она обязана сообщить об этом исполнителю ремонта в течение 3 дней после окончания подконтрольной эксплуатации с указанием причин изменения и вызвать его представителя для принятия согласованного решения. Окончательные оценки качества заносятся в акт на приемку из ремонта оборудования установки

Оценка качества отремонтированной установки в целом

Анализ результатов подконтрольной эксплуатации установки в целом и оборудования установки. Анализ оценок качества отремонтированного оборудования, входящего в состав установки

Приемочная комиссия, возглавляемая техническим руководителем электростанции

Оценка качества отремонтированной установки заносится в акт приемки из ремонта установки после окончания подконтрольной эксплуатации

Оформление отчетной документации по произведенному ремонту

К моменту окончания подконтрольной эксплуатации полностью оформляется и предоставляется эксплуатирующей организации отчетная документация по ремонту

Исполнители ремонта

Все документы, составленные в процессе ремонта, приемосдаточных испытаний и подконтрольной эксплуатации исполнителями ремонта

По окончании подконтрольной эксплуатации в 10-дневный срок эксплуатирующая организация полностью оформляет отчетную документацию по ремонту

Персонал эксплуатирующей организации

Все документы, составленные в процессе ремонта, приемосдаточных испытаний и подконтрольной эксплуатации

Примечание - В таблице 1 и на рисунке 1 "технический руководитель электростанции" - лицо в штате эксплуатирующей организации, уполномоченное принимать решения и отдавать распоряжения по всем техническим вопросам, связанным с оборудованием и сооружениями данной электростанции


В таблице приведены этапы проведения оценки качества ремонта в их технологической последовательности, перечень выполняемых на каждом этапе работ, исполнители и оформляемая при этом документация.

5.3.3 Принципиальная схема оценки качества показана на рисунке 1.

Рисунок 1 - Принципиальная схема оценки качества ремонта

Рисунок 1 - Принципиальная схема оценки качества ремонта

6 Общие требования к методам оценки качества ремонта оборудования электростанций

6.1 Методика оценки качества ремонта для различных видов (типов) оборудования электростанций базируется на единой методологии, согласно которой оценка качества ремонта конкретного вида (типа) оборудования электростанций включает две составляющие:

- методы сравнения показателей качества отремонтированного оборудования;

- методы оценки выполнения требований НТД при ремонте оборудования.

Структурная схема методики оценки качества ремонта приведена на рисунке 2.
После подтверждения оплаты, страница будет

Для управления качеством процессов ремонта и технического обслуживания на предприятиях внедряется комплексная система управления качеством, выраженная в единстве технических, организационных, экономических и социальных мероприятий.

К техническим мероприятиям относятся усовершенствование технологической подготовки, а также ремонтного производства, всех видов контроля качества проведенных работ по ремонту и восстановлению основных средств, придерживание стандартов .

Экономические мероприятия должны быть направлены, в первую очередь, на оценку экономической эффективности методов повышения качества ремонта и технического обслуживания, использование разных прогрессивных форм оплаты труда, развитие творческой активности производственных рабочих, совершенствование форм организации труда на участках.

К числу социальных мероприятий следует отнести повышение производственной квалификации, усовершенствование охраны труда, усиление трудовой дисциплины.

К организационным мероприятиям относятся усовершенствование структуры и организации процессов ремонта и технического обслуживания.

Наиболее важными, с точки зрения обеспечения качества, являются мероприятия, направленные на улучшение организации и усиление контроля процессов ремонта и технического обслуживания.

Для обеспечения качества ремонта и технического обслуживания важна правильная, отвечающая местным требованиям ее организация.

Ремонтные и обслуживающие работы выполняются специально обученным персоналом. Исполнители ремонтов должны быть аттестованы и иметь квалификационную группу не ниже третьей по знанию правил техники эксплуатации и техники безопасности. Работники ремонтных цехов должны быть обеспечены графиками осмотров и проверок, проводимых в составе ремонтов и технического обслуживания, инструкциями по ремонту и обслуживанию, журналами осмотров.

Одной из основных и эффективных форм контроля за качеством ремонтов и технического обслуживания является ежедневный анализ записей эксплуатационных журналов и журналов осмотров начальником, заместителем начальника цеха или старшим мастером по эксплуатации.

Целесообразно установить строгий порядок, при котором указанные лица должны начинать свой рабочий день с обхода эксплуатационных и ремонтно-эксплуатационных участков, просмотра соответствующих журналов, записей и сообщений. О принятых мерах должна быть сделана соответствующая запись в журналах и картах. При таком порядке обеспечивается оперативное устранение замеченных неисправностей, предотвращение отказов, аварий и брака в работе оборудования.



На большинстве промышленных предприятий при сдаче оборудования и машин в ремонт ремонтной службой составляется дефектная ведомость, в которую последовательно заносят те неполадки и дефекты, которые подлежат устранению при ремонте. Номенклатура и уровень этих неполадок устанавливаются и определяются чаще всего на основе личного опыта и интуиции составителя этой ведомости. Далее, по окончании ремонта и сдачи техники в эксплуатацию проверяется устранение этих дефектов и производится оценка качества ремонта.

Наиболее важной формой работ, направленных на установление качества ремонта, является контроль оборудования на так называемую технологическую точность после ремонта. Это относится чаще всего к основному технологическому оборудованию предприятий. Но принципы и приемы такой проверки могут быть применимы (и применяются) ко всем группам основных средств. В состав такой проверки одновременно включается ряд следующих контрольных операций:

1. Проверка общего качества ремонта. Здесь контролируются те параметры, оценка которых может быть определена визуально. Это правильность сопряжения всех узлов и деталей, комплектность, наличие различных указательных надписей, таблиц, режимов работы, схем, предохранительных и блокировочных устройств, приспособлений, ограждений техники безопасности, внешний вид.

2. Проверка и оценка работы оборудования на холостом ходу и под нагрузкой. Здесь проверяется правильность и надежность работы оборудования в общем, действие всех органов управления, системы защиты, смазки.

3. Проверка и оценка жесткости, вибрации, шума и других параметров оборудования по установленным нормативным документам (при их наличии). Для некоторого оборудования они могут явиться показателями технического состояния и качества ремонта оборудования.



4. Проверка на технологическую точность или проверка основных технических параметров на соответствие паспортным данным. Они могут производиться по всем основным параметрам соответствующего оборудования с применением контрольно-измерительных приборов.

Кроме указанных проверок при оценке качества ремонта основных средств обычно проводят работы испытательного характера согласно различным правилам технической эксплуатации и техники безопасности. Иногда на предприятиях проводится работа по анализу простоев оборудования, учету и анализу аварий и брака. Для некоторого оборудования имеются четко установленные объемы и нормы испытаний, которые могут быть отнесены к тем или иным видам ремонта.

Перечисленные контрольные операции и мероприятия являются действенным средством, направленным на управление качеством ремонта. Но при этом они не отражают всех сторон качества ремонта, которые основывались бы на принципе «измерение – сравнение – оценка». Поэтому необходимы какие-то общие показатели и методика для оценки результатов технического обслуживания и ремонта основных средств. При установлении таких общих показателей должны быть приняты во внимание, кроме правил технической эксплуатации и правил техники безопасности, действующие нормативные документы, такие как ГОСТ 2.602 – 68, ГОСТ 20831 – 75. При этом рекомендованные ГОСТ 2.602 – 68 - правила оформления и ведения ремонтных документов, могут послужить базой при определении и установлении показателей и выработки методологии оценивания качества выполнения ремонтных работ ремонтными службами. ГОСТ 20831 – 75 распространяется на оценку качества отремонтированных изделий машиностроительного завода. Но некоторые положения этого стандарта могут быть приняты к сведению при установлении приемов и методов оценки качества ремонта основных средств на всех предприятиях.

Таким образом оценку эффективности ремонтных работ можно производиться на основании показателей качества данных основных средств, по факторам, характеризующим ремонт и определяющим качество отремонтированных основных средств, а также по показателям дефектности отремонтированных изделий.

Однако, анализ этих методов, а также сущность оценки эффективности в рамках реализации процессного подхода на предприятии приводят к осознанию необходимости постоянного совершенствования, поиска специфических показателей и методов оценки качества ремонта и технического обслуживания основных средств для непрерывного совершенствования организации таких процессов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Донской государственный технический университет

Особенности оценки эффективности деятельности передвижных авторемонтных мастерских при обслуживании автомобильной техники

А.И. Недолужко

А.А. Котесова,

М.Ф. Детлер,

А.В. Криворотов,

А.Ю. Парубец

Аннотация

Рассматриваются особенности деятельности передвижных авторемонтных мастерских. Предложены математические модели определения показателей, учитывающие случайность поступления требований на обслуживание и продолжительность самих обслуживаний.

В настоящее время техническое обслуживание и ремонт автомобильной техники проводится на стационарных сервисах и передвижными авторемонтными мастерскими (ПАРМ). ПАРМ применяются для профилактических, ремонтных и аварийных работ на автомагистралях, в армии, в сельском хозяйстве, на крупных горнодобывающих и нефтедобывающих предприятиях. Эффективность работы ПАРМ определяется её стратегией и территориальным распределением потребителей. Сравнительная оценка эффективности работы ПАРМ может быть произведена с использованием обобщенного критерия

где Пкi- комплексный показатель по i-му оцениваемому параметру, Квi - коэффициент весомости i-го комплексного показателя (определяется методом Дельфи, методом «мозговой атаки» и др.), i = 1,2,3,...,n -- число оцениваемых параметров. Комплексный показатель по i-му оцениваемому параметру предприятия определяют по формуле

мастерская обслуживание автомобильный передвижной

где Кj --единичный показатель, характеризующий состояние j-го фактора, влияющего на комплексный показатель оцениваемого параметра (для всех составляющих оцениваемых параметров Kj = 0...1); Квj -- коэффициент весомости j-го фактора; j --1,2,3...n -- число факторов, влияющих на оцениваемый параметр.

Большинство исследователей в качестве обязательных оцениваемых параметров предлагают включать : Объем и номенклатуру оказываемых услуг (работ); техническая оснащенность ПАРМ и её кадровое обеспечение, оборудование и возможность осуществления технического контроля, экологическую безопасность, экономические требования. Вместе с тем, оценка некоторых единичных показателей для ПАРМ имеет ряд особенностей, заключающихся в случайности моментов поступления требований на обслуживание, продолжительность самих обслуживаний и территориальным размещением потребителей услуг. Для оценки таких показателей используем аппарат марковских случайных процессов. На рисунке 1приведен простейший размеченный граф состояния системы

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Рис. 1 Граф состояния системы

где S1-рабочее состояние (выполнение работ); S2- транспортное состояние (перемещение к месту ТО и ремонта, пункту дислокации и т.п,); S3-нерабочее состояние ПАРМ (пункт размещения); -плотности вероятностей перехода ПАРМ из состояния Si в состояние Sj; Рi-вероятность состояния ПАРМ в момент времени ti. Имея данные по плотности вероятностей переходов, рассчитаем вероятности всех состояний системы в разные моменты времени. Для размеченного графа состояния система уравнений А.Н.Колмогорова примет вид:

Найдем финальные вероятности, характеризующие среднее время пребывания ПАРМ в соответствующих состояниях, приравняв левые части уравнений нулю и используя соотношения Р1+Р2+Р3=1.Получим:

Циклические марковские процессы могут применяться для анализа работы автомобилей (рис.2). При этом автомобиль может быть исправным и работать (S1), ожидать ремонта (S2), ремонтироваться (S3), ожидать работы после ремонта (S4) и снова работать (S1). Для предельных вероятностей dP/dt=0

Размещено на http://www.allbest.ru//

Размещено на http://www.allbest.ru//

Рис. 2 Схема марковского циклического процесса

Считая процесс пуассоновским, найдем плотности вероятностей переходов, связав их со средним временем пребывания ПАРМ в определенном состоянии Si:

Откудаили в общем виде, (5)

С учетом (4) и (5)

Определим среднее время пребывания ПАРМ в соответствующих состояниях для нескольких пунктов технических воздействий. Для постоянной скорости перемещения имеем:

где Li -расстояние между пунктами технических воздействий и расположением (дислокацией ПАРМ); n-число территориальных требований на техническое воздействие; n+1-число транспортных состояний ПАРМ с учетом возвращения к месту базирования. Суммарное время работы ПАРМ в течение смены равно:

где tРi-время технических воздействий на i-м участке; tнв-нормативная трудоемкость j-го воздействия (ТВj) равная обратной величине часовой производительности ПАРМ, m-число видов технических воздействий. Продолжительность технического воздействия для конкретного требования является случайной величиной, влияние на которую оказывает множество факторов. В ряде работ эти факторы предлагают учитывать с помощью различных коэффициентов

где?j - трудоемкость j-го технического воздействия; Кмj- коэффициент учитывающий уровень механизации работ при j-ом воздействии; КД-коэффициент, учитывающий достоверность информации при диагностике; КПРj -коэффициент учитывающий потери рабочего времени по организационным причинам при j-ом воздействии; Тсм- продолжительность смены; С-число смен; Рj-среднее число одновременно работающих на посту при j-ом воздействии; Кптj- коэффициент учитывающий сложность работ и квалификацию рабочих.

Время нахождения в пункте дислокации можно определить по зависимости:

гдеопределяет форму работы ПАРМ (вахтовый метод, либо с ежедневным возвращением в пункт дислокации после завершения работ).

C учетом выражений (3), (6)-(9) определим вероятность нахождения ПАРМ в работе на первом пункте

Вероятность нахождения ПАРМ в пути:

Вероятность нахождения ПАРМ в пункте дислокации:

Рассмотрим пример: с трех пунктов поступили заявки на техническое обслуживание техники с объемом воздействий: на первом- одно ТО-3(18часов), на втором и третьем по 2 ТО-3.Пункты расположены на расстояниях 30 и 50 км соответственно, расстояние от места дислокации ПАРМ до первого пункта 35км, до последнего 45км. Продолжительность смены составляет 16часов. ПАРМ работает вахтовым методом 6 дней. Средняя скорость перемещения автомобиля составляет 60км/час.

Используя зависимости 7,8,10 находим: ,

Вероятность нахождения ПАРМ в рабочем состоянии на первом пункте

На втором и третьем пунктах

Суммарная вероятность нахождения ПАРМ в рабочем состоянии показатели эффективности работы ПАРМ зависят от величины потока требований и его вариации, от производительности комплектующих её средств обслуживания. Для простейшего потока отказов вероятность появления определенного числа требований можно рассчитать по зависимости

где - среднее число отказов возникающих за время t, -параметр потока отказов. В реальных условиях работы ПАРМ обычно принимают равным 1 (1час, 1смена,1неделя и т.п.). Случайность потока требований и продолжительность их выполнения приводят к издержкам функционирования всей системы. Эти издержки можно задать функционалом:

где С1 - стоимость простоя автомобиля в очереди, - средняя длина очереди, С2-стоимость простоя ПАРМ, n-количество простаивающих ПАРМ, -параметр потока требований, -интенсивность обслуживания. Требуется так организовать работу ПАРМ, чтобы Нu =min.

Литература

Вишневецкий Ю. Т. Техническая эксплуатация, обслуживание и ремонт автомобилей. - М.: Дашков и К, 2006. - 380 с.

Власов В.М. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей. - М.: «Академия», 2003. - 480 с.

Васильев В.И., Жаров, С.П. Совершенствование методики корректирования нормативов управления эксплуатацией подвижного состава предприятий автомобильного транспорта региональных транспортных систем. // Современные проблемы науки и образования. 2012. №6. с. 7-9.

Детлер М.Ф., Криворотов А.В., Недолужко А.И., Парубец А.Ю. К вопросу применения нормативов планово-предупредительной системы технического обслуживания и ремонта к современным автомобилям // Инженерный вестник Дона, 2017, №2 URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/N2y2017/4131

Кузнецов Е.С., Болдин А.П., Власов В.М и др. Техническая эксплуатация автомобилей. - М.: Наука, 2001. - 535 с.

Базанов А.В., Бауэр В.И., Козин Е.С Определение потребности в мобильных средствах для обеспечения работоспособности автотракторной техники при ремонте магистральных нефтепроводов// Научно-технический вестник Поволжья (Казань), 2012, №3. c. 50-53

Ключникова, О. В., Цыбульская, А. А., Шаповалова А.Г. Принципы выбора типа и количества строительных машин для комплексного производства работ // Инженерный вестник Дона, 2013, №4 URL: ivdon. ru/ru/magazine/archive/n4y2013/2064.

Louit, D., Pascual, R. and Banjevic, D. Optimal Interval for Major Maintenance Actions in Electricity Distribution Networks // Electrical Power and Energy Systems. 2009. №31. pp. 396-401.

Samuel Karlin. A First Course in Stochastic Processes, 1968, p. 557

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Организация выполнения регламентных работ на авиационной технике, контроль их качества. Состав ремонтных работ, выполняемых в передвижных авторемонтных мастерских (ПАРМ). Подготовка ПАРМ к восстановлению авиационной техники. Планирование работы ПАРМ.

    дипломная работа , добавлен 29.10.2013

    Расчет годового режима работы комплекта путевых, строительных и погрузочно-разгрузочных машин. Обоснование места выполнения технического осмотра машин. Определение количества передвижных мастерских для выполнения технических обслуживаний и ремонтов.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2014

    Обеспечение техники грамотного с максимальной экономической эффективностью использования дорожных машин, их техническое обслуживание, ремонт. Фактическая наработка машин со времени проведения последнего. Объем работ ремонтной базы, передвижных мастерских.

    курсовая работа , добавлен 08.12.2013

    Цели и задачи деятельности авторемонтного предприятия. Типы авторемонтных предприятий и их производственный состав. Подготовка производства и планирование организационно-технических мероприятий. Принципы расчета экономической эффективности и выбор базы.

    книга , добавлен 06.03.2010

    Составление годового плана и графика загрузки мастерских. Определение штата мастерских. Подбор, расчет оборудования для участка. Разработка технологического маршрута ремонта детали. Расчет экономической целесообразности от предлагаемой технологии ремонта.

    курсовая работа , добавлен 29.01.2011

    Показатели эффективности финансовой деятельности, эксплуатационной деятельности, использования основных, оборотных средств и трудовых ресурсов станции Минск–Сортировочный. Оценка эффективности деятельности предприятия железнодорожного транспорта.

    курсовая работа , добавлен 06.05.2015

    Классификация технологического и диагностического оборудования. Влияние обеспеченности авторемонтных предприятий основными средствами механизации на эффективность их деятельности. Задачи диагностирования двигателя и технические средства их решения.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2011

    Теоретические и методические подходы оценки эффективности деятельности современного транспортного предприятия. Цели, основные задачи и информационная база оценки эффективности деятельности предприятия. Оценка риска осуществления вложений инвестиций.

    дипломная работа , добавлен 23.07.2009

    Понятие, назначение, виды и периодичность технического обслуживания автомашин. Формы организации труда в ремонтных мастерских. Определение структуры затрат и трудоемкости проведения отдельных видов ТО. Расчет себестоимости одной единицы техобслуживания.

    курсовая работа , добавлен 08.03.2013

    Рельсовые цепи и их техобслуживание: осмотр элементов и оборудования, измерение напряжения на путевых реле, шунтовой чувствительности, контроль чередования полярности мгновенных значений сигнального тока и замена аппаратуры для ремонта в мастерских.

В настоящее время сложилось положение, что на автомобильном транспорте эффективность общественного производства прежде всего определяется эффективностью использования подвижного состава, от которого зависят производительность труда, себестоимость перевозок, размер прибыли и уровень рентабельности работы автотранспортного предприятия.

Как отмечал Д.П. Великанов, эффективность использования транспортного средства может зависеть и определяться, с одной стороны, совершенством его конструкции и соответствием условиям эксплуатации - транспортным, дорожным и климатическим, с другой стороны, она зависит от организации перевозок; продолжительности суточного времени в наряде, количества дней работы в году, рациональной организации маршрутов перевозок, механизации погрузочно-разгрузочных работ,

Опыт оценки работы подвижного состава автомобильного транспорта показывает, что показателю «тонно-километр» присущи серьезные недостатки. Натуральные тонно-километры, которыми определяется объем перевозочной работы, являются произведением веса и расстояния ездки. Поэтому каждый тонно-километр в отдельности характеризует собой одну единицу выполненной работы независимо от характера и условий перевозок и трудовых затрат на их осуществление. Поскольку автомобильным транспортом выполняются самые разнообразные перевозки, отличающиеся и по характеру перевозимого груза, и по расстоянию перевозки, и по их качеству, то в конкретных условиях перевозок на единицу работы, выражаемую одним тонно-километром, может приходиться весьма, различное количество трудовых затрат. Натуральный тонно-километр не характеризует полезность и потребительскую ценность выполняемой работы, а также величину трудовых затрат, общественно необходимых на производство работы, не устанавливает связи между перевозочным процессом и народным хозяйством.

Показатель оценки эффективности транспортного процесса «тонна» также имеет недостатки. Он только определяет количество перевезенного груза и не характеризует экономические затраты, связанные с его перемещением. А общество заинтересовано не только в том, чтобы груз перевозился, но и в том, чтобы транспортные расходы были как можно меньшими. Не может для оценки эффективности перевозочного процесса использоваться и рентабельность, исчисленная как отношение прибыли к производственным фондам. Как показывает опыт, прибыль на автомобильном транспорте не есть объективный фактор оценки деятельности автотранспортного предприятия, эффективности использования различных типов подвижного состава. Прибыль зависит не только от технико-эксплуатационных и экономических показателей работы автотранспортного предприятия, но и от тарифов за перевозку грузов. Тарифы, на основании которых складываются доходы предприятия, не совсем совершенны и могут поставить некоторые предприятия в более выгодные условия, чем другие.

Стоимость подвижного состава не пропорциональна его грузоподъемности. Автотранспортные предприятия, имеющие различный подвижной состав, будут находиться в неравных экономических условиях, т.е. будут иметь различный удельный вес прибыли на один рубль производственных фондов при одних и тех же доходах. Поэтому рентабельность, определенная как отношение прибыли к производственным фондам автотранспортного предприятия, объективно не отражает эффективности перевозочного процесса.

В условиях современного разделения общественного труда эффективность автомобильных перевозок складывается из следующих составляющих: степени удовлетворения потребностей обслуживаемого предприятия в перевозках грузов, эффективности использования подвижного состава автомобильного транспорта и эффективности использования погрузочно-разгрузочных и других средств. Поэтому показатель эффективности должен сочетать эффективность функционирования транспортного коллектива и влияние перевозок грузов на деятельность обслуживаемых предприятий.

Эффективность - социально-экономическая категория, характеризующая объективные причинно-следственные связи или количественные соотношения между затратами и результатами. Между понятиями «эффект производства» и «эффективность производства» имеется различие. Эффект производства есть его результат. Эффективность производства - это не сам результат, а его отношение к затратам, то есть эффективность есть отношение полезного эффекта (результата) к затратам па его получение. Оценка эффективности такой сложной системы, как транспортный процесс, меняющийся в зависимости от изменения внешних и внутренних условий организации перевозки, должна включать в себя совокупность многих свойств и показателей отдельных звеньев и компонентов транспортного комплекса, организуемого для перевозки груза. Показатель эффективности перевозочного процесса, с одной стороны, должен характеризовать объем выполненных перевозок, а с другой - согласованность выполняемых перевозок с удовлетворением потребности обслуживаемых предприятий, со стабильностью и пропорциональностью функционирования звеньев транспортного комплекса. Сложность оценки заключается в том, что автомобильный транспорт перевозит самые различные грузы и подвижной состав работает в самых разнообразных условиях. Проблема заключается в нахождении конкретной формы взаимосвязанного суммирования количественного и качественного функционирования отдельных звеньев и компонентов транспортного комплекса.

В настоящее время сопоставимыми показателями функционирования различных компонентов транспортного комплекса могут быть стоимостные или трудовые затраты. На современном уровне развития экономики при определении эффективности производственных процессов применяются стоимостные затраты. В действующих и предлагаемых методиках определения экономической эффективности рекомендуется учитывать: фактор времени; интегральный экономический эффект; экономическую эффективность применения повой техники; опенку эффективности мероприятий по совершенствованию природопользования; внешнеэкономические, социальные, экологические факторы и факторы неопределенности; учет, сопутствующего эффекта (который может проявляться в отраслях или сферах, непосредственно не связанных с теми, в которых проводится данное мероприятие); формирование системы платежей за различные вилы используемых ресурсов.

В настоящее время принято считать, что сокращение времени перевозки приводит к снижению объема грузовой массы, находящейся в пути, и, как следствие, к сокращению оборотных средств. Это утверждение справедливо лишь к грузам сферы потребления, объем перевозок которых составляет около 3%. Для сферы производства, в которой выполняется 96% объема перевозок, характерным является не скорость перевозки, а срок доставки груза. В этой сфере увеличение скорости движения подвижного состава, а следовательно, и снижение срока поставки может привести даже к нежелательным последствиям - необходимость складирования у получателя, хранение груза и дополнительные, вызванные этим, затраты. Поэтому при измерении эффективности перевозочного процесса все эти факторы должны быть учтены.

Как правило, транспортные комплексы организуются на непродолжительное время, обычно на год. Это связано с тем, что ежегодно происходит перераспределение закрепления поставщиков продукции за потребителями, а также уточнение и изменение объема перевозок грузов. Кроме того, значительная часть перевозок грузов, выполняемых автомобильным транспортом, имеет сезонный характер. Поэтому оценку эффективности выполняемых перевозок необходимо производить за весь плановый период (год или сезон), на который разработан технологический проект перевозки груза.

Оценка эффективности функционирования транспортных комплексов не затрагивает экономических нормативов длительного действия. При определении народнохозяйственных затрат, связанных с выполнением перевозочного процесса, необходимо учитывать технико-экономические показатели используемого подвижного состава (грузоподъемность, техническая скорость, использование подвижного состава, время простоя под погрузочно-разгрузочными операциями и др.), расстояние транспортирования, затраты, связанные с выполнением погрузочно-разгрузочных работ, с повреждением и потерей груза, с нарушением срока доставки груза и другие.

В нашем случае критерием эффективности перевозочного процесса будет служить себестоимость перевозок. Вследствие того, что наши предложения будут затрагивать лишь непосредственно сам процесс централизованной доставки грузов, то экономический эффект от внедрения новых технологий будет измеряться просто как разность себестоимости перевозок на существующих маршрутах и на проектируемых:

Е = С пр - С сущ, (16)

где Е - экономический эффект от внедрения новых технологий;

С пр - себестоимость перевозок на проектируемых маршрутах;

С сущ - себестоимость перевозок на существующих маршрутах.

В свою очередь, себестоимость перевозок определяется как сумма:

С = С ат + С см + С то, р + С аш + С амо + С от + С нр, (17)

где С ат - затраты на автомобильное топливо;

С см - затраты на масла и смазки;

С то, р - затраты на техническое обслуживание и ремонт;

С аш - затраты на восстановление износа и ремонт шин;

С амо - амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава;

С от - фонд оплаты труда;

С нр - накладные расходы.

Рассмотрим теперь каждый из этих показателей:

1. Затраты на автомобильное топливо:

С ат = (L общ * Р) / 100 * Ц т (18)

где L общ - общий пробег за сутки, км;

Р - расход топлива на 100 км пробега, л;

Ц т - цена одного литра топлива.

2. Затраты на масла и смазки - определяются в размере 10% от затрат на топливо:

С см = 0, 1 * С ат (19)

3. Затраты на техническое обслуживание и ремонт автомобилей, работающих на маршруте:

С то, р = 0,001 * (Н зп + Н зч + Н мат) * L общ * А э, (20)

Н зп - норма затрат на техническое обслуживание и ремонт в части заработной платы ремонтных рабочих равная 1051 рубль на 1000 км пробега;

Н зч - норма расхода на запасные части, равная 589 рублей на 1000 км пробега;

Н мат - норма затрат на материалы, равная 10% от нормы расхода на запасные части;

А э - количество автомобилей, находящихся в эксплуатации.

4. Затраты на восстановление износа и ремонт шин:

С аш = L общ * А э * (N ш * Ц ш / L ш), (21)

где N ш - число шин автотранспортного средства;

Ц ш - цена шины автомобиля, руб.;

L ш - запас хода шины автомобиля

5. Амортизационные отчисления на восстановление подвижного состава:

С амо = Ц б * Н ам * L общ / 100 (22)

где Ц б - балансовая стоимость автомобиля;

Н ам - норма на амортизацию, равная 0,3% от балансовой стоимости автомобиля;

6. Фонд оплаты труда:

Сдельная заработная плата водителей:

ЗП сд = Q мес * Т * К прем * К инф, (23)

где Q мес - объем доставки продукции за месяц;

Т - сдельная тарифная ставка;

К прем - премиальный коэффициент;

К инф - коэффициент инфляции.

Премиальные начисления ФОТ прем определяются из расчета 57% от сдельной заработной платы водителей:

ФОТ прем = 0, 57 * ЗПс д (24)

Заработная плата за неотработанное время (отпуск, выходные дни) установлена в размере 9,5% от ФОТпрем:

ЗП доп = 0,095 * ФОТ прем (25)

Общая заработная плата водителей определяется:

ЗП общ = ЗП сд + ЗП доп + ФОТ прем (26)

Отчисления на социальные нужды и пенсионный фонд составляют 37% от общей заработной платы водителей:

ОТЧ соц = 0, 37 * ЗП общ, (27)

Фонд оплаты труда на маршруте определяется:

ФОТ = ЗП общ + ОТЧ соц. (28)

7. Накладные расходы составляют до 40% от заработной платы водителей:

С нр = 0,4 * ЗП общ (29)

Таким образом, в результате изучения различных методов оптимизации перевозок при перевозки грузов, можно сделать следующие выводы:

1. На производительность автомобиля существенное влияние оказывают такие технико-эксплуатационные показатели, как коэффициент использования грузоподъемности, коэффициент использования пробега, техническая скорость транспортного средства, время простоя под погрузкой (разгрузкой) и другие. Так, например, величина производительности автомобиля, будет тем больше, чем больше коэффициент использования пробега и выше техническая скорость. Увеличение длины ездки с грузом и времени простоя подвижного состава под погрузкой-разгрузкой приводит к снижению производительности. Степень влияния использования пробега становится особо значительной при движении автомобиля с высокими скоростями, увеличении грузоподъемности и уменьшении времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями. При малых значениях технической скорости ее изменение будет оказывать значительно большее влияние на изменение производительности автомобиля, чем при больших. С увеличением времени простоя под погрузкой и разгрузкой производительность будет уменьшаться, и приближаясь к нулю, причем степень влияния времени под погрузку и разгрузку на производительность будет тем меньше, чем больше значение времени простоя автомобиля.

2. Одним из основных направлений снижения затрат транспортного процесса является оптимальный выбор вида транспорта. Существует несколько методик выбора типа транспортного средства. Наиболее простым и эффективным является метод сравнительного анализа по обобщенному показателю, сущность которого заключается в следующем:

Сначала определяется набор показателей, по которым предполагается оценивать подвижной состав;

Для каждого показателя выбирается наилучшее из всех вариантов значение и принимается за единицу, остальные значения представляются относительными величинами, которые будут отображать степень ухудшения значения данного показателя по сравнению с наилучшим;

Рассматриваемые показатели имеют различное влияние (вес) при формировании обобщенного критерия, поэтому вводится дополнительный столбец «ранг» и расставляются показатели по значимости с 1 по 10 место;

Затем каждое относительное значение показателей делится на его ранг и складывается по столбцам;

Полученное значение составляет величину суммарного коэффициента, которая и принимается за обобщенный показатель;

Наибольшее значение суммарного показателя соответствует лучшему варианту.

3. Одной из важнейших задач при доставке грузов является составление маршрутов движения подвижного состава. Из всего множества методов решения задач маршрутизации нас интересуют метод функций «выгоды» и метод сумм - «задача коммивояжера». Метод функций «выгоды» основан на понятии эффекта (выгоды), который получается от объединения двух маятниковых маршрутов в один кольцевой. Некоторые маршруты можно объединять, в соответствии с величиной «выгоды», в более крупные маршруты. Если при этом для возможных объединений использовать маршруты, величина «выгоды» на которых имеет наибольшее значение, то можно рассчитывать, что полученное решение будет близко к оптимальному и затраты, связанные с перевозкой будут минимальны.

Решение заканчивается, когда дальнейшее объединение маршрутов станет невозможно. Это может быть по двум причинам: либо не осталось ни одного положительного значения выгоды (то есть объединять невыгодно), либо при объединении превышается грузовместимость автомобиля.

4. При внедрении в производственный процесс новых технологий необходимо произвести оценку эффективности нововведений. В настоящее время применяется несколько показателей для измерения эффективности использования подвижного состава: прибыль, рентабельность, производительность подвижного состава в тоннах и тонно-километрах, удельная производительность подвижного состава и т.д. Наиболее доступным и удобным критерием оценки эффективности перевозок является себестоимость перевозок. Вследствие того, что наши предложения будут затрагивать лишь непосредственно сам процесс доставки грузов, то экономический эффект от внедрения новых технологий будет измеряться просто как разность себестоимости перевозок на существующих маршрутах и на проектируемых.

Понравилась статья? Поделитесь ей
Учитывается или нет данная публикация в РИНЦ. Некоторые категории публикаций (например, статьи в реферативных, научно-популярных, информационных журналах) могут быть размещены на платформе сайт, но не учитываются в РИНЦ. Также не учитываются статьи в журналах и сборниках, исключенных из РИНЦ за нарушение научной и издательской этики."> Входит в РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в РИНЦ. Сама публикация при этом может и не входить в РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований в РИНЦ ® : 0
Входит или нет данная публикация в ядро РИНЦ. Ядро РИНЦ включает все статьи, опубликованные в журналах, индексируемых в базах данных Web of Science Core Collection, Scopus или Russian Science Citation Index (RSCI)."> Входит в ядро РИНЦ ® : нет Число цитирований данной публикации из публикаций, входящих в ядро РИНЦ. Сама публикация при этом может не входить в ядро РИНЦ. Для сборников статей и книг, индексируемых в РИНЦ на уровне отдельных глав, указывается суммарное число цитирований всех статей (глав) и сборника (книги) в целом."> Цитирований из ядра РИНЦ ® : 0
Цитируемость, нормализованная по журналу, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной статьей, на среднее число цитирований, полученных статьями такого же типа в этом же журнале, опубликованных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной статьи выше или ниже среднего уровня статей журнала, в котором она опубликована. Рассчитывается, если для журнала в РИНЦ есть полный набор выпусков за данный год. Для статей текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по журналу: Пятилетний импакт-фактор журнала, в котором была опубликована статья, за 2018 год."> Импакт-фактор журнала в РИНЦ:
Цитируемость, нормализованная по тематическому направлению, рассчитывается путем деления числа цитирований, полученных данной публикацией, на среднее число цитирований, полученных публикациями такого же типа этого же тематического направления, изданных в этом же году. Показывает, насколько уровень данной публикации выше или ниже среднего уровня других публикаций в этой же области науки. Для публикаций текущего года показатель не рассчитывается."> Норм. цитируемость по направлению: