Контакты

Логистика — что такое простыми словами, виды, оптимизация, эффективность и принципы логистики. Смотреть страницы где упоминается термин логистика внутренняя Что такое логистика на предприятии

Распространенной формой организации логистического управления является матричная система управления. Преимущество такой организационной структуры заключается в интеграции двух или нескольких функций в рамках ответственности отдельного менеджера. Например, менеджер отвечает и за логистику, и за маркетинг товаров и подотчетен двум функциональным руководителям. Такие менеджеры могут иметь неограниченные полномочия и нести полную ответственность за удовлетворение нужд потребителей. Недостатком матричной системы управления является ее высокая стоимость, поскольку она требует более высокой квалификации служащих и более совершенных информационных систем, необходимых для поддержки работы менеджеров. Часто фирма в повседневной деятельности управляется на основе функциональной структуры управления. Однако для решения конкретных разовых проблем на короткий срок создают матричные команды из служащих, выполняющих разные функции. Служащие, которых привлекают для работы по таким краткосрочным проектам, должны отличаться высоким профессионализмом. Например, разработка многих логистических процессов и инструкций требует участия специалистов разных служб.

Функции службы

Участие в разработке стратегии развития предприятия. Разработка мер по развитию организационно-технических возможностей предприятия по организации, управлению и исполнению логистических операций. Постановка задач для развития логистической информационной системы. Разработка и внедрение совместно с другими службами рациональных форм организации и методов выполнения бизнес-процессов, по совершенствованию документооборота, обработки информации, контроля прохождения документов, по применению технических средств управления. Участие в составлении положений о структурных подразделениях, должностных инструкций исполнителей и в их корректировке по мере необходимости.

Оказание методической помощи структурным подразделениям в оптимизации бизнес-процессов и повышении их эффективности на отдельных рабочих местах, участках, в подразделениях, на предприятии. Изучение передового опыта в области логистики, разработка предложений по его использованию, содействие их внедрению. Разработка и внедрение методических и нормативных материалов по логистике для конкретных подразделений, функций и операций. Контроль применения разработанных методических и нормативных материалов. Участие в выборе базисных условий поставки и разработка транспортных условий контрактов.

Участие в выборе специализированных фирм — транспортных, экспедиторских, страховых и др. и заключение соответствующих соглашений. Организация выполнения вспомогательных операций по контрактам (упаковка, маркировка, таможенные операции, страхование и т. д.). Участие в выборе оптимальных маршрутов и способов доставки. Организация обеспечения координации и взаимодействия перевозчиков с другими субъектами логистической цепи (экспедирование, хранение, таможенные операции и т. д.). Организация страхования от рисков гибели или повреждения товара. Участие в составлении претензионной документации и ведение претензионных дел в части, касающейся логистики. Организация обработки транспортной и товаросопроводительной документации. Организация расчета и учета расходов, связанных с доставкой товара. Организация контроля движения товаров. Организация обеспечения удовлетворения требований заказчиков по качеству логистических операций. Организация осуществления страховых и таможенных операций. Обеспечение поддержания баланса между стоимостью и эффективностью логистических операций.

Операции

Координирует технологический процесс (поступление товаров на склад, отгрузку товаров со склада, проведение погрузочно-разгрузочных операций, приемку-передачу товаров на склад, обеспечение необходимых режимов и условий их хранения на складе), оптимизирует процессы перемещения ресурсов и продукции внутри предприятия.

Управляет транспортировкой товаров, определяет перевозчика грузов исходя из наиболее эффективных схем работы транспортных организаций и наиболее оптимальных видов транспорта, транспортных тарифов, технико-эксплуатационных, экономических и стоимостных показателей перевозки.

Определяет методы и схемы оптимизации транспортнотехнологических схем доставки грузов; обеспечивает заключение договоров на перевозку, транспортно-экспедиционное и иное обслуживание, связанное с транспортировкой грузов; разрабатывает планы перевозок; организует технологический процесс перевозки (передача грузов перевозчикам, контроль за доставкой грузов грузополучателям, координация погрузочно-разгрузочных работ); обеспечивает документооборот транспортно-технологического процесса; анализирует качество перевозки и своевременность доставки грузов.

Организует таможенное оформление и растаможивание товаров (выбирает виды таможенных режимов; обеспечивает составление и своевременное представление таможенной документации; обеспечивает таможенное декларирование и представление по требованию таможенных органов декларируемых товаров; определяет пункты растаможивания (на границе, на внутренней таможне); разрабатывает схемы минимизации затрат на растаможивание; осуществляет поиск механизмов льготного растаможивания; обеспечивает уплату таможенных платежей.

Обеспечивает страхование оборудования, товаров, сырья, материалов, грузов, ответственности перевозчиков; организует мероприятия по обеспечению сохранности грузов при транспортировке, продукции при хранении и внутреннем перемещении.

Разрабатывает и контролирует процессы приемки:

— повышение эффективности управления приемкой с помощью информационных технологий;

— расчет необходимого количества разгрузочных постов;

— расчет количества дней от момента заказа до поступления товаров;

— процесс приемки продукции по количеству;

— процесс приемки продукции в случае обнаружения недостачи или излишков;

— документы, заполняемые при приемке продукции на склад;

— сроки приемки продукции по количеству;

— процесс приемки продукции по качеству;

— процесс приемки продукции в случае обнаружения несоответствия продукции установленному качеству;

нормативные документы, регламентирующие приемку товаров на склад;

— нормативные сроки приемки товаров по качеству.

Разрабатывает и контролирует процессы отгрузки:

— процесс отбора товаров с мест хранения;

— процесс комплектации партий в зоне комплектации и контроля;

— процесс контроля правильности отбора товаров для партий по количеству и качеству;

— процесс пополнения партий в случае недостачи или необходимости замены некачественных товаров;

— документы, заполняемые при отгрузке товаров;

— сроки отбора, комплектации, контроля и упаковки товаров для отгружаемых партий;

— процесс проверки товаров по качеству;

— нормативные документы, регламентирующие отгрузку;

— повышение эффективности управления снабжением с помощью информационных технологий;

— расчет необходимого количества погрузочных постов;

— расчет количества дней от момента заказа до погрузки.

К обязанностям службы также относятся:

— выработка критериев для принятия решений о выборе экономичного или срочного вида транспорта (почта, автомобиль, железная дорога, речной, морской, авиатранспорт, курьер, dhl);

— расчет, учет и анализ затрат на перевозки, перевалки, погрузо-разгрузочные работы, управление, информационное обеспечение;

— постановка задач для компьютеризации процессов подготовки товаросопроводительной и расчетной документации, контроля прохождения отправленными грузами контрольных пунктов, пунктов перевалок, границ, учета и анализа получаемой информации.

— постановка задач для компьютеризации планирования и диспетчеризации работ, анализа качества планирования.

Служба контролирует и пополняет базу данных и библиотеку следующей информацией:

— порядок взаимодействия систем страхования грузов и ответственность перевозчиков;

— правила транспортного страхования грузов;

— порядок организации и осуществления многоступенчатых грузовых перевозок под таможенным контролем с использованием различных видов транспорта;

— порядок упрощения формальностей при таможенном оформлении и сопровождении международных грузовых перевозок в рамках деятельности международного экспедитора;

— порядок организации и осуществления международных автомобильных перевозок;

— порядок работы с без документными и невостребованными грузами;

— концепция единого информационного пространства участников международной грузовой перевозки;

— классификация опасных грузов;

— маркировка упаковки и транспортных средств;

— основные требования к хранению, транспортировке, погрузке и разгрузке опасных грузов;

— особенности перевозки опасных грузов;

— меры защиты при перевозке опасных грузов;

— международные нормативы и коды, регламентирующие перевозки опасных грузов;

— правила приемки товаров по количеству и качеству;

— правила отгрузки товаров;

— правила претензионной работы.

Служба хранения

Служба хранения выполняет (в части, завершающей приемку) размещение принятых товаров по местам хранения, их оприходование и учет.

Служба хранения выполняет (в части, обеспечивающей отгрузку) отбор товаров по заказам на основании комплектовочных ведомостей, передачу отобранных товаров в зону отгрузки.

Служба подготовки отгрузок

Если отгрузка товаров со склада предприятия является постоянным процессом: грузы отправляются ежедневно-большими объемами, или еженедельными крупными партиями, или ежемесячными количествами, требующими длительной комплектации, то приказом по предприятию назначаются постоянно действующие бригады или службы отборщиков, комплектовщиков, контролеров, упаковщиков, обеспечивающие подготовку партий к отгрузке.

В выполнении отгрузок участвуют следующие специалисты, группы специалистов и службы:

— кладовщики;

— начальники смен;

— диспетчеры;

— отборщики (комплектовщики);

— группа контролеров: товароведы, контролеры, лаборатория, служба испытаний, служба образцов и стандартов;

— группа оформления товаросопроводительной документации.

Эти бригады или службы передают полностью подготовленные партии грузов экспедиции, которая совместно с грузовой службой осуществляет отправку партий перевозчикам.

Служба контроля

Контролеры по количеству проверяют количества товаров, отобранные отборщиками. Контролеры по качеству проверяют качество отобранных товаров по установленным правилам. После проверки отобранных партий контролерами дается разрешение на комплектацию партий и упаковку.

Служба упаковки

Служба упаковки может быть крупным цехом упаковки, если склад принадлежит производственному предприятию. На складах посредников собственно упаковка производится только при повреждении оригинальной упаковки. Основной работой является формирование и упаковка грузовых модулей и партий. В составе службы работают упаковщики, грузчики, технологи.

Служба упаковки решает следующие задачи:

— определение технических требований к упаковке и маркировке, обеспечивающих сохранность груза при транспортировке, погрузочно-разгрузочных работах и складировании;

— определение номенклатуры товаров, требующих упаковки, выбор и заказ соответствующих видов упаковки, закупка автоматизированных линий или станков для упаковки, материалов и инструментов для упаковки;

— определение грузовых модулей, выбор средств для формирования грузовых модулей: коробка, ящик, контейнер, мешок, поддон с обтягивающей лентой и защитной пленкой и т. д., обеспечение бесперебойного снабжения материалами для формирования грузовых модулей;

— выбор вида тары, упаковки и маркировки при подготовке к отгрузке товара;

— обеспечение безопасности и сохранности товаров на складе и в пути;

— оценка влияния каждого элемента (тара, упаковка, маркировка) на общие издержки логистической системы;

— постановка задач для компьютеризации процессов контроля наличия упаковочных материалов и средств, учета и анализа изменений.

Экспедиторская служба

Экспедиторская служба — посредник между складом и перевозчиками. Ее успешная работа возможна при хороших контактах с сотрудниками служб логистики, закупок, продаж и склада, с поставщиками, заказчиками, перевозчиками. Этой службе необходимы постоянно контролируемая база данных о транспортных предприятиях и их услугах, наличие диспетчеров по организации и контролю автомобильных, железнодорожных, морских и речных, а также авиационных и почтовых отправок, а при необходимости — своих экспедиторов на складах поставщиков.

Когда интенсивность оборота товаров высока, загрузка разгрузочных и погрузочных мощностей склада должна быть тщательно спланирована, чтобы обеспечить достаточную пропускную способность и избегать завалов товаров в зонах приемки и отгрузки.

Очевидно, что эта задача может быть решена лишь при четкой организации и удовлетворительном техническом обеспечении.

Безусловно, необходима высокая исполнительская дисциплина сотрудников всех служб, участвующих в разгрузке и приемке, а также в подготовке и отправке партий товаров.

Основным критерием эффективного управления перевозками является отдача, полученная от затрат на перевозки.

Среди операций экспедиторской службы:

— составление графиков поступления грузов;

— заблаговременный заказ транспортных средств перевозчиков или резервирование собственных транспортных средств для доставки грузов из порта, с желдорстанции, аэропорта;

— подготовка распоряжений о выделении места для разгрузки, бригад и техники для разгрузки;

— извещение приемной комиссии о дате готовности груза к приемке;

— проверка соответствия тары, упаковки и маркировки поступающих грузов.

Функции службы

Организует выполнение доставки грузов с гарантией сохранности на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции, договором перевозки грузов и другими договорными обязательствами с грузовладельцем.

Координирует взаимодействие всех участников обработки грузов. Составляет технологические и экономические обоснования транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов. Организует выполнение разгрузки и погрузки товаров, их перевозки. Организует фрахтование транспортных средств (автомобилей, вагонов, морских и речных судов, авиатранспорта), производит контроль за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, контейнеров, хладокамер, бункеров и других помещений хранения. Обеспечивает отслеживание хода выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ, соблюдения сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов. Оформляет товарно-транспортные и другие сопроводительные документы на всех этапах реализации транспортно-технологических маршрутов и схем доставки грузов, грузовые таможенные декларации и другие документы, необходимые для таможенной очистки грузов, в соответствии с установленными требованиями. Оформляет документы, связанные со страхованием грузов, коммерческие и другие акты в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств в поврежденном состоянии (порча и (или) недостача грузов и грузовых мест, поврежденные пломбы, пломбозапорные устройства или их отсутствие). Рассчитывает провозные платежи и сборы. Информирует склад о движении грузов. Производит в установленном порядке переадресовку грузов, организует реализацию невостребованных грузов, а также, при необходимости, работу по розыску грузов, транспортных средств.

Сотрудники должны знать: законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, относящиеся к транспортной и транспортно-экспедиционной деятельности; международные соглашения и конвенции по транспорту; подвижной состав видов транспорта; технологию и организацию транспортно-экспедиционного обслуживания; эксплуатационные возможности транспортных путей и терминальных систем; методы оптимизации транспортно-технологических схем доставки грузов с использованием логистических систем; организацию транспортной инфраструктуры (пропускные и провозные возможности дорог, морских, речных портов и пристаней, аэропортов, транспортных узлов); действующие системы тарифов, налогов, скидок и льгот на перевозки, таможенных и страховых платежей; методы определения стоимости доставки грузов; порядок заключения договоров, оформления товарно-сопроводительных, транспортно-экспедиционных платежных, страховых и претензионных документов; основы товароведения; правила перевозок на всех видах транспорта; правила и нормы экологии и безопасности движения на транспорте; основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации в части, необходимой для организации транспортно-экспедиционной деятельности.

Приемная комиссия

Если поступление товаров на склад предприятия является постоянным процессом — грузы поступают ежедневно небольшими объемами, или еженедельными крупными партиями, или ежемесячными количествами, требующими длительном приемки, то приказом по предприятию назначаются постоянно действующая комиссия по приемке поступающих товаров и службы, обеспечивающие приемку (грузовая служба, лаборатория по проверке качества, служба оформления претензий), и определяется порядок распределения техники и трудовых ресурсов.

Если поступление товаров происходит периодически и постоянная приемная комиссия не требуется, то приказом по предприятию постоянные обязанности председателя приемной комиссии возлагаются на одного из руководителей, которому предоставляются полномочия назначать приемную комиссию по мере необходимости, привлекать обеспечивающие службы. В обоих случаях председателю приемной комиссии предоставляется право подписи документов, связанных с приемкой товаров, право привлекать сторонних специалистов или лаборатории для контроля качества, независимых экспертов и общественные организации. В обоих случаях назначение и состав приемной комиссии оформляются письменным приказом. В приказе отдельным пунктом указываются сотрудники, которым предоставлено право подписи приемных актов, протоколов проверки (анализа, тестирования) качества и претензий, для того чтобы подписи этих членов комиссии имели законную силу для оприходования товаров или для предъявления претензий поставщикам и возможных арбитражных разбирательств.

Примерный состав приемной комиссии:

— председатель комиссии;

— товароведы;

— эксперты по качеству;

— работники для распаковки, перемещения, пересчета, взвешивания и т. д.;

— обработчики документации.

Председатель приемной комиссии организует выполнение следующих подготовительных работ:

— заблаговременное приглашение сторонних специалистов для контроля качества (если нет штатных), а также независимых экспертов в сложных и спорных случаях;

— подготовка оборудования для вскрытия тары, распаковки, анализов, тестирования или диагностики поступающих товаров;

— определение технологии и исполнителей приемки грузов от перевозчиков по количеству мест и весу, соответствия сопроводительной документации договору закупки, подготовки претензий перевозчикам;

— определение технологии и сроков приемки товаров, подготовки материалов для претензий поставщикам;

— планирование сроков, технических средств и рабочей силы для приемки товаров по количеству и качеству;

— определение мест и сроков временного размещения и хранения грузов для приемки по количеству и качеству;

— определение порядка передачи принятых товаров для размещения и хранения;

— планирование технических средств и рабочей силы для размещения принятых товаров по местам хранения немедленно после приемки.

При организации приемки по количеству предприятие-получатель обязано:

— создать для правильной и своевременной приемки продукции условия, при которых обеспечивалась бы сохранность и предотвращалась возможность образования недостач и хищений продукции;

— обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции, хорошо знали Инструкцию П-6, а также правила приемки продукции по количеству, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, другими нормативными актами и договором поставки данной продукции;

— обеспечить точное определение количества поступившей продукции (веса, количества мест: ящиков, мешков, связок, кип, пачек и т. п.);

— систематически осуществлять контроль за работой лиц, на которых возложена приемка продукции по количеству, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.

При организации приемки по качеству и комплектности предприятие-получатель обязано:

— создать условия для правильной и своевременной приемки продукции, при которых обеспечивалась бы ее сохранность и предотвращалась порча продукции, а также смешение с другой однородной продукцией;

— следить за исправностью средств испытания и измерения, которыми определяется качество продукции, а также за своевременностью проверки их в установленном порядке;

— обеспечить, чтобы лица, осуществляющие приемку продукции по качеству и комплектности, хорошо знали и строго соблюдали Инструкцию П-7, а также правила приемки продукции по качеству и комплектности, установленные соответствующими стандартами, техническими условиями, особыми условиями поставки, другими обязательными правилами;

— систематически осуществлять контроль работы лиц, на которых возложена приемка продукции по качеству и комплектности, и предупреждать нарушения правил приемки продукции.

Полномочия для приемки грузов от перевозчиков по количеству мест и весу обычно предоставляются экспедиторам, приемщикам груза, входящим в состав приемной комиссии (утвержденной, приказом по предприятию) и работающим совместно с грузовой службой.

Полномочия для приемки товаров от поставщиков по количеству предоставляются экспедиторам, товароведам, кладовщикам, включенным в состав приемной комиссии. В одних случаях приемкой целесообразнее заниматься представителям службы хранения (мелкий товар, дорогой товар, специфичный товар и т. п.), в других — экспедиторам (приемка товара на складе поставщика, лесоматериалы, металлопрокат, насыпные и наливные грузы и т. п.). Приемкой товаров от поставщиков по качеству всегда целесообразнее заниматься уполномоченным специалистам (товароведы, эксперты, специалисты по анализам и т. д.).

Грузовая служба

Грузовые службы существуют у всех предприятий, получающих и отправляющих грузы, — промышленных, транспортных, заготовительных, добывающих, торговых и т. д.

Структура грузовой службы

Большие грузовые потоки требуют специализации подразделений, которые выполняют погрузочно-разгрузочные работы и перевозки внутри своего предприятия. Иногда грузовые службы объединены с транспортным отделом или со складом. Современные требования совершенствования логистики грузопотоков в целях сокращения сроков выполнения грузовых операций и расходов на них повысили значимость качества управления грузовыми службами, подготовки кадров для них, обеспечения их техническими средствами и оргтехникой. Грузовая служба предприятия может быть структурно отдельной, может входить в структуру склада. На крупных предприятиях грузовая служба обычно выделена в самостоятельное подразделение.

Грузовая служба выполняет следующие основные функции.

Контакты с отправителями и перевозчиками, определение даты поступления груза, необходимости дополнительных перевозок (например, от желдорстанции до склада и т. п.).

Определение необходимого состава бригад и машин для разгрузки и размещения груза.

Определение технологии разгрузки, приемки и размещения груза (обычная или новая при новом виде груза).

Оформление документов по приемке груза от перевозчиков, претензий к перевозчикам.

Контакты со складом и цехами, получение указаний на отправку грузов и партий для отгрузки.

Определение необходимого состава бригад и машин для погрузки.

Определение технологии погрузки (обычная или новая при новом виде груза).

Оформление документов и сдача грузов перевозчикам.

Составление графика работ.

Инструктаж исполнителей.

Производство работ.

Размещение товаров по местам хранения (для крупногабаритных и специальных грузов).

Обязанности груз-менеджера

Руководитель грузовой службы должен знать:

Технические условия погрузки и крепления, открепления и разгрузки грузов.

Правила транспортирования, упаковки и маркировки грузов.

Порядок и технологию взвешивания грузов, содержания и технического обслуживания весовых приборов.

Правила техники безопасности и производственной санитарии при погрузочно-разгрузочных работах.

Грузовую перевозочную и коммерческую документацию, правила ее хранения и оформления.

Правила перевозок грузов.

Основы планирования перевозок, организации труда и управления производством.

Правила охраны грузов в пути.

Инструкцию о порядке расследования и учета несчастных случаев, связанных с производством.

Основы трудового законодательства; положение о рабочем времени и времени отдыха работников предприятия.

Руководитель грузовой службы:

Определяет потребность в транспортных средствах; под погрузку и заказывает их.

Контролирует соблюдение технических условий погрузки и крепления грузов, выполнение норм простоя транспортных средств под грузовыми операциями, правильность оформления грузовых перевозочных документов и учета погрузочно-разгрузочных работ, ведение претензионной работы.

Привлекает специалистов других структурных подразделений к решению задач, возложенных на него (если это предусмотрено технологией операций).

Обеспечивает эффективное использование производственных площадей и погрузочно-разгрузочных средств.

Осуществляет руководство и оперативное планирование работы грузовой службы.

Обеспечивает выполнение планов погрузки, выгрузки грузов, сортировки, сохранность грузов и их своевременный вывоз.

Анализирует выполнение оперативного плана и основных показателей работы.

Разрабатывает в соответствии с сетевым планом формирования графики приема к перевозке контейнеров и мелких отправок по направлениям.

Участвует в разработке, пересмотре и контролирует выполнение технологического процесса.

Разрабатывает и внедряет мероприятия по сокращению простоя транспортных средств и обеспечению своевременного вывоза грузов.

Проводит необходимые мероприятия по предупреждению несохранности грузов при перевозке, погрузке, выгрузке.

Обеспечивает исправное содержание погрузочно-разгрузочных площадок и весовых приборов.

Принимает участие в контрольных перевесках, погрузках и выгрузках грузов.

Участвует в расследовании случаев травматизма, связанных с выполнением погрузочно-разгрузочных работ.

Организует и проводит работу по повышению уровня технических и экономических знаний работников грузовой службы.

Контролирует соблюдение работниками производственной и трудовой дисциплины, выполнение ими должностных инструкций, правил и норм по охране труда, технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.

Требования к организации грузообработки

Становится популярным проектирование единых транспортно-складских процессов, связанных с обработкой материальных потоков при разгрузке и приемке товаров.

При определении технологических параметров складского комплекса выполняются:

— разработка требований к территории складского комплекса: основные потоки по территории, конструкция, расположение доков и рамп, их количество, подъезды к складу, внешние транспортные коммуникации;

— разработка требований к складскому оборудованию (подъемно-транспортное оборудование, средства малой механизации и т. д.);

— разработка процессов складской грузообработки;

— расчет параметров складских зон (разгрузки, приемки, хранения, комплектации, отгрузки), административно-бытовых и вспомогательных помещений;

— разработка план-схемы склада с указанием мест размещения складского оборудования, товаров, маршрутов движения подъемно-транспортного оборудования и персонала;

— выделение участков для маневрирования и парковки прибывающих автомобилей с грузами;

— оборудование разгрузочных площадок.

При проектировании технологии грузообработки выполняются:

— анализ структуры и динамики грузопотока;

— анализ динамики движения грузов с учетом прогноза изменения объема грузопотоков;

— анализ основных характеристик грузов (геометрических, физических и т. д.).

Для планирования операций и расчетов необходимы:

— исходные данные для расчетов, включая классификационные таблицы грузов, среднестатистические значения грузопотоков и средние отклонения от них;

— описание методов расчетов;

— характеристики основных складских технологических зон, в том числе общие и полезные складские площади и объемы, длины погрузочно-разгрузочного фронта, рассчитанные с использованием методов статистического моделирования;

— схемы склада с указанием размещения и характеристик основных технологических зон, складского оборудования и маршрутов движения подъемно-транспортного оборудования и персонала;

— перечень потребного количеству подъемно-транспортного оборудованиями средств малой механизации, устройств для автоматизации учета и управления;

организационная структура складского комплекса;

— оценка затрат на оснащение складского комплекса, включая стоимость складского и подъемно-транспортного оборудования.

На предприятии должны быть разработаны:

— альбом моделей складских бизнес-процессов;

— альбом технологических карт складских операций, включая инструкции по охране труда;

— инструкции по типовым способам и приемам работ;

технологические карты грузообработки;

— нормативы технологических процессов грузообработки;

— положения о подразделениях склада;

должностные инструкции складского персонала;

— схемы документооборота.

Грузообработка обычно выполняется совместно с процессами транспортировки и складирования. Логистический менеджмент должен учитывать следующие основные факторы:

движение (грузообработка всегда связана с движением и перемещением определенного количества грузов внутри определенной инфраструктуры или вне ее);

время (продукция должна быть перемещена внутри производственных подразделений, складов и т. п. к определенному моменту времени, связанному с производственным расписанием, временем дистрибьюции, заказа или другим отрезком времени логистического цикла);

количество (грузообработка всегда связана с определенными размерами отправок или партий груза. Зачастую именно грузоперерабатывающие мощности определяют рациональное количество поставляемых производителю или потребителям грузов);

пространство (склад, транспортное средство, терминал и т. п. должны рационально использовать имеющееся в наличии пространство и грузовместимость. Системы грузообработки позволяют осуществить наиболее эффективное использование пространства).

Эти ключевые факторы должны учитываться совместно. Необходимо также принимать во внимание такие аспекты, как интеграция и координация действий логистических посредников в закупках, производстве и дистрибьюции продукции.

Основные логистические принципы современной грузообработки приведены в таблице. Они должны быть реализованы при управлении грузообработкой в логистических системах для повышения эффективности использования складской площади и высоты.

Логистические принципы грузообработки

ПРИНЦИП

ХАРАКТЕРИСТИКА

Планирования

План грузообработки составляется совместно с планом складирования для обеспечения максимальной операционной эффективности

Системного подхода и интеграции

Все решения по грузообработке должны быть интегрированы с другими логистическими активностями для достижения цели бизнеса

Материального потока

Грузообработка должна осуществляться часто, и планировка оборудования должна быть достаточной для оптимизации материального потока

Рациональности (простоты)

Упрощение процесса грузообработки путем уменьшения, устранения или комбинирования нерациональных операций и/или оборудования

Гравитации

Использование собственного веса обрабатываемых партий во всех случаях, где это возможно

Использования пространства

Оптимальное использование пространства складирования и перемещения

Единицы размера

Увеличение количества, размера или веса обрабатываемой партии или отношения этих характеристик

Механизации и автоматизации

Максимальная механизация и автоматизация операций грузообработки

Выбор оборудования

В выборе оборудования для обработки грузов должны быть учтены все основные факторы и принципы

Стандартизации

Должны применяться типовые схемы грузообработки и стандартизованное оборудование

Адаптивности

Выбор методов и оборудования должен быть адаптирован к широкому кругу задач логистического менеджмента, который может встретиться на практике

Полной грузоподъемности

Увеличение отношения грузоподъемности мобильного оборудования к весу перерабатываемой партии груза

Использования

Оптимальное использование оборудования совместно с рабочим персоналом

Поддержки

Планирование профилактического ремонта и обеспечения запасными частями грузообрабатывающего оборудования

Обновления

Обновление морально и физически устаревшего оборудования.

Контроля

Использование операций по грузообработке для улучшения контроля при управлении процедурами заказов, производственными процедурами и запасами продукции

Мощности

Использование оборудования для повышения производительности труда

Непрерывного совершенствования

Непрерывное совершенствование технологии грузообработки

Безопасности

Применение безопасного оборудования и способов переработки, охрана труда

Грузообработка должна выполняться в соответствии с ГОСТ 12.3.009, ГОСТ 12.3.020, ГОСТ 12.4.026, Межотраслевыми правилами по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, Межотраслевыми правилами по охране труда при эксплуатации промышленного транспорта (напольный безрельсовый колесный транспорт).

Грузополучатель обязан обеспечить прием груза и разгрузку автомобиля. После выгрузки его работники обязаны очистить автомобили и контейнеры от остатков груза, а если осуществлялась перевозка животных, птицы, сырых животных продуктов и скоропортящихся грузов — промыть подвижной состав и при необходимости произвести его дезинфекцию. В отдельных случаях производство очистки загрязненной грузовой платформы (кузова автомобиля) могут принять на себя транспортные организации (при этом оплата этой работы осуществляется за счет грузополучателя).

Места производства погрузо-разгрузочных работ и подъездные пути к ним должны иметь ровное твердое покрытие, способное воспринимать нагрузки от грузов и подъемно-транспортных машин, и содержаться в исправном состоянии. Траншеи, выбоины, канавы и т. п. должны быть полностью закрыты. Канализационные и другие технические колодцы должны быть закрыты прочными крышками, вставленными в гнезда или закрепленными на шарнирах.

Территории погрузочных и разгрузочных площадок должны иметь достаточное естественное и (или) искусственное освещение (не менее 10 лк), своевременно очищаться от мусора и посторонних предметов, а в зимнее время — от снега и льда (при необходимости — посыпаться песком или другими средствами, предотвращающими скольжение). В местах пересечения подъездных путей автотранспорта с канавами, траншеями, железнодорожными линиями и др. должны быть устроены прочные настилы или мостки для переездов, выдерживающие соответствующую нагрузку. Для ограничения движения автотранспорта при подаче его задним ходом на разгрузочной площадке должен быть уложен тротуар или отбойный брус. На площадке для укладки груза указываются границы штабелей, проходов и проездов между ними. Ширина проездов должна обеспечивать безопасность движения транспортных средств и подъемно-транспортных машин.

На площадках для выгрузки (погрузки) тарных, штучных грузов должны быть устроены платформы, эстакады, рампы высотой, равной высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м и иметь уклон не более 5°. Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м. Вдоль передней кромки платформы следует устанавливать соответствующий по прочности и высоте охранный борт для предупреждения завала колес напольного транспорта за край платформы. Эстакады, платформы, рампы для производства погрузочно-разгрузочных работ с заездом на них автомобилей и других транспортных средств должны оборудоваться указателями допустимой грузоподъемности и колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств.

Помещения для приема и хранения товаров, расположенные в подвальных и цокольных этажах, имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 1,5 м, должны оборудоваться люками и трапами для спуска грузов непосредственно в помещение. Помещения для приема и хранения товаров, расположенные выше первого этажа и имеющие лестницы с количеством маршей более одного или высотой более 2 м, должны оборудоваться подъемниками для спуска и подъема грузов. В складах, расположенных в жилых домах, погрузка, выгрузка грузов должны производиться с торцов зданий, не имеющих окон, из подземных туннелей или со стороны магистралей при наличии специальных помещений для приема и хранения товаров.

При установке автомобиля для выгрузки и погрузки вблизи здания между зданием и задним бортом кузова автомобиля должен соблюдаться разрыв не менее 0,8 м. Перед началом движения автомобиля задним ходом в условиях недостаточного обзора лицом, руководящим разгрузочными работами, должен быть выделен специальный человек для организации безопасного движения автомобиля и контроля за соблюдением установленного вышеуказанного разрыва.

Для фиксации остановки автомобиля на безопасном расстоянии при необходимости должны применяться специальные переносные устройства (башмаки, клинья и т. п.). Открывать и закрывать борта кузова транспортного средства разрешается не менее чем двум работникам. При этом необходимо убедиться в безопасном расположении груза.

Высота разгрузочно-погрузочных платформ для автотранспорта должна быть 1,1 —1,2 м, для малотоннажных автомобилей — 0,6—0,8 м, ширина от 3 м (для малотоннажных автомобилей) до 6 м. В зависимости от климатического района расположения и величины площади склада разгрузочные платформы должны размещаться под навесом в неотапливаемых или отапливаемых помещениях. Навесы должны полностью перекрывать разгрузочную платформу, а также кузов автомобиля на 1м.

Разгрузочные платформы должны размещаться под навесами, в неотапливаемых или отапливаемых помещениях. В случаях, когда разгрузочные места на предприятиях, использующих ночной завоз товаров, предусматриваются вне основной разгрузочной платформы, допускается вместо платформы (при соответствующих обоснованиях) применять разгрузочно-погрузочные устройства. При разгрузке товаров под навесами или в неотапливаемые помещения должны предусматриваться помещения для приема товаров. Площадь помещения для приема товаров должна быть до 16 м 2 в расчете на одно разгрузочное место.

Перед грузовыми лифтами должны предусматриваться погрузо-разгрузочные площадки. Ширина разгрузочных площадок должна быть не менее ширины лифтов, измеренной по внешним габаритам с учетом ограждающих конструкций. Глубину площадок следует определять без учета ширины примыкающих к ней коридоров. В шахте, машинном и блочном помещениях лифта запрещается хранить предметы, не относящиеся к его эксплуатации. Машинное и блочное помещения, помещения для размещения лебедки и блоков грузового малого лифта, а также шкафы для размещения оборудования при отсутствии машинного помещения должны быть заперты, а подходы к дверям этих помещений и шкафам — свободны.

Территория предприятия должна содержаться в чистоте, проезды, проходы, разгрузочные площадки и т. п. следует постоянно очищать от мусора. На территории, прилегающей к предприятию, не допускается проведение погрузо-разгрузочных работ, складирование тары, размещение контейнеров с мусором.

Диспетчерская служба

Для организации планирования и диспетчеризации работ необходимо выполнение следующих процессов и операций:

— определение принципов подготовки планов и графиков работ, планов распределения рабочей силы и техники по объектам и срокам, включая согласование планов с режимом работы сторонних организаций, участвующих в процессах товародвижения;

— разработка планов, графиков, описаний последовательности операций, нормативов для бизнес-процессов и т. п.;

— постановка задач для компьютеризации планирования и диспетчеризации работ, анализа качества планирования;

— определение кратчайших маршрутов перемещения грузов при раскладке для хранения и отборе для отгрузки;

— разработка маршрутных карт, описаний последовательности операций и т. п.;

— постановка задач для компьютеризации подготовки маршрутных карт, спецификаций для размещения товаров и спецификаций для отбора товаров с учетом маршрутных карт.

Функции службы:

Осуществляет оперативное регулирование деятельности подразделений в соответствии с производственными программами, календарными планами и сменно-суточными заданиями. Контролирует обеспеченность подразделений необходимыми материалами, оборудованием и погрузочно-разгрузочными средствами. Собирает и обрабатывает информацию на грузообразующих и грузополучающих объектах, пунктах погрузки и разгрузки о наличии грузов. Распределяет исполнителей по объектам работ. Осуществляет оперативный контроль за ходом складских и погрузочно-разгрузочных операций по установленным графикам. Ведет диспетчерский журнал, составляет отчетные рапорты и другую техническую документацию о ходе производства.

Технологическая служба

В средних и небольших складах может быть один инженер-технолог или эти функции выполняет руководитель склада или его заместитель. Задачей этой службы является разработка, внедрение и совершенствование технологии работы с товарами и документами. Основной задачей технологов является выявление и устранение нарушений в процессе работы с товарами, которые могут привести к материальным потерям. При согласовании договоров с поставщиками принимают участие в обсуждении технологии работы с товарами поставщиков.

Претензионная служба

Претензионная служба решает следующие задачи:

— определение форм и правил подготовки актов приемки при недостачах или браке в полученных партиях, претензий по количеству и качеству;

— определение порядка подготовки и форм претензий получателей по количеству и качеству;

— организация учета претензий к перевозчикам, претензий по количеству и качеству товара, учета проверки, удовлетворения и анализа претензий;

— определение процесса обработки претензий, контроля ответов на них, контроля их удовлетворения;

— определение порядка работы с арбитражем в случае предъявления исков;

— определение порядка контроля расчетов по претензиям и решениям арбитража;

— определение методов анализа объема претензий, степени их удовлетворения для оценки качества товаров и работы склада или поставщиков в целях принятия решений о целесообразности деловых отношений с ними или работы с соответствующей группой товаров;

— постановка задач для компьютеризации процессов подготовки, учета и анализа претензий;

— операции по учету удовлетворения претензий.

Основные вопросы, которыми занимается логистика на предприятии, это управление материальными ресурсами и распределение их. Ресурсами могут считаться материалы основные и вспомогательные, комплектующие и полуфабрикаты, запчасти и упаковка, а также готовая конечная продукция.

Логистику на предприятии чаще всего можно подразделить на внутреннюю и внешнюю. Внешняя логистика занимается задачами по продвижению на рынок готовых товаров, то есть углубленно подходит к вопросам, относящимся к понятию сбыта продукции, к которым можно отнести:

  • доставку потребителям конечного или промежуточного продукта;
  • управление запасами продукта на собственных складах, на промежуточных площадках и у потребителей;
  • комплектование заказов по ассортименту выпускаемой продукции, их хранение, упаковка и отправка;
  • отслеживание спроса на выпускаемые товары, при необходимости выдача рекомендаций по корректировке производства.

К чему могут привести ошибки во внешней логистике

Современное производство постоянно растет и развивается, ставя дополнительно к существующим проблемам логистики все новые и новые задачи. Упущения во внешней логистике, недостаточное внимание к ее развитию могут привести к большим убыткам. Без грамотного решения логистических задач может, например, последовать перегрузка складских помещений, что приведет к неоправданному расширению складских запасов готовой продукции, потере ресурсов и непосредственному росту расходов.

Ошибки в логистике могут привести к неверной оценке потребностей в автоперевозках, вследствие чего будет расширен автопарк со всеми дополнительными издержками на его содержание или встанет вопрос привлечения сторонник грузоперевозчиков, что повысит расходы и создаст дополнительные проблемы.

Если своевременная доставка заказчикам готовой продукции будет выполняться со сбоями, это отрицательно скажется на имидже предприятия, а как следствие – на количестве покупателей.

Таким образом, занятие внешней логистикой предприятия требует пристального внимания, хорошей теоретической и практической подготовленности сотрудников и постоянного совершенствования.

Проблемы внешней логистики

Нормальный процесс внешней логистики могут осложнять самые разные проблемы. Так, все острее встает проблема перегруженности транспортных артерий больших городов, что увеличивает время доставки заказа. Дорожные неувязки срывают все планы и не дают точно планировать временные рамки. Если предприятие расположено на нескольких территориях, логистика усложняется появлением нескольких точек отгрузки готовых изделий. Перемещение материалов в пределах одного предприятия таким образом сталкивается с проблемами, свойственными внешней логистике.

Логистический аутсорсинг

Один из простейших выходов из положения для большинства предприятий – это передача задач внешней логистики стороннему логистическому предприятию, готовому предоставлять такие услуги – такая передача называется аутсорсингом. В этом особенно заинтересованы растущие и развивающиеся предприятия, которые готовятся к переходу на новый для себя уровень сбыта продукции: от местного к региональному, от регионального к федеральному и далее к международному.

Подобный переход обычно сопряжен с рядом затрат: создание новых логистических отделов, приобретение нового транспорта, увеличение штата сотрудников. В увеличившейся фирме нарастают бюрократические тенденции, она становится неповоротливой, медлительной и неуправляемой.

Собственная логистика достаточно дорого обходится предприятию: и специалистов приходится содержать, и автопарк постоянно наращивать, и склады готовой продукции иметь. На себестоимость эти расходы ложатся дополнительным тяжелым грузом, тем более, что логисты часто завышают внутреннюю стоимость своих услуг.

Использование внешнего логистического оператора особенно удобно тем производителям, которые выходят на экспорт своей продукции. Таможенное оформление, специально подготовленный транспорт, склады – все это гораздо проще и дешевле оплатить, чем развивать у себя.

Оптимальная организация перемещения материальных и информационных потоков – это неотъемлемая часть работы любого крупного предприятия. Правильно настроенные логистические процессы позволяют сэкономить ресурсы компании, а также оптимизировать складские запасы. В этой статье мы рассмотрим что такое логистика и её виды, а также кто такой логист и чем он занимается на предприятии.

Некоторые особенности

Многие причисляют логистику к математическим наукам. Нельзя не согласиться с этим утверждением, т.к. это наука, большей частью которой являются расчеты вне зависимости от сферы ее применения. Современные высшие учебные заведения готовят специалистов как широкой, так и узкой направленности, а сама логистика стала настоящим секретом успешного бизнеса, т.к. с ее помощью можно сэкономить на материалах, времени и информации.

Логистика – это рациональное продвижение товара или услуги от поставщика до потребителя, включая планирование, управление и контроль процесса.

Цель — повышение эффективности компании, а также повышение ее конкурентоспособности. Задачами являются:

  • улучшение управления товарами и услугами;
  • создание и повышение эффективности системы управления материальными и информационными ценностями;
  • повышение качества продукции.

Видео — что такое логистика транспорта и почему она важна:

Логистика имеет несколько направлений, основными из которых являются закупочная, производственная, маркетинговая и распределительная логистики. С каждым из этих направлений напрямую взаимодействует транспортная и информационная логистики.

Организация логистики на предприятии

Следует отметить, что работа отдела логистики будет эффективна только тогда, когда руководитель компании мыслит стратегически.

С понятием логистической системы тесно связано понятие «логистическая цепь». Логистическая цепь – это канал поставок, включая поставщика, склад, перевозчика, дилера (и/или дистрибьютора), продавца, покупателя.

В зависимости от товара, величины компании и прочих параметров звенья логистической цепи варьируются. Так, самой короткой цепью бывает цепь «Производитель – покупатель», однако, такое встречается крайне редко. Обычно в цепочку включены перекупщики, склады и перевозки.

Как строится и что включает в себя логистика на предприятии:

  1. Создание службы логистики. Важно понимать, то налаженная логистика значительно экономит бюджет предприятия и повышает качество сервиса. На первом этапе компания определяется с приемлемой технологией логистики.
  2. Мероприятия по достижению поставленных задач. Чтобы достичь задачи компании (сокращение расходов и повышение качества товара или услуги) предприятие после создания логистической службы должно комплексно подойти к вопросу отлаженности ее функционирования. Если это необходимо, ставятся новые задачи, либо прежние разбиваются на подзадачи. Важно провести хотя бы небольшой анализ маркетинговой среды компании (пройтись по конкурентам, окружающей среде и проч.). Также на этом этапе исключаются возможные угрозы.
  3. Мероприятия по совершенствованию и расстановке приоритетов. Создание инфраструктуры логистики в компании еще не означает, что все будет идеально отлажено с самого начала. Необходимо проводить ревизию каналов распространения товара, если требуется увеличить их пропускную способность, расставить приоритеты. Также на этом этапе исправляются крупные ошибки логистической цепочки.
  4. Совершенствование рабочего состава. Никогда не поздно проревизировать работу менеджеров и идентифицировать проблемы. На этом этапе консолидируются полномочия, власть и влияние.

Кто такой логист и чем он занимается

Логист – это человек, который, грубо говоря, организует доставку из одного пункта в другой. Если вам кажется, что в этом нет ничего сложного, вы глубоко ошибаетесь: логист должен учесть множество факторов и выбрать оптимальный вариант перевозки продукции или доставки услуги.

Логисты существовали еще во времена Византийской империи и занимались тем, что разрабатывали план перемещения армии. Разработка оптимального плана действий – вот чем занимается логист.

Должность логиста востребована, в первую очередь, в компаниях, которые занимаются перевозками. Более того, логист нужен любому предприятию (например, агрофирме), т.к. продукцию необходимо каким-то образом доставлять до конечного потребителя.

В обязанности логиста входит:

  • организация и координирование перевозок;
  • составление маршрута;
  • управление складом;
  • работа в 1С;
  • прием и контроль автомобильного транспорта, координация работы водителей;
  • оптимизация затрат;
  • формирование разного типа отчетов.

Видео — поможет на примере понять кто такой логист и чем он занимается:

Виды логистики

Логистику можно рассмотреть с точки зрения ее функционала, масштаба и типа затрагиваемых ресурсов.

Остановимся подробнее на первой классификации. Логистика по своему функционалу делится на следующие виды:

  • Закупочная . В ведении этого вида находится поиск и оценка поставщиков, выбор условий доставки, установление выгодных отношений с партнерами.
  • Производственная . Вид логистики, которая работает внутри предприятия. Отвечает за распределение материальных ресурсов.
  • Сбытовая . Управление уже готовым продуктом или услугой. В этот вид частично водит маркетинг (например, управление внешним видом товара).
  • Складская . Эффективное управление операциями на складе, выбор складов.
  • Транспортная . Выбор метода транспортировки, транспортного средства, маршрута и проч.
  • Таможенная . Перевозка груза через границу, работа с импортом и экспортом, работа с финансовой документацией.
  • Финансовая . Отвечает за оптимизация финансов на предприятии.
  • Туристическая . Организация маршрутов, работа с авиакомпаниями, отелями и проч.
  • Комплексная . Управляет всем выше названным.

Конечно, существует и другие виды логистики. Например, информационная — которая отвечает за эффективное распространение информации. Логистика – это неотъемлемая часть эффективности организации. Если компания выросла до определенного масштаба и ей требуется оптимизация, то без внедрения определенных логистических принципов не обойтись.

Видео — логист что это за профессия:

Логистика - искусство рассуждать, вычислять.

В экономике логистика - это научная и практическая деятельность, связанная с организацией, управлением и оптимизацией движения материальных, информационных и финансовых потоков от источника до конечного потребителя.

Различают два вида функций логистики: оперативные и координационные. Оперативные функции связаны с управлением движением материальных ценностей в области снабжения производства и распределения.

В сфере снабжения - это управление движением сырья, материалов, запасов готовой продукции от поставщика до производственного предприятия, склада или торгового хранилища.

На уровне производства логистика - это управление, включающее контроль движения полуфабриката через все стадии производства, а также движения товара на склады и рынки сбыта.

Управление распределением охватывает организацию потоков конечной продукции от производителя к потребителю.

К функциям логистической координации относятся: выявление и анализ материальных потребностей различных частей производства, анализ области рынков, на которых действует организация, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных потребностей клиентуры.

Сущность перечисленных функций заключается в координации спроса и предложения. Базируясь на соответствующей информации, логистика занимается состыковыванием предъявляемого рыночной ситуацией спроса и разработанного организацией предложения.

Из координационной функции логистики сформировалось еще одно ее направление - оперативное планирование. На основании прогноза спроса разрабатывается график перевозок и порядок управления запасами готовой продукции, в итоге определяется планирование производства, разработка программ снабжения сырьем и комплектующими изделиями. Из основополагающих позиций выделяют следующие функции логистики: системообразующая, интегрирующая, регулирующая, результирующая.

Системообразующая логистика - это система эффективных технологий обеспечения управления ресурсами.

Интегрирующая функция - это обеспечение логистикой синхронности процессов сбыта, хранения и доставки с привязкой к рынку средств производства и оказание посреднических услуг потребителям. Регулирующая функция заключается в реализации управления материальными, информационными и финансовыми потоками для сокращения затрат.

Результирующая функция подразумевает деятельность по доставке товара в нужном количестве в определенное время и место с необходимым качеством при минимально возможных издержках. Критерием для определения эффективности реализации логических функций является достижение конечной цели логистической деятельности.


Задачи, стоящие перед логистикой, можно разделить на общие, глобальные и частные. Достижение максимального эффекта с минимальными затратами - это главная глобальная задача логистики. Моделирование логистических систем и факторов их функционирования также относят к глобальным задачам.

К общим задачам относятся:

1) создание системы регулирования материальных и информационных потоков;

2) прогнозирование возможных объемов производства, перевозок, складирования;

3) определение несостыковки между необходимостью и возможностью реализовать ее на производстве;

4) выявление спроса на продукт, выработанный и продвигаемый в рамках логистической системы;

5) организация предпродажного и послепродажного обслуживания.

На основании решений общих задач создается сеть складских систем для организации обслуживания заказчиков и оптимального прикрепления их к пунктам производства.

Частные задачи имеют более узкое направление и включают:

1) создание минимальных запасов;

2) максимальное сокращение времени хранения готовой продукции;

3) сокращение времени перевозок.

Основные правила логистики можно сформулировать так: нужный товар необходимого качества в нужном объеме поставляется в определенное время и место с минимальными затратами. Основным объектом исследования в логистике является материальный поток. Прилагаемые к материальному потоку действия называются логистическими операциями, или логистическими функциями. Материальные ресурсы, находящиеся в состоянии движения, незавершенное производство, выпущенная продукция, к которым применяются логистические операции или функции, определяют материальный поток.

Логистическая операция - это движение, согласованное с возникновением, поглощением и преобразованием материального и сопутствующего ему информационного, финансового и сервисного потока.

Логистическая функция - это автономная составляющая логистических операций, нацеленных на решение выдвинутых перед логистической системой и звеньями задач. От вида логистической системы зависит объединение логистических операций и функций.

Понятие логистической системы является главным в логистике. Сложная организационная система, состоящая из фрагментов звеньев, объединенных в одном процессе управления материальными и сопутствующими процессами, является логистической. Задачи функционирования звеньев системы объединены внутренними задачами структуры бизнеса или внешними целями. Между элементами-звеньями логистической системы установлены определенные функционные связи и отношения. Некоторый экономический и функциально обособленный объект называется логистическим звеном системы. Он выполняет свою узкую роль, определенную логистическими операциями и функциями. Существует несколько типов звеньев логистической системы: генерирующие, преобразующие и поглощающие. Часто встречаются смешанные звенья логистической системы, в которых представлены сразу три основных типа, скомбинированные в различных сочетаниях.

Материальные потоки в звеньях логистической системы могут сходиться, дробиться, разветвляться, изменять свое содержание, параметры и интенсивность. Предприятия-поставщики материальных ресурсов, сбытовые, торговые, посреднические организации разного уровня, предприятия информационно-торгового сервиса и связи могут выступать в виде элементов логистической системы.

Еще одним понятием логистики является логистическая цепь . Большое количество звеньев логистической системы представляют логистическую цепь.

Звенья в логистической цепи линейно упорядочены по материальному, информационному, денежному потоку с задачей проведения анализа или проектирования определенного набора логистических функций или издержек.

Следующее понятие в логистике - логистическая сеть . Логистическая сеть - это большое количество звеньев логистической системы, находящихся во взаимосвязи между собой по материальным или сопутствующим им информационным и денежным потокам в границах логистической системы.

Логистическая сеть является более узким понятием в отличие от логистической системы, которая характеризуется наличием высшего логистического менеджмента, реализующего целевую функцию системы.

Концепцию общих издержек обычно связывают еще с одним понятием в логистике - логистическим каналом. Логистическим каналом считается упорядоченное множество звеньев логистической системы, включающее в себя полный объем логистических цепей или их участников, проводящее материальные потоки от поставщика материальных ресурсов, нужных для изготовления конкретного типа товара, до непосредственных потребителей.

Под понятие логистического канала подпадают внешние, внутрипроизводственные и макрологистические группы в пределах определенных рамок каждой логистической операции. Поэтому принципиально важным является понятие об общих логистических издержках.

Внедрение во все сферы бизнеса информационно-компьютерных технологий определяет современное состояние логистики. Без использования быстродействующих компьютеров невозможна реализация большинства логистических концепций. Информационное обеспечение логистического процесса настолько важно, что специалисты выделяют информационную логистику, которая имеет самостоятельное значение в бизнесе и управлении информационными потоками.

Информационный поток - это поток сообщений в бумажной и электронной (документной), речевой и другой форме, выдвигаемый исходным материальным потоком в определенной логистической системе, между звеньями системы или логистической системой и окружающей средой и предназначенный для реализации управляющих функций.

Можно выделить по связи с логистическими действиями и функциями элементарные, ключевые, комплексные и базисные информационные потоки.

Информационные потоки в связи с логистической системой делятся на:

1) проходящие внутри логистической системы или ее звена, или потока;

2) проходящие между логистической системой и внешней средой.

Наиболее распространенными по виду носителей информации являются потоки на бумажных и магнитных носителях.

По времени возникновения информации потоки делят на:

1) регулярные (стационарные);

2) периодические;

3) оперативные.

Регулярные соответствуют регламентированной по времени передаче данных, периодические жестко ограничены временем передачи, оперативные обеспечивают связь абонентов в интерактивном режиме. В зависимости от назначения определяют управляющие, вспомогательные информационные потоки, потоки информации для ведения учетной и аналитической деятельности, для выработки решений, потоки нормативно-справочной информации. В современной логистике возрастание роли информационных потоков обусловлено следующими основными причинами.

Необходимым элементом потребительского логистического сервиса является информация о статусе заказа, наличии товара, времени поставки, отпускных документах. Наличие полной и достоверной информации с позиции управления запасами логистической цепи может уменьшить потребность в трудовых резервах за счет минимизации относительности черты спроса. Гибкость логистической системы увеличивает информация при таком подходе, когда можно использовать ресурсы для достижения конкретных преимуществ.

Логистический менеджмент располагает многочисленными показателями и характеристиками информационных потоков:

1) терминологией передаваемых сообщений, видами данных, документами;

2) объемами данных;

3) скоростью передачи данных;

4) пропускной способностью информационных каналов;

5) помехозащищенностью.

Между информационным и материальным потоком отсутствует однозначное синхронное соответствие возникновения во времени. Информационный поток или опережает, или отстает от материального. Иногда материальный поток является следствием информационного. Типичным является присутствие рядом с материальным потоком нескольких информационных. Сопровождающие отдельные логистические функции информационные потоки могут быть очень сложными и насыщенными в плане документооборота.

Конкретные потребности логистического менеджмента определяют информационные потоки в логистической системе при разработке некоторых деталей планирования регулирования, анализа и учета. В качестве примера рассмотрим схему источников сведений и появляющихся информационных движений при прогнозировании рассредоточения запасов выпущенной продукции в распределительной сети. При планировании предприятием запасов готовой продукции учитываются запросы потребителей, прогнозирование объема продаж, решение о распределении, затраты на управление запасами. Отражающая запросы потребителей информация детализирует классы и группы потребителей в определенной части рынка, пути доставки готовой продукции каждой группе и формирование логистического сервиса.

Информационные потоки несут информацию о продуктовых требованиях, стоимости готовой продукции, процедуре заказа и доставки готовой продукции потребителям.

Для прогнозирования объема продаж информационные источники включают в себя такие сведения, как:

1) информация о предыдущих продажах конкретного ассортимента рынка;

2) количество продаж товаров конкурентов;

3) весь объем продаж данного участка рынка;

4) рыночный спрос на готовую продукцию;

5) достоверность и точность информации о предыдущих продажах;

6) планируемые изменения качественных характеристик готовой продукции;

7) экономические направления в изменении структуры потребительского спроса;

8) краткосрочные прогнозы в системе распределения готовой продукции;

9) прогноз развития новых рынков.

Информационные потоки, характеризующие решения в системе распределения, можно разделить на характеризующие временные причины операций в разделительной сети и отражающие точность и достоверность данных. Информация, уменьшающая неопределенность временных параметров распределения, сочетает данные выполнения заказа. Временные параметры транспортировки связаны с выбором схемы доставки, маршрута и т. п. Цикл получения заказа, его длительность включают информацию о времени доставки груза, о месте назначения, времени погрузочно-разгрузочных работ, оформления документации. Связанные с уменьшением неопределенности других параметров информационные потоки учитывают условия поставки, достоверность и точность информации при управлении запасами. Рассмотренный информационный поток для одной функции логистического менеджмента дает представление о сложности и многообразии информационных потоков в логистической системе.

Для достижения постоянной эффективности в любом виде производственно-хозяйственной деятельности необходимо иметь соответствующую систему контроля. Управление потоковым процессом не является исключением. Без эффективной подсистемы контроля не может считаться полностью дееспособной логистическая система. Отсутствие данной подсистемы приводит к значительным потерям. Ломается параллельность и слаженность взаимных процессов всех подсистем и субсистем в логистической системе, резко падает надежность совокупной работы разнообразных составляющих и отдельных субъектов деятельности. Время неучтенных периодов неиспользования техники и оборудования увеличивается.

Качество выпускаемой продукции, выполняемых работ и операций снижается, что пагубно сказывается на уровне обслуживания заказчиков. Повышение рисков и значительные затраты в ходе регулирования материальных, денежных и иных потоков влечет за собой неприменение нужного контроля. Неосуществление контроля бывает очень опасной угрозой, но не только оно является причиной возникновения рисков. Большую роль играет качество вырабатываемых тактических и стратегических решений, потому что природа рисков в производственно-хозяйственной деятельности многообразна.

Принятие правильного тактического решения дает возможность относительно быстро осуществить проверку идущих процессов и соответственно уменьшить либо ликвидировать потенциальные потери. Риски стратегического характера, возникающие на долговременной основе, требуют сложных схем страхования возможностных оценок.

Большинство предприятий различных форм ведения бизнеса нуждается в организации логистики, поскольку это позволяет грамотно сделать доставку различной продукции и товаров конечному потребителю. Не все знают, что правильно налаженная работа отдела логистики позволит существенно снизить себестоимость выпускаемой продукции, избежать простоев производства, а также минимизировать издержки, что в конечном итоге влияет на увеличение чистой прибыли.

Что такое логистика простыми словами?

Логистика – это наука, изучающая рациональную транспортировку различных ресурсов от производителя до конечного потребителя с наименьшими затратами. Она является неотъемлемым инструментом для ведения прибыльного бизнеса каждой компании. На сегодняшний день без логистики невозможно представить стабильную работу большинства торговых и производственных предприятий.

Логистика (как практическая деятельность) представляет собой систему спланированного управления информационными, материальными и денежными потоками любой компании. Разберем детально определение каждого из них.

Под материальными потоками принято понимать сырьевую базу, комплектующие и всевозможные материалы, которые используются в производстве. Для его бесперебойной работы отдел закупок и снабжения обязан заблаговременно приобретать все необходимое, к тому же важно, чтобы доставка сырья осуществлялась строго в определенный срок. Сюда же следует отнести внутрипроизводственную транспортировку и перемещение материалов и оборудования.

Распределение денег и поступление их на счета компании представляют собой финансовые потоки. Контроль над производственными затратами, перемещением денежных средств, оплатой счетов и прибылью осуществляет финансовый отдел любой компании.

Что касается информационных потоков, простыми словами это можно объяснить так: логистика обеспечивает систему распределения необходимой информации таким образом, чтобы наладить взаимосвязь между подразделениями компании и с конечным потребителем.

В итоге логистика определяет способ транспортировки (доставки) необходимой продукции в назначенное время в нужное место, обеспечив при этом оптимальную стоимость услуг и надлежащие условия их оказания. На предприятии логистический отдел выполняет ряд важнейших функций, к которым следует отнести:

  • выбор транспортных предприятий и поставщиков, заключение с ними договоров о сотрудничестве;
  • заключение контрактов с компаниями-поставщиками на определенных условиях;
  • анализ потребительского сегмента;
  • организацию работы с государственными службами и контролирующими органами (таможня, ГИБДД, прочее);
  • заключение контрактов на сотрудничество с покупателями;
  • организацию транспортировки продукции и сырья на предприятие;
  • доставку товара покупателю.

Деятельность логистического подразделения направлена на улучшение работы предприятия и повышение прибыли. Важно понимать, что большая часть компаний вкладывает прибыль в эффективную работу логистики, и эти затраты являются самой значительной частью статьи расходов, что подчеркивает исключительную важность работы в данном направлении.

Кто такие логисты?

Логистами называют специалистов, которые занимаются организацией доставки продукции от производителя до конечного потребителя, обеспечивая при этом минимальные растраты временных и финансовых ресурсов.

В обязательном порядке логист учитывает интересы производителя, потребителя и перевозчиков, ведь от этого в конечном итоге зависит качество предоставляемых услуг и прибыль компании. Такой специалист также занимается:

  • управлением материальной базой и техническими средствами предприятия;
  • оформлением сопроводительной и таможенной документации;
  • осуществлением контроля и организацией работы складской деятельности;
  • организацией доставки и экспедирования перевозимых грузов;
  • поиском оптимальных решений для сбыта готовой продукции.

Помимо этого, логист управляет комплексом информационных и сервисных услуг, связанными с его деятельностью. Одним из важнейших навыков, которыми обязан владеть логист, является умение предусмотреть возможные риски. К примеру, при сотрудничестве с поставщиком, который расположен на значительном расстоянии от предприятия, повышается вероятность сбоя доставки сырья. Это означает, что на пути следования возможны дорожно-транспортные происшествия и поломки грузовых автомобилей. Поэтому для максимально быстрого завоза необходимого компании сырья логист выберет ближайшего к ней поставщика, чтобы исключить риск простоя производства.

Важно : специфика ведения бизнеса, особенности производства и место его расположения, погодные условия, удаленность поставщиков от компании и множество других факторов напрямую влияют на развитие работы отдела логистики. По этой причине не существует стандартных схем распределения средств, организации доставки, оптимизации маршрутов следования и других важных функций, которые выполняют логисты. Это ведет к тому, что специалисты с учетом специфики работы предприятия разрабатывают оптимальные логистические модели работы, направленные в первую очередь на минимизацию издержек и получение прибыли.

Задачи и цели логистики

Говоря простыми словами о целях и задачах логистики, необходимо понимать, что они направлены на оптимизацию движения продукции от производителя к покупателю. Для этого специалисты логистического отдела комплексно подходят к решению всевозможных вопросов еще на этапе производства товаров, их хранения, доставки и сбыта.

Логистика производства призвана обеспечить планирование изготовления различной продукции в соответствии с потребительским спросом. Данные об этом и подробный анализ рынка представляют специалисты отделов продаж и маркетинга.

Сюда же следует отнести решение задач, направленных на обеспечение необходимых условий для бесперебойной работы предприятия и выпуска необходимого количества товара. Это обязывает логистов обеспечить закупку оборудования и сырья в нужном объеме, необходимом на всех этапах производства.

К основным задачам отдела логистики следует отнести также оптимизацию работы складского хозяйства и доставку продукции на склады конечного потребителя. Специалисты в обязательном порядке планируют объемы складских запасов и отслеживают сроки хранения товара.

Логисты планируют маршруты следования грузовых автомобилей, воздушных и морских судов, что необходимо для минимизации затрат на перевозку грузов. Также они оформляют необходимую для транспортировки документацию, включая путевые листы и таможенные декларации.

Виды логистических услуг

Рассмотрим подробнее разновидности логистических услуг.

Производственные

Рассматривая виды логистических услуг, необходимо начать именно с логистики производства, поскольку она призвана управлять потоками денежных средств, сырья и готовой продукции непосредственно внутри компании. К тому же данный вид деятельности оказывает влияние на развитие технологического процесса.

Логистика производства преследует важнейшую цель, направленную на оптимизацию затрат деятельности предприятия. Специалисты в данной отрасли выполняют:

  • анализ потребительского спроса;
  • планирование объемов производства;
  • оптимизацию работы и планов всех производственных подразделений;
  • отслеживание взаимодействия отделов производства с подразделениями снабжения и сбыта готовой продукции.

Логисты осуществляют контроль над процессом производства продукции на предприятии. При необходимости ими могут вноситься коррективы, направленные на оптимизацию работы и повышения доходности.

Информационные

Данный вид деятельности логистики направлен на грамотное управление информационными потоками, которые параллельно сопровождают материальные. Это связано с тем, что правильная работа с информацией (своевременное оповещение сотрудников о различных проблемах доставки, изменении в производственной деятельности, обеспечение взаимодействия между подразделениями, прочее) так же важна, как и грамотное распоряжение финансовыми средствами.

Специалисты данного направления занимаются оптимизацией внутренних и внешних информационных потоков, каналов их поступления и передачи, а также разработкой внутренней нормативной документации.

Транспортные

Эти услуги направлены на оптимизацию и разработку маршрутов следования, используемых для доставки готовой продукции, сырья и оборудования для производственного предприятия. Логистика автотранспорта является наиболее актуальной, поскольку большая часть перевозок осуществляется грузовыми машинами. Одной из важнейших целей данного направления является авизация, которая заключается в доставке продукции конечному потребителю строго в оговоренную дату и время.

Таможенные

Что касается таможенных услуг в логистике, стоит отметить, что данная отрасль является одной из самых важных в компаниях, осуществляющих международные перевозки различных грузов. Специалисты несут огромную ответственность за свою деятельность, поскольку от качества их работы зависит своевременность доставки груза.

Логисты отвечают за сопровождение продукции до места доставки, а также наличие всей необходимой документации. К тому же специалисты подкованы во многих юридических вопросах, что позволяет им грамотно оформить таможенные декларации и сопроводительные листы. Это дает возможность избежать задержки груза, простоя производства на предприятии, а также потери продукции.

Закупочные

Логистические услуги в сфере закупок представляет собой, по сути, работу отдела снабжения, поскольку данная отрасль занимается управлением материальных потоков. Сюда следует отнести покупку и распределение комплектующих материалов, оборудования, сырьевой базы и прочих компонентов, которые необходимы для бесперебойно работающего производства. Специалисты этого направления также выполняют следующие функции:

  • организовывают доставку сырья для производства;
  • занимаются поиском поставщиков;
  • заключают договоры о сотрудничестве;
  • обеспечивают надлежащее хранение сырья до его непосредственного применения в производственных подразделениях.

В обязанности логистов также входит оптимизация закупок сырья и вспомогательных материалов таким образом, чтобы их хватало на все производственные циклы (включая непрерывные) и не происходил простой. Специалисты данной отрасли исполняют важную роль в развитии компании, поскольку от качества их работы зависит в конечном итоге сумма расходов и себестоимость производимых товаров.

Складские

Данная отрасль необходима для управления складскими процессами. К ним следует отнести прием, выдачу со склада оборудования материалов и сырья, их хранение, а также отгрузку готовой продукции. Специалисты складской логистики принимают непосредственное участие в выборе для организации и постройки складских помещений, подборе специального оборудования.

Также в обязанности отдела логистики этого направления входит организация работы производственных складов, ведение учетной деятельности и контроль процессов приема и отгрузки продукции.

Логистика запасов

Эффективная работа производства на предприятии напрямую зависит от организации процессов управления запасами готовой продукции, сырья и необходимых материалов. Этим занимается логистика запасов. Специалисты отдела рассчитывают необходимый объем запасов сырья и готового товара (продукции) на производстве в целом и формируют их. Основной задачей данной отрасли является обеспечение непрерывной работы производственных процессов на предприятии.

Проблемы логистики в России

Как показывает практика, система логистики в Российской Федерации на порядок сложнее и требует значительных затрат в сравнении с другими странами. Это связано с определенными причинами и спецификой государства.

Прежде всего следует отметить, что территория страны обширна, поэтому предприятиям, которые занимаются перевозкой грузов, приходится сталкиваться с проблемой преодоления значительных расстояний. Это приводит к существенным затратам на приобретение топливных и смазочных материалов, запчастей, выполнение ремонтных работ. Несложно догадаться, что даже те логистические компании, которые осуществляют грузоперевозки в пределах своего региона, несут весомые затраты из-за необходимости больших расстояний.

Следующей важнейшей проблемой всех логистический предприятий является низкое качество дорожного покрытия на территории России. Выполнение ремонтных и сервисных работ не может не отразиться на итоговой стоимости транспортировки продукции.

Не радуют логистов и суровые климатические условия, ведь зимнее время в большинстве регионов достаточно продолжительное, что ведет к существенному расходу топлива и удорожанию услуг по хранению продукции в складских помещениях. Это связано с тем, что стоимость отопления больших площадей существенна, а без обеспечения необходимых температурных условий хранение большинства товаров попросту не представляется возможным.

К проблемам логистики также следует отнести недоработки в законодательной базе РФ. К примеру, компании нередко сталкиваются с невозможностью получения денежных компенсаций (естественно, по решению судебных органов) от поставщиков или транспортных организаций, виновных в срыве поставки продукции либо сырья, а также в простое производства.

Важно : в связи с некоторыми пробелами в законодательстве юротдел предприятия обязан предусмотреть возможные форс-мажорные обстоятельства и прописать в договоре о сотрудничестве с поставщиками пункт о штрафных санкциях.

Как правильно выбрать логистическую компанию?

Чтобы правильно выбрать компанию, которая сможет грамотно организовать все логистические процессы, руководству предприятий необходимо учесть несколько важных факторов. К ним следует отнести:

  • репутацию транспортно-логистической компании;
  • возможность оказания профессиональной помощи в общих вопросах логистики;
  • стоимость предоставляемых услуг;
  • сроки доставки товара;
  • состояние парка автомобилей претендента;
  • профессионализм водителей и экспедиторов;
  • гарантии на предоставляемые услуги.

Выбирая логистическую компанию, необходимо узнать отзывы о ее работе и качестве услуг. Для этого можно поинтересоваться у коллег либо найти мнения пользователей в Интернете.

Важным фактором, который необходимо учитывать, являются сроки и дальность доставки продукции. Некоторые компании осуществляют ее только в черте города, другие, наоборот, специализируются на региональных и международных грузоперевозках. Очень важно на начальных этапах сотрудничества обсудить сроки доставки и нюансы по предстоящей работе.

Для каждого предприятия важно получить квалифицированную помощь в решении различных ситуаций. По этой причине необходимо поинтересоваться у претендента на сотрудничество, имеются ли в штате специалисты, способные оперативно решать логистические задачи любой сложности и оказывать содействие при возникновении любых вопросов.

При поиске транспортно-логистической компании следует обратить внимание на стоимость представляемых услуг. Это важный фактор, поскольку он напрямую влияет на статью расходов предприятия. Возможно, имеет смысл обратить свое внимание на организации, представляющие услуги по железнодорожным перевозкам грузов. Как показывает практика, такая транспортировка является экономически выгодной, особенно если это касается доставки продукции или сырья на большие расстояния.

Обратите внимание на состояние автопарка претендента. Большое количество грузового автотранспорта и спецтехники, находящейся в надлежащем техническом состоянии, говорит о серьезности ведения бизнеса логистической компании.

Также необходимо поинтересоваться классностью водителей и опытом экспедиторов, которые будут сопровождать грузы во время перевозки. Если требуются постоянная транспортировка негабаритов, нелишним будет узнать о мастерстве и опыте работы водителей.

Каждый бизнесмен, заинтересованный в сотрудничестве с транспортной компанией, желает получить гарантии на представляемые услуги. Они заключаются в том, что перевозчик обязуется доставлять груз, сохраняя его целостность. Сюда же следует отнести точное время выполнения заказа. Не рекомендуется сотрудничать с логистическими компаниями, которые не могут гарантировать безопасную перевозку.

Сохраните статью в 2 клика:

Как видно, логистика на предприятии является важнейшим подразделением, сфера которой многогранна. От ее работы зависит не только бесперебойная работа производства, своевременная доставка продукции конечному потребителю, но и объем прибыли.

Вконтакте

Понравилась статья? Поделитесь ей