Контакты

Что нужно для открытия фермерского хозяйства в беларуси. Начать фермерское дело в беларуси. Удобрения, топливо, электроэнергия – в валюте

Нужно выбрать нишу. Поговорим о мясном животноводстве. Во-первых, стоимость мяса в магазинах очень высока, а во-вторых, процент вегетарианцев в нашей стране невелик. Все это гарантирует прибыльность и стабильный спрос на продукцию. Конечно, такой вид фермерства требует больших вложений, особенно если дело касается разведения крупного рогатого скота.

Но и чистая прибыль средней фермы начинается от 100 тысяч рублей в месяц. При грамотном подходе срок окупаемости не превысит шести лет. Начать бизнес в свиноводстве будет дешевле, а окупится мероприятие за 2-5 лет. При этом спрос на данный продукт в нашей стране выше из-за более демократичной, чем на говядину, стоимости. Другой вариант — птицеводство. Яйца и курятина — это те продукты, которые всегда есть в холодильнике любого нашего соотечественника. К тому же разведение птиц не требует слишком больших вложений и площадей.

Окупаемость же может составить примерно 2-4 года. Растениеводство является в некотором роде сезонным бизнесом. Однако это не относится, например, к огурцам, помидорам, зелени, клубнике. Их можно выращивать круглый год в теплицах. Особенно выгодным такой бизнес будет зимой, когда цена на свежие овощи значительно увеличивается. Окупаемость бизнеса 12-18 месяцев. Фермерское хозяйство: с чего начать, или Разрабатываем бизнес-план После того как ниша определена, необходимо создать бизнес-план. Этот момент очень важен, поскольку на его основе можно просчитать затраты на создание хозяйства, срок окупаемости и доходность. Чтобы оценить перспективность проекта, в бизнес-плане необходимо указать следующие моменты: средства (будут это собственные или заемные, какой необходим стартовый капитал); участок (его можно получить бесплатно, купить или арендовать); затраты на закупку животных или сельскохозяйственных культур; затраты на постройку сооружений (это хлев для скота или теплицы для выращивания овощей); затраты на оборудование (например, система навозоудаления, молокопровод, отопительные системы); затраты на персонал (даже сравнительно небольшому хозяйству он потребуется); затраты на коммунальные услуги, налоги; затраты на маркетинг; рынки сбыта продукции; чистая прибыль. Все эти моменты помогут просчитать рентабельность будущего бизнеса.

В целом же молодому предпринимателю необходимо составить бизнес-план по следующей схеме: резюме (краткое описание будущей деятельности, хозяйства и целей, к которым стремится фермер); подробное описание хозяйства (площадь участка, наличие инфраструктуры, коммуникаций, сооружений, техники и т. д., в аренде или в собственности эти ресурсы); сводка финансовых и производственных показателей (зарплата сотрудников и их численность, планируемое количество произведенной и проданной продукции, прибыль); финансовый раздел (источники финансирования хозяйства, расходы, планы по развитию хозяйства и их финансовая поддержка, окупаемость, расчет прибыли); анализ рисков (прогнозирование рисков и описание мер для их ликвидации). Почему бизнес-план нужно составлять по определенной схеме и подходить к мероприятию ответственно? Потому что он является своего рода визитной карточкой будущего фермера: он необходим для получения дотаций от государства, при поиске инвесторов и прочих источников финансирования. Если прибыльность бизнеса превышает возможные риски, а из бизнес-плана это хорошо видно, то будущий фермер сможет рассчитывать на материальную поддержку. Выбор формы собственности: ООО или ИП? Выбор формы собственности также не менее важный этап. Если бизнесмен решил открыть небольшое хозяйство, то зарегистрироваться в качестве ИП будет вполне достаточно. Несомненные плюсы такой формы собственности: упрощенная система налогообложения; нет обязанности вести бухучет; кассовый учет ведется по упрощенной системе; необязательно регистрировать филиал (если таковой планируется); не нужно отчитываться о происхождении оборудования; не нужно протоколировать решения. На начальном этапе ИП, безусловно, удобно. Пока нет большого количества клиентов, пока бизнес только набирает обороты, можно воспользоваться теми привилегиями, которые получает предприниматель, зарегистрированный в качестве ИП. Однако у такой формы есть и минусы. Самый существенный из них — это сложность в привлечении инвестиций и получении кредитов. Если необходимы дополнительные средства для открытия бизнеса, то такой недостаток может сыграть ключевую роль. Если планируется открытие крупного хозяйства или бизнес начал набирать обороты, стоит рассмотреть вариант регистрации ООО. К такой форме собственности относятся на рынке более серьезно. Препятствий для получения инвестиционных средств тут нет. Но придется вести более обширный документооборот и платить налоги по общей системе налогообложения. При этом, если отчетность может составлять нанятый сотрудник, то из налогов можно вообще извлечь прибыль. Например, получать вычеты по НДС. К тому же, являясь плательщиком такого налога, хозяйство сможет привлечь к сотрудничеству крупных партнеров, которые также заинтересованы в получении вычетов.

На Глуботчине зарегистрировано 35 крестьянских (фермерских) хозяйств, почти треть из которых существует свыше 10 лет. Кто-то выращивает ягоды, овощи, семена и рассаду, кто-то занимается разведением крупного рогатого скота, коз, овец.

В данный момент документы оформляет еще один хозяин. Имена многих фермеров известны в районе, так как они не только развивают свое дело, но и принимают активное участие в жизни региона, популяризуют нелегкий труд на земле.

– Непростое это дело – фермером быть, – отмечает руководитель крестьянского (фермерского) хозяйства Сергей Ковалёнок . – Главное – запастись терпением, иметь желание достичь своей цели. Особенно сложно в начале пути. Работать «для галочки» не получится, порой трудиться в поле приходится от зари до зари. Каждый день и потраченный рубль на счету.

Хозяйство фермера Ковалёнка на карте Глубокского района появилось в апреле 2010 года.

В 2014 году крестьянское (фермерское) хозяйство Сергея Ковалёнка назвали лучшим в районе. За высокие достижения в выполнении прогнозных показателей социально-экономического развития в 2015 году оно было занесено на Доску почета Глубокского района.

Она – учитель биологии, он – учитель физкультуры

Супруги Сергей и Виктория имеют педагогическое образование, окончили ВГУ имени П. Машерова. Некоторое время работали в школе, но однажды решили кардинально изменить свою жизнь.

– Примером для нас являются родители, которые, помимо приусадебного участка, много лет обрабатывают 2 гектара земли, выращивают овощи, – присоединяется к беседе Виктория. – Конечно, помогали им, в том числе продавать излишки продукции на рынке. Почему бы не попробовать самим? Дополнительное материальное подспорье для молодых педагогов, а по профессии я учитель биологии, а муж – физической культуры, было в тот момент нелишним.

Для начала взяли 2 гектара земли. После работы, в выходные дни трудились в поле, выращенную продукцию возили на рынок. Вскоре решили создать фермерское хозяйство.

– Занимаясь овощеводством, копили деньги на первый трактор, – продолжает Виктория. – Правда, купили его в разобранном виде, а муж сам собрал. На участке площадью 25 га выращивали морковь, капусту, картофель, свеклу, поставляли оптовым фирмам.

Под инвестпроект взяли здание бывшего зерносклада одного из сельхозпредприятий

Под реализацию инвестиционного проекта в 2012 году Сергей Ковалёнок взял неиспользуемое здание бывшего зерносклада одного из сельхозпредприятий района. Строение, по соседству с которым находится один из участков фермерского хозяйства, начинало разрушаться, протекала кровля.

Новый хозяин за три года сделал масштабную реконструкцию старой постройки, оборудовал отсеки для хранения овощей, провел отопление. Было создано три рабочих места для механизаторов и водителя.

Благодаря Декрету №6 без растаможки супруги приобрели сельхозтехнику

Благодаря Декрету №6 Президента Беларуси без растаможки супруги приобрели сельхозтехнику и автомобили для транспортировки продукции.

– В 2014-м высадили первую плантацию садовой земляники пяти высокоурожайных сортов, – отмечает Виктория. – Сначала продавали на местном рынке. Вскоре купили машину, оборудованную холодильной установкой. В сезон уборки ягод, чтобы не тратить время впустую, на поле дополнительно устанавливаем мобильную холодильную установку. Так проще и надежнее. Кроме Беларуси, полезную продукцию реализуем в Российской Федерации. Если есть спрос, то поставляем на экспорт и овощи. С оптовыми покупателями работаем по заявкам.

На данный момент площадь земель хозяйства превысила 150 гектаров. Участки расположены в разных уголках района. Управиться с работой в поле Сергею помогают 6 человек. Активно, особенно в летнее время, вместе с родителями трудится 15-летний сын Вадим.

«Ручной труд стараемся свести к минимуму»

– Привлекаем и сезонных работников, – говорит Виктория. – Правда, ручной труд стараемся свести к минимуму. Делаем ставку на использование современной сельскохозяйственной техники. Например, есть морковоуборочный комбайн. Механизированным способом убираем свеклу и картофель. Это повышает эффективность.

Местное райпо подсказало интересную идею

– В свое время активно сотрудничали с райпо, которое и подсказало одну интересную идею, – отмечает Сергей Ковалёнок. – Вырастить и собрать идеальный товар невозможно. Например, кочан капусты можно повредить во время уборки или, если созреет раньше, он может потрескаться на поле. Именно такую продукцию мы нашинковали и заквасили. Провели все необходимые проверки, прежде чем предложить новинку покупателям. Спрос в районе оказался хорошим. Дело за малым – необходимо подготовить документы, оборудовать мини-цех для серийного производства квашеной капусты и соленых огурцов.

Морковь в фермерском хозяйстве убирают комбайном, а это также не исключает возможное повреждение овощей. Поэтому инициативные супруги планируют наладить производство моркови по-корейски.

По словам руководителя хозяйства, фермеры Глубокского района не видят друг в друге конкурентов, наоборот, часто встречаются, делятся опытом, полезными советами.

Решить многие вопросы, ознакомиться с полезной информацией, в том числе касающейся приобретения техники, помогают республиканская, областная ассоциации фермеров, райисполком.

Также с большим интересом Сергей и Виктория посещают семинары, которые организуют фирмы-поставщики овощных семян.

У фермера есть четыре непредсказуемых «помощника»

Несколько лет назад Белорусская сельскохозяйственная академия организовала для руководителей хозяйств поездки в Голландию, Польшу, Германию. Ознакомиться с передовым опытом в отрасли растениеводства смогли и руководители крестьянских (фермерских) хозяйств, в числе которых был Сергей Ковалёнок.

– У фермера есть четыре непредсказуемых «помощника»: зима, весна, лето и осень, – с улыбкой отмечает Сергей. – От капризов погоды уберечь урожай бывает очень сложно. Выбираем для посадки наиболее устойчивые сорта, но это не гарантирует, что все пойдет по плану. Доставляют хлопот ранние заморозки в начале осени, а также мелкая контурность полей. Вот и приходится маневрировать, прилагать все усилия и смекалку, чтобы достичь желаемого результата.

Фото Дианы БЕРНИКОВИЧ.


При использовании материалов сайт указание источника и размещение активной ссылки на публикацию обязательны

О КРЕСТЬЯНСКОМ (ФЕРМЕРСКОМ) ХОЗЯЙСТВЕ

(в ред. Законов Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII, от 19.07.2005 N 44-З, от 09.07.2007 N 247-З, от 15.07.2008 N 397-З, от 06.07.2009 N 37-З, от 09.11.2009 N 55-З, от 31.12.2009 N 114-З, от 01.07.2010 N 154-З, от 09.01.2017 №19-З)

Настоящий Закон определяет правовое положение, условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности его членов.


Глава 1

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства

1. Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель (далее - фермерское хозяйство).

2. Фермерскому хозяйству принадлежит на праве собственности имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд фермерского хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное фермерским хозяйством в процессе его деятельности.

3. Члены фермерского хозяйства имеют обязательственные права в отношении этого фермерского хозяйства.

Статья 2. Законодательство Республики Беларусь о фермерском хозяйстве

1. Отношения, связанные с созданием и деятельностью фермерского хозяйства, регулируются настоящим Законом, актами Президента Республики Беларусь, гражданским законодательством, законодательством об охране и использовании земель и иным законодательством.

2. Если международным договором Республики Беларусь установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве о фермерском хозяйстве, то применяются правила международного договора.

Статья 3. Государственная поддержка и гарантии деятельности фермерских хозяйств

1. Фермерским хозяйствам, у которых выручка от реализации произведенной или произведенной и переработанной ими продукции собственного производства растениеводства (кроме цветов и декоративных растений), животноводства (кроме пушного звероводства), рыбоводства и пчеловодства составляет не менее 50 процентов от общей выручки за предыдущий финансовый год, а также вновь созданным фермерским хозяйствам (в течение первого года со дня их создания) оказывается государственная поддержка за счет средств республиканского и местных бюджетов в порядке и формах, предусмотренных законодательством. Указанным хозяйствам оказывается государственная поддержка в сфере материально-технического снабжения, приобретения (в том числе по договору финансовой аренды (лизинга)), ремонта и технического обслуживания сельскохозяйственной техники и оборудования, мелиорации земель и известкования почв, защиты растений, семеноводства, ветеринарного и племенного дела, научного обслуживания и в иных сферах наравне с другими производителями сельскохозяйственной продукции.

2. Фермерские хозяйства имеют равные права с другими производителями сельскохозяйственной продукции на поставку товаров для государственных нужд в соответствии с законодательством.

3. Установление границ земельных участков, предоставленных для ведения фермерских хозяйств, разработка проектов внутрихозяйственного землеустройства фермерских хозяйств, оформление документов, удостоверяющих права на земельные участки, осуществляются государственными организациями, подчиненными Государственному комитету по имуществу Республики Беларусь, в порядке, установленном законодательством об охране и использовании земель, за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского бюджета.

4. Президентом Республики Беларусь могут быть установлены иные условия и формы государственной поддержки и гарантии деятельности фермерских хозяйств.

5. На территории, где отсутствуют объекты производственной инфраструктуры, районный исполнительный и распорядительный орган обеспечивает первичное обустройство фермерского хозяйства путем строительства дорог, линий радио- и электропередачи, объектов водоснабжения, газоснабжения, телефонной связи и иных объектов, а также мелиорацию земель за счет средств, направляемых на эти цели из республиканского и местных бюджетов в соответствии с законодательством.


Глава 2

СОЗДАНИЕ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 4. Право на создание фермерского хозяйства

1. Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.

2. Преимущественное право на создание фермерских хозяйств на земельных участках, изъятых у ликвидируемых и реорганизуемых сельскохозяйственных организаций, имеют члены (работники) этих сельскохозяйственных организаций.

3. Решение о создании фермерского хозяйства оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства (кроме случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином).

Статья 5. Устав фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство действует на основании устава, в котором указываются:

  • наименование фермерского хозяйства, которое должно содержать слова «крестьянское (фермерское) хозяйство» либо «фермерское хозяйство» или «крестьянское хозяйство»;
  • сведения о главе и иных членах фермерского хозяйства (фамилия, собственное имя, отчество, данные документа, удостоверяющего личность, место жительства);
  • место нахождения фермерского хозяйства;
  • цели деятельности фермерского хозяйства;
  • размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд его членов, состав, сроки и порядок их внесения;
  • размер долей членов фермерского хозяйства в его уставном фонде;
  • порядок формирования имущества фермерского хозяйства и условия распоряжения им;
  • порядок трудового участия членов фермерского хозяйства в деятельности фермерского хозяйства;
  • порядок распределения прибыли фермерского хозяйства;
  • права и обязанности членов фермерского хозяйства;
  • порядок вступления в состав членов фермерского хозяйства новых членов, выхода и исключения из состава членов фермерского хозяйства;
  • порядок управления деятельностью фермерского хозяйства, его ликвидации.

В уставе фермерского хозяйства могут содержаться и иные не противоречащие законодательству положения, связанные с особенностями деятельности фермерского хозяйства.

2. Устав фермерского хозяйства утверждается решением собрания учредителей фермерского хозяйства, которое оформляется протоколом собрания учредителей фермерского хозяйства. Протокол собрания учредителей фермерского хозяйства подписывается всеми учредителями фермерского хозяйства.

В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином устав фермерского хозяйства утверждается этим гражданином (главой фермерского хозяйства).

3. В устав фермерского хозяйства вносятся изменения и (или) дополнения в порядке, установленном гражданским законодательством, в случае изменения положений пункта 1 настоящей статьи, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Статья 6. Уставный фонд фермерского хозяйства

1. При создании фермерского хозяйства формируется его уставный фонд в порядке, установленном настоящим Законом, иным законодательством и уставом фермерского хозяйства.

2. Уставный фонд фермерского хозяйства формируется из стоимости вкладов учредителей (членов) фермерского хозяйства.

Вкладом в уставный фонд фермерского хозяйства могут быть принадлежащие учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе общей собственности) вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость.

Оценка стоимости неденежного вклада в уставный фонд фермерского хозяйства подлежит экспертизе в случаях и порядке, предусмотренных законодательством.

В уставный фонд фермерского хозяйства не может быть внесено имущество, если право на отчуждение этого имущества ограничено законодательством, договором либо собственником.

3. Исключен.

4. Для формирования и увеличения размера уставного фонда фермерского хозяйства не могут быть использованы привлеченные средства.

5. Уставный фонд фермерского хозяйства делится на доли, за исключением случаев создания фермерского хозяйства одним гражданином. Размер доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в уставном фонде определяется в процентах или в виде дроби. Размер доли учредителя фермерского хозяйства на момент формирования уставного фонда фермерского хозяйства равняется отношению стоимости его вклада в уставный фонд к размеру уставного фонда фермерского хозяйства.

Стоимость доли учредителя (члена) фермерского хозяйства в имуществе фермерского хозяйства равняется части стоимости чистых активов фермерского хозяйства, пропорциональной размеру его доли в уставном фонде фермерского хозяйства.

6. В случае внесения в уставный фонд фермерского хозяйства имущества, принадлежащего учредителям (членам) фермерского хозяйства на праве общей собственности, размеры долей членов фермерского хозяйства считаются равными, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

7. Уменьшение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после уведомления всех его кредиторов. Последние вправе в этом случае потребовать досрочного прекращения или исполнения обязательств фермерского хозяйства и возмещения им убытков.

8. Увеличение уставного фонда фермерского хозяйства допускается после внесения всеми его учредителями (членами) вкладов в уставный фонд в полном объеме.

Увеличение уставного фонда может осуществляться за счет имущества фермерского хозяйства, дополнительных вкладов в уставный фонд членов фермерского хозяйства и (или) за счет вкладов в уставный фонд граждан, принимаемых в состав членов фермерского хозяйства в качестве новых членов.

При увеличении уставного фонда фермерского хозяйства за счет имущества фермерского хозяйства размер доли члена фермерского хозяйства может быть изменен с учетом вклада в уставный фонд и (или) личного трудового участия члена фермерского хозяйства в его деятельности по решению общего собрания членов фермерского хозяйства.

Статья 7. Государственная регистрация фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство считается созданным с даты его государственной регистрации.

2. Государственная регистрация фермерского хозяйства осуществляется в соответствии с законодательными актами.

Для целей государственной регистрации местом нахождения фермерского хозяйства может являться жилое помещение (квартира, жилой дом), принадлежащее главе фермерского хозяйства на праве собственности (в том числе на праве долевой или совместной собственности) либо являющееся его постоянным местом жительства (за исключением жилого помещения государственного жилищного фонда).


Глава 3

ЧЛЕНСТВО В ФЕРМЕРСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

Статья 8. Члены фермерского хозяйства

1. Членами фермерского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи.

Для целей настоящего Закона членами семьи признаются супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье.

2. Членство в фермерском хозяйстве сохраняется, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства, за членами фермерского хозяйства, которые не могут принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства в связи с:

  • выходом на пенсию по возрасту или инвалидности - пожизненно;
  • переходом на работу на выборную должность, прохождением военной службы по призыву, прохождением альтернативной службы, обучением по дневной форме в учреждениях образования, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования, – на время работы на выборной должности, прохождения военной службы по призыву, прохождения альтернативной службы, обучения по дневной форме в таких учреждениях образования.

Статья 9. Основания для изменения состава членов фермерского хозяйства

Изменение состава членов фермерского хозяйства может осуществляться по следующим основаниям:

  • принятие нового члена фермерского хозяйства, в том числе в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства;
  • выход члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства;
  • смерть члена фермерского хозяйства или объявление его умершим.

Статья 10. Принятие нового члена фермерского хозяйства в состав членов фермерского хозяйства

Гражданин, соответствующий требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона, может быть принят в состав членов фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства или главы фермерского хозяйства (в случае создания фермерского хозяйства одним гражданином) при условии внесения вклада в уставный фонд фермерского хозяйства, а также в результате уступки доли (ее части) члена фермерского хозяйства в уставном фонде фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства.

Статья 11. Выход и исключение члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства

1. Член фермерского хозяйства вправе в любое время выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других членов фермерского хозяйства при условии предварительного их уведомления в порядке и сроки, установленные уставом фермерского хозяйства, но не позднее чем за месяц до выхода из состава членов фермерского хозяйства.

2. Член фермерского хозяйства может быть исключен из состава членов фермерского хозяйства на основании решения общего собрания членов фермерского хозяйства в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения им обязанностей, предусмотренных настоящим Законом, иными законодательными актами или уставом фермерского хозяйства, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим, а также по иным основаниям, установленным уставом фермерского хозяйства.

Статья 12. Порядок осуществления расчетов при выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства

1. При выходе или исключении члена фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства он вправе получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также часть прибыли, определяемой в соответствии с положениями статьи 17 настоящего Закона.

2. Причитающаяся гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, стоимость доли в имуществе фермерского хозяйства определяется по бухгалтерскому балансу, составленному на момент его выбытия, а причитающаяся ему часть прибыли - на день расчета с ним. Выплата стоимости доли и части прибыли гражданину, вышедшему или исключенному из состава членов фермерского хозяйства, производится по окончании финансового года, в котором он вышел или исключен из состава членов фермерского хозяйства, в срок до 12 месяцев со дня подачи заявления о выходе или принятия решения об исключении, если иной срок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.

Статья 13. Изменение состава членов фермерского хозяйства в случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим

1. В случае смерти члена фермерского хозяйства или объявления его умершим его наследник (наследники) может быть принят в члены фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства.

В случае смерти члена фермерского хозяйства, если его наследниками по завещанию являются юридическое лицо Республики Беларусь или административно-территориальная единица Республики Беларусь, им выплачивается стоимость наследуемой доли в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона.

В случае смерти главы фермерского хозяйства, созданного одним гражданином, его наследник (наследники), изъявивший (изъявившие) желание вести фермерское хозяйство, признается членом (членами) этого фермерского хозяйства.

При отказе наследника (наследников) от вступления в состав членов фермерского хозяйства либо при вынесении общим собранием членов фермерского хозяйства решения об отказе в принятии наследника (наследников) в состав членов фермерского хозяйства расчеты с ним (с ними) производятся в порядке, предусмотренном статьей 12 настоящего Закона.

2. В случае отмены судом решения об объявлении гражданина умершим решение о членстве наследника (наследников) такого лица принимается общим собранием членов фермерского хозяйства.

Статья 14. Права и обязанности членов фермерского хозяйства

1. Члены фермерского хозяйства вправе:

  • участвовать в управлении деятельностью фермерского хозяйства в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства;
  • получать информацию о деятельности фермерского хозяйства, в том числе о его доходах и расходах, знакомиться с его уставом, документами бухгалтерской отчетности и иными документами в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства;
  • участвовать в распределении прибыли, полученной фермерским хозяйством;
  • получать часть прибыли в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства;
  • получать вознаграждение за труд в денежных единицах и (или) натуральной форме, иметь ежедневный и еженедельный отдых, трудовые и социальные отпуска в соответствии с законодательством о труде;
  • продать или иным образом уступить свою долю (ее часть) в уставном фонде фермерского хозяйства в порядке, установленном уставом фермерского хозяйства;
  • приобретать у членов фермерского хозяйства в преимущественном порядке перед другими гражданами (не членами фермерского хозяйства) доли (их части) в уставном фонде фермерского хозяйства;
  • выйти из состава членов фермерского хозяйства независимо от согласия других его членов в порядке, установленном настоящим Законом и уставом фермерского хозяйства, и получить стоимость своей доли в имуществе фермерского хозяйства, а также причитающуюся часть прибыли;
  • получить в случае ликвидации фермерского хозяйства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость пропорционально своей доле в уставном фонде фермерского хозяйства, а также с учетом их личного трудового участия, если иной порядок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.

Члены фермерского хозяйства в соответствии с законодательством об охране труда, социальной защите и социальном страховании имеют право на охрану труда, социальное страхование, пенсионное обеспечение и гарантии в случае профессионального заболевания, трудового увечья, инвалидности и потери работы.

Члены фермерского хозяйства могут иметь другие права, предусмотренные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства.

2. Члены фермерского хозяйства обязаны:

  • сформировать уставный фонд фермерского хозяйства в порядке и сроки, предусмотренные законодательством и уставом фермерского хозяйства;
  • принимать личное трудовое участие в деятельности фермерского хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 8 настоящего Закона или уставом фермерского хозяйства;
  • не разглашать информацию, составляющую коммерческую тайну фермерского хозяйства;
  • соблюдать требования устава фермерского хозяйства и исполнять решения его органов управления, соответствующие настоящему Закону, иным актам законодательства и уставу фермерского хозяйства.

Члены фермерского хозяйства выполняют и другие обязанности, предусмотренные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства.


Глава 4

ИМУЩЕСТВО ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 15. Состав имущества фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство может иметь в собственности необходимые для производства сельскохозяйственной продукции, а также ее переработки, хранения, транспортировки и реализации насаждения, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и другие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птицу, сельскохозяйственную и иную технику и оборудование, транспортные средства, инвентарь, имущество частных унитарных предприятий, созданных фермерским хозяйством, другое имущество, приобретенное фермерским хозяйством, а равно принадлежащие фермерскому хозяйству имущественные права либо иные отчуждаемые права, имеющие стоимость.

2. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности фермерского хозяйства, являются собственностью этого фермерского хозяйства.

Статья 16. Источники формирования имущества фермерского хозяйства

1. Источниками формирования имущества фермерского хозяйства могут быть:

  • вклады в уставный фонд фермерского хозяйства;
  • доходы, полученные от реализации произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции, а также от других видов хозяйственной деятельности, не запрещенных законодательством;
  • иные источники, не запрещенные законодательством.

2. Организации и индивидуальные предприниматели вправе передавать фермерским хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, сельскохозяйственную технику и оборудование в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой начала внесения арендной платы сроком до трех лет.

Статья 17. Распределение прибыли фермерского хозяйства

1. Прибыль фермерского хозяйства распределяется по итогам финансового года между его членами по решению общего собрания членов фермерского хозяйства соразмерно долям в уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию членов фермерского хозяйства в его деятельности.

2. Уставом фермерского хозяйства может быть установлен иной порядок распределения прибыли фермерского хозяйства.

Статья 18. Ответственность фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

2. Члены фермерского хозяйства не отвечают по обязательствам фермерского хозяйства, а фермерское хозяйство не отвечает по обязательствам членов фермерского хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.


Глава 5

УПРАВЛЕНИЕ ФЕРМЕРСКИМ ХОЗЯЙСТВОМ

Статья 19. Органы управления фермерского хозяйства

1. Управление деятельностью фермерского хозяйства, в состав которого входят два или более члена, осуществляют общее собрание членов фермерского хозяйства и глава фермерского хозяйства.

Общее собрание членов фермерского хозяйства является высшим органом управления фермерского хозяйства.

Глава фермерского хозяйства является исполнительным органом фермерского хозяйства.

2. В фермерском хозяйстве, созданном одним гражданином, глава фермерского хозяйства является высшим органом управления, который вправе решать все вопросы, связанные с деятельностью фермерского хозяйства.

Статья 20. Общее собрание членов фермерского хозяйства

1. К исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства относятся:

  • внесение изменений и (или) дополнений в устав фермерского хозяйства;
  • изменение размера уставного фонда фермерского хозяйства;
  • принятие в состав членов фермерского хозяйства, исключение членов фермерского хозяйства из состава членов фермерского хозяйства, в том числе принятие решения о членстве наследника (наследников) гражданина, объявленного умершим, в случае отмены судом решения об объявлении этого гражданина умершим;
  • избрание на должность главы фермерского хозяйства и освобождение его от этой должности в случаях, предусмотренных пунктом 7 статьи 21 настоящего Закона;
  • утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов фермерского хозяйства, распределение прибыли фермерского хозяйства;
  • принятие решения о реорганизации или ликвидации фермерского хозяйства;
  • иные вопросы, отнесенные законодательными актами и уставом фермерского хозяйства к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства.

Вопросы, отнесенные к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства, не могут быть переданы общим собранием членов фермерского хозяйства на решение главы фермерского хозяйства.

2. Каждый член фермерского хозяйства вправе присутствовать на общем собрании членов фермерского хозяйства, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать при принятии решений.

Каждый член фермерского хозяйства на общем собрании членов фермерского хозяйства имеет один голос, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

3. Общее собрание членов фермерского хозяйства полномочно принимать решения только при условии присутствия на нем не менее двух третей от всех членов фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено уставом фермерского хозяйства.

Решение принимается простым большинством голосов. При равенстве голосов членов фермерского хозяйства принятым считается решение, за которое проголосовал глава фермерского хозяйства. Уставом фермерского хозяйства может быть предусмотрен иной порядок принятия решений.

Решения общего собрания членов фермерского хозяйства оформляются протоколами, которые подписываются присутствовавшими на нем членами фермерского хозяйства.

Статья 21. Глава фермерского хозяйства

1. Главой фермерского хозяйства является один из учредителей (членов) фермерского хозяйства, избранный на эту должность собранием учредителей фермерского хозяйства или общим собранием членов фермерского хозяйства и указанный в уставе фермерского хозяйства.

Глава фермерского хозяйства подотчетен общему собранию членов фермерского хозяйства.

2. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином главой фермерского хозяйства является этот гражданин.

3. Глава фермерского хозяйства не может быть одновременно руководителем иной коммерческой организации.

4. Глава фермерского хозяйства должен соответствовать требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона.

5. Глава фермерского хозяйства без доверенности действует от имени фермерского хозяйства, в том числе представляет его интересы во взаимоотношениях с государственными органами, гражданами и юридическими лицами, совершает от имени фермерского хозяйства сделки, выдает доверенности на право представительства от имени фермерского хозяйства, распоряжается имуществом фермерского хозяйства, является нанимателем лиц, работающих в фермерском хозяйстве по трудовому договору, осуществляет иные полномочия, не отнесенные настоящим Законом или уставом фермерского хозяйства к исключительной компетенции общего собрания членов фермерского хозяйства.

6. В случае временной потери трудоспособности или отсутствия (не более четырех месяцев подряд) главы фермерского хозяйства по решению общего собрания членов фермерского хозяйства глава фермерского хозяйства может уполномочить выполнять его обязанности на основании доверенности одного из членов фермерского хозяйства.

7. В случае временной потери трудоспособности или длительного отсутствия (более четырех месяцев подряд), отказа от выполнения обязанностей главы фермерского хозяйства, выхода или исключения из состава членов фермерского хозяйства или смерти главы фермерского хозяйства решением общего собрания членов фермерского хозяйства избирается новый глава фермерского хозяйства.

8. Если ведение фермерского хозяйства осуществляется одним гражданином, то в случае временной потери им трудоспособности или отсутствия (но не более четырех месяцев подряд) он может уполномочить выполнять его обязанности на основании договора поручения или договора доверительного управления имуществом дееспособного гражданина.


Глава 6

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 22. Виды деятельности фермерского хозяйства

1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются производство сельскохозяйственной продукции с использованием земельного участка, предоставленного для этих целей, а также переработка, хранение, транспортировка и реализация произведенной им сельскохозяйственной продукции. Фермерское хозяйство вправе осуществлять иные виды деятельности, не противоречащие законодательству.

2. В случаях, предусмотренных законодательством, отдельные виды деятельности могут осуществляться фермерским хозяйством только на основании специального разрешения (лицензии).

3. Фермерское хозяйство вправе осуществлять внешнеэкономическую деятельность в соответствии с законодательством.

Статья 23. Реализация продукции фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство вправе распоряжаться произведенной им продукцией и реализовывать ее по своему усмотрению в соответствии с заключенными договорами.

2. При реализации сельскохозяйственной продукции, а также в процессе ее производства, переработки, хранения и транспортировки фермерское хозяйство обязано соблюдать санитарные нормы и правила, требования законодательства в области качества и безопасности продовольственного сырья и пищевых продуктов для жизни и здоровья человека, а также требования экологической безопасности.

Статья 24. Участие фермерских хозяйств в создании коммерческих и некоммерческих организаций

1. Фермерские хозяйства могут создавать унитарные предприятия, быть учредителями (участниками) хозяйственных товариществ и обществ, членами потребительских кооперативов.

2. Фермерские хозяйства в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать объединения в форме ассоциаций или союзов.

Статья 25. Участие фермерского хозяйства в финансовых и кредитных отношениях

1. Фермерское хозяйство имеет право получать кредитные и заемные средства в соответствии с законодательством.

2. В качестве обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору фермерское хозяйство может использовать залог своего имущества, включая урожай сельскохозяйственных культур, а также залог права аренды имущества.

3. Фермерским хозяйствам могут предоставляться льготные кредиты в пределах средств республиканского бюджета, направляемых на эти цели, с уплатой процентов за пользование ими в размере не более половины ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь начиная со второго года после получения кредита.

4. Фермерское хозяйство вправе открывать текущий (расчетный) и иные счета для хранения денежных средств, осуществления расчетных и (или) кассовых и иных операций в соответствии с законодательством.

Статья 26. Утратила силу.

Статья 27. Учет и отчетность в фермерских хозяйствах

Особенности учета доходов и расходов фермерских хозяйств, а также порядок составления и представления ими бухгалтерской, налоговой, статистической и иной отчетности устанавливаются законодательством.

Статья 28. Трудовые отношения в фермерском хозяйстве

1. Глава фермерского хозяйства заключает трудовые договоры с членами фермерского хозяйства в соответствии с законодательством о труде.

2. При необходимости для выполнения работ в фермерском хозяйстве могут привлекаться по трудовому или иному договору лица, не являющиеся членами фермерского хозяйства, с соблюдением требований законодательства.

3. На членов фермерского хозяйства и иных лиц, работающих в фермерском хозяйстве по трудовому договору, если работа в фермерском хозяйстве является для них основной, ведутся трудовые книжки в порядке, установленном законодательством о труде.

Статья 29. Разрешение споров, связанных с деятельностью фермерского хозяйства

Споры, связанные с деятельностью фермерского хозяйства, разрешаются в судебном порядке.


Глава 7

РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ФЕРМЕРСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Статья 30. Реорганизация фермерского хозяйства

1. Фермерское хозяйство может быть реорганизовано по решению высшего органа управления фермерского хозяйства, а также в иных случаях, предусмотренных законодательными актами.

Реорганизация фермерского хозяйства осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и уставом фермерского хозяйства.

2. Члены вновь возникшего в результате реорганизации фермерского хозяйства должны соответствовать требованиям, изложенным в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона.

Статья 31. Ликвидация фермерского хозяйства

1. Ликвидация фермерского хозяйства осуществляется по основаниям и в порядке, предусмотренным законодательными актами.

2. Споры о ликвидации фермерского хозяйства разрешаются в хозяйственном суде.

Статья 32. Распределение имущества фермерского хозяйства между его членами в случае ликвидации фермерского хозяйства

Имущество ликвидируемого фермерского хозяйства, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, распределяется между его членами пропорционально их долям в уставном фонде фермерского хозяйства, а также с учетом их личного трудового участия, если иной порядок не предусмотрен уставом фермерского хозяйства.


Глава 8

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 33. Приведение учредительных документов фермерских хозяйств в соответствие с настоящим Законом

Фермерские хозяйства в течение года после вступления в силу настоящего Закона обязаны привести свои учредительные документы в соответствие с настоящим Законом.

Статья 34. Переходные положения

1. Требования, изложенные в пункте 1 статьи 4 и пункте 1 статьи 8 настоящего Закона, не распространяются на граждан, являющихся членами фермерских хозяйств, созданных до вступления в силу настоящего Закона.

2. Статья 26 настоящего Закона действует до вступления в силу Особенной части Налогового кодекса Республики Беларусь.

Председатель Верховного Совета Республики Беларусь Н.ДЕМЕНТЕЙ

С точки зрения финансов, стоит это абсолютно дешево – государству придется заплатить всего 0,8 базовой величины. Однако в отличие от открытия ЧУП или ООО понадобится больше времени – около трёх месяцев.

Первым делом, следует ознакомиться с нормативными актами, которые регламентируют предстоящую фермерскую деятельность: Законом Республики от 18.02.1991 N 611-XII «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в ред. От 09.01.2017 г.); Земельным кодексом Республики ; Указом Президента Республики Беларусь от 27.12.2007 № 667 «Об изъятии и предоставлении земельных участков».

Дальше, необходимо определиться с видами выращиваемых культур и местом их возделывания. Фермер может получить в безвозмездное, пожизненное использование до 50 гектаров сельскохозяйственных угодий. При этом земельный участок может передаваться по наследству, но его нельзя продавать или обменивать.

Затем необходимо написать бизнес-план будущего фермерского хозяйства, который впоследствии будет рассматриваться районным исполнительным комитетом. Естественно, он должен объективно учитывать возможности возделывания конкретных культур на планируемых участках.

Также следует узнать, кому именно принадлежат определенные участки земли, на которые Вы хотели бы претендовать.Земли могут быть в ведении сельсовета либо в ведении местного сельхозпредприятия. В зависимости от этого и происходит первичное согласование с сельсоветом или с сельхозпредприятием о возможности предоставления данных земель для ведения фермерского хозяйства. Сельсовет должен в течение двух недель дать ответ гражданину или юридическому лицу о возможности предоставления этой земли.

После этого в райисполком подается заявление о подтверждении возможности размещения фермерского хозяйства по определенному образцу. К нему прилагается бизнес-план и решение сельсовета. Райисполком рассматривает это заявление в течение одного месяца. Преимущество на регистрацию фермерского хозяйства имеют лица, которые проживают в данной местности и имеют опыт сельскохозяйственных работ.

После получения решения райисполкома следует зарегистрировать свою коммерческую организацию, т.е. фермерское хозяйство. Регистрация проходит в день подачи документов. Однако для государственной регистрации следует предоставить следующие документы:

— заявление о государственной регистрации;

— квитанцию об оплате (0,8 базовой величины);

— два экземпляра устава фермерского хозяйства, его электронную копию;

— копия документа райисполкома о подтверждении возможности размещения фермерского хозяйства в предполагаемом месте такого размещения.

Затем в райисполком подается заявление о предоставлении земельного участка .

Одновременно начинаются землеустроительные работы , составляется проект по отводу земель. По законодательству, данные работы оплачиваются местным бюджетом. Данные работы длятся около месяца.

Полученный земельный участок необходимо зарегистрировать (делается в БТИ). После чего у заявителя появляются права на данный участок.

Что еще следует знать будущему фермеру? Он должен уплачивать налоги за пользование землей. Первые три года земельный налог с фермерского хозяйства не взимается. В последующие годы возможно предоставление льгот от райисполкома.

Фермерские хозяйства имеют право перейти на уплату единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции в соответствии с налоговым законодательством.

Если фермер заключает договора с наемными работниками, то он должен уплачивать налоги в соответствии с законодательством, т.е. взносы в ФСЗН, страховку и пр. На всех работников заводятся трудовые книжки.

Но, как говорится, глаза боятся, а руки делают. Так что в добрый путь, земледельцы!

Светлана Лобан, начальник отдела экономики райисполкома.

В Беларуси фермерские хозяйства не развиваются, а выживают, считает экономист, экс-советник министра сельского хозяйства и продовольствия Казимир Романовский. Об этом он заявил БелаПАН , комментируя данные Белстата, опубликованные в сборнике «О деятельности крестьянских (фермерских хозяйств) в Республике Беларусь (2010-2016)».

Так, согласно официальной статистике, число зарегистрированных фермерских хозяйств ежегодно растет, хотя и незначительно: с 3017 в 2015 году до 3066 - в 2016-м. Количество работников в таких хозяйствах также незначительно выросло - с 9200 до 9346.

Чистая прибыль увеличилась с 518,9 млрд неденоминированных рублей до 64,1 млн деноминированных. Рентабельность продаж снизилась с 18,1% до 17,8%. Объем производства вырос в 2016-м году на 14,6% против 3,3% в целом по АПК. Инвестиции снизились с 56,2 млн рублей до 42 млн. Количество убыточных предприятий составило 11,7%.

В структуре продукции выращивание картофеля и овощей занимает 56%, зерновых - 11,6%, технических культур - 3,9%, фруктов и ягод - 7,4%, другой продукции растениеводства - 10,3%, выращивание скота и птицы - 7,2%, производство молока - 3%, яиц - 0,1%, прочей продукции животноводства - 0,5%.

По мнению Романовского, тенденции роста количества фермерских хозяйств нет. «Какие-то хозяйства появляются, какие-то умирают. Чуть-чуть их увеличилось, но нельзя говорить, что это тенденция в развитии и что они играют важную роль в сельском хозяйстве страны. Их доля в нашей экономике находится на уровне статистической погрешности, а отношения к этой отрасли у государства никакого нет» , - считает эксперт.

По поводу снижения инвестиций он отметил, что это связано с дороговизной кредитных ресурсов и незначительным объемом оборотных средств у фермеров. Незначительна и господдержка частного сектора сельского хозяйства.

«Если судить по доли в 1,9% в валовом производстве сельского хозяйства, то это говорит, что фермеров мало и отрасль эта почти никому не нужна. Если говорить о рентабельности в 18-20%, то она показывает: крестьянские хозяйства не развиваются, а выживают» , - считает Романовский.

При этом он полагает, что дисбаланс в развитии вызывает то, что большинство фермеров в связи с необходимостью выживания занято выращиванием картофеля и овощей, которое приносит быструю окупаемость.

«У нас не было и нет системы поддержки фермерства и личных подсобных хозяйств. Есть крупные фермерские хозяйства, которые вытягивают всю отрасль. Фермеры не хотят идти в животноводство из-за того, что оно в принципе убыточно и без господдержки не выживает» , - подчеркнул экономист.

Он привел пример: в 2000 году в подсобных хозяйствах содержалось 630 тысяч коров, а у фермеров - 2400, на начало 2017-го осталось около 100 тысяч.

На вопрос, какую бы нишу могли занять фермеры в сельском хозяйстве страны, эксперт ответил: «Сегодня есть возможность развития в связи с тем, что на селе высокий уровень безработицы. Люди, исходя из потребностей рынка, могли бы заняться разведением интересных пород птиц (индейка, гуси, утки), коз, овец, кроликов. Также стоит развивать и пчеловодство. 3,4 тыс. ульев в фермерских хозяйствах - это мало. В Беларуси мед популярен среди населения, но, к сожалению, около 80% завозимого из-за границы меда - это фальсификат. В Гомельской и Брестской областях можно выращивать бахчевые культуры. Также развивать садоводство и выращивание саженцев для подворий и дач. У нас недостаточно выращивают ягод (смородина, малина, клубника, земляника и другие). Можно занять и нишу по цветоводству. Нам пора заканчивать кормить цветочную мафию. Выращивать пряно-ароматические и лекарственные травы для пищевой промышленности и фармации. Под надзором научных организаций заниматься производством семян овощей, ягод и цветов для населения. Это большой бизнес, и стоит вытеснять голландские семена с рынка» .

«Будущее у фермерства есть. Но государство должно заняться разработкой программ по его развитию. Фермер, крестьянин должен знать, что нужно сегодня стране, и это должно быть заложено в программе. Надо давать им кредиты на развитие, и под 2%, а не под 30-40%. Всячески поддерживать» , - подытожил эксперт.

Понравилась статья? Поделитесь ей