Контакты

Понятие общения как социально психологического феномена. Лекция на тему "общение как феномен". Уровни и функции общения

  • Прокопенко Иван Александрович , Начальник сектора по работе с казачьими обществами Волгодонского района. Заместитель атамана Первого Донского округа ВКО ВВД по работе с казачьей молодежью

Разделы: Социальная педагогика

Введение.

Глава I. Общение – уникальный социально-психологический процесс.

1.2. Виды общения.

1.3. Техника и приемы общения.

1.4. Роль общения в социально-психологическом развитии личности.

Заключение.

Библиография.

Введение

Тема “Общение как социально-психологический феномен” - одна из интересных и важных тем социальной психологии; тема, которая всегда является актуальной. Ведь человек живет в обществе, является членом его, человек, в отличие от животного наделен речью – неотъемлемой частью общения человека с человеком. Общение – это уникальное социально-психологическое явление, общение – это “сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека . Социально-психологический феномен – общение дает возможность человеку контактировать друг с другом, обогащаясь новыми знаниями, дает человеку возможность осознания своей значимости в жизни. в деятельности, к этому изначально стремится человек. “Если бы наши предки не имели этого пламенного стремления к собственной значимости, то не было бы цивилизации. Без него мы недалеко ушли бы от животных” .

Без общения невозможно представить жизнь человека, оно необходимо в совместной деятельности, оно способствует не только обмену информацией, но и выработке единой стратегии взаимодействия человека с человеком в обществе, помогает не только восприятию, но и пониманию человека человеком, способствует взаимопониманию между людьми. Вот поэтому-то отсюда и вытекает главная цель данного реферата: показать, что общение – это действительно социально-психологический феномен. Задачи работы следующие: 1)показать роль общения в развитии человека; 2)показать виды, технику и приемы общения.

Интересный материал для раскрытия темы представляют следующие источники: “Азбука гражданина” - составитель А.Иванов, в котором большое внимание уделяется той роли общения, которую оно играет в жизни молодого поколения. “Эстетика на каждый день” В.Брожика дает возможность человеку увидеть и оценить роль общения в повседневной жизни, доктор философии, профессор Владимир Брожик в популярной форме освещает важность эстетики общения. Психолог М.Р.Гинзбург в своем труде “Путь к себе”, показывает, что верно видеть и понимать самого себя – непростое дело, в котором одна из важных ролей принадлежит общению. Хрестоматия для учащихся старших классов “Из истории русской гуманистической мысли” составителя А.Ф.Малышевского и других – богатый материал из истории общения. Книга Дейла Карнеги “Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей” – это своеобразный учебник умения общения, где известный американский специалист в области ораторского искусства и человеческих взаимоотношений внимание читателей обращает на умение общаться, от этого зависти очень многое в жизни и деятельности самого человека. “Краткий психологический словарь” под редакцией А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского, как и труд А.В.Петровского “Быть личностью” – нужный и интересный материал по предмету “Социальная психология”. Труды Артура Владимировича Петровского, академика АПН, издаются не только у нас в России, но и за рубежом. “Культура личности – в чем она?” – это беседы о прекрасном в жизни и человеке (сост. К.Ф.Луганский: Общ. ред. Л.С.Акентьевой), где тоже немаловажная роль принадлежит общению. Работа Е.Мелибруда “Я – Ты – Мы” – это важный помощник психологической возможности улучшения общения, когда человеку интересна сама возможность развить свои психологические способности, важные в общении с людьми. “Мир человека” составителя А.Романова дает возможность молодому поколению прикоснуться к традициям своего народа, которые невозможны без общения в быту, жизни, в деятельности. Труд “Психология” Роберта Семеновича Немова, известного российского психолога, доктора наук, профессора, академика и члена-корреспондента Академии педагогических и социальных наук Международной академии психологических наук, дает богатый материал по теме данной работы, обращая наше внимание на то, что “общение свойственно всем высшим живым существам, но на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы, становясь осознанным и опосредованным речью” , что общение - это действительно социально-психологический феномен. “Культурология. Энциклопедический словарь” Константина Михайловича Хоруженко – всегда важный помощник в работе над рефератом, он является синтезом базовых культурологических материалов; само понятие общение здесь раскрывается так: “общение – взаимодействие между людьми, главным образом непосредственные. Понятие общение используется и для характеристики взаимодействий между различными социальными и культурными системами (“межнациональное общение”, “общение культур” и др.), т.е. в плане более широком, нежели межличностная связь между людьми. В любом случае общение не может не может осуществляться, минуя межиндивидуальные контакты” .

Все источники, используемые в реферате, дают возможность глубокого понимания значимости общения в жизни человека, помогают раскрытию самой темы данной работы.

Глава I.
Общение – уникальное социально-психологическое явление

Содержание, цели и средства общения

Общение, как социально-психологический феномен, в жизни человека имеет “значение не меньшее, чем воздух, которым дышим. В земной атмосфере в соответствующих пропорциях содержатся элементы, необходимые для жизни и нормального функционирования организмов. Эти элементы окружают нас и проникают внутрь каждого организма. Подобную роль в социальной жизни людей играют межличностные отношения… Недостаток или избыток отдельных элементов атмосферы межличностного общения затрудняет, а порой делает невозможной нормальную, приносящую чувство удовлетворения жизнь” .

Общение присуще всем высшим живым существам. Но только на уровне человека оно приобретает самые совершенные формы. В образе жизни различных высших животных и человека выделяются две стороны: контакты с природой и контакты с живыми существами, первая – это деятельность, а вторая – и есть общение, где взаимодействуют друг с другом живые существа, организм с организмом, обмениваясь информацией. “В общении выделяются следующие аспекты: содержание, цель и средства. Содержание – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа к другому . Содержание общения могут составлять сведения о внутреннем мотивационном или эмоциональном состоянии личности. Один человек другому передает информацию о своих потребностях и рассчитывает на то, что тот, к кому он обращается, будет участвовать в удовлетворении этих потребностей. Кроме того, через общение человека с человеком, могут передаваться и данные об эмоциональном состоянии личности. “Одним из важнейших фактов человеческой жизни является то, что люди испытывают различные эмоциональные переживания и стремятся их испытать. Основной источник этих переживаний – ситуации межличностного общения” . Это и удовлетворенность, и радость, и гнев, и печаль, и страдание и т.п. Важно то, что “удовлетворение эмоциональных потребностей возможно во всех формах контактов… люди часто недооценивают этот факт, пренебрегают им или даже пытаются как-то ему противостоять. Это обстоятельство, возможно, связано с убеждением, что эмоции препятствуют интеллектуальной работе и профессиональной деятельности. Так появляются требования избавить профессиональную деятельность или научные исследования от эмоций, хотя полностью исключить моменты удовлетворения эмоциональных потребностей из межличностного общения попросту невозможно. В результате эмоциональные проблемы чаще всего вытесняются из сферы сознания, а это скорее вредно, чем полезно” . Содержание общения человека с человеком многопредметно, оно является самым разнообразным по своему внутреннему содержанию. Ведь в общении друг с другом люди получают информацию о мире, получают богатый жизненный опыт, знания, развивают свои способности, умения и навыки. Например, чтобы лучше понять человека, чтобы была польза от общения, чтобы понравиться людям, следует воспользоваться следующими простыми советами: “Искренне интересуйтесь другими людьми” и “Говорите о том, что интересует вашего собеседника” .

Важную роль в общении имеет сама его цель. “Цель общения – это то, ради чего у человека возникает данный вид активности” . У животных и человека цели могут быть разными: у животных целью общения может быть побуждение другого животного к каким-либо действиям или же –предупреждение о том, что необходимо не предпринимать никаких действий (предупреждение об опасности, это одно из важных действий). И человек может побуждать человека к каким-либо действиям, но, что особенно важно – это передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, согласование действий людей в их совместной деятельности, установление и прояснение личных и деловых взаимоотношений. И здесь не обойтись без того, что так важно в развитии личности – “учиться понимать себя, свой внутренний мир, свои мысли, чувства и переживания… формировать себя” . В личных взаимоотношениях надо находить твердую опору, самому решать возникающие сложные вопросы. “Дело в том, что люди довольно часто пытаются переложить решение собственных проблем на чужие плечи. Однако никто, кроме них самих их решить не может. То есть решить-то, конечно, можно – временно. До того, как возникнет новая проблема. Проблем в жизни много. Привыкнет человек к костылям и так и будет ковылять по жизни, опираясь то на один костыль, то на другой. Совсем без костылей ходить разучится. Будет на ровном месте спотыкаться. По жизни не ковылять надо, а идти широко и смело – на своих ногах… Ничего нет на свете интересней жизни …” – дает мудрый совет психолог М.Р.Гинзбург . Все это присуще человеческому общению. И если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения насущных для них биологических потребностей, то у человека цели общения представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей нравственного роста, нравственного развития и других. И здесь важны средства общения, которые “можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения одного живого существа другому” . Информация может передаваться с помощью прямых телесных контактов (руками, касанием тела), может быть передана и воспринята на расстоянии, через органы чувств (наблюдение со стороны одного человека за движениями другого человека и восприятие сигналов, которые производит один из общающихся). Человек, используя данные ему от природы способы передачи информации, изобретает и усовершенствует другие. Например, язык и другие знаковые системы, письменность, ее формы и виды (тексты, рисунки, схемы, чертежи), технические средства записи, передачи и хранения информации (это и радио, и видеотехника; механическая, магнитная, лазерная и другие формы записи). “По своей изобретательности в выборе средств и способов внутривидового общения человек намного опередил все известные нам живые существа, обитающие на планете Земля” . И это не удивительно. “Если человек ощущает свое участие в жизни общества, в его развитии, он создает не только материальные ценности для людей, он создает и самого себя” .

Виды общения

Виды общения определяются в зависимости от содержания, цели и средств общения человека с человеком. По содержанию общение делится на следующие виды: материальное, оно направлено на обмен предметами и продуктами деятельности. Здесь участники, занятые индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые сами по себе являются средством удовлетворения их насущных потребностей. Следующий вид общения – когнитивное общение, которое предполагает обмен знаниями, что очень важно в жизни человека, в его социально-психологическом развитии. “Распространение просвещения и общий разум показали, что опыты суть основание всего естественного познания. <…> Речь есть, кажется, средство к собранию мыслей воедино; ее способию одолжен человек всеми своими изобретениями и своим совершенствованием” . Все, что достигнуто человеком на земле, все это благодаря, в первую очередь, конечно же обмену знаниями, то есть когнитивному виду общения. Следующий, немаловажный вид общения – кондиционное общение, что представляет собой обмен психическими или физиологическими состояниями, здесь человек на человека оказывает такое влияние, которое рассчитано на то, чтобы привести того или иного человека в определенное психическое состояние (успокоить или же, напротив, возбудить собеседника, поднять настроение или же испортить его, т.е. оказать в конечном счете определенное воздействие на самочувствие одного человека на другого). И здесь важно понимать друг друга в общении. “Умение понимать все, что происходит с людьми и в самих людях, постигать смысл их поступков, переживаний, мыслей, стремлений, осознавать внутренний смысл целых ситуаций, возникающих в результате поступков нескольких людей, - это способность, значение которой трудно переоценить. Особенно важно уметь осознавать не только то, что касается других, но и собственное поведение, свои реакции в конкретных ситуациях межличностного общения. Эта способность формируется на основе выработки в себе навыка быстро и однозначно вносить в суждения о людях и о себе самом. Склонность быстро и бесповоротно судить о людях мешает по-настоящему глубоко их понимать” . В общении этого вида следует разносторонне оценивать личность, понимать ее действия и внутренние переживания, так как “только человек, являющийся объектом нашей познавательной деятельности, может вынести окончательное суждение о том, правильно ли мы его понимаем” .

Мотивационное общение – это общение такого вида, которое предусматривает обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями. “Мотивационное общение имеет своим содержанием передачу друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении” . Влияние одного человека на другого может ассоциироваться со способностью подчинять людей своей воле. “Основным инструментом, с помощью которого мы устанавливаем контакты с другими и определенным образом влияем на них, является наша личность со всеми присущими ей ограничениями и особенностями. Если воздействие на другого человека определяется характером моих потребностей, стремлений и желаний, то практически всегда в ответном воздействии на меня со стороны этого человека точно так же отражаются и его потребности, стремления и желания. Реальные последствия направленного воздействия заключаются в обмене взаимных влияний и затрагивают обоих партнеров. Это может происходить в виде борьбы и стычек, а возможно, в форме совместной деятельности и взаимодействия. Таким образом способность к оказанию влияния на другого человека можно понимать как умение строить отношения в желанном отношении” .

Важное значение в социально-психологическом развитии личности имеет следующий вид общения – деятельностное общение, которое в основе своей содержит обмен действиями, операциями, умениями, навыками. “Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Здесь от субъекта к субъекту передается информация, расширяющая кругозор, совершенствующая и развивающая способности” .

Вторую важную группу видов общения составляют общения, выделяемые по целям общения. Они следующие: биологическое и социальное в соответствии с потребностями, которые лежат в их основе. Биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей, это общение, которое необходимо для поддержания, сохранения и развития организма. Социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, кроме этого – и на установление и развитие интерперсональных отношений и личностного роста индивида. Межличностные контакты смогут принести обоюдную пользу людям только тогда, когда обе стороны будут поступать так, чтобы их поступки в конечном счете и привели к ожидаемому положительному результату. “Философы тысячелетиями рассуждали о нормах человеческих взаимоотношений, и из этих рассуждений выкристаллизовалась только одна важная заповедь. Она не нова. Она также стара, как сама история. Заратуштра внушал ее огнепоклонникам в Персии три тысячи лет назад. Лао-Цзы, основатель даосизма, завещал ее своим последователям в Ханьской долине. Будда проповедовал ее на берегах священного Ганга за пятьсот лет до рождества Христова. Священные книги индуизма учили этой заповеди за тысячу лет до того. Иисус провозгласил ее среди каменистых холмов Иудеи девятнадцать столетий назад. Он суммировал ее в одной мысли – важнейшем, пожалуй, принципе на свете: “во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними” .

В зависимости от средств общения выделяют следующие виды общения: непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное. С помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, туловище, голосовые связки и т.п.) осуществляется непосредственное общение, а опосредованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией: это природные предметы (след на земле, палка, брошенный камень и др.), это могут быть и культурные предметы (печать, радио, телевидение, знаковые системы, записи символов на различных носителях и др.).

Прямое и косвенное общение тоже имеет немаловажное значение в социально-психологическом развитии личности. Прямое общение опирается на личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся сторон в самом акте общения (телесные контакты, беседы людей друг с другом, их общение в тех случаях, когда они видят и непосредственно реагируют на действия друг друга). И здесь, безусловно, “умение видеть связи между собственным поведением и реакциями других, между поступками окружающих и своим поведением помогает адекватно понимать людей. Эта двусторонняя связь поведения одного человека и внутренних реакций другого является ключом к пониманию того, что на самом деле происходит между людьми. Чтобы понять эту связь, следует идти навстречу друг другу, облегчая взаимопонимание. А для этого необходимы открытость и доверие, развитое самосознание и согласие с самим собой” . Косвенное общение – это такое общение, осуществляемое через посредников, которыми могут выступать другие люди (переговоры между конфликтующими сторонами, например, в какой либо группе или семье). Эти два вида общения, прямое и косвенное, еще раз подчеркивают то, что “человек отличается от животных наличием у него особой, жизненно важной потребности в общении, а также тем, что большую часть своего времени он проводит в общении с другими людьми” .

Интересны и важны следующие виды общения – деловое и личностное, инструментальное и целевое. Деловое общение, как частный момент, включено в какую-либо совместную деятельность и является средством повышения качества данной деятельности, содержанием делового общения служит то, чем заняты люди. Личностное же общение направлено на психологические проблемы внутреннего характера, интересы и потребности, затрагивающие личность человека: это и поиск смысла жизни, и определение своего отношения к тому человеку, который для данной личности значим, к тому еще, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта и др. “В межличностных отношениях неизбежно возникают трудности и конфликты, они являются естественной частью нашей жизни. Широко распространены житейские соображения, что конфликты – это нечто неблагоприятное и опасное, что следует любой ценой их избегать и что хорошим отношениям между людьми свойственно полное отсутствие каких-либо конфликтов. В результате большой популярности подобных воззрений люди стараются скрывать свои конфликты от других и даже от самих себя. Таким образом, часть конфликтов существует во внутреннем, скрытом плане” . нельзя уходить от разрешения конфликтов, их надо разрешать обязательно, так как это вредит самой личности и межличностным отношениям.

В жизни человека общение не может существовать как обособленный процесс или же самостоятельная форма активности. Общение обязательно включено в индивидуальную или групповую практическую деятельность, которая немыслима без этого социально-психологического феномена.

Свою, определенную роль, выполняет как инструментальное, так и целевое общение. “Инструментальным можно назвать общение, которое не является самоцелью, не стимулируется самостоятельной потребностью, но преследует какую-то иную цель, кроме получения удовлетворения от самого акта общения. Целевое – это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении” .

Есть еще один вид общения, который важен для человека, он присущ только человеку – это вербальное общение, которое тесно связано с невербальным общением: общение при помощи мимики, жестов, через прямые сенсорные или телесные контакты, невербальное общение не предполагает использование речи. А вот вербальное общение предполагает усвоение языка, оно богаче всех форм общения, хотя и не может полностью заменить другие формы и виды общения.

Какой бы вид общения мы ни взяли, ясно одно – все виды имеют свое значение в социально-психологическом развитии личности. Ведь общение и деятельность человека тесно связаны друг с другом, хотя и существуют между ними различия. “Результатом деятельности обычно является создание какого-либо материального или идеального предмета, продукта (например, формулировка идеи, мысли, высказывания). Итогом общения становится взаимное влияние людей друг на друга. Деятельность является в основном интеллектуально развивающей человека формой активности, а общение – видом активности, главным образом, формирующей и развивающей его как личность. Но деятельность может также участвовать в персональном преобразовании человека, равно как общение – в его интеллектуальном развитии. И деятельность и общение поэтому следует рассматривать как взаимосвязанные стороны развивающей человека социальной активности” .

Техника и приемы общения

Содержание, цель и средства общения, виды общения тесно связаны с такими важными понятиями в социальной психологии как техника и приемы общения. “Техника общения – это способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения, а приемы – предпочитаемые средства общения, включая вербальное и невербальное” . Человек, прежде чем вступить в общение с другим человеком, определяет свои интересы, соотносит их с интересами человека, с которым общается, оценивает человека как личность, вырабатывает технику и приемы общения, которые наиболее подходят при данном общении. А потом, уже в ходе самого общения, контролирует ход и результаты общения. Здесь следует обратить внимание на то, как правильно завершить общение, чтобы у собеседника осталось соответствующее впечатление о себе, сделать так, чтобы у собеседника в дельнейшем возникло (или же, напротив, не возникло) желание общаться дальше.

Начиная общение с человеком, следует помнить о том, что здесь техника общения включает такие элементы: принятие определенного выражения лица, позы, выбор начальных слов и тона высказывания, движений и жестов, которые привлекают внимание партнера, они должны быть направлены на преднастройку партнера, на определенное восприятие информации. Важное значение придается выражению лица, так как это должно отражать три главных момента: цель сообщения, желаемый результат общения и демонстрируемое отношение к собеседнику. Здесь важно буквально все: и занимаемая поза при общении, и выражение лица. Например, разговор собеседников, который проходит лицом к лицу, облегчает общение, в то время как общение, при котором кто-то из сторон смотрит в сторону, или же стоит вполоборота, будет, безусловно, затруднять общение.

Очень внимательно при общении следует относиться к начальным словам и тону, ведь официальный тон и подчеркнутое обращение на “Вы” уже может означать, что обращающийся к партнеру при общении не намерен переходить на дружеский лад. И в то же время обращение на “ты”, дружеский тон располагают собеседников друг к другу, а улыбка, которая подчеркивает дружеское отношение, делает общение приятным. От умения улыбаться может многое зависеть в жизни человека, улыбка способна сделать больше, чем что-то другое в технике общения. “Она ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех, кто ею одаривает. Она длится мгновение, а в памяти остается порой навсегда. Никто не богат настолько, чтобы обойтись без нее. И нет такого бедняка, который не стал бы от нее богаче. Она создает счастье в доме, порождает атмосферу доброжелательности в деловых взаимоотношениях и служит паролем для друзей” .

Жесты человека при общении, так же как и выражение лица, его мимика часто являются непроизвольными, поэтому можно наблюдать, как общающиеся, чтобы скрыть свое состояние или отношение к партнеру, могут отводить в сторону глаза и прятать руки.

“В процессе общения применяются некоторые другие виды техники и приемы разговора, основанные на использовании так называемой обратной связи. Под ней в общении понимается техника и приемы получения информации о партнере по общению, используемые собеседниками для коррекции собственного поведения в процессе общения” . При обратной связи происходит сознательный контроль коммуникативных воздействий, здесь и наблюдение за собеседником, и оценка его реакций, и последующие изменения в соответствии с этим своего собственного поведения. Обратная связь при общении позволяет собеседникам видеть себя со стороны и правильно судить о себе в процессе общения, кроме того еще обратная связь дает возможность партнерам соотносить свои реакции с оценками собственных действий и делать вывод о том, что явилось, к примеру, причиной определенной реакции собеседника на сказанные слова, здесь же имеет место и коррекция, которую вносит общающийся человек в собственное поведение в зависимости от того, как он воспринимает и оценивает действия партнера по общению. “Таким образом, умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и в структуру коммуникативных способностей личности. От коммуникативных способностей, которые включают в себя и навыки общения человека с человеком, зависит во многом успешность общения. Люди отличаются друг от друга и по возрасту, и по образованию, и по уровню культурного и психологического развития, и по жизненному и профессиональному опыту и пр. От этого зависит в какой-то степени и коммуникативность их в общении. Образованные и культурные люди обладают более выраженными способностями коммуникации, чем необразованные и малокультурные. “Люди, чьи профессии предполагают не только частое и интенсивное общение, но и исполнение в обществе определенных ролей (актеры, врачи, педагоги, политики, руководители), нередко обладают более развитыми коммуникативными способностями, чем представители иных профессий” .

Говоря о технике и приемах общения, следует обратить внимание и на то, что они различны и по возрастным особенностям (дети, подростки, юноши и девушки, взрослые, пенсионеры и пр.) Более непосредственны в общении, конечно же, дети, в их технике общения первенство принадлежит невербальным средствам, общение у детей часто носит чрезмерно эмоциональный характер, здесь слабо развита и обратная связь. “С возрастом эти особенности общения постепенно исчезают и оно становится более взвешенным, вербальным, рациональным, экспрессивно экономным. Совершенствуется и обратная связь” . Кроме того на технику общения и приемы общения оказывает влияние и то, кем по профессии являются общающиеся. Актеры могут в технике общения использовать свой профессиональный игровой стиль общения, а руководители, к примеру, могут в общении опираться на менторский тон, врачи же делают опору в общении на повышенное внимание, сочувствие к собеседнику.

Техника и приемы общения важны и необходимы в человеческом общении. Общаясь, человек обогащает себя и дает возможность своему собеседнику увидеть себя в данном общении, приобрести нужную и полезную информацию. Следует помнить о том, что нужно быть не только собеседником, но и слушателем. “Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других говорить о самих себе” .

Роль общения в социально-психологическом развитии личности

Общение, как сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, - это высшее благо, данное человеку, которое порождается потребностями совместной деятельности, включает в себя обмен информацией. В результате общения люди взаимодействуют друг с другом. “Общение является непременным условием любых форм социальной и индивидуальной жизни человека. Благодаря ему оказалась возможной совместная деятельность людей по овладению природой и удовлетворению индивидуальных потребностей. В процессе общения формируются образцы и модели поведения человека, которые впоследствии “входят внутрь” человека. Мышление, способность к анализу и оценка, образ мира и самого себя формируются у индивида в ходе общения. Внимательно прислушавшись к своей внутренней жизни, любой из нас наверняка обнаружит непрекращающийся процесс внутренней коммуникации – внутренние диалоги самого разного характера, споры, критику, оправдание. Словно какая-то часть наших бесед с другими из повседневной жизни перешла во внутренний план и вплелась в структуру личности” .

Общение необходимо каждой личности, основным или естественным способом существования личности является ее связь с другими личностями, сосуществование с ними, а не изоляция от окружающих и жизнь исключительно для самого себя. “Общение имеет огромное значение в формировании человеческой психики, ее развитии и становлении разумного, культурного поведения. Через общение с психологически развитыми людьми, благодаря широким возможностям к научению, человек приобретает все свои высшие познавательные способности и качества. Через активное общение с развитыми личностями он сам превращается в личность” . С самого своего появления на свет человек имеет возможность общаться, если бы этого не было, то человек никогда бы не стал культурно и нравственно развитой личностью, лишившись общения, человек теряет многое. На ранних этапах человеческой жизни (онтогенеза) для развития ребенка очень большое значение имеет общение со взрослыми. Именно в это время все свои социальные и психологические качества ребенок приобретает почти исключительно через общение, потому что вплоть до начала школьного обучения, а вернее до наступления подросткового возраста, ребенок лишен способности к самообразованию и самовоспитанию.

Психическое развитие маленького гражданина начинается с общения, это и есть его первый вид социальной активности, который возникает в онтогенезе, благодаря этому ребенок получает необходимую для его индивидуального развития информацию. А уже позже, на втором-третьем году жизни ребенка появляется и предметная деятельность, которая тоже является условием и средством социального и психологического развития личности.

Именно в общении, в начале через прямое подражание, потом через словесные инструкции, приобретается основной жизненный опыт ребенка. Взрослые, с которыми общается ребенок, являются носителями этого опыта, и именно через общение, а никаким другим путем этот опыт не может быть приобретен маленьким гражданином, личностью. Здесь все важно для ребенка: и интенсивность общения, и разнообразие содержания, целей и средств общения, потому что все это очень значимо в социальном и психологическом развитии личности ребенка. Все виды общения приносят неоценимую пользу человеку. “Личностное общение формирует человека как личность, дает ему возможность приобрести определенные черты характера, интересы, привычки, склонности, усвоить нормы и формы нравственного поведения, определить цели жизни и выбрать средства их реализации” . Немаловажную роль в развитии личности играет и материальное общение, потому что благодаря ему человек получает необходимые для нормальной жизни предметы материальной и духовной культуры, а они в свою очередь выступают в качестве условия индивидуального развития личности. Фактором интеллектуального развития личности является когнитивное общение, когда обе стороны в общении обмениваются информацией, взаимно обогащаясь знаниями. Состояние готовности к научению, формулировку установок, необходимых для оптимизации других видов общения дает кондиционное общение, именно оно косвенно способствует индивидуальному интеллектуальному развитию человека.

Значимую роль в социально-психологическом развитии личности оказывает и мотивационное общение, которое служит источником дополнительной энергии для человека, так же как приобретенные в результате мотивационного общения новые интересы, мотивы и цели деятельности увеличивают психоэнергетический потенциал личности, который способствует социальному развитию личности.

Межличностный обмен – деятельностное общение, в результате которого через обмен действиями, операциями, умениями и навыками происходит развитие личности, так как совершенствуется и обогащается ее собственная деятельность.

Биологическое и социальное общения играют важную роль в развитии личности, ведь первое служит самосохранению организма в качестве важнейшего условия поддержания и развития его жизненных функций, а второе, социальное – обслуживает общественные потребности людей и, кроме того, является фактором, который способствует развитию форм общественной жизни (групп, коллективов, организаций, наций, государств, человечества в целом). А невербальное общение дает возможность развития личности еще до того, как ребенок научился говорить, еще способствует развитию и совершенствованию коммуникативных возможностей человека, помогая ему тем самым становиться более способным к межличностным контактам и открывать для себя более широкие возможности в собственном развитии. Значение вербального общения вообще неоценимо и в психологическом, и в социальном развитии личности. “Оно связано с усвоением речи, а она, как известно лежит в основе всего развития человека, как интеллектуального, так и собственно личностного” .

Все виды общения, безусловно, имеют свое исключительное значение в развитии личности, в их ряду достойное место занимают непосредственное и опосредованное общение. “Непосредственное общение необходимо человеку для того, чтобы обучаться и воспитываться в результате широкого использования на практике данных ему с рождения, самых простых и эффективных средств научения: условнорефлекторного, викарного и вербального. Опосредованное общение помогает усвоению средств общения и совершенствованию на базе их способности к самообразованию и самовоспитанию человека, а также к сознательному управлению самим общением” .

Таким образом, роль общения в социально-психологическом развитии личности, безусловно, велика, ведь “общение с людьми формирует личность человека, каждый человек, живя в мире людей, формирует и изменяет этот мир” .

Заключение

Тема “Общение как социально-психологический феномен”, рассматриваемая в данном реферате, является интересной, важной и актуальной, так как одной из важнейших особенностей общения является создание условий, способствующих социально-психологическому развитию личности. Общение – это действительно феноменальный процесс, без которого невозможна жизнь человека, именно это явилось главной целью данной работы и было рассмотрено в реферате. А через задачи: 1)показать роль общения в развитии человека; и 2)показать виды, технику и приемы общения; данная тема была углублена и раскрыта, использована была при этом интересная библиография.

Общение дает человеку то, что так необходимо в его жизни – ведь “вступая в отношения с другими людьми, каждый из нас устанавливает определенные отношения и с самим собой. Способность людей помогать друг другу в трудных ситуациях и в процессе личностного роста тесно связана с их умением поддерживать конструктивные отношения с собой” . Кроме того – общение, какой бы вид мы ни взяли, способствует разностороннему интеллектуальному развитию личности. Только общаясь, человек способен утвердиться в обществе. Человек постепенно, идя по жизни, накапливает культуру общения, развивается психологически. “Психологически высокоразвитый человек отличается от менее развитого не только выраженной потребностью в общении с разнообразными людьми, но также богатым содержанием, множественность целей и широким выбором средств общения” .

Библиография

  1. Азбука гражданина: Сборник / Сост. А.Иванов. -М.: Молодая гвардия, 1980. -250 с.
  2. Брожик В. Эстетика на каждый день / Пер. со словац. С.Д.Баранниковой. -М.: Знание, 1991. -208 с.
  3. Гинзбург М.Р. путь к себе. -М.: Педагогика, 1991. -106 с.
  4. Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов / Сост. А.Ф.Малышевский и др.: Общ. ред. А.Ф.Малышевского: Науч. ред. А.И.Ракитова. -М.: Просвещение, 1993. -288 с.
  5. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. В.П.Зинченко и Ю.М.Жукова. –Самара: Самарский дом печати, 1994. -528 с.
  6. Краткий психологический словарь / Под общ. ред. А.В.Петровского и М.Г.Ярошевского. -М.: Политиздат, 1985. -431 с.
  7. Культура личности – в чем она? Беседы о прекрасном в жизни и в человеке / Сост. К.Ф.Луганский: Общ. ред. Л.С.Акентьевой. –Ростов-на-Дону: Ростовское книжное издательство, 1986. -142 с.
  8. Мелибруда Е. Я – Ты - Мы: Психологические возможности улучшения общения: Пер. с польск. / Вступ. ст. и общ. ред. А.А.Бодалева и А.Б.Добровича. –М.: Прогресс, 1986. -256 с.
  9. Мир человека / Сост. А.Романов. -М.: Молодая гвардия, 1985. -207 с.
  10. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. - 4-е изд. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. –Кн. 1: Общие основы психологии. -688 с.
  11. Петровский А.В. Быть личностью. -М.: Педагогика, 1990. -112 с.
  12. Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. –Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. -640 с.

Слайд 2

Понятие общения

Общение - это сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя: обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. Виды общения: невербальное (бессловесное) общение - общение с использованием мимики, жестов, осанки и позы вместо слов; вербальное (словесное, речевое) общение.

Слайд 3

Уровни общения

Внутриличностное - мысленное общение человека с самим собой, когда он вырабатывает какие-то планы, развивает идеи, подготавливается к общению с кем-либо и т.д. Межличностное - общение между двумя и более людьми. Общественное - общение человека с большой аудиторией.

Слайд 4

Стороны общения

Первая - коммуникативная. Общение включает в себя обмен информацией между участниками совместной деятельности, который может быть охарактеризован в качестве коммуникативной стороны общения. Вторая сторона общения (интерактивная) - взаимодействие общающихся. Организация взаимодействия между людьми. Обмен в процессе речи не только словами, но и действиями, поступками. Третья сторона общения (перцептивная) - восприятие общающимися друг друга. Очень важно, например, воспринимает ли один из партнеров по общению другого как заслуживающего доверия, умного, понятливого, подготовленного или же заранее предполагает, что тот ничего не поймет и ни в чем сообщенном ему не разберется.

Слайд 5

Невербальное общение

Эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание, образует особый, невербальный аспект обмена информацией, особую, невербальную коммуникацию. К средствам невербальной коммуникации принадлежат жесты, мимика, интонации, паузы, поза, смех, слезы и т.д., которые образуют знаковую систему, дополняющую и усиливающую, а иногда и заменяющую средства вербальной коммуникации - слова.

Слайд 6

Общение как межличностное взаимодействие

Общение выступает как межличностное взаимодействие. Вступая в общение, т.е. обращаясь к кому-либо с вопросом, просьбой, приказанием, объясняя или описывая чтото, люди с необходимостью ставят перед собой цель оказать воздействие на другого человека, добиться от него желаемого ответа, выполнения поручения, понимания того, что он до тех пор не понимал.

Слайд 7

Общение как понимание людьми друг друга

За взаимодействием и коммуникативной стороной общения выступает его перцептивный аспект - осуществляемое в общении взаимное восприятие его участников. Общение становится возможным только в том случае, если люди, вступающие во взаимодействие, могут оценить уровень взаимопонимания и дать себе отчет в том, что представляет собой партнер по общению. Участники общения стремятся реконструировать в сознании внутренний мир друг друга, понять чувства, мотивы поведения, отношение к значимым объектам.

Слайд 8

Слайд 9

Субъекту непосредственно дан лишь внешний облик других людей, их поведение и поступки, используемые ими коммуникативные средства.

Слайд 10

Причинное объяснение поступков другого человека

Причинное объяснение поступков другого человека путем приписывания ему чувств, намерений, мыслей и мотивов поведения носит название каузальной атрибуции или причинной интерпретации. Каузальная атрибуция осуществляется чаще всего неосознанно - либо на основе идентификации с другим человеком, т.е. при приписывании другому человеку тех мотивов или чувств, которые сам субъект, как он считает, обнаружил бы в аналогичной ситуации.

Слайд 11

Стереотипизация - классификация форм поведения и интерпретация (иногда без каких-либо оснований) их причин путем отнесения к уже известным или кажущимся известными явлениям, т.е. отвечающим социальным стереотипам.

Слайд 12

Элементы общения

1.отправитель (тот, кто передает информацию); 2. сообщение (посылаемая информация); 3. канал - форма отправки сообщения (устная речь, неречевой метод, то есть мимика, жесты, поза, письменная речь); 4. получатель (тот, кому посылается сообщение); 5. подтверждение (способ, с помощью которого уведомляют отправителя, что сообщение получено).

Слайд 13

Каналы общения

Устная речь - получатель ее слышит. Неречевое сообщение - это мимика, жесты, позы, какие-то действия, которые получатель видит. Письменное сообщение - слова и символы, которые получатель прочитывает.

Слайд 14

Этапы процесса общения

1. Потребность в общении побуждает человека вступить в общение. 2. Ориентировка в целях общения, во внешней ситуации общения. 3. Ориентировка в личности собеседника. 4. Планирование содержания общения. Человек представляет себе, что именно он скажет.

Слайд 15

5. Сознательно или бессознательно человек выбирает конкретные средства общения, речевые фразы, которыми будет пользоваться. 6. Восприятие и оценка ответной реакции собеседника. Контроль эффективности общения на основе установления обратной связи, корректировка направления, стиля, методов общения.

Слайд 16

Правила эффективного общения

Необходимо проявлять искренний интерес к другим людям. Стоит попытаться понять достоинства другого человека Постараться понять других людей Стараться быть доброжелательным и приветливым

Слайд 17

Обращаться к человеку по имени, отчеству Учитывать желания, вкусы, интересы вашего собеседника Быть хорошим слушателем Уважение к мнениям другого, избегать говорить человеку, что он не прав

Слайд 18

Вопросы могут быть

закрытые (общие), на которые ответ может быть односложным - «да» или «нет»; открытые (специальные), на которые можно получить более или менее подробный ответ.

Слайд 19

Цель контактов между медицинским работником и пациентом

Цель контактов между медицинским работником и пациентом – медицинская помощь, оказываемая одним из участников общения по отношению к другому. Такие отношения обусловлены в определённой мере и условиями, в которых ведется лечебная деятельность. Исходя из основной цели лечебного взаимодействия, можно предположить неоднозначность важность контактов в системе взаимодействия медработник – пациент.

Слайд 20

Для медицинской психологии интересны мотивы и ценности врача, его представление об идеальном пациенте, а также определённые ожидания самого пациента от процесса диагностики, лечения, профилактики и реабилитации, поведения врача или медсестры.

Слайд 21

Умение медработника понять больного человека

Одной из основ лечебной деятельности является умение медработника понять больного человека. В процессе лечебной деятельности важную роль играет умение выслушать пациента, что представляется необходимым для формирования контакта между ним и медработником, в частности, врачом. Умение выслушать больного человека не только помогает определить-диагносцировать заболевание, которому он может быть подвержен, но и сам по себе процесс выслушивания оказывает благоприятное взаимодействие на психологический контакт врача и пациента. Важно отметить, что необходимо учитывать и особенности (профильность) заболевания при контакте с пациентом, поскольку в распространённых в клинической медицине терапевтических отделениях находятся больные самого различного профиля.

Слайд 22

Соматогении и психогении

В клинике внутренних болезней специалисты имеют дело с соматогенными и психогенными нарушениями. И в тех, и других случаях больные высказывают большое число различных жалоб и очень настороженно относятся к своему состоянию. В результате психогений может усложняться течение основного соматического заболевания, что, в свою очередь, ухудшает психическое состояние больных. Соматогенно обусловленные психические нарушения чаще возникают у тревожно-мнительных больных с ипохондрической фиксацией на своём состоянии.

Совместная деятельность людей делает необходимым существование такого средства взаимодействия как общение. Во многих сферах профессиональной жизни, в управленческой особенно, уровень компетентности работника зависит не от того, насколько он «технически» подготовлен, а от умения общаться, связанного с особыми коммуникативными способностями. Подготовка специалистов в области коммуникативных умений опирается на психологию общения.

Как синоним термина "общение" часто используется термин "коммуникация". Поэтому многие характеристики общения рассматриваются как коммуникативные. Например, коммуникативная компетентность - это способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания партнеров, лучшее понимание ситуации и предмета общения (достижение большей определенности в понимании ситуации способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов). Коммуникативная компетентность рассматривается как система внутренних ресурсов, необходимых для построения эффективной коммуникации в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия.

Средства общения можно определить как способы кодирования, передачи, переработки и расшифровки информации, передаваемой в процессе общения. Человек имеет различные способы-средства: язык и другие знаковые системы, телесный, визуальный контакт и другие.

В зависимости от средств общения, оно может быть непосредственным (с помощью естественных органов человека) и опосредованным (используются специальные материальные или культурные средства), прямым (осуществляется при личном контакте) и косвенным (с помощью посредников).

Тактика общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знания правил общения. Техника общения - это совокупность конкретных коммуникативных умений говорить и умений слушать.

В психологии выделяют три функции общения (иногда их называют сторонами, аспектами), которые позволяют более четко структурировать этот процесс. Среди них: коммуникативная, включающая обмен информацией; интерактивная, предусматривающая организацию взаимодействия; перцептивная, отражающая процесс восприятия и понимания другого человека. Когда говорят о структуре общения то также рассматривают коммуникативную, интерактивную и перцептивную его составляющие.

Особое место в ряду многообразия видов общения занимает педагогическое общение. Педагогическое общение - это общение между преподавателем и обучаемым или воспитанником, между родителями и их детьми. Оно направлено на создание благоприятного психологического климата, достижение оптимального состояния учебно-воспитательного процесса и эффективное достижение педагогической цели. Здесь особое место и роль принадлежит педагогу. Он должен овладеть искусством, мастерством педагогического общения. Функционально педагогическое общение является контактным, информационным, побудительным, «субъект-субъектным и характеризуется полиобъектной направленностью. Одним из главных критериев такого общения является создание благоприятного психологического климата при обучении и повышение эффективности учебной деятельности в целом.


В качестве ведущих критериев (признаков) оптимального педагогического общения можно считать такие, как высокий авторитет педагога у обучаемых и воспитуемых, основанный на эмпатии, совершенство во владении психологическими технологиями и техниками, опыт, сочетаемый с творчеством во взаимосвязях и отношениях. Руководствуясь этими критериями, можно выделить типы общения, определить его стиль. Наиболее изученными является проявление социально-психологических стилевых особенностей в рамках авторитарного, демократического и попустительского стилей в педагогическом процессе.

Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (личностей, групп), характеризующийся обменом деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности, что является одним из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности.

Общение – социальное взаимодействие между людьми посредством знаковых систем в целях трансляции (передачи) общественного опыта, культурного наследия и организации совместной деятельности.

"Человек – это узел связи", – писал Экзюпери. Роскошь общения одухотворяет жизнедеятельность человека, обеспечивает его вхождение в социум. В социальном общении происходят психическое развитие и самореализация индивида. Все психические качества человека и формируются и проявляются в его общении с другими людьми. Эффективное общение связано с соответствующими умениями и навыками, с культурой общения.

При всех групповых действиях участники выступают одновременно в двух качествах: как исполнители конвенциальных ролей и как неповторимые человеческие личности.

Когда играются конвенциальные роли, люди действуют как единицы социальной структуры.

Существует согласие относительно вклада, который должен внести каждый исполнитель роли. Поведение каждого участника ограничено экспектациями, обусловленными культурными нормами. Включаясь в такие предприятия, люди остаются уникальными живыми существами. Реакции каждого из них оказываются зависимыми от определенных качеств тех, с кем они вступают в контакт. Характер взаимного притяжения или отталкивания в каждом случае различен.

Шаблон межличностных отношений, развивающихся между людьми, включенными в совместное действие, создает еще одну матрицу, которая накладывает дальнейшие ограничения на то, что каждый человек может или не может делать. Даже в самых мимолетных взаимодействиях имеют место межличностные реакции. В большинстве происходящих контактов такие реакции не имеют большого значения и скоро забываются.

Когда люди продолжают общаться друг с другом, возникают более устойчивые ориентации. Характер этих взаимоотношений в каждом случае будет зависеть от личностных черт, включенных во взаимодействие индивидов.

Поскольку человек ожидает особого внимания от своих ближайших друзей и не склонен ждать хорошего отношения от тех, кого он не любит, каждая сторона в системе межличностных отношений связана рядом особых прав и обязанностей.

Конвенциальные роли стандартизованы и безличны.

Но права и обязанности, которые устанавливаются в межличностных ролях, целиком зависят от индивидуальных особенностей участников, их предпочтений.

В отличие от конвенциальных ролей, большинству межличностных ролей не обучаются специально.

Каждый развивает свой собственный тип обращения.

Хотя нет совершенно одинаковых систем межличностных отношений, бывают повторяющиеся ситуации, и сходные личности реагируют одинаково на один и тот же вид обращения.

Наблюдаются типичные шаблоны межличностных взаимоотношений и могут быть названы типичные межличностные роли.

Среди межличностных ролей, возникающих, когда люди конкурируют из-за сходных интересов, могут быть соперник, враг, заговорщик и союзник. В каждой организованной группе существует общее понимание того, какие чувства участникам полагается испытывать друг к другу. В семье, например, конвенциально определены отношения между матерью и сыновьями.

Участвующие в согласованном действии люди одновременно взаимодействуют на языке двух систем жестов.

Как исполнители конвенциальных ролей, они пользуются конвенциальными символами, являющимися объектом социального контроля.

В то же время особая личностная ориентация каждого действующего лица проявляется в стиле его исполнения, в том, что он делает, когда ситуация недостаточно определена и он имеет некоторую свободу выбора.

Проявление личностных черт в свою очередь вызывает ответные реакции, часто бессознательные.

Эти две формы взаимодействия незаметно переходят одна в другую.

На социальном уровне общение является необходимым условием для передачи социального опыта и культурного наследия от одного поколения к другому.

В психологическом смысле общение понимается как процесс и результат установления контактов между людьми или взаимодействие субъектов посредством различных знаковых систем.

Выделяют три аспекта общения, такие как передача информации (коммуникативный аспект общения ); взаимодействие (интерактивный аспект общения ); понимание и познание людьми друг друга (перцептивный аспект общения ).

Ключевыми словами в понимании сущности общения являются: контакт, связь, взаимодействие, обмен, способ объединения.

Выделяют различные виды общения, которые чаще всего определяются спецификой обратной связи.

Общение может быть непосредственным и опосредованным, межличностным и массовым.

Непосредственное общение – это прямое естественное общение лицом к лицу, когда субъекты взаимодействия находятся рядом и происходит не только речевое общение, но и общение с помощью невербальных средств.

Непосредственное общение является наиболее полноценным видом взаимодействия, потому что индивиды получают максимальную информацию. Непосредственное общение может быть формальным и межличностным .

Оно может также осуществляться между субъектами и одновременно между несколькими субъектами в группе. Однако непосредственное общение реально только для малой группы, т.е. такой, в которой все субъекты взаимодействия лично знают друг друга.

Прямое непосредственное общение является двусторонним и характеризуется полной и оперативной обратной связью.

Опосредованное или косвенное общение происходит в ситуациях, когда индивиды отдалены друг от друга временем или расстоянием, например, если субъекты разговаривают по телефону или пишут письма друг другу.

К особому виду общения относится массовое общение , определяющее социальные коммуникативные процессы. Массовое общение представляет собой множественные контакты незнакомых людей, а также коммуникацию, опосредованную различными видами массовой информации. Массовое общение может быть прямым и опосредованным.

Прямое массовое общение происходит на различных митингах, во всех больших социальных группах: толпе, публике, аудитории.

Опосредованное массовое общение чаще всего носит односторонний характер и связано с массовой культурой и средствами массовой коммуникации.

Поскольку многие средства массовой коммуникации передают информацию большому количеству людей одновременно, обратная связь весьма затруднена, но все же существует.

У людей под влиянием содержания информации, передаваемой такими источниками, формируются мотивы, установки, которые в дальнейшем определяют их социальные поступки.

Уровни общения определяются общей культурой взаимодействующих субъектов, их индивидуальными и личностными характеристиками, особенностями ситуации, социальным контролем и многими другими факторами.

Доминирующими оказываются ценностные ориентации общающихся и их отношение друг к другу.

Самый примитивный уровень общения – фатический (от лат. fatuus – «глупый»), предполагающий простой обмен репликами для поддержания разговора в условиях, когда общающиеся особенно не заинтересованы во взаимодействии, но вынуждены общаться.

Его примитивность заключается не в том, что реплики просты, а в том, что за ними нет глубокого смысла, содержания.

Иногда это уровень обозначают как конвенциональный (конвенция – «соглашение»).

Следующий уровень общения – информационный .

Происходит обмен интересной для собеседников информацией, являющейся источником каких-либо видов активности человека (мыслительной, эмоциональной, поведенческой).

Информационный уровень общения носит обычно стимулирующий характер и преобладает в условиях совместной деятельности или при встрече старых друзей.

Личностный уровень общения характеризует такое взаимодействие, при котором субъекты способны к самому глубокому самораскрытию и постижению сущности другого человека.

Личностный, или духовный, уровень характеризует только такое общение, которое нацелено на активацию позитивного отношения самих субъектов взаимодействия к себе, другим людям и окружающему миру в целом.

Понятие общения

Изучение феномена общения берет свое начало в середине XIX века. В нашей стране среди исследователей, занимавшихся проблемой общения, следует назвать, прежде всего, имена В. М. Бехтерева, А. Ф. Лазурского и Л. С. Выготского. Однако после весьма активного изучения общения в 20-е годы ХХ века интерес к этой проблеме снизился, чтобы вновь разгореться в конце 60-х годов.

В последние три десятилетия благодаря работам Б. Г. Ананьева, Г. M. Андреевой, А. А. Бодалёва, А. А. Брудного, Я. Л. Коломинского, E. C. Кузьмина, A. A. Леонтьева, М. И. Лисиной, Б. Ф. Ломова, В. Н. Мясищева, В. Н. Панферова, Б. Д. Парыгина и многих других проблема общения заняла одно из центральных мест в психологии и представляет сегодня одну из самых активно исследуемых ее областей. По состоянию на 1995 г., в нашей стране было выполнено 1158 научных исследований по проблемам общения. Число зарубежных работ по этой проблеме в десятки раз больше. Интерес исследователей можно объяснить тем, что общение – это ведущая деятельность человека и потому, как человек общается, можно судить об уровне его психического развития. Однако было время, когда общению не уделяли должного внимания. В начале XIX века в Европе большое распространение имели дома ребенка. Там детей содержали в тепле, одевали и кормили. Однако специалистов стала поражать страшная статистика. Многие дети, не дожив до года, умирали. Специалисты были обеспокоены. Симптомы заболевания напоминали состояние взрослых людей при потере своих близких: плаксивый взгляд, отсутствие интереса к жизни и пр. Первоначально специалисты посчитали, что отсутствие витаминов в рационе питания приводит к таким последствиям – улучшили питание, но ничего не изменилось. Тогда посчитали, что это микробы, вирусы – детей разъединили друг от друга. Но смертность как была, так и продолжала расти. Проблему помогла решить обыкновенная няня одного из детских домов Германии. Она привязывала ребенка себе за спину и чем бы ни занималась в течение дня – работала или ела – он всегда находился с ней рядом. Постепенно ребенок оживал, и симптомы болезни быстро исчезали. Стало ясно, что ребенку не достаточно просто есть, пить, находится в тепле, т. е. удовлетворять свои биологические потребности. Ему необходимо общение со взрослым, человеческое тепло. Так в психологии появилось новое понятие – потребность в общении . Болезнь, возникающая при отсутствии или дефиците общения, называли госпитализмом .

Французский психолог Рене Спиц изучал детей из домов ребенка. Дети сильно отставали от своих сверстников в психическом развитии. К двум годам многие умирали, а те, кто выжил, в четырехлетнем возрасте не умели ходить, говорить, самостоятельно одеваться, кушать, отставали в росте и весе, страдали различными дефектами. Дети, пережившие госпитализм, затем трудно адаптируются в среде сверстников, в обществе в целом. Кроме того, став взрослыми, такие дети не способны к созданию своей собственной семьи, не говоря уже о том, чтобы иметь и своих собственных детей.

Итак, роль общения в жизни человека очень велика, особенно на начальных этапах его развития. Так, до года ведущей деятельностью ребенка является эмоциональное общение. Наблюдая за развитием детей первого года жизни, советские психологи Н. Л. Фигурин и М. П. Денисова обнаружили, что примерно на 6-й неделе жизни ребенка его поведение при виде взрослого человека резко изменяется. Если раньше взгляд малыша лишь ненадолго останавливался на взрослом человеке и быстро убегал в сторону, то теперь происходит совсем другое: ребенок долго и внимательно смотрит в глаза взрослому, на лице его появляется улыбка, он оживляется: быстро перебирает ножками и ручками, начинает гулить. Создается впечатление, что поведение ребенка осмысленно, он тянется к взрослому и готов к общению с ним. Ученые такую реакцию ребенка на появление взрослого назвали «комплексом оживления». Дальнейшие исследования советских психологов Б. Эльконина и М. И. Лисиной показали, что «комплекс оживления» есть не что иное, как выражение потребности ребенка в общении со взрослым, активная попытка малыша привлекать и удерживать внимание взрослого человека.

Американский ученый Гарри Харлоу проводил опыт с обезьянками. В клетку к маленьким обезьянкам он помещал проволочную (холодную) и теплую мягкую «маму». У каждой «мамы» была бутылочка с молоком. Когда обезьянки хотели есть, то каждая кормилась у любой «мамы», но как только они слышали сигнал опасности, каждая из них бежала к теплой «маме» и пряталась за нее. Данный опыт показывает, что даже животные тянутся к теплой, живой маме.

Советский психолог С. Ю. Мещерякова проводила исследование с маленькими детьми. Она помещала годовалых детей в незнакомую комнату. Хотя в комнате было много привлекательных предметов, дети плакали, искали свою маму. Испуг еще сильнее увеличивался, когда в комнату входил незнакомый человек. Но стоило матери взять ребенка на руки, страх сразу исчезал, ребенок успокаивался и начинал играть. Таким образом, общение с близкими людьми не только дает ребенку новые впечатления, но и защищает от страха, придает спокойствие и уверенность.

В 1956 г. французская исследовательница Марсель Жебер изучала развитие движений у африканских детей. Большинство негритянских детей в один и два года резко превосходят европейских детей по физическому развитию, так и речи и социальных реакций. 93 % негритят в возрасте одного года имеют IQ свыше 100, а в два года таких детей насчитывается около 80 %. Объяснение такому развитию было найдено – тесный контакт маленьких африканцев с матерью. Ребенок живет в мире тепла, постоянно защищаемый своей матерью, и этот исключительный комфорт обеспечивает ему полную безопасность. Причем чем младше ребенок, тем разрыв в показателях больше. Но к двум годам развитие африканца замедляется. Мать начинает отдаляться от ребенка. Она не может его носить постоянно с собой за спиной и отвязывает его. А европеец, адаптировавшись к жизни и в своем одиночестве, начинает идти вперед, опережая африканца. Почему? Оказалось, что для африканца разлука с матерью – это психологическая травма, от которой оправиться становится сложно.

Итак, данные исследования подтверждают значимость процесса общения как для ребенка, так и для взрослого человека.

В психологии общение следует рассматривать как:

1) Информационный процесс .Передача информации – важнейший атрибут общения, где определяющей установкой такого взаимодействия является «Я» и «Другой». В процессе информирования действуют различные пристройки: «сверху», «снизу» и «наравне»:

пристройка сверху : первый партнер считает, что именно он является более значимым во взаимоотношениях. Человек, находящийся в этой позиции отличается высокомерностью, амбициозностью и уверенностью в себе;

пристройка снизу : первый партнер находится в роли просящего или сам добровольно уступает место ведущему, занимая позицию снизу. Отличается скромностью, смирением, может быть, неуверенностью в себе;

пристройка наравне : партнеры находятся в равных условиях общения, понимают и поддерживают друг друга, не возвышаясь и не занижая себя.

2) Деятельность .Согласно А. A. Леонтьеву, если понимать общение как деятельность, то следует исходить из его:

– интенциональности (т. е. наличия цели общения и специфического мотива общения),

– результативности (как меры совпадения результата с намеченной целью);

– нормативности (т. е. обязательности социального контроля за протеканием и результатами акта общения);

– предметности (предмет общения – другой человек, партнер по совместной деятельности).

Цель деятельности общения обычно определяется как управление поведением собеседника, а само общение рассматривается как процесс решения коммуникативных задач.

3) Отношение .Первым в отечественной психологии, кто описывал общение, используя понятие «отношение», был русский врач и психолог Александр Фёдорович Лазурский. В работах его ученика Владимира Николаевича Мясищева, видного русского ученого психиатра и
психолога, исследователя проблем человеческих способностей и отношений, это понятие приобрело статус категории. Согласно воззрениям этих авторов, люди в силу материальной или духовной необходимости вступают в межличностный контакт. До момента вступления в контакт каждый из них различно относился к тем или иным событиям, фактам, явлениям действительности. Контактируя друг с другом, люди обмениваются информацией (вербальной и невербальной), предметными действиями, эмоциями и подвергают, таким образом, воздействию собственное отношение и отношение партнера к чему-то. Результатом общения является появление нового отношения, которое приобретает значение регулятора дальнейшего поведения.

В наиболее общей форме общение следует понимать как событие индивидов, являющееся в то же время условием, фактором и способом бытия и развития каждого из них .

Рассматривая общение как деятельность, можно выделить цель, содержание и средства.

1. Цель общения – это то, ради чего возникает данный вид активности. Цели общения имеются как у животных, так и у человека. У животных целью общения является передача сигналов об опасности, о приеме пищи, об определении своей территории и пр. У человека количество целей общения увеличивается: передача и получение объективных знаний о мире, обучение и воспитание, установление контактов и т. д. Если у животных цели общения обычно не выходят за рамки удовлетворения актуальных для них биологических нужд, то у человека они выступают как средство удовлетворения многих потребностей: культурных, познавательных, эстетических, интеллектуальных, нравственных и творческих.

2. Содержание общения – это информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. У человека содержание общения шире и глубже, чем у животных, т. к. включает в себя много дополнительных компонентов выражения данного содержания: эмоциональный (теплота, внимательность, эмпатия); когнитивный (особенности восприятия информации, поиска новой информации); поведенческий (жесты, мимика, движения, поза, походка, пантомимика, речь); нравственный (ответственность, самоуважение, всегда остаться человечным даже в условиях повышенной враждебности социальной среды).

3. Средства общения современные способы кодирования, передачи и расшифровки информации: телефон, Интернет, аудиозаписи, схемы, рисунки, чертежи и пр.

Таким образом, все это характеризует общение как сложный процесс деятельности, который имеет свою структуру и характеризуется определенной направленностью.

Структура общения

Отечественная психология рассматривает три главных компонента общения .Названия этих компонентов разными авторами предлагаются различные. Так, Я. Л. Коломинский: регулятивный, аффективный, когнитивный; A. A. Бодалёв: праксический, аффективный, гностический; Б. Ф. Ломов: регулятивный, аффективный, информационный; Г. М. Андреева: коммуникативный, интерактивный, перцептивный; Н. Н. Обозов: поведенческий, аффективный, гностический, но их смысл и основное содержание почти полностью совпадают. Однако если исходить из характеристики личности, согласно которой атрибутивными компонентами личности являются социальность , субъектность , нравственность , трансцендентность и неповторимость , то нельзя ограничиваться лишь упомянутой триадой. Особо следует сказать о нравственности и этической стороне общения. Сказанное позволяет сделать вывод о необходимости выделить в общении наряду с познавательным, эмоциональным и поведенческим компонентами также нравственный компонент, в котором находят свое выражение потребностно-мотивационная и ценностно-смысловая составляющие поведения данного человека.

Поведенческий компонент объединяет действия, осуществляемые в ходе общения и доступные прямому наблюдению: мимику, жесты, пантомиму, речь, тактические схемы поведения в различных ситуациях. Это техническая сторона общения.

Эмоциональный компонент включает характеристики самооценки, способность к сочувствию и сопереживанию (эмпатия). Значимость эмоционального компонента в том, что он является ключом, открывающим двери общения. Основой взаимодействия процесса общения является межличностный контакт – это состояние взаимного тяготения людей друг к другу, возникающее при встрече одного человека с другим и вызывающее теплоту общения. Теплота – это эмоциональное состояние уважения прав личности партнера по общению, выраженное невербальными средствами (ободряющей улыбкой, прикосновениями, интонациями голоса).

Когнитивный компонент включает особенности перцептивной сферы (особенности восприятия информации, поиска аналоговой информации в хранилищах собственной памяти, наличие индивидуальных ограничений в межличностном познании и понимании).

Таким образом, представленная психологическая структура указывает на сложность и неоднозначность феномена общения. Все компоненты проявляются во взаимосвязи друг от друга и обнаруживают непосредственное взаимодействие друг с другом. Рассматривая феномен общения и его социально-психологическую составляющую, следует указать на то, с чего все начинается, какие стадии и на каком уровне происходит общение.

Стадии и уровни общения

Общение – это не спонтанное хаотичное образование, а структурированный организованный процесс, состоящий из определенных стадий, которые следуют друг за другом и определяют характер проявление последующей стадии. Отечественный психолог, врач-психиатр, автор популярных книг по психологии и психотерапии Анатолий Борисович Добрович выделил основные стадии и уровни человеческого общения .

Стадии общения:

1) взаимонаправленность – выбор партнера по общению;

2) взаимоотражение – оценка актуальной роли собеседника, своего рода зеркальное отражение актуальной роли друг друга;

3) взаимоинформирование – передача информации;

4) взаимоотключение – уход от общения, расставание участников общения.

В общении все стадии протекают незаметно друг за другом, образуя целостный процесс взаимодействия. Однако если появляются какие-то сложности в общении, то зная последовательность построения общения, можно разобраться и понять, что было не так, какие ошибки человек допустил на той или иной стадии. Общение бывает разным по качеству, по характеру, по тому впечатлению, которое оно на нас производит. Чтобы описать это явление, А. Б. Добрович ввел понятие «уровни общения ». Прежде чем рассказать о самих уровнях общения, следует разобраться, что же является определяющим для самого понятия «уровень общения». Это:

1) способность выражать свои мысли;

2) подход к самому общению – умение подобрать нужные слова;

3) темп речи в зависимости от ситуации;

4) чувство юмора.

Во всем многообразии диалогов и их вариаций автор выделяет три основных уровня общения:

Высокий уровень общения – предполагает уважение и знание собеседника, отношение к нему с учетом личностных особенностей. К нему относятся: духовный, деловой и игровой уровни.

Конвенциональный уровень – золотая середина. Включает элементарные знания в области общения и личности человека: надо быть внимательным к личности собеседника, придерживаться доброжелательного тона, говорить слова благодарности и т. д.

Низкий уровень общения – отношение к собеседнику как вещи, нужной или нет. Здесь нет установки на сотрудничество и взаимопонимание. Главное – наличие собеседника как объекта для слушания. К нему относятся: манипулятивный, стандартизованный и примитивный уровни. На практике это выглядит так:

1) если партнеры грубы, общаются только с какой-то целью для себя – это общение на примитивном уровне;

2) если в отношениях чувствуется неискренность, ощущение какой-либо фальши, игры – это манипулятивный уровень общения;

3) если партнеры действуют только в пределах своих социальных ролей – это стандартизованное общение.

Как определить уровень общения собеседника?

1. Когда же в партнере видят личность, с настроением и мнением которой нельзя не считаться, стремятся найти какое-нибудь оптимальное решение – это конвенциональное общение .

2. Общение на деловом уровне – происходит между партнерами, которых связывают отношения сотрудничества, они видят друг в друге товарищей по общему делу.

3. Игровой уровень – превосходит предыдущие тонкостью содержания и богатством оттенков. Его называют праздничным.

4. Духовный уровень – высший уровень человеческого общения. Партнер воспринимается как личность, носитель духовного начала.

Уровни общения – это важная составляющая жизнедеятельности человека. Согласно А. Б. Добровичу, каждый человек имеет свой уровень общения, с позиции которого строятся и его слова и поступки. Хорошо, когда люди общаются, находясь на одинаковых уровнях, тогда как несовместимость уровней приводит к конфликтам и непониманию. Следует помнить, что стремиться надо к высоким уровням общения. Опуститься до примитива – это дело простое, а вот подняться или сохранить общение на высоком уровне может не каждый человек!

Для того чтобы подойти к пониманию собственно процесса общения, необходимо рассмотреть основные ее стороны. В общении выделяют три взаимосвязанные стороны (теории):

– перцептивная сторона общения – это процесс восприятия друг друга партнерами по общению;

– коммуникативная – включает процесс обмена информации;

– интерактивная – это процесс взаимодействия партнеров по общению.

Теории общения

Понравилась статья? Поделитесь ей