Контакты

Планирование работы образовательного учреждения. Планирование работы образовательного учреждения по совершенствованию образовательной деятельности. «Основные функции управления – планирование»

В настоящее время, характеризуемое модернизацией различных сфер жизнедеятельности общества, особую актуальность приобретает проблема развития образовательных учреждений с учетом изменений внешней среды. Проблема планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации возникает перед руководителем особенно остро в условиях диверсификации их деятельности. Для грамотного и эффективного планирования финансово-хозяйственной и образовательной деятельности школы руководителю необходимо обладать объемной, конкретной и классифицированной информацией о состоянии и процессах изменения внешней среды образовательного учреждения; выявлять существенные факторы прямого и косвенного воздействия, влияющие на организацию образовательного процесса; владеть приемами и методами планирования. Недостаточно полный учет изменений внешней среды может приводить к неэффективным управленческим решениям. В реальной практике управления образовательной организацией планирование и прогнозирование, происходит, как правило, с опорой на опыт и интуицию руководителя школы. Планирование - это функция процесса управления, при реализации которой определяются цели деятельности, необходимые для этого средства, разрабатываются методы, наиболее эффективные в данных условиях, а также устанавливаются конкретные сроки и исполнители. Очень часто планирование рассматривается как выбор из множества альтернативных вариантов тех задач, стратегий, политик, процедур и программ, которые в наибольшей мере направлены на достижение целей организации. Часто акцентируют внимание на том, что планирование связано не только с выбором, но и с упорядочением задач, а также на том, что планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности организации за счет выявленных возможностей, условий и факторов. Следовательно, планы не должны иметь директивного характера, а должны меняться в соответствии с конкретной ситуацией. Планирование основано на соединении целей организации и ее подразделений со средствами для их достижения. Вместе с тем планирование косвенно является инструментом контроля, так как оно не только устанавливает цели, нормативы и эталоны деятельности, но и определяет границы отклонений от норм, нарушение которых обусловливает принятие координирующих решений. Управление в образовании - умение планировать результат, целенаправленно регулировать сам процесс воспитания и обучения, выбирать такие операции, которые обеспечивали бы при наименьшей затрате сил, времени и средств эффективное выполнение поставленных целей и задач. При управлении образовательным учреждением разрабатываются различные документы, например, планы. При разработке плана необходимо предусмотреть большой комплекс мероприятий по улучшению всей постановки дела воспитания, обучения и образования. Функциональное назначение планирования текущей деятельности и перспективного социально-экономического развития государственного (федерального, регионального), муниципального бюджетного образовательного учреждения выражается комплексом организационно-экономических мер, направленных на объективизацию устанавливаемого экономического результата деятельности образовательного учреждения как суммы стоимостных величин выполняемого в течение каждого года государственного или муниципального задания по предоставлению образовательных услуг определённому по численности кругу потребителей и стоимости образовательных услуг, оказываемых сверх установленного государственного, муниципального задания и других услуг, выполненных работ, не являющихся основными видами деятельности, но указанными в учредительных документах бюджетного образовательного учреждения. В практике работы образовательного учреждения имеют место следующие виды планирования: 1) перспективный план работы на 3-5 лет; 2) план учебно-воспитательной работы (годовой); 3) графический план организационной, методической и внеучебной работы (на семестр, четверть) (выписка из годового плана); 4) план-график контроля педагогического процесса (на семестр, четверть); 5) планы общественных мероприятий. Сроки планирования определяются его целями. Перспективное планирование должно соответствовать социальным потребностям; годовое - цикл управления, т.е. с 1-го сентября по 31-е августа, включая летнюю работу и подготовку образовательного учреждения к новому учебному году. Рекомендации о структуре и содержании предлагаемых планов являются примерными, их нужно конкретизировать с учетом особенностей, традиций и творческих поисков отдельных образовательных учреждений. Исследование процессов планирования и прогнозирования деятельности образовательной организации выполнено на примере МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ, реализующей общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования и дополнительного образования детей и взрослых. В таблице 1 представлены перечень и характеристика разрабатываемых планов образовательной организации. Таблица 1 - Характеристика разрабатываемых планов в МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ Наименование разрабатываемых планов Краткое содержание плана 1 2 Прогнозирование Муниципальное задание - объем оказываемой муниципальной услуги; - объем финансового обеспечения муниципального задания; - порядок контроля за исполнением муниципального задания Финансово-хозяйственная деятельность План финансово-хозяйственной деятельности - сведения о деятельности ОУ; - виды деятельности ОУ; - показатели финансового состояния ОУ; - объем поступлений и выплат ОУ Планирование учебной деятельности Учебный план - требования к процессу обучения по ступеням; - характеристика специфики и обязательной части учебных планов по ступеням обучения; - особенности образовательного процесса для детей с ограниченными возможностями; - перечень курсов внеурочной деятельности; - связь учебного плана и внеурочной деятельности; - предпрофильная подготовка; - педагогическое обоснование содержания учебного плана Графики проведения контрольных работ предметы, классы, даты и формы контрольных мероприятий План методической работы ОУ - работа по повышению педагогического мастерства; - планирование работы с учащимися, имеющими повышенную мотивацию к обучению; - утверждение рабочих программ по предметам; - работа учителей по методическим темам самообразования; - итоги мониторинга; - взаимопосещение уроков, кружков, внеклассных мероприятий по предметам; - участие в школьных педсоветах, методических семинарах; - предметные олимпиады, конкурсы и т.д. Планирование воспитательной работы План воспитательной работы ОУ - правовое воспитание и культура безопасности; - нравственное и духовное воспитание; - социально-культурное и медиакультурное воспитание; - культурнотворческое и эстетическое воспитание; - гражданско-патриотическое воспитание; - здоровьесберегающее воспитание; - воспитание семейных ценностей; - воспитание положительного отношения к труду и творчеству; - интеллектуальное воспитание; - формирование коммуникационной культуры; - экологическое воспитание План воспитательной работы класса - создание условий для всестороннего развития личности, для побуждения ее к самоанализу, самооценке, саморазвитию, самовоспитанию; - поддержка и укрепление школьных традиций, способствующих созданию школьного коллектива и украшающих его жизнь; - формирование в школьном коллективе детей и взрослых уважительного отношения к правам друг друга; - создание системы психолого-педагогической помощи учащимся школы и родителям; - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, стремления к здоровому образу жизни; - развитие познавательного интереса и повышение интеллектуального уровня учащихся; - усиление роли семьи в воспитании детей и привлекать родителей к организации учебно-воспитательного процесса в школе. План внутришкольного контроля воспитательной деятельности - сроки контроля; - тема контроля; - цель контроля; - объект контроля; - виды и формы контроля; - методы контроля; - исполнители; - способы подведения итогов План работы школьного Ученического Самоуправления мероприятия, класс, ответственные, даты проведения Гражданско-патриотическое воспитание План работы по граждан-ско-патриотическому воспитанию мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План проведения акции «Долг» мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План проведения дня пожилых людей мероприятия, класс, ответственные, даты проведения План по гражданско-патриотическому воспитанию к 71 годовщине Великой отечественной войны мероприятия, класс, ответственные, даты проведения Прочая деятельность Перспективный план повышения квалификации педагогов ФИО педагога, должность, образование, категория и дата присвоения, срок окончания аттестации План работы Совета Учреждения Дата, мероприятие, ответственные лица План работы общешкольного родительского комитета Дата, мероприятие План работы школьного спортивного клуба мероприятия, ответственные, даты проведения и результаты Прогнозирование деятельности МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципаль-ного образования Ясненский городской округ осуществляется Администрацией МО Ясненский городской округ Оренбургской области. В рамках муниципального задания на учебный год указывается объем оказываемой муниципальной услуги; объем финансового обеспечения муниципального задания, с разбивкой по месяцам; а также порядок контроля за исполнением муниципального задания. Планирование учебной деятельности включает учебный план, графики проведения контрольных работ. Нормативными документами, на которые опираются планы по учебной деятельности являются: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями); - ФГОС; - ежегодные приказы субъекта федерации о проведении региональных экзаменов; - Постановление Администрации МО Ясненский городской округ № 1182-п от 20 декабря 2010 г.; - Устав ОУ; - локальные акты ОУ; - приказы директора В рамках планирования воспитательной работы разрабатываются МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» муниципального образования Ясненский городской округ разрабатываются план воспитательной работы, план внутришкольного контроля воспитательной деятельности; план воспитательной работы класса; план работы школьного Ученического Самоуправления. В плане воспитательной работы определены цель и задачи. Целью воспитательной работы МОБУ «Средняя общеобразовательная школа № 3» является воспитание духовно-нравственной, свободной, обладающей высоким уровнем самосознания, развитым интеллектом, ведущей здоровый образ жизни и творческой личности школьника. В плане определены следующие задачи воспитательной работы: - Развитие общей культуры школьников через традиционные мероприятия школы. - Выявление и работа с одаренными детьми. - Выявление и развитие творческих способностей обучающихся путем создания творческой атмосферы через организацию кружков, спортивных секций; совместной творческой деятельности учителей, учеников и родителей. - Создание условий для физического, интеллектуального, нравственного и духовного развития детей. - Повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума. - Укрепление связи семья-школа. В рамках гражданско-патриотического воспитания разработаны план работы по гражданско-патриотическому воспитанию план проведения акции «Долг»; план проведения дня пожилых людей; План по гражданско-патриотическому воспитанию к 71 годовщине Великой отечественной войны. В соответствии с Программой патриотического воспитания в школе № 3 «Я-гражданин России» 2016-2020 гг., а также для дальнейшего развития и совершенствования системы патриотического воспитания учащихся намечены следующие цели и задачи на 2016 -2017 гг. Определена цель патриотического воспитания - воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу. Выработаны задачи патриотического воспитания: 1) Становление многостороннего развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях: - способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: ее истории, традициях, культуре, праве и т.д.; - воспитывать у учащихся чувство патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений; - воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу как к малой родине; - воспитывать у учащихся активную жизненную позицию; - воспитывать у учащихся интернациональные чувства. 2) продолжение создания системы патриотического воспитания: - привлечение к участию в патриотическом воспитании общественных организаций, родителей, отдельных граждан; - повышение качества патриотического воспитания. В состав мероприятий по патриотического воспитания включены месячник гражданской защиты; акция «Милосердие»; памятные даты сентября; месячник работы с допризывной молодежью; участие в районной спартакиаде допризывной молодежи; месячник правовых знаний; месячник по гражданско-патриотической работе; акция «Я гражданин России»; месячник оборонно-массовой и спортивной работы; участие в районных военно-спортивных соревнованиях «Зарничка»; мероприятия, посвященные 56-летию полета в космос Ю.АВ. Гагарина; парад Победы; день памяти и скорби и пр. Так же в образовательном учреждении разработаны планы план финансово-хозяйственной деятельности; перспективный план повышения квалификации педагогов; план работы Совета Учреждения, план работы общешкольного родительского комитета, план работы школьного спортивного клуба. В рамках данных планов определены даты, мероприятия и ответственные лица. Проведя анализ процессов планирования образовательного учреждения нами выявлено, что практически все разрабатываемые планы составляются на учебный год. На более длительный период составляется лишь перспективный план повышения квалификации педагогов, составляемый на 5 лет. Перспективный план развития образовательного учреждения не составляется, что не позволяет изучать и анализировать возможности развития организации. Недостатком является и то, что в рамках внутришкольных контрольных мероприятий разрабатывается лишь контроль воспитательной деятельности, отсутствует план внутришкольного контроля учебного процесса. Для повышения эффективности деятельности образовательному учреждению рекомендуется составлять не только тактические годовые планы, но и перспективный план развития школы на 5 лет.

Программа не предусматривает жесткого регламентирования образовательного процесса и календарного планирования образовательной деятельности, оставляя педагогам Организации пространство для гибкого планирования их деятельности, исходя из особенностей реализуемой основной образовательной программы, условий образовательной деятельности, потребностей, возможностей и готовностей, интересов и инициатив воспитанников и их семей, педагогов и других сотрудников Организации.

Недопустимо требовать от Организаций, реализующих Программу, календарных учебных графиков (жестко привязанных к годовому и другому типу планирования) и привязанных к календарю рабочих программ по реализации содержательных компонентов Программы.

Планирование деятельности педагогов опирается на результаты педагогической оценки индивидуального развития детей и должно быть направлено в первую очередь на создание психолого-педагогических условий для развития каждого ребенка, в том числе, на, формирование развивающей предметно-пространственной среды. Планирование деятельности Организации должно быть направлено на совершенствование ее деятельности и учитывать результаты как внутренней, так и внешней оценки качества реализации программы Организации.

Примеры гибких учебных планов Организации представлены в образовательных программах, (См. п. 3.10. Перечень литературных источников).

3.7. Режим дня и распорядок

Программа оставляет за Организацией право на самостоятельное определение режима и распорядка дня, устанавливаемых с учетом условий реализации программы Организации, потребностей участников образовательных отношений, особенностей реализуемых авторских вариативных образовательных программ, в т. ч.программ дополнительного образования дошкольников и других особенностей образовательной деятельности, а также санитарно-эпидемиологических требований.

3.8. Перспективы работы по совершенствованию и развитию содержания Программы и обеспечивающих ее реализацию нормативно-правовых, финансовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов

3.8.1. Совершенствование и развитие Программы и сопутствующих нормативных и правовых, научно-методических, кадровых, информационных и материально-технических ресурсов предполагается осуществлять с участием научного, экспертного и широкого профессионального сообщества педагогов дошкольного образования, федеральных, региональных, муниципальных органов управления образованием Российской Федерации, руководства Организаций, а также других участников образовательных отношений и сетевых партнеров по реализации образовательных программ (далее – Участники совершенствования Программы).

Организационные условия для участия вышеуказанной общественности в совершенствовании и развитии Программы будут включать:

─ предоставление доступа к открытому тексту Программы в электронном и бумажном виде;

─предоставление возможности давать экспертную оценку, рецензировать и комментировать ее положения на открытых научных, экспертных и профессионально-педагогических семинарах, научно-практических конференциях;

─предоставление возможности апробирования Программы, в т. ч. ее отдельных положений, а также совместной реализации с вариативными образовательными программами на базе экспериментальных площадок и других заинтересованных организаций, участвующих в образовательной деятельности и обсуждения результатов апробирования с Участниками совершенствования Программы.

3.8.2. В целях совершенствования нормативных и научно-методических ресурсов Программы запланирована следующая работа.

1. Разработка и публикация в электронном и бумажном виде:

– научно-методических материалов, разъясняющих цели, принципы, научные основы и смыслы отдельных положений Программы;

– нормативных и научно-методических материалов по обеспечению условий реализации Программы;

– научно-методических материалов по организации образовательного процесса в соответствии с Программой;

2. Апробирование разработанных материалов в организациях, осуществляющих образовательную деятельность на дошкольном уровне общего образования.

3. Обсуждение разработанных нормативных, научно-методических и практических материалов с Участниками совершенствования Программы, в т. ч. с учетом результатов апробирования, обобщение материалов обсуждения и апробирования.

4. Внесение корректив в Программу, разработка рекомендаций по особенностям ее реализации и т. д.

5.Регулярное научно-методическое консультационно-информационное сопровождение Организаций, реализующих Программу.

3.8.3. Для совершенствования и развития кадровых ресурсов, требующихся для реализации Программы разработчиками предусмотрена разработка профессиональных образовательных программ высшего и дополнительного образования, а также их научно-методическое сопровождение.

3.8.4. Развитие информационных ресурсов, необходимых для разработки и утверждения основных образовательных программ Организаций с учетом Программы и вариативных образовательных программ дошкольного образования, направлено на осуществление научно-методической, научно-практической поддержки Организаций и предполагает создание веб-страницы Программы, которая должна содержать:

─тексты нормативно-правовой документации дошкольного образования,

─ перечни научной, методической, практической литературы,

─ перечни вариативных образовательных программ дошкольного образования, а также дополнительного образования детей дошкольного возраста,

─ информационные текстовые и видео-материалы,

─ разделы, посвященные обмену опытом;

─ актуальную информацию о программах профессиональной подготовки, переподготовки и дополнительного образования,

– актуальную информацию о проведении научно-практических и обучающих семинаров, тренингов и вебинаров, конференций.

3.8.5. Совершенствование материально-технических условий, в т. ч. необходимых для создания развивающей предметно-пространственной среды, планируется осуществлять в процессе реализации Программы.

3.8.6. Совершенствование финансовых условий реализации Программы направлено в первую очередь на повышение эффективности экономики содействия.

Совершенствование финансовых условий нацелено на содействие:

–развитию кадровых ресурсов путем разработки проектов различных программ мотивации сотрудников Организаций, разработки предложений по совершенствованию эффективных контрактов с сотрудниками, управления Организацией;

–развитию материально-технических, информационно-методических и других ресурсов, необходимых для достижения целей Программы;

–сетевому взаимодействию с целью эффективной реализации Программы, в т. ч. поддержке работы Организации с семьями воспитанников;

–достаточному обеспечению условий реализации Программы разных Организаций, работающих в различных географических, экономических, социокультурных, климатических и других условиях.

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКЕ

Тема:

Планирование образовательного процесса

в дошкольном образовательном учреждении

Введение………………………………………………………………………2

ДОУ.

1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально-педагогической деятельности…………………………………………………………5

1.2 Специфика образовательного процесса в ДОУ……………………………13

1.3 Особенности планирования образовательного процесса в ДОУ. ………..19

Выводы по 1 главе……………………………………………………………….31

Глава 2. Состояние образовательного процесса в МДОУ №14 «Ромашка» г. Кумертау

2.1. Анализ состояния планирования образовательного процесса в ДОУ……32

Выводы по 2 главе……………………………………………………………....40

Заключение………………………………………………………………………...41

Список литературы. …………………………………………………………….43

Приложение……………………………………………………………………..46

Введение

Актуальность темы.

В условиях нестабильности современного мира, кризиса системы общественного дошкольного образования в России руководителю детским садом очень важно принять адекватные оперативные меры по сохранению и развитию вверенного ему учреждения.

Планирование - ключевая управленческая функция, полноценная реализация которой - один из главных факторов, обеспечивающих эффективность деятельности руководителя. Именно поэтому необычайно актуальными становятся вопросы обучения руководителей детских садов навыкам научного планирования своей деятельности и эффективной ее организации. Планирование позволяет устранить неопределенность, сосредоточить внимание на главных задачах, добиться эффективного экономического функционирования и облегчить управленческий контроль.

При грамотном планировании появляется возможность прогнозировать результаты деятельности каждого конкретного сотрудника, что облегчает достижение общих целей и задач. Исследования в области управления подтверждают прямую зависимость между умением планировать и успешностью деятельности руководителя в целом.

Сущность планирования - направить деятельность ДОУ на выработку решений, направленных на адаптацию детского сада к постоянно изменяющимся условиям, нейтрализацию факторов, отрицательно влияющих на всю систему дошкольного образования в целом.

В психологическом аспекте основой планирования является преодоление руководителем стереотипов мышления: смена установки с «глобального» (абстрактного) планирования к стратегии составления нескольких вариантов сценария будущего, от модели директивного планирования к вероятностным моделям развития.

Анализ нормативных документов по дошкольному образованию, изучение опыта управления дошкольным учреждением позволяют сделать вывод о необходимости совершенствования образовательного процесса и управления им в новых условиях. Анализ работ К.Ю.Белой, Л.В.Поздняк, А.Н.Троян показал, что проблема содержания и реализации функции планирования образовательного процесса не являлась до настоящего времени объектом специального исследования, хотя некоторые ее аспекты и были рассмотрены в связи с изучением организационно-педагогической деятельности заведующих дошкольными учреждениями.

Анализ работ Ю.А.Конаржевского, М.М.Поташника, А.М.Моисеева, П.И.Третьякова, Е.А.Ямбурга и других по управлению образовательным учреждением показал, что основное внимание ученых направлено на изучение проблем управления образовательным процессом в современной школе. Предложенные в них технологии развития инновационной школы, безусловно, не могут быть в полной мере использованы в управлении развитием дошкольного учреждения в силу его специфичности.

Таким образом, проблема планирования образовательного процесса в ДОУ как начального звена системы образования в настоящее время является недостаточно разработанной. Практическая значимость этой проблемы и научная неразработанность делают ее актуальной.

Объект исследования: процесс управления дошкольным образовательным учреждением.

Предмет исследования: планирование образовательного процесса как функция управления ДОУ.

Гипотеза исследования : Процесс управления ДОУ будет эффективным при условии планомерного использования сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Цель работы : изучить особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по проблемам управления современным дошкольным образовательным учреждением.

2. Раскрыть особенности планирования образовательного процесса в ДОУ.

3.Провести анализ состояния планирования в базовом детском саду.

Методы исследования : методы теоретического исследования (работа с литературой, анализ, обобщение), методы эмпирического исследования (изучение плана работы базового детского сада, анализ планирования и разработка методических рекомендаций).

Практическая значимость исследования:

Исследование может представлять интерес для заведующих и воспитателей дошкольных образовательных учреждений, а также студентов педагогических учебных заведений.

Структура исследования: работа состоит из введения, 1-ой теоретической главы, 2 главы – практической, заключения, списка литературы, представленного 32 источниками, приложения.

Глава 1. Теоретические основы планирования образовательного процесса в ДОУ

1.1 Планирование как функция управления и компонент профессионально - педагогической деятельности

Современная педагогическая наука стремится осмыслить целостный педагогический процесс с позиции управленческой науки. Управление - явление объективно обусловленное, вызванное к жизни закономерностями и взаимосвязями функционирования систем. Что же такое управление?

В энциклопедическом словаре приводится следующее определение: «Управление - это функция организованных систем различной природы, обеспечивающая сохранение их определенной структуры, поддержание режима деятельности, реализацию их программы и целей». При этом в зависимости от природы объекта различают:

а) биологическое,

б) техническое,

в) социальное управления.

Разновидностью социального управления является управление педагогическими системами. Обратимся к специфике управления в обществе.

Социальное управление всегда связано с людьми и осуществляется на основе общественных закономерностей. Оно, разумеется, имеет много общего с управлением в технических, биологических системах, с управлением различными природными процессами, но оно никогда не смешивается с ними, не подменяет их закономерности и всегда сохраняет свою сущность. В управлениив обществе именно люди посредством определенных организационных норм, стимулов и т. п. управляют своими общественными отношениями, поведением и деятельностью. Здесь и субъектом и объектом управления выступает человек во всем комплексе его устремлений, человек активный, целеустремленный, со своими потребностями, интересами, целями и волей. Социальное управление состоит в направляющем, организующем, регулирующем воздействии на общественные процессы.

Учитывая изложенное, можно сказать, что управление в обществе представляет собой целеполагающее, организующее и регулирующее воздействие людей на собственную общественную, групповую жизнедеятельность .

Управление отличается от общественной саморегуляции, которая может быть стихийной, происходить хаотически, случайно, возникать вследствие бесконечного столкновения интересов, которые все же создают какую-то результирующую.

Под управлением вообще понимается деятельность, направленная на выработку решений, организацию, контроль, регулирование объекта, управления в соответствии с заданной целью, анализ и подведение итогов на основе достоверной информации.

Управление педагогическими системами (как разновидность социального управления) представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей .

Основная цель управления : эффективное и планомерное использование сил, средств, времени, людских ресурсов для достижения оптимального результата.

Из целей вытекают задачи управления , которые решаются в комплексе и определяют технологию достижения целей. Задача - это работа или часть работы (операции, процедуры), которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки.

Сущность управления выражается через его функции (от лат. functio - исполнение), в которых определен круг деятельности, ее содержание, ее виды, назначение, роль. Другими словами, процесс управления - это последовательное выполнение определенных видов деятельности (функции).

Функция - вид деятельности, основанный на разделении и кооперации управленческого труда, характеризующийся разновидностью, определенностью, сложностью и стабильностью..

Впервые функции управления были выделены А.Файолем в XX в. (планирование, организация, координация, распорядительство и контроль). В дальнейшем набор функций управления дополнялся, расширялся и уточнялся.

В 1922 г. издан фундаментальный труд М.Х. Мескона, М.Альберта и Ф.Хедоури «Основы менеджмента». Менеджмент представляет собой теорию и практику управления в социальных организациях, т.е. в организациях людей. Возникли новые области научного знания: «менеджмент в строительстве», «менеджмент в образовании» и т.д.

1. Общие требования к планированию работы профессионального образовательного учреждения

В системе управленческого труда планирование является важнейшей функцией деятельности руководителя, следующей за педагогическим анализом и принятием управленческого решения. Реализация управленческих решений начинается с планирования, с продумывания способов решения, с мысленной модели каждого из них.

Для организации планирования и осуществления контроля за его выполнением необходимо:

Знать, какие отчетно-планирующие документы должны быть в профессиональном образовательном учреждении (их перечень составляется на основе анализа нормативных документов);

Знать основные требования к структуре и содержанию планов.

План состоит из введения, содержащего задачи работы на учебный год, и основной части, состоящей из ведущих направлений деятельности по решению этих задач. Эти задачи охватывают либо деятельность учреждения в целом, либо отдельных его подразделений (перспективно-тематические планы, планы уроков), либо педагогические формы организации работы (методической, внеклассной).

Требования научной обоснованности, объективности и целенаправленности пронизывают все содержание плана, особенно отчетливо реализуясь в его аналитической части - при определении задач работы профессионального образовательного учреждения на год. Требования научной обоснованности, объективности и целенаправленности ориентируются на социально-педагогический заказ общества и учитывают условия и возможности коллектива. Они реализуются также в ходе глубокого анализа деятельности учреждения за прошедший год.

Введение годового плана включает констатирующую и постановляющие части. Констатирующая часть содержит краткий анализ состояния дел в образовательном учреждении за истекший период по следующим направлениям:

Выпуск и прием учащихся;

Изменения в кадрах;

Результаты общеобразовательной и профессиональной подготовки (достижения и недостатки);

Состояние педагогической деятельности коллектива;

Учебно-материальной базы;

Руководящей деятельности администрации.

На основании такого анализа формируются поочередные задачи, которые записываются в постановляющую часть введения. Такая целевая ориентация придает работе инженерно-педагогического коллектива исследовательский характер, что в условиях перехода профессионального образовательного учреждения в режим развития особенно важно.

Управление развитием образовательного учреждения можно определить как часть осуществляемой в нем управленческой деятельности, в которой посредством решения задач планирования, организации, руководства и контроля процессов разработки и освоения новшеств обеспечивается целенаправленность и организованность деятельности коллектива учреждения по наращиванию его образовательного потенциала, повышению уровня его использования и, как следствие, повышению качества образования1.

В практике планирования работы учреждений часто имеют место недостатки: задачи сформулированы либо как организационно-педагогические и методические проблемы, без ориентации на конечный результат (отсутствующий аспект), либо содержат лишь целевую ориентацию без указания конкретных педагогических путей ее решения. Например: «реализация межпредметных связей и профессиональной направленности в процессе изучения образовательных дисциплин»; «оборудование кабинета спецтехнологии»; «повышение качества знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла».

Правильно сформулированная задача может звучать так: «повышение качества знаний учащихся по предметам естественно-математического цикла путем реализации межпредметных связей и профессиональной направленности». Как правило, перед коллективом в течение учебного года стоит не одна задача, а несколько, и связаны они с повышением качества теоретического и производственного обучения, уровнем воспитанности обучающихся. Задачи работы коллектива на год в зависимости от их сложности решаются через систему мероприятий, которые ложатся в основу содержания плана. Его ведущие разделы следующие:

Теоретическое обучение;

Производственное обучение;

Воспитательная работа;

Методическая работа и повышение квалификации инженерно-педагогических работников;

Руководство и контроль за учебно-воспитательным процессом;

Профориентационная работа;

Финансово-хозяйственная и производственная деятельность.

Каждый из разделов имеет подраздел. Например, раздел «Производственное обучение» содержит подразделы: «Результаты обучения», «Качество учебного процесса», «Учебно-материальная база», «Охрана труда и техника безопасности», «Экзамены».

При анализе основной части плана особое внимание уделяется реализации принципов оптимальности, разумной достаточности мероприятий, комплексности всестороннего обеспечения решения задач и коллективности. Так, решая проблему «Формирование учебных мотивов учащихся путем ликвидации пробелов в их знаниях», необходимо рассматривать ее как достаточно узкую задачу, реализуемую через разделы «Теоретическое обучение», «Методическая работа» и «Контроль».

Одним из наиболее серьезных в деятельности профессионального образовательного учреждения является раздел годового плана «Методическая работа». Решение любой задачи годового плана не обходится без ее методического обеспечения. Будучи разделом годового плана, методическая работа является самостоятельным отчетным документом, отражающим две основные формы работы: коллективную и индивидуальную.

Коллективная форма работы включает: педагогические чтения, конференции, школу передового опыта и другие. Коллективная методическая работа осуществляется через методические комиссии, которые рассматривают итоги успеваемости обучаемых; работу преподавателей и мастеров производственного обучения, входящих в состав комиссии.

Основные направления работы методических комиссий следующие:

Организационно-педагогические вопросы;

Повышение профессионального мастерства;

Изучение, обобщение и распространение передового опыта;

Внеклассная работа по предметам.

Каждый из разделов плана имеет свои подразделы. Раздел «Организационно-педагогические вопросы» может иметь такие подразделы:

«Анализ учебных планов, программ, инструктивно-методической документации»;

«Составление контрольных, проверочных, самостоятельных работ, зачетных вопросов, экзаменационных билетов»;

«Оформление кабинетов»;

«Разработка дидактического материала и наглядных пособий».

В деятельности методической комиссии планируется и осуществляется индивидуальная работа преподавателя по выбранной теме, которая должна соответствовать общей проблеме учреждения.


Д. Ушинским, Т. И. Шамовой, Г.И. Щукиной Н.С. Яковлевым и др. Цель данной работы: выделить и теоретически обосновать организационно-педагогические условия эффективного управления образовательными системами. Исходя из цели, поставлены задачи: - изучить и проанализировать литературу по проблеме управление образовательными системами; - определить организационно-педагогические...

Школоведческих проблем дает основание для разработки самостоятельного направления - внутришкольного менеджмента. Основные признаки государственного управления образовательными системами. Одной из отличительных особенностей развития современной системы образования является переход от государственного к государственно-общественному управлению образованием. Основная идея государственно-общественного...

Родители, их органы самоуправления не могут действовать в школе изолировано друг от друга, не обеспечивая координацию деятельности и взаимодействия по актуальным школьным проблемам. 7. Органами школьного самоуправления руководствуются социально-педагогическими принципами равноправия, выборности, обновленности и преемственности, открытости и гласности, демократии, законности, педагогической...

В основном, реальное средство функционирования, то есть в широком понимании – следствие целенаправленной деятельности. Например, развитие любого человека есть следствие его деятельности и общения. Всякая образовательная система создается с целью обеспечения развития роста качественного изменения учащихся, в первую очередь, на основе их взаимодействий с преподавателем, друг с другом, с учебником, ...

Екатерина Рыкова
Планирование образовательной деятельности в дошкольных учреждениях

Повышение качества дошкольного образования в современной образовательной практике , согласно ФГОС ДО, подразумевает повышения качества трех её основных составляющих :

Условий, в которых реализуется содержание;

Результатов (целевых ориентиров, которых достигает ребенок в итоге освоения примерной программы, реализуемой в дошкольной организации (5) .

Планировать – составлять , разрабатывать планы , проекты, размечать какое-либо место, пространство подо что-либо в соответствии с планом (24, продумывать последовательность будущих действий. Термин «план » толкуется, как : система взаимосвязанных, направленных на достижение единой цели плановых заданий , определяющих порядок, сроки и последовательность осуществления программ, работ или отдельных мероприятий; способ кратко (или полно) зафиксировать целевые ориентиры, последовательность организации образовательной деятельности с детьми .

Планирование образовательной процесса с детьми – составная часть педагогической деятельности , существенным признаком которой, по мнению А. Н. Леонтьева (20, С. Л. Рубинштейна (25, является её продуктивно-преобразующий характер , социальность и осознанное целеполагание. Планирование не вступает в противоречие с образовательной программой , реализуемой в дошкольной организации , отражает структуру образовательного процесса (целевой, содержательный, организационный, учитывает приоритетные направления деятельности ДОУ , определяет перспективу их развития. В условиях личностно ориентированного образования мотивация планирования связана с повышением качества дошкольного образования .

Проанализировав литературу, посвященную вопросу планирования образовательной работы в ДОУ (8, 9, 11, 21, 26, мы пришли к выводу, что сегодня все планы образовательной деятельности дошкольных учреждений в большинстве ДОУ традиционно подразделяются на :

Перспективные – составляются на длительный срок (примерная структура составления годового плана приведена в Приложении 1);

Календарные – составляются на короткий срок.

То есть основой для составления календарного плана служит план перспективный .

Что касается видов планирования , то их можно разделить на несколько групп :

Годовое планирование : планирование работы всего детского сада (как правило, данный вид планирования осуществляет либо руководитель ДОУ, либо старший воспитатель (педагог) ;

Тематическое планирование : подразумевает планирование по отдельным видам воспитательно-образовательной деятельности (его составлением занимаются авторы парциальных программ или руководитель ДОУ совместно со старшим воспитателем);

Индивидуальное планирование : планирование деятельности специалистов узкой направленности, которые работают в ДОУ (составление возложено на плечи самих специалистов – логопедов, психологов, преподавателей музыки, рисования, физической культуры и т. д.);

- планирование работы с дошкольниками конкретной возрастной группы (данный вид планов составляется воспитателями групп под контролем старшего воспитателя).

Для обеспечения успешности воспитательно-образовательного процесса необходимо , чтобы план обладал следующими характеристиками :

Единство;

Непосредственность;

Гибкость;

Прогностичность.

О. Р. Меремьянина (22) пишет, что для реализации образовательных программ , разработанных с учетом ФГОС ДО целесообразным является выделение в перспективном плане нескольких основных разделов :

- «Образовательное ;

- ;

- ;

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды» .

В разделе «Образовательное сотрудничество с родителями» целесообразно указывать формы работы с родителями, требующие от воспитателя специальной подготовки к их организации и проведению : родительские собрания , практикумы, мастер-классы, индивидуальные и групповые консультации, конференции, разработка анкет, вопросников, обработка полученных результатов, пополнение информационных центров новыми рекомендациями и т. д.

Содержание раздела «Индивидуальная работа с детьми» планируется , исходя из реальных проблем, выявленных в результате наблюдений и констатации педагогом фактов конкретных затруднений детей на занятиях или других видах детской деятельности . Затруднения детей являются объективным основанием при проектировании программы индивидуального сопровождения ребенка, выборе форм индивидуальной работы.

Раздел «Содержательная интеграция деятельности воспитателя со специалистами ДОУ» выделяется при условии наличия в дошкольном учреждении специалистов : музыкального руководителя, воспитателя по физической культуре, иностранному языку, изобразительной деятельности , хореографа, логопеда, тифлопедагога. В разделе планируются совместные мероприятия, определяется их цель, назначаются ответственные за подготовку и проведение.

В разделе «Профессиональное саморазвитие» педагоги фиксируют мероприятия, направленные на повышение уровня собственной профессиональной компетентности. Формы работы отражают усилия педагога, направленные на развитие конкретных профессиональных компетенций. Методические материалы, разработанные в процессе деятельности , пополняют профессиональный портфолио педагога, используются при проведении процедуры самоанализа.

Все занятия по рассмотренным разделам (их количество и продолжительность, организационные формы) определяются расписанием занятий ДОУ.

В большинстве случаев, как уже говорилось, основой планирования всех видов образовательной деятельности в ДОУ является перспективный план , который, помимо проверенных годами преимуществ имеет и ряд недостатков, в частности :

Перспективное планирование , в отсутствии календарного (комплексно – тематического) плана , не раскрывает содержания деятельности , методические приемы, не конкретизирует дидактическое обеспечение;

Не всегда позволяет равномерно распределить деятельность по ее видам в течение определенного отрезка времени;

Избежать прецедента дополнительной нагрузки на детей или ее необоснованного отсутствия;

Затрудняет осуществление методического контроля над выполнением планируемых мероприятий .

ФГОС ДО (5) не предусматривает жестко заданных требований к формам и видам планирования образовательного процесса дошкольных образовательных учреждений . Вероятно, разработчиками Стандарта предполагалось, что ко всем дошкольным образовательным программам , которые будут внесены в федеральный образовательный реестр , будут прилагаться конкретные рекомендации по планированию образовательной деятельности ДОУ , использующих какую-либо программу.

Сегодня наиболее актуальным, востребованным и эффективным для реализации целей и задач ФГОС ДО считается комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности .

Долгое время комплексно-тематическое планирование использовалось при работе с детьми, которые имеют особые образовательные потребности . Однако в последние годы проявляется устойчивая тенденция по использованию данного вида планирования и в образовательной деятельности ДОУ общей направленности (некоррекционного вида) (26, 41-42) .

Составление комплексно-тематического плана образовательной деятельности подразумевает , во-первых, проведение проблемно-ориентированного анализа достижений и затруднений дошкольников и учет результатов проведенной диагностики при составлении плана ; во-вторых, выбор таких форм, приемов и методов преподавания, которые максимально эффективно будут способствовать достижению положительных результатов в обучении каждого ребенка; в-третьих, определение форм контроля и учета качества образовательного процесса ; и наконец, в-четвертых, использование приемов и методов педагогики сотрудничества с дошкольниками и их родителями для формирования мотивации к активной деятельности всех участников образовательного процесса .

Основным образовательным содержанием комплексно-тематического плана являются события , позволяющие дошкольнику успешно «ориентироваться в четырех мирах действительности : мире живой и неживой природы, рукотворном мире, мире общественных (социальных отношений, мире собственной внутренней жизнедеятельности » (26, 43) . При разработке комплексно-тематического плана педагогом выделяются основные «узловые» темы. Темы занятий «многослойны» , то есть они повторяются с определенным усложнением в каждой возрастной группе. Возвращение к теме в иных педагогических условиях, на другом содержании, возрастном уровне развития помогают ребенку успешно освоить информацию, овладеть новыми способами общения и познания окружающего мира, формирует компетентность как особую «практическую умелость, опыт» при решении несложных жизненных ситуаций. Ход занятия, методические приемы, формы предварительной и индивидуальной работы с детьми, дидактические материалы, то есть все основное методическое и дидактическое сопровождение педагоги отражают в конспектах, сценарных планах занятий . Помимо основного образовательного содержания воспитателю целесообразно иметь дополнительный тематический материал : тексты художественных произведений, дидактические игры и игровые упражнения, творческие задания для самостоятельной исследовательской деятельности , иллюстрации, модели, схемы и др. Дополнительный материал обеспечивает педагогам свободу выбора содержания с учетом возможностей детей и реальной образовательной ситуации .

Комплексно-тематический план может составляться воспитателем при участии специалистов ДОУ, которые на своих занятиях творчески обогащают и развивают возможности детей, добиваясь при интеграции усилий высоких образовательных эффектов .

Таким образом , можно говорить о том, что сегодня традиционные подходы к планированию образовательной деятельности нуждаются в доработке и корректировке. Необходимо учитывать не только возрастные особенности каждой группы дошкольников , но и индивидуальные особенности каждого ребенка в отдельности. В связи с чем перспективным представляется комплексно-тематический подход к планированию . К составлению планов , как календарных, так и перспективных целесообразно привлекать весь педагогический коллектив ДОУ : это обеспечит более высокое качество планирования , а значит и всего образовательного процесса в целом .

Понравилась статья? Поделитесь ей