Контакты

Обучение спортивному менеджменту. Профессия: спортивный менеджер

Девиз: «Знать, уметь и побеждать»

Кафедра «Менеджмент в спорте» организованна в структуре Гуманитарного института, на базе Московского Государственного Университета путей сообщения (МИИТ), осуществляет подготовку студентов по направлению 380302 «Менеджмент» и профилю «Менеджмент в спортивной индустрии».

Подготовка осуществляется по квалификациям: бакалавр; магистр; научный сотрудник

Виды профессиональной деятельности:
  • управленческая;
  • информационно-аналитическая;
  • предпринимательская.

Структура кафедры (на штатных должностях кафедры работают 9 преподавателей. Учёную степень и звание имеют 5 человек: один доктор наук, 4 кандидата наук, из них 3 профессора и 1 доцент, 5 преподавателей имеют звание мастеров спорта международного класса и мастеров спорта, 1 заслуженный тренер СССР.

Профессорско-преподавательский коллектив кафедры «Менеджмент в спорте» представляет собой сплав спортивной науки и профессионального опыта в управлении организациями сферы физической культуры и спорта. На базе кафедры созданы и успешно развиваются следующие научные направления: стратегического управления и управления бизнес процессами в сфере физической культуры и спорта, формирования лидерских способностей.

Историческая справка о становлении и развитии кафедры «Менеджмент в спорте» в МИИТе.

Специализация «Менеджмент в спорте» в МИИТе была открыта на кафедре «Физическое воспитание и спорт» в 2003 году. Этому предшествовала большая работа, связанная с анализом ситуации как в отрасли физической культуры и спорта, так и железнодорожного транспорта. Инициаторами открытия специализации «Менеджмент в спорте» явились: Первый проректор - проректор по учебной работе профессор В.В. Виноградов и заведующий кафедрой «Физическое воспитание и спорт», Заслуженный тренер СССР, профессор В.Д. Миронов, имевший 35-летний стаж успешной управленческой работы в отрасли.

Эффективность подготовки специалистов данного профиля в условиях МИИТа обеспечивалась близостью к институтам и кафедрам университета, имевших уже сложившиеся преподавательские школы и способные на высшем профессиональном уровне преподавать базовые курсы таких предметов как математика, банковское дело, бухгалтерский учет, организационное управление, право, менеджмент и маркетинг и мн. др. входящих в рабочий план специализации. В то же время часть преподавателей кафедры «Физическое воспитание спорт» имели опыт управленческой работы в области физической культуры и спорта и могли успешно преподать специальные дисциплины.

МИИТ входит в число первых высших учебных заведений страны открывших специализацию «Менеджмент в спорте». В 2009 году кафедра «Менеджмент в спорте» стала самостоятельной выпускающей кафедрой в составе Гуманитарного института МИИТа. Руководителем данной кафедры был назначен Заслуженный тренер СССР, к.п.н. доцент Миронов Вячеслав Дмитриевич. В числе студентов, завершивших курс обучения на кафедре и обучающихся сейчас неоднократная чемпионка Паралимпийских игр в Пекине и Лондоне, призеры Олимпийских игр в Лондоне, победители и призеры Первенств и Чемпионатов Европы, Первенств Мира и Чемпионатов мира, победители всероссийских студенческих соревнований, игроки профессиональных клубных команд и другие. Студенты специализации проходят производственную практику в самых престижных центрах.

Выпускники кафедры успешно работают в аппарате Паралимпийского комитета России, в федерациях по видам спорта, Москомспорте, Управлениях по физической культуре и спорту округов города Москвы, сетевых фитнес клубах, профессиональных спортивных клубах организуют бизнес в области спортивной индустрии.

На кафедре работает научное студенческое общество, где студентами исследуются различные проблемы отрасли. Выпускные курсовые проекты студентов становились лауреатами конкурса в своих направлениях студенческих научных работ МИИТа.

Научным направлением работы преподавательского коллектива кафедры является исследование оценки и развития лидерских качеств студентов в период обучения в вузе. Кафедрой проводится инструментальное тестирование студентов с использованием многопрофильных психодиагностических тестов, разрабатываются тренинговые программы для развития различных компетенций лидерства, коммуникабельности, стресс устойчивости, командности, определения перспектив на развитие и т.д. В 2011-2012 году на кафедру «Менеджмент в спорте» были приняты первые аспиранты. В 2011 году кафедра «Менеджмент в спорте» перешла на двух уровневую систему обучения и обеспечила набор первых студентов – бакалавров. В рамках бакалавриата студенты получают уникальные знания в области решения ключевых вопросов практики ведения бизнеса в области физической культуры и спорта. Учебная практика проводится в компьютерных классах университета. Студентам предоставляется возможность изучения нескольких иностранных языков. В 2014 году кафедра "Менеджмент в спорт" отмечала 10-летний юбилей своего основания и 5 выпуска студентов-менеджеров.

В 2015 году при кафедре открыта магистратура. Обучение в магистратуре предполагает создание возможностей и условий для разработки студентами проектов, конкурентно способных (эффективных и рентабельных) на разные спортивно-оздоровительных услуг в различных регионах РФ.

Обучающие в магистратуре самостоятельно проводят научные исследования по выбранной теме, и доводят полученные новые знания до уровня эффективных способов и технологии и экологически обоснованных проектов.

Андрей Малыгин, Руководитель специализации «Менеджмент в спортивной индустрии»

«Менеджмент в спортивной индустрии», реализуемой Инновационно-образовательной компанией RMA совместно с Государственным университетом управления : «Спортивный менеджер должен думать не столько о спортивной победе, сколько о результате в бизнесе».

Какой из исходов турнира Кубка Стенли будет желанным для спортивного менеджера? Казалось бы, занять первое место. На самом деле - второе.

Андрей Вадимович, чтобы работать спортивным менеджером, достаточно ли знания общих методов и принципов менеджмента?

— Придя в спорт, такой менеджер - менеджер-дженералист - автоматически становится спортивным менеджером: хорошим или плохим - это другой вопрос. Может хорошим - вникнув в специфику отрасли. Только времени на это потратит больше, чем предварительно обучаясь.

В чем заключаются особенности подготовки спортивного менеджера?

— Методы и принципы маркетинга и менеджмента везде одинаковы. Однако будущего спортивного менеджера сразу учат применять их к спорту. Ведь то же понятие конкурента в спорте другое: конкурируют не просто спортивные клубы, а спортивные клубы и шоу-бизнес, спорт - это зрелище.

Нужны ли спортивному менеджеру какие-то особые качества?

— Основополагающее - системное мышление. В спортивной индустрии восемь разных рынков, и рынок спортивных сооружений сильно отличается от рынка спортивных услуг и т.д. При этом все они тесно взаимосвязаны, изменения на одном влекут изменения на другом.

Нужно хладнокровие. Возьмем Кубок Стенли - один из самых известных турниров за хоккейное первенство в Северной Америке. Скажите, какой исход подобного турнира будет желанным для спортивного менеджера? Казалось бы, занять первое место. На самом деле - второе. Команде, занявшей первое место, полагаются большие бонусы, и это настолько снижает прибыль, что клуб может остаться в минусе. За второе место бонусы не полагаются, а вот внимания целевой аудитории и средств от спонсоров обе команды получили одинаково. То есть спортивный менеджер должен думать не столько о спортивной победе, сколько о результате в бизнесе. И конечно, он должен любить свою работу.

Каких знаний чаще недостает сейчас спортивным менеджерам?

— Знания маркетинга - понимания продукта, с которым имеешь дело, умения продвигать его, совершенствовать, распространять.

Знания права. Спортивное право сегодня не гармонизировано, в каждой стране оно свое. Кстати, в следующем году в Москве состоится международный конгресс на данную тему.

Знания психологии: индивидуальной и групповой. Хороший менеджер должен понимать особенности того субъекта, с каким он работает, уметь предугадывать его поведение.

Как вы считаете, стоит ли учиться на спортивного менеджера сразу после окончания школы, или лучше «покрутиться» для начала в других сферах?

— У каждого возраста и каждой категории обучающихся свои преимущества. И мы предоставляем разные возможности для получения образования: первое высшее образование и программу профессиональной переподготовки. Люди постарше часто приходят учиться, уже имея в голове определенный проект, у них сильнейшая мотивация. Ожидать то же от выпускников школ сложно. Зато у последних много свежих идей, «в руках все горит».

В хороших учебных заведениях недостаток личного опыта, контактов и коммуникативных навыков компенсируется качеством образования, связями в лице специалистов, возможностью проходить хорошие стажировки.

Тем, кто только что окончил школу, я советую отучиться на пятилетней программе «Менеджмент в спортивной индустрии»: базовое образование позволит работать и по другим специальностям (вдруг человек во время учебы поймет, что это «не его»).

В качестве второго высшего подойдет годичная программа профессиональной переподготовки «Менеджмент в игровых видах спорта».

Как в ГУУ строится учебный процесс по специализации «Менеджмент в спортивной индустрии»?

— Обучение идет в четырех формах - блоках.

Первый - традиционные лекции-семинары, их проводят преподаватели по менеджерским специальностям ГУУ и действующие специалисты из спортивной индустрии.

Второй - разбор кейсов и практических задач: как провести конференцию, разработать программу, рассчитать бюджет и др.

Третий - мастер классы звезд спортивного менеджмента.

Четвертый - стажировки и выездные занятия.

Есть ли у профессиональных спортсменов какие-то преимущества в сфере спортивного менеджмента?

— Спортсмены, особенно хорошие, настроены побеждать, и есть много примеров, когда они действительно становятся хорошими менеджерами и предпринимателями.

Знание индустрии изнутри помогает, но здесь возможна ловушка: например, молодой человек участвовал в спортивных мероприятиях, организованных не самым лучшим образом, но в голове отложилось, что все было правильно. Приходится ломать прежние стереотипы.

Вообще - 50% наших студентов приходят к нам из других отраслей: банковской, риэлтерской и т.д.

В физкультурных вузах, например, Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма (РГУФК) или Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) процент связывающих свою карьеру с профессиональным спортом на программах спортивного менеджмента больше.

Многие ли еще вузы дают образование - и насколько хорошее - по спортивному менеджменту?

— В Москве специальность спортивного менеджера можно получить более чем в 10 вузах. Но должную подготовку при этом дают не все. Впрочем, это проблема не только спортивного менеджмента: массовое увлечение гуманитарными науками в 1990-е годы привело к тому, что в стране появилось много слабых юристов, экономистов, менеджеров.

В силу своей новизны спортивный менеджмент как профессиональная специализация оказался в более сложной ситуации. Мы можем отвечать за качество подготовки на собственной программе: Инновационно-образовательная компания RMA - бренд, хорошо зарекомендовавший себя в спортивной индустрии.

Кто преподает на ваших программах? В советское время ведь не было специалистов с подобным образованием…

— Здесь ситуация такая же, как и в российском бизнесе: преподают практики, те, кто знания получал из своего опыта, на ошибках, тяжелым трудом, и это становится преимуществом в передаче знаний. У нас таких преподавателей около 70%. Но здесь очень важно их умение обучать других.

Полезным является также взаимодействие с ведущими зарубежными специалистами. У нас действующий контракт с клубом «Реал Мадрид», директор департамента стратегического развития которого Иван Браво читает лекции, дает кейсы и задания - общение идет на английском языке. Приезжают и специалисты из «Манчестер Юнайтед», «Челси», ФИФА.

Два раза в год мы с ребятами сами ездим на стажировки: изучаем, как функционируют клубы, стадионы, слушаем мастер-классы.

Могут ли российские выпускники конкурировать с западными коллегами?

— На российском рынке наш выпускник однозначно более конкурентоспособен. Есть даже примеры, когда ребята, отучившиеся в лучших европейских вузах, приехав в Россию, здесь не справляются. Обучение «в родной стихии» всегда актуальнее. Тем не менее наших выпускников принимают и в зарубежные клубы, и в зарубежные организации.

Где вообще работают ваши выпускники?

— В различных секторах спортивной индустрии. Многие - в футбольных или баскетбольных клубах, на спортсооружениях, в фитнес-индустрии, в крупной розничной сети спортивных товаров, в соответствующих органах государственного управления и многих других сферах, «привязанных» к спорту.

Был у нас слушатель - до получения дополнительного образования по специализации «Менеджмент в игровых видах спорта» работал в банковской сфере, теперь занимается инвестициями в спортивные объекты.

Можно ли ожидать, что через несколько лет, когда будет выпущено определенное количество специалистов по спортивному менеджменту, ситуация в российском спорте серьезно изменится?

— В самом начале наших лекций мы со слушателями приходим к разговору о ситуации, сложившейся в российском спорте, и тех надеждах, которые возлагаются на них как будущих специалистов. Сначала об этом говорим мы, через год об этом говорят они сами: «Мы понимаем сложность ситуации, но понимаем также, что должны прийти и многое изменить».

Конечно, не все пойдут до конца по избранному пути, но я уверен: наши выпускники смогут сделать российскую спортивную индустрию более эффективной. Впрочем, уже сейчас есть немало тому доказательств.

Был случай: к нам на программу пришла учиться замглавы департамента по спорту одного из муниципалитетов Московской области. За время ее учебы муниципалитет построил физкультурно-оздоровительный комплекс. Слушательница написала по нему дипломную работу и, когда обучение подошло к концу, возглавила новый объект. Результаты оказались блестящими, мы даже планируем провести там выездное занятие. Человек пришел как чиновник, но после окончания курса стал мыслить совсем по-другому - как менеджер.

Сейчас мы готовим специальную программу именно для чиновников, работающих в спортивной сфере. Надеюсь, федеральное и региональные министерства поддержат нас.

Беседовала Мария Грачёва

Сегодня среди студентов наблюдается интерес к индустрии спорта и специальностям, связанным с ней. Это связано с развитием международного рынка услуг в сфере спортивного бизнеса. Интерес к спорту возрастает и у рекламодателей, инвесторов и журналистов. Россия была отмечена международным спортивным сообществом, которое доверило проводить в стране ряд крупных международных спортивных мероприятий. Для их организации была проделана титаническая работа: строительство, а затем управление спортивными объектами, встреча и размещение иностранных болельщиков, организация церемоний и стартов на высочайшем уровне, подготовка личного и тренерского состава, развитие спортивной медицины… Аналитики прогнозируют рост потребности в профессиональных кадрах в данной области, так как уже сегодня ощущается их острая нехватка. Это значит, что выпускники такой специальности должны с легкостью найти достойно оплачиваемую работу.

Понятие, суть и задачи профессии «спортивный менеджмент»

Для того чтобы понять, как стать спортивным менеджером, необходимо сначала рассмотреть суть данной специальности. Она включает в себя теорию и практику эффективного управления предприятиями спортивной культуры в условиях современного рынка. Объектом изучения являются организации спортивной направленности (множество ФСО - спортивных школ, клубов, команд, стадионов, центров, федераций и т.п.), деятельность которых направлена на предоставление физкультурно-спортивных услуг. Сам спортивный менеджментнацелен на управление внутренними и внешними отношениями субъектов и объектов ФСО. Его сущность - целенаправленное воздействие субъекта управления на управляемый объект для достижения нового запланированного качественного состояния последнего. Общая цель - обеспечить эффективное функционирование ФСО на современном рынке, а задача - познание закономерностей их функционирования и социального развития в обществе, а также разработка механизма эффективного управления этими процессами.

Функции спортивного менеджера

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что не всегда ими становятся но обязательно люди, увлекающиеся спортом и занимающиеся им хотя бы на любительском уровне. Возможно, человек, который мог бы стать успешным управленцем банка, стал спортивным менеджером, и все потому, что он неравнодушен к спорту и в детстве занимался в спортивной секции. Вообще, как профессия спортивныйменеджментпоявился с утверждением должности руководителя ФСО. Для этой специальности важно владеть искусством научного управления спортивной организацией. Отдельные элементы такой деятельности присущи и тренерам, и преподавателям физической культуры.

Но полномочия менеджера как управленца намного шире. Его функции:

  • принятие ответственных решений по направлению деятельности ФСО и распределению ресурсов;
  • сбор информации о ее распространение в виде фактов и нормативных установок, разъяснение персоналу политики, ближайших и перспективных целей;
  • формирование внутренних отношений, мотивация, координация, представительство во внешних отношениях с другими организациями.

Изучая вопрос, как стать спортивным менеджером, можно сделать вывод, что искусство менеджмента заключается в умении использовать принципы, методы и технологии управления в конкретном случае. Ему необходимо обладать специфическими умениями по производству и использованию спортинвентаря, установлению взаимосвязей между физическими нагрузками, диетой и т. п. Итак, традиционно в состав функций входят: планирование, организация, мотивация, руководство, контроль и анализ. Кроме того, работа спортивным менеджером предполагает подопечных, физкультурно-спортивную работу с населением, подготовку высококвалифицированных спортивных кадров в своих видах и резервного состава, проведение соревнований и зрелищных мероприятий, научно-методическое обеспечение физвоспитания, организация производственных ресурсов спорттоваров, международные связи.

Принципы спортивного менеджмента

Когда будущий студент планирует поступление в ВУЗ, он задумывается над выбором профессии. Многие спортсмены ищут специальность, близкую к спорту, и приходят к мысли: «Как статьспортивным менеджером, и что для этого нужно?» Прежде всего необходимо побольше разузнать о самой деятельности такого специалиста. В сфере менеджмента спорта и физической культуры существуют свои принципы и правила, положения и нормативные документы, которые необходимы для осуществления управленческого процесса. К ним относятся принципы:


Методы управления

Профессиональная подготовка спортивных менеджеровпредполагает изучение которые делятся на:

  • организационные;
  • административные;
  • экономические;
  • социально-психологические.

Для достижения высокого профессионализма необходимо уметь формировать психологический климат, давать положительную оценку индивидуальным достижениям каждого сотрудника. Именно такой уровень предполагает подготовка спортивных менеджеров, так как важно быть социально и психологически грамотным специалистом, владеющим методами:

  • проведения совещаний, приучения и упражнения;
  • убеждения, одобрения и поощрения, осуждения и наказания (созидающие и тормозящие методы).

Выбор методов зависит от целей, типа организации и конкретной ситуации. Эффективность применения тех или иных методов требует от спортивного менеджера искусства, постоянного творческого поиска и обучения.

Специализации

Стоит отметить, что под данной профессиональной подготовкой подразумевают разные специализации с общим названиемспортивный менеджер. Обучениесогласно выбранного направления осуществляется после общей подготовки по программе соответствующего учебного заведения. Типы специализации спортивных менеджеров постоянно развиваются. Наряду с общим, выделяют функциональный менеджмент. Вот основные специализации:

Стили

Каждый профессионал имеет свой стиль деятельности. Не исключение испортивный менеджер. Обучение профессиональному стилю возможно теоретически, а его устойчивое формирование происходит уже с опытом на практике. Согласно теории менеджмента, управленческие отношения делят на демократические и авторитарные. Соответственно формируется :

  • авторитарный - чрезмерная централизация власти, жесткая регламентация деятельности;
  • демократический - использует мотивацию и убеждения;
  • либеральный.

Авторитарным стиль обычно становится тогда, когда по своим личностным качествам и уровню профессиональной подготовленности менеджер ниже подчиненных и когда подчиненные имеют профессиональную культуру, ответственность и дисциплину.

Демократичным менеджер становится при доверии к коллективу, уважении мнения подчиненных, взаимовыручке и поддержке.

Либеральным менеджер будет при отсутствии перспективы и инициативы, масштабности мышления и ожидании указаний «сверху». Такой руководитель слабо контролирует подчиненных и, как следствие, получает низкую результативность.

Бывает так, что стиль работы может изменяться при смене коллектива, места работы или глубоком самоанализе руководителя.

Категории спортивных менеджеров

В конце XX - начале XXI века такая специальность называлась начальник спортивного клуба или администратор школы и т.п. Сегодня все изменилось, и теперь наименование должности звучит как менеджер спортивного клубаили ФСО. Каждая спортивная организация имеет своих управляющих. Они разного уровня и решают разные задачи. Но традиционно есть категории спортивного менеджмента, которые делят всех управленцев на три группы:

  1. Занимающихся стратегией развития (например, президент футбольного клуба).
  2. Тех, кто сам управляет (например, структурными подразделениями).
  3. Нижний уровень исполнителей (например, администраторы спортивных школ).

Обучение

Обучение профессии «менеджер в спортивной организации» осуществляется во многих вузах. Есть московские и региональные университеты, которые дают возможность получить данную специальность. Более всего в этой сфере известно учебное заведение МЭСИ. Здесь на специальном факультете обучаются профессиональные спортсмены и студенты, увлекающиеся спортом. Их планируемая будущая месячная заработная плата должна составить 80 тыс. руб. И это неплохо. В современном мире спорт - это зрелище. В 2010 г. летом организовали Федерацию спортивных менеджеров России. Спортивный менеджер автор бестселлера «Фитнес — это легко», ведет обучение на спортивного менеджера в бизнес-школе RMA. В свое время он занимал должность фитнес-директора, президента фитнес-центра Olympic Star в Москве, управляющего сетью фитнес-клубов MaxiSport и Reebok, редактором соответствующей рубрики журналов Men’s Health и Men’s Fitness, ведущим спортпрограмм и турниров. Он на протяжении долгих лет занимался фитнесом и работал тренером.

Введение

В последние годы в России наблюдается значительный рост интереса к спорту - как к профессиональному, так и к более массовому физкультурно-оздоровительному движению. Государство и частный бизнес выделяют большие средства на развитие спорта, однако далеко не всегда это приносит ожидаемый результат. Как следствие, некоторые владельцы спортивных клубов вынуждены распускать их по причине убыточности, а руководители государства вместе с многомиллионной армией болельщиков - сокрушаться и искать виновных в очередном провале российских спортсменов на Олимпийских играх, чемпионатах мира или Европы. В связи с этим, все чаще звучат слова о важности грамотного спортивного менеджмента, так как только профессионалы в данном вопросе способны эффективно управлять спортивными инвестициями. По этой причине со стороны различных спортивных организаций все больше растает интерес именно к таким специалистам.

Никакая спортивная организация не может существовать без менеджмента. В любой физкультурно-спортивной организации ее сотрудники взаимодействуют друг с другом. Физическую культуру и спорт в качестве объекта социального управления не только правомерно, но и необходимо рассматривать как определенное множество физкультурно-спортивных организаций - спортивных школ, спортивных клубов, спортивных команд по видам спорта (футболу, хоккею, баскетболу, волейболу и др.), стадионов, спортивно-оздоровительных центров, спортивных федераций и т.п. Следует отметить, что в современной России физкультурно-спортивную работу проводят 100 тыс. различного вида физкультурных и спортивных организаций, в которых трудятся более 241,8 тыс. специалистов - тренеров, преподавателей, учителей физической культуры, инструкторов-методистов и других категорий работников, а также более полумиллиона рабочих и технического персонала. Продукт их трудовой деятельности - это физкультурно-спортивные услуги, то есть организованные формы занятий физическими упражнениями и спортом, программы спортивной тренировки и физкультурно-оздоровительных занятий, спортивные зрелища и т.п. Таким образом, организация - ключевое понятие спортивного менеджмента.

Для обучения по профессии спортивных менеджеров огромное количество вузов и прочих учебных заведений организуют курсы и занятия, служащие целью научить будущих менеджеров устраивать спортивный процесс. Это профессия является на данный момент одной из наиболее престижных, потому что приносит огромные доходы и очень востребована в современном обществе.

Сущность и принципы спортивного менеджмента

Спортивный менеджмент - это теория и практика эффективного управления организациями физкультурно-спортивной направленности в современных рыночных условиях.

На сегодняшний день в средствах массовой информации все чаще мелькают имена не только известных спортсменов и тренеров, но и других, порой не менее важных, представителей спортивного мира, от деятельности которых в современном спорте зависит очень много.

Прежде всего, речь идет о генеральных топ-менеджерах (например, Руслан Олихвер - генеральный менеджер волейбольного клуба мужской сборной России и московского "Динамо");агентах и спикерах по различным направлениям деятельности того или иного клуба или сборной; спортивных скаутах - человек, занимающийся сбором информации, наблюдением, разведкой и вербовкой для своего клуба (Андерс Хедберг - скаут НХЛ).

В сферу ответственности этих людей входит огромный объем работ - от поиска рекламных спонсоров и подписания контрактов с игроками до хозяйственных и бытовых вопросов.

Современная спортивная организация имеет внутреннюю структуру, основанную на конкретной специфике того или иного вида спорта.

Менеджеров подразделяют на три основные группы:

1. стратегический уровень - это руководители спортивных школ, спорткомплексов, президенты спортивных клубов и федераций и т.д.;

2. тактический уровень - руководители управлений, самостоятельных отделов и т.д.;

3. исполнительский уровень - тренеры, начальники команд, медицинский персонал и т.д.

От работы спортивного менеджмента напрямую зависит спортивный успех конкретного клуба, сборной команды и отдельного спортсмена. Помимо этого, от компетентности спортивного менеджмента зависит и конкретный финансовый доход спортивной организации. И здесь важнейшую роль играют менеджеры топ-уровня - верхушка спортивного менеджмента. От того, как они смогут организовать работу всей спортивной структуры организации и зависит ее конечный успех.

Спортивные менеджеры, являясь субъектом управленческой деятельности, выполняют в организации ряд своеобразных функций. Среди них выделяются три ключевые:

1. Принятие решений. Только профессиональный менеджер определяет направление развития организации на том или ином уровне, решает все вопросы, касающиеся распределения ресурсов, а также производит оперативные корректировки. Он принимает конечное решение о найме на работу того или иного сотрудника и несет всю полноту ответственности за его последствия.

2. Информационная функция. В данном случае спортивный менеджер накапливает информацию о внешней и внутренней среде спортивной организации, распространяет ее в виде нормативных установок, после чего разъясняет персоналу как ближайшие, так и перспективные цели организации.

3. Функция руководителя. Спортивный менеджер формирует отношения внутри и вне подконтрольной организации, мотивирует ее членов на достижение целей, координирует их усилия и выступающего в качестве официального представителя организации при взаимодействии с другими организациями.

Без качественного менеджмента в спорте частные организации просто не смогут элементарно выжить в условиях рынка, а государственные структуры просто не смогут грамотно готовить спортсменов к крупнейшим международным соревнованиям.

В связи с этим можно выделить следующие проблемы менеджмента в спортивной индустрии и пути их решения:

1. Нехватка высококвалифицированных кадров по данной специальности.

"Менеджмент в спортивной индустрии" - это совершенно новая специализация. В России данную специальность можно получить не более, чем в 10 вузах. Например, в Государственном университете управления в Москве она была открыта в 2009. Первый выпуск студентов специализации пришелся на год сочинской Олимпиады. Не случайно глава ее Оргкомитета Дмитрий Чернышенко, заявил: "К началу Игр в нашей структуре должны работать 2 тысячи высококлассных менеджеров, координирующих деятельность 20 тысяч волонтеров и 35 тысяч технических сотрудников. Проблема в том, что таких менеджеров в стране не существует, их только предстоит подготовить".

Для решения данной проблемы были приняты следующие меры:

· взаимодействие, сотрудничество и налаживание связей с Международными партнерами;

· организация в ходе обучения студентам производственной практики на крупнейших спортивных турнирах (чемпионаты мира и Европы, этапы Кубков мира и т.д.);

· обеспечение стажировокдля студентов, в том числе зарубежных;

· организация курсов повышения квалификации и профессио-нальной переподготовки смежных специальностей.

2. Нехватка необходимых программ, учебно-методических разработок и пособий. В недавно введенном образовательном стандарте направления: 080200 "Менеджмент", специализация: "Менеджмент в спортивной индустрии" на профессионально необходимый менеджмент выделено небольшое учебное время - из 7344 часов общей продолжительности теоретического обучения всего 100 (менее 1,4%).

Решением данной проблемы стало увеличение объема часов и информации и модификация и совершенствование педагогической технологии учебного курса.

Спортивный менеджмент - один из видов отраслевого специального менеджмента, который имеет дело с управлением организациями физкультурно-спортивной направленности. В связи с таким подходом организация является ключевым понятием спортивного менеджмента. С позиций менеджмента физическая культура и спорт - это не только "целесообразная двигательная деятельность человека", не только совокупность специальных средств и методов направленного развития физической дееспособности людей, как утверждается в теории физической культуры.

Общий и специальный менеджмент имеет еще одно характерное свойство. Менеджмент связан с наличием в организации профессиональных руководителей, которых за рубежом называют менеджерами. Спортивный менеджер - это специалист, занимающий, как правило, руководящую должность в физкультурно-спортивной организации и владеющий искусством научного управления.

Искусство менеджмента характеризуется особенностями умения того или иного спортивного менеджера применять общепринятые принципы, методы и технологию управления в своей конкретной управленческой деятельности. Подведем некоторые итоги. Спортивный менеджмент - это специальная теория и практика управления физкультурными и спортивными организациями в рыночных условиях, это один из отраслевых видов менеджмента, одна из отраслевых сфер управленческой деятельности в условиях рынка.

Объектом спортивного менеджмента как самостоятельной науки является совокупность физкультурно-спортивных организаций страны, продуктом деятельности которых являются физкультурно-спортивные услуги.

Предмет спортивного менеджмента - управленческие отношения, складывающиеся в процессе взаимодействия субъекта и объекта управления внутри организаций физкультурно-спортивной направленности и взаимодействия этих организаций с внешней средой в процессе производства и распространения физкультурно-спортивных услуг.

Задача спортивного менеджмента как учебной дисциплины - обеспечение целостного представления об отраслевой системе управления, о принципах, закономерностях и технологии управления в организациях отрасли физической культуры и спорта в современных рыночных условиях России.

Сильно ли отличается спортивный менеджмент от других отраслей менеджмента? По сути своей спортивный менеджер занимается теми же вещами, что и обычный менеджер, то есть организует процесс, но только со спортивной спецификой. Он занимается теми организационными вопросами, о которых сам спортсмен думать не должен, не должен на них отвлекаться от своих тренировок и подготовки к соревнованиям.

Принципы менеджмента в физической культуре и спорте представ-ляют собой основные правила, положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления и отдельные руководители в процессе осуществления управленческого воздействия. Принципы спортивного менеджмента можно охарактеризовать как исходные руководящие правила, требования и нормы поведения, которыми следует руководствоваться менеджерам физкультурно-спортивных организаций для обеспечения эффективного управления.

Для современного спортивного менеджмента характерны следующие важнейшие принципы:

1. Принцип научной обоснованности управления предусматривает, что все управленческие действия должны осуществляться на основе применения научных подходов и методов. Принцип научности предполагает изучение, глубокое познание и использование объективных закономерностей и прогрессивных тенденций развития физической культуры и спорта в конкретных исторических условиях и применение полученных знаний для обеспечения оптимального менеджмента в физкультурно-спортивных организациях.

Каждый руководитель и специалист физкультурно-спортивной организации должен изучать и правильно применять на практике при решении управленческих задач общепринятые принципы, методы и технологию спортивного менеджмента, овладевать искусством научного управления.

2. Принцип системности в управлении развитием физической культуры и спорта определяет необходимость рассмотрения физкультурно-спортивной организации как целостной социальной системы, состоящей из целого ряда звеньев и взаимодействующей с внешней средой. В работе спортивного менеджера принцип системности означает всестороннюю проработку принимаемых управленческих решений, анализ всех возможных вариантов их реализации, координацию усилий всего коллектива исполнителей. Этот принцип предполагает также тесную, увязку решения социально-педагогических проблем спортивного менеджмента с финансовыми и материально-техническими ресурсами.

3. Принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации в управлении. Проблема сочетания централизации и децентрализации в спортивном менеджменте - это проблема распределения полномочий для принятия конкретно определенных решений на каждом уровне управленческой иерархии: федеральном -- субъекта Федерации - муниципального образования - первичного звена (спортклуба, ДЮСШ и т.п.). Оптимальным вариантом следует считать подход, когда централизованными являются решения, относящиеся к отрасли физической культуры и спорта в целом, а децентрализованными -- решения, относящиеся к менеджменту той или иной конкретной физкультурно-спортивной организации.

Под децентрализацией понимается передача права принятия решений субъектам Федерации и другим организациям, находящимся на более низких иерархических уровнях управления. Принцип сочетания централизации и децентрализации в менеджменте предполагает необходимость умелого использования единоначалия и коллегиальности.

Принятие коллегиальных решений происходит намного медленнее, чем индивидуальных. Разновидностью коллегиальности является коллективность принятия решения.

Коллективные решения, как правило, принимаются большинством голосов, например, на собрании акционеров. Роль руководства здесь сводится к подготовке и обоснованию решений, предлагаемых к обсуждению и принятию на коллективной основе.

4. Принцип материального и морального стимулирования в спортивном менеджменте. В современном управлении физической культурой и спортом широко используется материальное и моральное стимулирование для активизации трудовой деятельности работников физкультурно-спортивных организаций и высококвалифицированных спортсменов. Этот принцип находит конкретное выражение в дифференциации заработной платы работников спортивных организаций и спортсменов-профессионалов, выплате призовых спортсменам и тренерам за успешное выступление на крупнейших спортивных соревнованиях. Наряду с материальным стимулированием в спорте сохраняет свое значение и моральное стимулирование в форме присвоения спортивных званий и награждения призами как отдельных спортсменов, так и команд- победительниц различных соревнований.

5. Принцип оптимизации (эффективности) управления означает достижение поставленной цели в возможно короткий срок и при наименьших затратах труда, финансовых средств и материальных ресурсов. Оптимизация предполагает использование в управлении широкого комплекса методов и инструментов для обоснования управленческих решений, управление на основе добротной, достоверной научной информации.

6. Принцип сочетания прав, обязанности и ответственности.Исходя из этого принципа менеджеры обычно осуществляют свои связи на один уровень вверх или вниз от своего уровня. Каждый подчиненный должен выполнять поставленные ему задачи и периодически отчитываться за их выполнение. Каждая должность в иерархии управления наделяется конкретными предоставленными ей правами, и менеджер, занимающий соответствующую должность, несет полную ответственность за возложенные на него задачи и выполняет определенные функции. Ни один руководитель не может передавать задание по выполнению решения, минуя непосредственного подчиненного.

6. Демократизация управления предполагает наряду с единоначалием формирование в спортивных организациях органов коллективного и коллегиального руководства, например, пленумов и президиумов спортивных федераций, ФСО, коллегий спорткомитетов и т. п.

7. Принцип сочетания отраслевого и территориального управления вытекает из ст. 72 Конституции РФ о нахождении в совместном ведении РФ и субъектов Российской Федерации вопросов физической культуры и спорта.

8. Принцип правовой защищенности управленческих решений предусматривает опору в управлении на существующее законодательство, правовое обеспечение управленческой деятельности, непротиворечивость управленческих решений существующим нормативным правовым актам.

9. Принцип учета спортивных интересов населения при организации физкультурно-спортивных занятий населения. Это обусловлено тем, что занимающиеся физическими упражнениями и спортом составляют один из основных объектов управления, а население представляет собой потенциальный объект спортивного менеджмента, одна из целей которого состоит в вовлечении населения в физкультурно-спортивные занятия. Успешное решение этой задачи предполагает систематическое изучение физкультурно-спортивными организациями спортивных интересов различных социально-возрастных групп населения, особенно молодежи.

10. Принцип государственной поддержки развития физической культуры и спорта. Является одним из приоритетных принципов социальной политики демократической России. Российская Конституция устанавливает, что в Российской Федерации "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта". Этот принцип нашел развернутое воплощение в Законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", установившем, что государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в стране, поддерживает физкультурное, олимпийское и паралимпийское движение.

Менеджмент в физической культуре и спорте имеет ряд разновидностей, а именно:

Стратегический менеджмент представляет собой управленческую деятельность, состоящую в выборе сферы и системы действий по достижению долгосрочных целей физкультурно-спортивной организации с учетом постоянно меняющихся условий внешней среды;

Программный (проектный) менеджмент представляет собой деятельность по управлению не постоянными, а временным объектами, в качестве которых выступают отдельные программы, проекты и т.п. или их совокупность;

Организационный менеджмент представляет собой управленческую деятельность, базирующуюся на общеорганизационных принципах, направленную на реализацию такой основной функции управления, как функция "организация";

Персонал-менеджмент представляет собой управленческую деятельность, включающую совокупность мероприятий, направленных на оптимальное формирование трудового коллектива физкультурно-спортивной организации и наиболее полное использование его способностей в производственном процессе;

Инновационный менеджмент представляет собой деятельность по управлению инновационными процессами в физкультурно-спортивной организации;

Риск-менеджмент представляет собой деятельность по оценке рисков, которые могут возникнуть в работе физкультурно-спортивной организации, и управлению ими;

Финансовый менеджмент представляет собой вид деятельности, направленной на управление финансово-хозяйственным функционированием физкультурно-спортивной организации.

Помимо этого, существует целая система функций менеджмента спортивной организаций.

Функции в спортивном менеджменте представляют собой обособив-шиеся в процессе разделения труда относительно самостоятельные, специализированные виды управленческой деятельности, которые выражают направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект. Функции занимают одно из центральных мест в теории и практике спортивного менеджмента, так как они раскрывают его сущность и содержание отраслевой управленческой деятельности. Различают общие и конкретные или отраслевые функции менеджмента.

Общие функции менеджмента. Возникновение функций спортивного менеджмента - объективный процесс. Управление физической культурой и спортом можно рассматривать как процесс последовательно сменяющихся, логически следующих друг за другом действий, носящих повторяющийся, циклический характер. Такие действия субъекта управления, соответствующие последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, получили название общих функций менеджмента. В их составе выделяют: планирование, организацию, мотивацию, контроль и координацию (рис.1).

Рис.1.

Общие функции, раскрывая технологию социального управления, универсальны, так как характеризуют любой процесс управления независимо от его отраслевой специфики и размера управляемой организации. Выделяемые по признаку временной цикличности функции получили название общих (основных) функций менеджмента. Взаимосвязь между этими функциями может быть представлена круговой диаграммой, показывающей содержание любого процесса управления (рис.8). Стрелки на диаграмме показывают, что движение управленческого воздействия субъекта управления от стадии принятия им решения к управляемому объекту возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организовыванием процесса и с мотивированием работающих. Для того чтобы получить обратную информацию от управляемого объекта о произошедших в нем изменениях в связи с управленческим воздействием, необходим учет и контроль этих изменений. В центре диаграммы находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных функций.

Таким образом, общие функции спортивного менеджмента - это обособившиеся в процессе общественного разделения труда специализированные виды деятельности, выражающие направления или стадии целенаправленного воздействия субъекта управления на управляемый объект.

Планирование - это стадия управленческой деятельности, содержанием которой является определение целей деятельности организации на предстоящий период и необходимых для этого ресурсов (материальных, финансовых, трудовых, информационных). Планирование с точки зрения технологии представляет собой систему технико-экономических расчетов, представленных в форме таблиц, графиков и моделей, определяющих пути достижения цели. Результатом планирования является план. План включает: цели и задачи организации на предстоящий период, мероприятия, комплекс необходимых ресурсов с распределением их по целям и задачам, ответственных исполнителей и сроки выполнения плановых мероприятий. Различают стратегическое и оперативное планирование. Основой стратегического планирования является составление прогнозов, показывающих возможные направления развития объекта.

В перспективных и текущих планах физкультурно-спортивной организации определяют рынки потенциальных потребителей своих услуг, устанавливают конкретные цели, задачи и плановые показатели по предоставлению физкультурно-спортивных услуг и достижению результатов, определяют необходимые для этого трудовые, финансовые, материальные ресурсы и др. Планирование как функция спортивного менеджмента включает также разработку целевых комплексных программ, бизнес-планов, календарных планов соревнований и спортивных мероприятий, планов организационной работы и т.д.

Организация - вторая функция менеджмента. Ее задачей является формирование структуры организации, а также обеспечение ее всем необходимым для нормальной работы - персоналом, помещениями, денежными средствами, материалами, оборудованием и т.п.

Мотивация - стадия управления, предусматривающая создание стимулов и санкций, материальной и моральной заинтересованности с целью активизации персонала спортивных организации к эффективной работе. В спортивном менеджменте мотивация включает, по нашему мнению, также деятельность, имеющую цель активизировать интерес населения к занятиям различными видами спорта и физическими упражнениями, к потреблению физкультурно-спортивных услуг.

Контроль и учет - это стадия управления, задачей которой является оценка качества выполнения принятых решений, количественная оценка результатов работы физкультурно-спортивной организации, а также оперативный учет проводимой в организации работы.

Координация - стадия процесса управления, обеспечивающая его непрерывность и бесперебойность. Главная задача координации - достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления рациональных связей между ними, а также с общественностью.

Конкретные функции спортивного менеджмента. Функции, выделяемые по содержанию управляемого воздействия на управляемый объект, принято называть конкретными (специфическими или отраслевыми) функциями менеджмента. Конкретные (отраслевые) функции спортивного менеджмента раскрывают содержание управления в отрасли физической культуры и спорта как особой социально-педагогической системе. Приведем в качестве примера систему конкретных функций Москомспорта. В положении о Комитете физической культуры и спорта Правительства Москвы указывается, что Москомспорт в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет следующие функции:

· разрабатывает городские программы в области физической культуры и спорта;

· разрабатывает проекты законов и иных нормативных правовых актов города Москвы, регулирующих отношения в области физической культуры и спорта, вносит их и иные предложения но вопросам, относящимся к ведению Москомспорта, па рассмотрение соответствующих государственных органов и должностных лиц, подготавливает заключения по проектам нормативных актов других органов исполнительной власти города в области физическое культуры и спорта;

· принимает участие в разработке проекта закона города Москвы сбюджете города Москвы, осуществляет контроль за использование бюджетных средств находящихся в ведении Москомспорта бюджетными учреждениями;

· осуществляет функции распорядителя бюджетных средств города Москвы, установленные бюджетным законодательством и ведомственной классификацией расходов бюджета города Москвы;

· выполняет функции заказчика по разработке и реализации городских программ в области физической культуры и спорта;

· утверждает календарный план городских спортивно-массовых мероприятий, смотров, конкурсов, проводит городские соревнования, учебно-тренировочные сборы, разрабатывает и утверждает положения о проведении городских физкультурно-массовых и спортивных мероприятий;

· принимает участие в установленном порядке в создании, реорганизации и ликвидации государственных (муниципальных) унитарных предприятии, учреждении, организации с участием города Москвы, осуществляет контроль за финансовой и хозяйственной деятельностью предприятий, учреждений, находящихся в ведении Москомспорта;

· организует правовое обеспечение и осуществляет методическое руководство по вопросам, входящим в компетенцию Москомспорта;

· осуществляет в пределах своей компетенции контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации и города Москвы в области физической культуры и спорта;

· участвует в разработке мобилизационных мероприятий в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы;

· обеспечивает разработку и реализацию мер по подготовке и повышению квалификации работников для городского хозяйства в области физической культуры и спорта;

· осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации по вопросам, отнесенным к ведению Москомспорта, информирует жителей города Москвы о наиболее важных сферах деятельности Москомспорта;

· осуществляет сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, коммерческими, некоммерческими организациями, гражданки по вопросам деятельности Москомспорта;

· осуществляет международное сотрудничество в области физической культуры и спорта;

· осуществляет другие функции в соответствии нормативными правовыми актами Российской Федерации и города Москвы.

Понятие и виды управленческих решений по физической культуре и спорту

Менеджерам и персоналу спортивных организаций в процессе управления приходится принимать большое количество решений, от качества которых зависит эффективность деятельности физкультурно-спортивных организаций. Принимаемые управленческие решения касаются различных сторон деятельности физкультурно-спортивных организаций, а в их подготовке активно участвуют тренеры, преподаватели и другие специалисты.

От правильности и своевременности принятия решений зависит эффективность работы любой физкультурно-спортивной организации. Поэтому важно, чтобы каждый специалист физической культуры и спорта овладел теоретическими знаниями и навыками разработки управленческих решений.

Управленческое решение в спортивном менеджменте представляет собой творческий акт субъекта управления (индивидуального или группового), который определяет программу деятельности физкультурно-спортивной организации по эффективному разрешению назревшей проблемы.

Для того чтобы управление было реальным и не представляло собой распоряжений, которые невозможно выполнить, решения следует принимать на основе знания объективных закономерностей функционирования физической культуры и спорта в современных рыночных условиях при соблюдении определенной технологии.

По форме управленческие решения по физической культуре и спорту принимаются в разнообразных формах. Поэтому уточним смысл названий и содержание наиболее часто принимаемых управленческих решений но физической культуре и спорту.

Приказ - нормативно-правовой акт, издаваемый единолично руководителем физкультурно-спортивной организации или его заместителем, действующих на основе единоначалия в целях разрешения основных и оперативных задач.

Распоряжение - правовой акт, издаваемый руководителем организации, главным образом коллегиального органа управления, в целях разрешения оперативных вопросов. Как правило, имеет ограниченный срок действия и касается узкого круга должностных лиц.

Постановление - нормативный акт, принимаемый коллегиально правлением спортивного клуба, коллегией спорткомитета, президиумом спортивной федерации или совета ДФСО. Постановление представляет собой целевое решение актуальной проблемы с указанием цели, путей и ресурсов, установлением сроков, исполнителей и организации контроля за выполнением.

План - это комплекс заданий, объединенных общей целью, которые необходимо выполнить в определенном порядке, последовательности и в установленные сроки.

План представляет собой результат планирования, главный инструмент координации усилий персонала организации для достижения поставленных целей.

Целевая программа - нормативный адресный документ, содержащий исчерпывающий комплекс взаимосвязанных заданий, осуществление которых обеспечивает эффективное достижение поставленных организацией целей в установленные сроки. Целевая комплексная программа включает мероприятия программно-методического, организационного и социально-экономического характера,

Бизнес-план - это документ, в котором дается комплексное описание основных аспектов планируемого будущего спортивной организации, анализируются возникающие при достижении цели проблемы и определяются финансовые ресурсы, необходимые для их решения.

В последние годы в сфере физической культуры и спорта широкое распространение получили управленческие решения в форме различных контрактов, договоров и т.д.

Для того чтобы разобраться во всем множестве разнообразных управленческих решений, их принято классифицировать.

Классификация решений. Управленческие решения по физической культуре и спорту можно сгруппировать по нескольким признакам.

1. Решение принимает какой-либо субъект (орган) управления, коллегиальный орган или отдельный руководитель. По субъектам и иерархическим уровням управления, определяющим масштабность действия управленческих решений, они подразделяются на решения: государственных органов общей компетентности; решения Госкомспорта РФ и спорткомитетов как государственных органов специальной компетентности; решения ведомственных и местных органов государственного управления; и, наконец, решения общественных; объединений и коммерческих организаций физкультурно-спортивной направленности.

2. По объектам управления: для кого предназначено данное решение - спорткомитета, спортивной федерации, спортклубу, спортивному сооружению, спортивной школе и т.п.

3. По форме существования решения могут быть устными или письменными. Последние, в свою очередь, подразделяют на постановления, приказы, распоряжения, инструктивно-методические документы, законы, указы Президента, государственные образовательные стандарты, программы, планы, нормативы, контракты и т.п.

4. По организации принятия управленческие решения подразделяются на единоличные, коллегиальные и коллективные.

5. По социальной значимости одни решения являются исходными, определяющими, например, "Закон о физической культуре и спорте в РФ", другие - производными.

6. По времени действия решения можно разделить на оперативные и перспективные, стратегические. Оперативные решения чаще встречаются в работе руководителей низовых организаций. Стратегические решения принимают в основном федеральные органы управления.

7. Подразделяют решения по объему и направленности содержания.

Одни управленческие решения содержат общую концепцию развития физической культуры и спорта в целом в стране, другие более конкретизированы и касаются одной или нескольких организаций физкультурно-спортивной направленности.

Управленческие решения должны приниматься в рамках существующих у субъекта управления полномочий, прав и обязанностей спортивного руководителя. Различные виды управленческих решений определяют и разные способы их разработки и принятия, источники и содержание используемой информации, а также особенности реализации принятых решений. спортивный менеджер управленческий решение

Типовая структура управленческого решения. При всем многообразии управленческих решений по физической культуре и спорту в форме их построения имеются некоторые общие черты, т.е. правомерно нести речь об их типовой структуре.

Решения но физической культуре и спорту чаще всего структурно состоят из четырех частей: 1) названия решения и наименования органа, принявшего его; 2) содержательной части; 3) подписи руководителя и 4) приложения к решению.

Постановляющая часть содержит перечисление предписываемых действий, путей, методов и необходимых для этого ресурсов. Указываются ответственные исполнители мероприятий, сроки выполнения и лица, обеспечивающие контроль.

Текст постановляющей части должен иметь повелительную форму изложения. Постановляющая часть делится на пункты, каждый пункт нумеруется арабскими цифрами. Пункт должен начинаться с указания исполнительного действия, выраженного глаголом в неопределенной форме. В качестве исполнителей могут указываться как физкультурные организации в целом, так и их структурные подразделения. В последнем пункте постановляющей части указывают лиц, на которых возлагают контроль за исполнением решений.

Приказы, постановления и другие принятые управленческие решения подписывает руководитель физкультурной организаций или его заместитель.

Приложения к решению обычно включают план мероприятий, инструктивно-методические материалы, таблицы социальных и педагогических нормативов и др.

Для того, чтобы управленческие решения были эффективными, они должны удовлетворять ряду требований:быть всесторонне обоснованными и своевременными, ставить реальные цели и сроки выполнения;основываться на полной и достоверной информации;не противоречить ранее принятым документам, согласовываться с ними;характеризоваться полнотой содержания, охватом всех вопросов проблемы;охватывать объект и субъект управления, а также взаимодействия между ними;не противоречить действующему законодательству, а опираться на него;находиться в рамках установленной для органа управления-компетенции, прав и полномочий.

Спортивный менеджмент тесно связан с главными факторами рентами рыночной экономики - формами собственности, системой свободного ценообразования, конкуренцией, правом свободного выбора как для спортивного предпринимателя, так и для потребителей услуг, зависимостью доходов предпринимателя от результатов его труда и ситуации на рынке физкультурно-спортивных услуг и др. Включение физической культуры и спорта в систему рыночных отношений обусловливают соответствующие особенности управления этой отраслью сферы услуг.

Рыночная экономика способствует развитию предпринимательства в сфере физической культуры и спорта, росту числа собственников физкультурных и спортивных организаций, увеличению многообразия их организационно-правовых форм, расширению спектра и улучшению качества предоставляемых населению физкультурно-спортивных услуг.

Следует отметить особенности функционирования физической культуры и спорта в рыночных условиях. Поскольку их несколько, стоит выделить главные:

Преобразование физической культуры и спорта в сферу услуг как специфическую совокупность социально-педагогических форм деятельности, осуществляемой в целях физического воспитания населения;

Децентрализация управления отраслью физической культуры и спорта;

Возросшее многообразие организационно-правовых форм физкультурных и спортивных организаций;

Правовое закрепление официального статуса профессионального спорта и его развитие в России;

Все возрастающее экономическое значение физической культуры и спорта, развивающихся в основном на основе коммерческого хозрасчета;

Возникновение конкуренции физкультурных и спортивных организаций и свободное ценообразование на услуги физической культуры и спорта.

В рыночных условиях существенно возрастает роль физической культуры и спорта в самоутверждении и самореализации личности как важнейшей социальной ценности, в удовлетворении потребностей людей в физическом совершенствовании, в рациональном использовании свободного времени.

27.09.2016 04.07.2018

Программа 38.03.02 – Менеджмент

Стоимость обучения фиксируется на весь период обучения.

Вступительные экзамены:

1. Русский язык;
2. Математика;
3. Обществознание.

Программой предусмотрена профессиональная подготовка спортивных менеджеров современного уровня. Бакалавриат подготавливает специалистов высокого уровня, которые будут иметь глубокие знания в области экономики и международного менеджмента. Курс обучения сочетает в себе все самые лучшие мировые навыки. Наш Факультет тесно сотрудничает со спортивными организациями: Федерацией по видам спорта, лигами, фитнес-клубами и прочими организациями, отвечающими за совершенствование и развитие спорта.

Цели и задачи программы

РАНХиГС осуществляет профессиональную подготовку спортивных менеджеров современного уровня, которые обладают отменным экономическим и управленческим образованием. Наши преподаватели – это настоящие профессионалы, которые обладают огромными навыками обучения. Специалисты, прошедшие курс бакалавриата обладают широким спектром знаний и умений в спортивно-управленческой области, хорошо подкрепленные практическими навыками.

Также в обязательном порядке наши абитуриенты после окончания курса ознакамливаются со всеми международными образовательными стандартами в сфере спорта. Уже после выхода из стен Института буквально в первый день наши новоиспеченные специалисты незамедлительно могут приступать к выполнению своих профессиональных обязательств как в области управления спортивными мероприятиями, так и в индустрии фитнеса.

Наши преподаватели

В нашем преподавательском штате работают исключительно профессионалы и эксперты спортивной индустрии, и при этом не только российского, но и международного уровня. Это исключительно профессионалы, имеющие огромный опыт работы во всех сферах спортивной деятельности. Притом каждый из них прошел не только профессиональную подготовку в российских учреждениях, но и за рубежом, в частности, США и Европе. И кроме этого каждый из них является непосредственным участником создания серьезной спортивной организации в нашей стране.

Понравилась статья? Поделитесь ей